— Ваше Святейшество, как Вы расцениваете современное положение дел в Косово? Чем может помочь Русская Православная Церковь Сербской Православной Церкви? И еще хотелось бы услышать несколько слов о Патриархе Сербском Павле. — Мы горячо сочувствуем Патриарху Павлу, этому подвижнику Православия, в постигшем его недуге. Мы молимся о его выздоровлении и разделяем печаль сербского народа по поводу болезни Его Святейшества. С начала кровопролития в Югославии Святейший Патриарх Павел ежедневно совершал Божественные литургии и молился об умиротворении враждующих. Что касается Косова, то я уже неоднократно высказывал свою точку зрения на эту проблему. В частности, первым вопросом, который мне задали на ПАСЕ, был вопрос о Косове. Тогда я обратил внимание собравшихся на то, что будущее Косова почему-то решают люди, которые никогда там не бывали и не знают, насколько священна для сербов эта земля, что значит для сербского народа одно только Косово поле, обильно политое сербской кровью. Желание во что бы то ни стало провозгласить независимость Косово приведет только к новым трагедиям, а ведь жители Косова и Метохии уже перенесли немало горя, когда были вынуждены бежать из родных домов и переселяться в другие места. Если будет провозглашена независимость Косова, такая участь постигнет всех сербов, которые еще не покинули эти земли. — Могли бы Вы сказать несколько слов сербскому народу в преддверии Нового года? — Я сердечно поздравляю сербский народ, архипастырей и пастырей Сербской Православной Церкви с наступающим Новым годом. Мы молимся о здравии Его Святейшества Патриарха Павла и сопереживаем сербскому народу и Сербской Православной Церкви в тяжелой болезни ее Предстоятеля. В этом году я желаю всем меньше страданий, меньше горя и испытаний. Дай Бог, чтобы для сербского народа, который много страдал за последние десятилетия, наступающий год стал мирным и созидательным. Пусть благословение Божие сопутствует народу Сербии. — Ваше Святейшество, как вы оцениваете результаты реформы наших духовных школ. Что положительного происходит сейчас в жизни духовных школ и богословской науке, и какие задачи еще предстоит решить в этой области?

http://patriarchia.ru/db/text/343692.htm...

Временного успокоения косовской совести сербских политиков и части общественности можно достичь получением частички «своей территории», вечной одержимостью балканских лузеров. Группа сторонников разделения провинции, если удастся навязать эту идею, будет иметь проблемы с Сербской православной церковью, чьи величайшие святыни - Дечани, Патрияршия, Грачаница, Левишка - останутся по ту сторону границы. Если албанцы, которые сейчас смирились с новыми сербскими административными округами и специальными мерами защиты наследия Сербской православной церкви, потеряют север Косова, они потребуют компенсации, что приведет к разрушительному ущербу и для сербов и для святынь. Сербская православная церковь никогда не поддержит разделение Косова и Метохии. Это может создать серьезную угрозу ныне хорошим отношениям церкви и государства. СПЦ не намерена делить что-либо в Косове, так как это не на пользу народу и церкви. К югу от реки Ибар находятся самые большие святыни нашей церкви, государства и искусства, и позиция СПЦ хорошо известна. Препятствием разделения является Конституция страны, которая гарантирует территориальную целостность и неделимость Автономного края Косово и Метохия. Для решения этой проблемы сторонники разделения в сербской политике решили провинцией объявить частицу севера Косова, которую бы получили после разделения. Такой сценарий формально не противоречит Конституции Сербии. Если это произойдет, то окажется, что настоящая цель Сербии - это просто территория и улучшения имиджа перед избирателями и историей, а не интересы большинства сербского народа, живущего в Косове. Долгосрочное отречение от культурного и религиозного наследия, которое представляет часто упоминаемую душу сербского народа и государства, может иметь фатальные последствия для и без того хрупкой и едва найденной сербской самобытности. Поэтому Косово является своего рода лекарством для сербской политики и ее игроков. Злоупотребление этим лекарством может привести к последствиям, которые наилучшим образом демонстрирует Демократическая партия Сербии и Воислав Коштуница, а пренебрежение лекарственным средством грозит положением, в каком сейчас оказались Либерально-демократическая партия и Чедомир Йованович. И наконец, третий вариант, когда Косово принимается в качестве лекарства от болезни, которая именно им и лечится. Ну, эти сегодняшние ведут себя как Социалистическая партия Сербии Слободана Милошевича, ныне Ивицы Дачича. Большинство людей знают о простом диагнозе: работа, ответственность, несколько десятилетий решения проблем, хорошие кадры, выход из несчастного экономического положения сербов и албанцев ...

