Я вот зиму тут прожил, когда и дня не бывает – потемки круглые сутки. Выйдешь на крыльцо – кругом лес, тишина, мрак. Словно конца им нет, словно пусто везде и глухо... Но «чем ночь темней; тем ярче звезды...». Хорошие эти строки. А как там дальше – вы должны помнить. Мне, монаху, впору писание знать». Илариону оставалось сидеть около года. Да более двух он провел в тюрьме. И сомневаясь, что будет освобожден до окончания срока, он (все же – С. Г.) готовился к предстоящей деятельности на воле... Преосвященный был глубоко озабочен: что внушать пастве в такие грозные времена? Епископ православной Церкви должен призывать к стойкости и подвигу. Человека же в нем устрашало предвидение страдания и гонений, ожидающих тех, кто не убоится внять его наставлениям. Тогда же укрепилась «живая» церковь – красная, как ее прозвали, непостижимо примирявшая Христа с властью Антихриста. Соблазны живоцерковников таили величайшую опасность для веры. Именно ее судьба тревожила владыку. О себе он не думал и был готов испить любую чашу. Мы не засиживались, зная, как осаждают посетители нашего хозяина. Друзья старались ограничить их наплыв. Популярность Преосвященного настораживала начальство, и можно было опасаться расправы. Через Георгия Иларион —130— поддерживал связь с волей, и тот приходил к нему с известиями и за поручениями. И короткая беседа с Иларионом ободряла. Так бывает, когда общаешься с человеком убежденным, умным и мужественным. Да еще с таким стойким... В октябре 1929 года на Соловках прошли массовые расстрелы заключенных, так что когда осенью 1931 года О.Волков вторично 467 был туда доставлен, он никого не встретил из прежних своих друзей. «Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики, – писал другой соловчанин 468 , – в разговоре с ним они не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но большинство уголовников считали какой-то необходимостью поиздеваться над «опиумом». Нередко охранники, как бы невзначай, называли его владыкой. Обычно же – официальным термином: «заключенный»... Владыка всегда избирался в делегации к начальнику острова Эйхмансу, когда нужно было добиться чего-либо трудного, и всегда достигал цели. Именно ему удалось добиться, чтобы духовенство сконцентрировали в 6-й роте, получить для него некоторое послабление режима, перевести духовных всех чинов на хозяйственные работы, где они показали свою высокую честность; он же отстоял волосы и бороды духовных лиц при поголовной стрижке во время сыпнотифозной эпидемии. В этой стрижке не было нужды: духовенство жило чисто. Устраивая других на более легкие работы, владыка не только не искал должности себе, но не раз отказывался от предложений со стороны Эйхманса, видевшего и ценившего его большие организаторские способности. Он предпочитал быть простым рыбаком. Думается, что море было близко и родственно стихийности, непомерности натуры этого иерарха...».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

446 В монастыре Студийском, по приказанию Льва, был пострижен друнгарий флота Евстафий, по нерадению или измене которого был взят сарацинами город Тавромена в Сицилии; 447 сослуживец Евстафия Карамал за ту же вину был пострижен в монастыре Пикридия. 448 Придворный Константин, которому Лев впоследствии построил монастырь в Носиях, по подозрению в интимности с императрицей Зоей был пострижен в монастыре Тарасия, откуда был потом переведен в монастырь Самоны-Спира. 449 Сам Самона за сочиненный им пасквиль на императора Льва был заключен сначала в монастыре патриарха Евфимия, а потом в монастыре Мартинакия. 450 Монастырь Далмата был местом заключения Феодора Сантаварина, любимца императора Василия и врага его сына Льва, 451 а монастырь Диомида – монаха Евфимия, протестовавшего против второго брака императора Льва с Зоей, дочерью Цауца. 452 Как ни много благоволили к монахам Василий Македонянин и Лев Философ, но, кажется, обоих их превзошел в этом отношении Роман Лакапин, соправитель Константина Порфирогенета (920–944). «Кто может изобразить, – говорит один из византийских писателей, – доверие ( πστις), какое Роман имел ко всем монахам, в особенности же – к знаменитым своей святостью и благочестием? Они никогда не пропускали мимо ни одного славного добродетелью монаха без того, чтобы не рассказать ему с большими слезами о своих делах». 467 «Император, – говорится у того же писателя в другом месте, – имел неограниченное доверие ко всем монахам». 468 Это доверие и уважение царя выразились в широкой благотворительности в пользу монашества. В зиму 931 года, ознаменовавшуюся многими народными бедствиями, Роман дважды в неделю – в среду и пятницу – сажал с собой обедать троих бедных монахов, а по окончании стола давал каждому еще по одной номисме. Во время трапезы, по монастырскому обычаю, царь приказывал читать душеспасительные книги. Сам он обыкновенно слушал чтение с особенным вниманием и, сокрушаясь сердцем, горько плакал. 469 Роман ежегодно рассылал богатые вклады по монастырям, находившимся на Олимпе, Афоне, Латре, Кимине, Варахее 470 и Золотой Скале, 471 неусыпно заботился о подвизавшихся там монахах, приглашал наиболее замечательных из них к себе и просил у них благословения и молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

