Чтоб погибнуть за Христову веру. Итак, в сознании или подсознании целого народа звучала одна таинственная нота: что на Косове Христос раздает мученические венцы славы, что нужно добыть эти венцы, что одно царство теряется, а другое обретается и что пробил судьбоносный час пожертвовать всем ради креста честного. С этой нотой в душе сербские воины совершили и все предсмертные приготовления. Простились с домашними, причастились на Косове поле и пошли под крестоносными хоругвями на крест в день святого Вита и святого Амоса – крестной славы благоверного князя. И погиб там государь князь Лазарь, И все войско сербское погибло, Полегло их семьдесят семь тысяч. Все же были святы, благородны. Святой владыка Николай ищет параллель Косову у других народов, прежде всего у православных греков, и не находит. Вот почему далее он смело утверждает: «Ни у одного христианского народа нет в истории того, что есть у сербского народа, нет Косова. Спустя 60 с лишним лет после Косовской битвы пал Царьград, столица Восточного христианства. Был убит христианский царь Константин, сербской крови и происхождения по одному из родителей. Можно было бы сказать: это походит на Косово. А кто-нибудь мог бы сказать и так: это событие значительнее Косова. Боже сохрани! На Косово христианское войско шествовало навстречу смерти, в Царьграде же войско стояло внутри городских стен, надеясь до последнего часа, что смерть как-нибудь минует их, обойдя стороной. Когда ядра из первых в истории пушек пробили городские стены, ужас овладел всеми, и паника охватила и воинов, и горожан. Все храмы наполнились стенаниями, везде молились Богу о спасении города, то есть о спасении тела, о спасении государства и царства земного. Поэтому падение Царьграда для греков – это ночь, а не день, погибель, а не победа. Правда, здесь тоже шла битва креста и полумесяца, но она не стала эпопеей, вдохновляющей будущие поколения. Ибо поражение, воспринимаемое только как поражение, никого не может воодушевить. Как и сама Голгофа без Воскресения никого не может вдохновить и укрепить.

http://pravoslavie.ru/5727.html

Как мученики в жизни, а особенно в смерти отличаются от остальных людей - витязей, героев, так отличаются и после смерти. Пребывание в мученике при жизни Духа Святого (Который, собственно, и дает ему силы на жертвенную смерть), придает также и телу мученика особую ценность - превращает его в «святые мощи». На мощах и крови мучеников утверждена Церковь Христова на земле. Она их собирает и хранит как свое наибольшее, бесценное богатство и выражает литургическое молитвенное почитание. Поэтому и святой князь Лазарь отыскивал святые мощи на Востоке и доставлял их в свою Сербию, укрепляя таким образом ее духовные основы. А после мученической кончины своей на Косовом поле он приложил в ризницу Христовой Церкви и свое святое тело, которое она бережно хранит вот уже целых шесть столетий. Трогательна эта забота Сербской Церкви и сербского народа о мощах Косовского мученика. Церковь их никогда не оставляла, хотя и сама страдала от исторических бурь и гроз, а носила и переносила - с Косова через Раваницу в Сент-Андрею, в сремские монастыри, затем через стольный Белград опять в Раваницу. Особенно волнующим было перемещение их по сербским святыням и землям сербского народа с Видова дня 1988 года по 9 сентября 1989 года, когда они вновь обрели покой в предивной - монастыре Раваница возле Чуприи. На этом пути благородный князь, с одной стороны, проводил смотр своего народа, иногда радуясь, а иногда рыдая, поскольку не всегда и не всюду видел его таким, каким бы хотел. Часто мы - со своими нестроениями, неверием и небреженим к тем вечным ценностям, за которые он страдал - перед ним показывали себя «худшими, нежели до Косова». С другой же стороны, на этом возвратном пути к своему и нашему Косову, чтобы там оказаться в шестисотлетие того Видова дня, святой князь распространял из святых своих мощей небесный мир и благодать на свое потомство, пробуждал уснувшие души и совесть в своем народе, призывая его не как когда-то «письма листом белым», а сам лично, чтобы сербы вернулись к себе и Косову, Косовскому завету и Косовскому Евангелию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Станет ли новым Сербским Патриархом экуменист и русофоб? Расстановка сил и обстоятельства подготовки Синода Сербской Церкви вызывают тревогу 11.02.2021 3314 Время на чтение 4 минуты Как ранее сообщалось , 18 февраля состоятся выборы Предстоятеля Сербской Православной Церкви (СПЦ). «Святой Архиерейский Синод на сегодняшнем заседании принял решение о том, что Архиерейский собор, на котором 18 февраля будут выбирать Патриарха СПЦ, пройдет в крипте (нижней церкви) храма святителя Саввы», – сообщил 10 февраля источник агентства ТанЮг. Удивительно, но в сербском информационном пространстве тема избрания Предстоятеля Церкви занимает куда меньшее место, нежели следовало ожидать, учитывая, что подавляющее большинство сербов принадлежат Сербской Православной Церкви. Один из старейших и влиятельнейших архиереев СПЦ, епископ Бачский Ириней (Булович) выступил на страницах журнала ПЕЧАТ, самого читаемого патриотического бумажного издания в современной Сербии, с декларацией позиции, недвусмысленно консервативной и русофильской. Однако после этой публикации владыка почему-то замолк. Тема подготовки к избранию сербского Первоиерарха очень аккуратно освещается провластными СМИ. Сербские конспирологи усмотрели в этом, как и в самом факте проведения избрания Предстоятеля в крипте храма свт. Саввы сигнал, который должен указывать на то, что власти Республики Сербия надеются на «плодотворное сотрудничество Церкви с правящим режимом». Конечно же, в первую очередь речь идёт о взаимопонимании и взаимодействии в решении деликатнейшего косовского вопроса. Приходит время принимать непопулярное решение о признании Косова, и власть должна быть уверена, что Церковь с пониманием отнесётся к необходимости принять такое решение. С точки зрения власти основной задачей будущего сербского Патриарха – в пространстве общественно-политическом – должно стать недопущение радикализации неминуемых протестов в случае признания Сербией Косова. Избранный Патриарх ни в коем случае не должен стать знаменем этих протестов.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/11/st...

