Косово и Метохия, с нашей точки зрения, не вопрос лишь национальной идеологии или мифологии, ни, тем более, вопрос только территории, но представляет собой саму суть нашего церковно-народного бытия и существования, без которых мы потеряемся в процессе общей глобализации и обмирщения. Процветание Сербии не может опираться на разрушении того, что представляет собой краеугольный камень его самобытности и ее истории и государственности. Сербская Православная Церковь повторяет и подтверждает свою вековую позицию по Косово и Метохии, неизменную от эпохи святородной лозы Неманичей и от Косовской битвы и по сей день, а в наши дни от Меморандума нашей Церкви по Косово и Метохии от 2003 года и до сего дня. Она никогда не покидала Косово и Метохию, не будет когда-либо покидать. В любых условиях и невзгодах Церковь останется с их древними святыням и с его верным народом», - говорится в послании сербских архиереев. Касаясь вопроса о признании независимости Косова, Собор подтвердил верность четкой позиции Предстоятеля Сербской Православной Церкви Святейшего Патриарха Иринея, который однажды заявил: «Мы обращаемся к нашим политикам, что они не имеют права никогда дать свое согласие на отчуждение Косова и Метохии, потому что то, что силой взято, это и вернётся, а то, что подарено кому-то, это потеряно навсегда. Сербы и Сербия не должны позволить этого». Собор выразил надежду на то, что «все проблемы, созданные, в первую очередь вследствие вооруженного восстания албанских сепаратистов, а затем - оккупации края, решатся исключительно мирным путем в соответствии с принципами справедливости и права. Мир является необходимым условием для этого, чтобы косовско-метохийские сербы могли бы жить свободно, без страха за свою жизнь, а справедливость в отношении них, в то же время приведет к справедливым решениям для тамошних албанцев, и для всех общин, проживающих в Косово и Метохии». Собор отметил, что «сохранение Косова и Метохии в качестве неотделимой части Сербии, по всем международным стандартам, а также в соответствии с Конституцией Сербии и с Резолюцие й 1244 ООН не означает конфронтации с миром», но подтверждает тот факт, что «без обеспечения основных прав и свобод одного народа, его идентичности, духовности и культуры, не может быть найдено стабильное долгосрочное решение».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/24/se...

При этом хочу сказать, что в Сербии выпущен целый ряд книг о памятниках в Косово, вышли и книги, посвященные разрушениям. Но в мире, к великому сожалению, эта информация воспринимается, как пропагандистская война, в которой ни той, ни другой стороне доверять нельзя. Я с такой позицией встречался часто и недавно, разговаривая со своими английскими коллегами, еще раз столкнулся с этим мнением. Эта книга – ответ такой позиции, мы говорим, что можно со всем этим разобраться, можно это все засвидетельствовать в максимально объективной форме. Насколько мне известно, это первая такого рода книга, которая рассказывает о событиях в Косове не из Сербии, а как бы со стороны. И в этом, мне кажется, ее особое значение. Помимо особого политического значения этого издания, мне хочется сказать о том, чем оно интересно само по себе. Это, в первую очередь, замечательный текст профессора Чурчича, человека, который почти 40 лет занимался изучением памятников Косова. И в этом тексте, рассчитанном на широкого, читателя он представил совершенно новую картину культурного и художественного значения Косова в мировом контексте. Также очень важной была для нас вторая часть, связанная с катастрофой, здесь мы старались быть максимально объективными. Мы не только привели выдающийся по своей остроте и точности доклад известнейшей мировой организации Human Rights Watch, в котором дается предельно жесткая оценка происшедшего, в том числе оценка позиции администрации ООН и войск НАТО во время мартовских погромов 2004 года, но также, в той же антологии документов, мы привели реляции представителя американского госдепартамента по Косово, который накануне мартовских погромов официально информировал власти о том, что все спокойно. Нашей задачей было представить максимально полную картину документов и мнений, которые существуют в связи с памятниками Косова. Особенность каталога памятников в третьей части этой книги в том, что он сохраняет совершенно уникальную информацию о памятниках, которые там описаны. Например, существует церковь XIX века, со своей историей, со своим культурным контекстом, ее никто никогда не описывал, потому что она считалась достаточно поздней. Эту церковь уничтожили, и в некоторых случаях мы столкнулись с тем, что не осталось вообще никакой информации, даже о названии этой церкви, упоминания, что она там была. Во многих случаях нам приходилось предпринимать специальные усилия, проводить большую работу в этом направлении.

