Глава 12 1–7. Пленение Седекии и народа, представленное в символическом действии. 8–16. Объяснение этого символического действия. 17–20. Бедствия осады, представленные в символическом действии. 21–25. Неотменимость пророческих предсказаний. 26–28. Непосредственная близость их исполнения. Иез.12:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне: Не указано даты ни для этого откровения, ни для целого ряда следующих до Иез.20.1 , где дата 7 год 5 месяц плена, т. е. царствования Седекии; след., все откровения XII-XIX глав должны падать на эти 11 месяцев 7–6 года Седекии (591–590 г. до Р. Х.). На этом основании речи этих глав объединяются в один (4-й) отдел книги, который имеет целью ближайшее обоснование и подтверждение описанной сначала в IV-VII, а затем в VIII-XI гл. катастрофы, обоснование, вызванное неверием народа в предсказания Иезекииля ( Иез.12.2, 22 ). Иез.12:2 .  сын человеческий! ты живешь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слы­шать, а не слы­шат; по­тому что они – мятежный дом. Начало главы перемещает нас в несколько позднейшее время: пророк как будто говорит под впечатлением новых горьких опытов, сделанных над пленниками; неудача прежней проповеди, по-видимому, и была поводом к новым откровениям; не только иерусалимлянам, но и мало расположенным к ним вавилонским колонистам не верилось как-то в близкое падение Иудеи. – «Среди дома мятежного». Намеренно без объяснения, как знакомое и многократно упомянутое ( Иез.2.5 и др.), не как в ст. 9, где объяснение менее нужно. LXX почему то: «посреди неправд», может быть по Лев. 16.16 . – «Есть глаза, чтобы видеть и не видят» и т. д. со Втор 29.4 стало любимым выражением у пророков: Ис 6:9 ; Иер 5.21 ; Мк 8.18 . Иез.12:3 .  Ты же, сын человеческий, изготовь себе нужное для пере­селе­ния, и среди дня пере­селяйся перед­ глазами их, и пере­селяйся с места твоего в другое место перед­ глазами их; может быть, они ура­зу­меют, хотя они – дом мятежный; «Нужное для переселения», слав. «сосуды пленнически», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 36 Будущая земля Израилева Обращаясь теперь, собственно, к св. земле, Господь обещает ей вознаграждение за весь позор, причиненный ей враждебными соседними (а. 1–7), и скорое возвращение ее народа, который будет обитать на ней, благословенной плодородием, во множестве и счастье, что заставит умолкнуть все злословия на нее среди язычников (ст. 13–15). В примыкающей сюда отдельной речи объясняется, почему и как должно быть произведено это восстановление св. земли: для славы имени Божия, так как удаление Израиля из св. земли за осквернение ее и плен его язычники сочли бессилием Иеговы; посему Израиль должен быть, хотя и не обращенным еще окончательно, возвращен в свою землю (ст. 16–24); Бог простит ему грехи его и совершенно преобразит сердце его и поведение, и так осыплет его благодеяниями, что Израиль почувствует искреннее раскаяние в прежних мерзостях и отвращение от них (ст. 25–32), благодаря чему св. земля, с которою так связана слава имени Божия в глазах язычников, уже не будет лишаема своего населения, но прославится плодородием и населенностью (ст. 33–38). – Речь отличается особенно теплым чувством к св. земле, как будто последняя была поражена в самое сердце осквернением и нуждается в утешении. По тону в этом отношении настоящей главе противоположна VI. Пророчество в значительной степени исполнилось на послепленном Израиле и тогдашней Палестине, которая достигла значительного благосостояния и богатства, особенно и в Маккавейский период. Пророчество же о духовном преобразовании Израиля, хотя исполнилось и на послепленном Израиле в некоторой степени (верность своей религии до мученичества за нее), но вполне – только в христианском возрождении человечества. Иез.36:1 .  И ты, сын человеческий, изреки про­роче­с­т­во на горы Израилевы и скажи: горы Израилевы! слушайте слово Го­с­по­дне. «И ты, сын человеческий» – Иез.4.1 . – «Горы Израилевы» – Иез.6.2 . Как и там, имеется в виду главным образом Иудея, как всегдашнее средоточие жизни избранного народа и по соответствию с гористой Идумеей. В послепленный период еще более, чем ранее, жизнь Израиля сосредоточивалась в Иудее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 Вступление пророка в служение 1–3. Съедение свитка. 