Связи Кассинского мон-ря с франками упрочились в результате пребывания там франк. майордома Карломана . В 747 г. он отрекся от власти и отправился в Рим, а затем удалился в «монастырь блаженного Бенедикта, расположенный в пределах Аквинских» (LP. T. 1. P. 433). Тем не менее Карломан следил за событиями в королевстве франков: вместе с аббатом Оптатом он послал туда монахов, чтобы способствовать примирению брата, майордома Пипина Короткого, со своим сыном Грифоном, а также вернуть мощи св. Бенедикта (MGH. Epp. T. 3. P. 467-468). В то же время лангобардский кор. Ратхис (744-749) был низложен знатью, недовольной его уступками папе Захарии, и укрылся в Риме, а затем принес монашеские обеты в Кассинском мон-ре. Жена и дочь Ратхиса стали монахинями в жен. обители Пресв. Девы Марии (Санта-Мария-ди-Пьюмарола близ Кассино). После смерти кор. Айстульфа (749-756) Ратхис попытался возвратить себе престол, но был вновь изгнан и вернулся в мон-рь (см.: Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941. P. 496-498, 574-576). При кор. Дезидерии (756-774) в Кассинском мон-ре жил опальный лангобардский аристократ Ансельм , основатель аббатства Нонантола ( Pratesi A. Anselmo di Nonantola, santo//DBI. 1961. Vol. 3. P. 413-415; Schmid K. Anselm von Nonantola: Olim dux militum - nunc dux monachorum//QFIAB. 1967. Bd. 47. S. 21-24). По просьбе кор. Дезидерия 12 кассинских монахов отправились в мон-рь Лено близ Брешиа, основанный королем в 758 г. (подробнее см.: Sandmann M. Herrscherverzeichnisse als Geschichtsquellen: Studien zum langobardisch-italischen Überlieferung. Münch., 1984. S. 208-241; Azzara C. Il re e il monastero: Desiderio e la fondazione di Leno//L " abbazia di S. Benedetto di Leno: Mille anni nel cuore della pianura Padana/Ed. A. Baronio. Brescia, 2002. P. 21-32). Оптат, аббат Кассинского мон-ря, и Атон, аббат монастыря св. Винцентия, участвовали в переговорах папы Римского Стефана II (III) (752-757) с правителями лангобардов и франков. В 752 г. понтифик послал настоятелей «достопочтенных монастырей святых Винцентия и Бенедикта» к кор. Айстульфу для переговоров о мире. Король отказался заключить мир с папой и отослал аббатов в их мон-ри (LP. T. 1. P. 441-442). Когда папа Стефан попросил помощи у франков, Айстульф заставил бывш. майордома Карломана, жившего в Кассинском мон-ре, отправиться к франкам и помешать их переговорам с понтификом. Карломан скончался вскоре после прибытия в Галлию. Майордом Пипин Короткий задержал сопровождавших его кассинских монахов; об их освобождении в 757 г. просил майордома папа Стефан II (III) (LP. T. 1. P. 448; MGH. Epp. T. 3. P. 507). При кор. Карле Великом в Кассинском мон-ре укрылся впавший в немилость св. Адальхард, впосл. аббат мон-ря Корби (MGH. SS. T. 2. P. 525). Эпоха Каролингов

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Тогда сказал царь слугам: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плачь и скрежет зубов». Ибо много званых, а мало избранных 467 ( Мф.22:1–14 ). Учение Иисуса Христа об обязанности подданных платить дань, воскресении мертвых и главных заповедях Мф.22:15–46 ; Мк.12:13–37 ; Лк.20:20–44 . Фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Иисуса Христа на словах ( Мф.22:15 ), и, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя ( Лк.20:20 ). И посылают к Нему учеников своих с иродианами ( Мф.22:16 ). Они же, пришедши, говорят Ему: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо; ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божию учишь ( Мк.12:14 ). Итак, скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю 468 , или нет?» Но Иисус, видя лукавство их, сказал: «Что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать». Они принесли Ему динарий. И говорит им: «Чье это изображение и надпись?» Говорят Ему: «Кесаревы». Тогда говорит им: «Воздадите убо