31 Некоторые сомневаются о том, был ли такой Мартин, и был ли Собор о нем? Почему в Приложениях помещаем мы подробное «Рассмотрение возражений против исторической достоверности Соборного Деяния о мнихе Мартине Армянине, бывшего в Киеве 1157» г., под буквою А. 40 И после Татар долго у нас не носили шляп и каламенковых кушаков потому только, что носили их Татары; что они делали их и продавать нам стали. Даже в наше время крестьянин Русский, приступая ко св. Причастию, всегда снимет с себя каламенковый кушак; в нем, равно как в шляпе никогда не поедет он венчаться браком, хотя б было самое жаркое время. У Старообрядцев наших есть даже нарочитое правило о неупотреблении таких вещей ни в каком случае, как увидим ниже. 43 Сол. Библ. Рукоп. Сборн. под 4. 8. 60. В 29 главе сего Сборника помещено послание Новгородского Архиепископа Феодосия к Тверскому Епископу Феодору. Из послания видно, что в то время в Тверской пастве было смущение о рае. Понимали рай только духовно, и уничтожали существование чувственного. Архиепископ Феодосий доказывал напротив, что чувственный рай существует и ныне. В нем пребывают Енох и Илия, говорил Феодосий; из него Архангел Гавриил принес преблагословенной Деве Марии прекрасную ветвь при Благовещении. Ветвь сия несена была святым Иоанном Богословом пред гробом Богоматери, при ее погребении. Так о ветви этой говорится и в Четь-Минеях наших. 44 Некоторые говорят, что он назывался таким именем по художеству своему или ремеслу. Но неизвестно никакое художество под названием стригольничества. Карп был не ремесленником, а Диаконом. 52 Дополн. на Акт. Историч. 1816 г. Г. 1.ст. 3. 4. Патер. Киевск. Летопис. Киевск. Полн. Собран. летоп. Русск. Т. 1. стр. 149. 56 В Немецких сочинениях они известны ныне под именем Гернгутеров, о которых много упоминал Юнг Штиллинг в Угрозе Световостокове и в своей Жизни. 64 Оставляем выписывать далее. Поместим всю сию грамоту в Приложениях под буквою Б. Нужно в особенности, чтобы и Старообрядцы нашего времени видели, каким образом о тех самых правилах и Вере, каких держатся они ныне, говорили древние Святители гораздо прежде времени называемой ими перемены Веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

93  «Климент учит… девству», находим у Епифания (об Евионеях 30 ерес.) I т. 238 (Москва. 1863 г.), а у Иеронима: «к ним» – [евнухам (девственникам), которых оскопила не необходимость, а свободная воля] – «и Климент, преемник апостола Петра, о котором упоминает апостол Павел, пишет послания, в которых всю почти речь свою составил о чистоте девства» (Кн. перв. против Иовиниана) IV т. 152 стр. Русский перевод посланий св. Климента к девственницам помещен в Трудах Киевск. Дух. академии за 1869 г. II т. 105  Свидетельство о совместном сожительстве девственниц более всего видно у св. Киприана в его рассуждениях о вредном влиянии падших девственниц, каковых, по его мнению, «как зараженных овец и больную скотину надлежит отлучать от святого и непорочного стада девственного, дабы, живя вместе, чрез взаимное сообщение они не заразили прочих и, сами погибая, не губили и других» (II, 137 стр.). 108  Вот, напр., что читаем об этом принципе у св.  Климента Римского : «Утроба девства святого носила Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и в теле, которое носил Господь наш и в котором совершил борьбу в этом мире, Он облекся от Св. Девы. Познай же здесь величие и славу девства. Хочешь быть христианином? – подражай Христу во всем. Иоанн был ангелом, чтобы предыти пред Господом нашим, и не воста в рожденных женами болий его ( Мал.4:5 ; Мк.1:2 ;  Лк.1:17, 7:27 ). Святый ангел Господа был девственником. Подражай же посланнику Господню, полюби его во всем. Опять Иоанн, который возлеже на перси Господа ( Ин.21:20 ). любившего его крепко, тоже был святым (т. е девственником): ибо не напрасно возлюбил его Господь. Далее Павел, Варнава и Тимофей с прочими, которых имена написаны в книге живота ( Флп.4:3 ),– все они возлюбили святость (т. е. девство), и в борьбе подвизались и течение своескончали ( 2Тим.4:7 ) без порока, как подражатели Христовы и сыны Бога живого». «Подобные Христу – совершенно подобны Ему». «Поэтому, всякий девственник и девственница, если не будут совершенно как Христос, или как те, которые Его суть,– не могут спастись». (Первое послан. о девстве. гл. VI-VII. Труд. Киевск. дух. акад. 1869. II т. 206–207 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

387 Село Борбин упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня сына Валахова с Борбина» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 83). 388 Село Великие-Дорогостаи – под именем Дорогостай – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня пана Николая Кухмистровича с Дорогостай»; ниже в том же акте упоминаются городни пустые, из коих одна была распределена паном Василием Тишковочем «на имение пана Николая Кухмистровича Дорогостаи и Романово» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 82:90). Ещё оно упоминается в акте от 1565 года 20 августа в жалобе от имени пана Николая Кухмастровича-Дорогостайского на пана Яна Кухмастровича-Дорогостайского же о поджоге сена и трёх крестьянских дворов в селе Дорогостаях (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,039, стр. 26, п. 40). Ещё оно упоминается в акте от 1564 года 17 февраля в жадобе урядника пана Миколая Кухмистровича-Дорогостайского о нападении крестьян и слуг пана Яна Кухмистровича на Дорогостайских крестьян и об отказе пана Яна дать вижа для осмотра избитых и раненых. Ещё оно упоминается в акте от 10 марта 1564 года в заявлении Дорогостайского урядника пана Миколая Кухмистровича-Дорогостайского о том, что крестьянин последнего Евраш Плюта умирая, объявил в присутствии сторонних людей, что причиной его смерти были побои, нанесённые ему паном Яном Дорогостайским (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,038, стр. 6, 7, п. 10:12). Ещё оно упоминается в акте от 15 февраля 1566 года в жалобе Велюнского старосты Николая Кухмистровича Дорогостайского о порубках в Дорогостайском лесу, заключении в тюрьму в селе Муравице его бояр и нанесении одному из них тяжкой раны наместником пана Григория Ходкевича, Иганом Скрибой. Ещё оно упоминается в акте от 8 апреля 1566 года в жалобе пана Яна Кухмистровича-Дорогостайского о грабеже сена и поджоге клуни с житом в селе Дорогостаях слугой брата жалобщика – Николая. Ещё оно упоминается в акте от 11 апреля 1566 года в вводе господарским дворянином Яном Зарецким Виленского стольника Николая Кухмистровича-Дорогостайского во владение частями сёл – Романова и Дорогостаев за долг ему пана Яна Кухмистровича-Дорогостайского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

4, отд. 2, стр. 82, 90:103). Село Добрятин – под именем села Добратыня, как имение Петра Семашки, – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня Петра Семашка с Добратыня» (Памятники, ч. 4, отд. 2, стр. 76). Ещё оно упоминается в акте от 5 июля 1564 года в жалобе земянина Василия Привередовского на священника замкового Кременецкого – урядника в селе Добрятине, имении бывшей старостиной Кременецк. Софьи Семашковой, – о самовольном покосе луга жалобщика и нанесении побоев его крестьянам (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,038, стр. 18, п. 8). Ещё оно упоминается в акте от 16 мая 1566 года в жалобе Луцкого райцы Василия Лукашевича о самовольной ловле рыбы крестьянами жены Кременецкого старосты Софьи Семашковой в арендуемом у неё жалобщиком ставу в селе Добрятине (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 14, п. 31). Ещё оно упоминается в акте от 13 ноября 1671 года в акте судебной передачи мнений Добрятина и Букоймы, присуждённых панам Линчевским от Волынского каштеляна Яна-Франциска Любовицкого; при передаче судом составлен список имущества, крестьян и их повинностей (Архив, ч. 6, т. 1, прилож., стр. 107). Как видно из акта от 21 апреля 1579 года, село Добрятин было заложено Ярошем, Василием и Петром Петровичами Семашками, – со всеми доходами, – князю Андрею Михайловичу Курбскому; половину Добрятина князь Курбский в свою очередь заложил в 1579 году жене своей (третьей) княгине Александре Петровне Семашко (родной сестре вышеупомянутых Семашек); на занятые им у неё 4,000 злотых польских, или, – по литовскому счёту, – 1600 коп грошей. «А если бы, – далее сказано в заёмном письме Курбского, – паны Семашки захотели выкупить у меня то имение; в таком случае жена моя, княгиня Александра Семашковна, а по смерти её, потомки, если Бог даст ей прижить со мною, должны будут всю вышеупомянутую сумму тотчас получить в свои руки, вместе с двумя родными приятелями и распоряжаться тою суммою по произволу, с ведома тех же приятелей своих, отдавать в долг под залог имений» (Курбский, т. 1, стр. 174). Но после смерти Курбского (в 1583 г.), жена его Александра, не исполнила воли его: «имение Добрятин, без согласия их милостей, панов опекунов (князя Константина Острожского, воеводы Киевского, и сына его – князя Константина, кравчего вел. княжества Литовского), уступила брату своему, пану Василию Семашку, а деньги, ей не принадлежащие, но, по завещанию, составляющие собственность детей покойника (дочери Марины и сына Димитрия), себе присвоила», (Курбский, т. 1, стр. 256).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Список обывателей Луцкого повета, как присягавших, так и не явившихся к присяге, прилагается; в числе присягавших упоминаются Феодор и Василий Верховские из Верхова (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 8). Ещё оно – как имение князя Жаславского – упоминается в акте от 1583 года 20 июня в указе короля Стефана Батория о том, чтобы старосты Кременецкий, Владимирский и Луцкий, ополчив шляхту всего воеводства Волынского, двинулись в имение князя Михаила Жаславского и вооружённою рукою произвели взыскание с него для удовлетворения пана Яна Комницкого и жены его Екатерины, у которых Жаславский отнял своё имение Оженино, заложенное им у них за несколько тысяч коп грошей Литовских и потому находившееся у них в пользовании и кроме того, когда, вследствие невыполнения судебного приговора об удовлетворении Комницких, двинулась, вместе с Луцким наместником, поветовая шляхта, то Жаславский выстрелами отразил её (Архив, ч. 3, т. 1, стр. 138). Ещё оно – как имение пана Криштофа Рыминского, упоминается в акте от 1589 года 7 сентября в инвентаре имения Верхова с исчислением крестьян, их повинностей и даней (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 201:202). Ещё оно – под именем села Вирхова, как имение князя Януша Острожского – у поминается в акте от 1617 года 12 октября в объявлении от имени Краковского каштеляна князя Януша Острожского о том, что во время набега татар, ими опустошены и разорены его имения в Острожской волости, в том числе и село Вирхов, а жители их частью убиты, частью уведены в плен (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 382). Ещё оно упоминается в акте от 1562 года 5 августа в жалобе урядника Верховского князей Жеславских пана Михаила Добрицкого, на войта Острожского о нападении на его дом в селе Верхове, грабежах и побоях (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,036, стр. 30, п. 7). Ещё оно упоминается в акте от 1563 года 10 января в заявлении Киевского воеводы князя Константина Острожского о неявке дворного гетмана пана Троцкого (т. е. Троцкого воеводы Николая Радзивилла) и лиц, назначенных королём в Жеславский и Верховский замок для описания имений, оставшихся по смерти князя Януша Жеславского и находившихся пока в опеке у Острожского (Опись актовой книги Киевск.