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Будучи епископом Косова, Павел постоянно сталкивался с бедствиями, различными по своей природе, но сходными по размерам. Во время Второй мировой войны, пытаясь одержать победу над косовскими албанцами в битве за власть, Тито пообещал им автономию и изменение положения края в их пользу после окончания войны. Во время войны албанские коллаборационисты изгнали из Косова более 100 000 сербов. В это трудно поверить, однако после 1945 года сербам не позволено было вернуться домой. С конца 50-х до начала 80-х годов край покинуло еще 200 000 сербов, в основном, не по своей воле. На землях, покинутых сербами поселилось 200 000 албанцев. Албанские «кадры» получили контроль над местными коммунистическими органами. В 1948 году албанское население составляло около половины населения Косова, к 1981 году – 78%, сегодня – 90%. В 70-х годах православные священники подвергались в Косове ежедневным нападкам. Павел и сам становился жертвой насилия: один раз албанец напал на него, когда епископ шел к почтовому отделению Призрена, другой раз Павла ударили по лицу на главной городской автобусной станции. Власти, разумеется, «не смогли» найти преступников, не говоря уже о том, чтобы предъявить им обвинения. Монастырское имущество было испорчено или конфисковано задолго до волны разрушений 1999-го года, когда НАТО развязало руки Армии освобождения Косова. Крупнейшая церковь Метохии в Дьяковице была разрушена властями, чтобы освободить пространство для массивного монумента в честь «партизанского движения». Албанское сепаратистское движение в Косове, закономерное следствие титовского порядка, подготовило почву для прихода Слободана Милошевича, неокоммуниста и квазинационалиста. Кровавый распад Югославии, длившийся с 1991 по 1999 год, стал запоздалой расплатой для Тито и его идеологических последователей Павел был избран Патриархом в декабре 1990 года, накануне распада страны. Сам он не претендовал на этот пост, однако был избран, как компромиссная фигура, так как ни один из двух лидеров голосования не смог собрать необходимого большинства голосов.

