Первосвятитель часто посещал Печ, традиционное место интронизации Сербских патриархов. Монастырь в Пече обладал ставропигиальным статусом 56 . Побывать в нем, а также во многих церквях и обителях этого региона, отслужить литургию по большим праздникам (на Рождество, Пасху, Покров Божией Матери) он считал своим долгом. Когда патриарх Павел ездил по этому неспокойному, опасному региону, он отказывался от сопровождения, которое предлагали ему международные силы под руководством НАТО – KFOR (СДК – «Силы для Косова»). Патриарх говорил, что не хотел подвергать опасности жизни своих телохранителей, стань он вдруг объектом какого-нибудь теракта, и доверялся только Божиему заступничеству. Где бы ни появлялся патриарх Павел, он не переставал выражать сострадание сербскому населению Косова и Метохии, преследуемого теми, кто хотел его выдворить, постепенно оттесняя в гетто и обходясь с его гражданами как с людьми второго сорта. Патриарх Павел составил две специальные молитвы, чтобы включить их в ектении на литургии. На просительной ектение «О православном народе нашем, грешном и страждущем, о находящихся в беде, гонимых и обиженных мужьях, женах и детях; о заступлении православных храмов и монастырей, семей и домов Косова и Метохии, чтобы Господь Бог наш явил им Свое милосердие и защиту, молим Тебя, Господи». На малой ектение «Еще молимся Господу Богу нашему, чтобы Он услышал стенания и моления народа Своего, страдающего в Косове и Метохии, и всех терпящих испытания за правду свою, изгнанных и обездоленных, да подаст Он им скоро благословение и укрепление Свое и да защитит невинно гонимых, скажем все от всего сердца нашего: Господи, помилуй!» Деятельность в лоне Сербской Православной Церкви Патриарх много делал для восстановления отношений и налаживания взаимопонимания между государством и Церковью , сохранения единодушия Сербской Церкви, внес значительный вклад в ее развитие. Восстановление отношений с государством После длительного периода коммунистического правления, когда государство препятствовало развитию Церкви и преследовало ее (хотя эти преследования в Югославии никогда не были столь масштабными, как в других социалистических странах), необходимо было провести работу по восстановлению если не добрых, то, по крайней мере, приемлемых отношений между государством и Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Также необходимо отметить, что Служебник 1653 г. (опубликованный при митрополите Сильвестре, где изложено традиционное отношение к Чаше во время Литургии Преждеосвященных Даров) имеет принципиальные отличия от положений Требника Петра (Могилы) 1646 г. — «Глава о неких исправлениях в служении Преждеосвященные службы», где впервые излагается латинский взгляд на Чашу во время Преждеосвященной Литургии . Таким образом, необходимо подчеркнуть, что религиозные взгляды отдельных западнорусских богословов имеют принципиальные отличия и нуждаются в дополнительном исследовании в контексте их влияния на богословскую мысль в Московском государстве. Обобщение всего западнорусского богословия, а также интерпретация его как монолитного не раскрывает всю сложность богословского дискурса XVII столетия. Проблема осмысления западнорусского богословия возникает и в результате неверной оценки противостояния двух богословских путей в Московском государстве: православного «западнорусского богословия» последователей митрополита Сильвестра (Косова) и пролатинского направления последователей богослова Симеона (Полоцкого). При этом нередко в современных исследованиях апологетов православной мысли XVII столетия ошибочно относят к сторонникам латинского богословия. Проблема обусловлена и отсутствием в современной историографии самого определения «западнорусское богословие». В дополнительном исследовании нуждаются и решения Московского Собора 1690 г., который подтвердил православное учение о времени преложения Святых Даров и одновременно обобщил и осудил труды западнорусских богословов (в свете низложения царевны Софьи и опалы ее окружения). Причина общего осуждения всех западнорусских и южнорусских богословских трудов остается неясной. К примеру, в богословском трактате митр. Сильвестра (Косова) «Дидаскалия» , как мы указали выше, излагается православное учение о времени преложения Святых Даров. Более того, именно иноком Евфимием Чудовским, основным обвинителем «хлебопоклонной ереси» латинствующих, было переписано 3-е издание митр. Сильвестра (Косова) 1653 г . «О Сакраментахъ или Тайнахъ в посполитости» .

