М.Б. Данилушкин Глава 13. Жизнь, деятельность и личность Патриарха Алексия Личность третьего после Святейшего Тихона Патриарха Русской Православной Церкви до сих пор не может получить однозначной оценки. Что же это был за человек и какова его действительная роль? Попробуем дать ответ на этот вопрос. 497 Сергей Владимирович Симанский, будущий Патриарх Алексий, по отцу происходил из старинного дворянского рода. Он родился 27 Октября 1877 г. в Москве. Дед его был сенатором, а отец имел придворное звание камергера. Семья Симанских отличалась религиозностью. В детстве он часто прислуживал в алтаре, участвовал в чтении и пении. Желание посвятить себя служению в Церкви появилось в нём рано и по мере его возрастания становилось всё сильнее. Сергей Владимирович получил прекрасное светское образование. В 1888 г. он поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, а затем перешёл в Николаевский лицей, который окончил с серебряной медалью. Далее он намеревался идти в Духовную Академию, но, следуя просьбам родителей, поступил сначала в Императорский Московский университет. Он окончил юридический факультет в 1899 году со степенью кандидата за сочинение «Комбатанты и некомбатанты во время войны», написанное им по кафедре международного права. Некоторое время после этого он находился на службе в Самонийском гренадёрском полку. И вот, наконец, исполняется его заветное желание: осенью 1900 г. Сергей Владимирович Симанский становится студентом I курса Московской Духовной Академии. Там юноша с увлечением слушал лекции известных учёных: В. Ключевского и других. Занятия в Академии укрепили его желание полностью посвятить жизнь Богу. 9 Февраля 1902 г., будучи студентом II курса, он принял монашеский постриг с именем Алексий. В том же году его рукоположили в сан иеродиакона, а в следующем – в сан иеромонаха. В 1904 г. иеромонах Алексий закончил Академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета (Дроздова) ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее ранние достоверные сведения о Е. относятся к весне 1525 г., когда она вместе с 18 монахинями суздальского Покровского мон-ря перешла в основанный вел. кн. Московским Василием III Иоанновичем по обету Новодевичий мон-рь ( Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972. С. 294). В духовной грамоте Е. об этом сообщается следующим образом: вел. князь «взял меня из обители Пречистые Богородицы честнаго и славного ее Покрова ис Суздаля не моим хотением, но Божьим изволением с вами, моими госпожами, и служебники и приказал монастырь ведати мне, да со мною Софье Ковурове, да Феофане». Причина основания новой обители вел. князем раскрывается в его словах, обращенных к инокиням: «Молите Господа Бога о чадородии», т. е. о даровании наследника (АРГ: АММС. С. 299, 301). Две ближайшие помощницы Е. также упоминаются в монастырском синодике как схимонахини Феофания и София (Источники. 1985. Вып. 1/2. С. 283). Родственники Софии (Ковуровой (Кауровой)) Иван Иванович, Юрий и его супруга Евпраксия Кауровы являлись вкладчиками Новодевичьего мон-ря (Там же. С. 166, 173, 175, 184, 200, 203). Поминальный вклад в 80 р. по скончавшемуся ок. 21 июля 1538 г. Юрию, сделанный в Троице-Сергиев монастырь его племянником, был дополнен 1 нояб. того же года 20 р. Е. для «вечного» поминания усопшего (АРГ: АММС. С. 496-497). Феофания находилась с Е. до кончины последней и упомянута в духовной грамоте Е. во главе монастырских стариц. В связи с гибелью ранних документов архива Новодевичьего мон-ря (очевидно, во время набега крымского хана Девлет-Гирея и пожара Москвы в мае 1571) мы не располагаем точными данными ни о времени, в течение к-рого Е. управляла мон-рем, ни о ее сане, ни о составе монастырских земельных владений в тот период. Нек-рые данные позволяют считать, что во 2-й пол. 20-х - 40-х гг. XVI в. монастырские вотчины располагались в Бежецком Верхе, во Владимирском, в Дмитровском, в Кашинском, в Клинском, в Московском, в Рузском уездах ( Антонов А. В. Вотчинные архивы московских мон-рей и соборов XIV - нач. XVI в.//РД. 1997. Вып. 2. С. 193-194).

