13 Ср. в письме к Горскому: «25.12.1849. Вы, мои милые, выученные под ферулой великого критика-филолога-историка-философа-богослова, вы именно должны не оставлять без употребления данных вам теперь способов – знакомить с памятниками древности, которых с такой жаждой ждут теперь все» ( Филарет (Гумилевский) , архиеп. Письма к А.В. Горскому. С. 246). 15 Филарет (Гумилевский) , архиеп. Слова, беседы и речи. СПб., 1883. С. 233–234. Ср.: « Церковь Христова одна и на земле, и на небе; что совершается на земле властию Церкви, совершается и на небе; права имени, данного на земле, утверждаются на небе. Судите же, как много значит приобресть имя в Церкви Христовой!» (Там же. С. 450). См. также С. 767. 21 Быть может, это вообще особенность проповедей святителя Филарета Гумилевского – в них богословское начало проговаривается так, что не притягивает само по себе внимание читателя, в отличие от того, как это было у его учителя. 23 Там же. С. 549. Ср.: «Что такое человек в настоящем положении? Весь – сосуд греха» (Там же. С. 497). 35 А через нее и с мыслью святителя Феофана Затворника , причем некоторые совпадения почти буквальны. Например: «Разум дитяти слаб, но зато свободен от тумана, наводимого предрассудками и страстями; потому в его мыслях отражаются образы веры в их чистом и целом виде: вера принимается не столько умом, сколько сердцем... Добрые отец и мать молятся после обеда, или пред сном; ребенок, смотря на них, делает то же» (Там же. С. 763). Ср.: Феофан Затворник , свт. Путь ко спасению. М., 1899. С. 25 и далее. 78 Augustinus A., st. Enarrationes in Psalmos. 138. 2, 21; 142. 3; Fiedrovicz M. Psalmus vox totius Christi. Freiburg; Basel; Wien, 1997. S. 378. Быть может, именно к этой Августиновой идее восходит и идея «двойной личности» у свт. Иннокентия Херсонского . 83 «Недостаток мой, о котором давно говорят мне и которого доселе не могу исправить, хотя и желаю, состоит в том, что не договариваю кое-что или неясно говорю. Да, это беда моя!» ( Филарет (Гумилевский) , архиеп. Письма к А.В. Горскому. С. 198).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

496. Подпись: П.Прокофьев). Вместе с тем рецензент полагал, что задача книги — вывести романтику из тупика максимализма претензий, доводящих до отпадения от Бога, что вообще «тема философской работы Степуна обосновать возможность романтической культуры (не убивающей романтики), включить в романтическую философию " романтическую этику " (Там же. С. 497). И хотя задача эта в целом не была им разрешена, он не сумел «спасти романтику ни на одном из путей» (Там же. С. 498), но все же «Степуну удалось уловить в понятиях многое из глубоких и существенных черт романтики, из " вечного " в ней. И систематические устремления Степуна не останутся без отзвука в наши дни, — ибо и для нас романтика далеко не только пережитая и изжитая эпоха развития духа. Существенность романтики для специфически " русских " проблем показывает сам автор в очерке, посвященном славянофильству. Переиздание вошедших в сборник статей можно только горячо приветствовать, т.к. они занимают определенное и вполне заслуженное место в современной русской философской культуре» (Там же. С. 499). В заключение Чижевский резюмирует (и это весьма важно для понимания эволюции Степуна): «Со статьями " Жизни и творчества " связана и вся дальнейшая философская деятельность Степуна — до " писем прапорщика " и " Николая Переслегина " включительно. Этого не следует забывать и читателям последних произведений Степуна» (Там же). Немецкий романтизм и русское славянофильство Впервые опубликовано: Русская мысль. 1910. 3. Март. С. 65—91.   Трагедия творчества (Фридрих Шлегель) Впервые опубликовано: Логос. Международный ежегодник по философии культуры. М.: Мусагет, 1910. Книга первая. С. 171—196. Все тексты из Шлегеля, Новалиса и других немецких романтиков даны Степуном по немецким изданиям в его переводе.   Трагедия мистического сознания Впервые опубликовано под заглавием «Трагедия мистического сознания (Опыт феноменологической характеристики)»: Логос. Международный ежегодник по философии культуры. М.: Мусагет, 1911—1912. Книга вторая и третья.