1855 г., II, стр. 299). В Киеве доселе есть фамилия Савичей, считающих себя родственниками святителя. Туптало, кажется, личное прозвание Саввы: Святитель повсюду подписывался Савичем, а не Тупталой, и так называется в грамотах. Что Савва Туптало был шляхетского роду, видно по его часто встречающемуся портрету: на нем находим герб – дворянский красный щит, с изображением вроде греческой дельты и с крестом на верху («Достопамятности Москвы». Тромонина, М. 1845, стр. 32, «Киевск. Стар». 1882, VII, отдельное изд. портрета пр. Лебединцева, 1881 г. и др.). То же изображение на печати собственноручного письма св. Дмитрия у ризничего Ростов. Яковл. монастыря о. Гавриила. В Синод. рук. 1061, л. 35, записан род святителя Дмитрия, митрополита Ростовского: Саввы, Марии, Григория, Параскевы, Марии, Михаила, иеромонаха Феофана, Параскевы, Феодосии, монаха Иллариона, монахини Александры, монаха Афанасия, иеродьякона Пармена. 12 Прил. 1. В Соч. I, 458, Воеводина (!), что заставило автора соч. «Св. Дмитрий», М. 1849, стр. 1 говорить об отношениях Радзивилов к Макарову etc. Ср. Белоз. " Южн. лет.», стр. 22 и 64. 13 «Киев. Стар.», 1882, VII, 196. Завещание Параскевы, там же VIII, 383. Никольский монастырь был расположен вблизи Киевск. Кирилловского. 14 Боплан, «Описание Украины», Спб., 1832, стр. 3–4. Вид Киевской лавры на гравюре 1651 года в «Памятниках», изд. Киевск. комм. для разб. др. актов, т. I, К. 1848, приложение. 15 «Сборник материалов для исторической топографии Киева» К. 1874, стр. 73 и 86. Travels of Macarius by Paul of Aleppo, 3, VI, 13 и сл. 17 «Киев. Стар.», 1882, VIII, 383, «Киев. Епарх. Вед.», 1868 г., 16, стр. 609; Петров, " Опис. рук. церк. музея Киев. дух. акад.», К. 1875, I, 185–186. Этот дом, принадлежавший когда то полковнику Чесноку, уцелел доселе. «Киев. Стар.» 1882, III стр. 196. Он одноэтажный, каменный, со сводами. Другие сведения были помещены в 3935 «Нового Времени» от 11 февраля 1887 г. Исследователи русской старины на днях открыли в Киеве трехэтажный дом, первым владельцем которого был отец св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

4, отд. 2, стр. 210). Ещё оно упоминается в акте от 29 января 1568 года в жалобе воротного Владимирского замка Ивана Жилы о нанесении ему побоев, грабеже денег и заключении его в тюрьму в селе Вербе урядником и слугами Любачевского каштеляна Николая Лысаковского (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 3, п. 22). Ещё оно упоминается в акте от 9 августа 1561 года в заявлении Берестского урядника Бельзского старосты Николая Гнезненского, Валентия Витвицского о грабеже сукна у Берестского еврея и нанесении ему побоев Вербовским урядником пана Михаила Ела-Малинского (там же – 2035, стр. 25, п. 2). При церкви села Вербы священнослужителями состояли: 1) свящ. Иоанн Старжицкий (до 1806 года); 2) свящ. Пётр Ревинович (1806 г. – 1834 г.); 3) свящ. Феодор Удонович (1835 г. – 1864 г.); 4) свящ. Даниил Удонович (1865 г. – 1886 г.) и 5) свящ. Николай Афанасьевич Лучинский – с 1886 г. по настоящее время (1890 г.) служит. 456 Село Доброводка – под именем присёлка Доброводы – упоминается в акте от 1 ноября 1561 года – а) в заявлении пани Федоры Свинюской о получении ею от пана Марка Жоравницкого 1000 коп Литовских грошей и б) в заявлении Жоравницкого о возврате ему Свинюской сёл Блудова с присёлком Десятиной, Жабокриков и Теслугова с присёлками Крупцом, Барятином, Доброводою и Песчанкой, находившихся во владении её мужа (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 31, п. 2). 457 Село Великие-Жибокрики – под именем Жабокрык Луцкого повета – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня Ивана и Дахна Жабокрицких с Жабокрык» (Памятники, т. 4 отд. 2, стр. 118). Ещё оно, – как имение Федоры Свинюской, – упоминается в акте от 7 марта 1561 года в постановлении Луцкого градского суда отсрочить, вследствие заочного назначения децким ответчице времени разбора дела, рассмотрение жалобы пани Федоры Свинюской о грабеже у неё хлеба и захвате села Жабокриков паней Зиновией Жабокрицкой (Опись актовой книги Киевск. центр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Ещё оно упоминается в акте от 19 октября 1566 года в жалобе Литовского стольника Николая Дорогостайского о нанесении побоев и ран его слугам и лошадям, захвате охотничьих у них собак в селе Дорогостаях