87 Государств. арх. Кабин. дела II, 15, стр. 1071–1702. Тоже письмо, вместе с проповедью Стефана и отметками на поле против некоторых мест собственною рукою Государя, в Кабин, дел., отд. I, 31, л. 1–20. В тоже время Стефан послал письмо к Кабинет-секретарю А. В. Макарову: «Любовь твоя и благоприклонство ко всем творит мне надежду, яко не посрамиши мене от чаяния моего, но в печали моей настоящей даси мне руку помощи и в тяжестех сердечных ослабление. Написал я нужду мою к самому Монарху; только в том у тебе, государя моего, прошу милости, благоволи, усмотри время, прочесть пред лицем монаршим, либо милостивно донеси на словах то, что там написано. А каков будет ответ, благоволи, государь, молю тя смиренно, благовестием утешити мя печального, буде получу на мою слезную прозьбу премилостивое монаршее соизволение. А я долженствую вечно Бога молить за тебя, государя моего, ему же есмь всяких благ временных и вечных недостойный богомолец и слуга нижайший. Смиренный Стефан М.. В. 1712, Марта 21». 89 «Здесь архиерей рязанской – писал Макаров из Москвы в С.-Петербург, к секретарю Придв. конторы А. А. Яковлеву – и прочие все духовныя персоны имели совет о противниках Церкви, на котором положили, что предать их проклятию, что прошлаго воскресенья учинили и публично их анафемовали, а именно Дмитрия Тверитинова, Фомку (которой изрубил в Чудове образ чудотворца Алексея), Ивашку Максимова; также и сообщников их – Мишку Косова и Мишку Сапожника, которые ныне в Санкт-Петербурхе, також предали проклятию. И хотя я о делах помянутых Мищки Косова и Мишки Сапожникова, какое они сообщение с помянутыми Фомкою и Миткою и Ивашкою имели, подлинно и неведом, однако, как я слышал от верных людей, что помянутые Мишка Косой и Мишка Сапожник великие плуты и злодеи, и для того надобно на них смотреть что (б) они несделали какой беды по делам тем, которые отсель из приказов забраны по их доношению. – 1714г. 18 Окт». – (Госуд. архив. Дела Морсочникова). 95 Мы приводим их вполне в том виде, как они написаны Петром: «Кто покажет себя явным еретиком и разорителем заповедей Божиих, таких, по триех увещаниях, по апостолу отлучать, а не так как ныне для ссор с собою и своими отлучают всякаго таинства, и не только тех, но их домовых безразсудно».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Современная очевидица - Наталия Батраева - пишет: " Монастырь Девич был основан в 1434 году на и месте, где в пустом стволе букового дерева подвизался исихаст XV века святой Иоанникий Девичский. Монастырь находится в густых лесах, в пяти километрах от города Србица. Ктитор - деспот Джурдж Бранкович - построил обитель в знак благодарности за излечение его больной дочери-девицы. Отсюда и произошло название - Девич. Во время турецкого ига монастырь неоднократно подвергался осквернению, сожжению и разрушению, однако неизменно восстанавливался и реконструировался. Сегодня в Девиче насчитывается несколько церквей: Введения во храм Пресвятой Богородицы, святого Иоанникия и святого Георгия. В них сохранились три слоя фресковой росписи: XV, XVI и XIX веков. Ранее монастырь располагал богатейшим собранием книг, переписанных в собственной мастерской, которые хранились здесь на протяжении столетий. В 1941 году, во время итальянской оккупации Косова, храмы и келейные корпуса были разграблены и взорваны албанскими нацистами (игумена Дамаскина (Бошковича), как и его предшественника Паисия, албанцы убили - А.П.). В пожаре сгорели все старинные книги и иконостас с древними иконами. Пещера святого Иоанникия Девичского, находящаяся на холме севернее монастыря, также подверглась разорению. В 1950 году (по другим данным - в 1947 г.) Девич, больше похожий на груду камней, был восстановлен трудами игуменьи Параскевы и сестер. В 1999 году, сразу после вывода из Косова Югославской армии и прихода французского контингента КФОР в район Србицы, в монастырь ворвались албанцы - члены ОАК. С 12 по 14 июля длилась оккупация монастыря. На протяжении трех дней святыню оскверняли и грабили. Монахини вместе со своим духовником отцом Серафимом стали пленниками, и все это время подвергались физическим и моральным издевательствам. В результате отец Серафим был избит, а самую молодую сестру один из бандитов принуждал снять апостольник, на что она ответила решительным отказом. С 1999 до 2002 года монастырь охраняли русские войска, их военная база находилась неподалеку. За это время в Девиче крестились около тридцати русских солдат.