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Диспут с Пирром, 91, 336С. 483 Там же, 241ВС. 484 Творения, 97А. 485 Амбигва, 91, 1044D. 486 Συμφυς κατ την νιααν περιχρησιν «срастаясь по единому взаимопроницанию». Творения, 232А. 487 Творения, 100BD. 488 Амбигва, 91, 1056ВС. 489 Творения, 101В. 490 Диспут с Пирром, 91, 337CD. 491 Там же, 91, 340А–341А. 492 Мы указывали, что учение об ипостаси и у преподобного Максима не лишено недостатков. Пожалуй, помимо четкости понятийного охвата ему также недостает верного восприятия актуальности проблемы, что отчасти может объяснять (весьма прискорбную) «абстрактность» ее раскрытия. Но было бы несправедливым требовать от грека VII века видения проблематики Эриугены. В конце концов, здесь предвосхищается решающее понимание святого Фомы Аквинского и возможность формировать проблемное поле современного персонализма на данных основаниях, не прибегая к их деформации. 493 Творения; 91, 157АВ. 494 «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор 5:21). 495 Вопросоответы, 21; 90, 313В. Разъясняя в этом Вопросоответе то, каким образом Господь был «целиком облечен» теми началами и властями (Кол 2:15), которые Он и совлек в подвиге Своего вочеловечения, преподобный Максим, в частности, пишет: «Единородный Сын Божий и Слово, став по человеколюбию [Своему] совершенным Человеком, чтобы избавить естество человеческое от этой лукавой безысходности, воспринял безгрешность по происхождению от первого устроения Адама и имел ее без нетления; а от рождения, введенного впоследствии грехом в естество, воспринял одну только страстность, без греха» (Творения, книга II. С. 60–61). — Пер. 496 Вопросоответы, 21; 90, 316АВ. 497 Амбигва, 91, 1041С. 498 Творения, 91, 164В. 499 Творения, 91, 21D; κατ’ ασθησν τε κα νον ργετα. — Там же, 12С. 500 Там же, 31В. 501 Там же, 16В. 502 О раскрытии смысла этого понятия у преподобного Максима см. Sherwood Р. St. Maximus the Confessor. The Ascetic Life//The Four Centuries on Charity. Translated and annotated. Ancient Christian Writers XXI. L., 1955. P. 55–65. 503

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

352 . Попов А. Н. Летописи великих князей литовских/Учен. зап. ОРЯС. 1854. Кн. 1. Отд. 3. С. 21–58. 353 . Послание епископа Владимирского к сыну святого Александра Невского II Материалы для истории Русской Церкви. Харьков, 1862. Т. 1. С. 14–16. 354 . Послание епископа Владимирского к сыну святого Александра Невского/Православный собеседник. 1861. Ч. 3. С. 467–472. 355 . Послание Епифания к преподобному Кириллу 1413 г./Публ. А. И. Никифорова/Там же. 1863. Ч. 3. С. 323–328/ 356 . Послания Всероссийского митрополита Киприана, доселе еще не изданные/Публ. А. С. Павлова /Там же. 1860. Ч. 2. С. 75–106. 357 . Поучение Петра митрополита/Памятники старинной русской литературы/Изд. Г. Кушелев-Безбородко; Под. ред. Н. Костомарова . СПб., 1862. Вып. 4. С. 186–188. 358 . Поучение святителя Алексия митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым Христианом/Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1847. Ч. 5. С. 30–39. 359 . Поучение святого Петра, митрополита Киевского/Там же. 1844. Ч. 2. С. 85–90. 360 . Поучения Кирилла, епископа Ростовского/Православный собеседник. 1859. Ч. 1. С. 244–258. 361 . Поучения Фотия, митрополита Киевского/Там же. 1860. Ч. 2. С. 453–473. Ч. 3. С. 97–112, 222–240, 357–366, 481–500; 1861. Ч. 2. С. 181–204. 362 . Правило Кирилла, митрополита Русского/Русские достопамятно-сти/ОИДР. 1815. Ч. 1. С. 104–124. 363 . Православие и русская народность в Литве/Христианское чтение. 1851. Ч. 1. С. 430–497. Ч. 2. С. 174–233 364 . Прение Лаврентия Зизания с игуменом Илиею/Летописи русской литературы и древностей/Изд. Н. Тихонравов. М., 1859. Т. 2. Кн. 4. Отд. 2. С. 80–100. 365 . Пролог. 366 . Пролог. М., 1641. 367 . Путешествие Исидора митрополита на Флорентийский Собор в 1436 г./Древняя российская вивлиофика. 2-е изд. М., 1788. Ч. 6. С. 27–70. 368 . Пушкарев И. И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. СПб., 1844–1846.1 т.: в 4 кн. 369 . Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

