Α. Θεοδορου. То χαροποιον πνθος… Σ. 36–39. 464 Свт. Кирилл Александрийский. О вере истинной. Гл. 23//PG. 76, 1165 С. 465 Там же, 1165 А; свт. Григорий Нисский. Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке… С. 35. 466 Триодь Цветная. Воскресение Христово (Пасха). Канон, песнь 6, тропарь 1: «Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы невредивый в Рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери». 467 Α. Θεοδορου. αρ ψυχν. Σ. 34–35. 468 Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова… Творения: В 4–х т. Ч. 1. Μ., 1994. С. 224. 469 Триодь Цветная. Неделя о Самарянине. Канон, песнь 9, тропарь 2: «Красен из гроба, яко жених от чертога изшел еси, смерти разоривый мучительство, Христе, и адовы верей сокрушивый силою божественною, и востания Твоего светом умным просветивый мир». 470 Γ. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 88. 471 Свт. Василий Великий. Беседа на псалом 32. Ст. 10//Творения. Ч. 1. Μ., 1845. С. 275–276. 472 Свт. Василии Великий. К суесловящим…//PG. 31. 1496А. 473 Архим. Иустин (Попович). Человек и Богочеловек. 474 Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово. Гл. 16//Творения. Т. 40. Ч. 4. С. 49–50. 475 A. von Harnack. What is Christianity? N.Y., 1903. P. 174–175. 476 О доказательствах Воскресения Господня и вообще об этом чуде из чудес см.: Π. Ν. Τρεμπελα. " Απολογητικο Μελται. T. 5. θηναι, 1973. Σ. 546–617. 477 Α. Θεοδορου. αρ ψυχν. Σ. 34–35. 478 Триодь Цветная. В пяток второй седмицы по Пасце, утра. Стихиры на стиховне. 479 Там же. Неделя Всех святых. На утрени. Канон, песнь 8, тропарь 2. 480 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о Воскресении мертвых. Ст. 7//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. С. 478–479. 481 Сщмч. Мефодий Олимпский. О Воскресении, 29: «Христос пришел проповедать не превращение или пременение человеческого естества в иной образ, но возвращение его в то состояние, в каком человек был сначала до падения, когда был бессмертен»//Полн. собр. творений. СПб., 1905. С. 228. 482 Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова…//Творения: В 4–х т. С. 198–201. 483

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Владыка, пришедши на место, приказал иконописцам изобразить на стене видение, поведающее о печальной судьбе Щила, и запечатать церковь . Сын Щила явился ко владыке просить совета, как пособить душе отца; тогда владыка приказал ему в продолжении сорока дней держать строгий пост, поручить попам служить у сорока церквей сорокоусты по душе отца, и в то же время раздавать убогим милостыню. По окончании сорокоуста архидиакон, по приказанию владыки, пришел посмотреть гроб и увидел из бездны голову мертвеца; а остальное тело было еще не видно. Владыка велел совершать другой сорокоуст. По окончании его, архидиакон, вошед в церковь , увидал все тело, но оно не дошло еще до земли. Владыка велел совершать третий сорокоуст. По окончании его архидиакон увидел гроб на земле; пропасть закрылась. С каждым сорокоустом, на картине делались такие изменения с изображением Щилова тела, каким подвергалось самое тело в пропасти. Тогда Щила похоронили по христианскому обряду; и владыка освятил церковь во имя Покрова Богородицы и устроил при ней монастырь. 465 В 1310 году юрьевский архимандрит Кирилл построил каменную церковь Успения в Коломне и основал при ней монастырь. 466 Набожный владыка Моисей полюбил это место и пробыл здесь в уединении двадцать два года. В 1327 году, Моисей устроил женский Десятинский (на урочище Десятине) монастырь 467 близ того места, где некогда молитва владыки Иоанна и заступничество Знаменской иконы Богородицы спасли Новгород от Суздальцев. В 1335 году Моисей основал Воскресенский монастырь на урочище Деревянце и построил там каменную церковь . 468 Современник Моисея Акинф Жабин в 1345 году построил каменную церковь в Ковалеве, и с тех пор стал известен этот монастырь; но тогда ли основан или прежде существовал – неизвестно. 