464. Мусин А. Церковь. Общество. Власть. СПб.–Петрозаводск. 1997. С. 32. 465. Именно отсюда взята и концовка-мотивировка прошения о властях на сугубой ектении в Православной Церкви, возникшая на этом месте, что самое интересное, в советское время (т. е. в новом Вавилонском плену!), хотя и будучи позаимствована из молитвы Евхаристического канона Литургии Златоуста: «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Узнать бы, кто был тем знатоком Писания, который в условиях нового плена впервые ввел в наши служебники такую поистине тонкую уловку, основанную на библейском фундаменте! 466. См. Кассиан (Безобразов), еп. Царство Кесаря... С. 20. 467. См. Кассиан (Безобразов), еп. Царство Кесаря... С. 23 слл. 468. Там же. С. 27. 469. Кассиан (Безобразов), еп. Царство Кесаря... С. 49. 470. «В эпоху гонения, особенно когда оно еще не приняло характера систематического преследования Церкви, со стороны христиан требовалась сугубая осторожность. Они должны были стараться не обострять положения и делать все, чтобы не раздражать языческое начальство. За известной гранью начиналось исповедничество... Апостолом Петром руководила мудрая рассудительность, ... он старался избежать обострения конфликта. Тайнозритель Иоанн прямо говорит о гонении и не старается найти слов в защиту государства. Принципиального отрицания государства нет и у него». — Кассиан (Безобразов), еп. Царство Кесаря... С. 29-30, 45. 471. Мусин А. Церковь. Общество. Власть. СПб. — Петрозаводск. 1997. С. 20. 472. Само слово мир (мipъ) имеет два значения: 1) мироздание; 2) общество. 473. См. Кассиан (Безобразов), еп. Царство Кесаря... С. 3-7, 37-8; Мусин А. Церковь. Общество. Власть. СПб. — Петрозаводск. 1997. С. 20-1. 474. Cм. Brown R. P. 572. 475. См. также Fitzmyer J.A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 832. 476. «Не будет большим преувеличением сказать, что именно разногласия по поводу основных идей Рим. раскололи западное христианство». — Brown R. P. 559.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

А ты, сидя здесь и никогда не живши в мире, блуждаешь мыслию по городам». Питирим из Порфирита пошел в Тавеннский монастырь и пожелал видеть всех инокинь. Собрались все, но он не видел той, которую искал. Питирим просил привести всех, и когда ему отвечали: мы все здесь, кроме безумной, которая в поварне: Питирим велел привести и её. Насильно привели Исидору, ибо она не хотела идти. Увидев её, Питирим пал ей в ноги и сказал: благослови меня, мать. Она, упав ему в ноги, просила его благословения. Авва! не срами себя, она безумная, сказали инокини. Вы безумные, отвечал Святой старец, она лучше и вас, и меня, она мать наша, и я молюсь, чтобы оказаться равным ей в день суда. Услышав это, инокини с плачем поверглись на землю, прося простить их за оскорбления, нанесенные святой. Спустя немного после удаления Питирима Святая Исидора, не терпя славы, чести, которые стали оказывать ей, тайно удалилась из монастыря, и никто не знал, куда она скрылась и где кончила свою жизнь 466 . Блаженный Иероним говорит, что Маркелла заимствовала образ жизни иноческой у Тавеннских монахинь 467 . Блаженный Августин говорит, что инокини служили Богу с великою ревностью и чистотою. Отдаленные друг от друга, они соединены были взаимною любовью и подражанием добродетелям. Молодым инокам не позволялось близко подходить к монастырю. Даже старцы, доставлявшие все нужное, только входили в сени, а не в дом инокинь 468 . Кроме монастырей Тавеннских, много ещё монастырей женских воздвигнуто было в верхней и нижней Фиваиде. В городе Оксиринте было до 20 000 инокинь. Палладий говорит, что в городе Антиной было двенадцать женских обителей, в которых вели жизнь богоугодную. Он видел там старицу Аматалиду, восемьдесят лет пребывающую в подвижничестве. С ней жило шестьдесят отроковиц, которые, под руководством Аматалиды, свято проходили поприще подвижничества; все они любили её и безвыходно удерживаемы были в монастыре безмерною к ней любовью и святыми её наставлениями усовершаясь в целомудрии. В том же монастыре уже тридцать лет жила девственница Таора, ученица Аматалиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

