Н. Василиадис Воскресение – Вознесение – Пятидесятница Победа была утверждена Если Божественным Воплощением Спасителя началась битва с диаволом, грехом и смертью, если Его крестной смертью было дано это спасительное для мира сражение, если сошествием Его во ад открылись врата адовы, то светоносным Воскресением Его была утверждена победа. Ибо когда иудейские первосвященники в своем злонамеренном ослеплении ...поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:66 ), Господь, оставив нетронутыми печати, восстал из гроба таким же образом, как во время рождества Своего Он не повредил девства Своей неискусомужней Матери. Он воскрес и нам открыл врата рая. 466 И, конечно, Он воскрес светлым и прекрасным, как жених, выходящий из брачных покоев. Он воскрес нетленным, богосильным и непорочным Своим телом, в котором таилась вся сила Небес ( Кол.2:9 ), «беспредельная Ипостась Слова, богосильная полнота троичной энергии». 467 Как пишет столп Православия святитель Афанасий Великий , Господу не подобало, чтобы Его тело долго пребывало в гробу; оно пребывало там столько, сколько требовалось ввиду Его борьбы со смертью, чтобы показать, что Он действительно мертв. В третий же день пренепорочное тело воскресло, облеченное символами победы над смертью, то есть нетлением и бесстрастием, которые оно стяжало. Ибо Господь мог воскреснуть из мертвых и без этих качеств и вновь явить тело цветущим и полным сил, но Он предусмотрительно этого не сделал. 468 Он воскрес «из гроба красен», сияющий и светозарный, и осветил мир духовным (нетварным) светом Своей Божественной силы. 469 Зло полагало, что умертвило Царя славы. Он же Крестом и Воскресением Своим обновил человечество. Ибо «Воскресением завершилось Воплощение как откровение Жизни в человеческой природе». 470 Ибо Воскресением Он сокрушил планы неверных; провалились происки вождей и правителей народа, Воскресение разрушило их черные замыслы и преступные цели. 471 Домостроительство Божье о Христе – от божественного Рождества до славного Вознесения – замечательно обобщает святитель Василий Великий , который пишет: «Он родился от Женщины, чтобы возродить рожденных. Он был добровольно распят, чтобы собрать около Себя тех, кто был распят не по своей воле. Он умер добровольно, чтобы восставить умерших против воли. Он принял смерть, к которой не был восприимчив, чтобы оживотворить подлежащих смерти. Смерть, не ведая, поглотила Его, но тотчас узнала, Кого она поглотила. Она поглотила Жизнь, и сама была поглощена Жизнью. Она поглотила Единого за Всех, и через Единого лишилась всех. Она похитила, как лев, и раздробила себе зубы. Поэтому мы и презираем смерть как немощную. Мы больше не боимся ее, как льва, но попираем, как содранную шкуру!» 472

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Итак, несомненно, что помазание елеем заповедано Духом Святым, что и исполняет Церковь с самой древности и поныне. Поэтому баптисты и другие протестанты, не совершающие елеопомазания, противятся Евангелию и отвергают ясную Божественную заповедь, в чём их обличают даже их же собратья, например, некоторые харизматы и отделённые баптисты, практикующие помазание елеем 617 . Одним словом, Церковь утверждена на семи столбах (см. Введение, абз. 17–19), и если у протестантов не было бы одного лишь Таинства Елеопомазания, то только по этой причине они не могли бы быть Церковью. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 46. Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 467–468. Там же. Т. II, с. 468. Там же. Т. II, с. 468–469. Глава 18. О Таинстве Брака Вопрос Брака, как и Елеопомазания, в православно-протестантском диспуте не имеет такой остроты, как другие вопросы. Протестанты в данном вопросе не согласны с православными по большому счёту лишь в том, что брак нужно считать Таинством. Один баптистский пастор говорил мне, что брак у них не считается таинством, так как он не имеет прямой связи со Христом, как крещение и хлебопреломление. На самом же деле брак имеет самую прямую связь с Господом, ибо он есть прообраз брака Жениха Христа и Невесты Церкви: «наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» ( Откр.19:7 ). В Еф.5:31–32 христианский брак напрямую связывается с браком Христа и Церкви, причём брак буквально называется тайной (таинством), по греч. μυστριον – мистирион: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Посему своей брачной жизнью христианские муж и жена должны пророчествовать и самим делом проповедовать об отношениях Христа и Церкви: как Христос любит Церковь , так муж должен любить жену ( Еф.5:25 ); как Церковь повинуется Христу, так жена должна повиноваться мужу ( Еф.5:24 ). Вот эти святейшие отношения муж и жена и призваны явить Церкви, ангелам и миру. И поскольку задача эта весьма сложная и самому человеку непосильная, то для этого в Таинстве Брака и подаётся брачующимся особая благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Сидоров А. Святитель Герман I Константинопольский//Православие.