461  Это должно сказать о подобиях, сравнениях, символических действиях и даже некоторых чудесах других пророков. 463  Конечно, Иона был и такой трубой не только тогда, когда изрекал пророчество а и тогда, когда получал и передавал слово Иеговы ниневитянам о спасении их. 464  Не потому ли самое слово Иеговы к пр. Ионе изложено в книге его так кратко и неопределённо, тогда как исторические обстоятельства его описаны так подробно? 467  Конечно, это сознание мессианского спасения и после момента его возвещения пророками до Христа не могло быть таким ясным и полным, как после Христа; но это различие есть различие лишь количественное, а не качественное, следовательно, не существенное. Впрочем, подробнее об этом ниже. 468  Не от того ли, что апокалипсическая форма откровения есть достояние духовно умудрённых людей, и апокалипсис Иоанна Богослова и книга пр. Даниила доселе ещё одни из самых трудных для понимания книг Писания? 469  Само собой разумеется, что, сопоставляя прообраз с притчей, мы не думаем отрицать того существенного различия между ними, о котором говорили выше, а утверждаем только, что между ними должно быть существенное сходство в отношении к их наглядной убедительности, и то лишь в том случае, если прообразовательные факты имеют подлинно историческое значение и, как такие, нарочито преднамеренны были самим Богом. В этом смысле и «всё, изведанное отцами еврейского народа, исперва было принимаемо и понимаемо евреями, как притча и гадание ( Пс.77:13 ) и именно, как притча во (на) время настоящее, или что то же, прообраз; в этом именно смысле история пр.Ионы, как прообраз, и может быть называема притчей. 471  Отметим замечательную разность между тем и другим словом, обусловленную различием характера обоих заветов. Слово Ионы звучит угрозой, страшно, как и сам завет; слово Христа – любовно и славно. Так и должно быть между прообразом и тем, что прообразует он. 472  Особенно же ясно буря, постигшая на море корабельщиков и Иону с ними, напоминала собой те волнения политические, те государственные колебания, которые пред временами плена происходили и в разделившемся на два и видимо упадавшем царстве еврейском, и в соседних с ним языческих царствах, сменявших одно другое в своём господстве над остальными. Скоро за этими временами, в которые жил и действовал пр.Иона, Израиль в наказание за свои прежние нравственно-житейские отпадения от Иеговы и для того, чтобы сделаться сознательным светочем язычников на пути их шествия к спасению Иеговы, должен был быть повержен на землю сильным и крепким у Господа, как ливнем с градом, как разлившимся наводнением бурных вод, – должен был быть отдан левиафану, змею, прямо бегущему, и змею изгибающемуся, чудовищу морскому, точно так же, как и пр.Иона, жребием указанный, как виновник бури, брошен был, наконец, в море и там поглощён был рыбой великой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

