В некоторых случаях исцеления совершались заочно: по слову Иисуса выздоравливал человек, находившийся в другом месте. Следовательно, даже такие простые средства, как прикосновение к больному или обращение к нему, не были непременными атрибутами исцелений. Какие слова Иисус произносил при исцелениях? Часто, обращаясь к исцеляемым, Он использовал краткие императивные формы, например: Хочу, очистись ( Мф. 8:3 ); Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой ( Мф. 9:6 ); Протяни руку твою ( Мф. 12:13 ); Талифа куми (девица, встань – Мк. 5:41 ); Еффафа (отверзись – Мк. 7:34 ); Пойдите, покажитесь священникам ( Лк. 17:14 ); Пойди, умойся в купальне Силоам ( Ин. 9:7 ). Во многих повествованиях о чудесах центральной оказывается тема веры 89 . Иисус очень часто требовал веры от исцеляемых или проверял их веру. Слепцов, просивших об исцелении, Он спрашивает: Веруете ли, что Я могу это сделать? ( Мф. 9:28 ). Отцу бесноватого отрока Он говорит: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. Знаменателен ответ отца: Верую, Господи! помоги моему неверию ( Мк. 9:23–24 ). Не реже Иисус констатировал спасительную силу веры исцеленного: Вера твоя спасла тебя ( Мф. 9:22 ; Мк. 10:52 ); О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему ( Мф. 15:28 ; ср. Лк. 7:50 ); Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей ( Мк. 5:34 ; ср. Лк. 8:48 ); Встань, иди; вера твоя спасла тебя ( Лк. 17:19 ); прозри! вера твоя спасла тебя ( Лк. 18:42 ). Вера является тем состоянием души и ума человека, которое необходимо для того, чтобы произошло исцеление. Обратим внимание на то, что Иисус не приписывает целительную силу Себе, не говорит: «Слово Мое исцелило тебя». Он делает акцент на вере того, кто просит об исцелении, и этой вере приписывает спасительную силу. Вера необходима как ответная реакция человека на желание Бога помочь ему. Чудо становится плодом синергии Бога и человека. 2. Исцеление сына царедворца и слуги сотника Точную последовательность, в которой Иисус совершал чудеса, не всегда возможно установить. Тем не менее в Евангелии от Иоанна рассказывается о двух чудесах, из которых одно названо первым, другое вторым. Первое – преложение воды в вино на браке в Кане Галилейской. Второе – исцеление сына капернаумского царедворца. Возможно, автор четвертого Евангелия был свидетелем обоих чудес. Второе чудо также происходит в Кане Галилейской ( Ин. 4:46 ), куда Иисус возвращается после краткого пребывания в Иерусалиме:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В новозаветный период арамейский и древнееврейский языки сосуществовали вместе. Тем не менее, слова и фразы, сохранённые в Евангелиях, свидетельствуют о том, что Иисус Христос говорил в повседневной жизни на арамейском языке. Те слова Христа, такие как: «талифа куми» ( Мк.5:41 ), «Авва» ( Мк.5:41 ), «еффафа» ( Мк.7:34 ), «Елои, Елои, ламма савахфани» ( Мк.15:34 ) – это арамейские слова (в Мф.27:46 слова «Елои, Елои» – Боже Мой, Боже Мой – приведены в древнееврейской форме «Или, Или», но вторая половина фразы в обоих Евангелиях дана на арамейском языке) 157 . В Рим.8:15 и Гал.4:6 св. ап. Павел также использует слово «Авва». Еще один арамеизм, распространенный в первоначальной церкви – «маранафа», «Господь наш грядет» ( 1Кор.16:22 ). Кроме того, в Новом Завете встречаются такие арамейские слова, как «Акелдама» («земля крови», Деян 1:19 ) и несколько географических названий и личных имен. В Деян 26:14 говорится о том, что св. ап. Павел услышал слова воскресшего Христа «на еврейском языке», под которым нужно понимать арамейский. Древнегреческий язык. В эпоху расцвета эллинской культуры (VIII–VI в. до Р.