А это опять показывает, что сведения о нем Максим Грек получил в Италии, иначе во Франции, и в особенности в Париже, он легко мог бы узнать имя лица, о котором идет речь 467 . Наконец заметим, что Максим Грек , входя в подробности о своем пребывании на Западе, упоминает о тех лицах, с которыми он имел сношения, и о тех событиях, которых он был свидетелем, но в подобных случаях он всегда ссылается на факты, касающиеся лиц и событий имевших место в Италии, и нигде не приводит их относительно Франции, а в одном месте 468 , сказав об увлечении «латинян» философией, он прибавляет: «достоверный свидетель всего этого я не только как слушатель и очевидец был в Италии и в Ломбардии, но и сам некогда был близок тому». В другом месте, говоря о привязанности на Западе к астрологии и вообще об антирелигиозном направлении общества, он замечает: «о сколько найдешь в итальянских училищах и в Галлии этим недугом страдающих». Из этих слов видно, что он не имел сведений о гальских училищах, а говорит здесь вообще о Франции, как слышал. В таком же смысле употреблено слово Галлиех в другом месте: «Паризия град есть нарочит и многочеловечен в Галлиех, которые ныне называются Франза, держава великая» 469 . Правда, Курбский упоминает, что Максим Грек был «ученик славного Иоанна Ласкаря, учась у него в Париже философии» 470 , но это он мог вывести из того, что Максим Грек был учеником Ласкариса (в Венеции), а Ласкарис преподавал и в Париже, которому принадлежит лучшая пора его деятельности 471 . § VIII Упоминаемый здесь Иоанн Ласкарис, по происхождению из Малой Азии, родился в Константинополе (1445 г.) и в юности (после падения Константинополя) был доставлен в Венецию, откуда отправлен кард. Виссарионом на его счет для изучения латинского языка и других наук в Падую, где учился у Дм. Халкондила и находился там до кончины кард. Виссариона (18 ноября 1472 г.), после чего друзья направили Ласкариса во Флоренцию, куда он прибыл в свите венецианского посольства и где также преподавал Дм. Халкондил, по отъезде И.Аргиропуло в Рим (1471).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

– Август Гай Октавий, римский император (с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э.), внучатый племянник Юлия Цезаря, усыновленный им. В 27 г. до н. э. римский Сенат преподнес ему почетное звание Augustus (священный, великий), вошедшее в титулатуру последующих императоров. 467 Восташа же на Улия ипаты: Врутосъ, и Помъплий, и Крас... – Во главе заговора против Юлия Цезаря стояли Гай Кассий и Юний Брут (всего в заговоре участвовало более восьмидесяти человек). Помпей Гней и Красс Лициний входили вместе с Юлием Цезарем в так называемый первый триумвират (в 60 г. до н. э.), но оба они умерли до гибели Цезаря. 468 ...и нумеры, и препоситы... – Нумеры – начальники воинских подразделений, препоситы – наместники. 469 ...в порфиру и висонъ... – Порфира – длинная пурпуровая мантия, виссон – тонкая драгоценная ткань; порфира и виссон – принадлежности царского одеяния. 470 ...поясомъ дерьмлидом... – Что значит «дермлидовый», неясно, какой-то драгоценный пояс, как часть царского облачения. 471 ...митру Поря... – Митра – позолоченный головной убор; Пор – правитель одной из областей западной Индии, разбитый Александром Македонским в битве при Гидаспе в 326 г. до н. э. 472 Иродъ Антипатров – Ирод I Великий, царь Иудеи с 40 до 4 г. до н. э., сын Антипатра, родился в городе Аскалоне, поэтому ниже назван асколонитянином. 473 Постави брата своего Патрикиа... – В рассказе о разделении вселенной Августом упоминаемые правители не только не состояли в родстве с Августом, но многих из них нельзя связать с историческими лицами. Имя Патрикия известно по «Хронике Георгия Амартола», под этим имеием там упоминается пруснийский епископ, действовавший в I веке, во времена правления империей Титом. 474 ...Августалиа, другаго брата своего... – Под этим именем в «Хронике Георгия Амартола» упомянут епарх александрийский, живший в V в. 476 ...Алирика... постави в поверъшии Истра... – Имя Алирик (Илирик), видимо, происходит от географического названия области Иллирия или Иллирик, расположенной по течению Дуная, в хронографической русской литературе XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тропаре на день Преображения. 452 Исповедание веры Гр. Паламы. 453 О свойстве света, виденного апостолами на Фаворе. 454 Синаксарь во вторую неделю Четыредесятницы. Чет. Мин. 14 ноября. 455 См. надпись последования во вторую неделю Четыредесятницы. 