487. Там же. 488. Курбский А. Предисловие к «Диалектике» Иоанна Дамаскина//Библиотека литературы древней Руси. СПб., 2001. Т. 11. С. 575–577. 489. Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. M., 1996. Кн. 4. Ч. 2. С. 151. 490. Лавров А. С. Колдовство и религия в России. 1700–1740 гг. M., 2000. С. 76–77. 491. О богословских воззрениях протопопа Аввакума см. Каптерев И. Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1912. Т. 2. С. 39–42. 492. Тут есть повод признать, что есть своя правда в известной формуле Макса Вебера, согласно которой «простецы» прибегают к религии для избавления от внешних тягот, а «интеллектуалы» — для решения своих внутренних проблем. 493. Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. M., 2001. С. 159. 494. Цит. по: Успенский Ф. И. История Византийской империи. XI–XV века. M., 1997. С. 581–582. От себя историк добавляет: «Греческое крестьянство большей частью перешло в ислам» (Там же. С. 558). Замечу, речь идет о событиях XIV века — до окончательного падения Византии оставалось еще столетие. 495. Преподобный Феодор Студит. Послания. Ч. 2. M., 2003. С. 362 496. Преподобный Феодор Студит. Там же. С. 394. 497. Преподобный Феодор Студит. Там же. С. 160. 498. Лосский В. И. Догматическое богословие.//Богословские труды M., 1972. С. 149. 499. Карсавин Л. О сомнении, науке и вере//Логос. Брюссель-Москва. 1988. N.46. С.174. 500. Глубоковский И. Вера и богословие. Юбилейное исповедание//Сосуд избранный. История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888–1932/Сост. М. Склярова. СПб., 1994. С. 94. 501. Епископ Антоний (Храповицкий). В защиту наших Академий//Полное собрание сочинений. Казань, 1900. Т. 3. С. 452. 502. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 502–505. 503. «Не читали ли Вы книгу Дэна Брауна «Код Да Винчи»? Если да, то каковы Ваши впечатления о ней. Мне кажется, что опасность для умов этого завлекательного детектива не может быть преувеличена. У нас в приходе несколько человек прочитав, перестали ходить в храм» (свидетельство Ольги Тыщук от 2 сентября 2005 года).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

96   Маслов И.Диакониссы древней церкви//Христианское чтение. 1863. 97 О служении женщин в церкви//Церковный вестник. 1908. 24 апреля. С. 497–498. 98 Там же. С. 499–500. 99 Инициатор активной приходской деятельности, создания приходских братств. Многие его идеи были озвучены в редактировавшемся им журнале «Дух христианина». 100 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 326. Л. 60 об. 101 Жизнь и деятельность основателя церковных братств на Руси священника А. В. Гумилевского. СПб., 1870. 102   Троицкий С. В.Диакониссы в православной церкви. С. 215. 103   Постернак А. В.Очерки по истории общин сестер милосердия. С. 55. 104 Учебник для сестер и милосердия и пастырей, несущих служение в больницах/Под общей ред.  Филимонова Сергия, свящ.  СПб., 2000. С. 28. 105 Там же. С. 29. 106   Усин Е.Письма из Болгарии. СПб., 1879. Цит. по:  Постернак А. В.  Очерки по истории общин сестер милосердия. С. 88. 107   Скроботов.Приходской священник Александр Васильевич Гумилевский. СПб., 1871. С. 177–182. Цит. по  Троицкий С. В.  Диакониссы в православной церкви. С. 305–306. 108 Из Устава А. В. Гумилевского 1860 г. Отдельные параграфы опубликованы: Троицким С. В. Диакониссы в православной церкви. С. 299–300. 109   Пирогов Н. И.Севастопольские письма и воспоминания. М., 1950. С. 209. цит. по:  Постернак А. В.  Очерки по истории общин сестер милосердия. С. 89–90. 110   Постернак А. В.Очерки по истории… С. 135. 111 Отчет обители за 1910 г.//Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1996. С. 199–200. 112   Склярова М.Вдали от мирской суеты. Великая княгиня Елизавета Федоровна. О служении женщин в православной церкви. Н. Новгород, 1996. С. 64. 113 Великая княгиня Елизавета Федоровна. Пояснительная записка о задачах и целях открывшейся в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия//  Склярова М.  Вдали от мирской суеты. С. 78. 114 Там же. С. 79–80. 115 Там же. С. 83. 116 Из письма Елизаветы Федоровны от 1 января 1912 г.//Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995. С. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ради нас это страшное чудо сотворил Господь. