Уральские паломники посетили главную православную святыню Косова - Высоко- Дечанский монастырь Екатеринбург, 7 августа 2007 г. В ходе поездки по святыням Сербии, уральские паломники во главе с духовенством Екатеринбурга посетили главную православную святыню, находящуюся в самом центре Косово, где зверствуют албанские экстремисты - комплекс Дечанского монастыря, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " .           Высоко-Дечанский монастырь находится в сердце древней Сербии, у самой албанской границы. Расположенный в живописной долине реки Быстрицы в окружении высоких гор и густых лесов, он заслуженно носит название Царской Лавры. Монастырь этот построен в XIV веке, территория вокруг монастыря считается особо охраняемой зоной, и находится под присмотром итальянских миротворцев, обитель включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.            В 1330 году сербский король Стефан Дечанский II одержал победу над греками и болгарами, и по возвращении из похода решил построить храм во славу Христа Спасителя. Посоветовавшись с сыном и духовенством, он выбрал место на реке Быстрице в двух километрах от Дечан и заложил церковь Вознесения Господня.            Этот храм имеет два придела: во имя Святого Николая и во имя Святого Димитрия, и отличается сложной архитектурой. Его наружные стены покрыты плитами шлифованного разноцветного мрамора, создающего впечатление многоцветности. Стены обители на десятки метров вверх расписаны бесценными фресками. Эта роспись, является самым большим сохранившимся памятником средневековой монументальной живописи в Сербии.           Эта обитель стала самым величественным монастырем средневековой Сербии. Исторически она являлась важнейшим центром сербской государственности, символом борьбы сербского народа за независимость родины.            Лавра была построена святым королем Стефаном, как монастырь, в котором, по завещанию, он должен был найти последний приют. И сейчас основанная им обитель хранит главную святыню - мощи святого Стефана Дечанского, который почитается сербским народом как великий целитель. За всю свою историю Дечанский монастырь не раз подвергался разорению, так, например, замечательный иконостас Вознесенского храма был уничтожен турками.

http://pravoslavie.ru/23478.html

Наряду с Патриархом Павлом епископ Артемий оставил самые глубокие следы в жизни многострадальных краёв Рашской области и отторгнутых от Сербии Косова и Метохии. Самозабвенным святительским трудом он возродил уже было угасшую монашескую жизнь в обителях этих краёв. В самые тяжелые для сербского народа Косова и Метохии дни он оставался тем якорем, который спасал сербскую ладью от смертоносных штормов, принесённых северо-западным ветром. Епископ Артемий был не только духовным чадом святого Иустина, но и духовным отцом святого Харитона. Но умер, увы, в расколе... Редакция «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Он промыслительно преставился 21 ноября --на великий Михайлов день, а похоронен 23 ноября -- на Память мученического колесования Великомученика и Победоносца Георгия Скончался епископ Рашко-Призренский Артемий (Радославлевич), отлученный Сербской патриархией Известный сербский патролог, отлученный от Сербской патриархии епископ Рашко-Призренский в изгнании Артемий (Радославлевич) скончался 21 ноября, в день Собора небесных сил бесплотных, на 86-м году жизни в монастыре Новая Никея в Леличе, городское поселение Валево, в Сербии, сообщает корреспондент Портала " Credo.Press " . Официальная причина смерти пока не установлена. Его погребение состоится в монастыре Новая Никея 23 ноября. Епископ Артемий отделился от Сербского патриархата в 2010 году, причем одной из основных причин своего решения назвал " отпадение патриархата в ересь экуменизма " . В одном из своих интервью епископ Артемий говорил: «Экуменизм – это одна из серьёзных причин моего несогласия, расхождения или, скажу, «моего непослушания» Синоду, потому что я никогда не воспринимал дух экуменизма. Экуменизм, по словам св. о. Иустина, есть всеересь. То есть все предшествующие ереси воплощены в экуменизме. Контакты с экуменистами… - это тайное предательство Православия и святосаввской традиции.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/23/ne...

