История этого края насчитывает не одну сотню лет. И все эти годы народ, населяющий этот кусочек святой земли в центре Европы, как мог, защищал своё право на существование, свободу и веру. Сегодня, спустя 600 с лишним лет после великой битвы на Косовом поле, здесь осталось всего пять процентов сербов. Предлагаем вашему вниманию текст программы «Русский взгляд», посвященный Косово. В программе участвовали: Борислав Милошевич, бывший чрезвычайный и полномочный посол Республики Югославия в России Альберт Андиев, доброволец, воевавший в Косово Евгений Баранов, журналист Юрий Поляков, главный редактор «Литературной газеты», писатель Иеродиакон Игнатий Шестаков Над программой работали: Ведущие – Дмитрий Дюжев и Елена Писарева Шеф-редактор – Ольга Любимова Режиссёр-постановщик – Александр Замыслов Редакторы – Анна Буданова и Ксения Лученко ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: «Русский взгляд на проблему Косова» — тема нашей программы сегодня. Я – Дмитрий Дюжев, здравствуйте! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Здравствуйте, я — Лена Писарева! История этого края насчитывает не одну сотню лет. И все эти годы народ, населяющий этот кусочек святой земли в центре Европы, как мог, защищал своё право на существование, свободу и веру. Сегодня, спустя 600 с лишним лет после великой битвы на Косовом поле, здесь осталось всего пять процентов сербов. Из полутора тысяч косовских святынь полностью уничтожено больше 150. В том, как живет этот край и что там происходит, мы и попытаемся разобраться сегодня. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Он считает, что признание независимости в Косове и Метохии недопустимо и неприемлемо для правительства Сербии, каким бы оно ни было. Он уверен, что никто не имеет права распоряжаться краем, где зародилось духовность сербского народа, где по сей день располагается Патриархия Сербской Православной Церкви. В студии программы «Русский взгляд» — бывший чрезвычайный и полномочный посол Республики Югославия в России Борислав Милошевич. Здравствуйте, Борислав! ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Господин Милошевич, многие обвиняют в потере Сербии, Косово и Метохии вашего брата Слободана Милошевича .

http://pravmir.ru/russkij-vzglyad-na-pro...

Ещё одним условием газета называет «удаление в течение 10 лет из сербских и албанских учебников лексику, разжигающую межнациональную рознь». Окончательный договор должен быть подписан в период между 28 июня и 13 июля 2019 г. До конца октября парламент обеих стран вносят изменения в свои Конституции, а с 1 ноября 2019 годы наступает воплощение пунктов договора в жизнь. По словам научного сотрудника Института славяноведения РАН Георгия Энгельгардта, ни для кого не секрет, что в течение года идет утрясание идеи «разграничения», «а по-русски — обмена территориями между Сербией и Косово и фактического признания т.н. «Республики Косова». «Судя по техническим деталям этого разграничения, а именно по предполагаемой передаче Приштине территории Южной Сербии, вполне вероятно возникновение серьезной напряженности еще и в этом регионе. Нельзя исключить серьезного неудовольствия населения этих территорий, которые планируются передать Приштине. Значительное количество людей, которые живут там — это беженцы из Косово или ветераны войны 1998−1999 годов, и они не горят желанием оказаться под властью своих противников», — отметил Энгельгардт. Комментируя заявление министра иностранных дел Сербии о согласии Владимира Путина на «разграничение» Косово, эксперт подчеркнул , что оно демонстрирует один очень характерный момент: «Официальный Белград, который пытается представить это очень непопулярное решение сербскому обществу, изо всех сил старается прикрыться авторитетом России и переложить ответственность за это решение на неё». Конечно, вслух сербы говорят о том, что Косово-Сербия, и нет размену, но трезвые голоса вполголоса говорят, что другого варианта просто нет - ни у Вучича, которого поджимают снизу протестами (срежиссированными тем же западом), ни у самой Сербии. Которая спустя 20 лет после НАТО агрессии уже не имеет ни армии, ни потенциала к реваншу. И Москва очень далеко. Вучич зажат между молотом давления «Запада» и наковальней протестов, которые – что бы там ни говорили наши друзья, участвующие в этих протестах, - объективно работают на додавливание Вучича. Фотография Президента РФ с Хашимом Тачи (зловещим для сербов полевым командиром UÇK, а ныне - одним из лидеров непризнанной пока что «Республики Косова») воспринята сербскими конспирологами как сигнал того, что Москва действительно готова поддаться давлению Берлина и Парижа в вопросе решения косовского вопроса.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/02/ro...

