А ведь, кажется, всякого рода пособий — книг, брошюр, листков — для подготовки к исповеди издано более чем достаточно. Но... это — непонятно, то — неинтересно, до этого — руки не дошли, да... и вообще, времени нет... А на нет и суда нет — суда человеческого. Но будет Суд Божий, и никому его не избежать...  Глава 1. Грех ГРЕХ ИЗ СЛОВАРЕЙ: Полный церковно-славянский словарь -М.,1993 (репринт): - беззаконие. Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля, т. 1 - М., 1955: - поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) - М., 1989, т. 2 (репринт): - 1) промахнуться, не попасть в цель; 2) миновать, пропустить что-либо; 3) нарушить религиозные предписания. Словарь русского языка С. И. Ожегова - М., 1972: - 1) нарушение религиозных предписаний, правил; 2) предосудительный поступок; 3) грешно (разг.) - нехорошо. Философская энциклопедия - М., 1962: - понятия нет. Советский энциклопедический словарь - М., 1980: - понятия нет. Полный православный богословский энциклопедический словарь - М.,1992 (репринт): - непослушание воле Божией. ИЗ ТЕКСТОВ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ: В Библии понятие «грех» встречается 497 раз, от: «...если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит...» (Быт. 4,7) до «...чтобы не участвовать вам в грехах...» (Откр. 18, 4). Слово Спасителя: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34). Слово Апостола: Возмездие за грех - смерть (Рим. 6, 23). Слово пророческое: Всякий верующий в Него (Иисуса Христа) получит прощение грехов именем Его (Деян. 10, 43). ИЗ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО ОПЫТА, ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ЛЮДЕЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: «Всем грешен: словом, делом, помышлением...» «Ничем никогда не грешил, только меня все обижали». «Грехов? Да нет, не было. Всегда всем только добро делала». «Чего там конкретно? Всем грешила, а конкретно не знаю». «Не помню что-то...». «Грех? А что это?». ИТАК, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГРЕХ? Желающих узнать богословский ответ на этот вопрос отсылаем к статье из Богословского энциклопедического словаря, помещенной в Приложении III. Ну а мы постараемся ответить на него как можно проще и в то же время подробнее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ответ на возражение 3. Место, где расположен рай, может быть отгорожено от пригодного для обитания мира то ли горами, то ли морями, то ли какой-нибудь жаркой пустыней, которую нельзя пересечь, по каковой причине мы не встречаем никаких упоминаний о нем у топографов. Ответ на возражение 4. Дерево жизни – это материальное дерево, а названо оно так потому, что его плоды наделены сохраняющей жизнь силой, о чем было сказано выше (97,4). Тем не менее ему можно придавать и духовное значение подобно тому, как скала в пустыне, имевшая вполне материальную природу, обозначала Христа. Аналогично этому и дерево «познания добра и зла» является материальным деревом, а названо оно было так ввиду грядущих событий, поскольку после того, как человек вкусил от него, он вынужден был познавать через опыт последующего наказания путем различения между благом повиновения и злом непослушания. Оно также может, как говорят некоторые, духовно указывать на свободу воли. Ответ на возражение 5. Согласно Августину, растения были произведены в день третий не актуально, а в своих производящих причинах, и уже после завершения дел всех шести дней растения, как райские, так и все прочие, были произведены актуально 497 . Если же следовать мнению других святых авторов, то должно говорить, что все растения, в том числе и райские, были актуально произведены в день третий, и что сказанное относительно насаженных в раю деревьев после того, как описание дел тех шести дней было завершено, следует понимать просто как краткое повторение. Поэтому наш текст надлежит читать так, что «насадил Господь Бог рай в Эдеме» в самом начале. Раздел 2. Был ли рай приспособленным для человеческого проживания местом? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что рай не был местом, приспособленным для того, чтобы быть обителью человека. В самом деле, человек, подобно ангелу, определен к блаженству Но ангелы с самого начала своего существования были созданы так, чтобы пребывать в обители блаженных, то есть в эмпирее. Следовательно, там же должно было быть и местожительство человека.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

