(см. «Обзор деят. В. Правосл. Исповед. За время ими. Александра 3», стр. 238–239, сн. 250). Епархия Старообр. Рационал. Мистич. Уклоняющиеся Московская Нижегородская Калужская Симбирская Пермская 117299 Тобольская Томская 99 По перечню М. С–кого выходит несколько больше, но там 5 церквей, вероятнее всего, являются новыми зданиями прежде сущеествовавших храмов. 100 С 1848 г. единоверческий Корсунский монастырь стал превращаться в общеправославный («Таврическая епархия» еп. Гермогена, стр. 473 –474). 101 Таковы статистически данные, извлеченные нами из таблиц, о количестве единоверческих приходских церквей за некоторые годы: Годы Церкви 104 Записки Одесского Общ. ист. и древн. т. 9. стр. 285–288. Сн. Полн. Ист. изв. о раск. Иоаннова. изд. 1799 г., стр. 397. 105 Записки Одесск. Общ. ист. и древн. т. 9. стр. 289; сн. объявление кн. Потемкина в 1785 г. (Собр, пост, по ч. раск. , Лондон, 1, стр. 6). 109 См. отзывы о неискренности тогдашних единоверцев черниговских (Ист. М. Вн. Дел Варадинова, 8, 561–562), пермских, саратовских, самарских, костромских, (Там же, стр. 466. 459–460. 574–578 и 568, 556, 559–560. Сн. Собр. мнен. и отз. Филарета 3, стр. 98 и 180), забайкальских (Собр. мнен. и отз. 2, стр. 384–386), калужских (Чт. общ. любит, дух. просвещ. 1870 г. 11, 19–33) и из гребенских казаков (Ист. очер. единов. М-кого, стр. 100). 110 См. отзыв Иннокентия, архиепископа камчатского, в 1858 г. на основании сведений из восьми епархий (Хр. Чт. 1899 г., авг., 275 стр.). 112 Не смотря на то, что в 1888 г. устроено было в Уральской области 20 церквей и открыто столько-же единоверческих приходов трудом синодального миссионера протоиерея К. Крючкова, при содействии войскового начальства (Обз. деят. в. правоел. испов, за время царств. Александра 3, стр. 307–308). 116 Истор. воссоединения западнорусских униатов, изд. 1873 г., М.О. Кояловича, стр. 213, 361–364, 371–373. 127 Чит. напр. «Единоверие и раздор» в 70-й книжке „Истины» (изд. 1880 г. Псков) и «Историч. исслед., служащие к оправданию старообрядцев», В. М. К. (т. 1, изд. 1881 г. Москва; т. И, изд. 1883 г. Черновцы; т. 3 изд. 1886 г., там же).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

90 Помощью Польского Короля Болеслава Храбраго. Истор. Российского Государства – Карамзина, т. II издание 1842 года стран. 74–75. 91 По свидетельству Соловьева, в древнем Географическом отрывке Голотичск упоминается в числе городов Литовских. Истор. Российск. Государства т. II стр. 77. 93 Летописец говорит, что это было месяца марта 22 дня. Истор. Российск. Государства т. II стр. 385, примеч. 127 95 Из современного Немецкого Летописца Ламберта Ашаффенбурского. Карамзина История Российского Государства т. II стр. 385 примеч. 128. 96 Там же, стр. 78. Сравн. также Истор. Росс. Соловьева т. II стр. 23; Истор. Российск. Церкви. Преосвящ. Макария. издан. 1867 года стр. 256 97 Истор. Госуд. Российск. т. II, стр. 80. По свидетельству Карамзина Григорьево к Болеславу письмо от 12 Мая, есть в Epiel. Gregur. VII, кн. 2. (Там же стр. 386. примеч. 130). 100 Таковы Specimen Ecclesiae Кульчинского; Ad. Capponianae Ruthenue tabulas sommantarius Фалько и др. 102 Wiara prawoslawna Pismem Swietym, Soboram, oycamy... et cet .. obiasniona przez X Jana–aloyzego Knleaze Societatis Jeeu Teologa odiasniona. W Wilnie. Roku 1074, стр. 71–72. 106 Вероятно, как догадывается Карамзин, какой либо знаменитый Духовный чиновник, коего Изяслав мог узнать в Польше (Истор. Росс. Госуд т. II, стр. 386. примечан. 