Наследование отношений Отца к Израилю, отношений царя, судии, врача, говорило Христу с полною определенностью о Его страданиях и уничижении. Спасая, Он отдает душу Свою ( пар.); исцеляя, Он берет на Себя наши немощи и болезни ( Мф.8:17 ); как пастырь, Он полагает жизнь Свою за овец ( ). Вот почему наследником ветхозаветных отношений Отца Он является в качестве Сына человеческого, уничиженного и страдающего, все божественные полномочия были дарованы Ему, Сыну Божию, именно как Сыну человеческому: Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи ( пар.), Сын человеческий есть господин субботы ( пар.), Сын человеческий есть сеющий доброе семя ( Мф.13:37 ), Сын человеческий грядет в царствии ( Мф.16:28 ), Сын человеческий пришел спасти погибшее ( Мф.18:11 пар.; Мф.20:28 пар.)... Имя Сын человеческий Христос чаще всего прилагал к Себе, с ним Он связывал все Свои страдания, с ним Он соединял откровение божественной славы в Своем уничижении. Значение этого имени вводит нас в глубину самосознания Христа. Подводя итог всему сказанному о самосознании Иисуса Христа, мы на вопрос: «что вы думаете о Христе?» кратко можем ответить так: Он есть Сын человеческийСын Божий ( ). Именем Сын Божий обозначается то Его достоинство, в котором Он вселяется в нас и усвояется нами; именем же Сын человеческий открывается сокровеннейшее дело Его личного уничижения. Вот почему именем Сын человеческий только Он Сам Себя именовал (за единственным кажущимся исключением ); мы же прославляем Его, как Христа, Сына Бога живого. Верить во Христа значит видеть в Сыне человеческом Сына Божия ( ), как уверовал сотник, стоявший при кресте Иисуса и воскликнувший по смерти Его: «Истинно человек сей был Сын Божий» ( ; ср. ). 25 Не странно ли в виду сего мнение тех, которые думают иметь христианство без Христа?! Не странно ли думают и те, по мнению которых во Христе только случайно и постепенно образовалось мессианское самосознание, каковы Schenkel (Das Charaklerbild Jesu), E. Renan с его «plus on croyait en lui, plus il croyait en lui-meme» (Vie de Jesus).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Сын мой, если перед царем за друга своего заступишься, уподобишься тому, кто из пасти льва вырвал овцу. Сын мой, когда отправляешься в путь, не рассчитывай на чужую еду, а свое имей, а если пойдешь, своего не имея, все тебя укорят. Сын мой, если умрет друг твой, который тебя невзлюбил, не радуйся: лучше, если бы он остался жив и кару принял от Бога, а ты бы простил его и помог бы ему; и за это получил бы ты благодать от Бога. Сын мой, увидев старца, встань перед ним, а если он и не поблагодарит тебя, то Бог тебя благословит. Сын мой, если зовешь друга на пир, с другим делом не подступай к нему, а не то обманщиком тебя посчитают. Сын мой, когда вода вверх потечет или птица хвостом вперед полетит, или эфиоп или сарацин посветлеют, и желчь ли станет сладкой, как свежий мед, – тогда глупец поумнеет. Сын мой, если к соседу позовут тебя, то, войдя в дом его, не глазей по углам: это не делает тебе чести. Сын мой, если Бог пошлет кому богатство, не завидуй ему, но еще больше, насколько можешь, почитай его. Сын мой, когда входишь в дом, где случилось горе, то не говори о еде и питье, а если сидишь на веселом пиру, то не вспоминай о печальном. Сын мой, глаза человеческие – словно озера: сколько ни бросай в них злата – не насытятся, а умрет человек, и пылью сыт будет. Сын мой, если ты богат, не мори себя голодом и жаждой: умрешь ты, все иному достанется, и начнет он жить припеваючи, а ты – окажется – всуе трудился. Сын мой, если человек от бедности украдет, то прости его, ибо не он это сделал, а бедность его к тому принудила. Сын мой, придя на пир, долго не засиживайся, не то, не дождавшись, когда ты сам соберешься уйти, прогонят тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сын мой, друг близкий лучше, чем брат далекий, и доброе имя лучше, чем богатства мира, ибо богатства прейдут и развеются, но доброе имя пребудет вечно. Сын мой, красота гибнет, разрушается и пропадает, и мир преходит, и все престает и прекращается, но доброе имя не преходит, не престает и не разрушается. Сын мой, шум плача и рыдания лучше, нежели шум веселия и празднества, ибо внимать шуму плача учит человека постигнуть грех свой и дать за него удовлетворение. Сын мой, не восставай в суждении твоем на мужей славных и превосходных величием и властью, ибо от шуток и слов глумливых происходят гнев и раздор. Слово гневное пробуждает и возбуждает ярость, и от ярости этой происходит раздор, а после раздора приходит и убийство. Если ты окажешься в месте таком, тебя могут убить или тебя могут позвать в свидетели; и когда от тебя будут требовать и вымогать свидетельство твое, ты претерпишь страдание и от стыда или страха дашь свидетельство ложное и будешь посрамлен. И я повелеваю