Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – сентябрь 2022 30 мин., 23.09.2022 Библиография. «Фома» 9(233) — сентябрь 2022 Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — 9(233) — 2022. FOMA. RU Обложка : На гладкой голубой поверхности — крупные капли дождя. (Фото). В центре страницы надпись: ИЗБЕГАЙ ОБЕЗБОЖИВАНИЯ. Пролог : Осип Мандельштам. « Образ твой, мучительный и зыбкий. ..». Стихотворение. 1912. Фото//Фома. — 9(233) — сентябрь 2022. — С.2. — (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: сентябрь //Фома. — 9(233) — сентябрь 2022. — С.4-5. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы. [В церковной литературе часто цитируются слова о том, что женщина спасется через чадородие: Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим 2:13-15). Но нередко эту фразу понимают как некий особый путь спасения для женщин — через рождение детей. Однако святитель Иоанн Златоуст прямо говорит, что в этом месте Писания речь идет не о чадородии женщин вообще, а конкретно о рождении Спасителя... Одновременно эти слова свт. Иоанна говорят о том, что чадородие Марии, являющееся образом всякого материнства, лежит в основании нашего спасения, и это делает материнский подвиг чем-то совершенно исключительным]. Ил.: Святое семейство. Иконография. — С.4; 14 сентября. 90 лет исполнилось бы Игорю Кириллову (1932-2021) . [ Игорь Кириллов : «Нужно чаще читать Евангелие. Мне кажется, не случайно у нас есть сразу четыре Евангелия — каждый человек в каждом из них находит что-то для себя. Мне, например, кажется, что Евангелие от Иоанна звучит более современно, чем остальные. Но каждый выбирает по себе. А самое главное, мы не просто перечитываем Евангелие. Мы каждый раз заново вчитываемся в него. И когда оно по-настоящему проникает внутрь, возникает еще больше вопросов. Не к Евангелию — к себе»]. Фото Владимира Ештокина. — С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-233-...

177 Наиболее замечательные известные нам списки имеются в рукописях: Парижск. Национальной библ., collect, de Coislin, 364 (перг. канонич. сборн. 1295 г.), л. 297–332; библ. Vatican. – Ottobonian. 344 (перг. εχολ. XIII в.) л. 73–100; библ. Barberini (εχολ. XII в.) 233, л. 107 об.–139. 183 Morinus . Commentarius historicus de disciplina in administratione sacramenti poenitentiae. Venet. 1702, pag. 616–625; Εχολ., перг. ркп. (XIII в ) библ. Ottobonianae-Vaticanae 344, φ. 73–100. 187 υχολ. перг. ркп. (XII в.) библ. Barberini 233, φ. 107 об.–139. Чин по этому списку издан у Алляция , в соч. De Ecclesiae occidentalis et orientalis perpetua consens. ed. Colon. Agripp. 1648, col. 1313 et sequ. 191 Эти списки в ркпп. Парижской Национал, библиотеки: Сборн. (XIV–XV в.) 364 (du fonds), φ. 63–68 (на φ. 68–81 к нему присоединены пространные извлечения и из основной редакции, см. у Морина , цит. соч., pag. 623–625); Канон, сборн. (XVI в.) 1321 (du fonds) φ. 460 об.–466; Кормчая (XVII в.), coll. de Coislin , 39, 279–282 об. (В последней ркп. список сделан, вероятно, из кн. «De poenitentia» Морина ). 193 Номокан. ркп. (1424 г.) библ. Афонского Пантелеймоновского (Руссика) монастыря 153, φ. 160–168 об. (См. прилож, отд. I, 1). 196 Сборн. греч. ркп. Московск. Синод, библ. (См. у Дмитриевского А . Богослужение в Русской церкви, в XVI в. ч. 1, Каз. 1884, прилож. стр. 101–106); ркп. Парижск. Национал. библ. (du fonds) 1317, φ. 82 об.–87; ркп. той же библиот., collect, de Coislin 363, φ. 68 об.–93 об.; канонико-литургич. сборн., ркп. (перг., XIII в.) той же библиот., (du fonds) 1152, л. 33–44. 197 См. locc. citt. в только что указанных ркпп. собр. Coislin 363; Нарижск. Национ. библиот. 