467 Эрекция эта затем была подтверждаема 20 марта 1755 года помещицею, графинею Анастасиею Тарнавской и 12 января 1784 г. – графом Иваном Тарнавским. На основании этой эрекции, священнику сей церкви, кроме земельного надела, ещё предоставлено право иметь пасеку, курить вино и варить мёд и пиво в праздники; причту вменяется ею в обязанность совершать раз в седмицу богослужение «pro animabus mortuorum». Копии её и подтверждения её засвидетельствованы 30 декабря 1811 г. Дубен. духов. Правлением, а подлинники хранятся в архиве Волын. дух. Консистории. 468 Село Рогозно упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается городня «Рогозинской с Рогозина и с Волковый»; ниже, в описании большого земского моста Луцкого, упоминается «две городни Даниила и братьев его Рогозинских с Рогозина», и ещё ниже третья «городня Даниила Рогозинского с Рогозина и с Пляшова» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 78, 85, 114:116). Ещё оно упоминаются в акте от 1564 года 11 мая в жалобе земян, братьев Рогозинских, о том, что кастелянша Гнезенская пани Федора Требуховская наслала несколько сот человек своих крестьян Берестечских и Пляшевских, которые опустошили их лес в с. Рогозне, ограбили и избили многих крестьян (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,038, стр. 12, п. 10). Ещё оно упоминается в акте от 20 мая 1566 года в жалобе земянина Данила и др. Рогозенских о поорании их Рогозенского грунта крестьянами той же Требуховской (там же – 2040, стр. 15, п. 39). Ещё оно упоминается в акте от 14 сентября 1566 года в жалобе земянина Василия Рогозенского о нанесении побоев его слугам крестьянином его брата Димитрия Рогозенского в селе Рогозне (– – стр. 32. п. 40). Ещё оно упоминается в акте от 1 марта 1568 года в донесении возного об отказе пана Фалалея Рогозенского, по вручении ему напоминального листа, удовлетворить паню Анну Гесинскую за убийство её крестьянина в с. Рогозине (– 2042, стр. 7, п. 71). Ещё оно упоминается в акте от 25 мая 1569 года в универсале Сигизмунда-Августа о присоединении земли Волынской к короне Польской, причём король, под угрозою конфискации имений, повелевает дворянам согласиться на соединение и подтвердить согласие присягою; в списке присягавших обывателей Луцкого повета значатся: «Данило Рогозинский з Рогозна» «Хвалерий Рогозенский з Рогозна», «Дмитр Рогозенский з Рогозна» и «Василей Рогозенский з Рогозна» (Архив, ч. 2 т. 1, стр. 6, 8 и 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Благоволи нам свет наук явити И наданием ввек ея утвердити! Подаждь... To дело начав ей (Софии) и совершити, Да не якоже прежде разрушится. Но грамота и на этот раз осталась, кажется, неподписанной, а, следовательно, и права, присвоенные в ней предполагаемой Академии и её блюстителю и наставникам, не были утверждены 465 . Между тем прибыли в Москву присланные из Константинополя наставники, два брата Иоанникий и Софроний Лихуды . Они происходили от знатной, но впоследствии обедневшей фамилии, родились на острове Кефалонии и здесь получили первоначальное образование; потом учились философии и богословию, в Венеции, у славившегося своею учёностью Герасима Влаха, впоследствии митрополита Филаделфийского 466 , и в Падуе у Арсения Каллуди. После девятилетнего обучения, удостоенные звания докторского, в 1670 г. они возвратились в своё отечество, проходили здесь и в других местах разные должности, особенно наставническую, и в 1683 году прибыли в Константинополь. Здесь Досифей, Патриарх иерусалимский, в монастыре которого они остановились в Константинополе, предложил им отправиться в Москву, по требованию Патриарха Иоакима. Лихуды охотно на сие согласились, и получив от трёх Патриархов восточных общую грамоту, свидетельствующую о их православии и учёности, оставили Константинополь в июле того же года. Но на пути, то война, то происки иезуитов задержали их столь долго, что они никак не могли явиться в Москву ранее 6 марта 1685 года 467 . В Москве Лихуды были обласканы милостью Царской; их поместили в Богоявленском монастыре и дали им из прежнего училища пятерых воспитанников; это были Алексей Кирилов Барсов, Николай