О дипломатии и героизме – Через границу вас спокойно пропустили? – Была огромная очередь. Когда сербы узнали, что можно приехать, все, кто был в состоянии, отправились туда. Неизвестно, сколько бы мы там стояли, но нас пропустили без очереди как делегацию из России. Оказались мы на территории Косова. Нас предупреждают: «Просьба зашторить окна машины. Вы, батюшка, ни в коем случае не показывайтесь, чтобы не видели, что едет православный священник. Мы гарантируем, что стрелять никто не будет, но не можем ручаться, что какой-нибудь мальчишка не бросит камень». – Сколько же человек собралось на Косовом поле? – Чисто визуально – от полутора до двух тысяч человек. Сербы собрались, не побоялись, и свидетельствовали о том, что это их земля. Своеобразный бой без единого выстрела, и мы были участниками этого боя. Кроме делегации из России, не было делегации ни из одной страны, даже из Сербии: приехало много народу, но из официальных лиц – никого. Ждали до последнего момента президента Сербии Бориса Тадича. Нам потом объяснили, что если бы он приехал, мог бы быть международный скандал: почему, дескать, президент приезжает в «другое государство» без разрешения. А если бы он попросил разрешения, вышло бы, что он признает «независимость» Косова. Поэтому он решил вообще не ехать, хотя это было очень обидно. Не берусь судить, но… он поступил как дипломат, а если бы приехал – поступил бы как герой. Краеугольный камень веры – Утром 28 июня была Божественная Литургия в монастыре Грачаница. Это древний монастырь, в нем молились царь Лазарь и его войско перед Косовской битвой. Монастырь женский, он ни разу не закрывался. Конечно, сейчас его охраняют отряды с автоматами, он опоясан тремя рядами колючей проволоки, укреплений, БТРов. Всех наших депутатов сопровождали солдаты-кейфоровцы с автоматами спереди и сзади. Депутаты пережили такой «экстрим», которого даже не предполагали. Я сегодня с ними встречался – они только сейчас осознают, где побывали. Народу в монастыре было очень много, древний храм не вместил бы всех желающих, поэтому Литургию служили прямо во дворе – сделали специальный подиум. Из России было двое священников – аз грешный и протоиерей Артемий Скрипкин, председатель Отдела по работе с молодежью Санкт-Петербургской епархии. Он был не в депутатской группе, а приехал раньше с группой детей – учащихся школы имени Сергия и Германа Валаамских. Эту поездку тоже поддержали депутаты.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-07-10/8...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я никогда не соглашусь стать причиной или создателем раскола» Интервью епископа Артемия (Радосавлевича) «Русской народной линии» 27.06.2010 1791 Время на чтение 7 минут - Дорогой Владыко, многие в России внимательно следили за ситуацией в Рашко-Призренской епархии после Вашего отстранения с кафедры. Расскажите о своем нынешнем положении. Что значит «епископ на покое»? Каковы Ваши права и обязанности? Где Вы будете подвизаться? - Прежде всего, хочется поблагодарить «Русскую народную линию» за то внимание, которое она оказывает происходящему в Сербской Православной Церкви и особенно событиям на Косово и Метохии. Затруднительно сказать что-то о моем отстранении в двух словах, тем более, что я сам не знаю: что значит быть епископом на покое, владыкой, которого отстранили... Знаете, со мной это впервые в жизни, потому опыта - никакого. Осталось имя владыки, звание, но без обязанностей и тех попечений, которые были на нас почти 20 последних лет на Косово и Метохии. Но, слава Богу, кое-что осталось: осталась возможность служить, совершать богослужения и трудиться на духовном и научном поприще. Уповаю на то, что теперь появится больше времени заниматься этими делами, поскольку в бытность правящим архиереем Косова и Метохии было столько обязанностей, что на серьезный научный и литературный труд времени просто не оставалось. Сейчас Синод определил местом моего пребывания монастырь Шишатовац на Фрушка Горе, в Сремской епархии. Но окончательного переселения еще не произошло, необходимо адаптироваться, дабы просто создать условия для скромного образа жизни и возможности работать. - Беспрецедентное решение Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви о почислении Вас на покой вызвало беспрецедентную реакцию монашествующих Рашко-Призренской епархии, - многие монахи покинули свои обители (древние монастыри Црна Река, Святых Архангелов и др.). Как Вы считаете, каковы могут быть последствия всего этого? - Последствия событий, происходящих с февраля и по сей день, весьма пагубны и трагичны для Сербской Православной Церкви и нашего православного народа, особенно народа Косова и Метохии.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/28/...