http://pravoslavie.ru/746.html

В программе этого паломнического визита были Божественные литургии на Гробе Господнем и в Горненском монастыре, посещение монастырей на Елеоне и в Гефсимании, Вифлеема, Назарета, Тиверии и других мест, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа, великое освящение воды в реке Иордан на месте Крещения Спасителя. Ни для кого не секрет, сколь трагично нынешнее положение сербского населения Косова. Русская Православная Церковь традиционно оказывает поддержку братской Сербской Православной Церкви в ее нелегкой миссии в этом крае. Не стал исключением и период 2011-2012 годов. Мы старались, по возможности, привлечь внимание международной общественности к бедственному положению православных верующих Косова и Метохии. В январе 2012 года по моему благословению в монастырях Русской Православной Церкви был начат сбор пожертвований на нужды православных братьев в Косове. Собранные средства будут направлены на поддержку сербских храмов и монастырей в Косовском крае, а также на организацию так называемых «народных кухонь», которые снабжают горячим питанием бедствующее православное население Косова и Метохии. Часть средств уже передана Православной Духовной семинарии в Призрене, которая восстанавливается после нескольких лет запустения. Призываю епархии и монастыри активнее включиться в дело помощи нашим единоверцам, находящимся в тяжелейшем положении. На протяжении 2011-2012 годов пределы Московского Патриархата неоднократно посещал Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор. В декабре 2011 года исполнилось 60 лет дарования Московским Патриархатом автокефалии Чехословацкой Православной Церкви и интронизации ее первого Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Елевферия. Эта важная историческая дата была отмечена состоявшимися в Праге церковными торжествами. К сожалению, некоторыми церковными деятелями это было истолковано превратно. Однако едва ли кто может отрицать значение произошедшего 60 лет назад и ту особую роль, которую сыграла Русская Православная Церковь в становлении и развитии Православия в Чехии и Словакии.

http://e-vestnik.ru/church/doklad_svyate...

П.Т.: Напомню читателям, что речь идёт о перестройке в Сербской Церкви, суть которой в целом заключается в том, чтобы Церковь избавить от исполнения миссии «национальной скрепы». На протяжении восьми веков Сербская Церковь была стержнем и «панцирем», сохраняющим Сербский народ как таковой от ассимиляции. По мнению ряда богословов и архиереев, это привело к тому, что внешнее в православной культуре затмило внутреннее, закономерным следствием чего стало сведение духовной жизни к совершению неких норм «бытовой культуры». В принципе, так оно по большому счёту и есть, но на практике, а не в теории, скорее всего, получится так, что отказ от внешнего приведёт вовсе не к расцвету духовности, а к ускорению апостасийных процессов. Теперь уже под лозунгами уранополитскими. З.Ч.: Как наиболее уважаемый сербский национальный институт, Сербская Православная Церковь должна ясно и громко противостоять любой новой попытке оторвать Косово и Метохию от Сербии и подтвердить так называемую Независимость Косово от государственных властей Сербии. П.Т.: Конечно, никто из структур, заинтересованных в том, чтобы «вопрос Косова был урегулирован», не собирается требовать от СПЦ «разворота в вопросе Косова на 180 градусов». Речь, по всей вероятности, идёт о том, чтобы обезопасить государство от потрясений, которые, несомненно, будут сопутствовать процессу «принятия непопулярных решений по вопросу Косова». Т.е. режим Вучича заинтересован в том, чтобы будущий Патриарх не стал знаменем вполне ожидаемых протестов против правительства. Протесты в Черногории наглядно показали, что Сербская Православная Церковь обладает серьёзным мобилизационным потенциалом. З.Ч.: Наконец, Сербской Православной Церкви придётся отстаивать свою до сих пор ясную позицию в отношении неканонического решения Патриарха Варфоломея по «украинскому вопросу». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Дай, Господи, чтобы на Троне Сербских Патриархов воцарился преемник Святого Патриарха Павла.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/18/o_...

