Афанасия (Протопопова) на паломничество в Киев, но еп. Афанасий не отпустил ее. Она неоднократно видела сны, в к-рых преподобные Антоний и Феодосий Печерские призывали ее в Киево-Печерскую лавру , и когда после очередного явления вновь обратилась к епископу, получила благословение. 14 июня 1828 г. О., будучи уже тяжелобольной и малоподвижной, отправилась в путь в сопровождении неск. монахинь и прибыла в Киев 3 июля. 11 июля, в день празднования памяти св. равноап. кнг. Ольги (Елены), О. причастилась в Великой Церкви лавры и посетила Ближние пещеры. После этого состояние ее здоровья резко ухудшилось. 6 авг. по благословению митр. Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) лаврский иером. Логгин, духовник О., причастил ее, соборовал и прочитал над ней отходную молитву. Сразу после того как он ушел, ок. 9 ч. вечера, О. мирно скончалась. По распоряжению митр. Евгения ее отпевание и погребение совершены в лавре, она была похоронена возле ц. Рождества Пресв. Богородицы в Дальних пещерах. Мощи О. были обретены по благословению Вышгородского архиеп. Павла (Лебедя) в ночь на 15 сент. 1999 г. (2 сент. ст. ст.). Рапорт Киевскому митр. Владимиру (Сабодану) и Свящ. Синоду УПЦ о канонизации О. подал наместник киевского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря архим. Дамиан (Давыдов; впосл. епископ Фастовский). 8 мая 2008 г. Синод УПЦ благословил местное почитание О. в Киевской епархии в лике преподобных и установил ее память в день преставления. Гробница с мощами О. помещена в главном храме киевского Введенского мон-ря. Ист.: Краткое описание жизни настоятельницы Арзамасской Алексеевской общины О. В. Стригалёвой, во инокинях Олимпиады. СПб., 1866. Лит.: Четыркин И. Н. Ист.-стат. описание Арзамасской Алексеевской жен. общины. Н. Новг., 1887; Щегольков Н. М. Ист. сведения о г. Арзамасе. Арзамас, 1911; Дёгтева О. В. Настоятельница Арзамасской Алексеевской общины схим. Олимпиада//Нижегородская старина. 2004. Вып. 8. С. 7-11; Мигунова Т. Л. Возвращенные имена правосл. Арзамаса//Лит. об-во «Арзамас»: культ. диалог эпох: Мат-лы междунар. науч. конф. 2-4 июня 2005 г. Арзамас, 2005. С. 212-219. О. В. Хабарова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578319.html

НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник ОЛЕГ ИНГВАРЕВИЧ (сер. 1200-х гг.- 1258), вел. кн. Рязанский (1238-1258), блгв. (пам. 10 июня в Соборе Рязанских святых) ОЛЕГ (ЛЕОНТИЙ) РОМАНОВИЧ (кон. 50-х гг. XIII в.- кон. XIII или нач. XIV в. (?)), прп., вел. кн. Черниговский и Брянский (пам. 20 сент., в Соборе святых Брянской митрополии, и в Соборе Волынских святых) ОЛИМП [Олимпан] (I в. по Р. Х.), ап. от 70, ученик ап. Петра (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 нояб. и 30 июня - в Соборе св. апостолов) ОЛИМПИАДА (Стригалёва Ольга Васильевна; 1771 (по др. сведениям - 1773) - 1828), прп. (пам. 6 авг., 2 сент.), местночтимая св. Киевской епархии, схим., настоятельница Арзамасской Алексеевской общины, сложившейся на месте арзамасского Новодевичьего Алексеевского мон-ря ОЛЬГА (Елена) (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) ОЛЬГА (Жильцова Ольга Егоровна; 1887-1938), послушница, прмц. (пам. 1 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ОЛЬГА Васильевна Евдокимова (1886-1938), мц. (пам. 28 янв. в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ОЛЬГА Семеновна Кошелева (1874 - 1939), мц. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ОЛЬГА Александровна Масленникова (1874 - 1941), мц. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (1895 - 1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), вел. кнж.

