ЖУРНАЛ    СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей , об участии делегации Русской Православной Церкви в погребении Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Николая . СПРАВКА: 27 февраля 2006 года после продолжительной болезни скончался Предстоятель Православной Церкви в Чешских землях и Словакии — Блаженнейший Митрополит Николай. 4 марта 2006 года в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского в Прешове (Словакия) состоялось заупокойное богослужение, в котором приняла участие делегация Русской Православной Церкви во главе с Преосвященным архиепископом Берлинским и Германским Феофаном. Священному Синоду Православной Церкви в Чешских землях и Словакии было передано послание соболезнования от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П. Местоблюстителем. Митрополичьего Престола Православной Церкви в Чешских землях и Словакии избран архиепископ Пражский и Чешских земель Христофор. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Вознести    моление    ко    Господу    об    упокоении    души почившего Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Николая. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей , о состоявшемся с 27 февраля по 3 марта 2006 года визите в Москву делегации Сербской Православной Церкви. СПРАВКА: Делегация в составе митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, епископа Бачского Иринея, епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия прибыла в Россию по поручению Святейшего Патриарха Сербского Павла и Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви с целью донести до Священноначалия Русской Православной Церкви, а также российского государственного руководства обеспокоенность Сербской Православной Церкви в связи с предстоящими переговорами о статусе Косова и Метохии. Прошедший в ноябре 2005 года Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви заявил, что будущее решение вопроса о статусе Косова и Метохии должно учитывать интересы всех граждан, проживающих на территории этой области, и должно быть таковым, чтобы не вызвать дестабилизацию в регионе, где после многих лет войн и страданий необходимы мир, сотрудничество и развитие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202897...

1983. Год 15. 1/3. С. 1-16; Фuлocoфuja и мистика//Там же. С. 16-25; Марксистичко и peлuruje и фuлocoфuje//Там же. С. 131-144; и као чувар и бранилац же. 1984. 16. 1/2. С. 69-79; Исус Христос jeдuhu света у православной мисли данас//Там же. С. 49-68; као човека//Там же. 3/4. С. 163-173; Nampoлoruja. Приручник за студенте. Београд, 1984. Св. 2: Источници и писци IV и V од Hukeje до Халкидона, 325-451; Сусрет схоластике и исихазма код Нила Кавасиле//Теолошки погледи. 1985. 17. 4. С. 201-212; Летопис манастира 1985; Ohaj koju jecme - живи и истинити Бог Светог Гpuropuja Паламе//Теолошки погледи. 1985. Год 17. 1/3. С. 95-119; Од Косова до Jaдobha: Путни записи. Београд, 1987; Задужбине Косова: Споменици и српског народа/Уред. А. J. Призрен; Београд, 1987; за Христом. Београд, 1989: и патристика//Теолошки погледи. 1989. Год 21. 1/2. С. 41-52; срба на Косову и Memoxuju од 1941 до 1990. Приштина, 1990; Духовност Београд, 1990; Света Ucmopuja и эcxamoлoruja//Теолошки погледи. 1990. Год 22. 1/3. С. 97-107; На путевима Отаца. 2. Београд, 1991; личности у ucmopuju//Теолошки погледи. 1991. Год 23. 1/4. С. 19-33; Свети Сава и Косовски Завет. Београд, 1992; Српска Црква у другом светском рату. Београд, 1992; Le royaume céleste dans le destin historique du peuple Serbe//Russie: Mille ans de vie chrétienne. Chambésy, 1993. P. 197-204; L " infinito cammino: Umanazione di Dio e deificazione dell " uomo. Sotto il Monte, 1996; Знак препоречни: Разговори у времена смутна. Београд, 1994; Etudes hésyhastes. Lausanne, 1995. (La lumière du Thabor); Српски Православни буквар. Београд, 1997; Распета Херцеговина/Приредио Велибор В. 1997. Пер.: Makabejcke. 1996. На рус. яз.: Учение о Пресв. Богородице у св. Иоанна Дамаскина//Правосл. мысль. П., 1971. Вып. 14. С. 40-61; Человек полагает, а Бог располагает//Беседа. Л.; П., 1984. С. 217-221; Покаяние, исповедь и пост. Фрязино, 1995; Новое слово о покаянии, исповеди и посте. М., 1996; Православный экуменизм//Церковь и время. М., 1998. 4 (7). С. 63-74. Лит.: [Предисловие]// Amahacuje. Знак препоречни: Разговори у времена смутна. Београд, 1994. С. 9; 1991. 582. 15 jyh; Светигора: Образник веры, культуры и воспитания. 1994. 1. С. 100; Orthodoxia. 1999-2000. P. 183. И. А. Чарота Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель ВЕНЕДИКТ (Кралевич, наст. фамилия Пачавура (серб. по др. данным, Полизович; 1765, по др. данным, 1767 - 1862), еп. Далматинский

