Труд Августина «О Троице» перевел на греческий язык Максим Плануд в XIII в., и потому он мог быть известен Паламе. 449 Cap. phys. 36; PG 151:114θ–Ι145Α. 450 Сар. phys. 75; PG 15I:I173B. 451 Against Akindynos, V, 27; не опубликовано, однако цитируется в кн. Meyendorff, Gregory Ρα/amas, ρ 220. 452 О Соборах 1156 и 1157 гг., см. J. Meyendorff, Christ, p. 152–154. 453 Gregory Palamas, Triads III, 2, 12; ed J. Meyendorff, in Spicilegium Sacrum Lovaniense, 31 (Louvain, 1959); Палама перефразирует Григория Богослова, Oratio 45, 3; PG 36:625c. 454 Against Akindynos 2, 10, не опубликовано, процитировано в кн. Meyendorff, Gregory Palamas, p. 213. 455 См. статью «The procession of the Holy Spirit in the Orthodox Triadology» в изд. Eastern Churches Quarterly. Supplemental issue Concerning the Holy Spirit (1948), p. 46. См. также дебаты о «Шилиокве» между православными (епископ Кассиан, Мейендорф, Верховской и др.) и римокатолическими (Камело, Буайе, Анри, Дюбарль, Донден и др.) богословами, отчет о которых опубликован в изд. Russie et Chrétienté (1950), 3–4. 456 Cf. J. Meyendorff, Christ, p. 166. 457 K. Rahner, op. cit., p. 111. 458 Cabasilas, De vita in Christo, l, 3; PG 150:4900. 459 Тайна, таинство (греч.). 460 См., напр., Chrysostom, Horn. 7,1 in I Cor.; PG 61:55. 461 Chrysostom, Catéchèses baptismales, ed A. Wenger, Sources Chrétiennes 50 (Paris: Cerf, 1957), II, 17, p. 143. 462 Synaxis — вместе (греч.) 463 Ep. II, 165; PG 99:1524в. 464 G. M. Jugie, Theologia dogmatica Christianorum orientalium, III (Paris, 1930), p. 16. 465 Цитируется у M. Jugie, там же, с. 17–18. 466 De sacramentis, 52; PG 155:197д. 467 Responsa canonka, éd. A. I. Almazov (Odessa, 1903), p. 38. 468 Нот. 60. ed. S. Oikonomos (Athens, I860), p. 250. 469 De sacramentis, 43; PG 155:188д. 470 De vita in Christo, II, 3; PG 150:524л. 471 Там же, 4, 525л. 472 Там же, 524с. 473 Там же, 5, 525D. 474 Там же, 22:548ВС. 475 Haeret. fabul. compendium 5, 18; PG 83:512. 476 De sacramentis, 64; PG 155:228о–229в. See also Manuel of Corinth, Apology 7, PG 140:480. 477

