Ратшин А. М. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 170. Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. С. 328. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. Вып. 2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. СПб., 1892. 1243. С. 361 Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известиях вкратце, собранное Сергеем Ларионовым, того наместничества верхней расправы прокурором. М., 1786. С. 19–21. Наиболее вероятно, что эти данные относятся именно к 1628 г. — писцы начинали свою работу, как правило, с описания центра уезда, а уже затем перемещались в сельскую местность. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. М., 1908. С. 358. Кочетов Д. Б. Курский во имя Святой Троицы женский монастырь//Православная энциклопедия. Т. 39. М., 2015. С. 470–474. РГАДА. Ф. 210 (Разрядные приказ). Оп. 8 (Разрядные вязки). Вязка 1. Ч. 1. 10. Л. 1–64. Подробнее см.: Раздорский А. И. Торговля Курска в XVII веке (по материалам таможенных и оброчных книг города). СПб., 2001. С. 67–84. Памятники южновеликорусского наречия. Таможенные книги/Изд. подгот. С. И. Котков, Н. С. Коткова. М., 1982. С. 81–94. Там же. С. 83. К сожалению, процитированная рукопись имеет многочисленные дефекты, большинство содержащихся в ней записей имеет более или менее значительные утраты текста. Там же. С. 136. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/10369625/

Тояж церкви Великомученика Димитрия дьячек Василий Васильев, да пономарь Михаил Васильев сказали в сущую правду: живут они у той церкви по новоявленным памятям прежних старост поповских, он дьячек по челобитью прежнего попа Глеба Акинфиева, а пономарь по челобитью тоя церкви попа Ивана Васильева, а кормются они дьячек и пономарь у той церкви вышеписанной землей». (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Патр. Прик., вязка 449, дела 825, стр. 5). 4. Покрова Пресвятыя Богородицы церковь в Рузе, на посаде Первое историческое сведение о существовании Покровской церкви находим по писцовым и дозорным книгам 132 (1624) и 136 (1628) года, Русского уезда. В них она описана так: «В Рузе на посаде храм Покров Пресвятой Богородицы древян клетцки, стоит пуст без пения, строенья приходных людей, церковь не покрыта и обвалилась, а живет у тое церкви вдовой поп Семион, платит дань церковную и землею церковною и приходом владеет, свадьбы венчает и молитвы говорит, а правила у церкви не бывает, а патрахельной у него нет». (См. Москов. Арх. Мин. Юст. Писц. кн. 456, стр. 51 и кп. 845, стр. 810). В приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа жилых данных церквей Русской десятины писалась с 7136 (1628) по 7194 (1686) год: « Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Рузе на посаде, дани девять денег, десятильничих три алтына две деньги и генваря в 26 день на нынешний 136 (1628) год те деньги взяты. Платил поп Семеон». (См. там же. Патр. Приказа к.к. 2–116). В 7152 (1644) году, Покровская церковь , нужно полагать, была исправлена, или вновь построена, так как в записной книге печатных пошлин и грамот, отпускаемых за 7152 (1644; г. из Патриаршего Казенного Приказа, о строении церквей значится: «февраля в 23 день запечатана благословенная грамота в Рузу на посад, но челобитью из Можайска Николаевского попа Коиона, да дьячка Ивашки Семенова, на один престол Покрова Пресвятой Богородицы, пошлин гривна взято». (Там же, Патр. Прик. печатных пошлин, кн. 19, стр. 77). По писцовым книгам Русского уезда за 7194 (1686) год значится: « Церковь Покрова Пресвятой Богородицы стоит пуста, попа и дьякона нет, пение бывает временное, а церковь деревянная, а у той церкви дьячек Северьянка Макарьев, а церковной земли по мере три десятины с четвериком, а четвертьми имеется 6 четвертей с четвериком, а в крепостях у него той четвертной пашни не написано».