469 Также неизвестно, был ли первым основателем монастыря Волотовского, во имя Успения Богородицы Моисей, построивший там каменную церковь в 1352 году 470 или, может быть, монастырь существовал и прежде. Название Волотово поле – поле великанов дает намек на древнее религиозное значение этой местности в языческие времена; притом же предание указывает здесь место погребения Гостомысла; так как было в обычае строить храмы и монастыри на местах древнего языческого поклонения, то очень может быть, что Волотовский монастырь существовал гораздо раннее Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Макарий (Булгаков), еп. Православно-догматическое богословие: в 5 т. СПб., 1849–1853. Цит. по: Завитневич В. З. Алексей Степанович Хомяков. Т. 1, кн. 1. Киев, 1902. С. 973. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. Переизд.: Вильнюс, 1991. С. 221–223. Иннокентий (Борисов), архиеп. Разбор сочинения доктора богослова, епископа Макария, под заглавием «Православно-догматическое богословие»//Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. Т. I. М., 1999. С. VI–XII. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 7. Кирилл (Наумов), архим. Пастырское богословие. СПб., 1853. Там же. С. 5. «О христианских храмах», «О священных одеждах», «О священных сосудах», «О богослужебных книгах», «О чтении Священного Писания при богослужении», «О службах Месячной Минеи», «Об освящении храмов», «Об обрядах при совершении таинств и при погребении», «О чине оглашения в Древней Церкви», «О святой Великой Субботе», «О празднике Рождества Христова» и др. Макарий (Булгаков), еп. История русского раскола, известного под именем старообрядства. СПб., 1855. Об это см. подробнее: Сухова Н. Ю. К вопросу о педагогической подготовке выпускников высшей духовной школы в контексте реформ XVIII–XX вв.//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 70–91. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник (далее: Дневник). Т. 2: 1857–1858. Тверь, 2005. С. 467–468. Там же. С. 443–444. Дневник. Т. 2: 1857–1858. С. 443–444. Моя жизнь во Христе: Дневник отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1893. С. 61. Дневник. Т. 17: 1872–1873. Тверь, 2009. С. 487–488. Дневник. Т. 18: 1873–1874. Тверь, 2010. С. 303. Дневник. Т. 16: 1871–1872. Тверь, 2008. С. 54. Дневник. Т. 17: 1872–1873. С. 27. Дневник. Т. 16: 1871–1872. С. 54. Дневник. Т. 19: 1874–1876. Тверь, 2011. С. 302. Соколов В. А. Посещение Московской духовной академии отцом Иоанном Кронштадтским//Богословский вестник. 1895. Т. I, 2. С. 279–289 (отд. оттиск: М., 1895). См. также: Арсений (Стадницкий), митр. Дневник. Т. 1: 1880–1901. М., 2006. С. 292.

http://bogoslov.ru/article/6172544

Раньше отпуста службы из церкви выходить не разрешалось, кроме случаев болезни или крайней необходимости. Причем инок, который находился под руководством старца, мог уйти только с его благословения и сказав ему о причине. Один старый монах Волоколамского монастыря рассказал крутицкому епископу Савве Черному – автору Жития преподобного Иосифа Волоцкого , что во времена преподобного монахи никогда не дерзали покидать храм прежде отпуста. Тогда в обители еще не было теплой церкви, служба даже зимой проходила в единственном неотапливаемом храме монастыря. Ни у кого из монахов не было шуб, «и у обедни стояли те доблестные Христовы страдальцы в одной ризе», не ропща, а вспоминая адский холод, ожидающий грешников. Зима же стояла такая студеная, что птицы замерзали на лету (ВМЧ. Сентябрь. Стб. 467–468). Чин Панагии После литургии братия всегда ждала, когда вынесут Панагию. «А доколе панагии не вынесут, и ты с места своего не мози ступати», – сказано в уставе Кирилло–Белозерского монастыря (Никольский. Общинная и келейная жизнь. С. 907. Прим. 2). Этот чин иноку не следовало оставлять даже во время путешествия. Слово «Панагия» в переводе с греческого языка значит «Всесвятая», так именуется обычно Богородица, но в чине Панагии это название относится к просфоре, из которой на литургии была изъята частица в честь Пресвятой Богородицы. По окончании литургии эта просфора переносится из храма в монастырскую трапезу где ее полагают на особом блюде в «устроенном месте» – на аналое под иконами; рядом помещаются иконы Святой Троицы и Пречистой Девы, необходимые для совершения чина. Чин Панагии соединяет трапезу с только что окончившейся литургией настолько, что литургия передает свою благодать трапезе. Благодаря чину Панагии монастырский обед превращается в настоящее