463 . Палестинские святыни привлекали богомольцев со всех концов христианского мира. Ближе к Пасхе христианское население Иерусалима из-за наплыва паломников значительно увеличивалось. Вифлеем и округа: главный христианский анклав Палестины Вокруг Иерусалима источники отмечают относительно крупную концентрацию христианских поселений. Прежде всего это – Вифлеем (6 миль от Иерусалима), место Рождества Христова, христианское население которого в 1525–1596 гг. выросло с 61 до 287 домов (мусульман в городе первоначально было на треть меньше, к 1566 г. они догнали по численности христиан, в переписи 1596 г. данные по мусульманам не сохранились). 464 Путешественники середины XVII века отмечают сокращение населения Вифлеема: в городе оставалось 300 дворов, половина – мусульманских, половина – христианских (данные Арсения Суханова) . Иона Маленький дает меньшие цифры – 130 дворов «турок», 100 – «греков» (то есть православных) и 30 – «фрягов» (католиков). 465 По подсчетам О. Пери, христианское население Вифлеема за 1563–1691 г. сократилось с 870 до 650 чел. за счет массовой миграции в Иерусалим. 466 Вифлеем в XVI–XVII вв. был практически единственным местом Св. земли с многочисленным арабским католическим населением. Латинизация местных жителей произошла под влиянием францисканских монахов, постоянно проживавших в городе при Храме Рождества Христова. Как писал об этом В. Григорович-Барский, «нине же, егда поселишася тамо Римстии иноци, всех к своему правилу и обичаю привлекоша, не поученьми (якоже слышах), но златом милостину дающе... им же оний убогий народ зело прельщается». 467 Древнейший храм Палестины – вифлеемская базилика Рождества – был окружен монастырями христианских исповеданий (католиков, православных и армян), соперничавших за обладание этой святыней. С юго-востока над храмом возвышалась башня с кельями – резиденция вифлеемского митрополита, где, по словам Арсения Суханова , жило 15 монахов. 468 Между Иерусалимом и Вифлеемом лежало чисто христианское селение Бейт-Джала, иногда превышавшее по численности население Вифлеема. Турецкая статистика XVI века отмечает рост количества домов в Бейт-Джале с 129 в 1525 г. до 292 в 1566 г., к 1596 г. эта цифра сократилась до 239. Арсений Суханов и Иона в 1652 г. насчитывали там 300 дворов и упоминали церковь Николая Чудотворца, «служат в ней попы по арабским книгам»; Григорович-Барский писал, что при храме жили 12 священников и диакон. 469 По османским данным 1690/1 г. в Бейт-Джале насчитывалось 143 христианских дома, то есть за период 1563–1691 г. ее население сократилось с 1075 до 645 чел. Причиной была та же, что и в Вифлееме, миграция в Иерусалим. 470

