Мониторинг СМИ Косово - боль сербского народа Интервью епископа Моравичского Антония, представителя Патриарха Сербского при Патриархе Московском, и иеромонаха Игнатия (Шестакова) корреспонденту Седмицы.Ru Марии Розинской 02.03.2008 23:30 17 февраля 2008 г. автономный край в составе Республики Сербия Косово и Метохия провозгласил государственную независимость. Многие государства уже признали Косово независимым, несмотря на то, что сербское сообщество резко отрицательно оценивает албанский сепаратизм, в Белграде и центрах сербской диаспоры в разных странах проходят акции протеста, практически во всех сербских православных храмах во всех уголках мира служатся специальные молебны о спасении косовских сербов. В воскресенье 24 февраля в Москве на сербском подворье, в храме Петра и Павла у Яузских ворот, был также отслужен молебен о спасении народа Косова и Метохии. Мы попросили епископа Моравичского Антония, представителя Патриарха Сербского при Патриархе Московском, и иеромонаха Игнатия (Шестакова), редактора сайта «Православие.Ру», преподавателя курса Истории Поместных Церквей Сретенской семинарии, автора статей «Православной энциклопедии» по истории Сербской православной, Церкви прокомментировать позицию Сербской Православной Церкви по поводу независимости Косова. Корр.: – Ваше Преосвященство! Какова позиция Сербской Православной Церкви по проблеме провозглашения косовской независимости? Епископ Моравичский Антоний: – Священноначалие Сербской Церкви полностью поддерживает руководство страны по этому вопросу. Целостность границ является важным принципом международного права и его столь грубое нарушение обязательно приведет к серьезным последствиям не только в Сербии и Балканах, но и во всем мире. Косово — это священное для любого серба место, это его духовная колыбель. Косово никогда не являлось независимой частью Сербии, а наоборот, на протяжении многих веков ее центром — ее неотъемлемой частью. Автономный статус края был во многом искусственным, да и появился он лишь при Иосипе Броз Тито, который крайне негативно относился к сербам и всему сербскому.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Недавно Албания предложила, чтобы Косово стало членом ЮНЕСКО, что вызвало огорчение у верующих и остальных граждан Сербии. Как Вы знаете, в сербском крае Косово и Метохия находятся четыре сербские святыни, которые провозглашены мировыми памятниками культуры: Высоки Дечаны, Печская Патриархия, Грачаница и Богородица Левишка. Не могли бы Вы прокомментировать этот вопрос? — Нам известно об активном продвижении в ЮНЕСКО интересов Косова — этого незаконно отторгнутого сербского края. Подобные предложения получают развитие вопреки действующим нормам международного права, которыми утверждается целостность Сербии, ее право, согласно документам ЮНЕСКО, на защиту великих православных святынь Косова. Эта организация несет особую ответственность за неприкосновенность памятников, в том числе тех, которые расположены в Косово и входят в список Всемирного наследия. Все мировое сообщество стало свидетелем посягательств на неприкосновенность святынь этого края, осуществленных радикалами при попустительстве местных властей. Мы считаем, что было бы абсолютно неприемлемым решение государств-членов ЮНЕСКО передать право на защиту уникальных памятников тем, кто на протяжении многих лет сквозь пальцы взирал на варварские действия вандалов. Полагаю, что членство Косово в ЮНЕСКО — организации, созданной для защиты культуры человечества — в существующих условиях тотальной угрозы православным святыням края может стать ошибкой, последствия которой будут непоправимы. — Власти Черногории оказывают большое давление на Сербскую Православную Церковь в этом маленьком государстве. Идет давление не только со стороны непризнанной «Черногорской православной церкви», но и властей в Подгорице. У Сербской Церкви в Черногории хотят забрать имущество. Можете ли Вы прокомментировать то, что творится в этой стране? — Мы с глубокой озабоченностью наблюдаем за ухудшением положения Православной Церкви в Черногории. Некоторым политикам, которые пытаются вырвать Черногорию из многовекового контекста исторического развития Православия в Западно-Балканском регионе, свойствен политизированный взгляд на религию. Они склонны видеть в канонической Православной Церкви угрозу для черногорской государственности и национальной идентичности. Такой подход неразумен, а основанная на нем политика подрывает традиционные устои жизни черногорского общества.