12 Попугай – это птица Индии 493 . (...) 15 (Описание острова Самос. Когда Поликрат стал тираном на острове, в VI в. до н. э., Пифагор, уроженец Самоса, тайком покинул остров) (...) Некоторые утверждают, что в то время когда Пифагор среди пленных царя Камбиса доставлялся в Египет, он уже имел учителями персидских магов, и главным образом Зороастра, посвященного во всю божественную тайну, и что потом он был освобожден неким Силлом, первым гражданином кротонцев. Однако ведь более распространенная молва утверждает, что он по своей доброй воле взыскал египетских учений и там (узнал) от жрецов о невероятных возможностях священнодействий, о поразительных сочетаниях чисел 494 , о замысловатейших правилах геометрии; и что, не насытив свой дух этими науками, затем обратился к халдеям и потом к бракманам 495 , – это мудрые мужи, народ Индии, – так вот, к гимнософистам тех бракманов. Халдеи открыли ему знание о звездах, неизменные круговороты блуждающих божеств 496 и различные влияния тех и других в час рождения людей, а также средства врачевания, для смертных за большие деньги, изыскиваемые на земле, в небе и в море. Бракманы же содействовали его философии в большей части: в том, каковы умственные развития 497 , каковы телесные упражнения, сколько частей души, сколько черед жизни, каковы душам умерших, каждой по ее заслугам, муки или награды. Мало того, и Ферекид, уроженец острова Сирое, который первым, отвергнув сплетение стихов, решился писать простыми словами, вольным слогом, свободной речью, – его тоже Пифагор чтил как учителя, и от гниения вследствие несказанной болезни разложившегося в змеиные струпья благоговейно предал его погребению. Передают, что и у Анаксимандра Милетского он занимался вопросами природы, а также Эпименида Критского, знаменитого прорицателя и очистителя, был ради учения слушателем, также и Леодаманта, ученика Креофила, каковой Креофил, как упоминается, был гостеприимцем и соперником Гомера в песнопении. Столькими он учителями просвещенный, столько, так сказать, разнообразных чаш учений во всем мире испив, муж в особенности дарования тароватого и поистине духом слишком возвышенный для человеческого понимания, первый именователь и основатель философии, прежде всего, учил своих учеников хранить молчание 498 , и первое у него размышление для будущего мудреца – язык совсем придерживать, и слова, которые поэты называют летающими, эти слова, обескрылив их, подавлять за оградой белых зубов 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некий великий старец имел двух не всегда послушных ему учеников. Так как они часто смущали его, то он решил оставить их и ушел в один из общежительных монастырей, выдав там себя за странника и новоначального инока. В монастыре он пробыл три недели и там в это время ничего не делал по своей воле, но беспрекословно исполнял все, что ему велели. Через три недели он увидел некоего пришедшего к нему в белоснежной одежде, который держал в руках два сосуда: один – наполненный маслом, а другой – пустой. Явившийся отдал старцу пустой сосуд и из наполненного влил малое количество масла. Старец сказал: «Отдай мне сосуд, полный масла». Явившийся отвечал: «Нет, этого сделать нельзя, насколько ты потрудился, настолько я влил тебе масла». И сказал старец: «Если и малое добро сделал человек, то и за него воздаяние от Бога примет, но только по достоинству, что и справедливо» (112, 931). Брат, воздерживавшийся от пищи и не евший хлеба, пришел к некоему старцу. В это же время зашли к старцу странники, для них он приготовил немного кашицы. Источник. Когда сели вкушать пищу, брат поставил перед собой один моченый горох и ел его. Когда встали из-за стола, старец отвел брата в сторону и наедине сказал ему: «Брат! Если ты придешь к кому-либо, не обнаруживай перед ним своих обетов. Если же не хочешь нарушать принятых тобою обычаев, то пребывай в келье, не выходи никуда». Брат признал справедливость слов старца и с того дня, когда приходил к братии, уже следовал общему распорядку (106, 497–498). Однажды преподобный Нил Постник, бывший сподвижником святых отцов, в Синае и Раифе избиенных, видя избиение и страдания их от варваров, спрашивал себя, за что они страдают. «Где, – думал он, – блаженные отцы, труды воздержания вашего? Где награда за терпение скорбей? Где венец многим подвигам? Это ли воздаяние вашему иночествованию? Или всуе вы текли на предлежавший вам подвиг? Есть ли справедливость в том, чтобы за добродетель принимать скорбь и чтобы убиваемых вас оставил без помощи Промысл Божий? И вот скверна возымела силу над вашими святыми телесами, и злоба хвалится, что одолела вас». Так в глубокой скорби задавал себе подобные вопросы преподобный Нил. Но он, к своему утешению, вскоре получил на них ответ. «Чего ради, – сказал ему и бывшим с ним спасшимся от меча злодеев инокам, израненный и едва дышавший, старец Феодул, – чего ради смущает вас пришедшая на нас напасть? Неужели вы не знаете, для чего Господь предает подвижников Своих супротивным? Не ради ли того, чтобы величайшими воздаяниями вознаградить претерпевших до конца, как и сугубо воздал Иову за то, что он потерял? Но нам, конечно, несравненно больше воздаст, ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ) и терпящим до конца» (112, 152).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