Кесарево Кесареви 469 , и Божия Богови». Услышав это, они удивились, и, оставив Его, ушли ( Мф.22:17–22 ). Тогда пришли некоторые из садукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: «Учитель, Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восстановить семя брату своему 470 471 . Было семь братьев: первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий, также и все семеро; и умерли. не оставив детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресение, которого из них будет она женою? ибо семеро имели ее женою». Иисус сказал им в ответ. «Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых, ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны ангелам, и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения ( Лк.20:27–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Ум не сможет созерцать «место Божие» 464 в себе самом, если не воспарит над всеми мыслями о/чувственных/вещах. Но он не сумеет возвыситься над ними, если не отсечет от себя все страсти, что связывают его с чувственными вещами при посредстве мыслей. Поэтому он освобождается от страстей с помощью добродетелей, от простых мыслей 465 – через духовное созерцание, а затем освобождается и от него, когда над ним засияет тот свет, что в момент молитвы представляет собой «место Божие» 466 . Тварный дух, который взирает на этот «свет Пресвятой Троицы», знак личного присутствия Бога, находится не вне себя, но в «себе самом», как прямо говорит Евагрий, т.е. в том умопостигаемом «зеркале», которое, благодаря сотворению его «по образу и подобию Божию», есть он сам 467 . Когда человеку даруется редкая благодать достичь этого таинственного «места молитвы» 468 , ему следует приспособить свое «делание» к этому абсолютно новому опыту. И обычно это происходит совершенно спонтанно, как показывает Диадох Фотики йский : Когда душа изобилует своими естественными плодами, тогда велегласнейше совершает и псалмопение свое и бывает расположена молиться наипаче гласом. Когда же на нее воздействует Дух Святой, тогда она поет/псалмы/с отрадою и сладостию и молится в одном сердце. За первым настроением следует радость мечтательная/от самодовольства/, за вторым – слеза духовная, потом сердечное радование, любящее безмолвие. Ибо память/Божия/при сдерживании голоса сохраняет свою теплоту и настраивает сердце к рождению слезных и сладостных помышлений 469 . Учителя духовной жизни ясно предупреждают о том, чтобы такое «посещение Духом Святым» не было разрушено упрямым цеплянием за собственное делание, за собственное, принятое некогда «правило». В этот момент важна только «свобода детей Божиих», как учит восточносирийский мистик Юсеф Бусная: Затвори все двери своей кельи, войди в нее и сядь в темноте и отрешенности там, где ты не можешь слышать даже пения птиц. А если настанет время для «правила», остерегись встать, чтобы не уподобиться ребенку, который в незнании своем мог бы дать золотой талант в обмен на смокву, что лишь на мгновение усладила бы его небо. Но ты поступай как умный купец, и когда попадается тебе драгоценная жемчужина 470 471 , не променяй ее на презренные вещи, которые всегда перед тобой, дабы не кончить тебе так, как тот народ, что вышел из Египта и оставил питание манной духовной, возжелав гнусной пищи египтян 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