Над местом погребения И. Д. была устроена часовня из тесаного камня. Гробница, обозначавшая в часовне место захоронения святого, неск. раз осквернялась из-за многочисленных нападений на мон-рь Девич. Во время первой мировой войны в поисках сокровищ ее разбил венг. офицер. Весной 1941 г. албан. нацисты почти стерли часовню с лица земли (могилу завалило камнями, поэтому она уцелела), а также уничтожили источник и пещеру И. Д. на холме близ мон-ря. В июне 1999 г. Девич был вновь разграблен и подожжен албанцами, к-рые разбили мраморную плиту гробницы святого. В сер. марта 2004 г. 2 тыс. албанцев развели в гробнице костер и сожгли обитель. Однако мощи святого сохранились, т. к. они все время находились под спудом. Почитание И. Д. распространилось в Сербии (он считается покровителем Косова и Метохии), Болгарии и России. Вероятно, во 2-й пол. XVIII в., в эпоху национального возрождения, имя И. Д. было включено в список святых из болг. народа, помещенный в «Истории славяноболгарской» прп. Паисия Хиландарского (1762), в зографскую «Историю вкратце о болгарословенском народе» (1785) ( Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19702. С. 641). Но список имеет и самостоятельную рукописную традицию. Так, он представлен в сборнике кон. 10-х гг. XIX в. хиландарского происхождения (Ath. Pantel. Собр. Ксилургу. N 14. Л. 11). Фрагменты службы И. Д. с кратким Житием преподобного находятся в рукописном сборнике рус. извода 1757 г. (САНУ; Каталог рукописа и старих штампаних Зб. Српске akaдeмuje. Београд, 1901. 21/32). В монастыре Девич сохранилось несколько настенных изображений И. Д. (в 2004 они пострадали при пожаре и пока не расчищены): в сев. парекклисионе он представлен как преподобный со свитком, на к-ром надпись: «Первый ктитор места сего» (2-я пол. XV в.); в часовне над погребением - изображение святого и композиция «Успение прп. Иоанникия» (святой лежит на одре, архиерей, диакон и группа монахов совершают отпевание; 1578). Также известны изображения И. Д. в притворе монастыря Печская Патриархия (1565) и в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Млечане на северо-западе Косова и Метохии (1601-1602). Единственный известный храм во имя Иоанникия Девичского находится в мон-ре Девич.

http://pravenc.ru/text/578010.html

В период от момента прихода на Косово так называемых НАТО-миротворцев, 10 июня 1999 года и по сей день, убито больше 1200 сербов, изгнано 230 000, сожжено и уничтожено больше 150 сербских монастырей и церквей, датируемых 12-20 веками, осквернены десятки сербских кладбищ, на многих из них выкопаны кости и разбросаны неизвестно где. Об этом могу свидетельствовать и я сам: два года назад в сопровождении военного патруля НАТО, я лично объездил некоторые части Косова. Зрелище ужасающее, описать его словами невозможно, его можно только пережить. Это даже не кадры из самого страшного фильма ужасов, это самая позорная действительность современной цивилизации. Особенно меня потрясло то, что даже сербские кости не могут спокойно почивать в земле. Могилы раскопаны, останки раскиданы, надгробия разбиты, на фотографиях на памятниках выцарапаны глаза покойных, кресты сломаны, сорняки метровой высоты, оскорбительные надписи на албанском языке — вот лишь некоторые детали этого (своеобразного) косовского ада. И могилы моего покойного деда Петра Мирковича, коренного жителя Косова, и моей бабушки Зорки, в южной части Косовской Митровицы, разорены и осквернены. То же самое можно сказать и обо всех могилах моих родных со стороны матери, которая родилась на Косово. В Косово сегодня нет мира ни живым, ни мертвым. Живые иногда хотели бы укрыться в могилу, а мертвые словно хотят бежать оттуда, как живые. Оставшиеся косовские сербы часто живут в гетто, как евреи во Вторую мировую войну. Почти всюду царит страх перед албанцами, снайперами, страх ножа, насилия, бомбы на дороге, автоматной очереди в темноте, страх похищения, страх албанского беззакония, которое марширует по южному сербскому краю. Практически нигде нет покоя и безопасности, то и дело читаешь в газетах: убиты сербские дети, купавшиеся в реке, зарезан старик с женой в собственном доме, убит монах, изнасилована и убита сербская девушка, убиты сербские крестьяне, убиравшие в поле пшеницу, взорван сербский автобус со всеми пассажирами, кафедральная церковь в Приштине превращена в общественный туалет, тысячи сербских книг из библиотек выброшены на свалку… Это, к сожалению, только некоторые из журнальных заголовков о косовских буднях. Кажется, не хватает только желтых лент и газовых камер, чтобы написать книгу «Сербский холокост в 21 веке».

