ПОЛЬЗОВАЛОСЬ... ИСПОЛЬЗОВАЛ: χρωμνους прич. наст. вин. мн. Б53 7 и вин. ед. Б53 9 . в пер. соущимъ И57 24 , соуща И57 26 , отчего место оказалось переосмысленным; прич. вин. ед., согласованное с «второй Адам» и стоящее после «первый Адам», было присоединено к последнему. Вместо «второй Адам, который от первого Адама, использовал» получилось: «второй Адам, от первого Адама произошедший» – доминирует мысль о родословии. ЕФФАФА. «И сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись» ( Мк. 7:34 ). Происходит от магического арамейского заклинания [Донини, 276]. ТАЛИФА КУМИ. «И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит «девица, тебе говорю, встань» ( Мк. 5:41 ). ЛАМА САВАХФАНИ. «Или, или! Лама савахфани!» то есть «Боже мой! Боже мой! для чего ты меня оставил?» ( Мф.27:46 , Мк. 15:34 ). Так в Острож: вск ю м еси оставилъ . А.Донини [Донини, 82] считает, что более точным здесь был бы гл. «пожертвовал (мной)». ЯСНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: ναργς τεκμριον Б53 12 . В пер. чюдномь И57 27 . РАЗЪЯСНЯЮТСЯ: πιλσασθαι инф. аор. мед.-пасс. Б53 14 – так в S: раздршити . В Тр. изршити И57 29 – порча. И58 HE – так в S. В Тр. и – порча, по-видимому, осмысленная: фраза читается как утверждение. 40 ЛЕТ – в упоминании о Вавилонской башне Анонимная Хроника (гл. 12) опирается на Иосифа Флавия (Древ 1.4.3), у которого нет о сорока годах; нет этого и в Быт. 11:1–9 . TO ЕСТЬ РАЗДЕЛИВШИЕСЯ: меропе рекше раздлници И58 15 – глосса во Врем при слове μροπες, означавшем и для Малалы (III. 56) «разделившиеся». Оба книжника делают акцент на корне μερ- с его идеей разделения и упускают из виду семантику второй части этого слова: -οψ, -οπος благодаря чему μροπες мн. значит «разделяющие звуки, членораздельно говорящие», то есть «люди». Есть и другая этимология, ведущая к другому эпитету человека: «смертный» [Вейсман, 797]. ПО ЗАМЫСЛУ : по замышлению И58 19 на месте φερωνμως Б55 3 «по переносу имени» (из φρω + νομα), то есть по знаменательному именованию. Ср. νος «ум, разум, мысль», νοω «думать, задумывать». Ср. И329 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 408. …les extrémités se touchent… — Это крылатое выражение принадлежит французскому ученому, философу и писателю Б. Паскалю (1623–1662). 142 С. 408. …мне вдруг припомнилась картина, которую я видел давеча у Рогожина… — См. выше, примеч. к с. 219–220. 143 С. 409. …который воскликнул: «Талифа куми», — и девица встала, «Лазарь, гряди вон», — и вышел умерший? — Евангельские предания о воскрешении дочери Иаира и Лазаря (см.: Евангелие от Марка, гл. 5, ст. 41 и Евангелие от Иоанна, гл. 11, ст. 43–44). «Талифа куми» в переводе с греческого: «Девица, тебе говорю, встань!». 144 С. 414. …знаменитую и классическую строфу Мильвуа… — Цитируемая Достоевским строфа принадлежит не Ш. Мильвуа (1782–1816), а другому французскому поэту Н. Жильберу (1751–1780); взята она из его «Оды в подражание нескольким псалмам» (1780) и приводится с небольшими неточностями. 145 С. 423. Но берегитесь вы этих доморощенных Ласенеров наших! — Пьер Франсуа Ласенер (1800–1836), герой нашумевшего парижского уголовного процесса 1830-х годов; убийца, отличавшийся крайним тщеславием и чудовищной жестокостью; после казни Ласенера были изданы его полуапокрифические «Записки» и «Разговоры» (1836). Изложение процесса Ласенера в переводе бывшего петрашевца Р. Р. Штрандмана и с предисловием Достоевского было опубликовано в 1861 г. во «Времени» 146 С. 427. Может, фельдмаршалом себя воображаете — только я не Наполеона, а всё австрийцев разбиваю. — А. Г. Достоевская указывает на автобиографический характер этого признания Мышкина о своих снах. «Федор Михайлович, — замечала она, — имел часто тревожные сновидения: убийства, пожары и, главным образом, кровопролитные битвы. Во сне он составлял планы сражений и почему-то особенно часто разбивал именно австрийцев ( Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому. С. 60). 147 С. 431. …я еще два года назад нарочно два романа Поль де Кока прочла, чтобы про все узнать. — Шарль Поль де Кок (1794–1871), французский романист-бытописатель, откровенно изображающий жизнь низших классов парижского общества; произведения его не лишены фривольности. 148