http://pravenc.ru/text/76888.html

Распятое Косово Параллельно с геноцидом православного сербского населения, со всевозможными формами насилия над невинными людьми и всеми видами преступлений – изгнанием из домов, грабежами, изнасилованиями, похищениями людей, убийствами и резней – в Косово и Метохии проводилось и проводится целенаправленное уничтожение духовных корней сербского народа: разорение, поджоги, разрушение православных храмов и монастырей. Ниже приводятся только доказанные факты. Данные об оскверненных и уничтоженных памятниках предоставлены Рашко-Призренской епархией, а историко-архитектурные комментарии подготовлены архитектором проф. Любишей Фоличем. Вступительное слово Его Святейшества Патриарха Сербского Павла Это издание - лишь эхо нашего вопля, и одновременно наш призыв к христианскому цивилизованному миру. Не дает покоя осознание того факта, что в год величайшего христианского юбилея - двухтысячелетия Христианства - в Европе по-прежнему рушат христианские церкви, рушат не во время войны, а во время мира - мира, гарантированного международным сообществом. Мы надеемся, что фотографии разрушенных и оскверненных православных храмов пробудят совесть у тех людей, которым по силам предотвратить преступление. Мы надеемся, что все те, кто восстал против горя: одних, не останутся лишь пассивными наблюдателями происходящей у них на глазах беды других. Также мы призываем всех тех косовских албанцев, которые трезво видят свое будущее в совместной жизни с сербами, воспротивиться и воспрепятствовать бесчинствам безумцев. Ни гуманности, ни правде не победить, пока царят месть и беззаконие в Косово и Метохии. Ни у кого нет морального права мирно праздновать победу, когда одно зло подменяется другим и когда свобода одних зиждется на рабстве других. Патриарх Сербский Павел Предисловие Народы Косова и Метохии переживают тяжелейшие дни в своей стории на этой земле. Албанский народ пережил дни страданий, преследований и убийств - зло исходило от безнравственной и разрушительной политики правящего режима. Хорошо известно, что в то же самое время страдал и сербский народ Косова и Метохии - и от рук албанских террористов, а ещё больше, от военно-воздушной агрессии НАТО. Сейчас сербский народ вновь переживает дни страданий, преследований и убийств - однако теперь зло исходит от безнравственной и разрушительной политики албанских националистов, и при этом в присутствии контингента НАТО.

http://pravoslavie.ru/40101.html

признал себя вассалом кор. Людовика (Лайоша) I). Коалиция была направлена против сильнейшего на тот момент удельного правителя молодого жупана Николы Алтомановича, владения к-рого располагались на западе Сербии и в Приморье (союзниками Николы была Венецианская республика и на первых порах правитель Юж. Зеты и Сев. Албании Гюрг (Джурадж) Балшич). В этой борьбе Л. с союзниками одержал верх: в 1373 г. в битве при Ужице жупан Никола был разбит, попал в плен и ослеплен, его владения разделили победители. В 1379 г. Л. укрепил сев.-вост. границы своего княжества, присоединив к нему владения Растислаличей (так же, как и он, вассалов венг. короны), находившиеся в районе Браничева, и позднее - стратегически важную Мачву (междуречье Дуная, Дравы и Савы). С этого времени Л. является крупнейшим правителем на территории бывш. царства Душана: его владения примерно соответствовали территории совр. Сербии, за исключением Воеводины и Косова. С правления Л. само понятие Сербия начинает ассоциироваться именно с этой территорией. Его столицей был г. Крушевац. Князь проводил очень взвешенную внешнюю политику, признав себя вассалом венг. кор. Лайоша и опираясь на сеть династических браков: его старшая дочь Мара была выдана за Вука Бранковича, правителя Косова и Сев.-Зап. Македонии, Елена - за Георгия I Балшича, Драгана - за Александра, сына болг. (тырновского) царя Иоанна Шишмана, Теодора - за мачванского бана (наместника венг. короля) Николу Горянского - младшего, а Оливера - за осман. султана Баязида I. Л. не претендовал на королевский (и тем более царский) титул, что, вероятно, было обусловлено вассальной зависимостью от венг. короны и союзническими отношениями с Боснией (правитель к-рой бан Твртко венчался в 1377 «двойной» короной Сербии и Боснии). Но он принял 2-е (тронное) имя Стефан, традиционное для династии Неманичей, и называл себя в ряде грамот «самодержавным господином всем Сербам» или «самодержцем всей Сербской земли» (см.: 2003. С. 28, 30, 41, 55), нередко с добавлениями «и Подунавью» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