http://pravoslavie.ru/88870.html

– На протяжении лет вы были для многих единственным гостем, помощью и утешением. Что является наибольшей проблемой и наибольшим вызовом для Вас? – Монастыри, особенно на территории Косова и Метохии, сегодня играют особо важную роль и несут особую ответственность перед народом, который видит в них свою надежду и поддержку. Мы, как монахи, не имеем права предать эти надежды народа. Мы должны работать все вместе над усилением церковной и духовной жизни, в первую очередь, на приходах и в народной среде. Путем соборного единения народа надо трудиться, в первую очередь, над преодолением различных идеологических разделений, с которыми народ сталкивается годами. С другой стороны, необходимо вложить много труда, чтобы Церковь помогла в смягчении тяжелой гуманитарной ситуации, а также помочь по мере сил тем, кто находится в тяжелом социальном положении, особенно вернувшимся сербам, которые сегодня пытаются начать новую жизнь на территории Косова и Метохии. – Церковь вместе с верующими показала единство, духовную зрелость и ответственность на фоне неожиданного ряда событий, связанных с лишенным епископского сана бывшим владыкой Артемием. Каково сегодня положение в епархии? Есть ли «артемиевцы» в епархии и точно ли то, что эти люди, «лишенные священнического и монашеского чина», совершают «незаконные обряды»: служат литургии, причащают, крестят, венчают? – Священство и верующие показали поистине великое единство и зрелость, так как не пошли на поводу у тех, кто на территории епархии Рашко-Призренской попробовал организовать раскольнический центр, последствием чего могло стать разделение Сербской Церкви и нашего народа. В настоящий момент последователи монаха Артемия пытаются то здесь, то там внести раздор и распри, но в этом не имеют поддержки народа. Наш верующий народ, слава Богу, умеет отличить секту от Церкви, к которой принадлежит, и распопов от священников Христовых, поэтому я могу сказать, что их попытка разъединения Церкви, в сущности, не удалась. Церковь продолжает идти своей дорогой, а секты идут на задворки истории.