1317. 199 Ркп. Парижск. Нац. библот. (du fonds) 1152. Разрешительная молитва читается здесь так « λεμων κα πολυεσπλαγχνος Θες, συγχωρσας δι το προφτου Νθαν τν πρατατον Δαβδ τ δια ξομολογομενον πτασματα κα τ κορυθαι Πτρ τν ρνησιν κλασαντι, πρνην ξ καρδας δακρσασαν π τος γους κα χρντους πδας κα τελνην κα σωτον δικαισας· επν· ξομολογεσθε λλλοις τ παραπτματα μν, πως αθετε, ν γρ μολογομεν τς μαρτας μν, πιστς κα δκαιος, φσει κα ατς τ παραπτματα κα τς μαρτας μν, κα καθαρση μς π πσης κηλδος κα μαρτας· ατς ον Θες κα Σωτρ ησος Χριστς, συγχωρσα σοι πντα, σα νπιον υτο κα τ μλλοντι, κα κατκριτον σε μπρωσθεν το βματος ατο παρασταθντα καταξισει, ν ελογητς ες τος ανας. μν.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

132-133 133-139 ВОДОАЛЬД (кон. VII - нач. VIII в.), прп., затворник Свессионский (Суасонский) (пам. зап. 4/5 февр., перенесение мощей 25 мая, 26 сент.) 139-140 ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение 140-148 148-149 149-153 153-159 159-160 160-171 171-173 ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Воздвижения Креста Господня Мужской Монастырь - см. Чарторийский в честь Воздвижения Креста ВОЗДЕРЖАНИЕ добродетель тех, кто управляют своими страстными влечениями, пожеланиями, умеряют и ограничивают чувства 173-184 ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией 184-186 ВОЗМИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Возмищский, Возмищенский, Возминский], находился в Ламском стане (совр. Волоколамский р-н Московской обл.) 186-189 189-193 193-197 197-203 203-204 204-205 205-207 207-209 209-210 210-211 211-213 213-214 214-220 ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) 220-221 221-223 223-227 227-231 231-233 ВОЛЖИН Александр Николаевич (1860 - 1933), обер-прокурор Святейшего Синода (30 сент. 1915 - 7 авг. 1916) 233-235 235-239 239-240 240-268 268-270 270-271 ВОЛОГОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Галактионова Знаменская пуст., Спасо-Каменный Свято-Духовский мон-рь], основан между 1627 и 1632 гг. на берегу р. Содемки (ныне Золотуха, в черте Вологды) 271-272 272-273 ВОЛОНЬЧЕВСКИЙ (1799 - 1875), католич. еп. Самогитский (Жямайтский), литов. писатель, просветитель, историк 273-274 274-275 275-278 278-282 283-284 284-286 ВОЛЬНЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ прославилась в ц. во имя Св. Троицы дер. Вольно Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского 286-287 287-288 288-289 ВОЛЬФ Иероним (1516 - 1580), нем. ученый-филолог, издатель античных и средневек. греч. лит. памятников, основатель герм. византиноведения

http://pravenc.ru/vol/ix.html

Писания и богослужения 7. 2 Проповеди и размышления на Господские праздники 7. 21 Рождество Христово, включая Недели пред Рождеством (святых отец и праотец), Навечерие и Неделю по Рождестве. 7. 22 Обрезание Господне и Новый год. 7. 23 Богоявление (Крещение) Господне, включая Неделю пред Богоявлением и после 7. 24 Вход Господень в Иерусалим… 7. 25 Вознесение Господне 7. 26 Пятидесятница 7. 27 День Святого Духа. 7. 28 Преображение Господне 7. 29 Воздвижение Креста Господня 3 Проповеди и размышления на Богородичные праздники] 7. 31 Рождество Пресвятой Богородицы 7. 32 Введение во храм Пресвятой Богородицы 7. 33 Сретение Господне. 7. 34 Благовещение Пресвятой Богородицы. 7. 35 Успение Пресвятой Богородицы 7. 36 Покров Пресвятой Богородицы. 7. 37 Проповеди и размышления в честь Божией Матери 7. 38 Проповеди и размышления в честь икон Божией Матери 4 Проповеди и размышления на воскресные дни (недели по Пятидесятнице)]. 