Елизавета Иоасафова (1823 – ?) была выдана замуж за диакона церкви Нерукотворного Образа Христа Спасителя г. Чистополя Григория Яковлева Казанского (1821 – ?). Григорий Казанский, сын консисторского сторожа, в 1841 г. вышел из среднего отделения Казанской духовной семинарии, службу начал пономарем в Богородицкой церкви г. Казани. В 1846 году произведен Высокопреосвященнейшим Владимиром Архиепископом Казанским и Свияжским во диакона г. Чебоксары ко Введенскому Собору. В семействе у них в 1865 году подрастали дочери: Елена 17 лет, Александра 2 лет; и сыновья Владимир 16 лет и Константин 12 лет, обучавшиеся: первый в среднем отделении, второй в низшем отделении Чистопольского духовного Младший брат Луки Воецкого Михаил Фомин Воецкий (1808 – до 1861) обучался в Первой Казанской духовной академии (с 1818 года – семинарии) с 1815 по 1828 год. Вышел из семинарии с аттестатом 2 разряда. 14 марта 1828 года из Казанской духовной консистории в Казанское семинарское правление поступило уведомление следующего содержания: «Благоволите оное правление быть известно, что Казанской Семинарии Богословия за учеником Михаилом Воецким предоставлено Казанской округи в селе Паратах 2-е священническое место, с получением от онаго доходов, о чем и дан ему из Консистории Указ с тем, чтоб он, до поступления на оное место в действительного священника, обучался языку прихожан. Марта 13 дня 1828 г. Подписал Протоиерей ... В ноябре 1828 года Михаил Фомин был рукоположен к Дмитриевской церкви села Параты Казанского уезда. В 1829 году по прошению помещика был переведен к церкви села Уланова Свияжского уезда. Михаил Лукин был достойным преемником своего отца, проявив недюжинную активность в качестве проповедника, за что неоднократно был отмечен правлением епархии. 16 декабря 1833 года «за отличное служение Олтарю Господню и проповедание Слова Божия награжден набедренником». В 1838 году «Его Высокопреосвященством Владимиром Архиепископом Казанским и Свияжским за похвальную способность и ревность к проповеданию слова Божия рекомендован Консисторией иметь его на хорошем замечании». В 1835 году «определен благочинным и сотрудником попечительства к 14 церквям Свияжского уезда». В 1840 году по желанию переведен к Троицкой церкви г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиепископы Казанские и Свияжские: Иларион Рогалевский 1732–1735. Гавриил Русской 1735–1738. Епископы: Лука Конашевич 1738–1755. Гавриил Кременецкий 1755–1762. Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782. Митр. с 1775. Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785. Амвросий Подобедов 1785–1799. Архиепископы Казанские и Симбирские (до 1832 г.): Серапион Александровский 1799–1803. Павел Зернов 1803–1815. Амвросий Протасов 1816–1826. Иона Павинский 1826–1828. Казанские и Свияжские (с 1832 г.): Филарет Амфитеатров 1828–1836. Владимир Ужинский 1836–1848. Григорий Постников 1848–1856. Митр. с 1856. Афанасий Соколов 1856–1866. Антоний Амфитеатров 1866–1879. Еп. до 1867. Сергий Ляпидевский 1880–1882. Палладий Раев 1882–1887. Павел Лебедев 1887–1892. Владимир Петров 1892–1897. Арсений Брянцев 1897–1903. Димитрий Ковальницкий 1903–1905. Димитрий Самбикин 1905–1908. Никанор Каменский 1908–1910. Иаков Пятницкий 1910. Чистопольское викариатство, учр. в 1899 г. Епископы (в Казани): Антоний Храповицкий 1899–1900. Алексий Молчанов 1900–1905. Феодосий Олтаржевский 1905. Алексий Дородницын 1905. Чебоксарское викариат., учр. в 1853 г. Епископы (в Казани): Никодим Казанцев 1854–1861. Гурий Карпов 1866–1867. Викторин Любимов 1868–1874. Иоанн Жданов 1875–1878. Павел Вильчанский 1878–1882. Кирилл Орлов 1882–1888. Сергий Соколов 1888–1891. Никанор Каменский 1891–1893. Анастасий Опоцкий 1893–1897. Антоний Храповицкий 1897–1899. Иоанн Алексеев 1899–1902. Иоанн Смирнов 1902–1904. Хрисанф Щетковский 1904–1905. Митрофан Симашкевич 1905–1907. Михаил Богданов 1907. Мамадышское викариат., учр. в 1907 г. Епископы (в Казани): Андрей кн. Ухтомский 1907–1911. Варсанофий Лебедев 1911. Калужская, учр. в 1799 г. Кафедра в Калуге Епископы Калужские и Воровские: Серапион Александровский 1799. Феофилакт Русанов 1799–1809. Архп. с 1803. Евлампий Введенский 1809–1813. Евгений Болховитинов 1813–1816. Антоний Соколов 1816–1819. Филарет Амфитеатров 1819–1825. Григорий Постников 1826–1828. Гавриил Городков 1828–1831.