Х.) древнегреческий язык имел несколько диалектов. Однако к IV в. после завоеваний Александра Македонского стал формироваться общегреческий язык – койнэ (κοιν λληνικ [кини эллиники] – «общий греческий», или κοιν διλεκτος [и кини диалэктос] – «общий диалект (язык)»). Сам язык сложился в трех видах: как общеупотребительный язык или просторечие, литературный и как разговорный. Разговорный койне – это язык, на котором разговаривали образованные люди. По большей части он грамматически правилен, но он не соответствует литературному койне 158 . Койнэ широко распространился по всему Средиземноморью и стал lingua franca (языком международным общения). Это был язык динамичный и выразительный, лишённый витиеватости эллинистического стиля. Евреи, которые жили вне Израиля, почти повсеместно переходили на койнэ и через несколько поколений забывали еврейский. Из соединения греческого и еврейского языка сложился вариант койне, который в науке получил наименование «библейский койнэ» 159 . Долгое время библейский койне вызывал много вопросов. Некоторые рассматривали его вообще как особый язык Святого Духа, созданный Богом специально для авторов Писания. Но найденные за последние 100 лет греческие рукописи показали, что койнэ использовался обычными людьми при написании завещаний, личных писем, расписок, списков покупок и т.п. Конечно, нельзя сказать, что библейский койнэ является исключительно просторечием. По изяществу и структуре предложения он выше уровня, встречающегося в большинстве рукописей. Однако, словарный состав, в основном, тот же, что и у обычных документов тех дней 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Видишь ли, говорят они, как Он не имеет власти без Отца, имеющего власть давать, что хочет? Но кто из благоразумных может разуметь так сии слова? Ибо если Сын не имеет власти, то кто имеет власть? Отец, говорит Писание, живит мертвыя и Сынови даде то, что и Он его же живит ( Ин.5:21,22 ); и еще: вся елика Отца моя суть ( Ин.16:15 ); и опять: вся мне предана суть Отцем моим ( Мф.11:27 ). И так, кто в этом будет еще сомневаться? Божественное Его и премудрое слово хочет выразить ту мысль, что это дело происходит не по лицеприятию, но по достоинству. Дело Господа даровать, но Он дарует каждому по достоинству; каждый соделавший правду приемлет награду соответственно своему труду. Посему не от Него одного зависит даровать, но и от того, кто соделает себя достойным. Я осмеливаюсь сказать, что не от Него зависит это; хотя Он и может дать, но не хочет. Равно и не от Святого Духа, хотя и Дух Святой может дать, по реченному: овому бо дается премудрость Духом, иному же роди языков о том же Дусе; другому же сказания языков, другому сила, иному научение, но един есть Дух разделяяй коемуждо якоже хощет ( 1Кор.12:8–11 ); не сказано: как повелено, но якоже хощет. И Сын егоже хощет живит, и Отец призывает, егоже хощет, к Сыну ( Ин.6:44 ). И еще: ни Отец, ни Сын, ни Дух Святой ни призывает, ни дает, ни сообщает, ни дарует достоинства по лицеприятию, но соответственно тому, как каждый соделывает себя достойным, то есть: не мое дело дать , но если потрудитесь, будет уготовано вам Отцом моим; а главнее всего, что Аз есмь живот ( Ин.11:25 ). Теперь перейду к иному. Гл. 59. Они говорят: как говорите вы, что Сын происходит из совершенного Божества Бога? Вот Апостол говорит о Нем, что Бог воскресил его из мертвых. ( Рим. 4:24 ; 1Кор.15:15 ), и Он нуждался в помощи Божией, чтобы воскреснуть из мертвых. Значит, иной есть воскрешающий силою и иной подчиненный Ему, воскрешаемый силою сильного. Доколе же мне терять время на опровержение нелепых мнений людей, потерявших стыд? Кто же воскресил Лазаря? Кто воскресил сына вдовы в Наине? Кто сказал дочери начальника синагоги: талифа куми, то есть отроковице возстани ( Мк.5:41 )? Чье имя призывали Апостолы, и мертвые воскресали? Так как Апостолы рассуждали с Иудеями, думавшими, будто Апостолы проповедуют отступничество от Бога закона, и так как Святому Духу было заведомо известно, что еретики будут стараться отторгнуть Христа от Отчей воли, поэтому эти самые Апостолы относили все к одному Божеству, именно что все получило бытие по благоволению Отца, волею Сына и соблаговолением Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Во-первых, присутствие