4–11. Успокоительное ободрение пророка к принятию призвания. 12–15. Удаление Божественного явления и перенесение пророка в Тел-Авив. 16–21. Новые разъяснения насчет пророческого призвания. 22–27. Внешнее состояние пророка в течение последующих предсказаний. Иез.3:1 .  И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед­ тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Иез.3:2 .  Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; Иез.3:3 .  и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутрен­ность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах мо­их сладко, как мед. Господь отвлекает пророка от разглядывания свитка, напоминая ему свое требование съесть его с настойчивостью («съешь – съешь» ­­ ну съешь же; в слав. 1 раз, ст. 1), и пророк берет свиток в губы (ст. 2), все еще не решаясь проглотить его; но Господь ясно и определенно требует именно последнего (в третий раз). Это в знак, конечно, того, что сообщаемое ему слово Божие он должен внутренне усваивать, как бы претворять в плоть и кровь свою, чтобы потом при проповеди извлекать его изнутри себя и говорить неистощимо. Съев свиток пророк вопреки ожиданию нашел его сладким и не просто сладким, но чрезвычайно, – как мед. Это было знаком того, что слово Божие, которое содержал свиток, всегда бывает для человека «в радость и веселье сердца» ( Иер 15.16 ; Пс 118.103 ), что «бесконечно приятно быть орудием и вещанием Всевышнего и самые тяжелые божественные истины для человека с духовным разумением имеют отрадные и успокоительные стороны» (Генгстенберг). «Съедение свитка не столь странный символ для древности и востока, как для нас. Мы резко различаем между телесной и духовной жизнью и думаем, что питание служит поддержанию только первой; для древнего же человека еда была больше, чем физическое подкрепление; в древней Аравии общение в еде служило началом и для общения в жизни, связывая едящих и в духовных стремлениях; еда – это непосредственное питание крови, которая с своей стороны есть седалище души; припомним, что через вкушение плода с древа райского можно было достигнуть обладания духовными познаниями; можно указать, наконец, и на христианскую идею вечери в царствии небесном» (Бертолет). LXX в 1 ст. не имеют евр. предложения: «съешь этот свиток», почему его считают глоссой по Иер 15.18 , а в 3 ст. вместо «чрева» имеют «уста», что, вероятно, ошибка переписчика: στομαχον – στομα σου.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Книга девятая Последовательность требовала, дщерь Евстохия, чтобы пророчество о Тире и князе тирском поместить в одном томе и связанное как по месту, так по предречению не разделять чрез порядок книг. Но так как содержание [этого пророчества] слишком обширно и превышает пределы растяжения [тома], то нами до девятой книги отложено толкование, которое по молитвам твоим и всех святых надеемся довести до конца и изъяснить также то, что написано у Иезекииля против фараона и всего Египта. Также и отсюда, вследствие обширности, мы должны отделить [часть] для десятой книги, чтобы удержался одинаковый объем томов и чтобы разделение труда на части доставляло отдохновение и диктующему, и пишущему, и читающему. Глава XXVIII Ueз.XXVIII:1–10 . И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! скажи князю тирскому: так говорит Господь Бог: так как вознеслось сердце твое и ты говорил: «я Бог и воссел на седалище Божием в сердце моря», между тем как ты человек, а не Бог, и ставил сердце свое наравне с сердцем Божиим: то вот ужели ты мудрее Даниила? Никакая тайна не сокрыта от тебя. Мудростию и разумом своим ты приобрел себе силу и собрал золото и серебро в сокровищницы свои. Большою мудростию своею и торговлею своею ты умножил силу свою и вознеслось сердце твое вследствие силы твоей. Поэтому так говорит Господь (Бог): за то, что вознеслось сердце твое, как сердце Божие, вот Я наведу на тебя иноземцев, самых сильных из народов, и они обнажат