130) 111 К этому времени, между прочим, относится «стязанье с Латынею» тогдашнего митрополита Георгия, которое, как говорите Пр. Макарий, было вызнано изложенными обстоятельствами, и разумеется, имело впоследствии не малое влияние на дальнейшее поведение Ярополка по отношению к католикам. Желающие могут читать подлинник этого стязания у Пр. Макария. И crop. Русской Церкви т. II, стр. 309 – 314, примеч. 273. 112 «Приходи Ярополк ко Всеволоду на велик день. В сеже время вбегоста Ростиславича от Ярополка и пришедше прогнаша Ярополка». 113 Мономах сам пишет в своем завещании: «на ту зиму ходил к Ярополку совокупляться на Броды, и любовь велику сотворихом». Собр. Лит. Т. I, стр. 103 115 По мнению Соловьева – выражение летописца: «Иде Звенигороду», можно понимать в смысле похода воинского. Истор. Росс. Т II, стр. 33

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Последние минуты, я уже опаздывал. Когда сел в автобусе заметил, что потерял свои четки. Господи, прости, Владыко Серафим, помоги! Решил, однако, без четок не ехагь и слез с автобуса. Нашел их там, где предполагал. Но путешествие мое, я понимал, что не может уже состояться, а оно было для меня необходимо. Я опять обратился к Владыке. В это время подъехал другой автобус. Сам не зная почему, я сел в него, и он довез меня до вокзала. На вокзале я увидел, что стоит поезд. Кто-то мне крикнул, что поезд ждет меня. Я вбежал в него без билета и как только вошел в нем, поезд тронулся. Я срачу же пошел искать контролера, чтобы заплатить штраф. Но он вместо этого встретил меня ласково, успокоил и устроил меня в удобное купе бесплатно. Дивны дела Твоя, Господи! (Истинность вышеизложенного подтверждаю своей монашеской совестью). 13 Слово произнесено архимандритом Серафимом (Алексиевым) по случаю столетия со дня рождении архиепископа Серафима, декабрь 1981 70 Митрополит Макарий, Догматическое Богословие, т. II, стр. 348–352; Катехизис Митрополита Филарета, стр. 54, М., 1894; Еп. Феофан, Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, стр. 248, М., 1904; Св. Марк Подвижник и св. иноки Каллист и Игнатий, там же, стр. 336, М., 1889 80 Протопресв. Ст. Цанков, Две всемирные конференции в Оксфорде и Эдинбурге: «Практического христианства» и «Единения церквей», 1937; синод. журнал «Духовна Культура», 8–9, стр. 273–282, 10, стр. 303–210, 1938, София 81 См. проф. – д-р Илия Поневский, Отзыв о 4-й лекции проф. – д-ра О. Цанкова, О единстве Церкви 91 Е.Предтеченский – действительный член Русского астрономического о-ва, «Церковное время исчисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи», СПБ, 1892, стр. 4–5 93 «Православный Собеседник», 1859, ч.1, стр.165 «Православная Богословская Энциклопедия», m.VII, стр.880 94 «Православный Собеседник», 1859, ч.1, стр.165 «Православная Богословская Энциклопедия», m.VII, стр.880 107 Журнал заседаний Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском астрономическом обществе, стр. 34, «Церковые ведомости», стр. 10, 1926 Читать далее Источник: Краткое жизнеописание архиепископа Серафима (Соболева). Серафим (Архбишоп оф София). Sviato-Troitski Novo-Goluvtin monastyr, 1951 – 127 с./Православное учение о благодати. 33-58 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Эксп. I, 94, стр. 73, 74); 3. Падрин погост у Холмогор (там же); 4. Ненокса погост на берегу Архангельского залива (Акт. Ист. II, 77, стр. 104); 5. Вознесенский на реке на Лодме (Андреянов стан) (Акт. Хол. и Уст. епар. II, 126); 6. Золотицкий погост (Ibid. II, 273–275); 7. Коровкин погост на верх. реки Лодьмы (Ibid. II, 38, 40); 8. Великий Никольский погост (Шенкурской четверти) (Ibid. II, 402); 9. Ромашевский погост (Кокшенской четверти) (Ibid. II, 605); 10. Спасский погост (Кокшенской четверти) (Ibid. II, 641); 11. Троицкий погост (Кокшенской