В августе 2012 года состоялся первый в истории визит Патриарха Московского и всея Руси в Польскую Православную Церковь. Это событие привлекло широкое общественное внимание как в Польше, так и в России и других странах канонической территории Русской Православной Церкви. «Во время визита я общался с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой, с архиереями Польской Православной Церкви. Это общение дало мне почувствовать дыхание церковной жизни в Польше и роль Польской Православной Церкви в конфессиональном ландшафте страны. В праздник Преображения Господня мы с Предстоятелем Польской Церкви совершили Божественную литургию на Святой горе Грабарке при огромном стечении верующих со всех уголков Польши. Состоялись мои встречи с Президентом страны и Маршалом сената Польской Республики», — рассказал Святейший Владыка, добавив, что важным событием, состоявшимся во время визита, также стало подписание Совместного обращения к народам России и Польши. В ноябре 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал в пределах Иерусалимской Церкви, где имел братское общение с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом, иерархами и мирянами Иерусалимского Патриархата. Также состоялись встречи Его Святейшества с Президентом Израиля Шимоном Пересом и Главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, Королем Иордании Абдаллой II, мэрами Иерусалима и Назарета, верховными раввинами Израиля. «В программе этого паломнического визита были Божественные литургии на Гробе Господнем и в Горненском монастыре, посещение монастырей на Елеоне и в Гефсимании, посещение Вифлеема, Назарета, Тиверии и других мест, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа, великое освящение воды в реке Иордан на месте Крещения Спасителя», — сообщил Предстоятель Русской Церкви. Обратившись к теме трагического положения сербского населения Косова, Предстоятель Русской Церкви сказал: «Русская Православная Церковь традиционно оказывает поддержку братской Сербской Православной Церкви в ее нелегкой миссии в этом крае. Не стал исключением и период 2011-2012 годов, Мы старались, по возможности, привлечь внимание международной общественности к бедственному положению православных верующих Косова и Метохии».

http://patriarchia.ru/db/text/2772415.ht...

Сербия выбирает дорогу Видовдан – самый большой религиозный и национальный праздник в истории сербского народа. Праздник, к которому относятся с огромным уважением не только Сербы, но также и другие народы, хорошо понимающие его смысл и значение. Это день и радости, и трагедии, событие, которое изменило дальнейший ход истории не только сербского народа, но вообще христианской Европы. Видовдан многие сравнивают с Голгофой. Но как после Голгофы последовало воскресение, так и после Косовской битвы последовало воскресение сербского народа. Видовдан, по словам святителя Николая Велимировича, «приостановил моральный распад сербского народа. Дал нам целую галерею витязей веры, чести и самоотверженности, которая, без сомнения, ценится выше, чем какая-нибудь галерея мраморных изваяний, созданных в мирные времена народами, которые не имели своего Косова». Во всю многовековую историю своего существования Сербская Православная Церковь играла заметную роль в обществе и жизни страны. Церковь не только несла духовное просвещение и хранила моральные устои, она была носительницей национальной идеи, истинным защитником культурного и национального наследия сербского народа. Сербы хорошо помнят свою историю, и это, несомненно, ключевой момент их уважения к своей вере: во многом благодаря ей они не исчезли с этнографической карты мира за 500 лет турецкого ига. Одна из главных памятных дат Сербии – Видовдан – связана именно с многовековой борьбой сербов с турецким владычеством. Сербия сегодня переживает трудные времена. Насильственное отделение Косова, разногласия сербских политиков – все это свидетельствует о том, что нынешнее время действительно смутное и тяжелое для сербов. Видовдан является хорошим поводом для того, чтобы присмотреться к политической обстановке в Сербии, обратить внимание на отсутствие внутреннего согласия у сербского народа. Сербия долгое время жила и боролась за свою государственность под знаменем Православия. Это находило свое глубокое и всестороннее обоснование у всех государственных идеологов страны. История свидетельствует, что эти лозунги были созидательными, соответствовали стремлениям и чаяниям большинства народа. Они способствовали развитию экономики, культуры и социальных преобразований. Несмотря на суровые испытания, сербский народ в своем большинстве проявлял удивительное терпение и выдержку, долго и упорно был верен этому знамени.