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мк. 15:35 ); Еффафа, то есть отверзись ! ( Мк 7:34 ); Авва – Отче ( Мк. 14:36 ). В ряду этих слов стоит и замечательное талифа куми. Спаситель берет девочку за руку и произносит: талифа куми – девочка, встань , или, еще точнее, девочка, вставай ! Нельзя не заметить, как легко, без какого-либо усилия Христос совершает чудо. Два властных слова – и мертвец ожил. Так же произойдет и чудо воскрешения Лазаря: Лазарь! иди вон! Воистину это не пророк, не чудотворец, молящийся Богу о чуде. Это Сам Начальник жизни и смерти. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он …сказал, чтобы дали ей есть. Перед нами словно фотоснимок: девочка двенадцати лет не может быть неподвижной, детям так свойственно прыгать, бегать, скакать. И тут в подтверждение того, что чудо совершилось, девочка возвращается к своим обычным играм.   Воскрешение сына вдовы Об этом чуде нам сообщает только Евангелист Лука (7:11сл): Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Краткий, кажется, даже скупой на слова, рассказ. Но нельзя не согласиться со св. Григорием Нисским: эта «история в немногом повествует о многом, и это повествование вполне есть плач». Можно представить себе жаркий день, усыпанный цветами поселок на склоне холма Море , название которого переводится как «миловидный», «приятный». От Наина до Назарета всего 8 километров, так что жители обоих городков тесно общались. Возможно, что Иисус знал семью, в которой умер мальчик. Потеря кормильца-отца была трагедией для семьи; на Востоке слухи разносятся быстро, и, вероятно, Иисус слышал про вдову, единственной надеждой и радостью которой был сын-подросток. И вот теперь ее сын умер. «Не на кого было и взглянуть матери вместо этого умершего, потому что был он у нее единородный, а сколько в этом горестного, нетрудно понять всякому, кто не чужд естества. Его одного познала в болезнях рождения, его одного вскормила грудью. Он один делал для нее веселую трапезу. Он один служил поводом к радости в доме: играя, учась, занимаясь делом, веселясь в прогулках, в упражнениях, в собраниях молодых людей. Всем, что в глазах матери и сладостно и драгоценно, был он один» (св. Григорий Нисский).

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

Наконец, всем известно «талифа куми», сказанное умершей дочери Иаира, и всякий догадывается, что хотя здесь значится одно «восстань – куми», но значит оно гораздо больше, потому что прежде, чем подняться с постели, девице нужно было возвратиться к жизни. Это обстоятельство остается важным и в том случае, если оставаться на почве гр. Толстого. Судя по всему, он не придает значения тем случаям, где говорится о воскресении в смысле возвращения к этой же жизни. Он знает, что в притче о богаче и бедном Лазаре есть прибавка νερν, есть она и в Иоан. 12:9, 17 , где говорится о воскрешении человека Лазаря. Но подобные места лишь дают ему возможность настаивать на том, будто воскресение мертвых допустимо разуметь только там, где есть прибавки νερν. Было показано, что воскресение надо разуметь и не там только, что прибавка означенная есть в беседе Спасителя с саддукеями. Теперь заметим, что случаи воскресения не в загробной, а к этой же жизни имеют значение в нашем вопросе. Во 1-х, если бы субстанциальное существование за гробом не было действительностью; Спаситель не мог бы представлять его и в притче (о богаче и Лазаре). Во 2-х, только безличное существование (в Божественной мысли) людей по смерти делало бы невозможным и их возвращение к этой жизни, как скоро они умерли. В дополнение к сказанному должно прибавить, что бесспорность существования вечной жизни дана в учении Спасителя с такою твердостью, какая только возможна. Она ясно предполагается Его новым образом жизни человека; и здесь уже от рационалиста 183 мы слышим признание, что ожидание скорого страшного суда некоторых первых христиан было следствием не ложного только истолкования речей Спасителя и Апокалипсиса, но того чувства шири и величия христианской нормы, вникая и вживаясь в которое, последователи Спасителя видели, что рамки земной жизни узки для исполняющего эту норму человечества. Она ясно предполагается и первоосновным требованием искать сокровища не ветшающего, не ржавеющего и не истлевающего; и в вечности сокровища само собою сказывается вечность избравшего оное Носителя его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