5 Проповеди и размышления в честь святых] 51 Проповеди и размышления в честь Небесных Сил бесплотных] 6 Проповеди и размышления Постной Триоди] 7. 61 Приготовительные недели к Великому Посту. 7. 611 Неделя о мытаре и фарисее 7. 612 Неделя о блудном сыне 7. 613 Неделя мясопустная 7. 614 Неделя сыропустная (Прощенное воскресение) 7. 62 Недели Святой Четыредесятницы. 7. 621 Первая седмица Великого Поста. 7. 622 Вторая седмица Великого Поста. 7. 623 Третья седмица Великого Поста. 7. 624 Четвертая седмица Великого Поста 7. 625 Пятая седмица Великого Поста 7. 626 Шестая седмица Великого Поста 7. 627 Проповеди и размышления за Пассией 7. 628 Проповеди и размышления Страстной седмицы 7. 629 Проповеди о покаянии и причащении 7. 7 Проповеди и размышления Цветной Триоди 7. 71 Светлое Христово Воскресение 7. 72 Светлая седмица 7. 73 Неделя вторая по Пасхе (о Фоме) 7. 74 Неделя третья по Пасхе (о святых женах Мироносицах) 7. 75 Неделя четвертая по Пасхе (о расслабленном) 7. 751 Преполовение Пятидесятницы. 7. 76 Неделя пятая по Пасхе (о самаряныне). 7. 77 Неделя шестая по Пасхе (о слепом)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Симон II, герц, (верхне)лотарингский (1176–1206) II, 309 синодик кёльнского м-ря св. Пантелеимона 183 синодик Мерзебургский ц-ви 64, 70 синодик м-ря в Райхенау 189 Сиццо, гр. кефернбургский и шварцбургский (ум. в 1160 г.) 231, 231, 233 «Сказание о преложении книг на славянский язык» (XI в. ?) 28, 349 Скарбимир, палатйн силезский (ослеплен в 1117 г.) 199 Скёглар Тости, о. Сигрид Гордой (согласно скандинавской традиции) 130 Скилица Иоанн, см. Иоанн Скилица Славниковцы, династия удельных кн. в Чехии (X в.) 48 «Слово на перенесение мощей св. Климента Римского » (IX в.) 103 «Слово о полку Игореве» (ок. 1190 г.) 321 Снорри Стурлусон, автор (?) свода саг «Круг земной» (ум. в 1241 г.) 83, 130–132, 136, 139–140 Собеслав I, кн. чешский (1125–1140) VI, 201–203, 202–203, 261–263, 261–263, 265 Собеслав II, кн. чешский (1173–1178, ум. в 1180 г.) IV, VI, 263, 263, 309, 309 Солин Гай Юлий, римский писатель (III в.) 127,127, 149, 151 Соловьев А. В. (Soloviev А. V) 38, 160 София, ж. датского кор. Вальдемара I, затем – тюрингенского лгр. Людвига III, д. минского кн. Володаря Глебовича (ум. после 1182 г.) VII, IXa, 343 София, ж. оломоуцкого кн. Оты II Черного, д. бергского гр. Генриха (перв. пол. XI в.) VI, 263 София (?), ж. Адальберта, с. австрийского мгр. Леопольда III, д. венгерского герц. Альмоша V, 240 София, м. гольштейнского гр. Альбрехта Орламюндского, сестра датского кор. Вальдемара II 343 Спытигнев II, кн. чешский (1055–1061) VI, 177 Спытигнев, с. чешского кн. Борживоя II (ум. в 1157 г.) VI, 264, 264 Стендер-Петерсен А., см. Stender-Petersen А. Стенкиль, кор. шведский (ок. 1060–1066) VII, 139–140, 139–140 Стефан I, II, III, IV, V, кор. венгерские, см. Иштван (Стефан) I, II, III, IV, V Стефан, кор. английский (1136–1154) VII, 239 Стефан, с. польского кн. Мешка III IV, 309–310, 309 Стефан II, гр. блуаский (ум. в 1102 г.) VII Стефан, капеллан германского имп. Фридриха I Барбароссы 250 Стефан Первомученик, св., диакон Иерусалимской ц-ви (I в.) 197–198, 198–200 Стефанович П. С. 199