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим. 1:15). Мы, возлюбленный христианин, должны радоваться об этом и петь Ему благодарно новую песнь: Видно было шествие Твое, Боже! Видно было в святом рождении Твоем от Девы Богородицы, в святом на земле житие Твоем, в святом и спасительном учении Твоем, в страшных и вышеестественных чудесах Твоих, в многоразличных страданиях Твоих, в животворящей смерти Твоей, в преславном и всерадостном воскресении Твоем, в торжественном и восклицательном на небо восхождении Твоем, в огненосном излиянии Духа Твоего Святого на апостолов Твоих, и тех послании на проповедь Евангелия Твоего во всю вселенную. Видно было шествие Твое, Боже! Ты выступил для спасения народа Твоего, для спасения помазанных Твоих. Ты сокрушил главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Ты пронзил копьями главу вождей его, когда они как вихрь ринулись в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод (Авв. 3:13-15). Каковых песней утешительных в святых книгах довольно обретается. Рассуди же, возлюбленный христианин, сколь велико утешение христианской души воспевать Бога, Которого непрестанно и ненасытно хвалят и воспевают Ангелы. Потому столь многие песни как в книгах пророческих, псалмах, так и в церковных книгах сложены в утешение наше и духовную радость. Глава 8. Радость христианская   Сердце мое и плоть моя возрадуются о Боге живом. (Пс. 83:3)   Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные. (Пс. 31:11)   Сыны Сиона да возрадуются о Царе своем. (Пс. 149:2)   § 497. Радости без любви не бывает, и где любовь, там и радость. А кто любит что, о том радуется. Кто любит серебро, золото, похоть, славу мира сего, сласть, о том веселится и тем утешается. Кто любит друга, о нем радуется. И чем большая у кого любовь бывает к чему, тот более о том и радуется. Сия радость познается от последующей печали. Если кто какой лишился вещи и печалится о том, несомненный знак, что он ту вещь любил. Так друг печалится, друга любимого лишившись, муж жены и жена мужа любимого, брат брата любимого. Так, кто любит честь, славу, богатство мира сего, когда лишится любимого, скорбит и сетует. И так, к чему сердце любовью прилепляется, о том сердце и радуется. Где чье сокровище, там и сердце его, как учит Христос: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21). Так, кто любит Бога и вечную славу, о Боге и радуется, там и сердце его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

476 Разбор иконографической темы Бога Отца последует в связи с ее запрещением Большим Московским Собором. Здесь же мы ограничиваемся лишь кратким разбором аргументации спорящих сторон. 480 С. 7. Действительно, Богооткровения Ветхого Завета, даже в конкретных образах, как, например, явление Божие пророку Исаии, являются видениями не существа Божия, но славы Его: «Видех Господа седяща на престоле высоце и превознесене» ( Ис.6:1 ), «Царя Господа Саваофа видех очима моима» ( Ис.6:5 ). Это Богооткровение толкуется как видение славы и Самим Христом: «Сия рече Исаия егда виде славу Его [...] и глагола о Нем " ( Ин.12:41 ) 483 С. 36. Этот аргумент митрополита оказался настолько неотразимым, что проходит красной нитью у всех защитников изображения Бога Отца и не потерял силы до наших дней. 492 С. 7. В силу своего служебного положения Висковатый был в постоянном общении с иностранцами и, по свидетельству Генриха Штадена, «к христианам был очень враждебен» (Андреев Н., там же, с. 217) Действительно, из текста видно, что он ясно понимал опасность разложения, которую несли для Православия иноверные влияния. 497 По-видимому, этот образ обязан своим появлением апокрифическому сказанию об архиерействе Христа, появившемуся на Руси в XVI веке 499 Что касается иконы Христа «в Давидове образе», то она получила особо широкое распространение в XVII веке под названиями «Христос – великий Архиерей», «Предста Царица одесную Тебе» и «Царь Царей». 500 С. 2. Андреев Н., там же, с. 223. По поводу ссылки митрополита на эту загадочную ересь в науке существуют различные гипотезы: некоторые исследователи полагают, что «может быть, и не следует в обвинении митрополита Макария доискиваться определенного смысла [...]. Главное было выдвинуть обвинение в ереси – не беда, если указанная ересь [...] даже не существовала» (Андреев Н., там же, с. 224, прим. 188). Однако Макарий имел, по-видимому, в виду 7-е правило Второго Вселенского Собора, где говорится о различных еретиках, выходцах из Галатских стран. 502