http://pravoslavie.ru/89907.html

Напомним, что в конце апреля – начале мая 2018 года состоялось ежегодное заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, на котором было принято послание по вопросу Косова и Метохии . Послание было адресовано не только «верным сынам и дочерям Церкви, но также национальной и мировой общественности». Архиерейский Собор тогда недвусмысленно заявил, что берет на себя ответственность «за сохранение этих наших исторических краёв в границах Сербии и за будущее сербского народа в ней», поскольку Церковь является «духовной матерью сербского народа в целом и Сербии, как страны, к территории которой и относится Косово и Метохия». Понятно, что с такой позицией Священноначалия Сербской Церкви признать отделение Косова и Метохии для белградских властей политической смерти подобно. Владыки, прибывшие на грядущий Архиерейский Собор, расположились почему-то в отеле «Хилтон». И в этом мои сербские собеседники видят также тревожный знак. Почему не в монастырях, не в Патриархии, а в отеле, который считается в Белграде любимым местом американской агентуры? С точки зрения моих сербских собеседников, это не только должно деморализовать, условно говоря, антизападников среди епископата, но ещё и показать, что архиереи СПЦ – это не монахи-святители, а скорее высокие функционеры бюрократической структуры религиозной организации. Организации, пока ещё имеющей авторитет у значительной части электората. Кстати, с точки зрения информационной безопасности, этот отель является «колпаком», где отслеживается каждый шаг и прослушиваются все разговоры. Конфиденциальность в таких условиях исключена в принципе. Разве можно эти условия сравнивать с пребыванием епископов на своей, церковной, территории? Как считают мои собеседники, наиболее авторитетные и популярные епископы консерваторы русофилы по разным причинам могут отказаться принимать участие в баллотировке на выборах Патриарха. Один из самых любимых в сербском народе архиереев епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий (Мичович), скорее всего, не будет претендовать на Патриарший Престол. Дело в том, что Черногория совсем недавно находилась на грани катастрофы, поэтому владыка нужен именно там, на своей малой родине. Другой уважаемый в среде православных сербов архиерей, тоже консерватор и русофил, епископ Баня-Лукский Ефрем (Милутинович) слишком стар (в апреле архипастырю исполняется 77 лет).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/11/st...