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

755 См.: Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства. С. 279–308; определение помысла Евагрием приводится по-гречески на с. 281. 756 ... διπλς, μλλον δ κα πολλαπλς μν δωκε τς γνωστικς δυνμεις, νον τε κα ασθησιν, κα τ μεταξ χαρισμενος, δι τοτο κα τν ες γνσιν κα πρξιν προκειμνων μν διπλον τε κα πολλαπλον πεποηκεν καστον. 758 Очень близкий текст находим в 36-м абзаце Беседы на Введение Богородицы во Святая Святых (немногочисленные расхождения между данной гомилией и разбираемой нами 26-й отмечены в издании Эконома: Σελ. 173: κα ποσματα). 761 «Предшествующие два „Слова“... написаны нами лишь с одной целью: чтобы показать, как в человеке, словно в некоем отпечатлении и образе, не только предначертываются две сущности Христа, но и предотпечатлеваются, словно в некоем смутном изображении, два безупречных действия и две воли [Его]» (Преподобный Анастасий Синаит . Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Третье слово, или Слово против монофелитов/Пер. А. И. Сидорова //Альфа и Омега. 1999. 2 (20). С. 121; см. также с. 124–125). 765 О духовном чувстве в учении Паламы см. работу Р. Э. Синкевича: Sirikewicz R. Е. The Concept of Spiritual Perception... 766 Быть может, некоторую аналогию (хотя и отдаленную) могут также составить понятия флогистона и эфира (как особой «первосреды») в химии и физике XVIII–XIX вв. – идеи, восходящие в конечном счете к тому же аристотелигму, которым во многом руководствовался и Палама? 767 PG. 142. 717–720. Для первичного ознакомления с учением Влеммида можно обратиться к кн.: Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991. С. 347. Впрочем, у Бычкова отсутствует последовательный богословский разбор анализируемых суждений. 769 Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука//Его же. Бытие – Имя – Космос. М., 1993. С. 467–468. 770 Аристотель. Сочинения. М., 1984. Т. 4. С. 197–198; см. также: Брагинская Н. В. Комментарий 22//Там же. С. 732. 771 ... τς σωματικς ασθσεις κα ντιλψεις πνευματικ κα θεοφιλε διανο πρς ατν [sc. τν Θεν] αρειντε κα νγειν...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В своей речи на открытии Богословского института и Богословско-пастырских курсов в Москве Митрополит Алексий выразил пожелание, чтобы организуемая богословская школа была преемницей по духу и силе прежней Московской Духовной Академии: «Да будет благодатный дух Московской Духовной Академии сугуб в Московском Богословском институте» 467 . В Ленинграде в это же время были открыты Богословско-пастырские курсы. По благословению Патриарха Алексия, согласно резолюции его от 26 августа 1946 года, Московский Богословский институт был реорганизован в Духовную Академию с прежним четырёхгодичным курсом обучения, а Богословско-пастырские курсы – в Духовную семинарию также с четырёхгодичным курсом обучения. 14 октября того же года была открыта Ленинградская Духовная Академия, а существовавшие там Богословско-пастырские курсы были реорганизованы в Духовную семинарию. Вскоре стали открываться духовные семинарии и в других городах: в Луцке на Волыни – в 1945 году, в Одессе – в том же 1945 году, в Ставрополе – в 1946 году, в Киеве – в 1947 году. Последней была открыта наша, Саратовская Духовная семинария – 16 ноября 1947 года. «Для подготовки духовенства в Белоруссии была учреждена семинария в м. Жировицах» 468 . Помимо открытия новых духовных школ, Патриарх Алексий расширял имеющиеся: в январе 1964 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) начал свою деятельность сектор заочного обучения Московской Духовной Академии и семинарии, организованный для обучения приходского духовенства, чем разрешалась проблема духовного образования огромного контингента священнослужителей без отрыва их от пастырской деятельности. 21 января 1964 года состоялось официальное открытие первой зачётной сессии, по поводу чего Святейший Патриарх Алексий направил специальное приветствие: «Божие благословение на труды учащих и учащихся Сектора заочного обучения Московской Духовной Академии и семинарии. Отрадно, что священнослужители наши, несущие трудное пастырское служение, имеют стремление повысить свои богословские знания. Надеюсь, что в Академии и семинарии они восполнят свои знания и в святой Лавре Преподобного Сергия у её великих святынь воспримут то духовное настроение, которое так необходимо для пастыря Церкви Христовой. Патриарх Алексий» 469 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