Журнал Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, об участии делегации Русской Православной Церкви в погребении Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Николая. Справка: 27 февраля 2006 года после продолжительной болезни скончался Предстоятель Православной Церкви в Чешских землях и Словакии — Блаженнейший Митрополит Николай. 4 марта 2006 года в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского в Прешове (Словакия) состоялось заупокойное богослужение, в котором приняла участие делегация Русской Православной Церкви во главе с Преосвященным архиепископом Берлинским и Германским Феофаном. Священному Синоду Православной Церкви в Чешских землях и Словакии было передано послание соболезнования от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Местоблюстителем. Митрополичьего Престола Православной Церкви в Чешских землях и Словакии избран архиепископ Пражский и Чешских земель Христофор. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Вознести моление ко Господу об упокоении души почившего Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Николая. Журнал 22 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшемся с 27 февраля по 3 марта 2006 года визите в Москву делегации Сербской Православной Церкви. Справка: Делегация в составе митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, епископа Бачского Иринея, епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия прибыла в Россию по поручению Святейшего Патриарха Сербского Павла и Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви с целью донести до Священноначалия Русской Православной Церкви, а также российского государственного руководства обеспокоенность Сербской Православной Церкви в связи с предстоящими переговорами о статусе Косова и Метохии. Прошедший в ноябре 2005 года Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви заявил, что будущее решение вопроса о статусе Косова и Метохии должно учитывать интересы всех граждан, проживающих на территории этой области, и должно быть таковым, чтобы не вызвать дестабилизацию в регионе, где после многих лет войн и страданий необходимы мир, сотрудничество и развитие.

http://sedmitza.ru/lib/text/429895/

Разделением Косова и Метохии будет оставлена на милость режиму так называемого «государства Косово» большая часть территории, что приведет к погрому, аналогичному марту 2004 года, или «тихому террору», который вынудит сербов к исходу со своих родных мест. Архиерейский Собор призвал помнить, что сложная ситуация в Косове и Метохии стала следствием систематического неисполнения Резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, которая гарантировала возвращение изгнанных сербов и свободу для всех, независимо от происхождения. Настойчивые попытки некоторых стран любой ценой построить в Косово «здание на песке» привели к тому, что сегодня Косово и Метохия под властью бывших лидеров ОАК «представляет собой черную дыру Европы» и создает прецедент, который грозит дезинтеграцией многим странам Европы и всего мира. «То, что создается на беззаконии не приносит мир и не дает перспектив никому в том числе и албанцами», - справедливо замечают сербские архиереи. В конце послания Архиерейский Собор поясняет, что мотивом их пастырского послания является «не только стремление защитить жизненно важные религиозные, национальные и государственные интересы сербского народа, но и евангельская любовь ко всем и каждому, в том числе и к косовско-метохийским албанцам». Архиереи молитвенно желают, чтобы « Бог, Единственный Человеколюбец, Который хочет, чтобы все люди спаслись » (1 Тим. 2: 4), просветил всех людей светом боголюбия и братолюбия. Послание Архиерейского Собора - важнейший документ не только для Сербской Православной Церкви и сербского народа, но и для всего балканского региона и даже всего мирового сообщества. Не секрет, что в последнее время на руководство Сербии США и Западом оказывалось колоссальное давление, чтобы принудить признать независимость «государства Косово». И в какой-то момент создалось впечатление, что руководство Сербии дрогнуло и готово было согласиться с легализацией отторжения сербского края от страны. Страшно даже представить, к каким последствиям привел бы этот шаг, поскольку большинство сербов выступает категорически против «косовского суверенитета». И вот в этих условиях Архиерейский Собор заявляет о том, что Церковь берет ответственность за будущее Сербии на себя, что нельзя даже вести речь об отторжении Косова и Метохия. Надеемся, что это мужественное послание сербских архиереев произведет отрезвляющее воздействие на политическую элиту Сербии, и ситуация вернется в подлинное правовое поле.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/24/se...