Следуя за Богом и предками, Мы населяли небеса вместе со святыми. Но трудно предвидеть и домыслить, что было бы, если бы Косова не было. Несомненно, как говорит Милан Комненич, «без проявления доблести на Косово сейчас иначе бы выглядела Европа, иной была бы судьба христианства, иным было бы духовное наследие непросвещенного мира. Иными, в конце концов, были бы и сербы. Века их жизни были бы, возможно, более счастливыми, но не более осознанными, с бльшим удобством, но не с бльшим достоинством, ближе к ценностям земным, но дальше от Бога. Косовское действо эпохально определило характер сербского человека на все времена» ( Комнени М. Обра Ва 1989. С. 68 ). Только в свете Видова дня и Косовской этики - которая состоит в осознании, что «добро не имеет цены, а зло не имеет шансов на победу» ( Комнени М. Обра Ва 1989. С. 68 ) - сербский народ нашел в себе силы не только многократно повторить в своей истории «Косовский мартириум», от Косова до Ядовна, до Ясеновца и неисчислимых ям без дна, заполненных телами сербских новомучеников. Но также и силы, чтобы, по примеру Господа своего, простить своих мучителей. Воспитанные в Косовском духе, сербы стали «народом прощения, а не мести, благородства, а не братоубийства, народом, который имеет израненное (а зачастую искромсанное) дело, но целую душу. Посему народ этот сияет в лучах Христовой благодати как редкий из редких - тот, который страдания перенес потому, что знал их смысл, который победил грех потому, что знал, во имя чего его побеждает, который врагу прощал, поскольку всегда в нем узнавал брата» ( Там же. С. 94 ). Страдания сербского народа в веках свелись бы, с точки зрения истории, только к бессловесной резне, если бы этот народ страданием не возвысился до избранных Христоносных народов (См.: Там же ). А этого он достиг потому, что имел непрестанно водительство целой плеяды святых и славных предков, во главе которых святой Савва и святой великомученик Косовский князь Лазарь. Текст печатается в сокращении по изданию: Епископ Са Христом кроз живот. Зборник радова. - Рашко-Призренска и 2005. С. 359-380.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/18/...

Католический епископат в Югославии воспринял этот лояльный акт самозащиты СПЦ как призов к религиозной войне и уже 31 декабря 1936 года загребский архиепископ Др. Бауэр открыто заявил своему клиру: «Такая позиция православного епископата может вызвать лишь религиозную войну, которую народ католической церкви вовсе не желает». После этого хорватская пресса начала все более заострять проблему, сведя ее - в конце концов - к межнациональному конфликту сербов и хорватов. В то время, как патриарх Варнава медленно угасал, в Белграде развернулись массовые демонстрации. Воислав Янич предложил совершить 19 июля 1937 года в Соборной Церкви молебен о здравии болеющего патриарха. После молебна стихийно собрался крестный ход, который хотели провести от Соборной Церкви через кн. Михайлову до храма Свт. Саввы. Городская управа Белграда запретила шествовать по кн. Михайловой. Все лавки были закрыты, кроме тех магазинчиков, владельцы которых поддерживали политику Стоядиновича. Литию возглавил шабачский владыка Симеон, возглашавший тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя...». Когда ход приблизился к жандармскому кордону, дошло до столкновения. Жандармы - из числа словенцев - обругали шествующих матерной бранью, обидной для всякого серба. На священников посыпались удары. Шеф жандармов скомандовал: «Штыки примкнуть!», что лишь плеснуло в огонь даже не масла, но бензина. 27 жандармов из числа сербов отказались подчиняться, за что были тотчас арестованы. Руководил югославским МИДом словенец Антон Корошец, который был римско-католическим жупником (аналог нашего благочинного). Вот, что говорил по поводу этих событий Свт. Николай Велимирович: «На протяжении семисот лет римский папа пытался утвердить свою стопу на православных Балканах. Но этого ему не позволили ни наши Неманичи до Косова, ни наш сознательный народ после Косова... Патриарх Сербский занемог в борьбе против папских притязаний. Народ шокирован и не в силах прийти в себя от невероятного: как могут сыновья сербского народа в своей собственной мощной державе капитулировать перед третьим из наистарейших неприятелей православных Балкан и православного Сербства? Капитулировать после славной победы над своими первыми двумя неприятелями: над Султаном и над Цесарем?