Семенов, Феодор Поликарпов, Феодот Аггеев и Иосиф Афанасьев. К ним присоединён монах Чудова монастыря Иов. Все они помещены вместе со своими наставниками, и начали учиться у них сперва греческому языку. Между тем приступили к устроению особого здания в Заиконоспасском монастыре 468 . Для сего употреблена сумма, отказанная на училище, по духовному завещанию, тем самым иеродиаконом Мелетием, который сносился с Патриархом Досифеем о присылке учёных. Чрез два года, здание, под надзором самих Лихудов, было совершено. Сам Патриарх освятил его и благословил перейти сюда наставникам и учащимся. Тогда вверены были Лихудам и прочие ученики прежней школы; собрано было вновь до 40 боярских детей, не говоря о других 469 . А Лихудам дано право обучать всем свободным наукам на греческом и латинском языках постепенно. Вскоре, однако же (именно в 1688 г.) один из них, Иоанникий, по нуждам государственным, был послан в Венецию, как хорошо знакомый с тамошнею Республикою, и провёл там около трёх лет 470 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Конечно, эти великие истины нашей веры непостижимы для нашего ограниченного разума. Было бы «совершенно немыслимо», как пишет святитель Кирилл Александрийский, попытаться исследовать это с помощью вопросов и человеческих рассуждений [ 464 ]. В любом случае …Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9). Он воскрес «богоприличной властью и силой», без всякого затруднения, поскольку Он уничтожил зло и смерть [ 465 ]. Таким образом Он открыл для всего человеческого рода путь к нетлению, бессмертию и вечной славе. ВОСКРЕСЕНИЕ — ВОЗНЕСЕНИЕ — ПЯТИДЕСЯТНИЦА Победа была утверждена Если Божественным Воплощением Спасителя началась битва с диаволом, грехом и смертью, если Его крестной смертью было дано это спасительное для мира сражение, если сошествием Его во ад открылись врата адовы, то светоносным Воскресением Его была утверждена победа. Ибо когда иудейские первосвященники в своем злонамеренном ослеплении …поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф. 27, 66), Господь, оставив нетронутыми печати, восстал из гроба таким же образом, как во время рождества Своего Он не повредил девства Своей неискусомужней Матери. Он воскрес и нам открыл врата рая [ 466 ]. И, конечно, Он воскрес светлым и прекрасным, как жених, выходящий из брачных покоев. Он воскрес нетленным, богосильным и непорочным Своим телом, в котором таилась вся сила Небес (Кол. 2, 9), «беспредельная Ипостась Слова, богосильная полнота троичной энергии» [ 467 ]. Как пишет столп Православия святитель Афанасий Великий, не подобало, чтобы Его тело долго пребывало в гробу; оно пребывало там столько, сколько требовалось ввиду Его борьбы со смертью, чтобы показать, что Он действительно мертв. В третий же день пренепорочное тело воскресло, облеченное символами победы над смертью, то есть нетлением и бесстрастием, которые оно стяжало. Ибо Господь мог воскреснуть из мертвых и без этих качеств и вновь явить тело цветущим и полным сил, но Он предусмотрительно этого не сделал [ 468 ]. Он воскрес «из гроба красен», сияющий и светозарный, и осветил мир духовным (нетварным) светом Своей Божественной силы [ 469 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

После Макария по преемству получил епископство Евстохий. 466 А в Александрии, по низведении Феодосия, как о том сказано выше, является епископом Зоил. 467 Когда же и он пристал к стороне своих предшественников, тогда кафедру получил Аполлинарий 468 . В Антиохии же, после Ефремия, престол вверяется Домнину. 