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В переписных книгах значится 186 (1678) года «Воскресенского монастыря вотчина село Казакове, а в селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы»; при церкви находились: «в 1669 г. во дворе поп Семен Федоров; в 1705–1715 гг. во дворе поп Иван Семенов, двор дьячка Михаила Семенова, двор пономаря Никиты Васильева». (См. там же, Переп. кн. 11457, стр. 59; кн. 11458 и Лантр. кн. 1715 г. стр. 212; по гор. Москве отказн. кн. 13, стр. 1486). 1722 г. ноября в « » день по указу Его Императорского Величества (из Синодального Казенного Приказа) и по присланной памяти Саввина монастыря Сторожевского, за пометою архимандрита Сильвестра, в Рузе, на Синодальном десятильниче дворе, города Рузы перед старостой поповским Успенским попом Филипом Борисовым Русские десятины села Казанова церкви Рождества Пресвятой Богородицы поп Афанасий Иванов сказал по священству: в том селе Казанове вышеписанная церковь построена и освящена в прошлом 7196 (1688) г. при святейшем Иоакиме патриархе, а построена по челобитью всех приходских людей, и дани платится с той церкви по окладу по 28 алтын на год, до казенных пошлин по 5 алтын, по 4 деньги, ямских и полоняничных с дву дворов, а он поп Афанасий к той вышеписанной церкви посвящен в попы в прошлом 721 году преосвященным Григорием архиепископом Меолиникийским по челобитью вышеписанной же церкви приходских людей на место престарелого попа отца своего Ивана Семионова, а пропитание той церкви дано прежним попом земли такожде ныне и ему попу Афанасию с причетники по 3 десятине в поле, а в дву потому ж; да сенных покосов на 10 копен, да у той же церкви приходских написано по переписным книгам 186 (1678) году 48 дворов, а служба у него попа Афанасия в той церкви бывает временная, а не повседневная Той же вышеписанной церкви Рождества Пресв. Богородицы дьячек Андрей Михайлов, да пономарь Никита Васильев сказали в сущую правду, что живут они в том селе Казанове у означенной церкви по новоявленным памятям и даны им новоявленные памяти по прошениям вышеписанной церкви всех приходских людей дьячку Андрею в нынешнем 722 году, а пономарю Никите в прошлом 703 году за руками тех годов старост поповских, а кормются они дьячек и пономарь у той церкви вышеписанной землею и приходом, а званием они дьячек и пономарь дьячковы дети, а не из других чинов». (См. там же, Патр Прик. вязка 449, дела 825, стр. 25). 31. Рождества Пресвятой Богородицы церковь в селе Колюбакине

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По приходным же окладным книгам Патриаршего Казенного Приказа, в Русской десятине с 1708 по 1739 год писалось: церковь Успения Пресв. Богородицы в селе Соколове, в вотчине князя Андрея Борисова Долгорукова дани 19 алтын, заезда гривна»; а в 1720–1739 гг. означено дани 32 алтына, 2 деньги (Там же, Патр. Каз. Прик. кн. 252, стр. 572 и кн. 418). «1722 года ноября в » « день по указу (из Синодального Казенного Приказа) и по присланной памяти Саввина монастыря Сторожевского, за пометою архимандрита Сильвестра, в Рузе, на Синодальном Десятильниче Дворе, города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филипом Борисовым Русские десятины села Соколова церкви Успения Пресвятой Богородицы поп Афанасий Иванов сказал по священству: вышеписанная церковь построена и освящена в прошлом 708 году по благословению преосвященного Стефана митрополита Рязанского и Муромского, а по челобитью князя Андрея княж Борисова сына Долгорукова и дани платится с той церкви но окладу по 32 алтына по 2 деньги на год, да казенных пошлин по 5 алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с дву дворов; а он поп Афанасий к той вышеписанной церкви перешол в прошлом 707 году по перехожей