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

п., чтобы и в другой жизни они служили ему. 458 Китайцы сожигают на могиле умершего модель его дома со всеми домашними принадлежностями и мебелью. 459 В катакомбах Рима на гробах детей находят куклы и игрушки; в Нью-Йорке и теперь это составляет обычный случай. 460 Отсюда же происходит обычай сжигать жен по смерти их мужей и рабов по смерти их господ, так как и жены и рабы считаются простыми вещами тех, кому они принадлежат. За богатым негром следуют мальчик, девочка и любимая жена. 461 Они и в другой жизни должны составлять часть привычной умершему обстановки. Замечательно, где женщина господствует над мужчиной, как, например, у ашанти, 462 там мужчины должны следовать за умершими женщинами как часть их «я». 463 И не нужно думать, что эти с нашей точки зрения жестокие обычаи казались таковыми же и несчастным их жертвам. Нет, в том и сила, что если муж считал жену частью своей обычной обстановки, частью своего «я», то и жена смотрела на себя как на принадлежность мужчины и не могла представить себе иного положения. Поэтому ее смерть вслед за мужем казалась ей вполне естественною и необходимою, а потому и не печальною, особенно если к этому присоединялась любовь к умершему. В Конго жены спорят о чести быть погребенными со своим мужем. 464 То же мы знаем и о женах индийского князя Кется. 465 Точно так же и настоящие рабы представляют себя не как личность, а только как живое орудие желаний другого, 466 а потому без особенного страдания следуют за своим умершим господином. Справедливо замечает Вуттке: где имя, там человечность, где его нет, там животность. 467 Бушмены, не имеющие собственных имен и не чувствующие даже в них нужды, считаются поэтому одним из самых низших племен. 468 Если обстановка не составляет еще отличительной принадлежности данного лица, потому что точно такая же может быть и у другого лица, особенно при однообразии общественного и экономического быта диких, то имя уж исключительно составляет достояние одного индивидуума. Если обстановка привязана отчасти внешним образом, не намекая на отличительные черты человека, то имя при первоначальной свежести языка прямо метило на какое-либо свойство, заметное для постороннего глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Иное называется земным; и на земле есть немаловажное различие между животными, особенно же людьми: различие национальностей, нравов, законов, обычаев, судьбы и т. п. Апостол говорит и о подземных существах, которые также различаются друг от друга 464 . Земля занимает обширное пространство, окруженное множеством островов, из которых многие совершенно недостижимы для нас; и на одном из этих островов, как еще думал Платон, находится рай, куда отходят души по смерти и где ожидают высшего рая 465 . Над этой, в центре всего лежащей и круглой землей, находятся небеса, которых по апостолу три 466 . Первое небо находится между землей и неподвижной сферой или твердью. Второе – выше видимого; это есть страна живых, есть земное царство, обещанное Спасителем смиренным. А над этим вторым небом, над этой небесной землей, есть третье, где написаны имена святых и куда восходят совершенные 467 . Вообще же два мира, и каждый состоит из земли и неба: наша видимая земля и ее небо, и невидимая, небесная земля с ее небом. Этот второй, высший мир, который Платон почитал только миром идей, по Оригену существует действительно и имеет самую тонкую телесность. ( Оригенов идеальный мир существует в Слове 468 . Этот высший, невидимый мир есть образец низшего, видимого. И на низших степенях повторяется то, что бывает на высших, по крайней мере, в главном и существенном. Те же самые законы свободного движения и действования существуют как для духов имеющих тонкие тела, так и для грубейших; и в невидимом мире есть борьба добра со злом, света со тьмой; и там есть свои Израиль, своя Иудея, свои Иерусалим и Сион; и там существуют Египет, Вавилон, Тир, под управлением своих царей. Словом, библейская история есть история не только земных, но и небесных происшествий; а потому-то в этой истории многое и кажется нам необъяснимым 469 . Земля есть зрелище борьбы добрых духов со злыми. «Все мы пользуемся светом, которым добрые духи в звездах освещают наши пути; ибо, по нашему мнению, звезды суть существа одушевленные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

435 Аскетическая проповедь. С. 285 436 Аскетические опыты. Т. I. С. 387—389. Аскетические опыты. Т. II. С. 78—87 437 Христианский пастырь и христианин — художник. С. 278. 438 Наставления о духовной жизни.//Добротолюбие. Т. 1. С. 470—472 439 Аскетические опыты. Т. I. С. 406 440 Аскетическая проповедь. С. 273 441 Аскетическая проповедь. С. 291 442 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 221, 494 443 Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 27 444 Духовные беседы. С. 357 445 Отечник. С. 136 446 Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 406 447 Слова подвижнические. С. 11—2, 99—102, 262, 283 448 Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 45 449 Слово о молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 214 450 Христианский пастырь и христианин — художник. С. 278. 451 Приношение современному монашеству. С. 119 452 Аскетическая проповедь. С. 254 453 Духовные беседы. С. 277, также с. 347—348 454 Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 314 455 Увещательные главы.//Добротолюбие. Т. 2. С. 272 456 Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 401 457 Слова подвижнические. С. 56, 301, 354 458 Там же. С. 255—256. 459 Аскетические опыты. Т. I. С. 295 460 Там же. 461 Аскетические опыты. Т. II. С. 60. Приношение современному монашеству. С. 329 462 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 460 463 Аскетическая проповедь. С. 338 464 Цветособрание.//Добротолюбие. Т. 3. С. 438 465 Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С 57—58, 75; Отечник. С. 19 466 Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 343; Отечник. С. 172, 173 467 Увещательные главы.//Добротолюбие. Т. 2. С. 271 468 Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 404 469 Лествица. С. 145 470 Слова подвижнические. С. 37, 139 471 Аскетическая проповедь. С. 272 472 Аскетические опыты. Т. I. С. 147—148. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 526 473 Аскетические опыты. Т. I. С. 299 474 Аскетическая проповедь. С. 254—255 475 Слова подвижнические. С. 38, также с. 301 476 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 422 477 Аскетические опыты. Т. I. С. 141, 298, 300. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 514