и поорании его полей Муравицкими – войтом, мещанами и урядниками Литовского гетмана Григория Ходкевича (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 5, 9, 37, п. 17, 8, 9:31). Ещё оно упоминается в акте от 8 марта 1561 года в жалобе пана Николая Кухмистровича-Дорогостайского о неудовлетворении его братом Яном за учинённые им у крестьян жалобщика грабежи и о невозврате захваченной части села Дорогостаев. Ещё оно упоминается в акте от 11 марта 1561 года в жалобе того же Кухмистровича о неудовлетворении его паном Яном Монтовтом за грабежи в селе Дорогостаях и об укрывательстве последним крестьянина-кузнеца, бежавшего от жалобщика из страха быть повешенным (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 13, п. 3:4). Ещё оно упоминается в акте от 7 марта 1563 года в жалобе земянки Елены Радошинской о захвате у неё паном Яном Кухмистровичем-Дорогостайским им же заставленных жалобщице частей сёл Дорогостаев и Романова. Ещё оно упоминается в акте от 4 июня 1563 года в жалобе князя Ивана Масальского о захвате паном Яном Кухмистровичем-Дорогостайским его лошадей, бежавших из села Радоховки в Тарговицу чрез Дорогостаи. Ещё оно упоминается в акте от 23 сентября 1563 года в жалобе Турецкого купца Иваниса об оскорблении и грабеже у него лошади и мешка с деньгами в селе Дорогостаях паном Яном Кухмистровичем-Дорогостайским (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 9, 16, 23, п. 5, 4:28). Ещё оно упоминается в акте от 25 мая 1569 года в универсале Сигизмунда Августа о присоединении земли Волынской к короне Польской. Король, под угрозою конфискации имений, повелевает дворянам согласиться на соединение и подтвердить согласие присягою. В списке присягавших обывателей Луцкого повета значится «Ян Дорогостайский з Дорогостай» (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 12). 389 В селе Малых Дортостаях некогда существовал р.-католич.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

4, отд. 2, стр. 79 и 105). Ещё оно упоминается в акте от 26 октября 1563 года в жалобе Луцкого еврея Юска Аграновича о нанесении ему ран неким Сидором Подгаецким в корчме в местечке Острожцах (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 25, п. 19). Ещё оно упоминается в акте от 2 декабря 1566 года в жалобе Луцкого еврея Мошки Батковича о нанесении ему и его брату ран в городе Острожце и грабеже у них денег и разных вещей крестьянами князя Федора Головни-Остро жецкого (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 41, 42, п. 1). Ещё оно упоминается в акте от 25 июля 1568 года в жалобе князя Андрея Головни-Острожецкого о нанесении побоев его крестьянам и грабеже у них имущества на·Острожецком грунте крестьянами пана Михайла... (фамилию прочесть невозможно). Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 20, п. 233. Ещё оно упоминается в акте от 25 мая 1569 года в универсале Сигизмунда Августа о присоединении земли Волынской к короне Польской. Король, под угрозою конфискации имений, повелевает дворянам согласиться на соединение и подтвердить согласие присягою. В списке присягавших обывателей Луцкого повета значится «князь Андрей Головня Острожецкий з Острожца и з ымень Полянских» (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 6). Местечко Острожец некогда было городом, как это видно из акта от 29 июня 1528 года, – из грамоты Сигизмунда I, короля польского, разрешающей Троцкому городничему князю Петру Михайловичу основать город в его наследственном имении – в селе Острожце в земле Волынской («мы дозволили в именьи его отчизном и дедизном, на ймя в Острожцы, в земли Волынкой, место поднести и посадити, и торги встановити, и ярмарк врочный мети, и тым мещаном того места его право майтборское со всими потребами уставити»); она у становляет в этом городе торги по воскресеньям («в неделю») и недельные ярмарки две – в праздник Вознесенья Господня и в день св. Луки (осенью), жалует ему Магдебургское право и освобождает его жителей от пошлин в пользу частных лиц за провоз товаров (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Катехизис изд. 1828 г. в ответе на вопрос: „Что есть Катехизис?