Самой горячей темой прошлой недели оставалась ситуация в Косово. Как сообщается на официальном сайте Русской Православной Церкви , в Косове и Метохии продолжаются погромы православных святынь и убийства сербов. В Приштине не осталось ни одного серба, в местечке Косово Поле все сербские дома сожжены. «За последние два дня были подожжены четырнадцать православных храмов и монастырей», - говорится в сообщении. «По данным Сербской Православной Церкви, за время конфликта в Косове и Метохии погибло более 25 сербов, около 1000 получили повреждения различной степени тяжести. Более 350 сербских домов и квартир разграблено или полностью уничтожено. 30 храмов сожжены, а 10 имеют серьезные повреждения», - передает сайт «Епархия» . По мнению западных дипломатов и аналитиков, «последние события в Косове и Метохии имеют три основных цели: изгнание неалбанского населения из Косова, предотвращение возвращения неалбанского населения в свои дома и разрушение христианских святынь», - сообщает Информационная служба Рашско-Призренской епархии. «За последние 5 лет под «присмотром» НАТО в Косово было разрушено более 130 церквей», - отмечает «Седмица.Ru». «Об особой важности Косово как одного из форпостов Христианства на юге Европы свидетельствует тот факт, что на протяжении многих веков именно в этом крае находилась резиденция Патриарха Сербской Православной Церкви». Архимандрит Антоний (Пантелич), представитель Сербской Православной Церкви при Московском Патриархате, только что вернувшийся из Сербии, рассказал о последних трагических событиях в Косово в интервью сайту храма св. великомученицы Екатерины на Всполье. «В результате последовавших столкновений, по данным, которые приводит архимандрит Антоний, около 50 церквей и монастырей было сожжено и разрушено… Сербский священнослужитель отметил, что после ухода русских солдат из Косово случаи нападений на храмы участились». Также о ситуации в Косово можно прочитать на сайте «Регионы России» материал «Косово: расстрелянное православие» . В статье «поименно» перечислены уничтоженные и оскверненные православные святыни Косова. Автор «Газеты» Надежда Кеворкова в статье «Такого больше нет нигде в мире» пишет о том, что «Православные святыни Косово могут навсегда исчезнуть с лица земли». В материале можно прочитать беседу с историком византийского искусства Алексеем Лидовым о пока еще уцелевших памятниках культуры. Рассказывая о разрушенных или поврежденных святынях, автор отмечает, что ни по одному факту разрушения не возбуждено ни одного уголовного дела. Об этом же статья «Угольки из Печки Патриаршей» Вадима Нестерова в «Газете».

http://pravoslavie.ru/4885.html

Из Сербии приходят всё более тревожные вести: 8 декабря решением Верховного церковного суда СПЦ под председательством еп. Бачского Иринея (Буловича) лишены сана 17 иеромонахов, поддерживающих владыку Артемия. В конце XIX в. Призренская епархия была «религиозно-национальным центром подъяремной Сербии с прилегающими национальными святынями: Высоко-Дечанской Лаврой, монастырями Грачаницей и свв. Апостолов (Печьская патриархия). Призрен был воспет в народных песнях как “Царьград Сербский”, “богохранимый” ... Призренская семинария… являлась религиозно-просветительским центром в Южной Сербии. Основал её обрусевший серб-петербуржец Игуманов, а постоянно семинария поддерживалась русскими дипломатическими представителями и без их помощи не могла бы существовать. При содействии русских консулов… посылались в семинарию из России книги, и таким образом была создана богатейшая на Балканах библиотека православной религиозной литературы» (Пагануцци П. Н. Святейший патриарх Сербский Варнава//Сергиевские чтения. М., 2005. С. 133). Следует, на наш взгляд, обязательно подчеркнуть, что Косовский погром слу ч ился после странного пожара в Хиландаре (4 марта 2004 г.) на св. Горе Афон, когда сгорело 2/3 сербского монастыря, основанного св. Саввой, первым Архиепископом автокефальной Сербской Церкви, и отцом его, св. Симеоном Мироточивым, устроителем Сербского средневекового государства династии Неманичей; но уцелел собор Введения Богоматери во храм, библиотека, ризница и, главное, чудотворная икона Богоматерь-Троеручица. Военно-техническое соглашение между НАТО и Союзной респ. Югославия подписано 9 июня 1999 г. в Куманове. По договору в Косове и Метохии будут размещены международные гражданские и военные силы под надзором ООН, о чем должна была быть принята особая резолюция СБ ООН. В Соглашении указывалось, что эти силы будут действовать беспрепятственно, обладая правом предпринимать все необходимые действия для осуществления и поддержания состояния безопасности для всех граждан Косова, а также и то, что " свою миссию эти силы будут выполнять и другими способами " . Кумановское соглашение определяло, что какие бы то ни было силы СРЮ, без предварительного одобрения командующего КФОР, ни под каким предлогом не могут войти на территорию Косова и Метохии.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/18/...