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1455 А король Гунтрамн повелел Баддону... как мы говорили выше... – явиться к нему... – См. кн. VIII, гл. 44. Из этой главы видно, что Баддон был только арестован, а не отправлен в изгнание. 1456 Если Фредегонда с помощью достойных мужей признает его невиновным... – По германскому праву, через очистительную клятву в присутствии соприсяжников. 1459 Жена Вилиульфа в третий раз вышла замуж, теперь за сына герцога Бепполена. – См. кн. VIII, гл.42. 1462 ...который, как мы упоминали выше, был отстранен от должности герцога. – См. кн. VI, гл. 4. Здесь говорится лишь о том, что Урсион и Бертефред, первые люди при короле Хильдеберте, угрожая расправиться с герцогом Лупом, вынудили его удалиться к королю Гунтрамну. Видимо, в преследовании герцога Лупа повинен и епископ Эгидий, поддерживавший Урсиона и Бертефреда. 1463 ...созвал епископов своей веры... – Т. е. арианского вероисповедания. См. прим. 2 к кн. I и прим.139 к kh.II. 1465 ...еретики привели те доводы, которые, как мы уже не однажды писали... – См. кн. V. гл. 43; кн. VI, гл. 40. Григорий подробно излагает свои прения с арианами по поводу Символа веры в христианстве. См. прим. 139 к кн. II. 1466 Епископы нашей веры – привели те доводы, которыми, как мы показали в предыдущих книгах... – См. кн. V, гл. 43; кн. VI, гл. 40, в которых Григорий защищает догматы вселенской (католической) церкви о единосущности Троицы. См. прим. 139 к кн. II. 1470 ...арианской ереси... – Т. е. арианского вероисповедания. См. прим. 2 к кн. I и прим. 139 к кн. II. 1471 ...как рассказывает историограф Евсевий – О нем см. прим. 7 к кн. I. О кончине Ария упоминается в «Истории Церкви» Руфина (III, 13/PL. T. 21), переводчика и продолжателя «Церковной истории» Евсевия на латинском языке. 1477 ...эти города принадлежат сыновьям короля Хлотаря... – Хлотаря I. Имеются в виду города Нант и Ренн. 1479 Распря между жителями Тура, которая, как мы говорили выше, уже было окончилась... – См. кн. VII, гл. 47. 1480 ...родственников Храмнезинда... – Имеются в виду отец Храмнезинда Авнон, брат и его дядя Эберульф. См. кн. VII, гл. 47.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

После князя Фед. Ив. Дашкова вдова его княгиня Авдотья Михайловна (урожд. Челищева) поместья свои и вотчины в 1711 году духовным завещанием отказала великой государыне, благоверной цесаревне и великой княжне Наталье Алексеевне, и того же года ноября в 10 день оным вотчинам велено быть при дворе ее государыни церевны. в вотчинах» и в 1712 г. село Семеновское Козлово тож продано Ивану Никитичу Хитрово (там же Вотч. Колл, по гор. Торжку мол. л. кн. 7, дела 18). 1722 г. ноября в « » день по указу (Синодального Казенного Приказа) и по присланной памяти Саввина монастыря Сторожевского за пометою архимандрита Сильвестра, в Рузе, на Синодальном Де- сятильниче дворе, города Рузы, перед старостою поповским Успенским попом Филипом Борисовым Русской десятины села Семеновского, Козлове тож, церкви св. мученик Фрола и Лавра поп Афанасий Петров сказала. по священству: «в том селе Семеновском вышеписанная церковь построена и освящена в прошлом во 198 (1690) году при святейшем Иоакиме патриархе, а по челобитью стольника князь Феодора княж Иванова сына Дашкова, и дани платится с той церкви по окладу по рублю по семи алтын на год, да казенных пошлин по 5 алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с дву дворов; а он поп Афанасий к той церкви посвящен в попы в прошлом в 720 году преосвященным Игнатием архиепископом барским и Подонским на место умершего попа отца своего Петра Тимофеева, по челоботью Ивана Никитича Хитрово, а на пропитание той церкви прежним попом такожде ныне и ему попу Афанасию дано с причетники земли по три, десятины в поле, а в дву потомуж, да сенных покосов 15 копен, да у той же церкви написано по переписным книгам 186 (1678) году приходских 21 двор, а служба в той церкви бывает временная, а не повседневная. Той ж вышеписанной церкви дьячек Максим Семенов сказал в самую сущую правду, что живет он у той церкви без