469 38. Итак, когда в старейшем Риме предстоятельствовал Вигилий, в новом – сперва Мина, потом Евтихий, в Александрии Аполлинарий, в Антиохии Домнин, а в Иерусалиме Евстохий, – Юстиниан созывает Пятый (Вселенский) Собор 470 по следующей причине. Так как защитники учения Оригена , особенно в так называемой Новой Лавре, 471 весьма усилились; то Евстохий приложил все свое старание изгнать их и, овладев Лаврой, выбросил их оттуда и, как общую заразу, прогнал далеко. Но, рассеявшись, они привлекли к себе еще более приверженцев. Им покровительствовал Феодор, по прозванью Аскида, епископ Кесарии, главного города каппадокийцев, бывший всегда при Юстиниане, пользовавшийся особенным его доверием и весьма полезный ему. Итак, когда он возмущал двор и это дело (Евстохия) называл крайне нечестивым и беззаконным, Евстохий посылает в царствующий град игуменов Феодосиева монастыря Руфа и Саввина монастыря Конона, имевших первенство в пустыне как по собственному их значению, так и по важности монастырей, над которыми они начальствовали. Вместе с ними прибыли и другие, по достоинству не многим от них отстававшие. Они начали говорить прямо против Оригена , 472 Евагрия 473 и Дидима; 474 а Феодор Каппадокийский, желая отвлечь их в другую сторону, стал возводить обвинения на Феодора Мопсуэстийского, Феодорита и Иву: так все благоустроял Всесвятой Бог, чтобы нечистое было изглажено и там и здесь. Итак, когда возник первый вопрос, должно ли подвергать анафеме умерших, Евтихий, по-видимому, в совершенстве изучивший Божественное Писание, но, при жизни Мины еще не принадлежавший к числу людей знаменитых, проходил только должность апокрисиария при амасийском епископе, – Евтихий, посмотрев на собравшихся не только с гордостью, но и с презрением, сказал решительно, что это не требует и рассуждения; потому что и в древности царь Иосия не только заклал живых жрецов идольских, но и раскопал гробы тех, которые задолго до того умерли.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

См., например: Gogel S. Die Ursachen der russischen Revolution vom Jahre 1917. Berlin, 1926; Ламздорф В. Н. Дневник (1886–1890). М., 1926; Перец Е. А. Дневник. М., 1927; Шипов Д. Н. Воспоминания и думы о пережитом. М., 1918. В этом же смысле высказываются А. Н. Наумов и отчасти В. Н. Коковцов. И в высших военных кругах существовали сомнения в правильности внутренней политики правительства. О годах правления Александра II, когда начался отход от реформ, см. прежде всего дневник Д. А. Милютина. Первые контрмеры, предпринятые правительством Александра III против столь ненавистных Победоносцеву реформ 60–х гг., не находили особого одобрения в высших военных сферах: Кнорринг Н. Н. Генерал М. Д. Скобелев: Исторический этюд. Париж, 1939–1940. 2 т. (особенно т. 2. С. 181–284); Деникин А. И. Очерки русской смуты. Берлин, 1921. Т. 1. 723 Аксаков И. С. Сочинения. М., 1886. 4. С. 361–533. Очень характерны также его статьи о церковных делах, через которые красной нитью проходит требование свободы совести (там же. С. 3–328). Важным источником для суждения об общественном мнении во 2–й половине XIX в. и в XX в. до 1918 г. служат так называемые толстые журналы, каждый из которых представлял особое политическое направление (Пушкарев. Россия в XIX веке. С. 293, 468). 724 Для понимания образа мыслей Николая II и его политики следует обратиться к обширному материалу воспоминаний его сотрудников (см. прим. 466 и 467). Весьма показательны записки А. Н. Наумова, убежденного монархиста, но человека здравомыслящего и дальновидного; см. особенно: 2. С. 214, 233, 246, 522, 533 и др. О Николае II см. также: Ольденбург. 1. С. 37–41, 192; Родзянко, в: Арх. русск. революции. 17. С. 26 и др. Письма Николая II и его дневник также помогают понять его политику и отношения с министрами и другими лицами: Переписка Николая и Александры Романовых. 3–5; Дневник имп. Николая II. Берлин, 1923; Der letzte Zar: Briefwechsel Nikolaus’ II. Berlin, 1938. Прочая мемуарная литература: Шавельский. 2 т.; Данилов Ю. Н. Мои воспоминания об имп. Николае II и вел. князе Михаиле Александровиче, в: Арх. русской революции. 1928. 19; Николай II и вел. князья/Изд. В. П. Семенников. М., 1925; Großfürst Alexandr Michajloviè. Einst war ich ein Großfürst. Leipzig, 1932; Gillard P. Le tragique destin de Nicolas II et de sa famille. Paris, 1921 (П. Жильяр был воспитателем цесаревича Алексея); Мосолов А. При дворе императора. Рига, 1937 (см. также: idem. At the Court of the Last Tsar. London, 1935); Seraphim E. Zar Nikolaus II. und Graf Witte: Eine historisch–psychologische Studie, в: HZ. 161 (1939). S. 277–308. Мы привели только наиболее значительную мемуарную литературу. 725