http://pravenc.ru/text/189739.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Митрополит Таллинский Евгений: Задача священника - понять, зачем человек зашел в храм 05.03.2019 497 Время на чтение 6 минут Представляем вашему вниманию интервью с Митрополитом Таллинским и всея Эстонии Евгением о задачах Церкви, отношениях с политическими партиями и проблемах современной молодежи. С предстоятелем ЭПЦ МП побеседовала магистр журналистики, старейшина Ласнамяэ, член Центристской партии Мария Юферева-Скуратовски. - Учитывая непростую ситуацию между Эстонией и Россией, да и последние события в православном мире (ситуация в Украине ), хочется пожелать сил, терпения и мудрости на Вашем посту. Какими Вы видите Ваши задачи на ближайшие годы в Эстонии? - Вы правильно отметили, что между Эстонией и Россией отношения непростые. Я считаю, что Церковь должна занимать такую позицию, которая способствовала бы взаимопониманию. В Эстонии согласно статистике насчитывается около 200 000 православных. В то же время согласно опросам, проведенным на уровне ЕС, Эстония - самая нерелигиозная страна Евросоюза. Все это накладывает определенный отпечаток и на деятельность Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В первую очередь, я считаю очень важным налаживание взаимопонимания между прихожанами и священником внутри каждого прихода. Поясню на конкретном примере. В 80-е годы, когда только-только был снят железный занавес, мы встретились с польским православным священником. Поскольку многие священники ранее за границей не бывали, то активно интересовались у польского коллеги, как в Польше построена религиозная жизнь, деятельность Церкви. Католическая Церковь очень сильна в Польше. Законодательно уже в те годы там было многое позволено, например, преподавание закона Божия в школах. Один наш священник спросил: «А сколько человек в вашем приходе?» Польский священник ответил: «52 человека причащаются, 8 не причащаются, 2 сопротивляются, а 3 не пойми, что». Это говорит о том, что священник так наладил приходскую жизнь, что полностью знает про каждого своего прихожанина. Чем они живут, дышат, каково их семейное положение. Вот этот тот самый приблизительный идеал, к которому должен стремиться священник каждого прихода.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/5/mitro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН богослужебный устав, составленный на груз. языке ок. 1042 г. деканом (впосл. игуменом) афонского Иверского мон-ря прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) († ок. 1065) ( Кекелидзе К. , прот. История древнегруз. литературы. Тбилиси, 1980. Т. 1. С. 226, 575-576). Древнейшие рукописи Г. М. Т. датируются XI в.: Ath. Iber. 30 (список, сделанный непосредственно с автографа прп. Георгия); Sinait. Iber. 4 и 61; Hieros. Iber. 24 и 25; Кекел. A-97, A-193, H-2211. Существует множество списков устава XII-XVI вв. Рус. перевод Г. М. Т. был выполнен и опубликован прот. Корнелием Кекелидзе ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 228-313, 483-506). Содержащиеся в типиконе синаксарные жития были напечатаны полностью в составе Церковного календаря Грузии (Тбилиси, 2003. С. 9-279) сотрудником Ин-та рукописей М. Долакидзе. Оригинальные груз. тексты синаксарных житий с учетом позднейших пополнений были изданы Е. Габидзашвили (Памятники древнегруз. житийной литературы. Т. 4. Тбилиси, 1968). Источники Основным источником, использованным при создании Г. М. Т., был упоминаемый в тексте Великий Синаксарь. Этот утраченный ныне памятник скорее всего представлял собой афонскую редакцию первоначального студийского Синаксаря (также ныне утраченного), т. е. устава богослужения на каждый день года ( Пентковский. Типикон. С. 121-154). При составлении месяцесловной части (календаря и синаксарных житий) прп. Георгий пользовался Типиконом Великой ц. и Синаксарем К-польской Церкви (житийным) ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 497). Дисциплинарная часть создана прп. Георгием на основе студийского «Ипотипосиса» и «Диатипосиса» прп. Афанасия Афонского (Там же. С. 486-487). Созданию Г. М. Т. предшествовал Малый Синаксарь, переведенный с греческого прп. Евфимием Афонским ( Кекелидзе К. , прот. Иерусалимский Канонарь. Тбилиси, 1912. Прил.: Фрагм. «Краткого Синаксаря св. Евфимия Афонского». С. 297-310), к-рый также следует рассматривать как один из источников. Состав

http://pravenc.ru/text/Георгия ...