новоявленной памяти, по призыву того села вотчинника Ивана Никитича Хитрово, а кормится он от той церкви вышеписанной землей п приходом, а званием он дьячек попов сын, а не из других чинов» (Там же, Патр. Прик. вязка 449, дела 825, стр. 25 об). После Ивана Ник. Хитрово † 1745 г. Семеновское село досталось детям его Андрею и Николаю (1746–1757). и за тем внуку Наркису Николаеву Хитрово по разделу 1789 г. с матерью его Татьяною Леонтьевною и братьями Иваном и Сосипатром и сестрами девицами Олимпиадою, Устиньей и Фаеной. Там же, Вот. Колл, по гор. Торжку мол. л. кн. 7, дела 18)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воздвиженская церковь в окладных приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа писалась в Русской десятине с 7136 (1628) г. в следующем порядке: « церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Ру(з)ском уезде, дани восмь денег, десятильничих гривна и генваря в 30 день на нынешней на 136 (1628) год взято» (там же Патр. Прик. кн. 2, стр. 70). При ней находилось в приходе во 136 (1628) и 137 (1629) гг. 12 дворов (там же, вязка 47, 2850). Церковь Воздвижения Господня хотя и писалась ежегодно до 1740 года в приходных окладных книгах Казенного Приказа в числе «жилых данных церквей», но при ней не всегда находился священник. Это видно из того, что церковная земля Воздвиженской церкви отдавалась в оброк: во 171 (1663) году – «Пушкарского Приказа подъячему Федору Григорову, а вместо оброка велено ему платить данью по всягодно на Москве (Патр. Прик. кн. 53, стр. 464); во 7174 (1666) г. – «подъячему Ивану Зерцолову за оброк данью 8 денег, десятильничих гривна до тех мест покаместа у той церкви поп будет» (смотр, там же, кн. 72, стр. 506 об.); во 7178 (1670) г. – «Патриаршего Казенного Приказа дьяку Перфилью Семенникову из того же оброку» (см. там же, кн. 68, стр. 230); за тем в 186 (1678) г, – церковная земля находилась также на оброке у Перфилья Семенникова, которому велено было платить оброку вместо дани 22 алтына и заезда гривна, так как «по переписным книгам Дмитровского уезду Николая Чудотворца Песнышского монастыря игумена Тихона дани положено на Воздвиженскую церковь 22 алтына, заезда гривна» (смотр, там же Патр. Прик. кн. 91, стр. 448 об.). В приходных окладных книгах Патриаршего Приказа с 190 (1682) г. Воздвиженская церковь писалась в следующей форме: «церковь Воздвижения Честного Креста Господня, на погосте, на реке Рузе, Русского уезда дани 22 алтына, заезда гривна, а с 1703 года положено дани рубль шесть копеек» (кн. 103, стр. 593 и кн. 418). В переписной книге 1703 г. написано: «у той церкви поп Михайла, дьячек Федор, пономарь Федор, пашни по 20 четверти в поле, а в дву потому ж, лесу две десятины, сена 20 копен, в приходе 62 двора».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мария Михаиловна, царевна, 30. Мария Темрюковна, царица, 242, 263. Мария Феодоровна (Нагая), царица, 74. Марков, Агафоник Ерофеев, Троицкий слуга, 304. Марфа Алексеевна, царевна, 12. Марфа Ивановна, государыня-инокиня, 311. Марфа Михаиловна, царевна, 76. Меркурий Дмитриев, священник, 37, 40. Милославский, Василий Иванович, 269. Милославский, Иван Андреевич , боярин, 166, 268. Милославский, Петр Матфеевич, 159. Мисаил Тольский, строитель Казанского монастыря, 230. Михаил, митрополит Кратовский, 325. Михаил Иванов, 28. Михаил Феодорович, царь, 1, 30, 51, 54, 67, 76, 162, 195, 236. Могила, Петр, митрополит Киевский, 323. Моисей, архиепископ Рязанский, 77, 141. Монастырева, Анна Александровна, 303. Монастырев, Григорий, Смольянин, 303. Моторин, Феодор Дмитриев, колокольный мастер, 131. Мстиславский, князь