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Литература предмета . Источники Собрание государственных грамот и договоров, томы I и II. Акты исторические археографич. комиссии, т. II. Акты археографической экспедиции, т. II. Акты западной России, т. IV. Дополнения к актам историческим, т. I. Русская историческая библиотека, томы – I и XIII. Летопись о мятежах, издание 2-е. Новый летописец, Временник Императорск. Моск. Общества истории и древностей, книга 17, 1853 года Иное сказание, там же, книга 16. Сказание Авраамия Палицына, издание 2-е. Рукопись Филарета в Сб. Муханова, под 195. Сборник хронографов, А. Попова . Сказания соврем, о Димитрии Самозванце, т. I–V. Пособия История госуд. Российского, Карамзин, т. XI и XII. История России, Соловьева, т. VIII. История смутного времени, Бутурлина, ч. 1–3. Смутное время, Костомарова, т. I–III, (исторические монографии, т. IV–VI). Смутное время, – Иловайского. И. Забелин, – Минин и Пожарский, прямые и кривые в смутное время. Платонов. Очерки по истории смутн. врем., изд. 1. Его-же: Древне-Русские сказания и повести о смутном времени, XVII века, как историч. источник. Преосвящ Макарий. История русск. церкви, т. X. Доброклонский. Руков. по ист. русск. церкви, вып. III. Кедров, Авраамий Палицын. Чтения в Обществе истории и древностей, 1880 г., книга IV. Смирнов, Святейший патриарх Филарет Никитич. Чтения в Обществе люб. дух. просв., 1873–1874 г. Скворцов, Дионисий Зобниновский, архим. Троице-Сергиева монастыря. Дмитревский. Арсений Елассонский и его мемуары по русской истории. Разбор этого соч. проф. Завитневичем в Прот. Совета Киевск. дух. Акад. за 1900/1 уч. г. Пирлинг. Из смутного времени. Левитский, Игнатий, патр. Московский. – Христианское чтение 1886 г., Странник, 1864 года. Его-же: Лжедмитрий, как пропагандист католичества в Москве – Христ. чтение, 1885–1886 г. Русская церковь на служении государству в период смутного времени, Труды Киевск. дух. Акад, 1861 г. Статьи о патр. Гермогене в журн.: Духовная беседа–1861 г., –Странник–1864 г , –Православный собеседник–1866 г., –Русский архив–1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 Бодянский П.В. Римские Вакханалии и преследование их в VI в. от основания г. Рима. «Киевск. Унив. Изв.» 1832 г. кн. 6 и 7 и отд. Киев, 1882. 6 Павлович А.Л. Нероново гонение на христиан и политика императоров Флавиева дома по отношению к ним. «Христ. Чтен.» 1894 г. т. I, стр. 210. 7 Аивé. Histoire des persécutions de l’Eglise jusqu’à la fin des Antonins, ed. 2. Paris 1875, стр. 82. 11 Болотов Β.B. Лекции no истории. древней Церкви, стр. 20; Кулаковский Ю. Христианская церковь и римской закон, стр. 9; Никольский Λ. Отношение христианского общества к римскому правительству и народу в первые три века нашей эры. «Труды Киевск. Дух. Акад.» 1864 г., т. 2, стр. 460. 14 Hist. V, 4, 5. Ср. Басов, А. О евр. вопр. в др. Риме, стр. 56, где приведены и другие отзывы об иудеях. 15 Cass. Dio. LXVII, 14, 2. Флавий Иосиф. О древности иудейского народа против Апиона, перев. с греческ. Генкеля и Израэльсона СПб. 1898, стр. X–XI. 17 Хвольсон Д.А. О некоторых средневековых обвинениях против евреев. Изд. 2-е. СПб. 1880, стр. 112. 18 Первоначально это обвинение было высказано Посидонием из Апамеи (в Сирии), жившем в 135–50 г.г. до P. X., a от него перешло к другим писателям, как Трог Помпей (у Юстина), Плутарх, Диодор Сицилийский, Тацит, Аппион (у Jos. contra Appion. II, 7). По мнению язычников, это поклонение возникло как благодарность ослу, за указание дороги к источнику в безводной пустыне. Хвольсон Д.