М. известен как щедрый жертвователь. Так, он даровал множество поместий и крепостных бичвинтскому кафедральному собору во имя Пресв. Богородицы; возводил на церковной земле храмы, дарбази (большие дома), деревянные башни, приобретал для Церкви скот и поля (ПГП. 1970. Т. 3. С. 498-503). По повелению М. для бичвинтского собора была написана икона ап. Андрея (утрачена), создан дорогой оклад (Книга пожертвований католикоса-патриарха Малахии II Бичвинте//ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 5033). Также М. пожертвовал иконе 3 семьи крепостных (ПГП. 1970. Т. 3. С. 498). Католикосату он передал украшенное жемчугом патриаршее облачение, церковную утварь, изготовленную из серебра и драгоценных камней, богато декорированные книги и др. (Там же. С. 497-498). М. заказал оклад для т. н. проповеднической иконы, одной из главных святынь патриаршего кафедрального собора Светицховели , к-рую привез в Зап. Грузию католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Иоанн IX (1612-1617), укрывавшийся от нашествий на Вост. Грузию иран. шаха Аббаса I. Сведения об этом сохранились в надписи М. на окладе ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 442). Икона (36 ´ 17 см, ГМИГ) представляет собой чеканный триптих с изображением св. равноап. Нины и груз. царя Мириана , а также композиции: почившая с хитоном Господним св. Сидония , Животворящий Столп (груз.- Свети Цховели) над ней, поддерживаемый ангелами, внизу - св. Нина, сверху - фигура благословляющего Христа. По заказу М. также была оформлена рака, в к-рой хранились риза Пресв. Богородицы и мощи вмц. Марины (рука), вмч. Георгия и св. Иоанна Предтечи ( Такаишвили. 1913-1914. Т. 3. С. 153-154). По просьбе М. князья Одиши Леван II Дадиани (1611-1657) и Гурии Мамия II Гуриели (1600-1625) пожертвовали Абхазскому Католикосату несколько поместий (ПГП. 1970. Т. 3. С. 41-44). М. скончался в 1639 г. Ист.: Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 442, 445, 448; Такаишвили Е. Древняя Грузия. Тифлис, 1913-1914. Т. 3 (на груз. яз.); КЦ. 1959. Т. 2. С. 393; Кастелли Х. Альбом зарисовок и реляций о Грузии/Пер. на груз. яз., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тб., 1976 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2561714.html

С 2012 года Душанбинская епархия организует бесплатные обеды для малоимущих — по выходным или праздничным дням. Благотворительный обед состоит лишь из «второго» блюда — на большее средств не хватает. Синодальный отдел собирает средства на кухонное оборудование, чтобы епархия смогла начать регулярное кормление нуждающихся полноценными обедами, состоящими из 3-х блюд. На переоборудование кухни потребуется 250 тысяч рублей единоразово, на закупку продуктов — 100 тысяч рублей ежемесячно. Благотворительные обеды будут регулярно готовить в кафедральном соборе святителя Николая в Душанбе: каждую неделю бесплатно получат полноценное горячее питание 200 человек. Также в рамках программы Душанбинская епархия на собранные пожертвования будет покупать и раздавать продуктовые наборы малоимущим жителям Таджикистана в труднодоступных населенных пунктах. Стоимость одного такого набора составляет 497 рублей. Помочь нуждающимся в Таджикистане можно, отправив смс-пожертвование со словом «свои» на номер 3443. Например, «свои 300». Другие способы платежа  приведены  на официальном сайте Синодального отдела по благотворительности. Там же, в разделе « Помощь бедным », будут публиковаться отчеты о расходовании средств по программе «Помощь соотечественникам в Таджикистане». Ранее, в апреле 2018 года, Синодальный отдел по благотворительности передал 300 тысяч рублей для нуждающихся Душанбинской епархии: средства были направлены на покупку продуктовых наборов пациентам психиатрической больницы, оплату лечения и адресную помощь малоимущим — подопечным социального отдела епархии. Значительный процент русскоговорящих людей в Таджикистане, оказавшихся за чертой бедности, живет в тяжелых бытовых условиях. Согласно июльскому мониторингу Исследовательского института социальной политики НИУ ВШЭ России, в Таджикистане самый низкий реальный уровень зарплаты из всех стран на постсоветском пространстве. Диакония.ru /Патриархия.ru за темою центр доставив 14 тонн допомоги до зони про допомогу 12 2024 року) [Стаття] 85 зону про допомогу 11 2024 року) [Стаття] Звернення Кирила у зв " язку з масштабною на та у : та звернення] Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5249217...