http://bogoslov.ru/article/6193601

По принятии пострига в Овчарско-Кабларском Благовещенском монастыре, когда своим духовником Макарием, человеком святой жизни, был наречен апостольским именем Павел, на Благовещение 1948 года, он с 1949 по 1955 год состоял в братии монастыря Рача на реке Дрине, в которой тогда подвизались отец Иулиан (Кнежевич) и отец Антоний (Джурджевич) – в войну узник немецкого концлагеря в Дахау, – впоследствии он, по Промыслу Божию, 1 декабря 1990 года на Соборе Сербской Православной Церкви из трех кандидатов вынул жребий с именем будущего патриарха – Павла. Из монастыря Рача Павел был направлен учиться в аспирантуру в Афины, где пребывал с 1955 по 1957 год. Оттуда он отправился на богомолье ко Гробу Господню и святым местам. В Афинах узнал, что 29 мая 1957 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви избрал его епископом Рашско-Призренским для служения в Косове и Метохии. Его хиротония состоялась 24 сентября 1957 года. До сих пор в Греции и на Афоне рассказывают о его скромной монашеской жизни, кротости и мудрости и большом духовном опыте. Позже, будучи епископом, он из Призрена часто паломничал на Афон, водя на богомолье и своих священников, монахов и верующих. Тяжкие 34 года Христовых он прожил в многострадальном Косове и Метохии, в этих исконных древних сербских православных краях, пострадавших под длительным турецким игом и в особенности в войну 1941–1945 годов от албанских фашистов, а после войны – от безбожных коммунистов. Но смиренный владыка Павел кротко носил свой архипастырский крест и по мере сил своих апостольски возрождал веру в народе, а также святые храмы и монастыри в этой древней епархии (где и сейчас, вопреки всем страданиям и разрушениям, остается свыше тысячи святынь и святилищ – храмов и монастырей, воздвигнутых с XII по XX век). В этот период он написал монографию о монастыре Девич, а потом принял участие в издании монументальной книги «Задужбины Косова – памятники и символы сербского народа» (Задужбине Косова – споменици и Српског народа Призрен. Београд, 1987), которая на широком документальном материале свидетельствует о сербском православном характере Косова и Метохии.