http://pravoslavie.ru/1372.html

Пакет документов, который был подписан в ходе визита, действительно впечатляет: соглашения в области энергетики, особенно о полной газификации Сербии и строительстве газовой инфраструктуры; соглашения о военном сотрудничестве, о строительстве и обслуживании железных дорог (на 660 млн. евро); а также договоры в области образования, культуры, спорта, туризма, инновационных технологий и других сфер общественной жизни. Важно, что Россия помогает в строительстве храма Святого Саввы. В феврале в Сербии стартуют масштабные мероприятия в рамках Дней российской духовной культуры. Лидеры договорились, что Россия возвратит 166-ю страницу Мирославова Евангелия, древнейшего кириллического памятника сербской письменности, а Белград вернёт Москве семь картин Николая Рериха, которые оказались в Сербии в межвоенный период. Все, особенно сербы из Косова, ждали, какие новые идеи будут высказаны при обсуждении косовского вопроса. Косовска-Митровица была увешана российскими флагами и портретами Путина. А вот солдаты Сил для Косово (KFOR) срывали плакаты, флаги и фотографии нашего президента. Хотя в СМИ просачивались слухи, что Москва приедет со своим планом решения косовской проблемы, этого не произошло. Позиция Москвы осталась неизменной: она одобрит любое решение косовского вопроса, которое станет приемлемым для обеих сторон - Белграда и Приштины. Россия считает, что договорённости должны соответствовать международному праву и быть одобрены Советом безопасности ООН. Главный вопрос, который задавали журналисты, а вероятно, и политики разных стран: зачем России и Сербии нужно было привлекать внимание мировой общественности к этой встрече, зачем такая помпезность и торжественность? Одни предположили, что Россия угрожает Европе, прочно обосновываясь на Балканах, другие выражали опасение по поводу изменения внешнеполитического курса Сербии. На наш взгляд, Москва действительно продемонстрировала своё влияние на Балканах. Путин называет Сербию дружественной и братской страной, стратегическим партнёром. Он продемонстрировал объективную и позитивную роль России в этом регионе, подчёркивая при этом, что политика США и некоторых западных стран является дестабилизирующим фактором на Балканах. Мария Захарова также говорила, что Югославия стала жертвой американского империализма. А визит должен был доказать, что Россия является фактором стабильности в международных отношениях. Сербы же уверены, что их отношение к Путину покажет Европе, что у России есть серьёзные партнёры, которые никогда не введут в отношении неё санкций и всегда будут сотрудничать, а также при решении вопроса Косова будут опираться на мнение Москвы.

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/23/ta...

– Вы сами давно уехали из Косова? Часто бываете в Призрене после переезда? – Я покинул Призрен 16 июня 1999 года, когда после подписания Кумановского соглашения в город начали прибывать силы международного миротворческого контингента. Сразу стало очевидно, что у них нет ни сил, ни воли обеспечить нам мирную жизнь. Ради собственной безопасности сербский народ покидал Косово, и я вместе с тогдашним епископом Рашки и Призрена Артемием (Радосавлевичем) отправился в монастырь Грачаница в центральной части Косова, где пробыл до октября 2000-го. Но я всегда с радостью возвращаюсь в Призрен, когда могу, но, к сожалению, не часто. – Кто из современных деятелей Сербской Церкви оказал на вас наибольшее влияние? Можете назвать кого-то примером, которому стараетесь подражать? – Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов (1 Кор. 4: 15), я бы так ответил. Считаю себя счастливым, потому что мне довелось жить во времена великих отцов Православной Церкви, таких как патриарх Павел , митрополит Амфилохий (Радович) , епископ Афанасий (Евтич) , архимандрит Йован (Радосавлевич) … Каждый из них по отдельности и все вместе повлияли на меня своими делами и продолжают влиять на православное, пастырское, аскетическое формирование моего образа мыслей. Первый из них, патриарх Павел, более трех десятилетий был епископом Призренским. Его скромная внешность, молитвенность, тихая речь, простая и всегда опрятная одежда производили на всех нас огромное впечатление. Он говорил даже о самых обычных, повседневных вещах через призму Евангелия. Каждый разговор с ним был уроком. Патриарх Павел даже о самых обычных, повседневных вещах говорил через призму Евангелия. Каждый разговор с ним был уроком Его богослужения, особенно на Страстной неделе, были такими чудесными, что их можно сравнить только с богослужениями на Святой Земле. Попадая на эти службы, я только укреплялся в мыслях, что хочу быть священником. Позже, через богословское образование, я познакомился с литературной работой двух корифеев богословия нашей страны – митрополита Амфилохия и епископа Афанасия. У меня было благословение жить более года в монастыре Грачаница и непосредственно узнать епископа Афанасия, куда он приехал из своей Герцеговины. Теперь, после его смерти, я могу свободно сказать, что он был настоящим вулканом божественной любви, сострадания и богословской мудрости.