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/17/...

– Мы так много сегодня говорим , правда, это не касается духовной жизни, о том, чтобы защититься от попыток Запада установить над Россией экономический, политический или какой-либо другой контроль. Но то, что Вы сейчас сказали, по сути, означает, что контроль над культурой и над состоянием умов и даже чьих-то сердец уже установлен. То есть мы защищаемся от Америки снаружи, а она уже здесь? – Я бы никого не хотел демонизировать. Опасности могут исходить с любой стороны, и даже от нас самих. Советский Союз рухнул без единого выстрела и без единой пущенной ракеты – мы его разрушили. Мы разобрали свой собственный дом. Если бы мы не остановились вовремя, то же случилось бы с Россией. И это произошло дважды за столетие: в 1917-м году мы тоже уничтожили свой собственный дом. Поэтому, конечно, так важна тема национального, духовного, культурного самосознания нашего народа как условие мирного существования нашего государства. Вот почему Русская Церковь выступает за критическое восприятие тех интеллектуальных, культурных и духовных сигналов, которые сегодня извне воспринимаются нашим обществом. – Другая тема: то, что происходит в Косове. Мы знаем, что в начале декабря может решиться судьба этого края. Мы знаем, какие планы в отношении Косова у Запада. Когда – не хотелось бы сравнивать – например, совершаются какие-то странные вещи в отношении исламской религии и появляется карикатура на пророка Мухаммеда, исламский мир реагирует очень яростно. Мы все помним, как это было. В случае с Косовым наносится оскорбление, дается пощечина всему православному сознанию, всей мировой православной общине. Тем не менее, такое ощущение, будто бы все это проходит бесследно, встречается равнодушно. – Равнодушия нет. Русская Православная Церковь стоит на защите Сербии в отношении Косова, и мы будем продолжать настаивать на том, что Косово непременно должно быть органической частью Сербии. Косово – это начало духовной и культурной истории страны. Если отделить Косово от Сербии, она превратится в страну с очень небольшой культурой и короткой историей. Все корни Сербии – в Косово. Это все равно, что взять Рим, изолировать его от Италии и сказать, что Рим должен быть другим государством, не имеющим отношения к Италии. Подобные действия оторвали бы Италию от всей ее истории, потому что Рим – ее сосредоточие. С Косовским краем получается аналогичная ситуация: он есть средоточие всей культурной, духовной истории сербского народа, и отделение этого региона станет катастрофой для цивилизации. Удивляюсь, что этого не понимают западные страны. Здесь, конечно, работает некая политическая логика, срабатывающая против самобытности и самопонимания сербского народа. И это очень опасно.

http://pravmir.ru/mitropolit-smolenskij-...