ру. 25 мая 2020. URL: http://pravoslavie.ru/131293.html Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. Милан; М.: Христианская Россия, 1999. 231 с.   Справочные издания и словари Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991. Древнегреческо-русский словарь: В 2 т./Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958.   Афиногенов Д.Е. Герман I//Православная энциклопедия. Т. 11. С. 254–260. URL: http://www.pravenc.ru/text/164781.html . Подробнее о жизни и деятельности свт. Германа см.: Андреев А . И., проф. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские: Очерки их жизни и деятельности в связи с ходом иконоборческих смут. Сергиев Посад, 1907. 239 с.; Сидоров А. Святитель Герман I Константинопольский//Православие.ру. 25 мая 2020. URL: http://pravoslavie.ru/131293.html . Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. Милан; М.: Христианская Россия, 1999. 231 с. С. 169. См.: Деяние четвертое//Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Т. 4. СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. С. 462–475. Также см.: Epistole dogmatice//PG 98, col. 156–188. Mansi 13, 112 DE (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). Ср. прекрасные тексты Германа о священных изображениях: Mansi 13, 101 Е; 104 АВ; 130 С (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). Шёнборн К. Икона Христа. С. 171. Mansi 13, 112 CD: 120 Е-121 А (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). Шёнборн К. Икона Христа. С. 172. Mansi 13, 116 В (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). Шёнборн К. Икона Христа. С. 172. Герман, свт. Послание к Фоме//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 467–468. Там же. С. 468. Там же. С. 470–471. Там же. С. 472–473. Герман, свт. Послание к Иоанну//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 463. PG 98, col. 157 C–D. Герман, свт. Послание к Фоме//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 469. Герман, свт. Послание к Иоанну//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 462–463. Курсив наш. – В.Н. Там же. С. 464. Герман, свт. Послание к Фоме//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 470. Курсив наш. – В.Н.

http://bogoslov.ru/article/6192676

467. Василий Иванович, князь ярославский, средний из пяти сыновей Ивана большого Васильевича, князя ярославского 815), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XV в. и оставил сыновей: Юрия (Георгия), Даниила, князей Ярославских, не бывших уже удельными, и Василия, прозванием Шастун, родоначальника угасших князей Великогагиных и Шастуновых , служившего Москве боярином. 468. Василий Иванович 468. Василий Иванович, царевич, четвертый из пяти сыновей царя Ивана IV Васильевича Грозного 96) и единственный от второго брака царя с Марией Темгрюковной, княжной кабардинской 128). – Род. в Москве, 3 мая, ум. там же 6 июня 1563 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. 469. Василий Константинович 469. Василий Константинович, удельный князь волконский (по ородищу Волконе, на речке Волхонке, алексинского уезда тульской губернии), из торусской ветви князей черниговских, единственный сын Костантина Юрьевича (Георгиевича), князя волхонского ). – Жил в XV в. и известен только по родословным, как отец князей: Дмитрия, Петра-Вериги и Ипата-Потула Волконских, не бывших уже удельными. 470. Василий Константинович 470. Василий Константинович, князь галичский (Галича костромского), младший из двух сыновей Константина Ярославича, князя галичского ), от брака с неизвестной; племянник св. Александра Невского 12). – Летопись именует его однажды, отмечая рождение ему, уже старцу, сына Федора ), в 1310 г. – Никаких Других сведений о нём нет. – Примечание. Князь этот, Карамзину, по-видимому, неизвестный, смешивается часто (и даже в «Указателе, к осьми томам Полного Собрания Русских Летописей, изд. Археографической Коммисиею. 1868. Вып. I, с. 110), со своим соименником, князем ростовским ), сыном Константина Борисовича ). Но две летописи, Новгородская Четвертая и Софийская Первая, именуют его прямо «Галичским» (см. Полн. Собр. Рус. Лет. т. IV, с. 47 и т. V, с. 205), а третья летопись, Воскресенская, при отметке события, повторяемого и двумя первыми, говорит: «родися великому князю Василию Костянтиновичю, внуку Ярославлю Галичьскому, сын Феодор (см. там же, т. VII. с. 185). 471. Василий Константинович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