— Как же ты далеко зашла, моя девочка, как далеко! бормотал себе под нос священник Он уже выбился из сил, но продолжал идти туда, куда его вело нечто необъяснимое. Внезапно он остановился. Это были те самые деревья, которые он отчётливо видел над матушкой, когда она ложилась в сугроб. — Нельсон! Ночка! Ищите! Ищите матушку Алевтину! Собаки постояли, некоторое время внимательно глядя на отца Александра, чтобы как можно точнее понять задачу. Вдруг поняли и стали пружинисто рыскать, вальсируя кругами по сугробам. Люди в надежде смотрели на их озадаченное кружение, тяжело дыша после столь трудного, изнурительного пробега. И тут Нельсон стал хрюкать, внюхиваясь в один из сугробов, чихать и рыть, рыть. Ночка тотчас присоединилась к нему. — Что там, Николай Николаевич, подойдите вы! — затаив дыхание, попросил отец Александр. Торопцев и Комаринский бросились туда, где рыли собаки, тоже стали рыть снег. — Нашли! — крикнул Торопцев. — Здесь она! — крикнул Комаринский. — Живая? Молчание. — Живая? — Увы! Отец Александр встал в снег на колени и посмотрел в чёрное, полное звёзд и лунного света небо. «Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» — почему-то вспомнилось ему. И показалось каким-то отчуждённо нелепым. И всё вдруг стало отчуждённым и нелепым вокруг отца Александра. Он смотрел, как его самые близкие друзья укладывают окоченевшую его жену Алюшку на салазки, и в голове у него было пусто и звонко, как в ледяном шаре. — Постойте! — Он встал с колен, подъехал на лыжах. Наклонился над спящим лицом покойницы. Осторожно произнёс: — Талифа куми! Ничего не произошло. Господь дал только одно чудо, состоявшее в том, что они ее нашли. 105 На рассвете трое изнурённых лыжников со скорбной поклажей добрались до своего села. Два гроба были ещё в сорок первом заготовлены отцом Александром для себя и любимой жены. Они хранились на колокольне под лестницей, и теперь настал черёд одного из них. Пока ещё было утро и все малые дети спали, Васса Петровна, Надя, Катя и Ева с трудом раздели Алевтину Андреевну, обмыли её ледяной водой, обтёрли спиртом. Сами растёрлись этим простейшим дезинфицирующим средством. Обрядили покойницу в лучшее платье, надели белые носки и летние туфли. Вчетвером уложили полнотелую попадью в гроб. Отец Александр наблюдал за этим со стороны. И казался безучастным ко всему происходящему.

http://azbyka.ru/fiction/pop/

Аминь. Совершишася! Слово, произнесенное на Святой Голгофе в Иерусалиме в Великий Пяток вечером обношении Плащаницы 15 апреля 1883 г. По установившемуся веками обычаю людскому, есть праздники у отдельных лиц, у обществ, у мест и заведений, у народов, у целых стран, возобновляющиеся ежегодно по течению годичного круга времени. Такой праздник есть и у Всемирной Голгофы, — святейшего места, которое мы попираем в настоящие минуты своими грешными стопами. Сей праздник есть горестный и страшный, но вместе спасительный и блаженнотворный, день искупительной кончины Господа нашего Иисуса Христа, предавшего здесь на древе крестном в руки Отца Своего божественный дух. Принято, в силу того же векового обычая людского, на подобных празднованиях быть стечению людей, которым близко и дорого празднуемое обстоятельство, и всякого рода излияниям обдержащих ликующую душу чувств, всего же более — пению, чтению и назидательному беседованию. И первое, и второе вы, усердные праздниколюбцы, слышали в предшествовавшие минуты. Наступила череда и праздничного беседования. Но как дерзнуть отверзти слабые и нечистые уста там, где их сомкнул навсегда в смертном истощении сам Бог-Слово, изрекши всетаинственный глагол: «совершишася», над которым вся последовательность родов христианских во все прожитые ими девятнадцать веков задумывалась богословственно, как над заключительным словом, последним пунктом, как говорится на деловом языке, оставленного Богочеловеком посмертного завещания! По детской привязанности верующего сердца к Начальнику и Совершителю веры нашей, желалось бы и сие всевещее слово Слова Божия услышать в тех самых звуках, в какие облеклось оно, исходя из пречистых уст Заветодавца, как другие приснопамятные изречения Его, сохраненные нам в утешение наше Евангелием: эффафа; талифакуми! или как тут же, жалостно и для слышавших блазненно произнесенная, безнадежная мольба: Элои, Элои! лима савахфани! Но самослышец евангелист ограничился передачею нам его в переводе на первенствующий того времени язык христолюбивой Европы глаголом. Мы, едва ли не последние из веровавших в таинство Голгофы населителей миродержавной части света, заимствовали оное уже готовым у предваривших нас пред Господом, единокровных наших, в глагольной форме: совершишася, а следовало бы, по духу языка нашего сказать проще и выразительнее: конец всему! порешено, завершено, кончено!