А. О некот. средневек. обвин. и пр., стр. 112. 20 Иосиф Флавий. О древн. иуд. народа и пр., стр. XI; Мелихов В.А. Иудеи в римской истории по исследованию Э. Ренана. Харьков 1912, стр. 810. 21 Aubé. Histoire des persécutions и пр., стр. 76. Allard, P. Le christianisme et l’empire romain de Néron à Théodose. 4-ème ed. Paris, 1898, стр. 57. 23 Justine dialog, cum lud. Triph. 17 et 108. Apolog. 31. Tertull. adv. nationes I, 14; adv. Marc. III, 23 и мн. др. Несмотря на эти данные Д.А. Хвольсон пытается доказать, что иудеи были лучшими друзьями христиан и что „многие раввины не знали, как превознести благочестие, добродетели и ученость христиан”. См. его „О некоторых средневековых обвинениях против евреев”. Историческое исследование по источникам, изд. 2-е, СПб. 1880, стр. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 Преосв. митрополит Киевский Филарет знал творения свв. от­цов и учителей церкви совершеннейшим образом, и сам был бо­гословом – священно-проповедником веры и благочестия христианского в духе свв. отцов и учителей церкви православной. Сколько он был царелюбивым иерархом и патриотом, столько был взаимно почита­ем от Благочестивейшего Государя Императора Николая II-ro Незаб­венного. Честные мощи сего митрополита в 1882 г. – при погребении тела высокопреосвященнейшего М.К. Филофея – были обретены нетленными. Над гробом его совершаются литии, и по них моления об исцелении болящих. И сии исцелеваемы бывают. П. Н. Ф. Примечание от Редакции: Различаем чудеса, о которых свидетель­ствуют хотя и компетентные, но частные лица, от чудес в соб­ственном смысле, засвидетельствованных и призванных таковыми высшею церковною властию. 3 Из числа таковых был Виктор Сильвестрович Гогоцкий, сын кафедрального протоиерея К.-Подольска, и родной брат профессора Киевской Дух. Акад. и университета св. Владимира Сильвестра Сильвестровича Гогоцкого. 4 Одну из таковых наименую здесь. Это «Ночи Эдуарда Юнга». – Отец Михаил говорил нам: «это бесценное творение: читайте его. Но не читайте Гете: ибо Гете – пантеист». Книга Юнга была в биб­лиотеке родителя моего, который собрал и много других книг, не менее драгоценных, наприм., «Иисус на кресте, или жертва прими­рения Бога с человеками». – Познай себя – И. Месона и множество дру­гих, как богословских, так и исторических и философских. 5 Этим вепрем Митрополит Киевский Филарет называл Лютера. К нему же относил и сказанное в Писании об уничтожении празд­ников в церкви. П. Н. Ф. 6 О. Иннокентий (Новгородов) был студ. Киевской Д. Акад. в к. XV-м (1847–1851), Рукописи лекций о. Михаила сохраняются у протоиерея о. Михаила Богданова – студ. XII-ro к. Киевск. Акад. и у протоиерея о. Георгия Панова – студ. XIV-ro к. Киевск. Д. Акад. Часть оных – обличение неверия – передана была сим мне, а мною послана была в редакц. Д. Ч. П. Н. Ф. 9 Она была из купеческого рода. Родной брат ее отец иеромо­нах Киево-Печерской Лавры, Александр, был типографом лаврским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Украинские заграничные монастыри после трактата 1768 г. почти все долго числились в Переяславской епархии, таковы: Мотренинский-Святотроицкий (в 4 верстах от с. Мельникова и 27 верст от г. Чигирина), Мошногорский – Вознесенский (3 верст, от мест. Мошны и в 24 верст, от г. Черкас), Ирдынский Виноградский Успенский (3 верст, от с. Староселечка и 25 верст, к юго-западу от г. Черкас над Ирдынским болотом), Терехтемировский – Воздвиженский (при быв. гор. Терехтемирове в 2 верст, к востоку на правом берегу Днепра), Богуславский – Николаевский (у мест. Богуслава в 53 верст, от г. Канева при р. Роси, обращен в православный из базилианского в 1768 г.), Корсунский – Онуфриевский – Уляницкий (в 7 верст, от мест. Корсуня Каневского уезда, Канева в 53 верст, к ю.