иером. Макарий Симонопетрский Память святых мучеников Африканских, от ариан пострадавших В 429 г. более восьмидесяти тысяч варваров из племени вандалов переправились из Испании в Северную Африку. За десять лет они овладели почти всеми расположенными там римскими провинциями, сея повсюду смерть и разорение. Их предводитель, хитрый и жестокий Гейзерих 471 , принял арианство – более из ненависти к Риму, чем из подлинно религиозных убеждений. Он, как ни один другой из завоевателей-варваров, подверг православное население покоренных территорий гонениям, по своей жестокости и продолжительности превзошедшим даже преследования времен Деция и Диоклетиана. Повсюду он чинил духовенству невыносимые насилия и притеснения, отправил в изгнание некоторых епископов, других же замучил до смерти, отбирал у православных храмы и передавал их арианам, приказывал своим воинам врываться в церкви и прямо во время Божественной литургии осыпать верующих градом стрел. Вандалы хватали клириков и пытками вымогали у них церковное имущество, тех же, кто уступал, пытали еще более жестоко, обвиняя в том, что они утаили наиболее ценные вещи. Кровожадные варвары выдумывали все новые истязания, чтобы заставить православных христиан принимать арианское крещение. По свидетельству очевидца, одним из них мучители разверзали рты, вкладывая туда разные нечистоты, других били по лицу и ногам бычьими жилами, иным же лили в горло морскую воду или уксус. Среди прочих мучеников, мы чтим в этот день память множества православных верующих, заживо сожженных вандалами в храмах, но вплоть до последнего дыхания славивших Господа молитвами и песнопениями, равно как и славную кончину трехсот православных христиан из Карфагена, которые предпочли гибель бесчестью арианского крещения. Наиболее страшные мучения выпали при этом на долю священнослужителей: двоих распилили на части пилами, еще шестидесяти вырвали языки, но и тогда они чудесным образом продолжали вслух громогласно исповедовать православную веру. Смерть Гейзериха в 477 г. принесла наконец православному населению Африки некоторый покой, но уже вскоре, при королях Гунерихе (477–484) и Гунтамунде (484–497), преследования возобновились с новой силой. Четыре тысячи девятьсот семьдесят клириков были тогда изгнаны в мавританскую пустыню, претерпев невыразимые муки. В 484 г. Гунерих созвал в Карфагене всех православных епископов, общим числом четыреста шестьдесят шесть человек, под предлогом участия в богословском диспуте с арианами. Заманив таким образом клириков в ловушку, их затем обвинили в нежелании участвовать в дискуссии. После этого король-тиран потребовал от собравшихся перейти в арианство, в случае отказа угрожая подвергнуть непокорных каре и отобрать у них церкви. Полностью ограбленные и изгнанные из города, архипастыри принуждены были скитаться. Множество верующих стали тогда же жертвами свирепости варваров, либо умерли от голода и болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанн , Священник Новгородский, один из продолжателей Несторовой Летописи, сочинитель так называемой Летописи Новгородской – потому, что в оной очень подробно описываются Новгородские дела. Имя сего сочинителя Татищев нашел в бывшем у него сей книги списке, с коего она издана во 2-й части Продолжения Древней Российской Вивлиофики 1786 г. в С.