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Студита и иноков его обители, думая, что этой крутой мерой он сразу же обессилит иконопочитателей 466 . Но, как показали последующие обстоятельства, цели своей он не достиг; победа досталась, хотя и дорогой ценой, иконопочитателям, во главе с препод. Феодором Студитом . II По получении императорского указа о ссылке преп. Феодор собрал всех насельников студийской обители (до 1000 человек) и, преподав им необходимые наставления относительно того, как вести борьбу за св. иконы, «поставил над ними 72 предстоятеля, предложив братству разделиться под их власть по добровольному избранию, и дал им заповедь, чтобы по удалении его не оставался там (в монастыре) никто, хотяй живот истинный и любяй дни видети благи» 467 . И действительно, студиты, согласно заповеди своего игумена, разделились на отдельные небольшие (по 2–10 человек) группы 468 , оставили свою обитель, рассеялись по всей византийской империи, многие переселились в такие отдалённые страны, как Херсонес, Рим и Сицилия, – и всюду возбуждали умы к открытому противодействию иконоборческим реформам византийского правительства, нисколько не страшась преследований со стороны последнего. Сам же Феодор Студит неутомимо следил из места своей ссылки за деятельностью своих учеников, своими посланиями постоянно поддерживая в них мужество исповедников и направляя все их силы к защите православной веры. Незаменимым сотрудником его в этом отношении был эконом студийского монастыря Навкратий, который и в изгнании продолжал заботиться как о препод. Феодоре, так и об остальных студитах, доставлял им всё необходимое, насколько, конечно, это было возможно, и являлся, так сказать, связующим звеном между учителем и его многочисленными учениками 469 . Студиты, таким образом, и вне монастыря своего оказались сильно организованной иноческой корпорацией, и потому составили несокрушимый оплот православия против иконоборцев. Тогда (в 816 году) 472 император приказал перевести узников в Анатолийскую крепость Бонит, отстоявшую от Ликийского берега на расстоянии десяти тысяч шагов 473 , и через придворного чиновника Никиту подтвердил им прежнее запрещение – не принимать никого и не рассылать писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Ф. 834. Оп. 1. 1067. Л. 116–116 об.). 222 РГИА. Ф. 834. Оп. 4. 1068. Л. 68 об. Переписка Глубоковского и Зиорова началась, по-видимому, вскоре после отъезда последнего из Вологды. 25 сентября 1887 г. Зиоров принял монашество с именем Николай. В своих автобиографических записках Николай Никанорович приводит несколько писем уже архимандрита Николая к нему в Москву (1884 г.) и в Воронеж (1891 г.) (Глубоковский H. H. Из ненапечатанного архива... С. 169, 186–188). В одном из писем архимандрит Николай вспоминал о пребывании в Вологодской семинарии: «Я больше всего вспоминаю Вас в ученой семинарской зале – около окна, за партой, обложенного книгами, в тиши глубокой зимней ночи, почти в совершенном одиночестве или в соприсутствии Вашего друга Патокова, человека честного и искренне Вам преданного» (Там же. С. 186). 29 сентября 1891 г. о. Николай хиротонисан во епископа Алеутского. В начале 1890-х гг. Глубоковский регулярно помещал в «Церковном вестнике», «Московских ведомостях», «Русском слове» корреспонденции епископа Николая (Зиорова) о состоянии Североамериканской миссии. В дальнейшем архиепископ Николай, по словам Глубоковского, всегда ему «покровительствовавший», состоял с ним в постоянной переписке. Письма архиепископа Николая за 1892–1914 гг.: ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 651, 652. 224 Глубоковский H. Слово при гробе преподавателя Волог. Дух. Семинарии Вас. Иван. Рейпольского//Вологодские ЕВ. 1883. 