http://pravoslavie.ru/44254.html

– Естественно, не нарушены ни каноны, ни устав Церкви, так как в этом случае это означало бы, что никто из 36 присутствовавших на Соборе епископов, во главе с Патриархом Иринеем, не знают правил Церкви. Епископа, согласно канонам, должны судить не менее 12 архиереев. В случае бывшего владыки Артемия Собор в тот момент уже заседал, и поэтому было принято предложение, по которому Собор был превращен в Церковный суд, принявший полноправное и законное решение. Собор выбирает епископов и имеет право лишить их сана. Так происходило и раньше в истории. – Но его защита там не была слышна... – Бывший владыка Артемий во время заседания совершил попытку путча в канонической епархии Сербской Православной Церкви. Участвовал в насильственном захвате монастырей, не принадлежащих ему канонически, и подписывал акты с фальсифицированной печатью епархии. Для Собора это было более чем ясным свидетельством и доказательством вины. Поэтому распространяемые бывшим владыкой спекуляции о мнимой канонической необоснованности этого решения совершенно беспредметны. – Нанесли ли все эти события вред Церкви, и было ли необходимым участие Косовской полиции в монастырях Дубоки Поток и Девине воде? – Защита имущества от узурпации – легальное право СПЦ, как и любой другой институции. Поэтому участие полиции, в этом случае сербов из Косовской полицейской службы, было единственно доступной нам возможностью. Речь идет о КПС, которая находится в командной структуре ЕУЛЕКС, а не Приштины. ЕУЛЕКС не признает независимость Косова и действует по мандату миссии ООН. Собор занял твердую позицию: собственность Сербской Церкви необходимо вернуть в руки законных епархиальных властей и не допустить организации на территори Косова какой бы то ни было «раскольничьей церкви», которая бы использовала собственность Сербской Церкви. Искренно говоря, мне тяжело из-за всего этого, но служение Церкви должно быть превыше наших ощущений. – «Закрыт» ли этими решениями случай бывшего владыки Артемия и может ли он и в дальнейшем представлять опасность для единства Сербской Православной Церкви?

http://pravoslavie.ru/43060.html

В Югославии о геноциде над сербами не говорили, и страна ничего не предпринимала на международном уровне. И тут надо вспомнить слова Святителя Николая Велимировича о Ясеновце. Он сербам оставил три завета: не мстить, то есть не отвечать злом на зло, гордиться своими мучениками и рассказывать целому миру о произошедшем, чтобы это никогда не повторилось. Христиане выполнили первый завет, но не забывайте, что мы жили при коммунизме, многие потеряли веру в Бога - и они мстили. Их надо вновь евангелизировать, чтобы они осознали недопустимость мщения. Далее, 13 сентября отмечается день новомучеников Ясеновца, на что мы, конечно, должны чаще обращать внимание и РПЦ. Наконец, комитет по Ясеновцу Сербской православной церкви как раз на таких, вроде сегодняшнего, мероприятиях, рассказывает миру о произошедшем с нашим народом. Говорим о наших страданиях, которые были ради Христа и ради славянского имени. Потому что хорватские преступники-усташи видели себя новыми крестоносцами, борцами за католицизм и защитниками его от “восточной ереси”. Все, кто пострадали от их рук, на самом деле, - новомученики. - Случившееся в Косово в конце 90-х тоже было геноцидом сербского населения? - Это продолжение изгнания. Можно называть по-разному – геноцид, этническая чистка, военные преступления. Элементы всего этого присутствуют: и не только 1999 год, но и мартовские погромы 2004 года, более того, это продолжается и сейчас. Буквально две недели назад я похоронил еще одного косовского серба, убитого в селе недалеко от монастыря Печ только за то, что он серб. - Какова сейчас ситуация в крае? Настрой людей? - Что бы ни происходило, сербский народ должен остаться и возвращаться в Косово, а святыни – восстанавливаться. Конечно, есть те, кто ощущает себя преданным, оставленным своей страной. Поэтому к косовским сербам надо ездить, пытаться возвратить надежду. Из-за этого, кстати, важен каждый приезд русских в Косово. Народ никогда не забудет марш-бросок российских десантников на Приштину. Если бы не они, может быть, сербы с севера Косова тоже были бы " вычищены " , как с юга. К сожалению, российский контингент оставил Косово, и мне думается, что сейчас как Сербия, так и Россия сожалеют об этом.