Феодор Иванович, 249. Муравьев, Андрей Николаевич, 178. Мыдевон (Мыведон), Андрей, иконописец, 84. Н Нагой, Семён Стефанович, 156. Нагой, Стефан (Богдан) Михайлович, 156. Нарбекова, Аграфена Павловна, 250. Нарбеков, Василий Саввич, окольничий, 250. Нащокип, Давид, соборный старец, 8, 261. Нектарий, Троицкий архимандрит, 218, 335. Никита Михайлов, наборщик, 315. Никита Федотов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Никита Феодорович, в схиме Никон, 157. Никифоров, Петр Никитин, стремянной конюх, 205. Никон, патриарх Московский, 12. Никон, Троицкий игумен, 24, 53, 343. Нифонт, Троицкий келарь, 28. О Одоевская, княгиня Анна Ивановна, 149. Одоевская, княгиня Евдокия Феодоровна, жена князя Никиты Ивановича, 68. Одоевская, княгиня Ирина Васильевна, 139. Одоевская, княгиня Мария, 150. Одоевская, княгиня Марфа Ивановна, 138. Одоевская, княгиня Параскева, жена князя Никиты Ивановича, 138. Одоевская, княгиня София Ивановна, 138, 155. Одоевский, князь Алексей Никитич, 155. Одоевский, князь Василий Феодорович, дворецкий, 139. Одоевский, князь Георгий Георгиевич, 139. Одоевский, князь Георгий Михайлович, 139. Одоевский, князь Иван Никитич, боярин, 79, 152. Одоевский, князь Иван Иванович, боярин, 79, 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Сестра В. Д. Урусовой, посетительница Оптиной пустыни. – 69. Зять В. Д. Урусовой, посетитель Оптиной пустыни. – 69. Ушинский Александр Дмитриевич, член хозяйственного управления при Св. Синоде; брат К. Д. Ушинского . Автор брошюры «Современные идеи и Православие». Почитатель Оптинских старцев. – 133, 139. Ушинский Константин Дмитриевич (19.02.1824 – 22.12.1870), педагог, основоположник научной педагогики в России. С 1854 по 1859 преподавал русскую словесность в Гатчинском сиротском институте. В 1859 вступил в должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Почитатель Оптинских старцев. – 139. Феврония, преподобная (в иночестве Ефросинья), святая 13 в. – 139, 148. Феоктист, священник, проживал в Козельске. – 117. Феофан (Говоров) Затворник (10.01.1815 – 06.01.1894), святитель, богослов. С 13.06.1857 в сане архимандрита – ректор СПбДА. 01.06.1859 хиротонисан во епископа Тамбовского. С 22.07.1863 епископ Владимирский. 17.07.1866 вышел на покой, подвизался в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. В 1872 ушел в затвор. В 1988 на Поместном Соборе Русской Православной Церкви прославлен в лике святых. – 139, 140, 194. Ферапонтов Андрей Николаевич (1806–1888), московский купец, издатель и книготорговец. – 124, 197. Филарет (Амфитеатров) (17.04.1779 – 21.12.1857), святитель, митрополит Киевский и Галицкий. 01.06.1819 хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. 12.01.1825 епископ Рязанский. 22.06.1826 возведен в сан архиепископа. 25.02.1828 архиепископ Казанский и Симбирский. С 1836 архиепископ Ярославский и Ростовский, член Св. Синода. С 18.04.1837 митрополит Киевский и Галицкий. 08.12.2005 причислен к лику общероссийских святых. – 70, 73. Филарет (Дроздов) (26.12.1782 – 19.11.1867), святитель, митрополит Московский и Коломенский, крупнейший богослов Русской Православной Церкви. 05.08.1817 хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1819 архиепископ Тверской и Кашинский, член Св. Синода. 03.07.1821 назначен на московскую кафедру. С 22.08.1826 митрополит Московский и Коломенский. В 1994 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых. – 54, 55, 57, 60–62, 64, 67, 68, 72, 80, 95– 97, 101, 102, 105–108, 115, 123, 132, 153, 161, 181, 183, 184, 189, 194, 200, 203.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010