тебе: спеши бежать из того места, где спорят, и душа твоя будет умиротворена. Сын мой, стяжи сердце чистое и неоскверненное, разумение ясное и непомраченное, доставь себе дух смиренный и найди себе стезю прямую, и не будет на свете человека достойнее тебя, и жизнь твоя будет блаженна. Сын мой, не входи в сад судей, страшись судилища и не бери в жены дочь судьи. Сын мой, защищай друга твоего перед начальником словами добрыми и исторгай немощь его из пасти льва. Сын мой, не радуйся смерти врага твоего. Сын мой, когда увидишь, что вошел человек старше тебя, встань перед ним. Сын мой, око человеческое подобно источнику: оно не насытится, пока не наполнится прахом. Сын мой, если хочешь быть мудр, воспрети устам твоим ложь и руке твоей хищение, и будешь мудр. Сын мой, не входи в устройство брака женщины, ибо, если она будет недовольна, она проклянет тебя, и, если она будет счастлива, она не вспомнит о тебе. Сын мой, если ты украл, извести власть имущего и предложи ему долю, и тогда ты можешь получить прощение, в противном же случае приключится тебе зло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Чадо мое, не будь черствым, как (тверда) кость человеческая, но будь мягким, словно боб. Сын мой, склони очи свои долу, а голоса не возвышай; если бы криком строили дома, то осел бы ревом своим по два дома воздвигал бы за день. Сын мой, лучше с умным камни двигать, чем с глупым вино пить. При умном не делай глупостей, а перед дураком не раскрывай ума своего. Не будь сладок чрезмерно, не то съедят тебя, но не будь и чрезмерно горек, чтобы не отшатнулся от тебя друг твой. Сын мой, если сапог на твоей ноге, попирай терн и протаптывай путь сыновьям и дочерям своим. Сын мой, богача сын змею съел, и сказали о нем люди: исцелиться, съел он а сын бедняка съел змею, и сказали о нем люди: был, вот и Сын мой, свою долю отдай, а чужого не трогай. Если муж не слушает советов, с таким не отправляйся в путь и с обманщиком не садись пировать. Чадо, если окажется в немилости тот, кто знатнее тебя, не слишком радуйся и не говори о нем ничего друзьям своим, да не припомнит он тебе слов этих, когда вновь восстанет, и не отомстит тебе. Сын мой, когда муж в честь войдет, не завидуй ему, а когда обрушатся на него невзгоды, то не радуйся. Сын мой, не приближайся к женщине глупой, и болтливой, и гордячке и не возжелай красоты женской: красота женщины в ее умных речах. Сын мой, если друг твой возненавидит тебя, и станет клясть тебя, и швырять в тебя камнями, то ты все равно его хлебом-солью встречай, и по делам вашим обоим вам воздается в день Судный. Сын мой, глупого мужа ожидает унижение, а праведника – почет. Сын мой, не воздерживайся от наказания сына своего, ибо побои сыну, словно вода, орошающая сад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господь наш Иисус Христос — Сын Божий, истинный Бог, Который воплотился и стал Человеком, не перестав О Своем Богосыновстве Господь Сам свидетельствует в Евангелии. Когда иудейский первосвященник спросил Его: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?», Он ответил: Мк 14:61–62 ). В Священном Писании Иисус Христос часто именуется Сыном 26:63; 27:43 , 54Мк 15:39), иногда просто Мф 11:27 10:22), Отроком Мф 12:18 ). В то же время Он именуется Сыном Мф 10:23; 11:19; 12:8,40; 13:37,41 ), Сыном Мф ; 15:22Мк 10:46–48). Иисус Христос — Богочеловек, истинный Бог и истинный Человек. По Божеству Он рожден вне времени от Отца, по человечеству — в конкретный момент времени от Пречистой Девы Марии. Хотя Сын Божий и родился по плоти, Он — «сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на ). Иисус Христос Сам свидетельствует о том, что Он Господь Иисус Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я Ин 8:58 ); «Я и Отец — Ин 10:30 ). Тайна единства между Отцом и Сыном непостижима для человеческого разума, поэтому Сын Божий призывает людей принять ее верой: «Верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Ин 10:38 ). Обращаясь к Богу Отцу, Сын Божий говорит: «И все Мое Твое, и Твое Ин 17:10 ); «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия Ин 17:5 ). Только через Сына возможно познать Отца: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет Мф 11:27 ). И только Сын Божий может открыть путь к Богу: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Ин 14:6,7 ), ибо «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он Ин 1:18 ). В Евангелии Господь Иисус Христос именуется Единородным Сыном Ин ; 1Ин 4:9 ), то есть единственным рожденным от Бога Отца. Сын Божий обладает такими же Божественными свойствами, как и Бог Отец. Сын, как и Отец, может воскрешать людей: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого Ин 5:21 ). Сын имеет жизнь в Самом Себе: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Ин 5:26 ). Сыну подобает такая же честь, как и Отцу: «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