24, 15 дек. С. 467–468. «Ты не давал нам свободы «почивать на лаврах», но и не относился к нам экзекуторски, не был придирчив. Помним мы наше первое знакомство с тобою. Нам больно было сначала сознавать, что настало для нас время серьезного труда, когда ты потребовал от нас самостоятельной работы, а не одного сухого и бездушного заучивания. Но ты облегчил нам этот тяжелый кризис и, так сказать, вынес нас на своих плечах. Правда не терпит уступок; вызывая оппозицию на первых порах, она в то же время приготовляет и будущее свое торжество, мир и взаимное уважение между наставником и учащимися. Так и случилось. Твоя личность была такой силою, которая вела нас к нравственному улучшению, искренности и любви, труду и самостоятельности и тем вызывала безграничное к тебе уважение и доверие. В отношениях твоих к ученикам не было заметно мертвящего формализма, но не было и распущенности. Ты был откровенен, прямодушен и старался поддерживать с нами живую нравственную связь . Вопреки всем господствующим мнениям и веяниям науки, он [Рейпольский] был самым ревностным защитником православия. Под влиянием его уроков ученики проникались уважением к отечественной церкви и с любовью думали о своем будущем призвании, нося убеждение, что в православии заключается великая сила для духовно-нравственного роста русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

«Что скажете вы о православно-русском монастыре, в котором, в благословенное 1866-е лето, божественная служба совершается по униатским книгам 1761 г., изданным в Почаеве, при полном отсутствии круга православно-русского Московской, Киевской или иной печати, и когда по сознанию самого настоятеля, 16 сентября отправляется на ряду служба блаженномученику Иосафату Кунцевичу 466 . Над клиросом повешено огромное изображение распятого Спасителя, со креста правою рукою дающего благсловение преклоненному пред ним Базилиану в орденской одежде … В ризнице древнее во весь рост изображение Иосафата Кунцевича; в одной руке у него пылающее сердце с пальмового ветвью, а в другой – чаша с мученическою кровью; лик и вбитый в чело бердыш 467 слабо закрашены и по обе стороны разделенная надпись: «Св. Василий Великий ». В этом же монастыре до весны настоящего года хранился в ризнице ковчег с локтевою частью руки Иосафата Кунцевича. Предметы эти взяты в консисторию и ныне там хранятся, ожидая разрешения нового преосвященного.... На горнем месте главного алтаря, в углублении каменной стены, найдена надпись углем следующего содержания: «1837 г. ноября 4 дня сюда вставлено (sic!) бутылку (sic!) водки совершенно полную. – Иеромонах Симеон-прусак, Св. Василия ордена инок». – Под подписью найдена бутылка, действительно почти полная опечатанная печатью с изображением архимандричьей митры, крыжа, жезла и под щитом букв «X. S. Р. В.», т. е. «ксендз Симеон-прусак Базилиан». – Антиминс, освященный униатским епископом Красовским. В таком виде найден мною 1-го минувшего июня второклассный Тадулинский монастырь 468 , служивший во время оно столицею Белорусским Базилианам. Ризница Николаевского кафедрального собора в Витебске, переделанного из иезуитского костела, кроме предметов самого скудного вида, служащих для православного богослужения, обильно наполнена костельными принадлежностями; несколько таблиц от алтарей с частицами костей латинских святых, несколько каменных антиминсов от их алтарей 8 процессионных фонарей бывшего иезуитского коллегиума, множество монстраций 469 и т. п. Здесь же в узелке, запечатанном двумя печатями архиепископа Василия (Лужинского) , частицы одежд, в которых будто бы убит был Иосафат Кунцевич, между ними, как значится по описи митра с драгоценными каменьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

44 . Если кто продаст христианина иноверцу, отсечь ему руку и отрезать язык. 45 . Церквам не должно быть обиды ни от кого. Если посетит царь, его принимают с почестию. 46 . Церквами владеют только царь, святой господин патриарх и царский логофет, а другой никто. Царская власть освободила все церкви своей области от всех работ, малых и больших. 47 . При всех церквах должны содержаться бедные, как положено первыми ктиторами. За тем смотрят митрополиты и епископы; они собирают к церквам нищих, чтобы были питаемы 463 . 49 . Церковные люди во всяком деле судятся пред своими митрополитами, епископами, игуменами 464 . 55 . Если кто ударит или убьёт архиерея или монаха или священника, отсечь ему руку и потом повесить его 465 . 68 . Если подсудимый убежит из заключения и придёт на двор царский или патриарший, то он свободен. 