http://pravenc.ru/rubrics/122308_98.html

ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ОВИНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, происходящий из Паисиева галичского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы «ОДИГИТРИЯ» [Путеводительница], чудотворная икона К-поля; распространенный в многочисленных вариантах иконографический тип, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом на руках ОДИЛИЯ [Оттилия] (ок. 662 - 720), мон-рь Гогенбург (впосл. Одилиенберг, ныне Мон-Сент-Одиль, Франция)), св. (пам. зап. 13 дек.), 1-я аббатиса мон-ря Гогенбург; почитается как покровительница Эльзаса ОДОН (ок. 880 - 942), св. (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат мон-ря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы ОДОРИК ИЗ ПОРДЕНОНЕ [Одорико да Порденоне ] († 14.01.1331), блж. Римско-католической Церкви (пам. 3 февр.), францисканец, католич. миссионер на Востоке ОЛАВ II СВЯТОЙ [Олаф Харальдссон] (ок. 995 - 1030), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии ОЛЕГ ИНГВАРЕВИЧ (сер. 1200-х гг.- 1258), вел. кн. Рязанский (1238-1258), блгв. (пам. 10 июня в Соборе Рязанских святых) ОЛЕГ (ЛЕОНТИЙ) РОМАНОВИЧ (кон. 50-х гг. XIII в.- кон. XIII или нач. XIV в. (?)), прп., вел. кн. Черниговский и Брянский (пам. 20 сент., в Соборе святых Брянской митрополии, и в Соборе Волынских святых) ОЛЕГАРИЙ [Олегер] (ок. 1060 или 1069 - 1137), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 марта), еп. Барселоны (с 1116), архиеп. Таррагоны (с 1118) ОЛИМП [Олимпан] (I в. по Р. Х.), ап. от 70, ученик ап. Петра (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 нояб. и 30 июня - в Соборе св. апостолов) ОЛИМПИАДА (Стригалёва Ольга Васильевна; 1771 (по др. сведениям - 1773) - 1828), прп. (пам. 6 авг., 2 сент.), местночтимая св. Киевской епархии, схим., настоятельница Арзамасской Алексеевской общины, сложившейся на месте арзамасского Новодевичьего Алексеевского мон-ря

http://pravenc.ru/rubrics/122298_131.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Олимпиада Арзамасская Олимпиада (Стригалёва) ( 1771 - 1828 ), настоятельница Арзамасской Алексеевской общины , схимонахиня , преподобная , местночтимая святая Киевской епархии Память 6 августа (РПЦЗ ), 7 августа (Киев.), 2 сентября (обретение мощей, Киев.) и в Соборе Киевских святых В миру Ольга Васильевна Стригалёва, родилась 29 июня 1771 года в городе Костроме в семье благочестивых и именитых родителей из древнего купеческого рода - Василия и Параскевы Стригалёвых. Род Стригалевых отличался любовью к Отечеству и благотворительностью на пользу Церкви и общества. Получила хорошее образование и, как всех представителей семьи, ее ожидало светское будущее. Но воспитанная в благочестии и твердой вере, она в своем сердце возымела твердое намерение посвятить себя Богу. Как и многие подвижники не могла об этом сказать своим родителям и вынуждена была скрывать от них свое стремление. Тайно от всех домашних она со своей сестрой Феклой Васильевной долгие ночи проводила в молитвах. После замужества сестры стремление Ольги Васильевны посвятить себя Богу еще более укрепилось. За советом она обратилась к настоятельнице Арзамасской Алексеевской женской общины схимонахине Марфе (Протасьевой) , которая также происходила из старинного и знатного рода. Мать Марфа, преданная ученица преподобного Феодора Санаксарского которая в своё время тайно ушла из отцовского дома, укрепила юную подвижницу. Преодолев колебания, Ольга решилась тайно уйти из дома. В Арзамасской обители Покинув родительский дом, пришла в Арзамасскую Алексеевскую общину . Настоятельница с радостью приняла её и оставила под видом странницы, одев в самое простое платье. Но вскоре распространился слух, что Василий Иванович разыскивает свою дочь. Схимонахиня Марфа стала просить Ольгу Васильевну отправиться вместе с ней к родителям. Радостными слезами и полными любви упреками встретили Ольгу Васильевну родители. Родители настаивали, чтобы она тотчас оделась в приличное платье, потому что они не могли видеть её в таком рубище, и чтобы она, забыв о монастыре, осталась в родном доме. Но Ольга Васильевна с твердостью возразила, что, посвятив себя Богу, никогда не изменит своего намерения, и что простое платье для неё приятнее пышных светских нарядов. В течение восьмимесячного пребывания в доме родителей, Ольга Васильевна не снимала свое одеяние, пребывала в непрестанных молитвах днем и ночью, строго постилась и всегда посещала храм Божий. Родители за это время совершенно убедились в непреклонном решении дочери посвятить себя Господу Богу. И тогда по отеческому благословению 17 марта 1793 года, на 20 году от рождения, Ольга Васильевна приехала в Алексеевскую обитель.