богослужение (Скабалланович. Вып. 2. С. 51). История этого монастырского чина уходит в апостольские времена. Согласно церковному преданию, апостолы после Сошествия на них Святаго Духа жили вместе и обычно за столом оставляли незанятое место для Христа, полагая там «укрух» (кусок) хлеба. По окончании обеда и благодарственных молитв они поднимали этот укрух со словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велико имя Святой Троицы. Господи Иисусе Христе помогай нам». Этот чин они совершали и отдельно, когда разошлись для проповеди Евангелия по всему свету. Собранные чудесно на Успение Божией Матери и совершив ее погребение, они на третий день сидели вместе за трапезой. Когда после обеда апостолы по своему обыкновению подняли укрух и произнесли: «Велико имя…», то увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, окруженную ангелами. Она обещала пребывать с ними всегда. Тогда апостолы невольно воскликнули вместо «Господи Иисусе Христе, помогай нам» – «Пресвятая Богородице, помогай нам» (Там же. С. 58).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таково, напр., начало, переведенное у Святителя почти буквально. В великих Минеях – перевод греческой редакции, которая в Acta SS. тоже приведена 466 . 23-го июля, в житии св.м. Аполлинария Равенийского, написанном по великим Минеям, также сказывается влияние латинского текста, где хотя и весьма подобная, но в конце несколько дополненная редакция жития. Святитель передает это дополнение и кроме того поправляет по Сурию ошибки и неправильности славянского перевода. Напр., в великих Четиих-Минеях имя онемевшего некоего мужа «Внифант», у Святителя, как и в латинском тексте – «Бонифатий»; имя второго пресвитера «Колугер» – у Святителя: «Калокир». Поправки сделаны даже в Успенском списке Миней, которым пользовался Святитель 467 . 15-го мая для жития преп. Пахомия великого указано уже несколько источников, – именно: Метафраст, блаж. Иероним, и великие Четии-Минеи. В Vitae Patrum и в великих Минеях одна и та же редакция жития; у Сурия – Метафрастова переделка ее, во многих местах почти тождественная с оригиналом. Святитель руководствовался, главным образом, великой Четьей-Минеей, многие отделы он почти буквально переписал из нее, но названия местностей и имена везде поправил по латинскому переводу. Напр., у Святителя Преподобный путешествует в «Панаполь», в великих Четиих-Минеях: в «Пануру»; там «старец – Иоанн», у Святителя – «Иона»; там среди первых учеников Преподобного нет Пахомия и Иоанна, здесь они есть и т.д. Все эти поправки вызваны влиянием латинского текста, из него же внесены и некоторые дополнения 468 . 8-го июля житие св. великомученика Прокопия заимствовано, как указывается в Четии-Минее, «от Метафраста и от великие Минее-Четьи сокращенно». Анализ его показывает, что Святитель во многих местах руководствовался более древней редакцией жития, находящейся в великих Минеях, а из Метафраста брал лишь некоторые эпизоды и дополнения. Сюда относится, напр., вся беседа св. мученика с префектом Флавианом, – в великих Четиих-Минеях в ней приводятся другие доказательства из языческих философов и нет многих выдержек из Ермия и книг Севиллы, которые имеются у Сурия и в наших Четиих-Минеях 469 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Исправляйтесь помаленьку. А наипаче за мою гордость, дерзость и грубость? Попестовала её; пора расставаться. И не допустите быть чуждой Царствия Божия? Оно внутри вас. Живу, слава Богу, покойно? О, великая милость Царицы Небесной! Девицы к нам похаживают? Пусть помучатся. Покуда все здоровы. Должно благодарить Господа. А о себе скажу: живу худо и нерадиво? Сколько падаешь, столько и вставай. Меня беспокоит: ничего со мной не говорят? Без нужды не должно. По моему лучше бы: сердились да говорили бы со мной? Это детское внимание. Кто хочет со Христом на Небеса взойти; Обязан путь стыда и горести пройти. Чем ниже на земли, тем в Небе будешь выше; Славнее будешь там, чем здесь пребудешь тише. Ни место, ни народ, ни случаи, ни дни, Виною своевольствия, – мы есмы одни. Не там наш Бог , не здесь: Себя тому Он кажет, Чьи ноги, руки чьи, чью плоть и душу свяжет. 