http://pravoslavie.ru/32875.html

XII в.), монастырей Жича и Милешева, связанных и именем св.Саввы, Сопочаны, Печской патриархии (XIII в.) с комплексом из четырёх церквей и монастыря Высокие Дечаны, основанного св. Стефаном III Урошем Дечанским в XIV столетии. Два последних комплекса – на территории Метохии. Собственно школа Косова и Метохии (или сербско-византийская) развивается к юго-востоку от территории Рашки чуть позднее – с XIII в, но знаменательна тем, что освоила земли наиболее значимые для Сербии как колыбель её культуры. Метохией (то есть “Монастырским подворьем”) называется северо-западная часть Косова, состоявшая исключительно из церковных земель. Косово содержит такие архитектурные памятники, как церковь Богородицы Левишки в Призрене (XIII в.), собор монастыря Грачаница (построенный незадолго до кончины короля Милутина в 1321 г.) – это пятиглавые храмы со ступенчато-повышающимися объемами. Для косово-метохийской школы характерно принятие греческих традиций храмостроения, интересен способ кладки стен, сочетающий тёсаный камень и кирпич, из кирпича часто создаются декоративные узоры-орнаменты. Третьей по хронологии (XIV-XV вв.) следует считать моравскую школу, охватившую земли по реке Мораве, севернее Косова. Церкви данного региона относятся к афонскому варианту крестово-купольных храмов, то есть это триконхи с апсидами-певницами, причём с ещё более, чем в предыдущей школе, интенсивным узорочьем внешних стен. Примеры моравских храмов: Лазарица в Крушевце (Крушевац – город св. князя Лазаря, погибшего в битве на Косовом Поле в 1389 г., из этого храма, причастившись, он и его воины ушли на битву), Вознесенский пятиглавый соборный храм монастыря Раваница (основан князем Лазарем в 1381 г., здесь же его нетленные мощи), храмы монастырей Ресава, или Манассия, и Каленич (начало XV в.). Сербская монументальная живопись может начать хронологический отсчёт с Х века (фрагменты фресок церкви св.Петра в Расе), после ряда приморских памятников и фресок храма “Столпы св.Георгия” в Расе (1175 г. время правления Немани), начинается эпоха XIII в., которая сыграла особую роль в преемственности между средне- и поздневизантийским искусством.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Смело можно сказать, что тогда сербы второй раз за свою историю пребывали в согласии и единстве: первый раз это было на Видов день 1389 года, а второй раз – в тот шестисотый Видов день. Впрочем, и в тот первый Видов день, хотя все сербы и были на Косовом поле, но не у всех были одни и те же помыслы, одно и то же предназначение. Точно так же и в этот Видов день (равно как и в целом на протяжении всей нашей истории), хотя все думали и говорили о Косове, но видели и переживали Косово различно. Косово с самого начала и по сегодняшний день у сербского народа является «камнем преткновения и скалой искушения». Оно – судьбоносный водораздел в нашей истории. События нашей истории делятся на то, что было «до Косова» и «после Косова» точно так же, как события мировой истории делятся на эры до Христа и после Христа. Со времен той знаменательной битвы люди разделились на два лагеря: одни считают Косово поражением, другие – победой. Одни – событием, вследствие которого мы попали в мрачное пятивековое турецкое рабство, другие – событием, благодаря которому мы выдержали и пережили это рабство. Одни – «гробницей», в коей «все наши надежды погребены», другие – источником всех самых возвышенных побуждений и устремлений нашего народа. Наконец, одни Косово видят местом, на котором целый народ совершил массовое самоубийство, другие – жертвенником, на котором целый народ принес себя в жертву Царствия ради Небесного и таким образом стал мученическим народом. Откуда столь различные и диаметрально противоположные мнения о Косове у нашего народа? На этот вопрос сам народ отвечает: они унаследованы от того первого Видова дня шестисотлетней давности. Так было и тогда: одни были с Вуком Бранковичем, другие с честным князем Лазарем. Все зависело – как тогда, так и сейчас – от внутреннего содержания каждой души. Душа приземленная и жаждущая земного царства воспринимает Косово как поражение, душа же, наполненная вечными ценностями и устремленная к Царствию Небесному, – как победу. Для первых Косово «неслыханная трагедия», ибо, по замечанию владыки Николая, они говорят: «Косово остановило течение нашей истории; отбросило нас назад; если бы не было Косова, мы бы были сегодня великим народом» . Сам же святой владыка пишет так: «Именно Косово сделало нас великим народом. Оно – наша народная Голгофа и в то же время наше народное воскресение, духовное и моральное» .