“ утверждал понятие нравственное, „как краткое учение о благочестии христианском“, а Катехизис изд. 1839 года в ответе на тот же вопрос выдвигает уже наперед понятие догматико-теоретическое как „наставление в православной вере христианской“, являющейся условием для благочестия. Катехизис изд. 1828 года понятие о присутствии Христа в евхаристии определяет путем термина, преложение („хлеб и вино прелагаются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову»), а Катехизис 1839 года, после слова „прелагаются“, вводит еще выражение „или: пресуществляются“ с обстоятельным далее пояснением термина „пресуществление“. Катехизис изд. 1828 г. определяет церковь , как „соединенное множество верующих“, а Катехизис изд. 1839 года – как „от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами“. Катехизис изд. 1828 года основание для собрания вселенских соборов видят единственно в примере Апостольского собора в Иерусалиме, а Катехизис изд. 1839 года – помимо этого – в важности церкви с ее определениями, откуда вселенский собор представляется лишь способом для изречения определений вселенской церкви. Отдел о церкви в Катехизисе 1839 года изложен вообще подробнее, чем в Катехизисе 1828 года, поскольку здесь выпуклее выражены понятия о видимости церкви, учение об Иисусе Христе, как единой главе церкви, о согласии единства церкви с существованием многих поместных церквей, о кафолической церкви, как единственной спасительнице душ, о церковной иерархии, или священноначалии, о состоянии душ умерших до всеобщего воскресения,... о праздниках,... о соравенстве Св. Синода с святейшими православными патриархами. В редакции 1839 года Катехизис продолжает существовать до настоящего времени. Внешняя история образования Катехизиса объяснение свое находит в двух, главным образом, факторах: а) в правительственно-административном, б) в литературно-общественном, так или иначе влиявших на образование Катехизиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Церковь " Всех Скорбящих радость " иконы Божией Матери при Обуховской мужской больнице. Название свое «Обуховская» больница получила или от соседнего Обухова моста, или от места, на котором она построена и которое, как говорят, когда-то принадлежало купцу Обухову… До 1828 г. при Обуховской больнице не было особой церкви и все требы были исправляемы священниками Павловского кадетского корпуса, как видно из заметки, сделанной в метрической книге больничной церкви за 1828 г. В 1828 г. императрица Мария Федоровна, приняв Обуховскую больницу с 1 марта под свое покровительство, первое свое посещение больницы изволила ознаменовать изъявлением предположения – устроить в ней церковь. Сперва в верхнем этаже главного больничного здания, в среднем зале, устроена была церковь временная на сумму 8369 руб. 25 коп. асс., отпущенную из приказа общественного призрения, и 22 июля 1828 г. была освящена преображенского полка протоиереем А. Г. Гавриловым… Престол в ней устроен один. Церковь устроена по плану, составленному архитектором Квадри, план хранится в ризнице. К дню освещения церкви государь император Николай Павлович изволил пожаловать в 3 экземплярах ризницу, которую умножила императрица Мария Федоровна, прислав на нее 664 руб. ассиг.; притом изволила пожаловать полную утварь, круг богослужебных книг и в день освящения церкви в капитал оной – 1000 руб. ассиг. Устроению и благолепию церкви многие усердствовали своими приношениями как денежными, так и вещественными. Значительную помощь церковь получила от бывшего градского главы коллежского советника Кусова, который по поручению других доставил в церковь 4 560 руб. ассиг., и от коммерции советника Пономарева, принявшего на себя уплату за живопись иконостаса в количестве 2 000 руб. ассиг., за что оба были удостоены высочайшего государыни императрицы благоволения при ее рескриптах на имя попечителя. Самое же деятельное и особое усердие при построении церкви как изысканием средств – сбором капитала в 864 руб. 63,5 коп., так и свой распорядительностью оказал сам попечитель больницы тайный советник, сенатор Алексей Данилович Стог. Устроенный в 1828 г. храм существовал в своем виде до 1833 г. Он занимал меньшую часть центральной залы о двух светах. В 1833 г., исполняя завет августейшей покровительницы заведения, попечитель ходатайствовал перед государем императором об устроении постоянной церкви в той же зале, во всю величину. Государь собственноручно изволил начертать на плане, составленном архитектором Плавовым, как устроить церковь, и 3 декабря 1833 г. она была освящена.