четверти) (Ibid. II, 626); 12. Товойтов погост (Ibid. II, 62); 13. Кокшенский погост (Акт. Юрид. 429); 14. Шенкурский погост (Ibid. 269); 15. Яренский погост (Акт. Федотова-Чеховского, I, стр. 375); 16. Валдокурский погост (Ibid. II, 185). Казанский край. Погосты: Арбузовский, Баковский[?], Дмитрия Страстотерпца, Макарьевский и Троицкий (Кузмодемьянского уезда) (Акт. Федотова-Чеховского, т. I, стр. 320). Карелия (Корела). Погосты: Иломенский, Кирьятский и Пялвоозерский[?] (Акт. Эксп. I, 310, стр. 375; III, 127, стр. 181). Костромская земля. 1. Погост Старое Дворище с деревнями (Костромской уезд) (Акт. Ист. I, 220, стр. 416); 2. Воскресенский погост (Галического уезда) (Акт. Федотова-Чеховского, I, 320); 3. Семиловский-Троицкий погост на реке на Мезе (Костромской уезд) (Ibid., 260). Литва. Спасский погост (Невельский уезд) (Ibid. II, 183, стр. 810). Лопь (дикая). Семь Лопских погостов (Кольский уезд) (Акт. Ист. V, 125, стр. 213; Доп. к Акт. Ист. IV, 173, стр. 350, XI, 1–9). Московск. область. Спасский, на Тушине, погост под Москвой (Акт. Эксп. II, 96, стр. 186). Мурманский берег. Понойский погост Петра и Павла, над рекою Поноем (Акт. Эксп. I, 310, стр. 374). Нижегородский край. Троицкий погост (Нижегор. уезд) (Доп. к Акт. Ист. IX, 75). Пермская область. 1. Гаены, погост в 230 верстах от Соликамска (Акт. Эксп. II, 50; 116); 2. Зюздинский погост, в верховьях реки Камы, 200 верста от г. Кайгорода (Ibid. II, 69, стр. 161); 3. а) Ныробский погост Николая Чудотворца, на реке Роднике (Акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Ч. 4, стр. 393. Деян. Вселен. Соборов VII, 235. Твор. Григ. Богосл. Русск, перев. Ч. 2, стр. 268. Деян. Вселен. Соборов VII, 319. Там же стр. 234. Письмо помещено в издании Петавиевом. Т. II, стр. 317. Деян. Вселен. Соборов VII, 240-243. " Христианское чтение " 1827 г. Ч. 27, стр. 33 и след. Один из апостолов, крайний по левую руку Спасителя, сложил персты правой своей руки также именословно, как и сам Спаситель. Особенно ясно именословное благословение, употребляемое доныне восточными пастырями, у римского епископа Ипполита, изваяние которого сделано в 3 столетии и находится в Латеранском музее ( Фрикена Ч. 4, стр. 92), также у Спасителя на медальоне 4-го века, найденном в той же усыпальнице Домитиллы ( Фрикена Ч. 3, стр. 122, 138), о коем ниже. Поэтому мы не можем согласиться с Фрикеном, который именословное благословение Спасителя на изображении в усыпальнице Домитиппы называет жестом оратора, начинающего говорить. См. также Ч. 3, стр. 127. рисунок 10. Римские катакомбы Ч. 4, стр. 65, 66 и Ч. 3, стр. 167. Римские катакомбы Ч. 3, стр. 122 и 138. Смотри изображения обеих гробниц в Римских катакомбах Фрикена. Ч. 4, стр. 119. Глава 19. Определение Шестого и Седьмого Вселенских Соборов касательно св. икон Свидетельств за св. иконы из V и VI веков и самих священных изображений дошло до нас столь мало, что самые враги сознаются, что в это время употребление икон было распространено между христианами востока и запада. В 691 году в царствование императора Юстиниана II-ro созван был в Константинополе собор, называемый Трулльским (потому что заседания происходили во дворце Трулле). Под определениями этого собора подписалось 213 отцов. Этот собор признается продолжением шестого вселенского собора, бывшего в 680 году против ереси монофезлитов, признававших в Иисусе Христе не две, а одну волю. На этом соборе составлено такое определение касательно изображения Иисуса Христа: " на некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым показуемый Агнец... Почитая древние образы и сени, преданные церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