их было неуместно и излишне: они собрались плакать о покойнице, а она не умерла, или, во всяком случае, смерть в ней должна была так скоро уступить возвращающейся жизни, что и не заслуживала этого имени; это были только сон и пробуждение. Такой причины было достаточно. Но еще более того, неистовое и шумное выражение скорби одних, смешанное с притворными наемными воплями других ( 2Пар.35:25 ; Еккл.12:5 ; Иер.9:17–18 ; Ам.5:16 ), нимало не соответствовало духовному настроению, которое приличествовало свидетелям столь святого и страшного таинства, от которого были удалены даже некоторые апостолы, – не говоря уже о грубости и насмешках (ср. Быт.18:12 ), с которыми было принято заявление Господа, что отроковица теперь оживет. Такие насмешники не должны быть свидетелями священного действия; к ногам их не следовало бросать жемчуг. Подобное же удаление всех было предложено Петром, с верою помолившимся о воскрешении Тавифы, хотя это произошло по другим причинам ( Деян.9:40 ; ср. 2Цар.4:33 ). Теперь в доме водворилась тишина. Две души – верующая и надеющаяся, подобно погребальным факелам, горели у одра умершей – отец и мать. Представителями Церкви были три главные апостола. И вот совершается торжественное пробуждение, совершается без всякого усилия со стороны Того, Кто есть Владыка живых и мертвых. «И взяв девицу за руку». это была не более как отроковица лет двенадцати ( Мк. 5:42 ; ср. Деян.9:41 ), «говорит ей: девица, тебе говорю, встань». Евангелист Марк сохранил для нас, вероятно слышанные им из уст Петра, подлинные слова Господа на языке, на котором Он их произнес: «Талифа куми», как в другом случае было произнесено: «еффафа» ( Мк.7:34 ). И при этом слове, и прикосновении этой руки «возвратился дух ее, она тотчас встала» ( Лк. 8:55 ) «и начала ходить» ( Мк.5:42 ). Затем, чтобы подкрепить эту жизнь, только что в ней возвратившуюся, и чтобы доказать, что она была не привидение, а возвратилась от смерти к действительной человеческой жизни (ср. Лк.24:41 ; Ин.21:5 ; Деян.10:4 ), и являя полное спокойствие Своего духа как в малом, так и в великом, «Он велел дать ей есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Входит в избу, – Благочинный за ним. В углу лежит старик, у которого харбрец в горле 24 был единственным, свидетельством того, что он еще жив. Владыка спрашивает домашних: где образ? они не поняли. Где Бог ? «А! – мальчишка играл... знать-та куда затащил...». Кинулись искать... и не нашли. Владыка снял с себя панагию и, повесив в переднем углу на гвоздь, весь погрузился в молитву. Видимо было неподвижное тело, а душа воспарила к Источнику жизни и бессмертия. Проходит минуть пять, лице Владыки зарумянилось. Положив три поклона в землю, обращается он к умирающему и, взяв его за руку, начал его поднимать. Больной открывает глаза, бессознательно смотрит... а – Врач уже его полупосадил. «Вставай! наконец Владыка возгласил повелительным тоном и полумертвец встал на ноги. Трижды целитель осенил десницею ожившего, – и бывший на праге вечности, вдруг как-будто разбуженный от крепкого сна, приходит в себя и – повергается к ногам возвратившего его к жизни. Владыка сказал: «корми сирот, ходи в церковь , да слушайся попа». Возложив на себя панагию, он отправился на отдых в дом священника, от которого потом Эндимионов узнал, что возвращенный к жизни – единственный кормилец внучат, сирот своих детей». «Что скажете на это молодой ученый», – сказал мне очевидец-рассказчик? – Да, Филарет – истинный слуга Сказавшего: талифа куми! (Девице востани) ( Мк. 5:41 ) – был мой ответ» 25 . Но при всей такой успешности первоначальных действий высокопр. Филарета невольно приходит мысль: не слишком ли поспешен был такой его приступ к делу обращения и мог ли он надеяться на такой же дальнейший успех? Мысль эта вызывается действительными явлениями, бывшими в описываемое время в среде других смежных епархий, в коих местные Архипастыри призваны и поставлены были в положение и обязанности, совершенно одинаковые с высокопр. Филаретом, – но действовали, как увидим сейчас, в ином роде и порядке, особливо бывший в Тобольской епархии преосв. Евгении (Казанцев), а также преосвящ. Кирилл (Богословский-Платонов) , епископ Вятский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Данный эпизод является пояснением к понятию «дела веры»: осуществить их без веры в Господа, которая и есть движущая сила, в принципе невозможно. 