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 6. - Санкт-Петербург, 1878 г. Напечатано в синодальной типографии. Дом призрения малолетних бедных Императорского Человеколюбивого общества с домовой церковью св. апостола Никанора. Утраченное здание.   1828 - арх. Куци Антон Матвеевич; 1852-1853 - арх. Львов Владислав Павлович - расширение и перестройка; 1858-1859 (?) - техник Пиргов Евгений Алексеевич. Дом призрения для малолетних бедных при Императорском Человеколюбивом обществе существовал с 1816 г. В 1818 г. коллежская асессорша Ф. М. Баташева пожертвовала средства для приобретения участка на Лиговской ул. Застройка на участке отсутствовала. К 1828 г. был построен двухэтажный каменный дом под четырехскатной вальмовой крышей с десятью окнами на лицевом фасаде. Проект составил арх. А. М. Куци. Первый этаж был рустован, оконные проемы декорированы львиными масками. На плане 1828 г. указан г-образный каменный дом по красной линии Лиговского канала. В период между 1828 и 1849 гг. арх. В. П. Львов частично разобрал постройку, оставив лишь двухэтажное здание в три оси, и, на расстоянии от него, возвел такое же здание, между ними разбив сквер. В 1853 г. по его же проекту на средства собранные по подписке в саду было построено «особое здание для церкви». Храм был освящен 20 декабря 1853 г. митрополитом Никанором во имя св. апостола Никанора. В 1858 г. на средства предоставленные известными благотворителями В. Ф. и И. Ф. Громовыми архитектор Е. А. Пиргов обновил существующие здания. Соединил их дакхэтажным корпусом и увенчав треугольными фронтонами. Во дворе возвели двухэтажный флигель с каретными сараями. Дому призрения покровительствовало Железнодорожное ведомство. К концу XIX в. в Дом призрения принимались мальчики 7-12 лет, сироты или дети беднейших родителей. Количество воспитанников достигло 115. Заведовал Домом призрения действительный статский советник А. Ф. Липский, архитектором Дома призрения служил его сын архитектор и художник, техник Городской управы В. А. Липский.

http://sobory.ru/article/?object=24660

наук. и 17-го на публичном экзамене. (Бак. иером. Афанасия донесение от 25 июля 1828 г., в дел. Ак. Прав.). 85 «Правления Костр. Дух. Семинарии представление в правлен. М. Д. А. от 31 июля 1828 г. за 405. С разрядными списками учеников», в дел. Акад. Правл. 87 Копия предписания правлен. М. Д. А. в правлен. Костр. Семин. от 23 июля 1828 г. за 515. Сн. Представлен. правл. Костр. Семин. в правлен. М. Д. Акад. с отчетами в Семинарск. суммах от 31 янв. 1828 г. за 49, в дел. Акад. Правл. 93 В арх. Горского между его студенческими сочинениями сохранилось в черновом виде слово его на день Иоанна Богослова. Видны на нём поправки карандашом – рукою, кажется, Ф.А. Голубинского. 96 Темна трагическая судьба этого Иудейского царя. Неужели народ как бы он ни был недоволен его правлением, мог предать крайнему поруганию – ослиному погребению – своего Давидита? Но как же согласить слово пророческое и запись историка? Возможны два предположения. Возможно, что Иоаким пал в битве с полчищами Халдеев, Сириян, Моавитян и др. и эти враги Иуды предали павшего царя её жестокому поруганию и лишь после нашествия он погребен был в Ганазане (Ср. 4Цар.21:26 ). Но возможно и то, что похороненный здесь, может быть вместе с Манассиею и Аммоном, ( 4Цар.21:18:26 ), по взятии Иерусалима Навуходоносором он, как изменник, был выброшен за город на зной дневной и на холод ночной. 