http://pravmir.ru/stradaniya-serbskogo-n...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православные патриоты Сербии против предательства России! Манифестация «Россия моя любимая» пройдёт с 4 по 11 июня 20.04.2023 547 Время на чтение 4 минуты Наш постоянный автор, руководитель «Русского Собрания в Сербии» Ранко Гойкович сообщил о том, что православные патриоты Сербии намерены деликатно, но твёрдо продолжать отстаивать не только семейные ценности и Сербское Косово, но также и поддерживать в народе настрой против подспудного навязывания русофобии. Предлагаем вниманию читателей объявление, опубликованное на сайте «Саборник Србско-Руски» . Сегодня, когда глобалистический сатанизм ведёт необъявленную войну против Православия, когда на острие удара русский и сербский Иерусалим – соответственно Киев со своей святой Киево-Печерской Лаврой и наше святое распятое Косово и Метохия – союз сообществ «Семейный Собор» организовывает многодневную культурно-религиозную манифестацию под общим названием «Россия моя любимая». Манифестация «Россия моя любимая» будет проходить с 4 по 11 июня 2023 года. Манифестация посвящена в знак признательности русским миротворцам, батальону ВДВ, осуществившему марш-бросок из Углевика в Приштину 11 июня 1999 года. Этой великолепной и неожиданной операцией российские миротворцы спасли от уничтожения сербский народ Косова и Метохии. Наше желание довольно просто сказать: «Братья, спасибо»! И как жемчужина нашей благодарности русским миротворцам «Семейный Собор» сегодня, моля Бога о мире и милости к России, назначил крестный ход именно на 11 июня 2023 год (воскресенье), в день окончания «Недели сербско-русского единства» под названием «Россия моя любимая». Цели этого Крестного хода: - молитва о мире во всем мире, о выживании Православия, преследуемого там, где была крещена Русь; - молитва о мире в Сербии и соседних странах; - молитва о выживании сербского народа в Косово и Метохии; - молитва о мирной реинтеграции Косова и Метохии в правовое поле Республики Сербии на основании Резолюции 1244 СБ ООН; - молитва за русских миротворцев, которые 11.06.1999 захватили аэропорт Приштины и таким образом предотвратили погром и большие страдания сербского народа.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/20/pr...

" Русская Православная Церковь участвует в оказании гуманитарной помощи жителям Косова " , сообщается на официальном сайте Русской Православной Церкви. Акция " Москва - сербам Косова и Метохии " была организована Правительством Москвы, Главным управлением гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Москвы и Русской Православной Церковью. Груз общим весом более 260 тонн включает в себя теплые вещи, печи, полевые кухни, холодильники, а также иконы и богослужебные принадлежности для церквей и монастырей Косовского края, говорится в сообщении. Маршрут колонны пройдет через Воронеж, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Бургас. На границе Болгарии и Македонии колонну встретят воины из российского контингента международных миротворческих сил. Прибытие в Косово ожидается 25 октября. Информацию под названием " Сербия теряет кириллицу " публикует агентство " РИА-Новости " . В сообщении говориться, что Синод Сербской Православной Церкви обратился к общественности страны с призывом сохранить сербское национальное письмо - кириллицу. Как передает корреспондент РИА " Новости " , в последнее время в Сербии выражается обеспокоенность вытеснением кириллицы латиницей. Недовольны таким положением дел Академия наук и культуры Сербии и целый ряд общественных организаций. В Сербии создан национальный комитет по защите кириллицы. К сожалению, констатирует Сербская Церковь, кириллица исчезает из общественной и культурной жизни не только среди республик бывшей Югославии, но и в самой Сербии и СРЮ. Из более 800 газет лишь небольшое количество, включая церковные, набирается кириллицей. Сербская Православная Церковь отвергает мысль, что стремление Югославии войти в Европу " подразумевает отказ от национальных и культурных особенностей " . На сайте " Правда.Ru " опубликована речь иеромонаха Серафима (Роуза) , сказанная им в 1973 году на Зимней Свято-Германовской молодежной конференции. Предваряя речь о. Серафима, иеродиакон Макарий пишет: " Почему русскому читателю так важно узнать, что рассказывал молодым американцам о.