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Информсводки за апрель приводят несколько других сообщений с мест о противодействии изъятию со стороны православного епископата. 12.04 полномочный представитель ГПУ сообщал из Царицына, что во 2-м Донокруге “ведет контрреволюционную агитацию” епископ Николай (Орлов, в 1921–1922 гг. правящий архиерей Нижне-Чирской епархии). А через две недели в Москву уже шел доклад о его аресте вместе с несколькими священниками и другими лицами (там же, л. 68; д. 499, л. 61–62). По приговору суда, начавшегося в Царицыне 09.06 1922 г., епископ Николай Орлов за сопротивление изъятию церковных ценностей будет расстрелян. Из Челябинска 21–23.04 сообщалось, что “контрреволюционную агитацию” местного духовенства возглавил епископ Дионисий (Прозоровский), который “объехал несколько волостей Челябинского уезда и призывал крестьян защищать церковь от посягательства богоотступников” (там же, д. 497, л. 88). Сходные известия приходили 15.04 и из Сибири – протестовали против изъятия ценностей омский архиерей Димитрий (Димитрий Никанорович Беликов, профессор Томского университета, историк) и епископ Томский Виктор (Островидов). Последний “покинул церковь , не подписал протокола” о подготовке изъятия. Власти в ответ провели 10.04 в Томске “вооруженную демонстрацию гарнизона, профорганов и детей”, изъятие пошло (там же, л. 69). Наиболее многочисленны сообщения сводок об аресте духовных лиц за агитацию против изъятия ценностей и за попытки утаить часть церковного имущества от изъятия (что неизменно квалифицировалось ГПУ как кража). За март – май 1922 г. такие известия приходят практически из всех губерний. Но это является отражением не только спонтанного развития событий на местах, но и показателем претворения в жизнь настойчивых указаний ГПУ о применении суровых репрессий по отношению к духовенству. Это особенно хорошо видно в сводках VI отделения СО ГПУ, где такие указания цитируются в колонке “Директивы о мероприятиях СО ГПУ”. Однако ценность информсводок для изучения историком репрессий в отношении духовенства значительно снижается не только их изначальной тенденциозностью в оценке стремления клириков противостоять государственному разграблению храмов, но и крайне неточным, приблизительным характером самих сообщений с мест. Информационная система ГПУ редко приводит имена репрессированных, меру наказания; даже число арестованных, их духовный сан указываются далеко не всегда или же – весьма приблизительно, равно как и конкретные обстоятельства дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 - РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 502. 13 - Там же. 14 - Вот что сообщал о малороссийских переселенцах Семиреченской области второй архипастырь Туркестанский, преосвященнейший Александр (Кульчицкий) в письме от 1881 года: «Я недавно возвратился из поездки на оз. Иссык-Куль. Прелестнейшая и богатая местность! Как прекрасно устроились здесь переселенцы - хохлы! В каком довольстве они живут! Но к чести их нужно заметить, что и Бога не забывают. Где нет церкви, там непременно имеются молитвенные дома, обширностью и убранством далеко превосходящие казенные военные храмы, например хоть бы в Чекменте, Борохудзире и многих других местах. Не только при каждой церкви, но и при каждом молитвенном доме я нашел певческие хоры, поющие несколько своеобразно, пожалуй, но стройно, гармонично и с примерным усердием. В тех же хохлатских деревнях я был поражен следующим явлением: школы нет, а между тем все почти подростки мужского и женского пола грамотны, некоторые очень бойко и правильно читают на клиросе, все без исключения знают молитвы и важнейшие события из священной истории. «Откуда, - спрашивал я, - откуда у вас премудрость сия?» - «Да от батька», - отвечали мальчики, «Да от матки», - отвечали девочки». Религиозностью и любовью к грамотности отличаются малороссийские переселенцы и в Сибири. 15 - РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 502. 16 - Там же. 17 - РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 497. 18 - Владыка Софония не только в первый год своего служения в Туркестане объехал всю епархию, но, как видно из его годовых отчетов Св. Синоду, он и в последующие годы старался объезжать все церкви Туркестана. 19 - Бывало, что российские переселенцы перенимали в быту некоторые черты у туземцев. Так, в 1886 году епископ Туркестанский Неофит писал: «В казачьем выселке Любавинском в церкви я слушал молебен св. Архистратигу Михаилу. [...] Несмотря на рабочее время, к молебну собралось довольно казаков, из которых иные пришли в киргизских халатах; счел нужным пристыдить таких, что мало дорожат казацкой честью и в храм Божий приходят в магометанской одежде». (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 1163.)

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/24/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010