http://pravoslavie.ru/139542.html

По окончании беседы Святейшего Патриарха Кирилла и А. Вучича состоялась встреча делегации Русской Православной Церкви с главой и членами Правительства Республики Сербия в расширенном составе. А. Вучич от лица Правительства Сербии вновь поблагодарил Русскую Православную Церковь и российское государство за помощь народу Сербии. В ходе беседы с членами Правительства Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал о братском сотрудничестве двух Церквей, в том числе о деятельности представительств Сербской Церкви в Москве и Русской Церкви в Белграде. «В Москве есть подворье Сербской Церкви , а в Белграде — подворье Русской Церкви. Духовный мост между нашими Церквами поддерживается и этими двумя учреждениями, — отметил Святейший Владыка. — Мы очень ценим труды владыки Антония , который возглавляет подворье Сербской Православной Церкви в Москве, и отца Виталия, который является настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Белграде». Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что многие сербские архиереи закончили духовные школы Русской Православной Церкви, а студенты из России обучаются в Сербии. «Связь между молодым поколением богословов, между школами мы считаем очень важной», — заявил он. «Очень высоко оцениваю тот факт, что Святейший Патриарх Ириней удостоил Московскую духовную академию высшей награды Сербской Церкви — ордена святителя Саввы I степени», — добавил Предстоятель Русской Церкви. Также Святейший Патриарх Кирилл вновь затронул тему Косова и Метохии, отметив, что позиция Русской Православной Церкви по этому вопросу не меняется: «Мы твердо стоим на том, что не может быть никакой дискриминации сербского населения на территории Косова и Метохии, не может быть никакой изоляции сербов от Сербии — тех сербов, которые проживают в Косове и Метохии. Не Церкви формулировать политическую модель урегулирования, этим должны заниматься политики. Но мы настаиваем на всех уровнях, где только можем, на соблюдении прав и свобод сербов, живущих на этих территориях», — подчеркнул Святейший Владыка.

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Alex 13 марта 2012, 16:24 Тяжкое испытание выпало на долю сербского народа и всей Православной церкви в купе, но Бог не медлит с утешением. Господь да устроит все так, так желает. Ольга 13 марта 2012, 14:48 Спаси Господи! Дело важное! Сергий 13 марта 2012, 13:27 Кто бы ответил на вопрос: почему Россия не заступилась за Югославию? Почему предали? Времена Суворова прошли? Обмельчали... Простите нас. Сергей 13 марта 2012, 04:32 У поля Косова Я гляжу на Великий Погост, Исполняюсь звучаньем особым. Здравствуй, Косово! Я твой гость. Отчего же прискорбны оба? Этой встречи так долго ждал! Но прости, собирался не споро. И на столько веков опоздал, Что не умер в блаженных просторах. Чудо-Косово. Райская цветь. Что сказать мне в свое оправданье? Жаждал песню заздравную спеть, Да душа в погребальном рыданьи! Но напрасно злорадствует враг, Отымая и горы, и долы. Сердце Сербии, сербский стяг! Ты уже у Христова Престола! Иеромонах Роман (Матюшкин) Дмитрий 13 марта 2012, 01:55 для редакции: Я бы очень хотел ещё раз побывать на той земле напишите мне возможно ли это с вами? (я гражданин " украины " ) Простите, если, что-то не то спрашиваю. Спасибо за материал о поддержке Православных в Косово. Простите.dmitrij.hakimov@yandex.ru Дмитрий 13 марта 2012, 01:52 Когда мы ехали в 99-ом в Косово, нас по прибытии формировали в отдельные отряды (сербов отдельно, иностранцев отдельно), и к нам попал один серб. Так вот он прибыл из Австралии !!! В разговоре с ним, когда он показывал фотографии своей семьи, свою красавицу жену, своих сыновей, видно было, как он очень переживал, что они останутся без отца, но ещё больше он переживал, что Сербия потеряет Косово. Ведь везде, во всех СМИ показывали и рассказывали какие силы НАТО стягивали в Македонию и Албанию для военного вторжения. Тогда, ещё ни о каких " КФОР " даже не было и речи. Потом было обращение Милошевича, что военного вторжения не будет. Нам обьяснили, что это и наша победа, и мы радовались. Когда уходили из Косова сербские дети снимали с себя кресты и одевали нам... Уверен, что сейчас вряд ли кто-то радуется такой " победе " . ПРОСТИТЕ нас Братья и Сёстры ПРОСТИТЕ нас...