456 Песнь 8 канона понедельн. 3 седмиц. 457 В понедельн. вечера на»Господи воззвах» 458 Синакс. в третью неделю Четыредедятницы. 459 Служба в среду третьей недели Четыредесятницы. 460 68 слово, том 4. 461 18, 1, том 2, по Монтфокону. 462 Maxim. Bibliothec. patrum. 463 О мытаре и фарисее см. выше. 464 Тропарь св. Иоанна Лествичника. 465 Кондак 30 марта. 466 Стихи синаксаря о пр. Иоанне. 467 Daniel Monachus Raitenus conscripsit historiam vitae Joannis Climaci. Пролог. 30 марта. 468 Церковная служба в пятую седмицу Четыредесятницы. 469 Синаксарь в четверток 5 недели Четыредесятницы. 470 Синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы. 471 Чет. Мин. 1 апреля. Жизнеописание Марии Египетской. 472 Чет. Мин. 1 апреля. 473 Никифор. истор. кн. 17, гл. 5. 474 Theodor. lector, lib. Чет. Мин. 26 июня. Стихиры литии 26 августа в службе Богоматери Владимирской иконы. 475 Socrat. Lib. 7, cap. 46. 476 Theodor. lector. Lib. 1. Чет. Мин. 10 сентября. Никифор. Церковная история, кн. 14, гл. 2. 477 О Влахерне см. день положения ризы Пресвятой Богородицы. 478 Феодор–чтец, кн. 1,? 1. 479 Синаксарь в субботу пятой недели Великого поста. Чет. Мин. 26 июня. Карамзин, история, т. 1, прим. 284. 480 Там же. 481 Синаксарь в субботу пятой недели Великого поста и Чет. Мин. 26 июня. 482 Синаксарь в субботу пятой седмицы Четыредесятницы. Комбефизий. Auctores incerti, т. 2, с. 805. 483 Карамзин. История, том. 1, прим. 284, и другие сказания. 484 Синаксарь на Акафист. 485 Воскресное чтение, т. 1, 19. 486 См. Церковный Устав. Надпись в пятую неделю Великого поста. 487 Синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы. 488 Codin. de officiis cap. 12, 11. 489 — Чет. Мин. 26 июня. 490 Вместе с точным списком с нее, который находился в подмосковном (в 9 верстах от Москвы) местечке Строгановых. Местечко поэтому называлось Влахернским. Ведом. Спб. Градск. Полиции, 1853 г. 196. 491

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Говоря о событиях, связанных с земным служением Христа, Кирилл нередко апеллировал не к священному тексту, т. е. ветхозаветным пророчествам, а к святому месту: “Другие только слышали об этом [евангельском событии], мы же можем увидеть и потрогать ” 466) . Это было новое и уникальное апологетическое средство, к которому могли прибегать иерусалимские учителя. Службы Страстной недели совершались прямо на тех местах, где произошло то или иное евангельское событие. Так, например, в Лазареву субботу все верующие сначала собирались в небольшой церкви, выстроенной на том самом месте, где, по преданию, Мария сообщила Иисусу о смерти Лазаря (Ин.11:29). После короткой службы процессия верующих во главе с епископом двигалась к церкви, возведенной на месте воскрешения Лазаря. У самой церкви прибывших уже ожидало множество народа. После чтения евангельского отрывка о воскрешении Лазаря, гимна и антифона священник поднимался на помост и торжественно объявлял день празднования Пасхи. На Вербное воскресенье верующие собирались на Масличной горе, где в пять часов вечера читали о входе Господнем в Иерусалим. После этого все, размахивая пальмовыми и оливковыми ветвями, со словами “Благословен грядый во имя Господне!” сопровождали епископа в Иерусалим, подобно тому, как в то памятное воскресенье толпы народа приветствовали Христа. В Страстной четверг все шли в Гефсиманский сад и там в церкви, построенной на том самом месте, где Иисус молился перед взятием под стражу, читали, громко рыдая, Евангелие. После этого все возвращались на Голгофу, где в Великую пятницу происходило поклонение подлинному Кресту Господню. Все последующие богослужения происходили на Голгофе 467) . Голгофа говорила красноречивее слов, Голгофа опровергала всех скептиков и неверующих, Голгофа свидетельствовала о победе над смертью. Катехуменам дано было пережить на собственном опыте трагедию распятия и победу воскресения. Учение о Святом Духе и Церкви стало занимать в катехизисе IV в. более значительное место, чем это было раньше. Кирилл отмечает, что Святой Дух един, несмотря на различие духовных даров. Святой Дух действует в Церкви, вдохновляет пророков, укрепляет мучеников, наделяет силой изгонять бесов, обличает лицемеров, ищущих крещения ради мирской выгоды, помогает в совершении добрых дел и просвещает ум в понимании Писания 468) .