(Муз-9265. Л. 283 об. – 284) (С. 115–116) Совпадающий по содержанию пример находится в наставлении «О духовной простоте как удобном средстве ко внутренней молитве», которое АТ составил в декабре 1835 г. (Муз-9265. Л. 449–449 об.), где также указано имя и происхождение крестьянина: «Старицкого уезда Матфей швец») 28 . 6.9. Два несомненных случая использования составленного в ноябре 1839 г. собрания «Чудес, производимых внутреннею молитвою» в качестве источника для поучительных историй в IV рассказе (п. 6.7–8) являются достаточным основанием для предположения о зависимости сюжетов еще двух историй в IV рассказе от этого же источника. Судя по всему, повествование об искушении ученика в городе и спасении благодаря молитве, восходящее к «Великому Зерцалу» 29 3, было источником сюжета в случае искушения странника на постоялом дворе. В свою очередь, повествование о мальчике-слуге, над которым насмехались другие слуги и препятствовали его постоянным занятиям устной Иисусовой молитвой, восходит к рассказу о верном слуге, достигшем самодействия Иисусовой молитвы, которого безуспешно пытались отравить другие слуги 30 . 6.10. Краткое название четырех рассказов – «Искатель непрестанной молитвы», сохраненное и в Сводной редакции – восходит к названию стихотворения «Искатель внутренней молитвы», сочиненного АТ 16 апреля 1834 г. (Муз-9265. Л. 467), а также к названию составленного в ноябре 1834 г. автобиографического текста «Искатель внутренней молитвы» (Там же. 467 об. – 468), где составитель неоднократно называл себя «искателем». Здесь же следует отметить, что в составленном в 1841 г. письме «Эмблематическое изображение внутренней молитвы» АТ именовал себя «странником» (Мух-294. Л. 7 об.), а в письме Ю. Н. Бартеневу от 22 апреля 1849 г. – «странствующим иеромонахом» (Муз-9265. Л. 162). При этом АТ поступил в Симонов монастырь в возрасте 20 лет после кончины отца (см. п. 2.2), а «странник» в этом же возрасте продал свой дом и направился в странствие, так как на момент «биографического рассказа» ему было 33 года и он уже странствовал 13 (!) лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Как Я умер и воскрес, так и ты человек умрешь и вновь возродишься, – этим новым заветом Солнца правды живет ныне человек, некогда веривший месяцу. podpisO. Андреев Н. П. [=Протасов Н. Д.] Письмо из Апулии//Богословский вестник 1914. Т. 2. С. 467–484 (2-я пагин.). —467— Бари, 25 июня. С чувством благоговения, внушенным с детства, и понятным любопытством пробирался я сегодня по узким, грязным уличкам старой части города к базилике св. Николая. Она вся, кругом, как бы сдавлена соседними зданиями, и глаз не может сразу обнять всей ее архи­тектурной массы. Однако достаточно одного взгляда на фасадную часть, чтобы сказать, что пред нами совершенно особая, своеоб­разная архитектура, с которой нельзя встретиться в центральной и верхней Италии. Тяжелый, крупный массив цельного фасада с двумя боковыми низкими башнями, не­сомненно – позднего происхождения, заставляет невольно вспомнить о нашем новгородско-псковском зодчестве, отмеченном той же капитальностью и суровостью. Однако, если там суровость сказывается и подчеркивается отсутствием фигурной орнаментики, то здесь мы видим иное. Зодчий понимал, что глаз всегда поражается и остана­вливается на нижней части строения, уже потом обра­щается к верхней части фасада. Притом, здесь она настолько высока, что трудно рассмотреть детали. Вот по­чему в нижней части базилики пред нами так роскошно убранный вход. Самый фасад расчленен, соответственно трем внутренним нефам, на три площади, прорезанные в верхних частях длинными арочными окнами с колоннами. Большие ниши с статуями позднего происхождения совсем не гармонируют с общим стилем. Нижние части фасадных площадей отграничены, одна от другой массив­ными —468— колоннами с базами и капителями, на которые опи­рается фигурный же абан, поддерживающий с каждой стороны фасадное расчленение в виде неширокого, в вы­соту нефов, прямоугольного выступа. Над двумя боко­выми дверями симметрично устроенные фальшивые арки, быть может, говорят о первоначальной форме дверей соответственно средней двери, сохраняющей арочную форму. Над ней – шатровидный фронтон, опирающийся чрез по­средство абанов на капители граненных (интересный мотив!) колонн. Базы этих колонн покоятся на двух не­много смешных, но выразительных быках.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