467 Батюшка, знакоменькие просят ваших св. молитв? Молитвы тому помогают, кто спасения желает. И я прошу вашего благословения? Благословен грядый во имя Господне! И святых молитв? Правилу – то поучивайтесь! Едино на потребу: Горести духом к Небу; О земных же нерадеть, Ради Господа терпеть. Н. Н. кланяется? Спаси – Бо. Можно ли ей побывать? Накажем (известим). А о сестрице присоветуйте: как Господь вас вразумит? Пописал приехать сюда. Больной получше, только сильный у неё страх и страстные помыслы? Пост и молитвы нужны. 468 Батюшка! Нападает страх: в церковь ходить людей боюсь? В таком случае каждодневно, исключая болезни, постись, т.е. ешь хлеб с водой умеренно; молись в уединении часто, хорошо бы и (в землю) до усталости. А Псалтирь читать никак не могу принудить себя? Псалтирь во все дни читать понуждайся. Сильная слабость: всё бы лежала? Ешь умеренно, и спать будешь не много; Прологи полюби. Много врагов имею, а терпения нет? При похвале не гордись, а при хулении не ропщи; Богу усерднее молись, да Ему повинуйся, тогда Он и будет научать осторожности. Простите меня: осмеливаюсь вам описать, что я и на вас ропщу? Нет вечности: всё тлен в понятии твоём:

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

На Тобольскую кафедру после схимонаха Феодора назначен был 1 марта 1721 г. архиеписк. черниговский Антоний (Стаховский). Как известно, он получил Сибирскую кафедру в наказание за дерзновение защищать возмутителей. К тому же Антоний разошелся с гетманом Скоропадским из-за игумена Лаврентия Горки. Сознавая трудность служения на Сибирской кафедре, Антоний просил себе в помощники Александро-Невского наместника Варлаама, но Синод отказал ему. Быть может это произошло потому, что тогда решался вопрос о назначении епископа в Китай с титулом Иркутского. Впрочем и это дело задержалось. 467 Только через полгода, 8 сентября, по царскому указу опальному Крутицкому митрополиту Игнатию (Смоле) предложено было ехать на Иркутскую кафедру с лишением сана митрополита и позволением писаться епископом и служить в определенных епископскому сану одеждах, а саккоса не употреблять и белого клобука не носить. Эта царская милость оказалась большим наказанием для Игнатия. В бытность Петра в Синоде при слушании дела Игнатия, 1 октября 1721 г., Игнатий, будто бы, на коленах вымолил себе другой милости – вместо Иркутска отпустить его «за старостью» на обещание в Нилову пустынь (Тверской епархии). Царь смиловался над коленопреклоненным старцем. 468 Иркутская кафедра опять осталась без епископа, а сибирский митрополит без помощника. Но уже сам Петр I был заинтересован замещением Иркутской кафедры, только человеком ученым и способным миссионером. Свою мысль царь высказал в 1722 году после персидского похода. Узнав про это, известный архимандрит Феофилакт Лопатинский, синодальный советник, обратился в Св. Синод с просьбой назначить его архиереем на Иркутскую кафедру, куда не ехали многие, считая назначение в Иркутск за ссылку. Между тем там была жатва многая для архиерея. Свое дерзновение архимандрит Феофилакт просил не считать за любочестие, «ибо сим болезнующие не Иркутского, но иного, поближе Москвы, желают епископства», писал он. Зная несочувствие к своей просьбе членов Синода, Лопатинский обращался к посредничеству сильного тогда кабинет-секретаря А. В. Макарова. В письме к Макарову он старался отвлечь от себя всякие подозрения в искательстве епископства, заявив, что он ищет не епископства, а дела епископского, и готов был там, т. е. в Иркутске, быть без епископства, при каком-нибудь епископе. Архим. Феофилакт находил нужным назначение епископа в Иркутск не только в целях миссии, но еще в качестве советника пекинскому епископу. Однако Петр не согласился на назначение Феофилакта в Иркутск; он также не нашел возможным утвердить двух других ученых киевлян, представленных Св. Синодом кандидатами на Иркутскую кафедру – архимандрита Киево-Печерского монастыря Иоанникия Сенютовича и корабельного флота обер-иеромонаха Рафаила Заборовского, слышав о недостатке в них ревности потрудиться в обращении бурят, тунгусов, якутов и др. инородцев Восточной Сибири. 