97 4 Дек. были возложены венки на могилу Императора. М. Вед. в от 14 Дек. сообщают, что в начале Генваря прибудет депутация от Казанского учебного округа для постановки у гроба почившего Царя неугасаемой лампады. 98 Первый из этих дней есть день утверждения ассигновки сумм из Государственного казначейства для воспособления бедному сельскому духовенству; во второй положена Царская резолюция на благодарственном адресе Св. Синода; в третий увеличена пенсия наставникам духовно-учебных заведений при выходе их со службы в отставку. 99 Имеется в виду недавний факт, когда папа потребовал, чтобы один из католических государей, намеревавшийся посетить Италию и папу, не заезжал сначала в Квиринал, – к королю Гумберту, – с которым папа, как известно, ведет счеты, вследствие чего визит не состоялся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

до 1669 года архиепископ Иосиф IV 1674–1681 Павел Моравский 1681–1686 Авраамий 1687–1700 Стефан Яворский 1700–1722 Епископы Рязанские и Муромские: Сильверст Холмский 1723–1725 Гавриил Бужинский 1726–1731 Лаврентий Горка 1731–1733 Алексий Титов, архиеп. 1733–1750 Димитрий Сеченов 1752–1757 Палладий Юрьев 1758–1778 с 1764 года “Рязанский и Шатский” Архиепископы Рязанские и Зарайские: СимонЛобов 1778–1804 Амвросий Яковлев-Орлин 1804–1809 Феофилакт Русанов 1809–1817 Сергий Крылов-Платонов 1817–1824 с 1819 года архиепископ Филарет Амфитеатров 1825–1828 с 1826 года архиепископ Григорий Постников 1828–1831 Евгений Казанцев 1831–1837 Гавриил Городков 1837–1858 Смарагд Крыжановский 1858–1863 Иринарх Попов 1863–1867 Алексий Ржаницын 1867–1876 Палладий Раев 1876–1882 с 1881 года архиепископ Феоктист Попов 1882–1894 с 1885 года архиепископ Иустин Полянский 1894 Михайловское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (в Рязани): Ювеналий Карюков 1868–1871 Василий Левитов 1873–1880 Авраамий Летницкий 1880–1881 Августин Гуляницкий 1881–1883 Иустин Полянский 1883–1885 Феодосий Рождественский 1886–1892 Иоанникий Казанский 1892 Саратовская Учреждена в 1828 году. Кафедра в Саратове. Епископы Саратовские и Царицынские: Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1828–1832 Иаков Вечерков 1832–1847 Афанасий Дроздов 1847–1856 Иоанникий Горский 1856–1860 Евфимий Беликов 1860–1863 Иоанникий Руднев 1864–1873 Тихон Покровский 1873–1882 Павел Вильчанский 1882–1889 Авраамий Летницкий 1889–1893 Николай Налимов 1893 Симбирская Учреждена в 1832 году. Кафедра в Симбирске. Епископы и архиепископы Симбирские и Сызранские: Анатолий Максимович, архиеп. 1832–1842 Феодотий Озеров 1842–1858 с 1856 года архиепископ Евгений Сахаров-Платонов 1858–1874 Феоктист Попов 1874–1882 Варсонофий Охотин 1882 Смоленская Учреждена в 1137 году. 70 Кафедра в Смоленске. Епископы Смоленские: Мануил Кастрат, грек 1137–1169 Константин 1180 Симеон I 1190–1197 Игнатий I 1206–1219 Лазарь хир. 1219 Афанасий Иоанн I Дионисий упом.до 1238 Порфирий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842. Еп. до 1835. Бенедикт Григорович 1842–1850. Дамаскин Россов 1850–1851. Аркадий Федоров 1851–1869. Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877. Палладий Пьянков 1877–1882. Павел Доброхотов 1882–1897. Назарий Кириллов 1897–1901. Анастасий Опоцкий 1901–1905. Мисаил Крылов 1905–1908, Никанор Надежин 1908. Каргопольское викариат., учр. в 1911 г. Епископы (в Сласо-Преображенском Каргопольском мон.): Варнава Накропин 1911. Омская, учр. в 1895 г. 36 Кафедра в Омске Епископы Омские и Семипалатинские: Григорий Полетаев 1895–1900. Сергий Петров 1901–1903. Михаил Ермаков 1903–1905. Гавриил Голосов 1905–1911. Владимир Путята 1911. Епископы Омские и Акмолинские (с 4 окт. 1911 г.): Владимир Путята 1911. Семипалатинское викариат., учр. в 1911 г. Епископы (в г. Семипалатинске): Киприан 1911. Оренбургская, учр. в 1799 г. Кафедра в Оренбурге (перенесена из Уфы в 1859 г.). Епископы Оренбургские и Уфимские: Амвросий Келембет 1799–1896. Августин Сахаров 1806–1819. Иннокентий Смирнов 1819. Феофил Татарский 1819–1823. Амвросий Морев 1823–1828. Арнадий Федоров 1829–1831. Михаил Добров 1831–1835. Иоанникий Образцов 1835–1849. Иосиф Богословский 1849–1853. Антоний Шокотов 1853–1858. Антоний Радонежский 1858–1859. Епископы Оренбургские и Уральские 37 : Антоний Радонежский 1859–1862. Варлаам Денисов 1862–1866. Митрофан Вицинский 1866–1879. Архп. с 1879 . Вениамин Быковский 1879–1882. Вениамин Смирнов 1882–1886. Макарий Троицкий 1886–1895. Николай Адоратский 1895–1896. Тихон Клитин 1896; скончался вскоре после назначения. Владимир Соколовский 1896–1903. Иоаким Левицкий 1903–1908. Оренбургские и Тургайские: Иоаким Левицкий 1908–1910. Феодосий Олтаржевский 1910. Челябинское викариат., учр. в 1908 г. Епископы: Дионисий Сосновский 1908. Орловская, учр. в 1788 г. 38 Кафедра в Орде (с 1819 г.) Епископы Орловские и Севские: Аполлос Байбаков 1788–1798. Досифей Ильин 1798–1817. Иона Павинский 1817–1821. Гавриил Розанов 1821–1828. Никодим 1828–1839.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Важнейшим источником сведений об иргизских б-ках является описание книг И. м. 1828 г. (РГИА. Ф. 379. Оп. 1. Д. 971; опубл.: Ряжев, Починская. 1991). Б-ки муж. мон-рей предстают в описании значительными собраниями со сложившимся учетом книг, сохранившиеся экземпляры имеют нумерацию, относящуюся к 1-й трети XIX в. По описи 1828 г., Нижне-Воскресенский мон-рь владел 477 книгами: 346 печатными и 131 рукописной (из них 39 нотно-певч. рукописей). 225 изданий установлены: 115 книг московской печати 1-й пол. XVII в., 14 «книг киевской печати», 17 московских изданий 2-й пол. XVII-XVIII в., 79 старообрядческих изданий XVIII - нач. XIX в. Уникален для старообрядческих б-к хранившийся в Нижне-Воскресенском монастыре Требник, изданный в 1547 г. в серб. Вознесенском монастыре Милешева . В б-ке Средне-Никольского монастыря значилось 311 книг: 259 печатных и 52 рукописные (из них 27 нотно-певч. рукописей). 158 изданий установлены: 100 книг московской печати 1-й пол. XVII в., 55 старообрядческих изданий XVIII в. и 3 книги синодальной печати. Собрание Верхне-Спасо-Преображенского монастыря насчитывало 187 книг: 119 печатных и 68 рукописных (из них 30 нотно-певч. рукописей). Определены 85 изданий: 28 московской печати 1-й пол. XVII в., 30 старообрядческих, 17 московских изданий 2-й пол. XVII-XVIII в., 8 укр. книг XVII в., 2 книги гражданской печати. Б-ки жен. обителей на Иргизе были беднее, содержали преимущественно богослужебные книги: в Верхне-Покровском мон-ре имелось 32 книги, в т. ч. 4 рукописные, в Средне-Успенском мон-ре - 31 книга, в т. ч. 3 рукописные. В описании 1828 г. отмечено значительное число западнорус. книг, в основном хранившихся в Нижне-Воскресенском мон-ре: «Полуустав, сиречь Требник» (Вильно, 1622), Евангелие (Львов, 1690), «Страсти Христовы» (1624, 1691). В б-ках И. м. имелись московские и киевские издания 2-й пол. XVII-XVIII в., нетипичные для старообрядческих б-к: сборник переводов Епифания (Славинецкого) (М., 1665), «Мессия правдивый» Иоанникия (Галятовского) (К., 1669), «Мир с Богом человеку» Иннокентия (Гизеля) (К., 1669), «Книга житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)) (К., 1689-1704. 4 т.), «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония (М., 1719), соч. «О добротолюбии» (М., 1793) и др. По мнению И. В. Починской, основную часть неатрибутированных книг, упомянутых в описи 1828 г., составляли старообрядческие издания XVIII в.