skull – череп; the place of a skull – Лобное место slack – медлить;/ – медление slander – злословие, клевета;/ – клеветник slaughter – резня, кровопролитие; the slaughter of the innocents – избиение младенцев Slav – славянин, славянка; славянский;/ – славянство, славяне slave – раб;/ – 1. рабское подчинение привычке, желанию и т.д. 2. угодничество, раболепие Slavonic – славянский язык; Old (Church) Slavonic – старославянский (церковнославянский) язык slay (slew; slain) – убивать slide – впадать в какое-либо состояние; to slide into bad habits – приобретать дурные привычки; to slide into error (sin) – впасть в ошибку в грех sloth – лень, леность, медлительность smite (smote; smitten) – 1. карать; наказывать 2. ударять sober – целомудренный, трезвый; to be sober – трезвиться sobriety – целомудрие Society of Friends – Общество Друзей (квакеры) sodom – распутство Sodomite – 1. житель Содома 2. sodomite – гомосексуалист sodomitical – гомосексуальный sodomy – гомосексуализм solace – 1. утешение, успокоение 2. утешать, успокаивать solemn – святой, священный; solemn rite – священный обряд solemnization – празднование solitariness – одиночество, уединение solitary – одинокий, отшельнический; to be of a solitary disposition – иметь склонность куединению, любить одиночество solitude – уединение, одиночество; to live in solitude – жить в уединении solitudinarian – отшельник, анахорет Solomon – Соломон;/ – соломонов, мудрый;/ seal – соломонова печать son – 1. сын 2. потомок son – Сын Давидов the firstborn son – первенец son of Abraham – сын Авраама Son of Man – Сын Человеческий sonship – сыновство the sons of Adam – сыны Адама the son of consolation – сын утешения the son of perdition – сын погибели the Son of the Blessed – Сын Благословенного the Son of David – Сын Давидов the Son of God – Сын Божий the Son of the Highest – Сын Всевышнего the Son of the living God – Сын Бога Живаго song – песня, песнь; the Song of Songs – Песнь Песней; spiritual songs – песнопения духовные

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/a...

составитель К.В. Гриценко Иисус Христос Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 1Кор.3,11 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, …кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Мк.8,38 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. Мк.1,11 Сын Человеческий есть господин и субботы. Мк.2,28 ..истинно Человек Сей был Сын Божий. Мк.15,39 ..духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Мк.3,11 И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца. Сеятель слово сеет. Мк.4,14 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Мк.9,7 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. Рим.15,8–9 ….иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. Мк.5,19 ..и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк.3,22 Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи. Мк.2,10 ..ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. Лк.9,56 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Лк.9,58 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими. Лк.12,8 ..а кто отвергнётся Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. Лк.12,9 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Лк.12,10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных ( ). Эти слова Иисуса очень перекликаются с образами видения Даниила и, особенно, с Эфиопской книгой Еноха. Сила у Иисуса – явно Ветхий днями Даниила, а Сын Человеческий (Бар Энаш), как и у пророков, грядет с ангелами, с облаками, или воинствами небесными. Вот этих слов Назарянина было достаточно для обвинения осуждения Его в богохульстве. Услышав это, первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует... вот теперь вы слышали богохульство Его. Свидетели больше не нужны, общее решение синедриона: повинен смерти! В чем богохульство Назарянина? Убогий странник с последовавшими Ему галилейскими рыбаками объявляет, что Он и есть тот загадочный Сын Человеческий в обиталищах небесных, Который придет в свое время на облаках небесных во славе судить мир. Так понимали иудеи, с таким пониманием и распяли Иисуса Христа. Однако в образе и словах Иисуса из Назарета происходит еще нечто необычное и как бы неожиданное даже для самих ветхозаветных пророчеств. В Иисусе парадоксально соединяются в один образ и одну личность Небесный Человек и Судья – Сын Человеческий (Бар Энаш), и смиренный и презренный Раб Ягве (Эвед Ягве)! У самих пророков эти два образа едва ли пересекаются, речь, как правило, идет или об одном, или о другом. И не без оснований в те времена мог возникнуть вопрос: А один ли и тот же Сын Человеческий и Раб Ягве? Иудеи, имея Писание, так не думали и не думают сейчас. 