469 Феофилакт оказался нужным на ближайшую – Тверскую кафедру, которую получил в следующем – 1723 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ходил некто из отцов по пустыне и увидел в пещере сидящую женщину. Показалась она ему зверем. И начал он кричать и заклинать ее: «Если ты человек, выйди, чтобы я мог побеседовать с тобой». Она же сказала: «Иди, человек, ради Господа моего, зачем хочешь ты видеть меня, я женщина, и притом нагая». Он же дал ей одежду и сандалии, и когда она, одевшись, стала пред старцем, он сказал ей: «Ради Бога, открой мне, кто ты?» Она же отвечала: «Я была дочь патриция, и захотели родители мои выдать меня замуж и сделать моего избранника наследником нашего имения. Я, видя, что все в мире суета, убежала ночью и пришла на скалу сюда, и исполнилось мне здесь семьдесят лет, и не видала я человека, кроме тебя. Есть у меня сосуд с водой и моченые бобы, ибо умножает их Бог». И ел их старец, и пил ее воду, и укрепился весьма, и, возблагодарив Бога, хотел вернуться в келью свою. Она же, раздевшись, сказала ему: «Возьми свое, честный старец». Он же сказал ей: «Оставь у себя, святая мать». Жена не согласилась, но сказала ему: «Пойди принеси другую одежду и другие сандалии и скорее приходи». Он ушел и, приготовив все, что нужно, вновь пришел к пещере, но вход в нее был прикрыт большим камнем. Сотворив молитву, отвалил камень и, войдя внутрь пещеры, нашел жену почившей. Тогда он, облачив ее одеждой, со слезами похоронил святое тело. Старец от самой юности был слеп на один глаз, и, сотворив поклонение и облобызав честные ее останки, неожиданно прозрел, и прославил Бога, давшего жене такую благодать и терпение. Помолившись, он привалил камень и удалился, удивляясь и благодаря Бога, открывшего ему такое сокровище (98, 467–468). На расстоянии двадцати тысяч шагов от Иерусалима есть обитель Сампсона. Двое отцов из этой обители отправились для молитвы на гору Синай. Возвратившись в монастырь, они рассказали нам: «Поклонившись на святой горе, мы уже шли обратно и заблудились. Много дней носились мы по пескам пустыни, как по морю. Однажды заметили мы издали небольшую пещеру и направились к ней. Приблизившись, увидели источник и близ него незначительную растительность и следы человека. «Поистине здесь живет раб Божий!» – сказали мы друг другу. Вошли в пещеру, но никого не увидели, только услышали чей-то стон... Тщательно осмотрев все, мы нашли что-то вроде яслей и кого-то лежащего там... Подойдя к рабу Божию, мы попытались побеседовать с ним, однако ответа не дождались. Тогда мы дотронулись до него; тело еще не остыло, но душа уже отошла ко Господу. Тогда мы поняли, что он скончался, как мы вошли в пещеру. Взяв тело, мы вырыли могилу в той же пещере. Один из нас снял свой плащ, и мы стали завертывать тело старца для погребения. Тут только мы увидели, что то была женщина... И воздали хвалу Богу, воспели погребальные песни и похоронили ее...» (102, 155–156). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Дионисий умер в продолжение этого первого Антиохийского Собора (264). Пять лет спустя был второй Собор в том же городе. 466 В нем участвовало большое число епископов. Павел пытался скрыть свои настоящие мнения, но имел дело с сильным противником, с преподавателем Мальхионом, начальником философского училища в Антиохии. За веру свою он был возведен в сан пресвитера. В присутствии всего собора он начал с Павлом диспут и окончил с торжеством, обнаружив все увертки еретика. Павел был низложен. После этого отцы писали всем епископам Церкви вселенской послание, из которого приведем несколько мест. 467 «Дионисию и Максиму 468 и всем сотоварищам нашим во вселенной, епископам, пресвитерам и дьяконам, и всякой Церкви кафолической под небом, Гелен, Гименей, Никомас, Элиан, Павел, Волан, Протегений, Иеракс, Евтнхий, Феодор и Мальхион и Луций и все прочие из соседних городов и провинций, находящиеся с нами епископы, пресвитеры и дьяконы. «Церкви Божией и возлюбленным братиям о Господе радоваться». Должно заметить это надписание соборного послания Антиохийского. Там упоминаются не только епископы, но пресвитеры и дьяконы и даже простые верующие. Церковь проявляется во всем своем единстве. Степени иерархические не составляют Церкви, облеченной властью; верующие вместе с служителями составляют одну и ту же Церковь , которой препоручен залог веры. Епископы, пресвитеры и дьяконы рассуждали на Соборах, но в