3 Ми­нея со­дер­жит две служ­бы в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Дер­жав­ная»: 1) «Празд­но­ва­ние Пре­свя­тей Бо­го­ро­ди­це в честь чу­до­твор­ныя Ея ико­ны, на­ри­ца­е­мыя “Дер­жав­ная”», и 2) «Ина служ­ба яв­ле­нию ико­ны Пре­свя­тыя Вла­ды­чи­цы на­шея Бо­го­ро­ди­цы “Дер­жав­ныя”». 4 Ср.: Ро­за­нов В. Бо­го­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 466–468, 441. 5 Там же. С. 432–433, 438. 6 Ср.: Ро­за­нов В. Бо­го­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 466. 7 Ср.: Ти­пи­кон, 30 ян­ва­ря, 2я Мар­ко­ва гла­ва, 1е «зри»; Ро­за­нов В. Бо­го­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 467. 8 Устав (см.: Ти­пи­кон, 24 фев­ра­ля, 3я Мар­ко­ва гла­ва; ср.: 30 ян­ва­ря, 2я Мар­ко­ва гла­ва, 1е «зри») не уточ­ня­ет, сколь­ко раз по­ет­ся ир­мос ка­но­на Ми­неи в пес­нях с три­песн­ца­ми. Со­глас­но мне­нию В. Ро­за­но­ва (см. его «Бо­го­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви», с. 467), в дан­ном слу­чае ир­мос ка­но­на Бо­го­ро­ди­цы (ико­ны) дол­жен петь­ся два­жды. 9 «Вся­кое ды­ха­ние…» пе­ред хва­лит­ны­ми псал­ма­ми не по­ет­ся, по­сколь­ку сла­во­сло­вие на утрене чи­та­ет­ся (ср.: Ро­за­нов В. Бо­го­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 467). 10 За ис­клю­че­ни­ем осо­бых, ого­во­рен­ных в Уста­ве, слу­ча­ев (напр., утре­ни Ве­ли­кой Пят­ни­цы, утре­ни Тро­иц­кой ро­ди­тель­ской суб­бо­ты). Ср.: Ро­за­нов В. Бо­го­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 140–141; Ни­коль­ский К., прот. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. СПб., 1907. С. 315–316. 11 Ср.: Ти­пи­кон, 30 ян­ва­ря, 2я Мар­ко­ва гла­ва, 1е «зри»; Ро­за­нов В. Бо­го­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 467. 12 Ср.: Ти­пи­кон, 24 фев­ра­ля, 3я Мар­ко­ва гла­ва; Ми­нея, 24 фев­ра­ля. 13 Ср.: Ро­за­нов В. Бо­го­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 467–468, 443. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Хри­сту, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Са­мо­му Хри­сту, Цареви и Богу нашему. Псалом 103

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

66. Подробнее см. Протоиерей Георгий Флоровский. Указ. соч. С.259-260. 67. Протоиерей Георгий Флоровский. Указ. соч. С.258. 68. См. Pierard R., Linder R. Civil Religion and the Presidency. Academic Books. Michigan, 1988. P.40-43. 69. Подробнее о средневековых взаимоотношениях Церкви и государства см. Легойда В.Р. Гражданская религия и христианство//ЖМП. 2000. С.65-76. 70. Религиозная реформа и политика//Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996. С.609. 71. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т.3. Кн.4. М., 1999. С.467-468. 72. Там же. С.467. 73. О православном отношении к этой идее см. Евменов Д. Обетования Царства//Альфа и Омега. 1999. - Ред. 74. См. Косарева Л.М. Культура Реформации как парадигма европейской культуры Нового времени//Очерки по истории мировой культуры. М., 1997. С.211-243. 75. Одним из первых христианских мыслителей, четко сформулировавших это положение, был блаженный Августин, который в книге " О граде Божием " вводит неизвестное античности понятие линейности человеческой истории, протекающей, по Августину, в соответствии с библейским повествованием, и в этой линейности (начало и конец) обретающей высший смысл в соответствии с замыслом Творца. 76. Перов Ю.В., Сергеев К.А. " Философия истории " Гегеля: от субстанции к историчности//Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993. С.9-10. 77. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма//Вопросы философии. 1989. С.7. 78. Надо отметить, что процесс этот являлся лишь частью общей мифологизации " человеческого, слишком человеческого " ; другими составляющими происходивших перемен были вера во всесилие науки ( " сциентизм " ), в безусловный прогресс и т.д. 79. Цит. по: Салмин А.М. Современная демократия. М., 1997. С.188. 80. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1998. С.321-322. 81. " Национальное собрание постановляет, что в каждой коммуне страны должен быть установлен алтарь отечества, на котором будет высечена Декларация прав и надпись: " Гражданин рождается, живет и умирает для отечества " " . - Документы истории Великой Французской революции. Т.1. М., 1990. С.494.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/305/...