124)       Роспись вещам, посланным из ризницы Троицкого Сергиева монастыря в Москву в Гранатовую палату. Иеромонаха Арсения. Чтения в Импер. Московском Обществе Истории и Древност. Российск. 1864 г., кн. III, стр. 18–28. 125)       Три письма из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. Иером. Арсений Чтения того же общества 1866 г., кн. II, стр. 103–112. 126)       Грамота царя Алексея в Троице-Сергиев монастырь о победе над поляками и об госуд. похода за осенним временем 1861 г. Записки отдел. русск. и славян. Археологии, т. II, стр. 699–701. 127)       Письмо и чернение государ. руки в Троице-Сергиевом монастыре 169 г. Там же стр. 702. 128)       Правая грамота Троице-Сергиеву монастырю на владение деревней Ильинкой. С предисловием С.К. Смирнова. Чтения в Император. Московском Обществе Истории и Древностей Российских за 1858 г., кн. II, стр. 115–134 и отдельно. М. 1858 года, стр. 1–20. 129)       Список с царской грамоты 191 г. об отсылке оброчных денег в Троицкий Сергиев монастырь. Отрывки из сборника, сообщ. Н. Калачовым. Временник О.Η. п Д.Р, кн. XX, стр. 36–37. 130)       Уставная грамота патр. Адриана, данная архим. Троице-Сергиева монастыря Евфимию (1698 г.). A. Н. Попов Временник того общества, кн. XI, стр. 30–46. 131)       Челобитная Троице-Сергиева монастыря прикащика Савинка Нормадкого о насильствен. улове посторонними лицами в монастыр. дачах рыбы. В Борисов. «Владим. Губерн. Ведомости» 1857 г., часть неоффиц., 38. 132)       Доклады, грамоты и другие акты о служках Троицкого Сергиева монастыря. Иеромонаха Арсения. Чтения в Императ. Московском Обществе Истории и Древностей Российских за 1867 г., кн. III, стр. 1–95. 133)       две жалов. грамоты императрицы Елизаветы Троицкой Сергиевой Лавре на все монастыр. владения (1752–1762гг.). Иером. Арсений. Чтения в Императ. Московском Обществе Истории и Древностей Российск. 1865 r., кн. IV, стр. 116–162. 134)       Записка архим. Гедеона о расходах Троицкой Лавры. Ок. 1762 г. Иером. Арсений. Чтения того же общества 1865 г., ки. IV, стр. 163–166.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1. 144 См. выше, примеч. 113–123. Г. Латкин предполагает, что кроме вопросов, сохранившихся в сборнике Евфимия, были предложены Стоглавому собору еще другие вопросы, и что последние до нас не дошли (н. с., стр. 92). 154 Там же, гл. 50–52, стр. 240–258; Жданов, стр. 202–203. Основываясь на одном месте книги монаха Зиновия Отенского («Истины показание»), г. Жданов полагает, что постановления о запрещении монахам пить хмельное питье, содержащиеся в главах 49–52 Стоглава, были составлены под влиянием учения Максима Грека и других нестяжателей; а к последним, как увидим ниже, принадлежал и сам царь; следовательно и это обстоятельство может служить подтверждением истинности предположения г. Жданова о происхождении 49–53 глав Стоглава. Указанные слова Зиновия приведены у Жданова, стр. 202, пр. 3. 160 Заглавие этого сборника следующее: «Книга чернца Васьяна Фатеева ученика от правил избрание», а Фотий был ученик Кассиана Босова, современника и сподвижника преп. Иосифа Волоцкого , следовательно, сборник этот должен быть проникнут, так сказать, Иосифлянским духом. Подробнее о Волоколамском сборнике сказано у Тихонравова, Летоп. рус. литерат. и древности, 1863 г., кн. 5, отд. III,cmp. 127–128. Об этом сборнике мы будем еще иметь случай говорить. 161 «Ответ» м. Макария напечатан в Лет. русск. лит. и древн. изд. Тихонравова, 1863 г., кн. 5, отд. III, стр. 129–136. 