http://pravoslavie.ru/41617.html

Вместо, многократно повторяемых западными полититиками слов, о начале процесса установления мира и безопасности на территории Косово, начался процесс самой откровенной этнической чистки в южном сербском крае, уничтожение всего сербского и православного. В этой колыбели сербской истории и духовности, где более 1300 церквей и монастырей, где находится Патриарший монастырь, как исторический центр Сербской Церкви, сегодня почти не осталось сербов. Приведу пример: в главном городе края - Приштине, до прихода сил НАТО проживало 40 000 сербов, а сегодня их не более двухсот, и живут они, не имея никакой свободы передвижения, в полной изоляции, в гетто XXI века. Следовательно, уже по приходу сил НАТО в Косово, начался откровенный суд Линча над сербами. Албанские псевдовоенные формирования так называемой Освободительной армии Косова начали с массовых убийств сербов и неалбанцев, сожжения сербских домов, тотального уничтожения десятков сербских сел, массового изнасилования женщин, грабежа и уничтожения сербского духовного и культурного наследия. Там, где было сердце Сербии, там, где в 1389 году разыгралась знаменитая Косовская битва, там, где положил свою жизнь за Крест Честной и свободу златую святой князь сербский Лазарь, там, где и ныне почивают многочисленные нетленные и чудотворные мощи святых сербских королей и архиепископов, там, где находятся древнейшие сербские монастыри, совершается такое чудовищное преступление против малого и беззащитного православного славянского народа, о котором, если замолчим мы, люди, возопиют камни. В период с момента прихода на Косово так называемых НАТО-миротворцев, 10 июня 1999 года и по сей день, убито больше 1200 сербов, изгнано 230 тыс., сожжено и уничтожено больше 150 сербских монастырей и церквей, датируемых XII-XX вв., осквернены десятки сербских кладбищ, на многих из них выкопаны и разбросаны кости покойников. Об этом могу свидетельствовать и я самлично: два года назад в сопровождении военного патруля НАТО, я лично объездил некоторые части Косова. Зрелище ужасающее, описать его словами невозможно, его можно только пережить. Это даже не кадры из самого страшного фильма ужасов, это самая позорная действительность современной цивилизации. Особенно меня потрясло то, что даже сербские кости не могут спокойно почивать в земле. Могилы раскопаны, останки раскиданы, надгробия разбиты, на фотографиях на памятниках выцарапаны глаза покойных, кресты сломаны, сорняки метровой высоты, оскорбительные надписи на албанском языке - вот лишь некоторые детали этого своеобразного косовского ада. И могилы моего покойного деда Петра Мирковича, коренного жителя Косова, и моей бабушки Зорки, в южной части Косовской Митровицы, разорены и осквернены. То же самое можно сказать и обо всех могилах моих родных со стороны матери, которая родилась на Косово. В Косово сегодня нет мира ни живым, ни мертвым. Живые иногда хотели бы укрыться в могилу, а мертвые словно хотят бежать оттуда, как живые.

http://pravoslavie.ru/5695.html

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подчеркнул, что Русская Православная Церковь твердо и последовательно поддерживает отношение сестринской Сербской Церкви к вопросам урегулирования положения в Косове и Метохии и заверил, что народ России никогда не согласится с таким решением косовского вопроса, которое не было бы принято народом Сербии, включая сербов, проживающих в Косове. Особое внимание в ходе встречи уделялось положению в православной диаспоре, причем было отмечено единомыслие двух Церквей по вопросам, которые порой вызывают разногласия в среде Поместных Православных Церквей. В тот же день состоялась беседа Владыки Кирилла с Президентом Республики Сербии Борисом Тадичем. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата подчеркнул, что Русская Православная Церковь считает абсолютно неприемлемыми всякие попытки решить проблему Косова путем диктата. «Любое решение, вынужденно принятое в результате силового давления, не может оказаться эффективным и способствовать долгосрочной стабильности», – сказал в этой связи митрополит Кирилл. «Сербия никогда не откажется от Косова и Метохии», – заявил Б.Тадич. Глава сербского государства также отметил: «Духовные, политические и экономические процессы, происходящие в России, жизненно важны для нашей страны». Высоко оценив принципиальную позицию России по косовскому вопросу, Борис Тадич особенно отметил братскую поддержку Русской Православной Церкви и ее Предстоятеля. Председатель Правительства Сербии Воислав Коштуница, принимая митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, также подчеркнул значение Косова как исторической основы самобытности сербского народа. Премьер-министр заявил: «Нас ободряет поддержка русского народа, российского государства и Русской Православной Церкви. Эту поддержку мы многократно испытывали на протяжении всей многовековой истории нашей страны». Слова теплой благодарности глава Правительства просил передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. В.Коштуница также отметил особое значение храма Святой Троицы, Подворья Русской Православной Церкви в Белграде, которая является местом духовного общения русских и сербов, мостом между двумя единоверными народами. Освящение храма, пострадавшего в результате варварских бомбардировок Белграда, глава правительства назвал важным событием в жизни сербской столицы.