Temus J. Das Seelen- und Bewußtseinsleben Jesu (Chalk. III, 114) Здесь же, вероятно, из-за описки, смешиваются два греческих термина. 444 Начало см. (14)/1997, (16)/1998, (19)/1999, (23)/2000. Перевод выполнен по изданию: Urs von Balthasar, Hans. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Zweite, völlig veränderte Auflage. Johannes- Verlag, Einsiedeln, 1961. Переводчик выражает глубокую благодарность А. Р. Фокину за перевод греческих цитат и М. А. Журинской за помощь в работе. © Перевод, примечания. М. С. Першин, 2000. 445 Амбигва, 91, 1037А. 446 Послания, 11; 91, 468С. 447 Творения, 91, 108С. 448 Амбигва, 91, 1056D. 449 Там же, А. 450 Denz. (11 Aufl.). Nr. 148. 451 PG 86 (I), 1281A; термин встречается часто. 452 PG 87 (III), 3169С. 453 Творения, 91, 96D–97A. 454 Творения, 91, 209С. 455 Там же, 60А. 456 Толкование на молитву Господню; 90, 877D (Русск. пер.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I/Пер., вступ. статья и комм. А. И. Сидорова. М., 1993 (далее — Творения, книга I). С. 186). 457 Амбигва, 91, 1060В. 458 Творения, 91, 77С. 459 Амбигва, 91, 1049А. 460 Там же, 1060В. 461 Там же, 1053В. 462 Творения, 91, 88А. 463 Там же, 189D. 464 В послании к Дионисию, 4, 533С. 465 Послания, 12; 91, 473А. 466 Творения, 91, 85D. 467 Творения, 91, 121А. 468 Амбигва, 91, 1044В ff. 469 Там же, 91, 1068 ff. Об общении свойств уже Леонтий учил вполне ясно. 470 Творения, 91, 109С, там же, 193АС. 471 μλει ξουσα γνμης εργ πεποιηκς τα πθη τς φσεως «без сомнения свобода воли произвела действия — естественные страсти»: Амбигва, 91, 1053С. 472 Там же, 1056А. 473 Там же, 1053С. 474 Там же, 1048С. 475 Творения, 91, 120. 476 Там же, А. 477 Творения, 91, 12 °C. 478 Послания, 21; 91, 604ВС. 479 Особенно ясно это выражено в Слове о подвижнической жизни (90, 916D–924C), поэтому Везер неправ, предполагая у преподобного Максима «механистическое» богословие Искупления. 480 Творения, 91, 249С. 481 Κνησις δναμις ειδοποις, ποιοσα του υποκειμνου τν ορισμν, συστατικ, περιεκτικ πσης διτητος «движение есть видообразующая сила, дающая определение подлежащему; это основание и сохранение всякого особого свойства» (Там же, 201А). Ορος γρ του πργματος λγος τς ουσιδους δυνμεως κυρως στν «логос сущностной силы есть, главным образом, определение вещи» (Там же, 200В.). 482

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

460 Прославление св. Тихона, стр. 61 461 Никольский П. Цит. соч., стр. 40. 462 Обстоятельства, предшествовавшие торжественному открытию св. мощей святителя Тихона (Письмо задонского старца иеросхимонаха Нафанаила иноку Оптиной пустыни Петру). — “Домашняя беседа”, вып. 47, 1861, стр. 913. 463 Прославление св. Тихона, стр. 42. 464 Никольский П. Цит. соч., стр. 41. 465 Прославление св. Тихона, стр. 42. 466 Житие. Стр. 177. 467 Там же. 468 Там же. 469 Никольский П. Цит. соч., стр. 45. 470 Никольский П. Цит. соч., стр. 47. 471 Там же. Стр. 43. 472 Там же. Стр. 44. 473 Житие. Стр. 182. 474 Сергиевский Н. Цит. соч., стр. 146. 475 Лебедев А., прот. Цит. соч., стр. 220. 476 Олейников Т. Определение Св. Синода об открытии мощей св. ихона. — “Воронежская старина”, вып. X. Воронеж, 1911, стр. 95. 477 Олейников Т. Цит. соч., стр. 96. 478 Там же. 479 Там же. Стр. 97. 480 Олейников Т. Цит. соч., стр. 98. 481 Там же. 482 Прославление св. Тихона, стр. 52—53. 483 Там же. Стр. 53. 484 Никитин И.С. Сочинения, изд. 9, т. 1. М., 1902, стр. 158. 485 Житие. Стр. 188. 486 Там же. Стр. 189. С 8 по 15 августа в церквах г. Воронежа исповедано и приобщено более семи тысяч человек. Кроме того, в Задонском монастыре ежедневно на четырех литургиях были сотни причастников, так что всего было приобщено св. Тайн 20 тысяч человек, преимущественно больных и убогих (Там же. Стр. 190). 