http://pravoslavie.ru/5727.html

1) исключительностью мотивов борьбы, 2) решимостью принять мученическую смерть. «Что означают эти особенности?» - спрашивает он. И свой ответ излагает в констатации: «Все другие сражения и войны (с победами или поражениями) велись при двойных мотивах и с раздвоением сердца: во имя христианства, но и во имя сербского государства, т.е. за веру и за государство, за душу, но и за тело». «И еще, - говорит владыка Николай, - во всех этих войнах (до Косова и после Косова) никогда не проявилась особая воля ни военачальников, ни воинов, погибнуть, охотно и добровольно принять смерть и мученический венец... Они шли воевать с намерением победить или погибнуть, но с желанием победить, а не погибнуть» ( Епископ Никола Косово и Видовдан. С.69 ). «В случае Косова, - продолжает святой владыка, - иначе, здесь полное единство мотивов и цели борьбы, и полная решимость принять смерть». Борьба за царство Небесное, а не за государство, за народ, за князя или за что бы то ни было земное и преходящее. Борьба за Крест Честной, символ Царства Христова. И благородный князь, и воеводы бльшие и меньшие, и все дружины их отправляются на Косово с решительной готовностью пожертвовать свои жизни за Царство Небесное, «за Крест Честной и веру христианскую», «за прекрасное имя Иисуса». Если стремишься к царству Небесному, То построй на Косово церковь. Возводи ее основание не из мрамора, А из чистого шелка и пурпура, Да причасти и приготовь войско; Все твое войско погибнет, И ты, князь, с ним погибнешь... Князь устремился к Царству Небесному, А не к царству земному. Так, после долгих колебаний и гефсиманского потения в Крушевце, властитель решил принять смерть и царство ценностей вечных, а отверг все временное, преходящее и обманчивое... К этому Царству « не от мира сего» (Ин. 18:36) устремился Лазарь, с полным осознанием, что путь к этому Царству - крест, страдание и смерть. И с полным осознанием он согласился на свою Голгофу как врата в Царство Небесное. И так не только Лазарь. С тем же видением небесной реальности и с тем же сознанием о предстоящей смерти идут на Косово и братья княгини Милицы, девять Юговичей... Плачущей сестре, которая с согласия князя всех по очереди просит, чтобы хоть один из них остался с ней в Крушевце, «пусть бы брат был от заклятия», каждый из них отвечает без особой братской нежности:

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/18/...

Летом младших школьников стараются вывезти на море. Это делается за счет государственных программ Сербии, а также за счет Красного Креста и различных гуманитарных фондов. Старших детей возят уже редко. Бывают поездки за границу. К сожалению, в Россию детей из Косова почти не возят. Получается, что гораздо активнее в этом плане соседние Греция, Италия, даже Франция. Как удается минимизировать негативное влияние на психику детей враждебного албанского окружения? Живут там люди очень дружно, дети растут в любви и внимании. У нас в Москве мало кто из родителей может столько времени уделять детям. А там отец много играет и занимается с детьми, это самое обычное дело. Конечно, очень помогает православная вера. Восстанавливаются ли разрушенные во время войны православные храмы? Этот процесс идет очень медленно и отнюдь не повсеместно. Раньше сербы жили везде, а сейчас большинство сел албанские - какой смысл строить там православный храм? Есть, конечно, примеры восстановления. Восстанавливаются разрушенные монастыри. В Осоянах греки построили новый храм. Наверняка есть такие примеры и в других местах, но единичные. Имеют ли сербы возможность посещать храмы? Много ли людей посещают храмы? На праздники посещают, конечно. А в остальное время - смотря насколько близко к храму они живут. Далеко не все имеют машину. Много ли действующих монастырей на Косово? Если говорить о южной части, то на память приходят в первую очередь крупнейшие - Дечаны, Печка Патриаршия, Грачаница. Бог уберег их от разрушения, там можно видеть во всей красе древние фрески. Действуют восстановленные после разрушения Драганац, Зочиште, Девич. Сохранился небольшой монастырь в Великой Хоче. Конечно, это нельзя сравнить с тем, что было до всех этих событий. Ольга Владимировна, расскажите об организованной вами поездке в Россию детского певческого ансамбля из Косова? Это вторая такая поездка. На этот раз нашими гостями стали девочки их школьного хора «Метохийские жубори», возрастом от 10 до 17 лет. Помимо двух 17-летних, никто из них не выезжал дальше Черногории. Впечатлений у них было очень много: прогулки по Москве, великолепные монастыри Москвы, Сергиева Посада и Переславля-Залесского, музей Игрушки в Сергиевом Посаде, мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы в Долгопрудном, аттракционы на ВВЦ, детский комплекс «Страна сказок» в Переславле - всего просто не перечислить. Через день они давали концерты под аккомпанемент своего руководителя, Гаврило Куюнджича, который играл на аккордеоне. Зрители принимали их на ура! Гаврило прекрасно знают на Косово, некоторые его песни стали поистине народными. В программе концертов были и народные песни Косова и Метохии, и песни самого Гаврило.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/01/...