89 И вдруг Иисус говорит как будто несуразное: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( ). А другой раз Тот, Кто должен был прийти с облаками небесными, говорит: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову ( ). Имеющий прийти во славе Сын Человеческий рабски склонился пред людьми и унизился ниже лисиц и птиц. Трижды Иисус, беседуя с учениками, предупреждал их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену... и быть убиту ( ). А это даже не отсутствие нор и гнезд! Это – быть убиту! Но Иисус говорил и о воскресении, и о том, что кто постыдится Его и слов Его, постыдится того, что участь Его – участь страждущего Раба Ягве, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми ангелами ( ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда же иудеи, присутствующие вблизи и вдали, размышляли и самимь себе и другим говорили: разве мы напрасно думали, что Иоанн лучше Иисуса? разве мы напрасно считали его превосходнее того? Само крещение не дает ли о крестителе лучшаго свидетельства? Не крестил ли он, как превосходящий, и не крестился ли тот, как низший. Когда они об этом шумно говорили между собою и не разумели тайны Домостроительства, единый Господь и по естеству Отец Единороднаго, единый знающий точно Того, Кого Он един родил безстрастно, исправляя заблуждающееся подозрение иудеев, отверз небесныя врата и послал Духа Святаго в виде голубя на главу Иисуса, показуя перстным новаго Ноя и Зиждителя Ноя и благого кормчаго для обуреваемаго естества, и Сам с неба вопиет, явственно говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный . Сей – Иисус, а не Иоанн, крестившийся, а не креститель, – рожденный прежде всякаго временнаго пространства от Меня, а не от Захарии, от Марии рожденный по плоти, а не от Елисаветы явившийся сверх надежды; ненарушеннаго девства невозделанный плод, а не отрасль нарушеннаго неплодия; с вами обращавшийся, а не в пустыне воспитанный. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих , Сын единосущный, а не иносущный; единосущный Мне по невидимому и единосущный вам по видимому, кроме греха. Сей есть создавший со Мною человека. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих . Не иной есть сей Мой Сын и иной Сын Марии; но сей есть Сын Мой возлюбленный , видимый и умопостигаемый. Сей есть Сын Мой возлюбленный. о нем же благоволих, того послушайте ( ; ). Если Он скажет: Аз и Отец едино есма ( ), – того послушайте. Если Он скажет: видевший Меня видел и Отца ( ), – Того послушайте. Если Он скажет: пославший Меня больше Меня ( ), – согласуйте этот глас с домостроительством. Если он скажет: кого Мя глаголют быти человецы Сына человеческаго, – отвечайте Ему: Ты еси Христос Сын Бога живаго ( ). Этими словами, подобно грому сходящими с неба от Отца, просветился род человеческий. [Люди] познали различие Творца и твари, Царя и воина, Художника и художества, и, утвердившись верою, пришли чрез крещение Иоанново к крещаюшему Духом и огнем Христу, истинному Богу нашему. С Ним Отцу слава со всесвятым животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Ответ на возражение 1. Слова «Сын ничего не может творить Сам от Себя» не отрицают за Сыном силу которой обладает Отец, поскольку за ними следует: «Что творит Он, то и Сын творит также». Смысл и заключается в том, что Сын получает свою силу от Отца, от Которого Он получает также Свою природу Поэтому Иларий говорит: «Единство божественной природы подразумеваете, что Сын действует Сам (per se) таким образом, что при этом Он не действует от Себя (a se)» 648 . Ответ на возражение 2. То, что Отец «показывает», а Сын «слушает» следует понимать в том смысле, что Отец передает знание Сыну так же, как Он передает Свою сущность. Главенство Отца можно объяснить в том же смысле, что и передачу Сыну знания и воли к действию в вечности посредством Его порождения. Или, что вернее, это можно отнести к человеческой природе Христа. Ответ на возражение 3. Так же, как одна и та же сущность есть в Отце отцовство, а в Сыне сыновство, так одной и той же силой Отец рождает, а Сын рождается. Поэтому ясно, что Сын может совершить все, что может совершить Отец, но из этого не следует, что Сын может рождать, поскольку такой переход предполагал бы переход от субстанции к отношению, так как порождение обозначает отношение в Боге. Итак, Сын обладает тем же всемогуществом, что и Отец, но в другом отношении; мы имеем в виду что Отец обладает силой как «дающий», когда говорим, что Он способен рождать; и мы имеем в виду, что Сын обладает силой как «получающий», когда говорим, что Он способен рождаться. Читать далее Источник: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43: 5-94773-003-0, 966-521-161-7. Издательство: Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис. 2002. Перевод Еремеева, A.A. Юдина.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010