http://pravenc.ru/text/673915.html

Гурийская 1) Софроний, архиепископ, управлял гурийской епархией с 1785 по 1834 год, совместно с имеретинскою, уволен, как сказано выше, на покой; 2) с 1834 по 1844 год управляли гурийской епархией грузинские викарии; 3) Евфимий, самостоятельный гурийский епископ с 1844 по 1853 год, переведен на имеретинскую кафедру; 4) Иоанн, с 1853 по 1855 год, из архимандритов Гаснатского монастыря. Абхазская 1) Герман, с 1851 по 1855 год, из имеретинских архимандритов и духовников владетельного князя Абхазии. 461 Викарные епископы 1) Киевской метрополии: 1) Афанасий, с 1823 по 1826 год, из архимандритов калязинского (тверского) монастыря, переведен в Нижний Новгород; 2) Мелетий, с 1826 по 1828 год, из архимандритов Киево-братского Богоявленского монастыря, назначен на пермскую кафедру; 3) Кирилл, с 1828 по 1835 год, из архимандритов того же монастыря, уволен на покой; 4) Владимир, с 1835 по 1836 год, из ректоров калужской семинарии, перемещен в Кострому; 5) Иннокентий, с 1836 по 1841 год, из ректоров киевской духовной академии, переведен в Вологду: 6) Иеремия, с 1841 по 1843 год, также из ректоров киевской академии, перемещен на кавказскую епархию; 7) Варлаам, с 1843 по 1845 год, из ректоров курской семинарии, переведен на архангельскую кафедру; 8) Аполлинарий, с 1845 по 1855 год, из ректоров астраханской семинарии. 2) Новгородской метрополии 1) Моисей, с 1823 по 1827 год, из ректоров киевской духовной академии, переведен в Вологду; 2) Игнатий, с 1827 по 1828 г., из ректоров новгородской семинарии, перемещен на олонецкую архиепископию; 3) Тимофей, с 1828 по 1834 год, из ректоров смоленской семинарии, переведен в Смоленск; 4) Анастасий, с 1834 по 1837 г., из архимандритов тамбовского Трегуляева монастыря, получил екатеринославскую кафедру; 5) Феодосий, с 1837 по 1842 год, из ректоров рязанской семинарии, переведен в Симбирск; 6) Иустин, из подольских викариев, пробыл менее года (1842) и переведен викарием в С.-Петербург; 7) Леонид, с 1842 по 1850 год, из ректоров могилевской семинарии, перемещен на костромскую кафедру; 8) Нафанаил, из с.-петербургских викариев, был, менее года (1850) и получил полтавскую епископию; 9) Антоний Ι-й, с 1850 по 1853 г., из саратовских викариев, перемещен на оренбургскую кафедру; 10) Антоний II-й, с 1853 по 1854 год, из викариев воронежских, переведен в Архангельск; 11) Иоанникий, с 1854 по 1855 год, из ректоров с.-петербургской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1807 г. отчисления из гос. казны на семинарию выросли с 4 до 8 тыс. р. Еп. Моисей (Близнецов-Платонов) выявил недостатки в обучении семинаристов и разработал для Нижегородской ДС программу, обучение по к-рой осуществлялось до преобразования семинарии в 1818 г. в соответствии с уставом духовных школ 1814 г. В ходе реформирования Нижегородская ДС была включена в состав Московского учебного окр. и подчинена Московской духовной академии (МДА). Ректором Нижегородской ДС в сане архимандрита в 1818-1828 гг. состоял свт. Гавриил Городков ; впосл. архиепископ). В 1818 г. в учебный курс были введены естественные науки, при семинарии открылись физический, минералогический и нумизматический кабинеты. В 1818 и 1823 гг. здание семинарии горело; к 1828 г. был возведен новый главный корпус. 2-я пол. 30-х - сер. 40-х гг. XIX в.- время кризиса Нижегородской ДС. Проведенные в ней в 1838, 1840 и 1842 гг. ревизии выявили недостатки и нарушения в экономической сфере и в учебно-воспитательном процессе. В 1842 г. семинария была выведена из подчинения МДА и подчинена возобновленной в том же году КазДА. Окончательно преодолеть кризис удалось в 1846 г. По итогам вступительных экзаменов в КазДА в 1858 г. Нижегородская ДС была признана лучшей в Казанском учебном окр. В 1-й пол. 60-х гг. XIX в. помимо действовавшей в семинарии с XVIII в. фундаментальной б-ки начала функционировать б-ка ученическая. Она поддерживалась на средства учеников, выделявших для этой цели ежегодно небольшие суммы (напр., во 2-й пол. 80-х гг. XX в.