http://sobory.ru/article/?object=24831

Никифор Немировский за отличие в сражениях против польских мятежников в 1831 г. 55 23) Священник Олонецкого пехотного полка о. Иоанн Парадовский за подвиги в 1831 г. в делах против польских мятежников 56 . 24) Священник Шлиссельбургского пехотного полка о. Симеон Антонович за мужество под страшным неприятельским огнем 25 и 26 августа при взятии штурмом Варшавских укреплений 57 . 25) Священник Лифляндского пехотного полка о. Никита Еленев за подвиги в Турецкую войну 1828 и 1829 гг. 58 26) Священник Елецкого пехотного полка о. Марк Сиомацкий за подвиги в битвах с польскими мятежниками в 1831 г. 27) Вологодского пехотного полка о. Степан Переверзев за подвиги при штурме Варшавских укреплений. 28) Священник 3-го морского полка о. Симеон Кашинский за отличие при штурме Варшавских укреплений 25 и 26 августа 1829 г. 29) Иркутского пехотного полка о. Павел Кондрацкий за подвиги в войне с турками в 1828–1829 гг. 30) Протоиерей пехотного Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича полка Стефан Кучинский за подвиги в течение войны 1828–1829 гг. 59 31) Священник Дацкевич за подвиги в Турецкую войну 1828 и 1829 гг. 60 32) Священник Черноморского линейного 1-го батальона о. Александр Иванов за подвиги 26 мая 1840 г. при взятии Абинского укрепления на Кавказе 61 . 33) Священник Апшеронского пехотного полка о. Даниил Попруженко за подвиги в походах 1843 г. в Кавказской экспедиции 62 . 34) Священник Егерского Князя Черногорского полка о. Михаил Смолянский за подвиги при осаде и штурме укрепления Гергебель 63 . 35) Полковой священник о. Захария Борисов за примерное мужество и неустрашимость в делах против кавказских горцев в 1845 г., особенно 5 июня 64 . 36) Состоявший при корпусном штабе осадного Браиловского корпуса священник Даниил Луцкевич за участие в деле 29 апреля 1828 г. во время осады и приступа к крепости Браилову. Вместе с тем по засвидетельствовании о таком доблестном поведении на поле брани Его Императорским Высочеством Великим Князем Михаилом Павловичем он тогда же награжден еще саном протоиерея 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

39) Волыно-Житомирская 1) Стефан, с 1813 по 1828 год, из архимандритов Троицкого Каменецкого монастыря, переведен в Вологду; 2) Амвросий, с 1828 по 1832 год, из оренбургских епископов, перемещен в Нижний Новгород; 3) Иннокентий, с 1832 по 1840 год, из курских епископов, переведен в Орел; 4) Никанор, с 1840 по 1842 год, из минских архиепископов. С 1842 года волынской епархией стали управлять варшавские архиепископы. 40) Пермская 1) Дионисий, с 1823 по 1828 год, из архимандритов Донского монастыря, уволен на покой; 2) Мелентий, с 1828 по 1831 год, из киевских викариев, перемещен на иркутскую кафедру; 3) Аркадий, с 1831 по 1851 год, из оренбургских епископов, переведен в Олонец; 4) Неофит, с 1851 по 1855 год, из вятских епископов. Томская 1) Агапит, с 1834 по 1841 год, из ректоров черниговской семинарии, уволен на покой; 2) Афанасий, с 1841 по 1853 год, из ректоров с.-петербургской семинарии, переведен в Иркутск; 3) Парфений, с 1853 по 1855 год, из ректоров казанской духовной академии. 42) Пензенская 1) Ириней, с 1825 по 1830 год, из архимандритов кишиневского Курковского монастыря, переведен в Иркутск; 2) Иоанн, с 1830 по 1835 год, из ректоров с.-петербургской духовной академии, перемещен на нижегородскую кафедру; 3) Амвросий, с 1835 года, низведен из нижегородских епископов, умер в 1854 году; 4) Варлаам, с 1854 по 1855 год, из архангельских епископов. Саратовская 1) Моисей, с 1828 по 1832 год, из епископов вологодских, переведен экзархом в Грузию; 2) Иаков, с 1832 по 1847 год, из ректоров екатеринославской семинарии, перемещен в Нижний Новгород; 3) Афанасий, с 1847 по 1855 год, из подольских викариев. 44) Харьковская 1) Виталий, с 1826 по 1832 год, из архимандритов лубенского полтавского монастыря, переведен в Астрахань; 2) Иннокентий 1-й, с 1832 по 1835 год, из ректоров смоленской семинарии, перемещен в Иркутск; 3) Мелетий, с 1835 года, из иркутских архиепископов, умер в 1840 году; 4) Смарагд, с 1840 по 1841 год, из могилевских архиепископов, переведен в Астрахань; 5) Иннокентий 2-й, с 1841 по 1848 год, из вологодских епископов, перемещен в Херсон; 6) Елпидифор, из воронежских викариев, управлял епархией менее года и переведен в Подольск; 7) Филарет, с 1848 по 1855 год, из псковских викариев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