Миротворческая деятельность Церкви может быть востребована не только в ходе разрешения гражданского конфликта на украинской земле, но и в контексте российско-американских отношений, которые в настоящее время переживают не лучшую пору. «Недавно я встречался с новым послом США в Москве и говорил, что даже в трудный период " холодной войны " не только православные, но и вообще христиане двух стран имели мужество и способность делать что-то, чтобы изменить ситуацию к лучшему», — рассказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Несколько десятилетий нас с христианами в США разделяли " железный занавес " и психология " холодной войны " , но в то трудное время нас объединяло сознание того, что мы как христиане разделяли единую систему нравственных ценностей», — отметил Святейший Владыка, назвав общую систему ценностей очень важным философским фактором, который создавал систему отношений между христианами двух стран. «Сейчас про очень многих христиан в США мы не можем сказать, что принадлежим к той же системе ценностей, к которой принадлежат они», — подчеркнул Святейший Патриарх. Он отметил, что отход от основоположных библейских нравственных норм делает невозможным продолжение диалога со значительной частью протестантских общин Америки, входящих в Национальный совет Христа, с которым Русская Церковь сотрудничала десятилетиями, в том числе в тяжелые годы «холодной войны». «При этом мы полностью открыты к сотрудничеству с теми церквами Северо-Американского континента, которые сохранили верность библейской нравственности, — отметил Святейший Владыка. — Это, в первую очередь, Православные Церкви, Римско-Католическая Церковь, а также некоторые протестантские Церкви». В ходе беседы Предстоятелей Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке была также поднята темая преследования христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что первыми в новейшее время притеснения и преследования пережили православные христиане Косова, и подчеркнул: «До сих пор огромные раны не заживают на теле Косова и на теле сербской общины, живущей там».

http://patriarchia.ru/db/text/3862983.ht...

«Мы считаем, что сегодня слово Русской Православной Церкви, слово России имеет огромный вес, когда речь идет речь о судьбе Косова и Метохии», — подчеркнул Сербский Патриарх, выразив надежду на поддержку Московского Патриархата и Российского государства в этом вопросе. Со своей стороны Предстоятель Русской Православной Церкви заверил: «Мы внимательно наблюдаем за тем, что происходит в Косове и Метохии, и у нас создается впечатление, что 2013 год стал годом особых испытаний для сербского народа: оскверняются храмы, разрушаются надгробия, звучат угрозы в адрес православных сербов. Мы преклоняемся перед мужеством сербского народа, который, несмотря на угрозу своему существованию, продолжает оставаться в духовно и исторически важном для всей сербской нации месте. Мы, безусловно, поддерживаем справедливую позицию Сербской Православной Церкви, касающуюся Косова и Метохии, и неоднократно делали заявления по этому вопросу. Мы будем продолжать диалог с нашим правительством, с правительствами других стран, представляя ту точку зрения, которую разделяем с Сербской Церковью. Русская Православная Церковь поддержала участие Российской Федерации в проектах ЮНЕСКО, направленных на реставрацию и восстановление святынь Православной Церкви в Косове и Метохии. Вы знаете, что в том числе и на средства Российской Федерации были проведены реставрационные работы в Печской Патриархии и др.». Как было отмечено, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проведен сбор средств в пользу Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. В общей сложности собрано 200 тысяч евро на восстановление Призренской духовной семинарии. «И мы будем продолжать собирать деньги, — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви, — потому что сам сбор средств является важным проявлением солидарности со стороны простых людей, которые просто приходят в храм и приносят свою жертву, — они чувствуют свою сопричастность с жизнью православных в Косове и Метохии». Святейший Патриарх Кирилл выразил солидарность с неоднократно высказанной Предстоятелем, Священным Архиерейским Собором и Синодом Сербской Церкви позицией по косовскому вопросу, отметив: «Мы с сожалением констатируем, что политическому руководству Сербии не хватает сегодня этой принципиальности, и считаем, что оно должно прислушиваться к голосу Сербской Православной Церкви, а не игнорировать его, тем более публично. Считаем, что необходимо продумывать модели урегулирования ситуации в Косове и Метохии, но таким образом, чтобы любая модель предполагала твердые гарантии существования сербской общины и святынь Сербской Православной Церкви. И, конечно, в формировании этой модели должна принимать участие Сербская Православная Церковь как несущая духовную и моральную ответственность за само существование сербского народа в Косове и Метохии».

http://patriarchia.ru/db/text/3105636.ht...