http://pravoslavie.ru/51907.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарив Господа за явленную милость, выразившуюся в даровании Японской Автономной Православной Церкви нового Предстоятеля, выразить надежду, что под управлением вновь избранного Предстоятеля Японская Автономная Православная Церковь будет возрастать от силы в силу, свидетельствуя миру истину Святого Православия. 2. Возведение епископа Петра в сан митрополита совершить во время его торжественной интронизации, приуроченной к официальному визиту Патриарха Московского и всея Руси в Японскую Автономную Православную Церковь. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об участии Русской Православной Церкви в межцерковной программе помощи жертвам конфликта в Югославии. Справка: На протяжении всего периода вооруженной агрессии против Югославии Русская Православная Церковь прилагала все возможные усилия по мирному и справедливому урегулированию ситуации. Со времени окончания вооруженной фазы косовского кризиса Русская Православная Церковь твердо отстаивает принцип необходимости оказания равной международной помощи жертвам войны вне зависимости от их национальной принадлежности. В частности, Русская Православная Церковь настаивает на направлении полномасштабной международной гуманитарной помощи вынужденным сербским переселенцам из Косова. В целях смягчения диспропорции в оказании гуманитарной помощи сербскому и албанскому населению, пострадавшему от конфликта и его последствий, Русская Православная Церковь совместно с международными партнерами - Агентством Венгерской межцерковной помощи и международной организацией " Церкви в совместном действии " предложила программу оказания помощи вынужденным сербским переселенцам из Косова, которая будет осуществляться в тесном сотрудничестве с Сербской Православной Церковью. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение участием представителей Русской Православной Церкви в подготовке и осуществлении межцерковной программы гуманитарной помощи вынужденным переселенцам в Сербии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

Stokoe M., Kishkovsky L. Orthodox Christians in North Amerika, 1794-1994. S. I., 1995. P. 48-50. Српско-арбанашки односи кроз векове са посебним освртом на hobuje време. Химелетир, 1983. С. 279-280. Там же. С. 285; Д. Српска православна црква и Лист српске православне Канадске. 1998. 38. [iv] Bryner E. Die Ostkirchen vom 18. bis zum 20. Jahrhundert. Leipzig, 1996. S. 105-196. [v] Синодальный архив Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке (СА), ф. В.К. Абданк-Коссовского, кор. 36, л. 21. [vi] Указ. соч. С. 285; Снегарев И. Кратък исторически очерк за помесните православни църкви Румунска, Гърчка, Полска, Финландска, Чехословашка и бившите прибалтийски църкви. София, 1948 С. 124. [vii] Указ. соч. С. 285-286; Adrianyi G. Geschichte der Kirche Osteuropas im 20 Jahrhundert. Paderborn, 1992. S. 163. [viii] См.: Протопресвитер Стефан Цанков. Албанская Православная Церковь и ее устройство. София, 1935. [ix] Bundesarchiv Berlin (BA), R 5101/22173. Bl. 40, 66. [x] Снегарев И. Указ. соч. С. 125; Указ. соч. С. 286. [xi] Димевски С. Ucmopuja на Македонската Православна Црква. Ckonje, 1989. С. 1002-1003; Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. Ч. 2. М., 1994. С. 135. [xii] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 6991, оп. 7, д. 141, л. 64, 66. [xiii] СА, ф. В.К. Абданк-Коссовского, кор. 36, л. 21. [xiv] Йованович М. Русская эмиграция на Балканах 1920-1940. М., 2005. С. 44. [xv] Смирнова Н.Д. Балканская политика фашистской Италии. Очерк дипломатической истории (1936-1941). М., 1969. С. 106-110. [xvi] Bogdanovic D. Kosovo. Vergangenheit und Gegenwart. Zürich-Lausanne, 1992. S. 239. [xvii] Косово и Memoxuja у cpnckoj ucmopuju. Београд, 1989. С. 311; От Косова до Jaдobha. Путни записи jepoмohaxa Amahacuja Београд, 1987. С. 106. [xviii] См.: Amahacuje J. Cmpaдaja Срба на Косову и Memoxuju од 1941 до 1990 године. Приштина, 1990. [xix] Косово и Memoxuja у cpnckoj ucmopuju. С. 317-318; Косик В.И. «Късмет Космета». (О судьбе Косова и Метохии)//Славяноведение. 2005. 5. С. 55, 61-62.