. Слово 6, гл. 29. Творения, ч. 25, с. 103. P.G. 33, 589. . Это особенно ясно, когда изображение это находится в куполе храма (например, в Эль Бауит, V в.). Лоза помещена в центре, ветви же ее распространяются на все пространство купола. Это тот же принцип, что в наших храмах: изображение Спасителя в куполе в окружении Апостолов. . Педагог, кн. 1, гл. 5. P.G. 8, 634. . Символ этот тоже взят из язычества. У примитивных народов рыба была символом плодовитости; у римлян начала нашей эры она превратилась в эротический символ. . Греческое слово Ichthus — «рыба» — содержит пять букв, которые являются первыми буквами пяти слов, относящихся непосредственно ко Христу: lesous Christos Theou Uios Sdter, то есть Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Как мы видим, эти слова выражают веру в Божество Христово и Его спасительную миссию. Следовательно, мы имеем здесь своего рода древнейшую форму Символа веры, сосредоточенную в одном слове. . Dom H. Leclerc. Manuel d’Archeologie chretienne. Paris, 1907, t. II, p. 467—468. . Тертуллиан, Климент Александрийский, Блаженный Августин (430), Блаженный Иероним (420), Ориген, Мелитон Сардийский, Оптат Милевский (ок. 370), св. Зинон Веронский (ок. 375), св. Петр Хрисолог (450), св. Проспер Аквитанский (463) и многие другие прибегали к символу рыбы. . См. Р. Sixte Scaglia. Manuel d’Archeologie chretienne. Turin, 1916, p. 226. . Там же, с. 248 и trad. R.F. Refoule et M. Drouzy, Paris, 1925, p. 65. . В практике первохристианской Церкви причастники получали святое Тело Христово прямо в ладонь правой руки, положенной накрест поверх левой. . Еще в VI веке в мозаиках равеннской церкви св. Виталия мы видим изображение поклонения волхвов, вышитое на плаще императрицы Феодоры как раз в образе приношения ею и императором Юстинианом даров в Церковь. Они как бы повторяют служение царей Востока, принося дары Христу от лица возглавляемого ими народа. . Жест этот, воздеяние рук, не является специфически христианским, он был известен и в языческом мире, и в древнем Израиле (псалмы, например, упоминают о нем несколько раз)

http://sedmitza.ru/lib/text/440329/

Это представление об образе пришествия Христа поставлено в евангелии Луки в связь с общим учением о внутреннем характере царства Божия: «не придет царство Божие явно и не скажут: вот оно здесь, или там. Ибо, вот, царствие Божие внутри вас» 467 . В этом же смысле нужно понимать и евангельское учение о Св. Духе. Евангельский Св. Дух исходит от Отца 468 . Поэтому Дух Христов есть тот же Дух Божий, Который, по Его словам, в ветхом завете говорил устами Давида и других пророков, Который действовал во Христе, являясь в силе Его воодушевления и чудотворений, особенно в изгнании нечистых духов 469 . Тем не менее имеются основания называть новозаветное действие Духа Божия духом Христовым, поскольку Он исходит от —255— Отца во имя Христа Сына Божия 470 . Новозаветный Дух не есть просто Дух Божий, но это Дух Отца Небесного 471 , или, что то же, Дух Сына 472 . Это не дух стихийной воодушевленности, но дух богосыновней, божественно-абсолютной любви 473 . Этим характером духа Христова объясняется то, что его дарование ученикам обусловлено смертью Христа, как последним делом Его любви 474 . Смерть Христа, поскольку она послужила нарождению в учениках духовной жизни, была вместе с тем решительным моментом перерождения стихийного Духа Божия, действовавшего в Его чудотворениях, в свободный дух любви, который прославил Его в Его учениках, прославил в них Его Отца. Дух Христов реализует в учениках Его дело и в этом свойстве своем заменяет Его. Он – иной ходатай за них пред Отцом Небесным. Сам Христос, пока находился с ними, был их ходатаем, как их учитель и наставник, хранил их 475 . Они остались бы сирыми с Его отшествием к Отцу, но Он посылает им иного ходатая, Духа истины, в них пребывающего 476 . Это «лучший» 477 для них ходатай, потому что Христос был для них ходатаем внешним, управлял ими Своим авторитетом, учил их внешними словами, притчами и образами, а Дух Святый в них пребывает и дает им радость неотъемлемую. Очевидно, это пребывание Духа Христова в верующих означает их непосредственное общение с Отцом, свободное обладание божественной жизнью, самобытное переживание божественной любви, что делает их друзьями Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