Предложение Платформы готовится и в Вашингтоне, до конца года этот документ должен быть написан. США стремиться к формуле «условная независимость» для Косова. Это подразумевает независимость, но с ограничениями: ни к кому не присоединяться, не иметь полного суверенитета во внешней политике, обеспечить долгосрочное присутствие НАТО, ЕС и США на территории Косова. США выбрали карьерного дипломата Фрэнка Виснера руководить с американской стороны переговорным процессом в Косове. К Балканам он не имеет никакого отношения. Но… он хороший друг Ричарда Холбрука, главного пропагандиста косовской независимости, а также имеет личный интерес на той территории — его компания AIG продаёт в Косове полисы обязательного страхования автомобилей. Все стороны готовятся к переговорам. Собирается на совещания албанская переговорная команда в Приштине. 6 декабря состоялось первое заседание сербской Делегации и Комитета Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви по Косову и Метохии. Представители Комитета выразили полную поддержку со стороны Церкви делегации Сербии на переговорах и выразили озабоченность вопросом сохранения в крае православных святынь и памятников культуры, сербского населения и имущества. Они напомнили, что 3 ноября Священный Собор принял решение о том, что Косово и Метохия должны остаться в составе Сербии. Достигнута договорённость, что будет проходить постоянное согласование позиций представителей СПЦ и Делегации Сербии, участвующей в переговорах. В Европе конечного решения проблемы Косова нет, поэтому, по всей вероятности, своё решение будет пробивать США. Опыт переговоров у американцев имеется. Это — Дэйтон, когда свою роль сыграла система ультиматумов, а также Рамбуйе, когда решение было признанным без подписи одной из двух сторон. Без сомнения, опять будут применяться методы принуждения и давления, особенно на сербскую сторону. Чем в этот раз могут её пугать? — Помощью в отделении Черногории, интернационализацией вопроса о Воеводине и Санджаке, недопущением Сербии в ЕС и НАТО.

http://pravoslavie.ru/5172.html

Собором было также отмечено, что у Сербской Церкви есть сложности в отношениях с некоторыми католическими архиереями из Хорватии, неприкрыто придерживающимися проусташской ориентации и риторики. Собор дипломатично выразил надежду, что Ватикан сможет повлиять на римо-католических хорватских архиереев. Хотя оснований для таких надежд не видно. Собор особое внимание уделил святыням брака и семьи и подтвердил свое прошлогоднее решение о создании специальной синодальной комиссии, которая будет заниматься этими проблемными вопросами. Также принято решение о создании Синодальной комиссии по биоэтике и экологии. Важнейшее значение среди решений Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви имеет послание Собора по вопросу Косова и Метохии. Этот принципиальный документ наверняка окажет влияние на оздоровление ситуации вокруг дискуссий о будущем аннексированной сербской провинции. В преамбуле послания сербские архиереи подчеркивают, что это принципиальное послание они адресуют не только «верных сынам и дочерям Церкви, но также национальной и мировой общественности». В послании четко определено, что «вопрос Косова и Метохии является главнейшим сербским церковным, национальным и государственным вопросом». В этих словах нельзя не увидеть ответа тем сербским политикам, которые призывают «принять новые реалии», пойти на «трудные, но необходимые уступки», имея в виду, разумеется, признание Сербией независимости Косова. Архиерейский Собор прямо заявляет, что берет на себя ответственность «за сохранение этих наших исторических краев в границах Сербии и за будущее сербского народа в ней», поскольку Церковь является «духовной матерью сербского народа в целом и Сербии, как страны, к территории которой и относится Косово и Метохия». «Косово и Метохия, с его 1500-ми сербскими православными христианскими монастырями, церквями, задушбинами и памятниками сербской культуры, представляет собою неотъемлемую часть Сербии, о чем убедительно свидетельствует традиционное духовное сознание нашей Церкви, в которой Косовский Завет означает выражение центрального послания Нового Завета, в частности воплощение в историческом опыте сербского народа, как и сознании сербского народа, его самобытности, духовных и этических ценностей и исторического пути.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/24/se...