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-golg...

«Аще бы еси зде был»: немощна ты женщина! Эта женщина тогда не знала, что Христос, хотя не присутствовал телесно, но присутствовал силою Божества; она же ограничивала силу Учителя телесным присутствием. Марфа говорит Ему: «Господи, аще бы еси зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне», говорит, «вем, яко елика аще просиши от Бога, даст тебе Бог» ( Ин.11:21–22 ). Вследствие её просьбы Спаситель и совершает молитву. Бог не имел нужды в молитве, чтобы воскресить мертвого . Разве не воскрешал Он и других мертвецов? Когда Он встретил мертвого (юношу), выносимого из ворот, то коснулся только одра его, и воскресил мертвеца ( Лк.7:14 ). Разве имел Он тогда нужду в молитве, чтобы воскресить умершаго? И в другой раз Он только сказал отроковице слова: «талифа куми» ( Мк.5:41 ), и тотчас же передал ее родителям её здоровою. Разве имел Он тогда нужду в молитве? Но что я говорю об Учителе? Ученики Его воскрешали мертвых одним словом. Не словом ли Петр воскресил Тавифу? Не одеждами ли своими Павел совершил много знамений? Узнай еще более удивительное: даже тень апостолов воскрешала мертвых. «Яко износити», говорится в Писании, «недужныя на постелях, да поне сень Петра осенит некоего от них», и они тотчас вставали ( Деян.5:15,16 ). Что же? Тень учеников воскрешала мертвых, а Учитель имел нужду в молитве, чтобы воскресить мертвого? Нет, Спаситель совершает молитву по причине немощи женщины, которая говорила Ему: «Господи, аще бы еси зде был, не бы брат мой умерл: и ныне вем, яко елика аще просиши от Бога, даст тебе Бог». Ты просила молитвы, Я и даю молитву. Например, перед нами источник: кто принесет сосуд, наполняет его (водою); если сосуд велик, то он получает много; а если мал, то получает мало. Так и она просила молитвы, и Спаситель дает молитву. Один говорил: «Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши, но токмо рцы слово: буди тебе, и исцелеет отрок мой»: и Спаситель сказал ему: по вере твоей «буди тебе» ( Мф.8:8,13 ). Другой просил: «пришед» исцели дочь мою; и Он отвечал ему: пойду за тобою ( Мф.9:18,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Божество в Нем то сокрывается в уничижении человеческого образа, то просиявает с неодолимой силой, пред которой в смущении отступают Его враги или равнодушные: Он проходит среди разъяренной толпы ( Лк. 4, 28–30 ), 346 Ин. 10, 39 347 совершает пред лицом врагов торжественный вход в Иерусалим, изгоняет торжников из храма ( Мф. 21, 12 , 348 Мк. 11, 15 , Лк. 19, 45 ) бичом из веревок ( Ин. 2, 15 ), пред Ним, безоружным, отступает и падает на землю отряд, «спира», воинов и служителей, пришедших взять Его ( Ин. 18, 6 ), о Нем говорят, что Он учит как «власть имущий» ( Мф. 7, 29 , Мк. 1, 22 ), свидетельствуют служители фарисеев, посланные схватить Его: ... «никогда человек не говорил так, как этот Человек» ( Ин. 7, 46 ), Он Себе усвояет власть отпускает грехи ( Мф. 9, 6 , Мк. 2, 10 , Лк. 5, 24 ), сам имеет и ученикам дает власть над нечистыми духами ( Лк. 4, 36 ), 349 власть исцелений и чудотворений. Божественный лик Его становится порою непереносимо страшен для грешного человека («увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи, я человек грешный», Лк. 5, 8 ), и кто может стерпеть его! Можем ли мы взглянуть в божественную бездну человеческих очей Его, говорящего: «Я и Отец одно», или «прежде нежели Адам был, Я есмь»? Можем ли мы поднять глаза на Него, когда Он говорит: «талифа куми», или «Лазарю, гряди вон»? Можем ли видеть страшный в гневе Лик Его, когда Он говорит всем нам: «горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры»? Лик Христов страшен и непереносим для человека, когда в нем явен бывает Бог. Однако он все же есть Богочеловеческий Лик, Человеческий образ Божественного Духа. 350 И обычно Он сокрывается в этом уничижении Своего человеческого образа. И тогда к Нему применимы ( Мф. 12, 18–21 ) слова пророка Исаии: «не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Его можно было, живя с Ним, не замечать, – видя, не видеть. Он никакими знамениями или молниями с небес не понуждал Себя видеть, позволял Собою пренебрегать, подвергать уничижению, оплеванию, биению и, наконец, пропятию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В Городе я общалась со многими ровесницами, детишкам которых от нескольких месяцев до пяти-шести лет. А старшим детям моих поселковых ровесниц уже по двенадцать лет. Так что «обмен материнско-домохозяйским опытом» у меня здесь получился бы, пожалуй, разве что с двадцатилетними… На крестный ход в честь престольного праздника в этом году пришли пятнадцать человек (из них двоим по двенадцать, одному — три года и одной — годик) из всего трехтысячного населения. Искушение, однако! Слово «искушение» у нас свежесть смысла не теряет. Как только праздник или ответственное церковное мероприятие — обязательно самые активные прихожанки или заболеют, или уедут к внезапно заболевшим родным. А мужчин у нас на приходе всего двое, причем одному за девяносто, а другой живет в пяти километрах от храма… Женщины, несущие хоругви мимо группы пьющих мужиков, — это вообще особое зрелище. Мужики, правда, даже перекрестились, отчего один совсем потерял равновесие. Трое подростков, сидящих на трубах, застыли и судорожно вцепились в бутылки с пивом. Несколько молодых мам с колясками отреагировали совершенно фантастично: бегом добежали до ближайшего угла и оттуда выглядывали, куда мы пойдем. Проходя мимо частных домов, мы вновь и вновь испытывали ощущение нереальности происходящего: с перепуганными лицами некоторые люди с огородов забегали в дома и захлопывали двери… «Да что же это?» — изумленно перешептывались усталые прихожанки. Из одной подворотни выскочила собака с рычанием и лаем. Образом Богородицы «Экономиссы» крещу подворотню, и меня саму охватывает шок: пес тут же замолкает и «задним ходом» уползает обратно! Уже не шепчемся, событий на сегодня достаточно. У моего сына за время крестного хода прошел насморк (а ведь чем только не лечили), а маленькие, с младенчества нездоровые ножки совсем не устали. Две тяжелобольные прихожанки, что еле добрели до храма утром, бодро прошли весь путь. Вокруг родного поселка замкнулось кольцо молитвы. В храм тянутся дети из неверующих семей. Возраст большинства — двенадцать лет. (Комментарий батюшки: «Талифа куми…» — Мк. 5:41 .)