1) исключительностью мотивов борьбы, 2) решимостью принять мученическую смерть. «Что означают эти особенности?» - спрашивает он. И свой ответ излагает в констатации: «Все другие сражения и войны (с победами или поражениями) велись при двойных мотивах и с раздвоением сердца: во имя христианства, но и во имя сербского государства, т.е. за веру и за государство, за душу, но и за тело». «И еще, - говорит владыка Николай, - во всех этих войнах (до Косова и после Косова) никогда не проявилась особая воля ни военачальников, ни воинов, погибнуть, охотно и добровольно принять смерть и мученический венец… Они шли воевать с намерением победить или погибнуть, но с желанием победить, а не погибнуть» (Епископ Косово и Видовдан. С.69). «В случае Косова, - продолжает святой владыка, - иначе, здесь полное единство мотивов и цели борьбы, и полная решимость принять смерть». Борьба за царство Небесное, а не за государство, за народ, за князя или за что бы то ни было земное и преходящее. Борьба за Крест Честной, символ Царства Христова. И благородный князь, и воеводы б?льшие и меньшие, и все дружины их отправляются на Косово с решительной готовностью пожертвовать свои жизни за Царство Небесное, «за Крест Честной и веру христианскую», «за прекрасное имя Иисуса». Если стремишься к царству Небесному, То построй на Косово церковь. Возводи ее основание не из мрамора, А из чистого шелка и пурпура, Да причасти и приготовь войско; Все твое войско погибнет, И ты, князь, с ним погибнешь… Князь устремился к Царству Небесному, А не к царству земному. Так, после долгих колебаний и гефсиманского потения в Крушевце, властитель решил принять смерть и царство ценностей вечных, а отверг все временное, преходящее и обманчивое… К этому Царству «не от мира сего» (Ин. 18:36) устремился Лазарь, с полным осознанием, что путь к этому Царству - крест, страдание и смерть. И с полным осознанием он согласился на свою Голгофу как врата в Царство Небесное. И так не только Лазарь. С тем же видением небесной реальности и с тем же сознанием о предстоящей смерти идут на Косово и братья княгини Милицы, девять Юговичей… Плачущей сестре, которая с согласия князя всех по очереди просит, чтобы хоть один из них остался с ней в Крушевце, «пусть бы брат был от заклятия», каждый из них отвечает без особой братской нежности:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Хотя в Призрене была семинария, мне никогда не приходило в голову туда поступать. Однажды на вечернем богослужении в нашем соборе святого Георгия Победоносца, проходя мимо меня, кадивший церковь священник внезапно спросил меня, в каком классе я учусь. Я ответил, что заканчиваю восьмой. А он мне говорит: «Почему бы тебе не поступить в семинарию?» И ушел кадить дальше, не дожидаясь ответа. А я крепко задумался. А потом и вовсе поступил в семинарию, которая с того момента стала моей главной и единственной «школой» в жизни! – То есть вот так просто: слова священника, как будто между делом сказанные, настолько горячо коснулись сердца, что вы приняли судьбоносное для вас решение? – Да! – Невероятно! Отец Деян, вы ведь родились в Призрен, в Косове. Сегодня духовная колыбель сербского народа стала местом его национальной боли. Мрачных историй о том, что случилось после провозглашения независимости этих земель и фактического захвата Косова албанскими сепаратистами, увы, достаточно. Понятно, что этот нарыв образовался не сразу. Почему такой сценарий стал возможен? Слабость государства или промах политиков? Духовное наказание сербскому народу? – Священное пространство Косова и Метохии, колыбель сербского народа, парадоксальным образом одновременно является и фундаментом, и венцом нашей национальной и духовной идентичности. Косово – это колыбель и могила сербского народа. Могила, в которой, как пшеничное зерно, наши враги хоронили нас веками, и мы снова и снова, с помощью Бога, выходили из этой могилы и воскресали, принося обильные плоды. Поэтому проблема Косова – болезненный вопрос для каждого серба. Князь Лазарь выбирал между царством земным и Небесным. И сделал выбор в пользу второго. Реальность, в которой мы живем сегодня в Косово и Метохии, несомненно, можно назвать «Божией педагогикой». Реальность, в которой мы живем сегодня, несомненно, можно назвать «Божией педагогикой» Я уверен, что ничего не происходит без воли Бога или по крайней мере без разрешения Бога. Бог в воспитательных целях временно забирает святыни у тех, кто их недостоин, ожидая покаяния и исправления людей. Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой … (Пс. 78: 1), и остальное из того, что мы читаем в псалме 78, – вот что случилось. Сербский народ много согрешил против Церкви Божией и своих святых предков. Во времена коммунистической Югославии мы дистанцировались от Бога сильнее, чем за весь период турецкого ига. Это повлияло на весь строй духовной жизни народа. В течение десятилетий атеистическое правительство не придавало значения сообщениям Церкви о фактах захвата церковной собственности, о тихом, но постоянном терроре и жестком давлении на сербский народ в Косово и Метохии. Сербы все больше теряли надежду на выживание в этом регионе и постепенно покидали его. Сегодня мы знаем, что вся эта история была спланирована…