-в., Бершадский – Преображенский при мест. Бершади, в 20 верст, к северу от Ольгополя, Подольск, г. близ р. Дохны), Ржищевский – Преображенский (у мест. Ржищева, киевск. у. в 83 вер. к ю.-з. от Киева на берегу Днепра), Лисянский – Троицкий (в мест. Лисянке Звенигород. у. Киев. губ.), Каневский-Успенский в г. Каневе, Маньковский Преображенский (при с. Маньковке, Киевск. губ. Уманьского у.). После первого раздела Польши, когда Белорусская епархия вошла в состав Российской Империи, многие возвращенные православные монастыри и церкви были распределены между Псковской и Белорусской епархиями. Но и тогда оставшиеся под Польшей одиннадцать монастырей и четыре протопопии – Басанская, Бориспольская, Золотоношская и Переяславская, числившиеся в Переяславской, епархии, остались в ней же. 954 Число заграничных православных церквей Переяславской епархии к концу 70 гг. XVIII в. снова сократилось почти на половину, вследствие натиска унии, отчасти вследствие территориальных изменений. Ко времени закрытия Переяславско-Бориспольской епархии, вследствие упадка православия в конце 70 и начале 80 гг. XVIII в., в заднепровской её части в польской Украине числились всего 181 (?) церковь . 955 III При сравнительном постоянстве «собственных» территорий, Киевская и Переяславская епархии отличались необыкновенной неустойчивостью территорий своих заграничных частей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

На протяжении первых лет существования обители на новом месте кладбищенская ц. Вознесения Господня (1779-1784) являлась единственным храмом мон-ря. По плану, подготовленному настоятелем Израилем (Даниловым) и скорректированному еп. Феофилом, к северу от Вознесенской ц. были построены каменная ограда, а в ее пределах - неск. братских корпусов (восточные перестроены, а западные перенесены в 30-х гг. XIX в.), трапезный корпус с храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1796; разобран в 1832). В 1798 г. возведена 3-ярусная колокольня в стиле классицизма, в нижнем ярусе к-рой освящена ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1816-1817 гг. тщанием А. А. Евреиновой (урожд. Столыпиной) над могилой ее мужа, пензенского вице-губ. А. М. Евреинова, была выстроена небольшая ц. во имя блгв. вел. кн. Александра Невского. Большой вклад в развитие мон-ря внесла М. Е. Вигель (урожд. Чемесова), невестка пензенского губ. Ф. Л. Вигеля. На ее средства в 1821-1828 гг. в традициях классицизма возведен кирпичный однокупольный квадратный в плане собор в честь Преображения Господня с приделом в честь Успения Пресв. Богородицы. Собор имел с 3 сторон 6-колонные входные портики дорического ордера, 2 крайние колонны были спарены; с вост. стороны храм имел портик с полуколоннами ( Дусавицкая. 2002. С. 116). В 1833 г. на средства Вигель была расширена ц. во имя блгв. вел. кн. Александра Невского. По свидетельству чиновника МВД М. П. Жданова, посетившего Пензу в июне 1838 г., мон-рь был «красив» и «привлекателен своей архитектурою, чистою белизною». Особенной «заботливостью о благоустроении монастыря» отличался архим. Антоний (1831-1848) ( Быстров. 1886. 18. С. 20). Собор в честь Преображения Господня. 1821–1828 гг. Фотография. 1917 г. Собор в честь Преображения Господня. 1821–1828 гг. Фотография. 1917 г. В 1849 г. на средства крупной пензенской благотворительницы, почетного члена Имп. Православного Палестинского общества М. М. Киселёвой над могилой ее мужа в сев. части монастырской территории был заложен Троицкий собор: 2-этажный 5-главый 4-столпный храм выполнен в традициях образцовых проектов архит.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010