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

463 Макарий, Ист. рус. цер. т. XI. стр. 277; протест подан митрополитом Иовом Борецким совместно с епископами. См. также Свод. галиц. рус. лет. Петрушевича, стр. 58–59. При сличении с переводом преосв. Макария, кажется, последним допущены ошибки в именах городов, обозначенных им: Гродно, Бельск, Бусна. 464 См. там же акт конфедерации, заключенный православным и протестантским дворянством в г. Вильне в 1599 г. и подписанный 168 литовскими дворянами, и в том числе 17 православными сенаторами. Этот акт помещен на русском языке в «Описан. Киев. Соф. собора», прибавления 15, стр. 68; на польском языке у Кояловича, «Литов. цер. унии», т. II, прим. 41. и перепечатан в «Вестн. юго-зап. и запад. России. 1863, апрель. В этом акте перечисляются также обиды и насилия, чинимые над православными. 465 См. «Ответ на письмо Ипатия Потея», напеч. в прилож. к сочин. «Апокрисис» изд. 1870 г. стр. 345 и 346. 466 Документально известно, что князь Острожский желал сам единения и мира с Римом, в видах облегчения участи православия в западной России, но желал только такой унии, на которую могли бы согласиться патриархи восточные и московские, с каковыми и надлежало по мнению князя, предварительно снестись по этому важному вопросу. По мысли князя обе церкви могли бы быть соединены, как две дщери одного Господа, не отнимая ни у одной принадлежащей ей чести и славы. В этом смысле князь еще в 1582 году вел переговоры с Поссевином; см. Кояловича, Литов. церков. уния, т. 1. стр. 105–109. 467 Заступничество Острожского не спасло Никифора; он был несправедливо осужден и заточен в Магдебургском замке, где и скончался. Но «крови его», как сказал королю князь Острожский, он «будет искать на страшном суде». 468 Эти слова написаны в грамоте Острожского в 1602 году: см. Макария. Ист. рус. цер. т. X, стр. 334. См. замечательное письмо князя к Потею от 1591 года Акт. запад. России, т. IV, 45. Там же окружное послание князя 71. 470 «Парафяне (т.е. прихожане) до церкви належачые повинни своим отцом священником во всем в потребах церковных в допомогании». – такой взгляд на церковно-приходскую жизнь выражал знаменитый православный князь Константин Иванович Острожский в 1507 году; см. его дарственную запись в Вилен. Арх. Сбор. т. I, 7. О деятельном участии прихожан в церковных делах усматривается из двух актов, от 1541 и 1544 г., помещ. в Витеб. Стар. т. V, 31 и 32, стр. 36–42: а из позднейших актов, обрисовывающих порядки в церковных дедах г. Могилева в самом начале XVII века, укажем на помещ. в Ист. юрид. мат. из акт. Витеб. и Могилев. губ., вып. VIII, стр. 300, 334 и 338; (священник называется предводителем Богом вверенного ему словесного стада; в церквах находились реестры прихожан).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