http://pravoslavie.ru/21495.html

Это не мир. Это превращение конфликта в постоянную ненависть». Заявление прозвучало в разгар новой фазы югославского кризиса, охватившего территорию Македонии, и Русская Православная Церковь призвала мировое сообщество «не допустить в Македонии ошибок Косова. Террору и радикализму должен быть положен решительный предел». В марте 2004 г. в ходе антисербских этнических чисток в Косове погибли десятки людей, тысячи — депортированы, были сожжены и разрушены многие православные храмы. В заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви, принятом по докладу митрополита Кирилла, говорилось, что «необходимо срочно остановить исход сербского населения из края, прекратить варварское уничтожение находящихся здесь святынь и памятников архитектуры». Русская Православная Церковь «готова участвовать в организации и осуществлении международной помощи косовским беженцам и всем, кто страдает от кровавого конфликта». В этот период особую важность приобрел вопрос о статусе территории Косова и Метохии : он обсуждался в ноябре 2005 г. на встрече Патриарха Алексия II и митрополита Кирилла с Президентом Сербии Б. Тадичем и 27 февраля — 3 марта 2006 г. на встрече с делегацией Сербской Церкви. На Архиерейском Соборе 2013 г. уже Патриарх Кирилл, охарактеризовав положение православных сербов в Косове и Метохии как «трагичное», заверил Сербскую Церковь в братской поддержке со стороны Русской Православной Церкви в «ее нелегкой миссии в этом крае». По благословению Его Святейшества осуществлялся сбор средств для помощи косовским сербам , а также пострадавшим от катастрофического наводнения 2014 г. 15 апреля 2008 г. Священный Синод выступил с заявлением , в котором осудил одностороннее провозглашение независимости Косова. В 1999 году митрополит Кирилл проводил в Кишиневе переговоры между Московским Патриархатом и Румынской Православной Церковью по проблеме Бессарабской митрополии в Молдове. Ясным свидетельством православного единства стало преодоление совместными усилиями раскола в Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Возникший в начале 90-х гг. XX в., он развивался при поддержке государственной власти. Во время визита в Москву в мае-июне 1996 г. Болгарского Патриарха Максима руководство Русской Православной Церкви выразило ему свою полную поддержку. На переговорах в Москве и в Киеве, который также посетил Патриарх Максим, обсуждались действия по преодолению раскола. 30 сентября — 1 октября 1998 г. в Софии под председательством Константинопольского Патриарха Варфоломея состоялось Межправославное совещание, созванное по просьбе Патриарха Максима. На заседаниях помимо Патриархов присутствовали митрополиты, епископы и клирики БПЦ, предстоятели и представители других Поместных Православных Церквей. Русскую Церковь представлял митрополит Кирилл. Представители раскольников явились на заседание, чтобы просить о прощении. Они признали Патриарха Максима единственным законным главой БПЦ и отказались от полученных ими во время раскола архиерейских назначений.

http://patriarch.patriarchia.ru/otnoshen...

— Насколько мне известно, в настоящее время на Кипре, хотя и с определенными трудностями, происходит процесс поиска политических путей объединения острова. Недавно возобновились богослужения в некоторых храмах Северного Кипра, в частности, у гробницы святого апостола Варнавы в одноименном монастыре. К сожалению, в Косове наблюдается противоположная тенденция. И нужно предпринимать энергичные меры на международном уровне, чтобы правда о том, что там происходит, не скрывалась, а была общедоступна. — Какую помощь оказывает Русская Православная Церковь Сербской Церкви в связи с проблемами Косова и Метохии? Есть ли надежда на возрождение этого края в составе Сербии, ведь история свидетельствует, что эти христианские земли не однажды претерпевали скорбь от завоевателей, но всякий раз ситуация переламывалась? — На протяжении всей истории югославского кризиса Московский Патриархат оказывал поддержку Сербской Православной Церкви. Все, наверное, помнят, как в пасхальные дни 1999 года, когда Белград подвергался бомбардировкам сил НАТО, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II лично прибыл в сербскую столицу, чтобы поддержать наших братьев. Вместе с Патриархом Сербским Павлом он совершил Божественную литургию в строящемся храме святителя Саввы в Белграде. Святейший Патриарх Алексий не упускал ни единой возможности, чтобы засвидетельствовать перед международным сообществом справедливость сербской позиции в отношении статуса Косова и Метохии. В 2007 году в ходе своего визита в Страсбург он затрагивал эту тему в выступлении на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы . Участие Русской Церкви получило со стороны наших сербских братьев самую высокую оценку. Святейшие Патриархи Сербские Павел и Ириней не раз выражали благодарность как за моральную поддержку, так и за другие виды помощи, например, за обучение студентов из Сербии в духовных школах Русской Православной Церкви. Как дальше сложится судьба Косова и Метохии? Думаю, что самый разумный и исчерпывающий ответ сейчас был бы таким: «Все в руках Божиих». Мы в Русской Православной Церкви надеемся, что молитвенная помощь святых, которые подвизались в этом крае, поможет нашим братьям выстоять перед лицом тяжелых испытаний.