памяти, а дана де ему перехожая по благословению преосв. Стефана митрополита Рязанского и Муромского, а в попы он посвящен во 194 (1686) г. при святейшем Иоакиме патриархе в Можайской уезд в вотчину графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина в село Горетово к церкви Пресвятой Троицы, а перехожая память ему попу Афанасию в вышеписанное село Соколово дана по прошению князя Андрея ж Долгорукова, а на пропитание ему попу Афанасию и с причетники дается ружнева хлеба по 48 четвертей, да денег по 9 рублен на год; да у той же церкви написано по переписным книгам 186 (1678) г., приходских 18 дворов, а служба у него в той церкви бывает временная, а не повседневная. Той же вышеписанной церкви дьячек Матвей Васильев, да пономарь Данила Афанасьев сказали в самую сущую правду, что живут они у означенной церкви, он, дьячек, по новоявленной памяти и дана ему новоявленная память в прошлом 710 году по челобитью князя Андрея Борисовича Долгорукова, а пономарь Афанасий в той церкви отправляет пономарскую службу без новоявленной памяти, а званием они дьячек и пономарь поповы дети». (См. там же, Патр. Пр. вязка 449, дела 825, стр. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем – селом владела жена князя Алексея Петровича Прозоровского вдова Аграфена Михайловна, которая в 1705 г. вышла замуж за стольника князя Юрия Владимировича Долгорукого. (Там же Вотч. Колл, по городу Торжку Мол. л. кн. 63, дела 3). «1722 г. ноября в день по указу (из Синодального Казенного Приказа) и по присланной памяти Сиввина монастыря, за пометою архимандрита Сильвестра, в Рузе, на Синодальном десятильниче дворе города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым Русские десятины села Никольского церкви Николая Чудотворца поп Василий Анисифоров сказал по священству: та вышеписанная церковь Николая Чудотворца построена и освящена в прошлом 7209 (1700–1701) году при святейшем Адриане патриархе, а построена по челобитью боярина князя Алексея Петровича Прозоровского и дани платится по окладу по двадцати по шести алтын по две деньги на год, да казенных пошлин по пяти алтын, по 4 деньги, ямских и полоняничных с четырех дворов; а он поп Василий к той вышеписанной церкви посвящен в попы в прошлом 710 году преосвященным Антонием архиепископом Вологодским на место умершего попа, отца своего Анисифора Алексеева, а по прошению боярыни княгини Аграфены Михайловны Долгоруковой, а на пропитание той церкви дано прежним попом земли такожде ныне и ему попову Василию с пречетники по четыре десятины в июле, а в дву потому ж, да сенных покосов на тридцать копен, и в прошлом 719 году вышеписанную церковную землю отняли Русского уезда вотчины Саввина монастыря Сторожевского деревень Орешек и Коковина крестьяна: да у вышеписанной же церкви приходских 35 дворов, а служба у него попа Василия в той церкви бывает временная, а не повседневная. Тая ж вышеписанные церкви Николая Чудотворца дьячек Ларион, да пономарь Михайла Васильев сказали в самую сущую правду: живут они у означенной церкви по новоявленным памятям и даны им новоявленные памяти дьячку – в прошлом 718 году, а понаморю – в нынешнем 722 году за руками тех годов старост поповских, а даны им новоявленные памяти по прошениям вышеписанной церкви попа отца их Василия Анисифорова, а кормются они дьячек и пономарь от той церкви церковною землей и приходом». (Там же Патр. Прик. вязка 449, дела 825 стран, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«1722 г. декабря в день по указу (из Синодального Казенного Приказа и по присланной памяти Савина монастыря Сторожевского за пометою архимандрита Сильвестра в Рузе, на Синодальном десятильниче дворе города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филипом Борисовым Русские десятины села Ощерина церкви