мечи свои против красы мудрости твоей и обезобразят красоту твою. Они умертвят тебя и предадут, и ты умрешь смертию убитых в сердце моря. Скажешь ли ты пред убийцами своими, говоря: «я Бог»? тогда, как в руке убийц твоих ты человек, а не Бог. Смертию необрезанных умрешь ты в руке иноземцев, ибо Я сказал, говорит Господь Бог. LXX: И было ко мне слово Господне, говорящее: и скажи ты, сын человеческий, князю тирскому: так как вознеслось сердце твое и ты говорил: «я Бог, в обиталище Божием обитал, в сердце моря», ты же человек, а не Бог, и ставил сердце свое наравне с сердцем Божиим: то ужели ты мудрее Даниила? Мудрые не научали тебя мудрости своей: разве образованием своим или мудростию своею ты составил себе силу и собрал золото и серебро в сокровищницы свои, или великим образованием своим и торговыми оборотами своими умножил силу свою? Вследствие силы твоей вознеслось сердце твое. Поэтому так говорит Господь Бог: «за то, что ты поставил сердце свое наравне с сердцем Божиим, вот Я наведу на тебя иноземных губителей из народов, и обнажат они мечи свои на тебя, против красы мудрости твоей, и уничижат красоту твою до погибели, и низведут тебя, и будут располагать (disponent) тобою, и ты умрешь смертию пораженных в сердце моря. Скажешь ли ты пред убийцами своими, говоря: «я Бог»? Но ты человек, а не Бог пред толпою поражающих тебя. Смертию необрезанных ты умрешь в руках иноземцев, ибо Я сказал, говорит Адонаи Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга шестая Я полагал, что по поражении змия 40 в [самой] средине, не оживет новое порождение эхидны, и по смерти Сциллы, по баснословиям поэтов, уже не будут свирепствовать против меня псы Сциллы, не перестающие лаять, и, по поражении еретиков рукой Божией, не будут искушаться в случае возможности, даже избранники Божии; [но] самая ересь не умирает, когда остались детеныши, унаследовавшие ненависть их к нам, и принимая наш образ, не оставляют яда старой матери и лукавого Улисса, и только губы обмазывают медом и, по изречению Писаний ( Пс. 54:22 ), сделали слова свои более мягкими, нежели масло, а сами они – стрелы, и стрелы огненные, которые должны быть отражаемы и угашаемы щитом веры. Это я сказал, дщерь Евстохия, чтобы мне, трудящемуся над произведением пророческим и борющемуся с еретиками, ты помогала молитвами и чтобы Господь Своим умом чрез мои уста изъяснил и шестой том толкований на Иезекииля, и чтобы благодатью тогоже Духа, чрез которого было открыто пророкам то, что мы читаем в Писаниях, было открыто это также и нам, изъясняющим, чтобы мы могли сказать: уста моя отверзох и привлекох Духа ( Пс. 118:131 ). Глава XVIII Ueз.XVIII:1–2 . И было ко мне слово Господне, говорящее: зачем вы обращаете между собою притчу в поговорку в земле Израилевой, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина?» LXX: И было слово Господне ко мне, говорящее: сын человеческий, что это за притча у сыновей Израилевых, говорящих: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина?» Того, что сказали LXX: сын человеческий, в еврейском нет. Учит же божественное Писание тому, что сказанное в Исходе: Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьего и четвертого рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах любящим Мя и хранящим повеления Моя ( Исх. 20:5–6 ), и еще: сниде Господь во облаце, и стал подле Моисея и призва Моисей имя Господне, и мимоиде Господь пред лицем его и воззва к нему, говори: Господь Бог щедр, и милостив, долготерпелив, и многомилостив, и истинен, и правду храняй, и милость в тысящи, отъемляй беззакония, и неправды и грехи, и от беззаконий отцов не очистит чада и чада чад до третьего и четвертого рода ( Исх. 34:5–7 ), так должно понимать, как если бы это была поговорка и притча, так что иное выражается в словах и иное заключается в мыслях, о чем мы также сказали выше в притче о двух орлах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной "/> Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению) И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть Господин и субботы. ( Мк.2:27-28 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и