487 Один довольно состоятельный купец устроил на свой счет бараки, в которых впоследствии бесплатно разместилось более 10 тысяч человек простого народа (Кременецкий А.С., свящ. Открытие св. мощей Святителя Тихона. — “Воронежская старина”, вып. X. Воронеж, 1911, стр. 101). 488 Веселовский. Города Воронежской губернии. Воронеж, 1876, стр. 69. 489 В этом отношении неизвестно, из каких источников в “Московских ведомостях” 188, 1861) было опубликовано сообщение о “страшной дороговизне” в г. Задонске во время происходящих там торжеств (это главное, что интересовало автора данной заметки?!). Во всех жизнеописаниях, где данный вопрос затрагивается, говорится, что цены были доступны даже простому народу. Кроме того, необъективное сообщение “Московских ведомостей” было опровергнуто в некоторых периодических изданиях (см.: Попов И., свящ. Торжественное открытие мощей св. Тихона. — “Руководство для сельских пастырей”, 45, 1861, стр. 348).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3281...

Тайна всеславянства - это евангельское служение всечеловечеству ради всеобщего единения всех людей во Христе. Тайна всечеловечества лежит во всечеловеке, который силой своей вселюбви находит в каждом человеке и в каждом народе вечные Божественные ценности и драгоценности. Тайна всечеловека - в Богочеловеке, Который Своим непреходящим Божественным совершенством украшает все человеческое, что содержится во всем человеческом мире. Примечания 566. " Дневник писателя " , т.Х, с.296. 567. Там же, с.223. 568. " Братья Карамазовы " , m.XIII, с.366. 569. Там же, с.366-367. 570. Там же, с.80. 571. Курсив Ф.М. Достоевского. 572. " Дневник писателя " , m.XI, с.469-470. 573. Там же, с.466-467. 574. Там же, с.468. 575. Там же, т.Х, с.204. 576. Там же, m.XI, с.25-25. 577. Там же, m.IX, с.22-23. 578. Там же, m.IX, с.42. 579. Там же, m.XI, с.470. 580. Курсив Ф.М. Достоевского. 581. " Дневник писателя " , m.XI, с.448,449.   Тайна европейского человека и славянского всечеловека   Все людское существо скрывает и хранит свою главную тайну в своем высшем идеале. Это относится и к европейскому человеку: его тайна в его идеале. Но какой же высший идеал европейского человека? Прежде всего, это самостоятельный и непогрешимый человек - человекобог. Все идеи и вся деятельность европейского человека пронизаны одним желанием и одним стремлением: стать независимым и самостоятельным, как Бог. По сути, над Европой властвует одно божество: непогрешимый человек - человекобог. В роскошном пантеоне Европы непогрешимый человек - верховное божество, остальные боги суть его производное или его отражение. " Непогрешимый " человек властвует и в европейской религии, и в европейской философии, и в европейской науке, и в европейской политике, и европейской технике, и в европейском искусстве, и во всей европейской культуре и цивилизации. Во всем - только человек, притом европейский человек, гордый и чванливо самодовольный и непогрешимый. Говоря об этом, я имею в виду европейского человека в целом, в его главной идее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