Гл. XIII ст. 4. См. в соч. С. Пахмана «О судебных доказательствах по древн. русск. праву» М. 1851 г. место о присяге. Ср. Улож. гл XIII. ст. 4—5 с А. И. т. III, 92. ХХХШ. Улож. XIII, 3. См. в соч. Михайловского «Патр. Никон». Спб. 1862. место об отношении патр. к Мон. Приказу. См. ст. Неволина о «Простр. церк. суда» примечание 362 и стр. 380 в VI т. полного собрания его сочинений. А. И. т. IV 166. 254 и др. См. «Мнения патр. Никона об Уложении» в Записках отд. Русск. и Слав. Археол. Р. Археол. О. т. II. Спб. 1861. стр. 423-497. Ср. Рукоп. Акад. Наук. 82. См. в Ист. Соч. т. стр. 360—356. А. А. Э. IV. 62 и 68. Там же 116 и 175. А. А. Э. т. I. 259 «Ист. Рус. Церкви» еписк. Филарета. Черн. 1862. 3-й пер. стр. 28. A. A. Э. T. IV. 62. 68. A. A. Э. IV, 115 и др. A. A. Э. IV, 62. 146. 175 Ист. Р.Иер. ч. V. стр. 457. Записки Отд. Р. и Слав. Археол. Археох. Общ. II. стр. 610—641. A. A. Э. III, 82. Гл. VII. A. A. Э. т. IV, 102. А. А. Э. т. IV, 84. Котошихина гл. VII, о Монастырском Приказе. См. Собр. госуд. гр. и дог. т. 10. A. A. Э. т. IV. 115 т. III. 217. См. сочинения об Уложении Строева, Морошкина и Есиповича, также Архив Кадачева 1850. кн. I. Из А. А. Э. IV, 27, кроме того, видно, что выборы происходили весьма спешно. См. «Мнения Патриарха Никона об Уложении и пр.» в Зап. Отд. Сл. Р. Археологии Р. Арх. Общ. т. II. 1861 стр. 426. 435. Ист. Русск. Ц. архиеп. Филарета. т. IV. стр. II. Рига. См. в Ист. Сол. т. XIII. стр. 881. Собр. Гос. гр. и дог. т. IV, стр. 128. См. статьи в разных книжках Православного Обозрения за 1866 и 1867 годы «Приходское Духовенство». Так свидетельствовал Никон Патриарх, о чем сказано будет ниже. Опись грамот. в прот. Археогр. Ком. 12 Авг. 1863 40. См. введение в Уложение. 1-е Собр. Зак. 201. А. А. Э. т. IV, 20. В соч. Михайловского,—при рассказе о возведении Никона в патриарха. Собр. госуд. гр. ч. 5 71. ф. А. Эксп. т. IV, 20. 50 и 1-е Собр. Зак. 201. Ист. Русск. Церк. Филарета ч. IV, стр. 13. Сведения об отношениях Патриаха Никона к Монастырскому Приказу изложены на основании рукописи Академии Наук 82 под заглавием: «Возражение и разорение смиренного Никона, Божиею милостью Патриарха против вопросов боярина Симеона Стрешнева»,—на основании Истории Соловьева т. XVII, стр. 292—393, сочинения свящ. Михайловского о Патриархе Никоне и Записок Отделения Русской и Слав. Археологии Р. Археол. Общ. т. II, где собрано много документов o Патриархе Никоне.