467 . Подобно Хилкову распространял толстовство Чертков в Воронежской губ., врач Волкинштейн (еврей)–в Полтавской губ. и др. В 1898 г. Хилков и Чертков переселились в Англию и там, в провинции Эссекс, на земле, купленной Чертковым, устроили колонию толстовцев. 468 Чертков занимался здесь изданием сочинений Толстого и листков «Свободного Слова». Некоторые из толстовцев поселились в Швейцарии, издавали там листки в духе Толстого и распространяли в России. В 1901г. Св. Синод отлучил Толстого от Церкви. Это отлучение сильно раздражало толстовцев и большинство интеллигенции, но в то же время заставило некоторых из православных остановиться в своем увлечении толстовскими идеями. С 1905 г. Хилков и Чертков, получив дсступ в Россию, стали нередкр приезжать сюда и усердно распространять учение Толстого. В 1910 г. Толстой умер, но идеи его продолжают распространяться, особенно посредством его сочинений, свободво издаваемых теперь у нас в России, а также так называемого толстовского катехизиса. 469 В настоящее время толстовцы встречаются по всей России, но, как секта, толстовство распространено, кроме Харьковской, Воронежской и Полтавской губерний, еще в Курской, Екатеринославской и Киевской губернии, в Донской области и на Кавказе. 470 Учение толстовцев. Вероучение толстовцев не отличается единством и строгой систематичностью, но в отношении к православному вероучению носит большей частью отрицательный характер. Так, одни из толстовцев не признают лишь троичности Лиц в Боге, a другие отрицают и самое бытие Блжие; некоторые признают Господа Иисуса Христа Богочеловеком, a другие считают Его обыкновенным человеком и отрицают искупительные заслуги; большинство отвергает таинства даже в смысле обрядов, некоторые же признают крещение за священнодействие, необходимое для нашего спасения, и учат о нем подобно штундо-баптистам, а причащение понимают в духовном смысле; иерархию всю отрицают, брак считают глупой привычкой людей, в загробную жизнь и воскресение мертвых не верят: из книг Св. Писания Ветхого и Нового Завета признают только 4 евангелия, но и те толкуют произвольно: св. икон не почитают, крест называют виселицей, храмы – хлевами, св. мощи – набальзамированными телами ханжей, арихиереев–чучелами, забитыми соломой и т. п. 471

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Бонмотист (от франц. bon mot — острота) — остряк. 467 Бутоньерка (франц. boutonnière) — петлица или маленький сосуд для букетика или цветка, прикалываемый к платью. 468 …превосходно гантированный молодой человек — одних аржанов. — Гантированный (от франц. ganter — надевать перчатки) — в перчатках. Увраж ( франц. ouvrage — сочинение) — литературное произведение. Тенебры ( франц. ténèbres) — тьма, мрак, невежество. Аржан ( франц. argent) — деньги. 469 …книжка доктора Гиршеорна «Эмс и его целебные источники», изданная в Петербурге. — Указанная брошюра А. Ю. Гиршгорна вышла в 1874 г. 470 Поэзия выводит Байронов — за самое дурное общество…— С этой точкой зрения Достоевский полемизировал в декабрьском выпуске «Дневника писателя» за 1877 г. (гл. II, § 2). 471 Золотой век еще весь впереди…— Эта ироническая фраза Парадоксалиста выражает убеждение, которое неоднократно высказывали французские, социалисты-утописты, в частности Сен-Симон, и которое у них восприняли петрашевцы. М. Е. Салтыков-Щедрин вспоминал: «Оттуда лилась на нас вера в человечество, оттуда воссияла нам уверенность, что „золотой век“ находится не позади, а впереди нас…» ( Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1972. Т. 14. С. 112). 472 «Не заботьтесь во что одеться, взгляните на цветы полевые, и Соломон во дни славы своей не одевался, как они, кольми паче оденет вас бог». — Неточная цитата из Евангелия (Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 28–30; Евангелие от Луки, гл. 12, ст. 22, 27–28). 473 Я взял с собой сюда в дорогу две брошюры: одну Грановского о Восточном вопросе, a другую о женщинах. — О брошюре, приписывавшейся Т. Н. Грановскому, см. с. 496. Брошюра о женщинах: Страхов И. И. Женский вопрос: Разбор сочинения Джона Стюарта Милля «О подчинении женщины». СПб., 1871 (отт. из журн.: Заря. 1870. Н. Н.Страхов полемизировал с тезисом Милля об отсутствии умственных и нравственных различий между мужчиною и женщиною. Утверждая, что «женский вопрос выдуман мужчинами» (там же. С. 141), он не принимал принципа равенства полов в общественной жизни и считал уделом женщины семью. Задача общества по отношению к женщине состояла, по его мнению, не в том, чтобы дать ейравные права с мужчиною, а в том, чтобы обеспечить «охранение ее во всей чистоте, развитие тех качеств, которые она может иметь, и устранение тех недостатков, которые ей свойственны» (там же. С. 140). 474