http://pravoslavie.ru/37718.html

Как мученики в жизни, а особенно в смерти, отличаются от остальных людей – героев и смельчаков, так и после смерти между ними остаются различия. В мученике еще при жизни обитает Дух Святой, Который, собственно, и дает ему силы для жертвенной смерти и Который придает телу мученика исключительную ценность – превращает его в святые мощи . На мощах и крови мучеников утверждена Церковь Христова на земле. Она собирает и хранит их как свое величайшее бесценное сокровище и воздает им литургическое молитвенное почитание. Потому и святой князь Лазарь при жизни приобретал святые мощи по всему Востоку и приносил их в свою Сербию, дабы тем упрочить ее духовное основание. А после мученической кончины своей на Косовом поле он добавил в ризницу Церкви Христовой еще один вклад – свое святое тело, которое Церковь бережно хранит вот уже целых шесть столетий. Трогательно внимание Сербской Церкви и сербского народа к Косовскому мученику. Хотя и сами они многое претерпевают от исторических бурь и катаклизмов, однако никогда не расстаются с его мощами, но носят и переносят их с Косова поля через Раваницу до Сент-Андреи, сремских монастырей и престольного Белграда и вновь в Раваницу. Особенно трогательно было перенесение святых мощей, длившееся с Видова дня 1988 года до 9 сентября 1989 года, когда они вернулись в предивную задушбину князя – монастырь Раваницу близ Чуприи и упокоились там. Во время этого шествия честной князь словно совершал некий смотр своему народу, порой радуясь, а порой и рыдая, ибо не везде и не всегда находил он нас такими, какими желал бы видеть. Часто мы представали перед ним «худшими, нежели до Косова», – с нашим неверием, отсутствием согласия и небрежением о тех вечных ценностях, за которые он мученически пострадал. Но, повторяя путь на свое и наше Косово, дабы встретить там шестисотый Видов день, святой князь изливал из своих святых мощей небесный мир и благодать на своих потомков, пробуждал спящие души и совесть своего народа, не как некогда – листом книги белой , но теперь лично, дабы сербы вернулись к себе, и к Косову, и к Косовскому завету, и к Косовскому Евангелию.

http://pravoslavie.ru/5727.html

Святейший Патриарх Кирилл обратился к Президенту Сербии с ответной речью, в которой отметил высокий уровень отношений между Сербской и Русской Церквами, а также между Российской Федерацией и Республикой Сербия. «Всё приходит и уходит, но есть базисные ценности. Марксисты ошибались, когда говорили, что базисной ценностью является экономика, — сказал Патриарх Кирилл. — Экономика — это надстроечная ценность, она может приобретать разные формы и иметь разные идеалы в зависимости от эпохи. Базисными ценностями является то, что формирует личность и образ народа. В России менялись режимы, правители, титулатура руководителей (их называли царями, генеральными секретарями, президентами), но основа национальной жизни сохранялась. Я глубоко убежден, что Церкви призваны сохранять этот духовный и культурный базис народа, а власти — будь то в России или в Сербии — призваны выстраивать политику так, чтобы не разрушать этот базис». По окончании встречи в честь визита Святейшего Патриарха Кирилла от имени Президента Сербии был дан торжественный обед. Ближе к вечеру Предстоятели Русской и Сербской Православных Церквей встретились с премьер-министром Республики Сербия Александром Вучичем. По окончании беседы с А.Вучичем состоялась встреча делегации Русской Православной Церкви с главой и членами правительства Республики Сербия в расширенном составе. В ходе последовавшего разговора Святейший Патриарх Кирилл помимо прочего затронул тему Косова и Метохии, отметив, что позиция Русской Православной Церкви по этому вопросу не меняется: «Мы твердо стоим на том, что не может быть никакой дискриминации сербского населения на территории Косова и Метохии, не может быть никакой изоляции сербов от Сербии — тех сербов, которые проживают в Косове и Метохии. Не Церкви формулировать политическую модель урегулирования, этим должны заниматься политики. Но мы настаиваем на всех уровнях, где только можем, на соблюдении прав и свобод сербов, живущих на этих территориях», — подчеркнул Патриарх. 15 ноября Святейший Патриарх Кирилл и Святейший Патриарх Ириней посетили монастырь Раковица, в котором покоятся сербские Патриархи Димитрий (1846–1930) и Павел (1914–2009).

http://e-vestnik.ru/news/patriarch_serbi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010