-Петербурге. Там на стр. 497 под годом 1230 напечатано между прочим: и мне грешному Иоанну Попови . Но в издании сей же книги 1781 г. в Москве (напечатанной с гораздо древнейшего пергаменного списка Патриаршей библиотеки, писанного чистым уставом без расстановки, с отметкой только точек) вместо сих слов на стр. 118 напечатано: и мне грешному Тимофею Пономарю. А на стр. 25 Московского издания напечатано в той же Летописи под годом 1144: постави мя Попом Архиепископ Святый Нифонт. В Татищеве же списке сии слова совсем пропущены. Итак, следуя Московскому изданию, надлежит предположить двух: сперва Попа, а потом Пономаря, или и многих сочинителей сей книги, судя по разности слога и лет. Вероятно, что переписчик Татищева списка, ведая из надписи, или по чему другому, что Летопись сия первоначально писана Попом Иоанном, пропустил однакож замечание о посвящении его в Попы, но после, не сообразя расстояния времени, счел за справедливейшее поставить имя начального Летописателя там, где надлежало действительно стоять уже имени продолжателя его, Тимофея Пономаря. В обоих сих списках начало Летописи потеряно; а начинается она – в Патриаршем с 1017 и кончится 1352 годом; в Татищевом же – с 946 и кончится 1441 годом. В сем последнем многие места гораздо подробнее первого, а наипаче в ближайших к нам летах. В прочем оба весьма сходны и порядком и слогом, который очень отличен от всех других Летописей. В сей то Летописи Татищев, по списку своему, прежде всех нашел драгоценный остаток Древних Русских Законов, под названием Правды, которую сам, он объяснив особыми Примечаниями и Предисловием, отдал список один в Библиотеку С.-Петербургской Академии Наук, а с него напечатана она в 1-й части Продолжения Древней Российской Вивлиофики 1786 г. в С.-Петербурге. После Татищева уже из того же списка А. Шлецер, выписав ее, издал в С.-Петербурге 1767 г. без всяких примечаний. Около 1790 г. найдены полнейшие списки сих Законов, и изданы 1792 г. с переводом и примечаниями некоторых Любителей Отечественной Истории в С.-Петербурге, и вторично в Москве 1799 г. оба в 4 долю листа. В Русских Достопамятностях, издаваемых Обществом Истории и Древностей Российских в 1-й части напечатан оных еще список XIII века из одной пергаминной Кормчей Книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 19. «Альтайхские анналы» (около 1075 г.) «Альтайхские», или «Большие Альтайхские» анналы состоят из двух частей. Первая, с начала VIII в. до 1032 г., принадлежит перу монаха хильдесхаймского происхождения, поэтому неудивительно, что в распоряжении составителя первой части был список «Больших хильдесхаймских анналов» до 984 г. Ок. 1035 г. он перебрался из баварского Альтайхского монастыря в родной саксонский Хильдесхайм, и только в середине 1070-х гг. «Анналы» были продолжены местным автором, доведшим их до 1073 г. Памятник сохранился в единственном списке первой четверти XVI в. (München, Staatsbibliothek, clm. 966]. Издания: Ann. Alt. 1891. Переводы: На немецкий язык: Ann. Alt. 1940; на русский язык: Свердлов 1. С. 124–125 (только «русские» известия). Литература: Manitius 2. S. 394–398; Wattenbach, Holtzmann 1. S. 545–548; RFHMAe 2. P. 245. 1. Смерть Людольфа 486 . 958. На одеждах появлялся знак креста, приносивший смерть тем, кто над ним насмехался. 959. Аббат Хаганон оставил свой пост по болезни 487 , а на его место поставлен Гюнтер.] 960. К королю Оттону явились послы народа Руси (Ruscia) с мольбою, чтобы он послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины. Они уверяли, что хотят отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру. И он согласился на их просьбу и послал к ним Адальберта правой веры. Они же, как показал впоследствии исход дела, во всем солгали, так что даже упомянутый выше епископ едва избежал смертельной опасности от их происков 488 . Папа Иоанн призывает короля Оттона укротить ярость короля Адальберта 489 . Оттон, по приказу отца Оттона, стал королем 490 . 962. Оттона-старшего, покорившего Италию, осадившего Беренгара, обратившего в бегство Адальберта 491 , папа Иоанн короновал в Риме императорским венцом 492 .] (Ann. Alt. 1891. Р. 9–10) 2. 