присутствии народа, 469 а Соборы обращались со своими определениями к верующему народу так же как к епископам. Между именами отцов второго Антиохийского Собора не находится имен Фирмилиана Кесарийского и Григория чудотворца . Оба святителя умерли за некоторое время пред тем. Фирмилиан отправился в путь на Собор, но умер в Тарсе, как то видно по следующему извлечению из соборного послания: «Мы писали многим отдаленным епископам, приглашая их прибыть и исцелить вместе с нами смертельные недуг – учения Павлова. Мы писали Дионисию Александрийскому и Фирмилиану Каппадокийскому блаженной памяти. Первый отвечал Церкви Антиохийской, не удостоив даже в послании своем приветствием начальника заблуждения; не к нему прислал он свои послания, но ко всей Церкви Антиохийской. Фирмилиан же два раза приезжал в этот город 470 и осуждал новое заблуждение; удостоверяем в том мы, его слышавшие, и многие другие то же свидетельствуют. Так как еретик обещал переменить свои мнения, то Фирмилиан, надеясь прекратить споры без ущерба вере, отложил своим суждением; но отрицавший Бога своего и Господа обманул Фирмилиана и нарушил исповеданную им веру. Фирмилиан отправился в путь для обличения человека, в вероломстве которого убедился, и уже прибыл в Тарс; но когда мы ожидали его – он оставил эту жизнь». Низложение с епископства Павла Самосадского

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Это похоже на то, как будто вы во время путешествия, встречая по дороге и приятное, и трудное, не останавливаетесь ни пред тем, ни пред другим, но изо всех сил стараетесь до захода солнца попасть в гостиницу. Какая же у нас, братия мои, может быть еще гостиница, кроме смерти, и какой иной вечер, кроме заката этой жизни во гроб? Однако наша остановка здесь должна состоять не в том, чтобы нам подвергнуться заключению в темном и зловонном месте, а в том, чтобы, как подобает, во-первых, истинным христианам, а во-вторых, мученикам послушания во святом [монашеском] образе, нам воссиять в вечную жизнь. Бесконечный же день, который создаст для вечного упокоения наш Неприступный Свет (см. 1Тим. 6:16 ), с одной стороны, наступит после окончательного восстановления всего, когда мы воспримем нынешние наши тленные тела нетленными для того, чтобы и они, как потрудившиеся вместе с нами, приняли участие в благах, а с другой стороны, он наступает тотчас же (хотя и не совершенно) после смерти, ибо, по Писанию, праведных души вруце Божией, и не прикоснется их смерть 467 ( Прем. 3:1 ). А где рука Господня ( Деян. 11:21 ), то может ли там быть что-либо иное, кроме хорошего, кроме того, что дает покой и окружает попечением? Отсюда ясно, что и вы, подобно всем спасшимся святым и праведникам, доблестно окончив свой подвиг, с того самого момента, как отложите свое тело, будете жить в предчувствии уготованных вам благ и будете пребывать в постоянной и веселящей сердце радости. Когда наступит бесконечный день (118) Посему никто из нас да не дремлет, да не спит, не храпит, не возвращается назад, не медлит, не ропщет, не приостанавливается, не отстает на этом небесном ристалище, где раздает венцы Сам Бог и где так много наград. Но все всегда и везде пользуйтесь всем, чтобы достигнуть себе великой награды. Писец пусть да не устает за своей перепиской, канонарх да не ослабевает вострублять, подпевать и воодушевлять божественные хоры 468 , лампадчик пусть внимательно засвечает и заправляет хорошенько священные светильники; келарь, повар и трапезарь: первый пусть с великим вниманием, радушием, любовью и разбором (ибо один человек такой, а другой – иной) выдает кому что нужно, второй же, варя пищу и жарясь на огне, пусть старается приготовить братьям пищу как можно лучше и вкуснее, а третий, когда он раскладывает развешенный на равные порции хлеб, пусть остерегается, чтобы более мягкий и более черствый и негодный хлеб распределять не как попало, но различать между высшими, средними и последними (то же нужно делать и со всем: с маслинами, орехами, зеленью, ложками, кубками) и не оставлять без внимания нужд самого последнего брата, как будто Сам Господь вместо них принимает твои услуги, как учит божественный и великий отец наш Василий 469 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010