5 вера... спасла. Поскольку речь идет именно о той вере, которая спасает вере в Сына Божия, можно сказать, что слово «спасла» в данном случае подразумевает не только исцеление, но и спасение для жизни вечной. 5 Петра, Иакова и Иоанна. Отношения Иисуса с учениками напоминали иерархическую структуру. У Него было много учеников (4,10), из которых только двенадцать Он назначил апостолами (3,13–19). Но и среди самих двенадцати лишь Петр, Иаков, Иоанн были наиболее близки к Иисусу, что наглядно проявляется во время преображения (9,2–13) и в Гефсимании (14,32.33). 5 вопиющих. На Востоке вопли считаются необходимым признаком скорби; существовали даже профессиональные плакальщики. 5 выслав всех. Остались, очевидно, только те, кто верил, что Иисус воскресит девочку (см. ст. 36). 5 талифа куми. В переводе с арамейского: «встань, девочка». Арамейский был разговорным языком жителей Палестины. Марк и в других местах своего Евангелия употребляет арамейские слова (3,17; 7,11; 10,46; 14,36), используя их, по-видимому, как литературный прием, позволяющий сделать повествование более живым и непосредственным. Глава 6 6 отечество. Т.е. город Назарет, расположенный в сорока километрах от Капернаума и моря Галилейского. ученики Его. Двенадцать апостолов. 6:2 Суть вопросов, которые задавали себе жители Назарета, слушая Иисуса, сводится к одному: чьей силой Он все это делает и от кого получил Свои знания и мудрость. Возможны два варианта ответа: это было дано Ему либо Богом, либо сатаной (ср. 3,22). 6 плотник. Это слово может значить также «строитель». сын Марии. По иудейскому обычаю мужчину не принято было называть «сын матери» он был «сын отца». Употребление в данном случае такого именования носило откровенно выраженный оскорбительный характер. 6:4 В данном случае Иисус уподобил Себя ветхозаветным пророкам (см. ст. 15), чьи предсказания отвергались и осмеивались.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Дочь начальника синагоги Иаира умерла. А Спаситель сказал о ней, что она не умре, но спит. Воскресла бы девица в будущее общее воскресение. И по этому самому она не умерла, но спит. Однако Спаситель имел в виду и то, что усопшая отроковица будет возвращена к временной земной жизни силою Его Божества. Никто из плакавших и пришедших с Иисусом Христом сего не ожидал. Апостолы бывали свидетелями многих чудес, совершенных Им, но никого еще Он не воздвигал из мертвых. И теперь они были в неведении,– какое подаст утешение плачущим родителям их Учитель? Но посторонние плакальщики, услышав слова Спасителя, что девица спит, ругахуся ему ( Мк.5:40 ), т. е. смеялись. Странною им показалась речь пришедшего Гостя. Они доподлинно знали, что девица умерла, а Он утверждает, что она спит. Не понимают они и понять не могли, что Спаситель разумел под сном. В непонимании их беды большой не было бы. Но вот то, что они в смех обратили слова Спасителя, было преступно. Можно ли смеяться над тем, чего не понимаешь? Не достоин ли, напротив, смеха тот, кто осмеивает то, чего не знает? А в жизни бывает обыкновенно так. Все эти неверующие вольнодумцы осмеивают предметы веры, презрительно относятся к уставам Церкви. Спроси их, знают ли они и постигают ли то, что осмеивают? Нет, скажем прямо. В делах веры глубина премудрости Божественной ( Еф. 3:10 ). Кто может постигнуть ее сполна? Никто. Так что же осмеивают легкомысленные неверы? То, чего не знают и знать не могут. Сии, скажем словами Апостола Иуды, елика убо не ведят, хулят: елика же по естеству яко безсловесныя животныя