http://pravoslavie.ru/62207.html

Четыре года подряд делегация Фонда Андрея Первозванного доставляет из Иерусалима в Россию Благодатный огонь, сходящий в канун Православной Пасхи на Гроб Господень и совместно с телекомпанией " НТВ " организует телевизионную трансляцию из Гроба Господня этого чуда в Россию, Армениию, Украину, Белоруссию. Благодатный огонь, привезенный Фондом, распространяется по многим регионам России и Ближнего Зарубежья. " Принесение в Россию православных святынь " Значительным событием в жизни России и славянских стран СНГ в 2006 г. стало, организованное Фондом Андрея Первозванного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Святейшего Патриарха Сербского Павла, принесение десницы Честного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святыня, принесенная из Цетинского монастыря в Черногории, с 7 июня по 18 июля 2006 г. пребывала на канонической территории Московского Патриархата, посетив 11 епархий. Этот международный проект – продолжение программы Фонда Андрея Первозванного по принесению в Россию и страны ближнего зарубежья православных святынь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Aлekcuя II в 2003 году Фондом в пределы РПЦ была принесена стопа Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного со святой горы Афон, в 2004–2005 гг. был осуществлен семимесячный крестный ход по России и странам СНГ (Прибалтики, Средней Азии и Закавказья) с мощами святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Эта акция проводилась совместными усилиями Фонда Андрея Первозванного и Русской Православной церкви за рубежом. " Помощь Косово и Метохии " Летом 2004 года была осуществлена программа " Дети Косова " . 500 детей из Косова смогли приехать в Россию и отдохнуть в детских оздоровительных лагерях. С 16 по 19 февраля 2005 года Центром Национальной Славы и Фондом Андрея Первозванного была организована доставка гуманитарной помощи сербским селам Косово и Метохии терпящим гуманитарную катастрофу. В Приштинском университета, преподаватели из России провели семинар для преподавателей русского языка школ Косово и Метохии. Данный семинар – начало программы по развитию русского языка как средства межнационального общения. По итогам поездки состоялся доклад руководства ЦНСР и ФАП в ЮНЕСКО.

http://religare.ru/2_36201.html

Предстоятель Сербской Православной Церкви поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла «за возможность поклониться святыням Русской Церкви, помолиться с русским народом и заручиться благодатью Божией». По свидетельству Святейшего Иринея, 1025-летие Крещения Руси значимо не только для Русской Православной Церкви, но для всех славянских народов. Говоря о своем визите в Русскую Православную Церковь, начавшемся накануне, он подчеркнул, что «этот визит должен укрепить наши духовные узы» и способствовать дальнейшему развитию отношений. Святейший Патриарх Ириней выразил уверенность, что славянские народы должны сплотиться, и напомнил слова святителя Николая (Велимировича) об исторической роли, которую они еще должны сыграть. «Эта роль относится, в основном, к русскому народу и Русской Православной Церкви, которая должна возглавлять большую славянскую семью», — добавил Святейший Владыка. Предстоятель Сербской Православной Церкви упомянул, что на встрече будет рассмотрен ряд актуальных тем церковной жизни. «Нам как представителям славянских народов нужно иметь общую позицию по решению вопросов в единстве с остальными Православными Церквами», — констатировал он. В ходе беседы Святейший Владыка коснулся ситуации в Косовском крае. Он напомнил, что кафедра Предстоятелей Сербской Православной Церкви находится в Печской Патриархии. Существует опасность, что эта территория окажется за пределами Сербии. «Наш народ столетиями страдает на территории Косова и Метохии», — констатировал Святейший Патриарх Ириней, напомнив о турецком владычестве в прошлом и желании ряда стран в настоящее время выделить эту территорию из состава Сербского государства и сформировать второе албанское государство. «Если бы мы отреклись от Косова и Метохии, это означало бы, что мы отреклись от своих святынь и своей истории, ведь наши главные исторические памятники находятся там», — подчеркнул Святейший Патриарх Ириней. «Руководство нашей страны в настоящее время испытывает влияние со стороны Запада, и Сербская Православная Церковь прилагает огромные усилия, чтобы сознание власть имущих было связано с Россией и Русской Православной Церковью, — продолжил Святейший Владыка. — Я часто вспоминаю перед лицом властей Сербии слова известного сербского политика первой половины XX века Николы Пашича, который сказал, что нужно привязать маленькую лодку Сербской Православной Церкви к кораблю Русской Православной Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/3105636.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010