http://sedmitza.ru/lib/text/439430/

7 … Constantinopolim… — Consmanminopolis — Константинополь, далее называемый urbs regia ‘царствующий град’. Ср. русское Царьград . 8 … апокрисиарий … — посланник или представитель епископа при дворе императора. В его обязанности входило представлять Церковь своей провинции в столице, передавать обращения своего священноначалия императору и пересылать ему ответы императора. Если же епископ приезжал в Константинополь, апокрисиарий должен был сопровождать его ко двору. Папы и архиепископы посылали в столицу апокрисиариев, которые жили там постоянно. Так, в 579 г. папа Пелагий II (579–590) рукоположил святителя Григория в диакона и послал его в качестве апокрисиария в Константинополь (579–586). По возвращении святитель Григорий стал настоятелем монастыря святого апостола Андрея, основанного им на Целийском холме. 9 Святителя Григория сопровождали монахи из монастыря святого апостола Андрея во главе с его настоятелем Максимилианом ( S. Gregorii Magni . Moralia in Iob. Praefatio // PL 7 5, 511 ). 11 “Нравственные толкования на книгу Иова” возникли из бесед с братией ( S. Gregorii Magni . Moralia in Iob. Praefatio // PL 7 5, 511 –512) . 12 Одним из братий, поощрявших святителя Григория к написанию “Нравст­венных толкований на книгу Иова”, был святитель Леандр, будущий епископ Севильский (550–600), который в период до 584 г. жил в Константинополе как апокрисиарий и познакомился там со святителем Григорием. Сын Севериана, герцога Картахенского, старший брат святого Исидора Севильского, знаменитого богослова раннего Средневековья, святитель Леандр принял монашество в Севилье, затем был отправлен как апокрисиарий в Константинополь. По возвращении оттуда (584 г.) он был рукоположен во епископа Севильского. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с арианством, которое исповедовали визиготы, населявшие Испанию. О святителе Леандре кратко говорится в “Страдании св. мученика Ерминингельда” (пам. 1/14 ноября) (“Жития святых” святителя Димитрия Ростовского. Ноябрь. М., 1905). Святитель обратил в Православие голтского царевича Ерминингельда, за что тот был отдан на мучения по приказу своего отца. Святитель Леандр не оставлял царевича своей поддержкой и в заключении, тайно прислав к нему перед казнью православного пресвитера, приобщившего царевича Святых Тайн. Царь умирая раскаивался в убийстве старшего сына и, призвав святителя Леандра, просил его наставить в Православии его младшего сына, Рекареда. Обратившись, Рекаред привел к истинной вере всю Готскую землю (на Третьем Толедском Соборе в 589 г.). Святитель Леандр составил Правило для монахинь и ввел в богослужение пение “Символа веры”, принятое до него на Востоке. Сохранилось письмо святителя Григория к святителю Леандру с выражением радости по поводу обращения короля Рекареда ( PL 77 , 497), а также еще несколько писем святителю Леандру и Рекареду. Память святителя Леандра 1/14 ноября.

http://pravmir.ru/dostochtimyiy-beda-zhi...