1043. Король 493 провел Рождество Господне 494 в Госларе. Там он вручил Айхштеттское епископство Гебхарду. Среди прочих князей [здесь] присутствовал чешский князь (dux Boemiae) Бржетислав (Brateslav) 495 , доставивший королю надлежащие подношения; превосходно принятый, он отбыл через несколько дней, почтенный королевскими дарами. И послы Руси (Ruzones) принесли великие дары, но при отправлении обратно получили еще большие 496 . [Послы же польского князя 497 не были приняты, так как тот не явился сам, как было велено. Но князь прислал клятвенные заверения, что не мог прибыть лично и тем вернул благосклонность короля.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память святителя Вонифатия, просветителя Германии 497 Св. Вонифатий, при рождении названный Винфридом, родился ок. 672 г. близ Эксетера, на западе Уэссекса – одного из восьми англосаксонских королевств. С младенчества он проявлял склонность к монашеству и в семь лет поступил в монастырь – сначала в Эксетере, а затем в Нерслинге. Там он изучал Священное Писание и светские науки. Блестяще закончив учебу, он был назначен преподавателем. Обучение грамматике и риторике Винфрид считал лишь подготовительной ступенью к изучению Священного Писания. Винфрид явил собой образец монаха и особенное рвение проявлял к проповедничеству. Он лелеял мечту последовать примеру ирландских монахов, оставивших родной край ради проповеди Евангелия среди язычников. Через некоторое время после принятия священного сана (716) преподобный покинул Нерслингский монастырь. Вместе с тремя товарищами он присоединился к миссии св. Виллиброрда н.] во Фрисландии. Миссионеры встречали множество препятствий на своем пути. После смерти майордома Пипина Геристальского отношение язычников к епископу Виллиброрду стало враждебным, и он был вынужден вернуться к себе в монастырь. Несмотря на горячее рвение, новые миссионеры столкнулись с теми же трудностями и также вынуждены были вскоре возвратиться в свою обитель в Англии. Братия тепло приняли Винфрида и предложили ему стать преемником недавно скончавшегося настоятеля. Благодаря поддержке епископа Винчестерского святому удалось уклониться от этой обязанности и подготовиться к новой миссии. Перед тем как вновь отправиться с проповедью Благой Вести, святой в 718 г. совершил паломничество в Рим. Папа Григорий II принял его с почестями. Желая продолжить миссионерские труды своего славного тезки Григория I мар.], он вручил Винфриду грамоту, облекающую его полномочиями в деле просвещения всех языческих народов Германии, при подчинении римской кафедре 498 . Чтобы подчеркнуть верность Риму, он нарек Винфрида Вонифатием (719). Быстро миновав Баварию и Тюрингию, св. Вонифатий вновь направился во Фрисландию. Там св. Виллиброрду удалось вернуть себе Утрехтскую кафедру. На протяжении трех лет св. Вонифатий помогал старцу возрождать христианство в этой местности. Однако когда Виллиброрд захотел рукоположить его в епископа и сделать своим преемником, он ответил, что ему вверена миссия просвещать варварские народы и пора возвращаться в те края Германии, которые еще слабо христианизированы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Письмо 86. Н.С. Фуделю 29 III 1952, Усмань 496 Милый мой Николаша. Пишу криво, т к разбил очки и здесь их нет и нет в Воронеже. У меня 2 (или около этого). Если можно, пришлите. Спасибо за письмо с Машей. Я тебе после приезда мамы послал 2 заказных, и это доказательство, что и теперь та же нужда в переписке. Свои служебные трудности ты, кажется не преувеличиваешь, но все же необдуманно не порывай с Абрамцевом. Переключи себя в несколько иной стиль и в нем пробудь сколько возможно. Ты уже и пишешь о том, что вы стали работать по Кодексу 497 . Меня правда и по-серьезному беспокоит твое здоровье. Такое напряжение да плюс табак, да поэзия на истощенную уже душу ночью – до добра не доведут. Незаметно будет неврастения прогрессировать. Очень прошу тебя отнестись к себе серьезно. Это не важно, что мама мне нажаловалась, это действительно все тревожно. У нас здесь тишина. Страшно тесно, но мирно и тепло. Занимаюсь ежедневно с Варенькой. Читал ли ты Гоголя «Размышления о божественной Литургии»? Книг для