Иоанна Предтечи поп Иулиан Иродионов, сказал по священству: в том селе Ощерине вышеписанная церковь построена и освящена в прошлом во 192 (1684) г. при святейшем Иоакиме патриархе, а построена по челобитью стольника Василья Федорова сына Пестрикова и дани платится с той церкви по окладу по двадцати по семи алтын по четыре деньги на год, да казенных пошлин по 5 алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с трех дворов; а он поп Иулиан к той вышеписанной церкви посвящен в попы в прошлом 200 (1692) г., при святейшем Адриане патриархе на место умершего попа Василия Иосифова, а на пропитание той церкви прежним попом такожде ныне и ему попу Иулиану с церковниками дается земли по 5 десятин в поле, а в дву потомуж, да сенных покосов 10 копен; да у той же церкви приходских написано по переписным книгам 186 (1678) г. тридцать дворов, а служба у него в той церкви бывает временная. (Там же патр. прик. вязка 449, 825, стр. 32). После того владельцами села Ощерина были: Татьяна Васильева Пестрикова, по муже Кожина (1725) г. Александр Гаврилов Фонгодемов со вдовою Татьяною Силиною по втором муже Хитрово, по наследству первый – после отца его Гаврила, а последняя после первого мужа Иова Стефановых Фонгодемовых (1732 г.) – жена Александра Гаврилова Фонгодемова вдова Федора Иванова и сестры ее мужа Пелагея, по муже Калашникова, и Васелиса, по муже Засецкая (1736 г.); – Никита Иванов Кожин по разделу с братом Осипом (1742 г.); – Василий Иванов, Житков по закладной от Михаила Максимова Калашникова (1754 г.); – Иван и Григорий Ивановы Житковы по наследству после брата Василья, и ими село Ощерило в 1760 г. продано было Филипу Петрову Лобкову. (Там же вотч. кол. по гор. Торжку, мол. л. кн. 85, дела 8, стр. 16–23 и кн. 88, дел 23 и 24). 18. Казанской Пресвятой Богородицы церковь в селе Брынкове, на реке Рузе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь освятить поручено было архимандриту Воскресенского монастыря Антонию. Об этом находим указание в книге записной печатным пошлинам и указам, которые отпускались из Патриаршего Приказа за 1714 год. Там написано: «апреля в » « день запечатан указ о освящении церкви, по челобитью вдовы Марьи Гавриловой дочери Арсеньевы, велено ей в Русском уезде, в вотчине ее, в селе Савине, новопостроенную церковь освятить Воскресенского монастыря, что на Истре, архимандриту Антонию и антиминс выдать; за одно полотно деньги взяты». А в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа, по Русской десятине за 1714 год записано так: «в нынешнем в 1714 году по указу великого государя и по помете на выписке казначея иеромонаха Антония Яковлева, Русские десятины церкви Пресвятой Богородицы всех скорбящих радости, которую построила в прошлом 1712 году вдова Марья Андреева жена Михайлова сына Арсеньева в Русской своей вотчине, в селице Савине, да у той же церкви, по сказке человека ее Дмитрия Иванова, с попова, с дьячкова, с Пономарева, с просвирницына, с помещикова, пашни по памяти из Поместного Приказу с 10 чети, сена с 10 копен, дани и заезда и десятильнича доходу 23 алтына 5 денег, и те деньги с пошлинами велено имать как будет челобитье о освящении. Апреля в 26 день те деньги на нынешний 1714 г. взяты; платил человек ее». За тем в тех же приходных книгах церковь всех скорбящих с 1715 по 1740 год писалась по Русской десятине в следующем порядке «церковь Пресвятой Богородицы всех скорбящих радостей в селе Савине, в вотчине вдовы Марьи Андреевой жены Арсеньева, дани 23 алтына 5 денег, а за 1727 г. в книге отмечено: «дани не плачено за пустотою». (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Патр. Прик. кн. 225, стр. 400 об., кн. 438, стр. 47; кн. 252, стр. 573; кн. 308, стр. 54; кн. 418 и вязка 1712 г. дела 20). В переписных книгах 1715 г. Русского уезда, волости в Войничах значится (стр. 287): «село Спасское, Савино тож, а в селе церковь каменная, у той церкви во дворе поп Алексей Васильев, во дворе дьячек Алексей Иванов, во дворе пономарь Иван Савельев».