93 . Тому, кто ест и пьёт с еретиками, назначать покаяние, как предписывает восточная кафолическая церковь ; но нет запрещения для заключённых и рабов, которые едят с иноверцами 466 . Таковы законы, утверждённые блаж. Иоанникием для сербской церкви! Ефрем сын священника, современного кор. Милютину, ещё в молодых летах почувствовал влечее к иноческой жизни 467 . Родители желали видеть его женатым; но он скрылся из их дома и, найдя отшельника Василия, стал жить у него в посте и молитве и у него же скоро дал обет иночества. Родители, узнав о месте пребывания его, хотели отнять его у пустынника; но он убежал на Афон и там скрылся в одном из скитов. Во время военных тревог Ефрем с учениками своими перешёл в Ибровский монастырь; здесь был он и игуменом, но не долго. Поклонившись святыням патриархии, он поселился в уединённом месте вблизи Дечанского монастыря и здесь жил строгим отшельником. По смерти ц. Душана начались смуты безначалия и потом появились разбои. Отшельник Ефрем избит был до полусмерти дурными людьми, вынуждавшими поделиться с ними деньгами.– Патриарх Савва, преемник св. Иоанникия, взял старца в патриархию и назначил для него пещерную келлию; великий постник ожил и выздоровел здесь. Благоч. князь Лазарь отправил посольство к патриарху констант. с просьбою об окончании споров, происходивших относительно сербской патриархии. Мир с греческою церковию возстановлен. Надлежало спокойно избрать нового патриарха, на место почившего Саввы. Но к сожалению, в Сербии явилось довольно искателей патриаршей кафедры.– После общей молитвы собор избрал в патриарха «преподобнаго отшельника Ефрема», как украшенного высокими добродетелями. Блаж. Ефрем, вовсе не ожидавший такого избрания и попавший на собор случайно, горько заплакал и молил уволить его от тяжёлой для него доли. Собор отвечал: указанный Богом имеет быть посвящён. Это было окт. 3, 1876 г. Вслед за тем Ефрем посвящён был в патриарха и потом венчал кн. Лазаря венцом сербских властителей 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

454 См.: Шустин В. Запись об о. Иоанне Кронштадцком и об Оптинских старцах из личных воспоминаний. Владимирово, 1929; Никон (Беляев). Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева) . СПб., 1994. С. 99, 134. 460 См., например, язвительный комментарий в кн.: Последний самодержец. Очерк жизни и царствования императора России Николая II. Берлин, 1911. С. 39. О фотографиях о. Иоанна в роскошных одеждах см.: Шелаева E., Процай Л. Русь православная. СПб.; М., 1993. С. 202, 205. 461 Письмо от 16 мая 1897 г. от Николая Гарского в ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 76. Л. 234. О завещании отца Иоанна см.: РГИА. Ф. 799. Оп. 6. Д. 30 (Хозяйственного Упр. при Св. Синоде, отд. I, стол I, 177а). Л. 2–3. 462 См. пример выделения средств на поминальную трапезу в кн.: Lindenmeyr A. Poverty Is Not a Vice: Charity, Society, and the State in Imperial Russia. Princeton, 1996. P. 220. 467 Там же. Д. 21. Л. 110. Николай II получал так много подарков, что в конце концов решил запретить людям дарить ему что-либо дорогое. См.: О прекращении ценных подношений Их Императорским Величествам и замене таковых пожертвованиями на благотворительные и всякие другие общественные учреждения//Санкт-Петербургский духовный вестник. 23 мая 1897. 21. С. 73. 468 ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 26. Л. 10. Возможная неуклюжесть подобных пассажей не укрылась от окружающих. Комментируя аналогичный пассаж, Лесков писал, что невозможно было вообразить что-то более пошлое. См.: Российский государственный архив литературы и искусства (в дальнейшем РГАЛИ). Ф. 275. Оп. 1. Д. 830. Л. 15. 469 Не следует путать духовное значение слова прелесть (заблуждение, самообман) с более традиционным его употреблением (очарование, привлекательность). См.: Полный церковно-славянский словарь/Сост. Г. Дьяченко . В 2 т. М., 1899. Т. 1.С. 486. 471 Данная точка зрения неоднократно доказывалась православными священниками и монахинями. См.: The Art of Prayer: An Orthodox Anthology/Igumen of Valamo Chariton, comp. L., 1973. P. 111–112, 116, 132–137, 261–263.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010