тебя больше не нахожу и библиографии тоже. Я выписал из Москвы «Звенья», надо бы еще и «Литературное наследие» (там Боткин о Рудине), но неизвестно, когда придет и придет ли? Целую тебя, Николаша. Правда, думай о своем здоровье, чтобы быть здоровым и душой и телом, чтобы ночью спать, а не курить, чтобы когда-нибудь видеть утро, когда на стене не золотые, а еще розовые блики. Сегодня мы их смотрели с Варенькой и удивлялись. Столько в нас нездорового, нечистого, столько жизни мы упускаем невозвратно! Иногда горечь этого сознания нестерпима. Все-таки надо нам (и тебе и мне) крепче бороться, тверже защищать обретенное сокровище духа. Тут не книги научат, не «Станкевич» даже, а только собственное воинствование духа. Твой п. [Приписка рукой В. С. Фудель ] Смотрите на обороте! Дорогой Коленька, спасибо, за письмо. Пожалуйста, передай привет Ляле, тете Тамаре, Муне, Елене Владимировне 498 . Целую крепко. (Варя) (Здесь нет бумаги и не на чем писать письма, пожалуйста, пришли.) Я с папой занимаюсь. Дорогая Маша, я получила твое письмо. Ты меня не забывай. Здесь есть девочка Света 10 л и мальчик Вася два года. Целую крепко. (Варя) Дорогая Мунечка,. целую крепко, очень тебя люблю и не забываю. Целую много раз. Передай привет тете Тамаре большой. (Варя) 497 Речь идет о внутренних правилах для научных сотрудников музея «Абрамцево», которым вменялась в обязанность ночная работа над экспозицией. Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 3 т./С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь./Том 1. 2001. – 648 с./Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

А.А. Половцов Иоанн Михайлович, великий князь Тверской Иоанн Михайлович , великий князь Тверской, сын великого князя Михаила Александровича и супруги его Евдокии Константиновны Суздальской, род. в 1357 г., умер 22 мая 1425 г. В 1371 г. он был в Орде и великий князь Московский Дмитрий Иоаннович (Донской) заплатил там за него 10000 р., а его взял с собою в Москву и здесь держал некоторое время, пока отец его не выкупил; в 1397 г. Иоанн ездил зачем-то к Витовту. 26 августа 1398 г. умер его отец и он наследовал ему на великокняжеском Тверском столе; обославшись с ханом Золотой Орды особым посольством, Иоанн получил от него в 1400 г. ярлык на великое княжение Тверское. С самых же первых лет начались у Иоанна столкновения с удельными князьями тверской земли, его братьями; в 1401 г. они примирились, благодаря вмешательству их матери; но уже в 1403, 1404 и 1405 гг. опять возобновлялись у них ссоры и столкновения. В 1406 г. Иоанн Михайлович ходил, вместе с великим князем Московским Василием Дмитриевичем, против Витовта; но при заключении мира между Москвою и Литвою возникли неудовольствия между Василием и Иоанном по поводу того, что Василий начал переговоры без ведома Тверского князя и в договорной грамоте поставил его имя ниже имени всех своих братьев. Когда после этого Василий и в следующем году попросил у Тверского князя помощи против Литвы, Иоанн отказал. В 1408 г. Иоанн ездил в Орду и получил там подтверждение своего великокняжеского достоинства. В 1408 г. мурза татарский Эдигей, подступив к Москве, потребовал помощи у князя Иоанна Михайловича; он двинулся на соединение с Эдигеем, но шел очень медленно, так что и не поспел вовремя; благодаря этому приему он сохранил хорошие отношения и к татарам и к Москве. В 1412 г. он захватил удел брата своего Василия, Кашин; в том же году он совершил еще новую поездку в Орду. Иоанн Михайлович был женат дважды, на Марии Кейстутьевне с 1375 г., (умерла в 1404 г.) и на Евдокии Дмитриевне Дорогобужской (с 1403 г.); от первого брака имел детей Иоанна, Александра и Юрия. Умер в 1425 г. от моровой язвы, приняв перед смертью схиму с именем Ионы. Экземплярский, «Велик. и удельн. князья», II, 497–504, – Борзаковский, «Ист. Тверск. княжества». Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010