ведят в сих сквернятся ( Еф.3:10 ). Берегитесь, братие, кощунства, смеха над священными предметами веры и благочестия. Кощунствовать грешно пред Богом и стыдно пред людьми, ибо это изобличает неразумие и малоумие кощунника. Не смутил Спасителя неразумный смех людей, ибо Он ведал, что говорил и что намерен был сделать. Он, изгнав вся, поят отца отроковицы и матерь, и иже беху с ним (т. е. Петра, Иакова и Иоанна), и вниде идеже бе отроковица лежащи ( Мк.5:40 ). Все сии не предались смеху, а потому Господь и удостоил их быть свидетелями величайшего чуда. Он ем за руку отроковицу, глагола ей: талифа куми: еже есть сказаемо: девице, тебе глаголю востани ( Мк.5:41 ). Так повелительно выразил Спаситель Свою волю. «Девица, тебе говорю, встань»! Кто может так повелевать и приказывать мертвецу? Только Тот, кто есть Источник и Податель жизни, Кому и смерть сама не ставит непреодолимой препоны. Вот посему и познай, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Владыка жизни и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Евангелист Лука, автор Евангелия и Книги Деяний, преследует цель показать миссионерскую деятельность святых Апостолов как продолжение служения Господа Иисуса Христа. История Церкви Христовой в изображении Евангелиста – история действия Святого Духа, посланного вознесшимся Господом и наделившего Апостолов Своими благодатными дарами, в том числе «знамениями, чудесами и силами» ( 2Кор.12:12 ). Чтобы подчеркнуть преемственную связь деятельности Апостолов с деяниями Иисуса Христа, Лука в качестве образцового канона своих повествований берет давно сложившиеся предания об Иисусе Христе. Вот перед нами расслабленный Эней из города Лидда, расположенного недалеко от побережья Средиземного моря, куда с гористой местности спустился Апостол Петр. Апостол исцеляет расслабленного и приказывает ему: «Встань и убери свою постель» ( Деян.9:34 ). Не напоминает ли нам это одно из первых чудес, совершенных Иисусом Христом, когда Он приказал исцеленному Им расслабленному: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» ( Мк.2:11 )? Вот Петр спешно приходит в прибрежную Иоппию, которая недалеко от Лидды. Там он возвращает к жизни недавно умершую добрую женщину Тавифу, которая названа ученицей, то есть христианкой. Отдельные черты рассказа об этом чуде напоминают нам евангельскую историю об исцелении Иисусом Христом дочери Иаира, начальника синагоги. Громкий плач скорбящих по усопшей, приказ Иисуса Христа всем выйти вон, сам процесс воскрешения – все это повторено в рассказе о воскрешении Апостолом Петром Тавифы. Знаменательно, что переданные по-арамейски слова Господа «Талифа куми», что значит «Девица, встань!» ( Мк.5:40-41 ) очень похожи на слова Петра «Тавифа, встань!». Различие всего лишь в одной букве. Разумеется, логично было бы предположить, что сам Апостол впоследствии рассказывал, каким образом он воскрешал Тавифу, и что он при этом произносил. (Ведь свидетелей события он выслал вон). Но разумнее предположить другое: Евангелист, наподобие иконописца, ставил перед собой не цель подробного бытописания, но богословскую цель наглядно, насколько это было возможно, показать, что Апостол продолжает деятельность Иисуса Христа, ибо он – уполномоченный посланник Господа и член Церкви как Тела Христова.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

И пала ниц она, рыдая, Перед святынею Христа (1, 65). Слезы в данном случае и есть самое чистое проявление души, еще не обретшей новых слов, но уже освобожденной от старых. А глагол «пала» парадоксально, на первый взгляд, соотнесен с эпитетом «падшая», который характеризовал героиню до встречи с Христом. Однокоренные слова становятся здесь антонимами, ибо падение ниц перед святыней Христа и означает преодоление нравственного, духовного падения. То есть в переносном смысле Грешница «встала», «поднялась», а печальный и сострадательный взор Спасителя несет в себе важнейший христианский призыв, обращенный к душе грешного