- по 20 к.). В 1864-1871 и в 1885-1905 гг. при семинарии издавались «Нижегородские епархиальные ведомости»; с 1906 г. журнал именовался «Нижегородский церковно-общественный вестник», издавался до 1918 г. Здание Нижегородской ДС. 1828 г. Фотография. Нач. XX в. Здание Нижегородской ДС. 1828 г. Фотография. Нач. XX в. Устав духовных школ 1867 г. был введен в Нижегородской ДС уже с 1867/68 уч. г. Материальное положение семинарии значительно улучшилось. Существовавшие прежде 2-годичные отделения семинарии (словесное, философское и богословское) были разделены на 6 одногодичных классов, из к-рых с 1-го по 4-й были общеобразовательными, а 2 последних имели богословское направление.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

В 1828 г. М. сдал экзамены в Имп. Московском ун-те и получил аттестат о его окончании (от 9 апр. 1828 г.). 10 авг. 1828 г. определен в ведомство Мин-ва иностранных дел с причислением к дипломатической канцелярии главнокомандующего 2-й армией генерал-фельдмаршала гр. Витгенштейна, участвовавшей в русско-тур. войне. 12 окт. 1828 г. произведен в должность губернского секретаря, 9 авг. 1829 г.- коллежского секретаря, 26 дек. 1829 г.- титулярного советника. Начало своей «биографии» М. относил ко времени, когда в лагере под Адрианополем он задумал поездку на Св. землю: «…эта минута была самая решительная в моей жизни… ибо все, что я ни приобрел впоследствии как в духовном, так и в вещественном, истекло для меня единственно из Иерусалима…» ( Муравьёв. Мои воспоминания. 1913. С. 7-8). При содействии главнокомандующего рус. армией ген. гр. И. И. Дибича 10 окт. 1829 г. М. получил Высочайшее дозволение на путешествие в Иерусалим, к-рое совершил в дек. 1829 - июле 1830 г. По словам М., его приняли как вестника мира, поскольку он стал первым рус. паломником, посетившим Иерусалим по окончании войны (Там же. С. 9). Перед отъездом патриарх Иерусалимский Афанасий V посвятил М. в рыцари Св. Гроба, благословив крестом на фиолетовой ленте с частицей Древа Креста Господня. 6 июня 1832 г. М. писал патриарху: «Я поручил себя Святому гробу, не на одно лишь время моего там пребывания, но и на всю жизнь» (цит. по: Лисовой. 2005. С. 19). Путешествие М., принадлежавшего к влиятельному аристократическому роду Российской империи, имело резонанс в рус. обществе и было истолковано как символическое указание на религ. миссию России на Востоке. По возвращении из Иерусалима М. посвятил все время описаниею путешествия. Основные впечатления и события были зафиксированы непосредственно в пути, но исторические сведения заимствованы из книг: 20-томной истории Церкви аббата К. Флёри ( Fleury C. Histoire ecclésiastique. P., 1691-1720. 20 t.), творений св. отцов и Житий пустынных подвижников Востока. К осени 1831 г. рукопись была готова. В. А. Жуковский просмотрел рукопись, поправил слог и одобрил текст. При участии знакомой с детства Е. В. Новосильцевой М. был представлен митр. Московскому и Коломенскому свт. Филарету (Дроздову) , которого убедил прочитать рукопись с церковной т. зр. Замечания митрополита на полях рукописи, по словам М., были строги, «иногда [митр. Филарет] вымарывал целые страницы, однако я нисколько этим не смущался и тем охотнее исправлял он труд мой… совершенная искренность была положена в основание нашего знакомства…» ( Филарет (Дроздов). 1869. С. XI). М. считал себя учеником митр. Филарета, от к-рого «в живых вопросах и ответах с совершенною свободою духа» воспринял «глубокое учение, вместе богословское и церковное» ( Муравьёв. Мои воспоминания. 1913. С. 21-22). Цензором книги был О. И. Сенковский, обладавший, по мнению М., глубокими знаниями практической стороны жизни на Востоке.

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010