- Ты можешь подъехать туда в отделение хирургии. Тебя пропустят. Твоего солдатика на днях привезли из его родного города на очередную профилактику. Думаю, ему будет приятно повстречаться с тобой снова... Таковы истинные сербы. Я счастлив свидетельствовать здесь о том, что мой друг Сречко Йованович оказался истинным сербом. Про таких в своём родном кругу негромко говорят: «серб от Косова». Истинный серб - не обязательно герой Косовской битвы или Солунского фронта. Он, может быть, и по воробью никогда в жизни не выстрелил из рогатки. Но в душе он всё равно ратник, воин, равняющийся на древних рыцарей Косова поля. Даже если он занят лишь тем, чтобы у детей были самые совершенные учебники по родной грамматике, самые красивые цветные карандаши в пенале, самые чисто стирающие с бумаги грязь ластики. А он, Сречко Йованович, сверх этого хотел ещё переводить на сербский любимые свои рассказы о природе Михаила Пришвина. Только на последнее заветное намерение времени ему так и не хватило. Человек чести и долга, он понимал их не как абстрактные и отвлечённые «общечеловеческие ценности», а как непременные свойства христианского стоического поведения - своего православного стояния до конца. Как-то, раз или два, я замечал ему в шутку: «Сречко, я, кажется, не фарисей, но ты у нас, похоже, большой грешник. Что ни выходной день, ты всё равно отправляешься на работу. И так, вижу, всю жизнь. Как же ты будешь оправдываться на том свете?». Он разводил руками, улыбался и отвечал что-то невнятное. Но однажды в письме всё же высказался: «Я, как и всегда, весь в работе и каждую субботу и воскресенье вспоминаю твои слова из письма, где ты пишешь, что я грешу, работая седьмой день в неделе. Поверь, я это делаю из внутренней потребности помочь своей фирме, а через это и своему народу, за интересы которого она борется. Поэтому я спокоен и не чувствую себя грешником». В этом же письме (24 февраля 1993 г.) он, по неукоснительно соблюдаемой привычке, касается и нашего «дела»: «Твой роман на рецензии, ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ уже набран, и сейчас мы собираем средства для его публикации. Мне жаль, что сейчас я не могу сказать тебе точно, когда он выйдет (вопреки всем ожиданиям Сречко, он вышел лишь через 7 лет. - Ю.Л .), но я договорился с Леной Бондаревой вместе уточнить дату, потому что и она хотела быть в Белграде, когда ты приедешь и когда мы организуем представление книги».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В ходе церемонии интронизации патриарх Ириней сказал, что в Косово сегодня стираются сербские духовные следы и исторические корни. Патриарх призвал международное содружество и косовских албанцев обеспечить мир в южном сербском крае. «С этого святого места, в этот момент, мы направляем призыв сильным мира сего, в руках которых находится судьба Косова, чтобы они не согрешили душой принятием решения о статусе Косова, которым сербский народ был бы лишен векового права на свою родину, свое имущество, кладбища своих предков, и свои славные святыни», — сказал патриарх Ириней. Глава Сербской православной церкви обратился к албанскому народу в Косово и призвал его к миру и общности основанной на человеческой и божеской правде. «Мы молимся, чтобы этой страной завладел мир, единство и любовь между народами и затянулись раны ненависти и злобы», — сказал патриарх. На торжестве интронизации от имени Сербии присутствовал президент Б. Тадич, а международное сообщество представляли глава миссии ЭУЛЕКС Ив Де Кермабон и глава УНМИК Ламберто Заньер. На торжестве также присутствовал командующий КФОР, генерал Эрхард Билер. Среди официальных лиц было более 400 высоких функционеров, представителей православных поместных церквей и других религиозных объединений из Сербии, среди которых католический архиепископ Белградский Станислав Хочевар, муфтий Сербии Мухамед Юсуфспахич и реис-ул-улема Исламского объединения Сербии Адем Зилкич. Церемонию освещали многие отечественные и иностранные СМИ, а монастырь обеспечивали служащие итальянского КФОР. Ириней (Гаврилович) (род. 1930), Патриарх Сербский Епископ Нишский Ириней В миру Мирослав Гаврилович, родился 28 августа 1930 года в селе Видова под городом Чачак у отца Здравки и матери Милияны и был наречен в крещении Мирославом. В родном селе завершил начальное образование, а гимназию – в Чачаке. По выпуске из гимназии закончил духовную семинарию в Призрене, а потом Богословский факультет в Белграде. По окончании факультета служил в войсках, а вскоре по окончании службы был назначен преподавателем (суплентом) в Призренскую семинарию. Перед вступлением в должность, в октябре 1959 года, он принял монашеский постриг от патриарха Германа в Раковицком монастыре и был наречен Иринеем. В день святой Параскевы, 27 октября того же года, он был рукоположен во иеромонаха в Ружицком храме под Калемегданом.