человека: Талифа куми (Мк. 5, 41), «встань и иди» (неслучайно только эти слова произносит молчаливый Спаситель в легенде о великом инквизиторе в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»). Безусловно, перед нами чудо, но вряд ли оно напрочь исключает психологическую мотивированность перерождения героини. Будущее превращение как будто подготовлено «немощными обидами», которые облечены в хвастливую форму дерзкого обращения блудницы к Иоанну. Судя по всему, рождено это хвастовство (даже своеобразное пари, которое грешница заключает с окружающими) именно внутренним сомнением в правоте избранного пути. К тому же, рассказывая о встрече со Христом и воздействии этой встречи на грешника, уместнее все-таки говорить не об эволюции, а о революции, которая происходит в душе человека. В творчестве Толстого есть и иные ситуации, которые можно назвать «благодатным потрясением» грешника при встрече с Христовой истиной. Так в «Песне о походе Владимира на Корсунь» чудесно меняется язычник князь Владимир после Крещения: Владимир с княжого седалища встал, ‎Прервалось весельщиков пенье, И миг тишины и молчанья настал - И князю, в сознании новых начал, ‎Открылося новое зренье: Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась, Почуялась правда Господня, И брызнули слезы впервые из глаз, И мнится Владимиру: в первый он раз ‎Свой город увидел сегодня (1, 652­-653). Так перерождает любовь лирического героя некоторых стихотворений Толстого, например, «Меня, во мраке и в пыли...», «Не ветер, вея с высоты...», освобождая его душу от житейского «сора» и открывая главное.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/6/d...

Итак, истинная смерть человека — духовная, она есть разлучение души с Богом вследствие соделанного греха. «Истинная смерть — в сердце, и она сокровенна, ею умирает внутренний человек» 17 , — говорит преподобный Макарий Египетский . Именно о духовной смерти Бог предупреждал человека в раю, телесная смерть есть лишь одно из ее последствий. Многие святые отцы оставили свои рассуждения на предмет духовной смерти. К примеру, вот как о ней пишет свт. Димитрий Ростовский : «Смерть души есть разлучение с Богом, то есть лишение присутствия благодати Божией, бывающее через смертный грех. Ибо как для тела жизнь есть душа, так для души жизнь — Бог. И как после разлучения души с телом тело умирает, так и при отступлении от души благодати Божией душа становится мертвой. Согласно с этим святой Каллист говорит: «Многие имеют в живом теле мертвые души, как бы погребенные во гробе». Внемлем: он называет тело грешного человека живым гробом для мертвой души». 18 Насколько душа важнее тела, настолько духовная смерть серьезнее и страшнее телесной. Поэтому Спаситель говорит ученику, у которого умер отец: «Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» ( Мф. 8:22 ). Мертвыми Он называет мертвых духовно. Характерно, что в отношении телесной смерти Христос предпочитает употреблять слово «сон». О Лазаре Он говорит: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его» ( Иоан. 11:11 ), также и о дочери Иаира говорит, что она не умерла, но спит, и воскрешает ее словами: «талифа-куми», что дословно переводится как: «девочка, проснись!», а не как привычное нам: «девица, встань!» Святой апостол Павел, следуя своему Божественному Учителю, говорит о грешниках, как о людях «мертвых по преступлениям и грехам» ( Ефес. 2:1 ). А святой апостол Иоанн Богослов пишет: «не любящий брата пребывает в смерти» ( 1Ин. 3:14 ). У духовной смерти есть одно очень важное свойство, без понимания которого невозможно правильно уяснить саму ее сущность: не Бог оставляет человека, а человек по своей воле оставляет Бога и сочетается с грехом. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что духовная смерть «…происходит от воли, подвергает ответственности и не имеет никакого извинения». 19

http://azbyka.ru/stanet-li-zlo-bessmertn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010