http://pravoslavie.ru/press/obzor16.htm

«Соборное слово» XII ВРНС стало результатом обсуждения участниками форума комплекса вопросов, связанных с вовлечением молодежи в активную общественную жизнь, созиданием в России общества, ценящего многовековое наследие предков и способного давать достойные ответы на вызовы современности. На форуме были приняты резолюции «О единстве Русской Православной Церкви» и «О законодательной защите нравственности детей и молодежи в России». Кроме того, Собор выступил с обращением по поводу отделения Косова и Метохии от Сербии. Участники форума заявили, что они разделяют скорбь сербских братьев, охарактеризовали прецедент отделения как крайне опасный и указали на то, что произошедшее представляет крайнюю опасность для сохранения мирового баланса и действенности международного права.. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением в Москве XII Всемирного Русского Народного Собора. 2. Одобрить Соборное слово XII ВРНС, затрагивающее важнейшие вопросы жизни молодого поколения современной России. 3. Считать важным принятие XII ВРНС резолюций, посвященных сохранению церковного единства и защите нравственности подрастающего поколения. 4. Поддержать обращение XII ВРНС, в котором говорится опасности одностороннего провозглашения независимости Косова и Метохии для международной стабильности. ЖУРНАЛ 7 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении вдовствующей Орловской епархии в связи с кончиной архиепископа Орловского и Ливенского Паисия. После обсуждения и беседы с архимандритом Иеронимом (Чернышовым), в которых приняли участие члены Священного Синода, ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Орловским и Ливенским избрать архимандрита Иеронима (Чернышова), настоятеля храма в честь святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Наречение и хиротонию совершить в г. Москве. О чем послать соответствующий Указ. ЖУРНАЛ 8 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О дате проведения очередного Архиерейского собора Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Провести очередной Архиерейский собор с 24 по 29 июня 2008 года. 2. Для участия в Архиерейском Соборе приглашаются епархиальные архиереи, викарные архиереи, возглавляющие Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Иные викарные епископы приглашаются для участия в заседаниях Архиерейского Собора, но не имеют права участвовать в голосовании.

http://sedmitza.ru/lib/text/429925/

Бог знает, случайно ли то, что драма Косова совпадает с драмой Патриарха Сербского Павла, на протяжении многих лет епископа Рашско-Призренского, а ныне Архиепскопа Печского. И слова, которые он повторяет чаще всего, касаются Косова. К самым значимым святыням, наряду с Печской Патриархией, Дечанами, храмом Богородицы Левишкой, Грачаницей, Патриарх Павел относит и Косово Поле, «на котором защищен наш наиважнейший национальный и духовный принцип». Для него Косово — это не только край и земля, на которой находятся наши наиважнейшие святыни, «но также и учение, которое в них преподавалось и которому нас они учили». Слова Патриарха Павла превосходят все определения Косовского Завета и Царства Небесного. Такие слова до него, пожалуй, не произносились ни на одном языке, а тем более не произносили их духовные вожди ни одного народа. «Если бы основание нашего независимого государства, его сохранение и развитие были возможны только через преступление, я бы скорее согласился, чтобы исчезла не только Великая, но и малая Сербия, и все сербы вместе со мной, чем согласился на бесчеловечное и нечеловечное. Вот это для меня Косовский Завет и определение за Царство Небесное». «Святой князь Лазарь не против жизни на земле и не против царства земного. Но коль уж необходимо одно терять, то лучше потерять земное, чем небесное». Однако «ничто не потеряно, пока не потеряно». Помимо всего этого, Патриарх Павел является одним из наиболее плодотворно воздействующих сербскоязычных писателей. Его голос и его манера говорить — самый одухотворенный тон для публичных выступлений у нас. Патриарх, пишущий так, как говорит, а говорящий так, как живет, являет собой самую убедительную личность нашего времени. Такой стиль речения не мог прийти лишь из книг. Наш Патриарх выступает и устно и письменно; однако он больше письменный, чем устный. Он пришел от книги и служил книге — той единственной, единой и наиважнейшей, чье слово его родило и чьим героем является он сам. Рейтинг: 10 Голосов: 40 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/45546.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010