С осени 2004 года начался процесс восстановления, проводившийся в сотрудничестве с Обществом защиты памятников культуры Сербии и временными косовскими институтами под наблюдением Миссии ООН и Совета Европы, согласно Меморандуму о восстановлении, который в марте 2005 года от имени СПЦ подписал Святейший Патриарх Павел. В течение последующих пяти лет было восстановлено около 20 объектов СПЦ, среди которых соборная церковь великомученика Георгия с епископским двором и старым зданием семинарии в Призрене, храм святителя Николая в Приштине, церкви в Печи, Вучитрне, Подуево, Истоке и др. Восстановление разрушенных святынь осуществлялось при постоянной поддержке Его Святейшества Патриарха Сербского Павла и Священного Архиерейского Синода СПЦ с тем, чтобы после восстановления разрушенных объектов последовало духовное восстановление приходской и богослужебной жизни. С 2005 года владыка Феодосий активно участвует и в работе Косовского совета Священного Архиерейского Собора СПЦ в качестве заместителя председателя совета. Одновременно по решению Священного Синода он был задействован как один из представителей СПЦ в переговорах о статусе Косова и Метохии, особенно в 2007 и 2008 годах, когда внес особый вклад в определение мер по защите сербского духовного и культурного достояния и сохранению святынь Сербской Церкви. Владыка Феодосий провел ряд встреч с многочисленными международными представителями, постоянно указывая им на тяжелую ситуацию, в которой находится сербский народ Косова и Метохии. Решением Священного Архиерейского Синода в феврале 2010 года, подтвержденным Архиерейским Собором СПЦ на рабочем заседании в мае того же года, епископ Рашко-Призренский Артемий освобожден от должности епархиального архиерея и отправлен на покой. Викарный епископ Феодосий в это время активно помогал местоблюстителям епархии епископу Афанасию (с февраля по май 2010 года) и митрополиту Черногорско-Приморскому Амфилохию (с июня по декабрь 2010 года). Вместе с этими двумя архиереями владыка Феодосий приложил немало усилий к нормализации духовной ситуации в Рашко-Призренской епархии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Какое-то время так оставалось и после бомбардировок, но сейчас положение в корне изменилось: нас разъединяют, отсекают друг от друга. Старшее поколение уходит, а те, кто помоложе, покидает Косово по разным причинам. Оставшиеся живут в атмосфере недоверия, безнадежности. Но те, кто остается осознанно, из принципа, так сказать, полагают свою надежду только на Бога, вверяют Ему свою жизнь. «Только Христос не предаст никогда», – вот что они говорят и в чем убеждаются». Недоверие сербов к албанским властям «независимого Косова» и поддерживающим эти власти западным силам понятно и имеет под собой основания. С доброй грустью вспоминают сейчас жители Поморавья русских и греческих солдат, чья база находилась недалеко от Гнилане и Витины. Большинство считает, что присутствие русской армии было главной причиной того, что сербы остались тогда в своих селах. Да и относились к российским солдатам не как к иностранцам, а как к своим. Сейчас, после ухода русских, отношение к «обеспечивающим безопасность» иностранным силам, скажу мягко, другое. Русские в Косово Как и отношения с дорогими соседями. «Ты где живешь, а?! Ты на каком языке со мной разговариваешь?! Выучи сначала албанский, а потом приходи за своими справками!» – думаете, это какой-то единичный случай? Перестаньте: такие диалоги, точнее, монологи ведутся сейчас почти ежедневно в учреждениях «очень независимого Косова», куда «нахалы-сербы» смеют обратиться, например, за справкой, пособием, с просьбой о защите своих прав – имущественных или других. Ограбили их, видите ли. Побили, понимаешь. Церковь осквернили – мало ли. Учи албанский, меньшинство! Доставка помощи Ограбили их, видите ли. Побили, понимаешь. Церковь осквернили – мало ли. Учи албанский, меньшинство! Многие из этого «меньшинства», живущие в окрестностях когда-то сербских Каменицы, Гнилане, Приштины, предоставлены самим себе. В селах, где живут сербы, часто нет хорошей дороги, канализации, связи. Очень часто понимаем, когда едем с гуманитарной помощью в такие села, что приехали на место, когда дорога из асфальтированной (это для «титульной нации») превращается в то ли тропинку, то ли направление.