http://patriarchia.ru/db/text/1337036.ht...

По словам святого владыки Николая, не только тело Лазаря осталось нетленным. «То же относится и к телам других витязей креста, хотя они и остались на поле боя. От их святых душ освятились и тела их, а от их святых тел освятилась вся Косовская земля. Вот почему Косово стало святым полем. Вот почему сербы и сербиянки из разных стран – некоторые даже из Америки – приезжают, чтобы взять со святого поля Косова горсть или мешочек святой земли и как святыню носить ее при себе и хранить в своих храмах и домах, подобно земле с могилы святого Димитрия Солунского или с могил других христианских мучеников. Косово является самой большой могилой христианских мучеников, погибших в один день» . Так крестоносное войско на Косове спасло душу и сохранило тело. А изменники сначала погубили душу на Косове, чтобы после Косова и тела их пропали. Неизвестно, где могила Вука Бранковича, равно как и могилы позднейших предателей, бывших в нашей мученической истории. И как Церковь Христова, как главы сербских семейств празднуют дни смерти отдельных святых и мучеников как их духовные дни рождения (ведь в эти дни они родились для Царствия Небесного), «так и весь сербский народ отмечает и прославляет Видов день. Кто славит святых мучеников (Георгия, Димитрия и других), тот славит не побежденного, а победителя, и не мертвого, но живого. Так же и все мы, прославляя великую плеяду Косовских мучеников, прославляем не побежденных, а победителей, и не мертвых, а живых. Ибо Бог отцов наших, Бог Немани и Саввы, Бог Лазаря и Милоша, Бог диакона Аввакума и Вукашина из Клепцев не Бог мертвых, но Бог живых» . Здесь мы касаемся глубинных, таинственных струн нашей темы, темы мучеников-победителей. Как можно считать мученика победителем, а мучителя – побежденным, если первым условием для того, чтобы кто-то стал мучеником, является лишение его жизни? Точный ответ на это кажущееся противоречие можно получить при ясном рассмотрении цели, которой руководствуется мученик и его мучитель. Всякий без исключения мученик имеет целью не спасение своей жизни (телесной), но свою веру в Господа Христа; и мучитель имеет целью не лишить мученика жизни, а принудить его – волей или неволей – отречься от Христа и поклониться идолам. Ни с одним мучеником мучители не преуспели в достижении этой цели и, чувствуя себя побежденными твердостью мучеников, из злобы и зависти лишали их жизни. А мученики, несмотря на то, что претерпевали страшные мучения (вспомним хотя бы Ясеновацких мучеников) и в конце концов лишались жизни, достигали своей цели и становились непобедимыми победителями, сохранив веру, и в добром исповедании ее переселялись к своему Господу в Царствие Небесное вечно жить и царствовать с Ним. За некоторыми мучениками – например, святым великомучеником Георгием – даже закрепились такие эпитеты как Победоносец . И каждый мученик без исключения мог бы с полным правом повторить слова святого апостола Павла: «Подвигомъ добрымъ подвизахся, meчehie скончахъ, веру соблюдохъ» (2 Тим. 4: 7).