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По переписным книгам Русского уезда значится за 1705 г. – «село Спасское, Дуброва тож, а в селе церковь Происхождение честных древ Всемилостивого Спаса, у церкви во дворе поп Никита Агапитов, во дворе дьячек Михаил Григорьев»; за 1715 год – «во дворе поп Михаил Григорьев, у него брат родной дьячек Илья Григорьев». (Там же, Переп. кн. 11458 и Лантрат. кн. 1715 г. стр. 489). «1722 году ноября в » « день, по указу Синодального Казенного Приказа, и по присланной памяти Саввина монастыря Сторожевского, за пометою архимандрита Сильвестра, города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым, Русские десятины села Дубровы, церкви Всемилостивого Спаса поп Михаил Григорьев по священству сказал: вышеписанная церковь построена и освящена в прошлом 7203 (1694–1695) году, при святейшем Адриане патриархе, и дани платятся по окладу но вся годы по 29 алтын по 5 денег на год, да казенных пошлин по 5 алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с одного двора; а построена оная церковь по челобитью стольника Ильи Михайлова сына Дмитриева-Мамонова, а он поп Михайла к той церкви посвящен в попы в прошлом 711 году преосвященным Варламом архиепископом Иркутским и Нерчевским на место умершего попа Никиты Агапитова, а на пропитание той церкви прежним попом дана земля такожде ныне и ему попу Михайле по 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, да сенных покосов 10 копен; да у той же церкви приходских 28 дворов; а служба у него попа Михаила в той церкви бывает временная, а не повседневная. Той же вышеписанной церкви дьячек Илья Григорьев сказал в сущую правду: живет он в том селе Дуброве у означенной церкви по новоявленной памяти, которая ему дана в прошлом 712 году, за рукою старост поповского, города Рузы Успенского попа Филиппа Борисова, а живет он у той церкви по приговору той церкви всех приходских людей и кормится вышеписанной землею и приходом, а окроме его дьячка Ильи у той церкви иных церковников нет». (Патр. Прик. вязка 449, дела 825, стр. 9 об). Село Спасское, что было сельцо Дуброва, Щербинцово тож, досталось детям Ивана Ильина Дмитриева-Мамонова – Федору и Прасковье, которые продали в 1757 году Михаилу Васильевичу Сушкову, и за ним было во владении в 1762 году. (Вотч. Колл, по гор. Торжку мол. л. кн. 11. дела 10, стр. 12–14; сказки 3-й ревизии, стр. 150 об.). 30. Рождества Пресвятой Богородицы церковь в селе Казанове

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Строитель соборной церкви города Рузы Никольский поп Петр Саввин в январе месяце 1721 года входил в Патриарший Приказ с прошением следующего содержания: «Державнейший царь, государь милостивый в прошлом государь 1712 году били челом тебе великому государю города Рузы церкви Николая Чудотворца прихожане и вкладчики, чтоб построить вновь вместо старого собору Воскресения Христова каменную церковь Воскресения Христова, а вместо приходской деревянной церкви Николая Чудотворца у того собору в пределе простроить приходскую церковь Николая Чудотворца и о том строении дан твой великого государя указ и тот придел построен и освящен в прошлом 1717 году; а ныне та соборная каменная церковь Воскресения Христова построена и ко освящению все изготовлено и просил об освящении оной соборной церкви Воскресения Христова дать указ, чтоб новопостроенную церковь Воскресения Христова освятить Московского уезда Воскресенского монастыря, что на Истре реке, архимандриту Антонию старым антиминсом». На прощении написана резолюция: «1721 году января в 16 день