завершается первая седмица Великого поста. Молитвенными подвигами увенчан ныне день субботний. В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мк.2:23-3, 5 ), мы с вами слышали рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос следовал засеянными полями вместе со своими учениками, которые, будучи голодны, стали дорогою срывать колосья. Это очень возмутило фарисеев и они сказали Господу: Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? По иудейскому закону, которому учили народ раввины, в день субботний нельзя было творить никакого действа, нельзя производить никакой работы. Тем более, трудиться в поле. Фарисеи и книжники требовали строжайшего соблюдения этого правила. И тем самым подменяли сущность этого святого дня, поскольку перестали понимать то, что суббота дана была людям для достижения нравственного совершенства, для того, чтобы хоть на один день в неделю человек мог отречься от земной суеты и всего себя – все свои мысли, чувства, желания, действия и устремления – посвятить Богу. Этот день являлся одновременно днем покаяния, днем размышления о содеянных грехах и молитвенного воздыхания. Но разве Бог мог запретить в такой благодатный день совершать дела добра и милосердия, разве выступал Он против проявлений любви к ближним? Вы помните, братья и сестры, как после посещения мытаря Матфея Господь пояснял фарисеям, что значит выражение милости хочу, а не жертвы ( Мф.9:13 ). Спаситель говорил: Пойдите, научитесь , – но вожди иудейские так и не научились, так и не удосужились Его понять. Но ведь Бог ждет от нас не жертв, Ему не нужны посты и омовения, которыми так дорожили фарисеи. Господу нужна любовь, доброе сердечное расположение, отзывчивость и готовность помочь людям. Вот это ценится Отцом Небесным прежде и важнее всего! Если бы иудеи это поняли, то им стали бы ясны слова Иисуса Христа: Суббота для человека, а не человек для субботы. Посему Сын Человеческий есть Господин и субботы. Нельзя ради исполнения закона приносить в жертву добрые дела и устремления, подавлять в себе милосердие, потому что цель и значение жизни человеческой – снискание Царства Небесного, а все добрые начинания есть верные средства для его достижения.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Скачать epub pdf Гибель предателя ( Мф. 27:3–10 ) В то время как связанный Спаситель стоит со своими обвинителями у языческой претории перед Понтием Пилатом, в храме и вне города происходит другое печальное событие. Это гибель Иуды. С того несчастного часа, когда Иуда Искариотский посредством поцелуя предал Сына Божия и Сына Человеческого в Гефсиманском саду и отдал Его в руки Его врагов, с этих пор, говорю, предатель совершенно исчезает с наших глаз. Мы не знаем, вошел ли он вместе с первосвященниками и старейшинами в дом Каиафы, и все, что пришлось там Господу выстрадать, происходило на его глазах, или же он со своей нечистой совестью находился где-нибудь вдали и получал известия о всем, происходившем там, от входивших и выходивших. Но из сообщения евангелистов мы все-таки знаем то, что каким-то образом об осуждении Спасителя он узнал, и это известие наносит страшный удар и его сердцу, и его совести. С этих пор он увидел своими легкомысленными глазами как свою измену, так и ее последствия. Может быть, он надеялся, что Иисус одним словом из уст Своих и одним мановением Своей руки разрушит связывавшие Его оковы и, отнявши мужество у своих врагов, могущественно и торжественно оснует Свое царство, о котором Он так часто говорил. Но теперь Иуда видит, что в своих легкомысленных и безумных ожиданиях он жестоко обманулся. Сердце Иуды содрогнулось пред тяжелыми последствиями его несчастного предательства, и испуг его совести объял его со страшной силой. Поэтому евангелист и замечает, что «Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав Кровь неповинную». «Неповинная Кровь!» Таким признанием сын погибели своеобразно окончил свое апостольское служение. Но самому себе он этим, конечно, не принес никакой пользы. Равным образом это нисколько не коснулось и первосвященников со старейшинами. Но мы радуемся каждому из этих