440 Обладающий энергией 441 Дионисий Ареопагит, О божественных именах 8, 2 — PG 3, 889D 442 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 42 — PG 25, 84В 443 Ср.: Стихира на «Господи воззвах» на вечерне Рождества Христова 444 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 47 — 93С 445 Максим Исповедник, К Марину — PG 91, 200С 446 Для Одного как рождающий; для Другого — как изводящий 447 Иоанн Златоуст, De incomprehensibili dei natura (­ Contra Anomoeos, homiliae 1—5): Homily 1, line 194 PG 48, 705 448 Ср.: Иоанн Златоуст, In adorationem venerandae crucis [Sp.], PG 62, 754D 449 Ср.: Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, PG 44, 1280B 450 Акиндин в одном месте написал « τς ακνδυνου διανοας »; поскольку в те времена прописные буквы не употреблялись, вместо «мысли Акиндина» здесь можно было прочитать: «безопасная мысль» 451 Εσβιος — «благочестивый» 452 Ευτυχς — «благополучный» 453 Εδξιος — «благославный» 454 Ενμιος — «благозаконный» 455 Монашеское имя Акиндина — Григорий 456 Ср.: Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 22 (V, 15), PG 91, 1128А 457 См.: прим. 643 458 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 41 (5, 37), PG 91, 1160С 459 Там же, 43 (5, 39), PG 91, 1165В 460 Он же, Главы богословские и домостроительные 1, 1, PG 90, 1084А 461 Палама имеет в виду соответствующие главы «Амбигв» преп. Максима 462 Имеется в виду: Триады 3, 1, Χρστου, σ . 623—630 463 Афанасий Александрийский, О воплощении Бога Слова, 4, PG 28, 96А 464 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B 465 1 Изложение православной веры 3, 15 — PG 94, 1057В 466 Месяца августа в шестый день на утрени по полиелеи седален вторый на Слава, и ныне 467 Григорий Нисский, Liber de cognitione dei (­ Φεογνωσα ) (fragmenta ар. Euthymium Zigabenum, Panoplia dogmatica) [Sp.], PG130, 269D 468 Ср.: Иоанн Златоуст, De Eleazaro et Septem pueris, PG63, 526A; Триады, 3, 1, 14, Χρστου, τ.Α, σ . 628 469 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564C 470 Григорий Богослов, Слово 38, 12, PG 36, 324С; Слово 45, 632D

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

464 37-е Деяние Собора 8/21 ноября 1917 г. Председатель: архиепископ Арсений. Повестка дня: 1. Текущие дела; 2. Доклад Богослужебного отдела о церковном проповедничестве. Докладчик В. К. Недельский (См.: Деяния... Т. 3. С. 121–144). – Примечание. 465 Начальные слова одного из двух знаменитых похоронных маршей русского революционного движения (второй – «Замучен тяжелой неволей»), называемого по первой строке, который был популярен среди русских рабочих в конце 1870-х гг. и исполнялся ими на похоронах своих товарищей – жертв полицейского произвола, рабочих, погибших на баррикадах, и т. д. Слова А. Архангельского (наст, фамилия Амосов Антон Александрович), музыка Колосова. – Примечание. 466 38-е Деяние Собора 11/24 ноября 1917 г., Председатель: архиепископ Арсений, а после перерыва некоторое время председательствовал архиепископ Антоний (Храповицкий) . Повестка дня: 1. Текущие дела. 2. Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме «О церковном проповедничестве» (продолжение). 3. Доклад Отдела о правовом и имущественном положении духовенства «О разделе местных средств содержания православного духовенства». Докладчик священник Н. Т. Карташев (См.: Деяния... Т. 3. С. 145–188). – Примечание. 467 Архиепископ Арсений просил присутствующих «иметь уважение к слову и не множить словес», кроме того он же попросил докладчиков «помнить, что предлагаемые на обсуждение Собора доклады вывешиваются для прочтения всех членов или раздаются в печатном виде, и повторять их в общем собрании нет надобности... Докладчики должны быть по возможности кратки...» (см.: Деяния... Т. 3. С. 148–149). – Примечание. 468 Имеется в виду выступление Члена Собора Дмитрия Ивановича Волкова. См.: Деяния... Т. 3. С. 183–184. – Примечание. 471 На заседании Собора архиепископ Арсений заявил, что «с церковной точки зрения нужно молиться за всех: души всех дороги», и что «от Соборного Совета должно быть сообщено военнореволюционному комитету о том, что Церковь считает своим долгом совершить моление о тех, которые погребены без церковного отпевания. Конечно, неизвестно, что ответит на это комитет, но сношение с ним будет сделано» (См.: Там же. С. 184–185). – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010