454. Духовенство древней Церкви и народное хозяйство. Там же, 26, с. 770 – 782. 455. Духовенство древней Церкви и борьба с народной нуждой. Там же, 27, с. 817 – 828; 28, с. 362 – 369; 29, с. 893 – 903. 456. Двенадцатилетние со дня прославления преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Там же, 29, с. 883 – 884. 457. Отделение Западной Церкви в освещении одного католического полемиста. Там же, 36, с. 2022 – 2030; 37, с. 2045 – 2051; 38, с. 2073 – 2082. 458. Еще о всемирной конференции для обсуждения вопросов веры и церковного устройства. Там же, 39, с. 2107 – 2113; 40, с. 2150 – 2154. 459. Католический комитет французской пропаганды за границей. Там же, 42, с. 2220 – 2222. 460. Религиозность французов во время войны. Послание Нансийского епископа. Аудиенция Бодрильяра у папы. «Покаяние» немцев. Там же, 43, с. 2238 – 2241. 461. Спор о почитании Богоматери в Англиканской Церкви. Последнее определение папской библейской комиссии в Ватикане. Будущее Палестины. Новые зверства турок против армян. Там же, 44, с. 2266 – 2272. 462. Католическо-немецкий «крестовый поход» на Болгарию и Константинополь. Там же, 45, с. 2296 – 2302. 463. Вести из Англиканской Церкви. Собрание «Англиканской и восточной ассоциации». Епископ Оксфордский о праве на существование Англиканской Церкви. Эдифь Каввель и англиканское духовенство. Вопрос о военной службе священников. Женщины-звонари. Меры к охране храмов. Там же, 46, с. 2341 – 2346. 464. Духовная связь Сербии с Францией. Немецкое католичество перед угрозой второго культуркампфа. Там же, 47, с. 2376 – 2381. 465. Защита учения о непорочном зачатии у современного католического богослова. Там же, 48, с. 2402 – 2408; 49, с. 2442 – 2445. 466. Папство и будущий мир. Там же, 48, с. 2419 – 2424. 467. Религия Вильгельма. Там же, 50, с. 2479 – 2483. 468. Постановка вопроса о чистилище и индульгенциях у современного католического полемиста. Там же, 51, с. 2503 – 2509; 52, с. 2529 – 2536. 1916 год 469. К истории борьбы с афонской смутой (ответ В. М. Скворцову). Петроград, 1916, 38 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

441.  Канон о Распятии, п. 8. 442.  Тогда же, там же. 443.  Похвала 125. 444.  Канон о Распятии, п. 7. 445.  Понедельник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Иосифа, гл. 8, п. 9. 446.  Святой Великий Пяток, вечер на Господи, воззвах, гл. 2. 447.  Канон о Распятии, п. 9. 448.  Канон о Распятии, п. 9. 449.  Похвала 85. 450.  Похвала 161. 451.  Канон Великой Субботы на утрени, п. 9, ирмос. 452.  Канон о Распятии, п. 9. 453.  Добротолюбие, том 3, стр. 420, 19. 454.  Канон молебный при разлучении души.., гл. 6, п. 1. 455.  Там же, песнь 6. 456.  Последование погребения мирских человек, на целование, подобны, гл. 2. 457.  Там же. 458.  Последование погребения священников. Самогласен Дамаскинов, гл. 2. 459.  Там же, блаженны, гл. 2. 460.  Суббота мясопустная, утро, эксапостиларий. 461.  Постная Триодь. Суббота мясопустная, утро, канон господина Феодора, гл. 8, п. 1. 462.  Триодь, Суббота мясопустная, утро, синаксарь. 463.  Последование погребения священников, канон, гл. 6, п. 9. 464.  Там же, самогласны Дамаскиновы, гл. 3. 465.  Последование погребения священников, икосы, гл. 8. 466.  Там же. 467.  Там же. 468.  Суббота мясопустная, утро, синаксарь. 469.  Последование погребения священников, блаженны, гл. 2. 470.  Канон при разлучении души от тела, гл. 6, п. 6. 471.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, слава, гл. 2. 472.  Последование погребения мирских человек, самогласен Иоанна монаха, гл. 8. 473.  Там же, блаженны, гл. 6. 474.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, гл. 8. 475.  Последование погребения священников, икосы, гл. 8. 476.  Там же, на халитех, гл. 6. 477.  Канон покаяный, гл. 6, п. 7 (из правильника). 478.  Постная Триодь, 3 седмица, четверток утро, трипеснец господина Феодора, гл. 6, п. 9. 479.  Последование погребения мирских человек, подобен на целование, гл. 2. 480.  Там же. 481.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, слава, гл. 2. 482.  Там же, гл.8 483.  «О началах», II cap. X. I. 100–101 484.  Там же, III cap. VI. 5. 154. 485.  