двух слов, произнесенных устами предателя. Святость Сына Божиего и Сына Человеческого едва ли когда-нибудь возвещалась так настойчиво и так торжественно прославлялась, как посредством свидетельства, которое этот несчастный человек, побуждаемый своею совестью, к своему осуждению произнес в Иерусалимском храме. Велика должна быть эта святость, коль скоро даже темная душа предателя не могла отказаться от ее признания и противостоять ее действию. Так, Сын Божий победил Своих врагов и так восторжествовала в Израиле святость Его, в ее глубочайшем смирении. «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный превыше небес» ( Евр. 7, 26 ). И слава Богу: мы имеем Его в Господе нашем Иисусе Христе. Это свидетельствует нам Евангелие на каждой своей странице, это же подтверждают и апостолы. Это должен подтвердить со страхом сердца и сам Иуда Искариотский и даже против своей воли должен прославить имя Иисуса пред друзьями и врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Скачать epub pdf Печальное предсказание и вопрос на пасхальной вечери ( Мф. 26:21–24 ) В сладостной тишине приготовил Господь празднество Пасхальной вечери и послал двух учеников Своих сказать известному человеку в Иерусалиме: «Учитель говорит: время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими». Садясь за трапезу в сердечной любви сказал Он апостолам: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания». В святом и возвышенном смирении умыл Он ноги всем Своим ученикам и объяснил Свое дело в словах: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Вечеря Пасхальная до этого момента протекла в речах любви и истинном ненарушенном мире. Горькое чувство разлуки наполняло сердца присутствующих. И вот вдруг в то время, как ученики ели и пили, Спаситель возвышает печальный голос: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Этот голос был подобен яркой и ослепительной молнии, в тихий вечер вдруг пронесшейся по темному небу. В этом слове мы слышим боль святейшей любви, которою исполнена душа Богочеловека. После этого слова мучительный ужас проник и потряс сердца учеников. Тишина и мир Пасхальной вечери нарушены, страшные вопросы роятся на устах апостолов. Спаситель до этой минуты не думал вовсе о Иуде и относительно предположенных им козней или, говоря вернее, не хотел думать об этом, чтобы тем не нарушить чистого и святого торжества. Теперь же внезапно Он говорит: «Истинно Я говорю вам, что один из вас предаст Меня». На беспокойство и вопросы, с которыми приступили все ученики к Нему, Он отвечает с милующей любовью, но вместе с тем и с наказующей ревностью: «Опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предастся: лучше было бы этому человеку не родиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Скачать epub pdf Скорбный вопль великого страдальца ( Мф. 27:45–46 ) Три первых слова Иисуса Христа – это потоки воды живой, которые, вырываясь из Голгофы, протекают по всей земле. И все труждающиеся и обремененные могут приходить и пить из них и находить себе в них подкрепление. И доныне ходатайство Милостивого Первосвященника служит нам постоянным утешением во всех наших скорбях и бедствиях. Обещание вечного Владыки разбойнику – наш свет и наша надежда в жизни и смерти. Завещание же умирающего Сына Божия матери и апостолу любви ободряет нас, когда тяжелые заботы подкрадываются к нам и удручают нас. Но четвертое слово с креста: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Может сильно устрашить и потрясти человеческое сердце, желающее уяснить себе глубокий и таинственный смысл его. Один ученый, христианин по жизни и по своей вере в Христа, долго сидел и думал над этим словом. Он в продолжение трех дней не оставлял ни комнаты, ни стула, на котором сидел. Все это время он оставался без пищи, питья и сна. Когда же прекратил свои размышления, то сложил свои руки и воскликнул с глубоким смущением: «Бог, оставленный Богом! Кто может понять это?» Да, кто может понять это? Это вопрос, который приводит в движение и потрясает сердце каждого проповедника, с верою размышляющего о данном изречении. Человеческий ум не может понять