http://pravoslavie.ru/146385.html

Я бы к тебе, сестра, не вернулся, Даже если бы князь мне дарил Крушевац. Я иду, сестра, на Косово равное За Крест Честной кровь проливать И за веру с братьями умирать. И так не только Юговичи. Что они идут на смерть, осознавали также все б?льшие и меньшие воеводы сербские. Прежде всего те трое, которые и погибли прежде других - Милош Обилич, Косанчич Иван и Топлица Милан. Так же думали и меньшие воеводы, возглавлявшие полки и отряды. Да и вовсе простые люди, вплоть до слуги Голубана, стремились на Косово с таким же неодолимым желанием: за христианскую веру погибнуть. Значит, в сознании и подсознании всего народа звучал один таинственный мотив, что на Косове Христос раздает мученические венцы славы и что следует сражаться за эти венцы; что одно царство будет утрачено, а другое получено и что пробил судьбоносный час, когда следует за Крест Честной пожертвовать все. С этим мотивом в душе сербские воины произвели и все предсмертные приготовления: простились с домашними, причастились на Косовском поле и под хоругвями с крестами пошли на крест в день святого Вида и святого Амоса, Крестной славы (т.е. небесного покровителя - И.Ч.) благородного Князя. И погиб сербский князь Лазарь, И погибло все его войско, Семьдесят и семь тысяч. Все свято и благородно было И милому Богу приемлемо. Святой владыка Николай ищет аналогичное Косову у других православных народов, прежде всего у православных греков, - и не находит. Поэтому далее уверенно утверждает: «Ни один христианский народ не имеет в своей истории того, что имеет народ сербский, - не имеет Косова. Шестьдесят с небольшим лет спустя после Косовской битвы пал Царьград, столица Восточного Христианства. Зарублен был христианский царь Константин, сербской крови по одному из родителей. И можно было бы сказать: это подобно Косову. Опять-таки, можно было бы сказать: это событие, значительнее Косова. Отнюдь нет! На Косовом поле христианское войско шло навстречу смерти, а в Царьграде войско находилось внутри города, до последнего часа надеясь, что смерть как-то повернет в сторону от него. Когда ядра первых в истории пушек пробили городские стены, ужас овладел войском и горожанами, воцарилась паника. Все храмы исполнены были воплями и молитвами Богу о спасении города, т.е. о спасении тела, спасении государства, царства земного. Поэтому падение Царьграда у греков запечатлено как ночь, а не как день, как гибель, а не как победа. Правда, и здесь происходила битва Креста с полумесяцем, однако без эпопеи, без вдохновения для будущих поколений. Ибо поражение, понятое лишь как поражение, не может никого воодушевить. И сама Голгофа без Воскресения не может никого вдохновить и укрепить.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Богу, предкам мы вослед ходили, Со святыми небо населили. Но трудно себе представить, что бы было, не будь Косова. Нет сомнения, говорит Милан Комненич, «без рыцарского жеста на Косове иначе выглядела бы сегодня Европа, иной была бы судьба христианства, иным – духовное наследие непросвещенного мира. Иными, наконец, были бы и сербы. Столетия их жизни, возможно, были бы более счастливыми, но не более осмысленными, с б о льшим комфортом, но с меньшим достоинством, ближе к ценностям земным, но дальше от Бога. Косовский акт эпохально определил сербский национальный характер на все времена» . Лишь в свете Видова дня и косовской этики, состоящей в сознании, что «добро не имеет цены, а зло – шансов на победу» , сербский народ сумел найти в себе силы не только не раз повторить в своей истории Косовский мартириум – от Косова до Ядовна, Ясеновца и несчитанных бездонных ям, наполненных телами сербских новомучеников, – но и силы, по примеру своего Господа, простить своих мучителей. Воспитанные в Косовском духе, сербы стали «народом прощенья, а не отмщенья, благородства, а не братоубийства, народом израненного (а зачастую и растерзанного) тела, но цельной души. Этим сей народ и сияет в лучах Христовой благодати как избранный из избранных: вынесший муки, ибо знал их смысл; победивший грех, ибо знал, во имя чего он его побеждает; простивший злодею, ибо в нем всегда умел рассмотреть брата» . Страдания сербского народа из века в век, увиденные чисто с исторической точки зрения, свелись бы попросту к безответному истреблению, если бы этот народ страданием своим не возвысился и не встал в один ряд с избранными христоносными народами . А достиг он этого, потому что духовными вождями своими неизменно имел целую плеяду святых и славных предков, во главе коих всегда стояли святой Савва и святой великомученик Косовский князь Лазарь. Перевела Александра Копанёва Грачаница – известный средневековый монастырь и одноименный населенный пункт в Косово; Газиместан – мемориальный комплекс на месте битвы на Косовом поле; Книн, Далматинское Косово, Дрвар, Кнежина – сербские города в Хорватии и в Боснии и Герцеговине. В 1992 г. Книн был столицей провозглашенной Республики Сербской Краины, павшей в ходе операции хорватской армии в 1995 г. – Ред .