Последование погребения священников, блаженны, гл.2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Из отставных солдат принимать в расчет только тех, которые действительно водворились и занимаются пашнею на отведенных им от казны или от самих казенных поселян землях, равно как и поселившихся на прежних своих участках; тех же из них, которые проживают в казенных селениях без водворения, не занимаясь хлебопашеством, в расчет не полагать; поставив в обязанность уездным землемерам, по отмежевании на этом основании, для каждой церкви, земли, доносить о количестве ее в тоже время Палате Государственных Имуществ, с приложением планов. (Ст. 463 там.) В губерниях Херсонской и Екатеринославской за теми церквами, которым по многоземельности некоторых дач этого края, отведено во владельческих и казенных селениях по сту двадцати десятин, без выдачи на эти церковные земли особых планов и с означением лишь тех на планах дач, в которых состоят эти церкви, остаются и впредь отведенные в этой мере земли. (Ст. 464 там.) В округах, назначенных под селение иностранных колонистов и в прикосновенных к ним местам, отводить к каждой церкви по шестидесяти десятин и межевать их в общую межу с поселянскими землями. (Ст. 465 там.) Где прежде к церквам земель дано не было, а владельцы пожелают дать их из своих земель, там отмежевать к церквам земли по отводу тех самых владельцев, но к одним местам и по близости каждой церкви. (Ст. 466 там.) Если владельцы добровольно не отведут земли к церкви, то узаконенную пропорцию намеривать не от одного того владельца, у которого в селении состоит церковь , но от всех тех, которых деревни причислены в приход той церкви и прикосновенны к этому селению своими землями. От каждого владельца отрезывать участок земли в церковный удел, по соразмерности его дачи к прочим владениям того прихода.(Ст. 467 там.) Если деревня приписана в приход какой-либо церкви, но земли свои имеет чрез другие владельческие дачи: то владеемых ею земель при нарезке церковного участка в расчет не полагать. (Ст. 468 там.) Узаконенное количество земли межевать также и к ружным церквам, не смотря на то, что церковнослужители ныне довольны ружным содержанием, и эту землю оставлять за владельцами, доколе взаимное согласие между ними и священнослужителями о руге будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Я причастилась и получила от Батюшки благословение в покоях игуменьи, к которой он зашел от обедни. Поздоровавшись со мной, отец Иоанн сказал: «Если ты собралась ехать сегодня на освящение моей церкви, то поедем со мной». Я обрадовалась и от всего сердца поблагодарила Батюшку. Мне удалось достать место в одном вагоне с ним, и я отлично устроилась там в купе с одной дамой. Как только поезд тронулся, Батюшка прислал за мной своего псаломщика и, хотя выглядел сильно утомленным, все же был в прекрасном расположении духа, ласково встретил меня и спросил: «Ну, как же ты устроилась?» Я отвечала, что меня не знают в Леушинском подворье и вряд ли там будет место. Тогда он сказал: «Да, лучше всего поезжай прямо в мое подворье»; на заявление псаломщика, что там еще не готово и сыро, не обратил внимания и упорно стоял на своем, чтобы остановилась там и пожила до освящения им церкви. Я простилась с Батюшкой, он благословил меня и пожелал мне спокойной ночи. Наш вагон во время всего пути отчаянно трясло, и моя соседка очень боялась, что случится несчастье; меня тоже мучила эта тряска, – невозможно было ни сидеть, ни лежать, но я была спокойна, будучи уверена, что при Батюшке ничего не случится. Так мы провели всю ночь не сомкнувши глаз. В семь часов утра псаломщик позвал меня к отцу Иоанну, который принял меня еще радушнее, чем накануне, написал записку в Леушинское подворье, чтобы приняли меня там, и разговорился со мной о пользе монастырей; особенно хвалил он монастыри запад­ного края, сказал, что он им много помогает, в особенности Теолин­скому 467 , которому он передал уже более двадцати тысяч рублей, сказал, что они терпят большую нужду, и при этом назвал монахинь этих монастырей ангелами во плоти. Затем заговорил о тяжелом положении, в каком находится теперь наше общество, отказываясь от веры и поклоняясь только своим силам. Особенно сожалел Батюшка об упадке веры в самом духовенстве и сослался на слова Златоуста о том, что из священников не многие спасутся; выражал большое удивление, как это люди могут отрицать Таинство Причащения, как они сами не испытывают на себе присутствие благодати каждый раз, как только достойно приобщаются? Затем по моей просьбе объяснил мне Евангелие от Луки (16-я глава) о неверном домоправителе, который, будучи отрешен за неправиль­ное управление именьем от должности, всем должникам своего хозяина убавил их задолженность, и Господь сказал на это, что сыны века сего мудрее сынов света 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010