его непостижимого содержания, а человеческий язык не может изъяснить и истолковать его неизреченной тайны. Однако вера и здесь является тем светилом, которое бросает свои яркие лучи на бездну человеческого бедствия и божественного милосердия и дает нам возможность понять этот вопль Великого Страдальца! Жизнь Спасителя до Его страданий проходила в нищете и в образе раба, среди многих трудов и печалей. Однако это была жизнь, полная святого мира и радости. Отец не пред людьми только свидетельствовал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение! Нет, Сын знал и непрестанно чувствовал в Своем сердце, что Он живет в благоволении и любви Своего Отца. Он мог сказать иудеям: «Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» ( Ин. 8, 29 ). Он мог из могилы Своего друга Лазаря воззвать к Своему Отцу: «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня» ( Ин. 11, 42 ). Он знал, что Его Отец видит все, что с Ним совершается, и знал, что Он поддерживает и укрепляет Его. Слово, которое Он говорил Своим ученикам: «Я не один, потому что Отец со Мною» ( Ин. 16, 32 ), слово это поддерживало и укрепляло Его даже тогда, когда Он готов был отправиться в тяжелый путь за Кедронский поток. Даже когда, тужа и скорбя, лежал Он ниц на земле в Гефсиманском саду, Он мог положиться на Отчее Сердце и умолять Его. Даже, взойдя на крест, Он мог просить Отца об отпущении грехов своих убийц. Он мог, наконец, даже открыть двери рая благоразумному разбойнику, ибо знал, что Отец сделает по Его последней молитве к Нему: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Слово в Великий Вторник : «Грядый Господь к вольной страсти, Апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын человеческий, яко же есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы сшествуем Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним» (на вечере, стихира 1). Когда Господь сказал ученикам Своим: «Лазарь друг наш успе»; тогда один из них воскликнул от лица всех: «идем и мы, да умрем с ним!» ( Ин. 11:11, 16 ). Теперь, братие, наступает время смерти не Лазаря, а Самого Господа нашего, Который говорит, что «по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие» ( Мф. 26:2 ). Усомнится ли кто из нас сказать при сем: «идем и мы, да умрем с Ним?» Но, не сказать только должно сие, а исполнить на самом деле. С Лазарем можно было не умирать; с Господом и Спасителем нашим непременно должно умереть. Слышите ли, как Он Сам призывает нас к сей высокой чести? «Иже не приимет креста своего», – говорит Он всем, – «и в след Мене грядет, несть Мене достоин» ( Мф. 10:38 ). После сего, отказаться от креста и смерти с Господом, значит отказаться от Самого Господа и своего спасения. Кто может решиться на сие? Итак, братие, приидите, приидите вси, не «да сшествуем» токмо грядущему на страдания Господу, к чему призывали мы вас вчера, но и «да распнемся с Ним и умертвимся Его ради житейским сластем». «Но, где Голгофа и крест, необходимые для такого распятия?» Везде, где мы с тобой, слушатель. В самом деле, братие, в мире сем не может быть недостатка и в вещественных крестах. Сколь многие из последователей Христовых в разные времена и в разных странах окончили жизнь, подобно Спасителю своему, на Кресте? И теперь могут повторяться сии случаи; ибо значительная часть рода человеческого доселе почитает нечестием веру в Распятого, и готова преследовать Крест Его новыми крестами. Христианин не обязан искать сих крестов; но когда они сретят его, должен идти на них, не обинуяся. Посему каждый, в каком бы месте и звании ни был, должен всегда питать и укреплять в себе святую решимость, – стоять, в потребном случае, за имя Спасителя своего до крови; должен предварительно делать сие, дабы при нашествии опасности, устрашившись смерти, не постыдить своея веры и не заставить потом Спасителя своего постыдиться такового малодушия пред лицом Бога и Ангелов. И когда приличнее укреплять в себе сию святую решимость пребывать верным Спасителю своему до смерти, как не во дни Его собственных страданий и смерти, за нас подъятой.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010