http://drevo-info.ru/articles/24676.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИМПИАДА Прп. Олимпиада. Икона. 2016 г. Иконописец А. А. Беляев (Воскресенский собор, Арзамас) Прп. Олимпиада. Икона. 2016 г. Иконописец А. А. Беляев (Воскресенский собор, Арзамас) (Стригалёва Ольга Васильевна; 29.06.1771 (по др. сведениям - 1773), Кострома - 6.08. 1828, Киев), прп. (пам. 6 авг., 2 сент.), местночтимая св. Киевской епархии, схим., настоятельница Арзамасской Алексеевской общины, сложившейся на месте арзамасского Новодевичьего Алексеевского мон-ря. Род. в семье известного костромского купца Василия Ивановича Стригалёва и его супруги Прасковьи Ивановны. Согласно одной из версий жизнеописания, благочестивая О. В. Стригалёва не могла открыть своей склонности к монашеской жизни родителям и обратилась за духовным советом к схим. Марфе (Протасьевой; в миру Мария Петровна), настоятельнице Арзамасской Алексеевской общины, к-рый получила в письме от 31 дек. 1790 г. Укрепившись в намерении стать монахиней, Ольга ушла из дома в ночь на 2 авг. 1792 г., а затем поступила в Алексеевскую общину. Схим. Марфа охотно приняла ее, но, узнав, что родители Ольги разыскивают дочь, убедила ее вернуться домой. Через 8 месяцев Ольге удалось получить родительское благословение, и 17 марта 1793 г. она была принята в ту же обитель. 17 марта 1795 г. О. В. Стригалёва была пострижена в монашество с именем Олимпиада, а через неск. лет с тем же именем - в схиму. Постриг проходил тайно, т. к. на тот момент Алексеевская община не имела офиц. статуса. Несмотря на то что с 1813 г. община была утверждена в качестве самостоятельной, в офиц. документах О. называлась мирским именем и им же подписывала личные письма. 30 апр. 1813 г. схим. Марфа (Протасьева) скончалась, и сестры единодушно избрали новой настоятельницей О., но она со слезами упросила их изменить решение. Настоятельницей стала пожилая сестра Матрона Емельянова, к-рая умерла, пробыв в должности, по данным разных источников, от 6 до 10 недель. Когда сестры снова обратились к О. с просьбой возглавить обитель, она заперлась в келье, и убедить ее смогла только проживавшая в общине прозорливая юродивая Елена Афанасьевна Дертьева. 14 мая 1813 г. указом Нижегородской духовной консистории О. была утверждена в должности настоятельницы Арзамасской Алексеевской общины и управляла ею до конца жизни. 13 авг. 1813 г. назначение О. было подтверждено резолюцией Моисея (Близнецова-Платонова), еп. Нижегородского и Арзамасского.