469 Село Волковый упоминается в акте от 7 октября. 1459 года в жалованной грамоте, которою вел. князь Свидригайло Ольгердович подтверждает Луцкому Св.-Васильевскому монастырю права на имения, наданные ему ещё князьями Мстиславом Володимировичем Мономаховичем и Василько Романовичем, причём село Волковый лежало на границе этих имений (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 182). Ещё оно упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, составленной королевскими посланцами Юрием Фальчевским, епископом Луцким, и дьяком госкодарским Львом Наткевичем-Тишковичем; в числе городень этого замка упоминается городня «Рогозинской с Рогозна и с Волковый»: ниже, в помещённой в этом икте грамот Казимира, короля Польского, об установлении мыт, сказано, между прочим: «в Волковыях не надобно» брать мыто (Памятнки, т. 4, отд. 2, стр. 126). Ещё оно упоминается в акте от 6 февраля 1566 года в жалобе земянина Данилы Рогозенского о нанесении побоев его крестьянам крестьянами его брата Василия на Волковыйском ставу (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 4, п. 5). 470 При церкви села Рудки священнослужителями состояли: 1) свящ. Григорий Горинович (1775 г. – 1798 г.); 2) свящ. Харитон Теребинский (1800 г. – 1820 г.); 3) наблюдающий священник с. Лишни Афанасий Добровольский (1821 г. – 1829 г.); 4) свящ. Антоний Корчинский (1828 г. – 1870 г.) и 5) свящ. Флор Васильев. Гутовский – с 15 августа 1870 г. ныне (1890 г.) служит. Село Рудка – под именем Рудки и Рудец (– цы), как имение Василия Рудецкого, – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня Василия Рудецкаго с Рудки»; ниже, в описании большого земского Луцкого моста, упоминается ещё «городня Василия Рудецкаго с Рудец на четыре жолоба» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 78, 85 и 114). Ещё оно упоминается в акте от 14 ноября 1561 года в жалобе Луцк. еврея Авраама Хижимовича об ограблении под предлогом мыта и нанесении ему побоев слугами пана Андрея Рудецкого в с. Рудке (Опись актовой книги Киевск.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

5) Вениамин Гжельский. В 1817 г. из Инспекторов Московской семинарии Ректор Вифанской; в 1818 уволен на покой в Уфимский Успенский монастырь. Скончался в Устюге, в тамошнем Архангельск. монастыре. 6) Никанор Клементьевский . Ректор с 1818 г. до 1826 г., а в сем году хиротонисан во Епископа Ревельского (см. список наместников Лавры). 7) Платон Березин, магистр первого курса и инспектор Московской Академии; в Архимандриты посвящен в 1822 году; Ректором Вифанским определен в 1826 году. В 1828 г. переведен на должность Ректора Киевской Академии, и вскоре по приезде в Киев скончался. 8) Смарагд Крыжановский. Магистр 3-го курса Спб. Академии (1819) из Ректоров Киевской семинарии переведен в Вифанскую в 1828 и в том же году определен Ректором Киевской Академии. Скончался в сане Архиепископа Рязанского в 1863 году. 9) Анастасий Воскресенский. Магистр первого курса Московской Академии (1818). Из Ректоров Пензенской семинарии Ректор Вифанской с 1828 до 1829 г. а в сем году переведен в М. Петровский монастырь в качестве настоятеля. Скончался на покое в Боголюбове монастыре, близ Владимира. 10) Венедикт Григорович. Магистр первого курса Петербургской Академии. В 1814 г. прямо по окончании курса определен Ректором Могилевской семинарии. В Вифанскую семинарию переведен из Ректоров Калужской в 1829 году; в 1831 г., определен Ректором Петербургской Академии; в 1833 пожалован Епископом Ревельским. Скончался в Декабре 1850 в сане Архиепископа Олонецкого. 11) Евлампий Пятницкий . Магистр 2-го курса Московской Академии (1820). Из Инспекторов Московской Академии в Ноябре 1831 г. определен Ректором Вифанской семинарии. В 1834 году хиротонисан во Епископа Екатеринбургского Викария Пермской Епархии, в 1840 г. переведен в Орловскую Епархию, а в 1847 в Вологодскую. В 1851 г. пожалован Архиепископом Тобольским. В 1856 г. по прошению уволен на покой и скончался в Свияжском Богородицком монастыре в 1862 году. 12) Агапит Введенский. Магистр 6-го курса Москов. Академии (1828). Из Инспекторов Владимирской семинарии Ректор Вифанской с 1834 до 1842 г., а в сем году по прошению уволен во вверенный ему Иосифов Волоколамский монастырь; с 1851 г. Архимандрит М. Новоспасского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010