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Мусин А. Церковь. Общество. Власть. СПб.–Петрозаводск. 1997. С. 32. 465 Именно отсюда взята и концовка-мотивировка прошения о властях на сугубой ектении в Православной Церкви, возникшая на этом месте, что самое интересное, в советское время (т. е. в новом Вавилонском плену!), хотя и будучи позаимствована из молитвы Евхаристического канона Литургии Златоуста: «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Узнать бы, кто был тем знатоком Писания, который в условиях нового плена впервые ввел в наши служебники такую поистине тонкую уловку, основанную на библейском фундаменте! 466 См.  Кассиан (Безобразов), еп. Царство Кесаря... С. 20. 467 См.  Кассиан (Безобразов), еп. Царство Кесаря... С. 23 слл. 468 Там же. С. 27. 469 Кассиан (Безобразов), еп. Царство Кесаря... С. 49. 470 «В эпоху гонения, особенно когда оно еще не приняло характера систематического преследования Церкви, со стороны христиан требовалась сугубая осторожность. Они должны были стараться не обострять положения и делать все, чтобы не раздражать языческое начальство. За известной гранью начиналось исповедничество... Апостолом Петром руководила мудрая рассудительность, ... он старался избежать обострения конфликта. Тайнозритель Иоанн прямо говорит о гонении и не старается найти слов в защиту государства. Принципиального отрицания государства нет и у него». — Кассиан (Безобразов), еп. Царство Кесаря... С. 29-30, 45. 471 Мусин А. Церковь. Общество. Власть. СПб. — Петрозаводск. 1997. С. 20. 472 Само слово мир (мipъ) имеет два значения: 1) мироздание; 2) общество. 473 См.  Кассиан (Безобразов), еп. Царство Кесаря... С. 3-7, 37-8; Мусин А. Церковь. Общество. Власть. СПб. — Петрозаводск. 1997. С. 20-1. 474 См.  Brown R. P. 572. 475 См. также Fitzmyer J.A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 832. 476 «Не будет большим преувеличением сказать, что именно разногласия по поводу основных идей Рим. раскололи западное христианство». — Brown R. P. 559. 477

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Но ожидания Иванцова не сбылись до сих пор. Юбилейные ораторы произнесли речи, юбилейные писатели написали статейки и книжки – тем дело и кончилось 467 . Заглавие сочинения Иванцова в полном своем виде читается так: «К исследованиям о Фотие, патриархе константинопольском . Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета 12 января 1892 года профессором, протоиереем» и пр. (с приложениями). После того разбора, какому мы подвергли это сочинение, становится ясным: что автор сочинения вообще преисполнен самомнения и всякого рода претензий; что в его работе невольно усматривается недостаток серьезной научной школы, обнаруживающийся как в неуменье отличать лучший, добытый наукой, результат от противоположного, почему иногда автор усвояет этот последний вместо первого, так и в чрезмерном и неуместном стремлении к новизне и оригинальности выводов, приводящем его лишь ко многим ошибкам; что автор неуважительно и свысока относится к действительной науке, как своего рода рабыне, выражает к ней высокомерное недоверие и подозревает почти въезде присутствие худых намерений (такова, по взгляду его, западная наука, т.е. лучшая наука) и т.д. 468 Вследствие этого, рассматриваемое сочинение 469 не может служить к возвышению ученой репутации старейшего и знаменитого в ряду других рассадника истинного просвещения, в можно выражать сожаление, что оно вышло в свет с некоторого рода официальным значением... XIII. – Преосвященного Иоанна, епископа Аксайского, викария Донской епархии: «Отпадение Западной церкви от Восточной». Новочеркасск. На внешней обертке поставлен: 1899 г., а на внутренней обложке: 1897 г. «Отдельный оттиск из Донских епархиальных Ведомостей». Входить в разбор этой книги не станем, по следующим соображениям: 1) Я, выше подписавшийся, был учеником преосвященного Иоанна в Московской духовной академии (1868–1870 г.), в бытность его профессором «Общей церковной истории» (остающейся любимою наукою до сего дня как для него, так и для меня), в названной Академии, причем я же был непосредственным преемником его в профессуре там же; 2) Преосвященного Иоанн, конечно, посвятил этому труду лишь время, остающееся у него от многосложных занятий по его должности в обширнейшей из наших епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Преосв. Нестор 464 затеял строить себе дом и семинарию на Уналашке, с