- Прежде всего, я хотел бы вас поприветствовать, потому что главное чувство, которое мы испытываем, находясь на святой русской земле, это чувство братской любви, братских отношений. О вопросах Косова и Метохии я не могу говорить как политик, но только как человек Церкви. Косово и Метохия - самый глубокий корень нашего народа, памяти нашего народа о его духовности. Прежде всего, на этой небольшой территории находится более тысячи четырёхсот сербских монастырей, церквей, прекраснейших святынь. Сейчас крайне важно присутствие, свидетельство Сербской Церкви на Косове и в Метохии. Там положение сербского народа крайне тяжёлое, и те страдания, которые переживает сейчас сербский народ, не переживает ни один народ в Европе на сегодняшний день. Несмотря на присутствие многочисленных миротворческих сил безопасности из Европы и других стран мира, сербский народ по-прежнему не имеет элементарных человеческих прав. Я был свидетелем первого страшного испытания сербского народа в 1999 году, также был свидетелем погрома сербских святынь на Косове 2004 года. Эти тяжёлые условия не заставили сербское священство и монашество покинуть Косово и Метохию, что было целью погрома в 2004 году. И, как бы ни решился вопрос Косова и Метохии, наше священство останется со своим народом. - Владыка, каков на Ваш взгляд духовный смысл страдания сербского народа на Косове и в Метохии? - Наш народ сейчас - распятый народ, он носит на себе крест Христов. Всегда, когда мы несём на себе крест и страдаем, то чувствуем и силу воскресения. И это страдание имеет значение очищения и духовного преображения. Чувство сострадания испытывают по отношению к нам все православные народы и все люди с доброй и чистой совестью. Мы видим в этом большой смысл. Жертва на Косове и в Метохии имеет большое значение для всех нас. - Как мы, русские люди, не политики, а простые люди можем помочь сербскому народу в этом его страдании? - Я провёл сейчас в России 15 дней, мне пришлось общаться с русским священством и с русским православным народом. Повсюду люди свидетельствовали свою озабоченность в судьбах Косова и Метохии, сербского народа на Косове и в Метохии. Мы видели, что во всех монастырях монахи молятся о Косове и Метохии, о своих страдающих братьях. Я уверен, что эти молитвы будут услышаны, и страдания обернутся добром для сербского народа и для всего православного мира.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

На Косовом поле мы найдем и тех, и других. Хотя все пришли на Косово сознательно и добровольно За честной крест кровь пролить, сражаясь, И за веру с братьями погибнуть, однако не все до конца были тверды в этом решении. В то время как князь Лазарь и его войско пребыли верными своему обету и предназначению и все, Как один, на Косове остались, Вук Бранкович со своими приспешниками изменил и себе, и князю. Тем самым он лишил себя звания мученика и заслужил имя «предателя». Из этого следует, что смерть мученика существенно отличается от смерти обычного воина. Воин сражается, страдает и гибнет из-за одного человека (царя или короля), либо за чисто человеческие и земные интересы, в то время как мученик страдает ради Сына Человеческого . Мученичество мученика предполагает мученичество – свидетельство о Том, Кто «на cie родихся и на cie npiuдoxъ въ мipъ, да свидетельствую истину» (Ин. 18: 37). Здесь ученик страдает, как и Учитель, или, лучше сказать, с Учителем, ибо он находится в том же эсхатологическом времени, где слово «истина» обозначает как раз познание Самого Бога, Который всегда истинен и неизменен. В связи с этим различием можно сказать вместе со святым владыкой Николаем, который глубже всех в нашем народе понял смысл и величие Косова: «Косово – уникальное явление в 20-вековой истории христианского мира» . Чтобы это доказать, святой владыка попытался найти в истории либо сербского, либо какого-нибудь другого христианского народа нечто подобное Косову – и не нашел. По его словам, «Косово выделяется из всех сербских побед и поражений двумя отличительными особенностями: исключительностью мотива борьбы и решимостью на мученическую смерть». «Что означают эти отличительные особенности? – спрашивает он и дает сжатый ответ: – Все прочие сражения и войны (заканчивались ли они победами или поражениями) велись по двойственным мотивам и с разделенным сердцем: во имя христианства и в то же время – во имя сербской державы, то есть за веру и за государство, за душу, но и за тело». И «еще, – говорит владыка Николай, – во всех этих войнах (до Косова и после Косова) нигде не проявлялась сознательная воля ни полководца, ни воинов погибнуть, охотно и добровольно принять смерть и мученический венец… Они шли в бой с двойной мыслью: победить или погибнуть, но с желанием победить, а не погибнуть» .