др. того же рода 454 или 11) «Живой мертвец» (там же, 1869, II), статейка, напечатанная едва не во всех Епархиальных Ведомостях; 12) «Освящение храма в Московской Духовной академии» (Душепол. Чтен 1870, I); 13) «Письмо к М.М. Евреинову, в дополнение к его воспоминаниям о митроп. Филарете» (там же, 1870, III); 14) «Мысли —467— при гробе княгини А.П. Волконской» (там же, 1872, III) – превосходнейшая по тону, глубине чувства и изяществу изложения статья 455 ; 15) «Нечто о спиритизме» (там же, 1883, III) и мн. др. 456 . Имея большую склонность к занятиям стариною и обладая обширною, крепкою памятью, а вместе с тем видев на своем веку весьма многое и весьма многих, граф М.В. Толстой с любовью отдавался нередко воспоминаниям о былом в своей жизни и в своих соотношениях с разными лицами и событиями. Сюда можно отнести, кроме некоторых из перечисленных сейчас статей в Душеполезном Чтении, как печатаемые в том же Душеп. Чтении (с 1890 года и по 1895 год) статьи под общим заглавием «Хранилище моей памяти», составившие доселе уже три книжки (1 и 2-ая Москва, 1891 и 1893; 3-я М. 1896), так и особенно статьи в Русском Архиве, именно: 1) «Миссионерство Иннокентия (митрополита Московского). Его письма к митрополиту Филарету, с предисловием графа М.В.Т» (за 1879 год, ч. II); 2) «Переписка Ф.А. Голубинского с Ю.Н. Бартеневым и воспоминания о Голубинском графа М.В. Толстого » (там же, 1880, III); 3) «Воспоминания» (там же, 1881, I–III), имеющие глубокий интерес и большое значение для биографии почившего графа; 4) «Памятные записки М.М. Евреинова с биографическим а нем воспоминанием» (– 1891, II); 5) «Торжество тысячелетия России в 1862 году» (– 1892, I) 457 ; 6) «Настасья Николаевна Хитрово и ее семейство» (– 1894, I); 7) «Светлейший князь Дмитрий Владимирович Голицын» (– 1894, II). Печатал граф свои историко-археологические сочинения, статьи и воспоминания также и отдельными книжками, по-прежнему, равно как и в других —468— повременных изданиях, независимо от трудов, подобных тем, о которых нами упомянуто было выше по отношению к изданиям Общества сельского хозяйства 458 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

460 «Увижу ль наконец народ освобожденный и рабство, павшее по манию царя?». Неточная цитата из стихотворения «Деревня» (1819) (там же. С. 215): Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя... 463 Перефразированные слова Великого Инквизитора из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться»... «Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия, – эти силы: чудо, тайна и авторитет» (Достоевский Ф. М. Собр. соч. В 10 т. Т. 9. С. 319, 320–321). 465 Эта мысль высказана A. С. Пушкиным в рецензии на «Второй том «Истории русского народа» Полевого»: «...Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою; ...история ее требует другой мысли, другой формулы... He говорите: иначе нельзя было быть. Коли было бы это правда, то историк был бы астроном и события жизни человечества были бы предсказаны в календарях, как затмения солнечные. Но провидение не алгебра» (там же. Т. 6. С. 99). 467 Цитата из стихотворения «Свободы сеятель пустынный...» (1823); воспроизведена не вполне точно: у Пушкина вместо двоеточия – вопросительный знак (там же. С. 322). 468 Надпись над вратами Дантового Ада. Пушкин приводит ее в «Евгении Онегине» (3, XXII: там же. Т. 4. С. 54–55): Я знал красавиц недоступных, ………………………………… И, мнится, с ужасом читал Над их бровями надпись ада: Оставь надежду навсегда. 469 He вполне точная цитата из стихотворения «Кто, волны, вас остановил...» (1823); у Пушкина: «Взыграйте, ветры...» (там же. Т. 1. С. 318). 471 Перефразированные слова Поэта из стихотворения «Поэт и толпа» (1828) (там же. Т. 2. С. 139): Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, Ты червь земли, не сын небес; Тебе бы пользы всё – на вес Кумир ты ценишь Бельведерский, Ты пользы, пользы в нем не зришь. Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010