http://pravoslavie.ru/139542.html

Пусть ученые работают, чтобы сохранить Косово и Метохию! Пусть люди творческих профессий в своих произведениях воспевают красоту наших Косова и Метохии! Пусть спортсмены свои достижения посвящают Косову и Метохии! Пусть слова «Косово и Метохия» будут первыми словами, которые родители шепнут своему новорожденному ребенку! Пусть каждый земледелец первую борозду посвятит Косову и Метохии! Пусть каждый работник первый час своей работы посветит и поклонится Косову и Метохии! Пусть каждый политик свою первую политическую мысль и успех на международной арене посвятит защите Косова и Метохии! Пусть каждый духовный пастырь первую молитву Богу вознесет за Косово и Метохию! Это призыв к непрестанной борьбе, которая будет мила Богу, а наши молитвы, вознесенные к Нему, будут услышаны, потому что судьбу Косова и Метохии мы не предоставим решать лживым людям с их интересами, но предоставим это Богу и Его суду. Как некогда пел Псалмовец разрушенному Иерусалиму, так и мы поем в духе косовского завета: «Если забудем тебя, Косово, если забудем тебя, Метохия, пусть забудет меня десница Господня! Пусть прилипнет к небу язык мой, если тебя забуду, Косово!». Дорогие духовные чада, мы живем в тяжелые времена глобализации, во времена попирания основных прав человека — права человека на жизнь, права ребенка быть рожденным, права родителей воспитывать и вести по жизни своих детей, права матери быть заботливой со своим ребенком и супругой для своего мужа, права человека быть человеком! Создается чудовищная глобалистическая цивилизация по меркам извращенной морали, без основы вечного смысла человеческой жизни. Такая цивилизация не сможет выжить, пока находится в противоречии с воскресшим Христом и Его благой наукой. Имея это в виду, будем мудры, осторожны, когда присоединимся к нездоровой трапезе этого мира. Возьмем с нее только то, что полезно и достойно нашего знания и достоинства. Все присущее псевдо-цивилизации, извращенное и негуманное, отвергнем, как отверг Христос предложение искусителя, стоя на Горе: «Если мне поклонишься, всё, что видишь, будет твое».

http://pravmir.ru/pasxalnoe-poslanie-pat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010