http://pravoslavie.ru/5727.html

В соответствии с официальным заявлением специального представителя генерального секретаря ООН по Косово Мартти Ахтисаари общий характер вопросов обсуждаемых на переговорах в Вене таков: сербская сторона по-прежнему готова «дать практически все, кроме независимости», албанская сторона не принимает «ничего, кроме полной независимости». Какие мотивы стоят за этими позициями? Сербская сторона, соглашаясь на самую широкую автономию края, демонстрирует свою добрую волю и стремление к миру между албанцами и сербами в Косове. В этом контексте твердое требование независимости с албанской стороны выглядит угрожающе.  Тем более что такого рода слова подкрепляются делами: только за неделю, предшествовавшую минувшему раунду переговоров 7 августа, экстремисты взорвали церковь в городе Обилич, трижды обстреливали сербские села из автоматического оружия, а также осквернили православное кладбище в предместье столицы края Приштины. Упорно несговорчивая позиция албанской делегации, в составе которой находятся по большей части полевые командиры так называемой Освободительной армии Косово, объясняется тем, что западные страны готовы сейчас поддержать требования албанской стороны без предоставления каких бы то ни было гарантий коренному сербскому населению. 2006 год объявлен годом окончательного определения статуса Косова, пока что формально находящегося под суверенитетом Сербии. Теперь официальная формула урегулирования конфликта, принятая на уровне ООН, отводит стандартам соблюдения прав и безопасности сербского населения Косова второстепенную роль. После вручения патриаршей награды Ненад Попович ответил на некоторые вопросы журналистов. – Господин Попович, насколько Косово и Метохия могут быть сегодня независимы экономически? – С экономической точки зрения Косово не имеет возможности существовать самостоятельно. Последние несколько десятилетий все республики бывшей Югославии финансировали Косово. Косово самостоятельно не жило никогда. Международное сообщество в течение последних шести-семи лет вложило в Косово несколько миллиардов долларов, а никакого экономического прогресса нет. Есть некоторые страны, которые пытаются искусственно превратить Косово в независимый остров, разорвать экономические связи, исторически сложившиеся между Косовым и остальной частью Сербии. Худший путь для развития Косова выбрать невозможно. Результаты такой политики уже сказываются: безработица в Косове достигает 60 %, большая часть безработных – это молодые люди младше 30 лет; 97 % товаров импортируется. В Косове настоящий энергетический кризис, ежедневно происходит отключение электричества на 10–15 часов, а есть регионы, где даже 20 часов в сутки нет электричества. (Наиболее часто и на длительный срок электричество отключается именно в сербских селах. –  Примеч. А. С.). Сегодня говорить о Косове как о государстве, которое может вести самостоятельную экономическую деятельность, абсурдно.

http://pravoslavie.ru/576.html

Конечно, я этим не хочу оправдать в общем ослабевшую церковность, т.е. посещение церкви нынешними сербами, что более всего является следствием турецкого рабства и позднейшего оскудения под оккупантами и коммунистами. Зато когда верующий серб приходит в храм на службу Божию и ко Святому Причастию, это для него настоящий праздник и настоящее событие возрождения, это о таких говорится в сербской народной песне: «Когда из церкви идет, благоухает его душа, как ранний базилик». КОСОВСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – СУЩЕСТВЕННАЯ ОСОБЕННОСТЬ СЕРБСКОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Как особую характеристику духовной жизни православных сербов я считаю необходимым выделить Косовское определение сербского народа, т.е. его обращенность, а в критических ситуациях и окончательную устремленность к Царству Небесному, выбор его, а не земного царства. Примеры этого мы имеем постоянно на протяжении всей христианской истории сербского народа как еще до Святого Саввы, так и после него, как до Косова, так и после Косова, вплоть до нынешней ситуации и состояния духа сохранивших живую веру православных сербов. Определившись за Христианство и оставив язычество, сербы уже тогда выбрали Царство Божие вместо царства кесарева, этого света. Такой выбор впоследствии особенно проявился у сербских святых и подвижников, Христовых неотступных «достойников» (врлиници – о. Иустин, врлетници – еп. Николай), которые посредством подвигов своих поднимались по самым крутым стезям к Небесному Царству. Во главе их, конечно же, Святой Савва, который оставил все – царство, славу, богатство, все удовольствия, и таким образом дал своему роду светлый и мощный пример твердого определения за Царство Небесное. Подвиг Святого Саввы (да и Немани) лишь последовательно повторил Косовский великомученик – Святой Лазарь, так что по праву говорится: «И Святой Савва, и Святой Лазарь имеют один исток и одно устье – устремление к Царству Небесному» (Марко Маркович. Тайна Косова). Тайну Косовского выбора мученичество ради Небесного Царства и народная поэзия осмыслила правильно – христологически и христоцентрично, о чем весьма проницательно писал еще Милош Джурич, а затем владыка Николай, о.

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010