http://pravoslavie.ru/5727.html

Об этом мы постоянно говорим Российскому государственному руководству, нашим дипломатам, представителям разных стран и международных организаций. - Считаете ли Вы, что сербский народ и Сербская Церковь являются жертвой двойных стандартов, если иметь в виду, что Запад и даже его Церкви, включая Ватикан, чаще всего предпочитают хранить молчание перед лицом фактов очевидного нарушения прав сербского населения в Косове? - Уже в самом начале развития драматичной ситуации в Косове Русская Православная Церковь предупреждала правительства некоторых государств об опасности и недопустимости применения политики двойных стандартов, когда действия сербов, направленные на защиту своей жизни и религиозных святынь, расценивались как проявление агрессивного национализма, в то время как варварские злодеяния экстремистов, уничтожавших древние сокровища культуры сербского населения Косова и изгонявших самих сербов с земли их предков, не только не преследовались, но и всячески замалчивались. Результатом такой политики стало то, что косовский регион превратился в рассадник преступности и международного терроризма, где в отношении коренного сербского населения не действуют никакие общечеловеческие нормы права и морали. Однако справедливым было бы отметить, что многие христианские Церкви и религиозные организации на Западе все же выступали в защиту преследуемого сербского меньшинства и не поддерживали политику своих правительств в регионе Косова и Метохии. - Как Русская Православная Церковь может помочь в решении вопроса непризнанной Македонской Православной Церкви и каково Ваше отношение к проблеме расколов вообще? - Ныне проблема церковных разделений весьма обострилась. В большинстве случаев эти разделения вносятся в церковную среду и затем поддерживаются не народом, а политиками. Причем теми из них, которые действуют во имя собственных интересов, далеких от евангельских заповедей. Долг каждого христианина, наипаче же духовенства и архипастырей Церкви, состоит в том, чтобы с любовью и многим терпением прилагать все усилия для уврачевания этих болезненных явлений. Раскол - это боль всей Православной Церкви, ибо, по слову апостола, «страждет ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12. 26).

http://pravoslavie.ru/4925.html

Венчание начинается. Жених с невестой серьезны и сосредоточенны. Видно, насколько важно для них свершающееся Таинство. Да и не только для них, для всех нас происходящее олицетворило собой возрождение и жизнь, ведь «что Бог сочетал, того человек да не разлучит». Храм – жив! Не смогла уничтожить и умалить его святости людская злоба и ненависть. Рухнули только стены. Не ограничивается Церковь Христова пространством и временем, ведь «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». А нас в тот день было гораздо больше: сербы и русские, поляки и украинцы, монахи и миряне и Он, незримо присутствующий среди нас. Потом были многочисленные поздравления. Братия монастыря (сейчас их четверо: игумен, два иеромонаха и послушник), подготовив все для церемонии, стояли в стороне с сияющими лицами. Ведь это было первое венчание в их обители за шесть лет! Первое с момента разрушения храма. Узнав, что один из отцов, которого поначалу приняли за послушника, – иеромонах, мы не смогли скрыть своего удивления и подошли за благословением. Отец Серафим (названный так в честь св. Серафима Саровского) скромно отказывался, но, услышав, что у нас так положено, благословил. – Да, у вас в России хорошо, – сказал он на прощанье. А в селе молодую семью уже поджидали. На главной улице накрыли праздничные столы, достали вино, приготовленное из винограда, в изобилии произрастающего на этой плодородной земле. Зазвучала национальная музыка. Все было так не похоже на то, что мы находимся в сербском анклаве, где свободное передвижение без охраны возможно только в пределах села… Велика Хоча – одно из немногих сербских сел, оставшихся на территории Косова и Метохии. Само слово метох – греческое и переводится как «церковная земля». Многие земли по всей Метохии и большей части Косова были подарены монастырям сербскими правителями. И в Велика Хоча, помимо двенадцати сохранившихся храмов, уже восемь веков находится Дечанская Винница – метох монастыря Високи Дечани , где до сих пор производится отменное вино.

http://pravmir.ru/serby-spasutsya-strada...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010