- Является ли атеист, живущий соответственно нравственным образцам и на деле исполняющий все десять заповедей Божиих, праведником или попадёт в ад только потому, что атеист? - Прежде всего, подобный случай невозможен. Мы, христиане, и даже и мы, монахи, знаем, какую борьбу ведём со своими слабостями и грехами. А что может человека сделать высоконравственным, когда не верует в Бога? Это принципиальный вопрос. Вообще говоря, если бы такой случай был возможен, Христос и не явился бы. Священное Писание свидетельствует, так написано в Евангелии: Иисус сказал... никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6). Через Христа приходят к Богу. Кто не верует в Христа, не может придти к Богу, что значит: нет спасения. И ещё Господь говорит: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (Ин.10:9). И здесь весь ответ на поставленный вопрос. - Что касается Косова, - " провоцирую " дальше Владыку, - не сказал ли однажды святитель Николай (Велимирович), что " Богу не столько дела до держав, сколько до людей " и " Богу не столько до народов, сколько до спасения отдельных живых душ. Потому не надо бояться и говорить: погибнут нынешние христианские государства и народы, пропадём и мы. Пусть будет со странами и народами, что будет, - никогда ни один верующий в Господа не погибнет " . Не значит ли это, что можем в определённой ситуации и в отдалённом будущем Косово и отдать, что оно не будет частью сербского государства, так как из этого следует, что Богу важнее спасение индивидуальных душ, чем спасение отдельных государств? - Эти слова Святого Владыки Николая нельзя толковать вне контекста и как отрицание главенствующего значения сохранения христианского государства. Ибо Косово и Метохия для Сербии и сербского народа не только вопрос территории; это сердцевина нашего национального и личного самоотождествления. Мы не можем видеть в Косове всего лишь вопрос географии, но духовную вертикаль, связующую нас с Небесами, когда святой князь Лазарь выбирает Царствие Небесное. Косово есть совокупность духовных ценностей, ради которых стоит жить, за которые стоит умереть, когда потребуется, как нам показал царь Лазарь. Не можем, следовательно, отречься Косова, как будто бы оно не имеет своей первенствующей, сущностной ценности. В любом случае важно, чтобы души спасались. Одна душа есть сублимация всех душ на свете. И в этом контексте мы никогда не смеем отдать Косово.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/02/...

Итак, к чему мы в итоге пришли? Каково может быть решение косовского уравнения со всеми неизвестными? Проведя несколько раундов борьбы с тенью, правая и левая руки опять начинают переговоры о том, что левая рука добровольно должна согласиться и стать еще одной правой. Левая же утверждает, что ее жизнь начнется только после ампутации. Обилие депрессивных вариантов заставляет сомневаться, что у этой сказки вообще может быть счастливый конец. Если оставить в стороне тень Милошевича, Косовскую битву XIV столетия и Лондонскую конференцию 1913 г. и обратиться к настоящему, то косовскую головоломку нужно решать, точно зная условия задачи. Итак, с 11 июня 1999-го по сегодняшний день: – убито более 1500 сербов; – без вести пропало более 1300 сербов; – совершено 5052 теракта (при том, что сначала в крае было 48 тыс. солдат КФОР, затем 38 тыс., сейчас – 20 тыс. И еще в крае действует международная полиция: сначала было около 10 тыс., а сейчас – 4500); – уничтожено 149 сербских церквей и монастырей; – сгорело более 4500 ценных икон и других церковных предметов; – уничтожено 250 сербских кладбищ и свыше 5250 памятников. На 50 кладбищах нет ни одного надгробья; – уничтожено 40 000 сербских домов и квартир; – присвоено 77 000 сербских домов, квартир и других объектов, а также участков земли; – присвоено 7 тыс. крупных фирм и предприятий и более 20 тыс. мелких предприятий; – из 149 разрушенных и сожженных сербских церквей и монастырей на сегодня начали восстанавливать только три монастыря: женский монастырь Девич, св. Архангела в Призрене и монастырь св. Врачи в Зочиште; – построено 314 новых мечетей; – уровень безработицы – 72% среди албанцев и 91% среди сербов; – число депутатов-сербов в косовском парламенте – 2 из 120. Вначале было 22 человека; – число полицейских-сербов – 800 из общего числа 7500; – сербских общин – 3 (из существовавших 30); – население Косова – около 2 млн (сербов вместе с другими неалбанцами – 125 тыс.); – сербское население живет только в одном городе КосоваКосовской Каменице. И в одном поселке городского типа – Клине. Остальные города – этнически «чистые»;

http://pravmir.ru/kosovskij-vulkan-blizi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010