http://azbyka.ru/fiction/sila-molitvy-i-...

В Капернауме, в городе неблагочестивых, который из-за неверия своих жителей исчез с лица земли, в этом городе расспрашивали Господа духовно обнищавшие евреи то об одном, то о другом. Наконец Господь сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). А перед храмом Соломона, который из-за осквернения неверием исчез с лица земли, сказал Господь: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (ср.: Ин. 5, 25, 29). А тем, которые качают головами и говорят: как это трудно! - скажите:  Есть ли что трудное для Господа? И еще много других слов сказал Господь о воскресении мертвых. И, чтобы не оставить людей в сомнении, Он подтвердил Свои слова делами. Он воскресил дочь Иаира: взяв ее холодную, мертвую руку, Он воскликнул: " талифа куми " , девица, встань! (ср.: Мк. 5, 41). И мертвая девица ожила и встала. Воскресил Господь и сына наинской вдовы. Придя с учениками в город Наин, Он встретил похоронную процессию и увидел безутешную вдову, которая убивалась об умершем единственном сыне. Сначала Он подошел к матери и утешил ее словом, сказав: не плачь , а потом утешил ее и делом: подойдя к носилкам, сказал мертвому: юноша! тебе говорю, встань! И юноша ожил и встал: и отдал его Иисус матери его (ср.: Лк. 7, 13, 14, 15). И еще воскресил Господь Лазаря в Вифании. Четыре дня лежал мертвый Лазарь в гробу, сестры его оплакивали его. Все родные его оплакивали. Прослезился и Господь. Но воззвал к нему: Лазарь! иди вон. И вышел умерший (Ин. 11, 43-44). И вернул Господь живого Лазаря сестрам его. И еще воскресил Господь… кого? Самого Себя. Он воскрес из гроба в третий день по смерти, как и обещал. И ученики обрадовались, увидев Господа (Ин. 20, 20). Какая же душа человеческая, жаждущая жизни, не обрадуется Господу, воскресшему и воскрешающему? Так всемогущий Господь реальными делами подтвердил слова Свои и обетование о воскресении мертвых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010