163 Сравн. Стоглав, гл. 60 и «Ответ», стр. 130, гл. 63 и стр. 132, гл. 75, стр. 340 и «Ответ», стр. 134. – В «Ответе» (стр. 136) и в Стоглаве (гл. 38, стр. 156) говорится о грехе преступать крестное целование, причем приводится один и тот же пример пророка Захарии, видевшего огненный серп, сходящий с неба; разница в этом случае только та, что в «Ответе» об этом видении сказано подробнее, а именно здесь прибавлено, что серп огненный пожнет не только ложно клянущихся именем Божиим (как в Стоглаве), но и всех обижающих (церкви и монастыри?) и неправедно судящих. В «Ответе» определены и размеры этого серпа: он имел в длину 20 сажень, а в ширину – 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вы указываете на время арианства, как на время еще не связанного сатаны, и на происшествия с 16 века, как на время уже развязанного сатаны. Но во время мнимого тысячелетия жестокости магометанства, иконоборства, нестроения и в некоторые времена позорные дела папства означают ли время связанного сатаны?» 123 Так даже строгий суд святителя Московского находил книжку: «Предостережение» написанной в «добром духе» и содержащей в себе «хорошее учение», не одобряя в ней лишь частности весьма незначительные. Содержащиеся в этой книжке проповеди, вместе с другими из прежних и несколько позднейших, архимандрит Феофан в 1859 году издал в особой книге, под заглавием: Слова С.-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана Спб. 1859. 8° стр. 327. 124 В этой книге, кроме прежних, нами в свое время рассмотренных, относящих к 1840–1856 годам, и кроме сейчас упомянутых из рассматриваемого теперь нами периода, к этому же периоду и вообще ко времени до возведения проповедника в сан епископа относятся следующие проповеди: две проповеди в день восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича (стр. 45–57 и 59–68) 125 , слово в день рождения Великого Князя Константина Николаевича (стр. 153–163), слово в день св. Пятидесятницы (стр 177–185) 126 , слово в день тезоименитства Великой Княгини Ольги Николаевны (стр. 187–193), слово в день священного венчания и помазания на царство Государя Императора (стр. 203–216) 127 , слово в день перенесения мощей св. благоверного вел. кн. Александра Невского и тезоименитства Государя Императора Александра Николаевича (стр, 217–233) 128 , два слова на память преподобного Варлаама Хутынского (стр. 245–257 и 259–272) 129 , слово в день св. благов. вел. кн. Александра Невскаго (стр. 273–283) 130 , слово в XXVII неделю по Пятидесятнице (стр. 299–320) и слово в XXXI неделю по Пятидесятнице (стр. 321–327). Из них некоторые, как можно судить по встречающимся там и сям указаниям, относятся несомненно или к 1858 или к 1859 году, каковы именно: из 1858 года, – слово в день Пятидесятницы 131 , и слово в день перенесения мощей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Слов. 1890 года II т. стр. 127, примеч.). Оно имело влияние и на решимость присоединившихся в 1865 году членов австрийской иерархии оставить раскол, как это можно видеть из объяснительных записок некоторых из них, напр. иером. Иосафа (См. Бр. Сл. 1890 г. II т. стр. 294) п иеродиакона Феодосия (Бр. Сл. 1885 г. II т. стр. 570). 1363 Москов. Епарх. Ведом. 1873 г. 43; ср. «Современные Церков. вопросы». Т. Филиппова, стр. 430–431, 299. 1369 Там же, 1890 г. т. II, стр. 377, – замечание присоединившихся в 1865 г. к церкви членов австрийской иерархии в их докладной записке м. Филарету. 1373 Из статьи Московского профессора Н. И. Субботина – «Двадцатипятилетие присоединения к церкви раскольнических епископов и прочих членов Белокриницкой иерархии» (Брат. Слово 1890 г. т. II) мы и заимствуем все нижеприводимые сведения поэтому делу. 1378 Брат. Сл. 1890 г. т. II, стр. 390 – письмо к. м. Филарету; писано оно собственно г. Субботиным только от лица присоединившихся. 