http://pravoslavie.ru/5727.html

Однако, это не единственное, что мы узнали во время пребывания в Вашингтоне. Должен с удовольствием отметить, что в первый раз после моих десятилетних визитов с миссией мира и взаимопонимания видные американские деятели, чье мнение невозможно игнорировать, громко высказывались за изменение курса политики США по отношению к Сербии. Широко известно, что во главе этого движения стоят посол Джон Болтон, секретарь Лоренс Иглбергер и секретарь Питер Родман. В ходе нашей миссии мы беседовали со многими выдающимися и активными политиками и конгрессменами. Ввиду опасности кризиса, которую уже никто не может скрыть, сейчас они выступают с инициативой скорейшего прекращения сегодняшнего курса злосчастной политики администрации США в отношении Косово, – политики, которую особенно активно проводит Госдепартамент. Это означает, что в США начались долго ожидаемые разногласия по данному вопросу. И поэтому мы полагаем, что нужно только время, чтобы сомнения в мудрости и целесообразности официальной политики США дошли до критической точки, что привело бы к полной остановке этого политического курса. Однако, вполне возможно, что у нас не будет достаточно времени по одной простой причине, которую мы, к сожалению, сами и создали. Несчетное число раз мы слышали от наших друзей и противников одно и то же мнение. Носители антисербской политики убеждены: ничто не помешает им осуществить свои цели, так как мы, сербы, лишь пожмем плечами и не дадим никакой отпор, что бы ни причинили нам противники. Много раз цитировались обещания некоторых сербских политиков, чьи имена нам хорошо известны – они заявляли, что сербский ответ на агрессию и оккупацию будет намного слабее, чем могли бы быть ответные действия любого другого суверенного государства. Вашингтон уверен, что эти сербские политики крепко держат нашу армию на цепи. Также нам известно, что те же самые сербские политики не оценивают предполагаемую миссию ЕС как нелегальную или как вид оккупационных сил, посылаемых непосредственно перед признанием независимости Косово. Хотя эти политики говорят, что никогда не согласятся с потерей Косова и не примут ничего взамен, одновременно они высказываются и за укрепление отношений Сербии со странами-агрессорами, даже если они готовят новые нападения на нашу страну, нашу Церковь и наш народ. Высказывания этих сербских политиков могут иметь лишь одно значение для ненавидящих нас представителей США, а также для их союзников в других странах: " мы может делать, что хотим " .

http://religare.ru/2_50742_1_21.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010