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

Первый удар по ее основам уже был нанесен бомбардировками Югославии, начатыми без санкции Организации Объединенных Наций и приведшими к разрушениям и гибели тысяч людей в центре Европы. Теперь готовится еще одна акция, которая может обратить в прах существующий мировой порядок». Продолжая поддержку сербского народа, митрополит Кирилл встречался с руководством и сотрудниками различных структур ЕС и НАТО, донося до них глубокую озабоченность Русской Церкви положением сербского населения Косова, разрушением в крае православных храмов и святынь, растущей этнической разобщенностью на Балканах, поднимал эти проблемы на международных встречах и форумах, в переговорах с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацуурой. Защита прав, в том числе права на жизнь, палестинских христиан, безопасность паломников на Святой Земле были предметом постоянных церковно-дипломатических усилий митрополит Кирилл и ОВЦС. На встрече в 2008 г. в Москве с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом Русская Церковь еще раз подтвердила, что присутствие христиан на Святой Земле является фактором, укрепляющим дружбу между двумя странами, что Русская Церковь считает себя ответственной за судьбу христиан на всем Ближнем Востоке и всегда готова содействовать нахождению взаимопонимания между всеми противоборствующими сторонами. Участие митрополита Кирилла как полномочного представителя Русской Православной Церкви в миротворческом процессе принесло ему большой международный авторитет, который был еще раз подтвержден в 2006 г. избранием его сопредседателем Всемирной конференции религий за мир. В июне 2002 г. митрополит Кирилл во главе делегации Русской Православной Церкви посетил Брюссель, где встретился с руководством различных структур Европейского Союза (председателем Европейской комиссии Романо Проди, членами Европейской комиссии и Европейского парламента). Митрополит Кирилл подтвердил готовность Русской Православной Церкви «к участию в широком мировоззренческом диалоге с международными структурами, направленном на созидание многополярного и многоукладного миропорядка». Он выразил «надежду на то, что духовные и мировоззренческие основы восточнохристианской цивилизации, ее ценности будут учтены при формировании корпуса общеевропейского права, включая законодательство о церковно-государственных отношениях, а также при созидании общеевропейской архитектуры безопасности». Особое внимание было уделено положению на Балканах: митрополитом Кириллом «была выражена озабоченность положением сербского населения Косова, разрушением в крае православных храмов и святынь, растущей этнической разобщенностью на Балканах».

http://patriarch.patriarchia.ru/mezhduna...

Югославская армия, согласно договору, покинула Космет, и вместо нее туда пришли так называемые западные миротворцы НАТО, которые в соответствии с тем же договором, подписанным в Куманово, должны были обеспечить мирную жизнь всем этническим общинам Косово. Задача всех этих разношерстных военных и гражданских структур, которые нахлынули на Косово и заняли его, была совершенно очевидна – обеспечение нормальной жизни населению Косова и наблюдение за безопасностью в крае до окончательного решения вопроса, который, согласно принятой тогда резолюции 1244 СБ ООН, должен был решаться при соблюдении территориального суверенитета Союзной Республики Югославии. Но с того самого момента начался совершенно иной, и по своей сути, полностью противоположный процесс. Вместо многократно повторяемых западными полититиками слов о начале процесса установления мира и безопасности на Косово, начался процесс самой откровенной этнической чистки в южном сербском крае, уничтожение всего сербского и православного. В этой колыбели Сербской истории и духовности, где более 1300 (тысячи трехсот) церквей и монастырей, где находится Патриарший монастырь, как исторический центр СПЦ, сегодня почти не осталось сербов. Приведу пример: в главном городе края — Приштине, до прихода сил НАТО проживало 40 000 сербов, а сегодня их не более двухсот, и живут они, не имея никакой свободы передвижения, в полной изоляции, в гетто 21 века. Следовательно, уже по приходу сил НАТО в Косово начался откровенный линч над сербами. Албанские псевдовоенные формирования так называемой Освободительной армии Косова начали с массовых убийств сербов и неалбанцев, сжигания сербских домов, тотального уничтожения десятков сербских сел, массового изнасилования женщин, грабежа и уничтожения сербского духовного и культурного наследия. Там, где было сердце Сербии, там, где в 1389 году разыгралась знаменитая Косовская битва с турками, там, где положил свою жизнь за Крест Честной и свободу златую святой Князь сербский Лазарь, там, где и ныне почивают многочисленные нетленные и чудотворные мощи святых сербских царей и архиепископов, там, где находятся древнейшие сербские монастыри, совершается чудовищное преступление против малого и беззащитного православного славянского народа, о котором, если замолчим мы, люди, возопят камни.