8 …апокрисиарий… – посланник или представитель епископа при дворе императора. В его обязанности входило представлять Церковь своей провинции в столице, передавать обращения своего священноначалия императору и пересылать ему ответы императора. Если же епископ приезжал в Константинополь, апокрисиарий должен был сопровождать его ко двору. Папы и архиепископы посылали в столицу апокрисиариев, которые жили там постоянно. Так, в 579 г. папа Пелагий II (579–590) рукоположил святителя Григория в диакона и послал его в качестве апокрисиария в Константинополь (579–586). По возвращении святитель Григорий стал настоятелем монастыря святого апостола Андрея, основанного им на Целийском холме. 9 Святителя Григория сопровождали монахи из монастыря святого апостола Андрея во главе с его настоятелем Максимилианом (S. Gregorii Magni. Moralia in Iob. Praefatio//PL 75,511). 11 “Нравственные толкования на книгу Иова” возникли из бесед с бpamueй(S. Gregorii Magni. Moralia in Iob. Praefatio//PL 75,511–512). 12 Одним из братий, поощрявших святителя Григория к написанию “Нравственных толкований на книгу Иова”, был святитель Леандр, будущий епископ Севильский (550–600), который в период до 584 г. жил в Константинополе как апокрисиарий и познакомился там со святителем Григорием. Сын Севериана, герцога Картахенского, старший брат святого Исидора Севильского , знаменитого богослова раннего Средневековья, святитель Леандр принял монашество в Севилье, затем был отправлен как апокрисиарий в Константинополь. По возвращении оттуда (584 г.) он был рукоположен во епископа Севильского. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с арианством, которое исповедовали визиготы, населявшие Испанию. О святителе Леандре кратко говорится в “Страдании св. мученика Ерминингельда” (пам. 1/14 ноября) (“Жития святых” святителя Димитрия Ростовского . Ноябрь. М., 1905). Святитель обратил в Православие голтского царевича Ерминингельда, за что тот был отдан на мучения по приказу своего отца. Святитель Леандр не оставлял царевича своей поддержкой и в заключении, тайно прислав к нему перед казнью православного пресвитера, приобщившего царевича Святых Тайн. Царь умирая раскаивался в убийстве старшего сына и, призвав святителя Леандра, просил его наставить в Православии его младшего сына, Рекареда. Обратившись, Рекаред привел к истинной вере всю Готскую землю (на Третьем Толедском Соборе в 589 г.). Святитель Леандр составил Правило для монахинь и ввел в богослужение пение “ Символа веры ”, принятое до него на Востоке. Сохранилось письмо святителя Григория к святителю Леандру с выражением радости по поводу обращения короля Рекареда (PL 77, 497), а также еще несколько писем святителю Леандру и Рекареду. Память святителя Леандра 1/14 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

27, оп. 1, д. 140. ч. 1, л. 266 – 268, 283; Гиббенет 2, 497 – 504. ...велел отвестися в ваше государево богомолье, в Воскресенской монастырь. – Воскресенский монастырь на реке Истре был основан патриархом Никоном в 1656 г. в 56 км к северо-западу от Москвы в местности, через которую патриарх многократно проезжал по пути в другой свой монастырь – Иверский. Строительство Воскресенского монастыря и умножение братии шло чрезвычайно быстро. 17 июня 1657 г. патриарх освятил в Воскресенском монастыре деревянную церковь во имя Воскресения Христова; на освящении присутствовал царь Алексей Михайлович с синклитом. По окончании богослужения царь и патриарх обошли весь монастырь и поднялись на гору Елеонскую, здесь государь нарек имя месту сему – Новый Иерусалим, что подтвердил письменно. Письмо царя Никон вложил в особый ковчежец и положил под крест на месте престола будущего каменного собора Воскресения или в камень при закладке и освящении места будущего собора – Тихомиров 1979, 296; Лебедев 1995, 316; Зеленская 2002, 102 – 103. Новый Иерусалим вошел в историю вселенского православия как величественный памятник русского религиозного мировоззрения, воссоздавший под Москвой святые места Палестины, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Перечень святых мест в обители и ее окрестностях известен из материалов церковного собора 1666 г., где патриарх Никон был обвинен в том, что он использовал в наименованиях «Новый Иерусалим и Голгофу», а также «Назарет, Вифлеем, Иордан и Галилею» – Дело 1897, 439. Описание святых мест Нового Иерусалима оставил голландец Николаас Витсен, тайно посетивший патриарха Никона в мае 1665 г.: «Вне этого монастыря, называемого Иерусалимом, вокруг него, размечены местечки на таком же расстоянии, как они в действительности находятся в Иерусалиме: Вифлеем, Кана, гора Олифегум, сад Гефсиманский и т. д. На некоторых стоит только Крест, на других – часовни, хотя там – деревни и деревушки. Здесь же вне монастыря еще пять-шесть больших прудов» – Витсен 1996, 182.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010