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Достигается единство молитвы и созерцания. Созерцая, ум молится, и, молясь, он созерцает (Никодим Аг., там же, 125 – 126). Он созерцает и самого себя, имея вид сапфира ( Нил Синайский Евагрий). Происходит утончение материи мозга, метаморфоз сознания, имеющего отныне все божественное сверхсознание, происходит утончение, одухотворение и просветление души. Увенчанием мистических усилий ума в сердце является водворение «Памяти Божьей» в душе, как силы, интегрирующей всю тримерию (Диадох, там же, 40). Умная аскеза преодолевает главную основу дезинтеграции человека – диссоциацию головы и сердца: начинается спасительное взаимодействие и взаимопроникновение обоих умов, и оба выходят из этого взаимодействия измененными, обновленными, очищенными и метамор-фированными. Взаимная духовно-душевная индукция обоих центров тримерии лежит в основе реинтеграции. Ум возжигает свет и огонь в сердце, давая выход потенциальному духовному огню сердца, который греет уже не только сердце, но и все существо человека. Тогда растет и усиливается свет и огонь Христа и Духа Св., живущих скрытой жизнью в сердце христианина, и эта божественная жизнь двух ипостасных Параклитов (Утешителей) дает человеку такую полноту бытия, которую он сам по себе иметь не может. Появление сердечной теплоты настолько характерно для сердечной молитвы, что этот факт отмечается многими аскетическими писателями. Каллист Тиликуда говорит: «Она (сердечная молитва) творится непринужденно сама собою. Ее сопровождает теплота некая, которая зачинается с самого начала углубления ума в сердце и содействует ему в отсечении сторонних мыслей и чувств, и сама вместе с сим очищением ума от всего стороннего возрастает, усиливается и устанавливается. Когда сердце пополнится сею духовною теплотою, которая отлична от всех других теплот, тогда сидит ум неисходно в сердце и непрестанно ко Господу взывает с теплотою, чисто и беспримесно. В сей молитвенной теплоте порождается в сердце любовь к приснопоминаемому Господу Иисусу, а из ней слезы сладостные источаются, от вожделения поминаемого Иисуса» (Добр., 5,467–468).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

Кутсас, с.318. 467 Подробнее см. там же; ср. описание рукописей на с.230, 334—335. 468 См. русский перевод еп. Феофана, т.5. М., 1900, репринт 1992, с.305 сл.: §2 Каллиста Ангеликуда имеет соответствия в гл.45—46 Ксанфопулов, §3 — 47—49, §4 — 51, 53—54, 56—58, §5 — 59—63, 77—79, 83—85, 100. Подробнее см. у Кутсы, с.356—357 с примеч.327 (там же соображения, что вторична именно сотница Ксанфопулов, а не наоборот). 469 1–е венецианское изд. 1782 г., с.1103—1107; 2–е афинское изд. 1893, т.2, с.456—459, 3–е изд. 1961, т.4, с.368—372. PG 147, 817—825. Рус. пер. см. в т.5, с.429 сл. указ. изд. перевода еп. Феофана. Ныне этот текст (22 слово «Исихастского утешения») имеется в критическом издании Кутсы (с.518—529). Неиспользованной осталась рукопись Московской Синодальной библиотеки (ГИМ, см. каталог архим. Владимира, т.1. М., 1894, с.645; имеется также дополнительное описание с уточнениями: Фонкич Б.Л., Поляков Ф.Б. Греческие рукописи Синодальной библиотеки. М., 1993). 470 Подробный обзор у Кутсы, 316–58. 471 Kat¦ toà kaq " ˜ll»nwn legomšnou bibl…ou Qwm© Lat…nou. Издано: S.PapadopoÚlou. Kall…stou " AggelikoÚdh, Kat¦ Qwm© Akin£tou. E«sagwg», ke…menon kritikÒn, ØpÒmnhma kaˆ p…nakej. " AqÁnai, 1970 и подробный разбор сочинения в книге того же ученого: S.PapadopoÚlou. Sun£nthsij ÑrqodÒxou kaˆ scolastikÁj qeolog…aj (™n prosèpJ Kall…stou " AggelikoÚdh kaˆ Qwm© Akin£tou). ( " Analškta Blat£dwn, 4). Qess., 1970. 472 Заметим, однако, что ссылок на произведения Паламы в творениях Каллиста почти нет. Объясняется это, скорее всего, тем, что Каллист писал до или сразу вскоре после канонизации фессалоникийского святителя, а потому творения Паламы еще не были распространены в достаточном количестве копий. 473 Ранее из «Исихастского утешения» были изданы в составе «Добротолюбия», как уже сказано выше, слово 22 «О безмолвнической жизни» и слово 29 в виде 15 главы в серии глав под именем Каллиста патриарха («О том, что названный рай есть образ внутреннего человека»). Помимо исследования Кутсы, есть еще неопубликованная диссертация: Ashiotis H.I. Comment le Saint–Esprit agit dans les croyants. Un traité inédit de Callistos Angélikoudès. Thése présentée en vue de l’obtention de la License en théologie. Soutenue le 21 juin 1983. Institut de théologie orthodoxe Saint–Serge. P., 1983 (издание и перевод одного из 30 слов — «Как Св. Дух действует в верных»; копия диссертации есть в библиотеке СПб. Духовной Академии). 474