http://pravmir.ru/stradaniya-serbskogo-n...

О книге В. Быковой и Ю. Щукина «Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в Тамбове». 225. Фролова, Н. Два имени – одна судьба [Текст]/Н. Фролова//Тамб. жизнь. 2002. 26 июля. С. 4. Об изданиях В. И. Быковой и Ю. К. Щукина «Архиепископ Лука. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий» (Тамбов, 2002), «Памятные места Архиепископа Луки в Тамбове» (Тамбов, 2002) и «Медицинская помощь в Тамбове в настоящем и прошлом» (Тамбов, 2001). 226. Черменский, В. Проповедник и целитель [Текст]/В. Черменский//Наш Кирсанов. 2002. 17 июля. С. 7. 227. Быкова, В. И. «Он долго искал себя...» [Текст]: [беседа с директором обл. науч. мед. б-ки В. И. Быковой/вела Н. Фролова]//Наедине. 2002. 5–11 июня. С. 12. 228. Жуков, М. Памяти Великого архипастыря [Текст]/М. Жуков//Тамб. жизнь. 2002. 21 мая. С. 1: фот. А. Сухорукова. 229. Матюшина, М. Звезда науки и Святого Православия [Текст]/М. Матюшина//Полис Плюс. 2002. 21 мая. С. 2. 230. Матюшина, М. Звезда науки и Святого Православия [Текст]/М. Матюшина//Наш город Тамбов. 2002. 20 мая. С. 7. 231. Зотов, А. Пример жертвенного служения [Текст]/А. Зотов//Тамб. курьер. 2002. 20 мая. С. 5. 232. Жуков, М. Крестом и скальпелем [Текст]: к 125-летию архиеп. Луки/М. Жуков//Тамб. жизнь. 2002. 16 мая. С. 3. 233. Фарбер, Я. И. Вторая жизнь Святителя Луки [Текст]/Я. И. Фарбер//Русская мысль. 2002. 16–22 мая. С. 9. 234. Фарбер, Я . Вторая жизнь Святителя Луки [Текст]/Я. Фарбер//Тамб. жизнь. 2002. 14 мая. С. 1–2. 235. Сокрушаева, Л. Два служения доктора Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки [Текст]/Л. Сокрушаева//Город на Цне. 2002. 8–14 мая. С. 6. 236. Заверюхина, И. Гражданин, хирург, святитель [Текст]/И. Заверюхина//Тамбов. епарх. вести. 2002. 4. С. 3. 237. Сухоруков, Н. Святитель, хирург, публицист [Текст]/Н. Сухоруков//Мичурин. правда. 2002. 27 апр. С. 2. 238. Прокофьева, Т. Целитель души и тела [Текст]/Т. Прокофьева//Тамб. вестн. 2002. 26 апр. С. 3. 239. Никитин, Л. Обессмертивший имя своё [Текст]/Л. Никитин//Наш голос. 2002. 25 апр. С. 3. 240. Косова, Т. Где тяжело дышалось – он был первым [Текст]: хирургу и свящ. В.Ф. Войно-Ясенецкому – 125 лет/Т. Косова//Ровесник. 2002. 24–30 апр. С. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010