которой почти совсем нет сообщения. Мысли свои об Американской миссии, некогда подведомой мне, когда я был Камчатским, я сообщил и новому председателю совета Пр. М. О. преосв. Иоанникию 465 , но от него на два письма свои доселе не имею ответа. Не походит ли он по этой части на моего алтайского друга? Петерб. митр. Исидор, несмотря на свои слишком 80 лет, в этом отношении гораздо аккуратнее. Кстати, на днях я получил от него длинное письмо, изумившее и несказанно обрадовавшее меня. Я ему с год назад частно писал, что желаю Вознесенский монастырь передать начальнику миссии, если настоящему настоятелю его о. Вениамину 466 найдется в России соответствующий Вознесенскому монастырь, и при этом прибавил, что со временем он мог бы быть вторым викарием Иркутской епархии. А он за последнее-то и взялся с особенным усердием (вижу в этом дело Божие) и тотчас предложил св. синоду. Но тогда не нашлось о. Вениамину соответствующего монастыря. Наконец в Москве 12 мая он снова предложил о том же 467 и теперь нашли возможным Свияжского архимандрита Ювеналия перевести в Балаклавский монастырь, а о. Вениамина на его место. Свияжский монастырь первоклассный, имеет мощи св. Германа 468 и архимандрит служить с дикирием и трикирием (помните дуэт о. Наркисса?) 469 . О. Вениамин постриженец Свияжского монастыря и был там казначеем. Значит радость и ему от этого перемещения на родину. Но так как официального представления о викариатстве от меня не было, то теперь митрополит пишет мне, чтобы я представил о том официально. Вчера послал представление св. синоду о назначены викарием о. архим. Макария 470 и о перемещении о. Вениамина. Сердечно радуюсь, что дело сделалось помимо меня, потому что боюсь полагаться на свое рассуждение особенно в таких важных делах. Приходит мне на мысль, что при таком расположении высшего начальства делать начальников миссий архиереями (теперь не архиерей только Пекинский) 471 может исполниться и ваш прежний помысел об о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преставление Божией Матери называется успением. Ибо Она, «как бы сном, на малое время смертию уснула, вскоре от нее, яко от сна, воспрянула и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела бессмертную во свете лица Господня жизнь и славу» 464 . В честь и память Успения Божией Матери установлен Церковью праздник с древних времен христианства. О нем упоминается в IV веке в сочинениях Иеронима и Августина 465 . Иероним свидетельствует, что на гробе Богоматери построен был храм 466 , и хотя не упоминает, кем этот храм построен, но по настоящим преданиям христиан палестинских, он сооружен был равноапостольной царицей Еленой 467 . В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский , в IX – Феофан Никейский написали каноны на день Успения, поемые ныне Церковью в этот день. Праздник Успения есть великий, двунадесятый, вселенский. Иероним называет праздник Успения торжеством, несравненным с празднествами святых 468 ; «ибо в оный, – говорит он, – Спаситель всех Сам во всей Своей славе с радостию сретил и вселил Матерь Свою с Собою». После Пятого Вселенского Собора, исповедавшего человеческое естество Иисуса Христа, по желанию нмператора Маврикия (582–603), одержавшего знаменитую победу над персами в 15-й день августа, день Успения Богоматери сделался торжественнейшим в Прав. Церкви 469 . В песнях канона в день Успения называется он знаменитым, торжественным и Божественным праздником. Кроме сего, Успение Богоматери в Прав. Церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события. Продолжение и богослужение праздника Праздник Успения Божией Матери в пределах предпразднства и попразднства продолжается 10 дней, с 14 (27) августа до 23 августа (5 сентября). На всенощном бдении паримии и Евангелие, а на лштургии Апостол и Евангелие произносятся те же, какие читаются в праздник Рождества Богородицы. Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы 2 (15) июля Во дни греческого императора Льва Великого (457–474), как пишет Никифор Каллист 470 , св. братья Галвий н Кандид высокого сана, путешествуя в Палестину на поклонение св. местам, обрели там в доме одной еврейки девицы ризу Пресв. Богородицы. Эта риза досталась девице по наследству от другой девицы еврейки, была хранима ими с великим благоговением, и преемственно, со времени блаженного успения Богоматери, передаваема от одной девы к другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010