отпустить указ против челобитья». Отмечено: «отпущен». (См. там же вязка 447 дела 657). За тот же 1721 год находим в приходной оброчной книге новое распоряжение Синодального казенного Приказа о церковных землях Воскресенского собора: «в нынешнем 1721 году июля в 1 день великому государю бил челом соборный Никольский поп Петр Саввин, а в челобитной его написано: в прошлом 1714 году ноября в 1 день по челобитью его отдано к новопостроенной соборной церкви Воскресения Христова да в придел приходской церкви Николая Чудотворца в городе Рузе протопоповские и поповские и протодиаконские и диаконские и сторожевые места, да в Русском уезде собору ж Воскресения Христова написано пустоши: Кокотова и Шеляпугина, да пустошь, что была деревня Хобарова, на Москве реке, да пустошь Ознобишина, Самсонова тож, на той же реке, да пустошь Красная да селище Рипово, и в прошлом 1715 году бил челом великому государю о тех вышеписанных землях, и потому его челобитью велено выписать и те вышеписанные земли протопоповские и поповские и протодиаконские и пустошь Красная и селище Рипово отдано ему в прошлом же 1715 году и о том дан ему указ с прочетом, а пустошь Кокотова и Шеляпугино, Хобарова, Ознобишино не отдано и не приписано и до ныне, и в нынешнем 1721 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он же, Гаврила Жеребцов, в прошении, поданном в Патриарший Приказ в ноябре 1706 года объяснял, что «по благословению преосвященного Стефана митрополита Рязанского и Муромского построена им по обещанию своему церковь во имя Архистратига Гавриила, в сельце Мытниках, которая к освящению в готовности и просил: дать освященную грамоту и антиминс и чтобы ту церковь Божию освятить архимандриту Воскресенского, что на Истре монастыря Дионисию.» На прошении написано: «выдать антиминс и указ о посвящении»; а в Казенном Приказе последовало распоряжение «1707 года генваря 22 дня, вышеписанную дань имать с нынешнего года и внести в приходную книгу». При этом деле находится дополнительная сказка, в которой человек Жеребцова Федор Пестряков декабря 24 дня по казал: «новопостроенная церковь Архангела Михаила в сельце Мытниках находится от других церквей в пяти верстах, а прежняя де их приходская церковь Успения Богородицы в селе Борзецове сгорела тому лет с десять, а строить некому, приходские люди на службе Великого Государя». (Моск. Арх. М. Ю. Патр. Прик. вязка 1706 г. дела 231 и Вотч. Колл. по гор. Торжку мол. л. кн. 70, дела 20). В приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа, жилых данных церквей за 1707 год, под Русской десятиной написано: «В нынешнем 1707 году генваря в 24 день, по указу Великого Государя и по помете на выписке казначея старца Тихона Макарьевского велено новопостроенные церкви Архангела Михаила, которую построил Гаврила Иванов сын Жеребцов в Русском уезде, в вотчине своей, в селе Мытниках, на попа с причетники дани положить, по сказке человека Федора Пестрикова с дворов: с попова, с дьячкова, с Пономарева, с просвирницына, с одного вотчинникова, с 10 крестьянских, да с церковной земли по памяти из Поместного Приказа 1706 году с 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена с 20 копен, по указной статье, 18 алтын 5 денег, заезда гривна и те данные деньги велено имать с нынешнего 1707 году.» А генваря в 27 день того же года записано в исходящей книге Казенного Приказа: «выдан антиминс по благословенной грамоте, по челобитью стольника Гаврилы Иванова сына Жеребцова в Русской уезд, в вотчину его в сельцо Мытники, в новопостроенную церковь Архистратига Гавриила; а взял антиминс церкви Покрова Богородицы, что за Ильинскими вороты поп Калинник и росписался». (Там же, Патр. Прик. кн. 200, стр. 504 об. и кн. 138, стр. 290).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010