1395 Первое такое ограничение 5 пункта правил м. Платона последовало по инициативе преосв, Аркадия Пермского в 1832 году по отношению к старообрядцам Соликамского и Чердынского уезда; Собр. постанов. по ч. раскола. Спб. 1860 г. кн. II, стр. 250–251. 1399 По справке оказалось, что в Павловском приходе числилось 2093 души православных муж. пола. Душеп. Чт. 1874 г. ч, I, стр. 124. 1404 Здесь очевидно намекается на то обстоятельство, что желание Павловских старообрядцев перейти в единоверческую церковь явилось у них, как рапортовал владыке Павловский благочинный, не в силу каких-либо особенно уважительных причин, но просто – «по наущению прихожан Московской единоверческой церкви, с которыми просители имели по торговле частое обращение». Душеп. Чт. 1874 г. ч. I, стр. 126. Но, само собою понятна, та настойчивость, с которой павловцы домогались получить просимое, говорит не в пользу означенного пункта рапорта благочинного. 1407 Резолюц. от 22 февраля 1856 года. Душеп. Чт. 1892 года ч. II, стр. 137; ср. Брат. Слово 1889 г. II т., стр. 231–233. Читать далее Источник: Деятельность Московского митрополита Филарета по отношению к расколу/Соч. Василия Беликова. - Казань : Типо-лит. Имп. ун-та, 1895. - 564, X, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В заключении обзора состава городов, числа церквей, по возможности и монастырей, великорусских епархий в начале XVIII века, необходимо оговориться, что мы не проводили епархиальных границ каждой отдельной епархии, ограничившись подробным указанием их при обозрении территории только Новгородской епархии. Пример Новгородской епархии достаточно показывает, что при неизменном составе великорусских епархий в начале XVIII в. общие границы их оставались теми же, какими были во второй половине XVII в. Эти последние границы более или менее подробно определены в первом томе нашего исследования, на каковое делаются ссылки, и проведены на карте при названном томе. 121 Там же, IIIлucceльбypr – I кн., стр. 915, 948, 949; II кн., 998, 1119–1121; III кн. 1267, 1268; Петербург– III кн., стр. 59; 1270, 1476, 1565 и др. Кроншлот, Копорье, Ям (Ямбург), Дерпт, Нарва, Иван-Город – III кн., стр. 127–1277. Выборг, Кексгольм, Рига, Пернов, Аренсбург, Ревель – кн. IV, стр. 38–39. В истор.-статист. сведениях о С.-Петербургской епархии вып. I, стр. 40, взятие г. Выборга относится к 1709 г.; в том же году в Выборге, по указу Петра построена была церковь во имя Петра и Павла, освященная октября того же 1709 г. (там же, стр. 58). Проф. И. А. Чистович , согласно С. М. Соловьеву , относя взятие Выборга к 1710 г., прибавляет, что бывшее в Выборге лютеранское епископство переведено в Борго (История Православной церкви в Финляндии и Эстляндии. С. Петербург. 1856 г., стр. 80). О Кронштадте – П. Семенов. Географический словарь, II, стр. 798– 800. В 1706 г. Петр для продовольствия новой столицы велел устроить пристань Гжатск на р. Гжати, ныне уездный город Смоленской губернии. Быстро оживились и окрестности Петербурга, в Сестрорецке построен оружейный завод (в 1710 г.), чухонская мыза, подаренная Петром Меньшикову, украсилась великолепным дворцом (1714 г.) и стала называться Ораниенбаум (в просторечьи – Рамбов), другая чухонская деревня Сааримоис, подаренная Петром супруге (1708 г.), с 1725 г. получила название Царского Села (Объясн. к Истор. Атласу, проф. Б. Замысловского... стр. 79); в 1711 г. основан Петергоф на южном берегу Финского залива, он был любимой летней резиденцией Петра I (П. Семенов. Географический Словарь, т. IV, стр. 82).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010