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

См. об этом 80, с. 353–354; 120, с. 269–283; 42, с. 119–124. 463 Доказательства см. в моей статье 103, с. 284. Только Григора утверждает, что Роман был поставлен до Алексия, т. е. еще Филофеем, но такая хронология противоречит имеющимся патриаршим документам: в июле 1354 года был посвящен Алексий, пока Феодорит (а не Роман) еще управлял церковью в землях Ольгерда, и Филофей специально предупреждал Моисея Новгородского об опасности узурпации. (102, I, 350). 464 Ср. Постановление Каллиста 1361 года: 102, I, 426. 465 102. 11, 12–13. 466 Роман подписывался как " о Λιτβν μητροπολτης και περτιμο " Ρωμαυ. 102, Ι, 432–433. Именно в 1355 году Каллист писал своим друзьям — болгарским монахам–исихастам во главе с Феодосием Тырновским, — вновь подтверждая притязания патриарха главенствовать над болгарской церковью, (ср. гл. 5). 467 Это подтверждается летописью («Роман чернец, сын боярина тверского» — 237, стлб. 61) и Никифором Григорой: «Ольгерд, который был женат на тверской княжне» (Hist., XXXVI, 34, ed. Bonn, III, с. 518). 468 Там же, 35, с. 518, строки 22–24. 469 Никифор Григора симпатизировал Роману, но хронологически его рассказ небрежен (там же, XXXVI, с. 37–40, с. 519–520); о других неточностях см. мою статью — 103, с. 284–285. 470 102, I, с. 426. Ср. выше. гл. 4. 471 102. I, 427–428. 472 Ср. 202, с. 58. 473 246, с. 375. 474 102,1, 425–430; о других поручениях, выполнявшихся Георгием Пердикой, см.: 102, I, 285 (1348 г.), 566 (1371 г.). Кантакузин упоминает Пердику как «прославленного» члена константинопольского клира (Hist., IV, 37, ed. Bonn, III, 270–1353 г.). 475 102, I, 349. 476 В 1358–1360 гг. Алексию удалось объехать земли Ольгерла (246, с. 376–377). Рогожский Летописей упоминает, что в Киеве была оппозиция Роману («не приаша его Киане» — кол. 61), кула Алексий заехал, но был арестован Ольгерлом (Постановление 1380 г. — 102, I, 12). Постановление 1389 года, говоря о событиях 1374, утверждает, что Алексий в течение двенадцати лет не посещал Киева, т. е. после 1355 года (102, 11, 118). Однако упоминание в летописи о поездке Алексия в Киев в 1358–1360 году вполне определенно. 477

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010