http://pravenc.ru/text/2578319.html

Икона Божией Матери «Призри на смирение». Фотография. 2013 г. Икона Божией Матери «Призри на смирение». Фотография. 2013 г. Осенью 1992 г. бывш. насельница К. м. мон. Феофания (Тоцкая), принявшая схиму с именем Феодора († 1994) в киевском Флоровском мон-ре, передала во Введенский храм список чудотворной Псковской иконы Божией Матери «Призри на смирение» , выполненный в XIX в. схим. Марией. Икону сохранил монастырский клирик прот. Б. Квасницкий, репрессированный в 30-х гг. XX в. Его сын передал святыню мон. Феофании. По свидетельству очевидцев, 1 авг. 1993 г. на стекле киота с обратной стороны проявился серебристый отпечаток, повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Указом Синода УПЦ от 22 нояб. 1995 г. Киевский список иконы «Призри на смирение» был признан чудотворным. В обители поддерживают традицию: по просьбе верующих и по благословению священноначалия икону «Призри на смирение» вывозят в различные епархии, а в мон-рь привозят др. святыни. В К. м. почитаются также списки Тихвинской, Касперовской и Владимирской икон Божией Матери. Рака с мощами прп. Димитры Киевской. Фотография. 2013 г. Рака с мощами прп. Димитры Киевской. Фотография. 2013 г. 21 авг. 1996 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) и с разрешения властей города мощи мон. Димитры были обретены на Зверинецком кладбище и перенесены в обитель. При обретении и освидетельствовании мощей комиссия установила, что нетленными оставались голова и верхняя часть тела. Под светским платьем преподобной был обнаружен монашеский параман, тело обернуто мантией, на лицо возложен наличник. В К. м. совершались особые заупокойные богослужения в дни памяти основательницы: в день кончины, 26 окт.- в день памяти вмч. Димитрия Солунского, 8/21 авг.- в день перенесения ее мощей из С.-Петербурга. Отмечены случаи исцеления по молитвам у ее мощей. 18 апр. 2008 г. решением Синода УПЦ мон. Димитра (Егорова) была причислена к лику местночтимых святых Киевской епархии. 6 дек. 1996 г. указом Синода УПЦ обитель была официально возобновлена как мужская. В 1997 и 2002 гг. постановлением Кабинета министров Украины мон-рю передавались игуменский корпус и др. постройки. В 2008 г. в отремонтированном Введенском храме была установлена рака с мощами прп. Олимпиады (Стригалёвой) , настоятельницы арзамасского во имя Алексия, человека Божия, жен. мон-ря , скончавшейся 6 авг. 1828 г., во время паломнической поездки в Киево-Печерскую лавру. В сент. 1999 г. на кладбище близ Богородице-Рождественской ц. Киево-Печерской лавры состоялось обретение ее мощей, а 8 мая 2008 г. Синод УПЦ причислил ее к лику местночтимых святых Киевской епархии. В К. м. освящены также часовня и домовый храм во имя прп. Исидора Пелусиота, среди святынь к-рого - частицы мощей мц. Христины, преподобных Алипия, Ипатия и Дамиана Киево-Печерских, Амвросия Оптинского, Саввы Освященного, Димитры Киевской и др.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

597-604 ОЛИМПИАДА (Стригалёва Ольга Васильевна; 1771 (по др. сведениям - 1773) - 1828), прп. (пам. 6 авг., 2 сент.), местночтимая св. Киевской епархии, схим., настоятельница Арзамасской Алексеевской общины, сложившейся на месте арзамасского Новодевичьего Алексеевского мон-ря 604-605 605-610 610-611 611-612 ОЛИМПИОТИССЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ женский (ранее мужской) общежительный действующий мон-рь Элассонской митрополии Элладской Православной Церкви 612-613 ОЛИСЕЙ ГРЕЧИН (Гречин Петрович, в иночестве Савва; † 15.03. 1230?), новгородский художник, политический и церковный деятель 613-614 614-615 615-617 617-623 ОЛСУФЬЕВ Юрий Александрович (1878 - 1938), историк и теоретик средневекового искусства, музейный деятель, реставратор 623-624 624-635 635-636 ОЛЬГА (Елена) (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) 636-655 ОЛЬГА (Жильцова Ольга Егоровна; 1887-1938), послушница, прмц. (пам. 1 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 655-656 ОЛЬГА Васильевна Евдокимова (1886-1938), мц. (пам. 28 янв. в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ОЛЬГА Семеновна Кошелева (1874 - 1939), мц. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ОЛЬГА Александровна Масленникова (1874 - 1941), мц. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 656-658 ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (1895 - 1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), вел. кнж. ОЛЬГЕРД [Альгирдас] (1-я пол. 1300-х гг.- май 1377), кн. витебский (не позднее 1325-1345), вел. кн. Литовский (1345-1377) 658-664 ОЛЬГИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., во имя вмц. Екатерины (в кон. XIX - XX в. освящен во имя равноап. Ольги) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/vol/LII.html

Письма его 1647–1648 г. – в Киевск. Пам. I, 1–5, 47 49, 77–81, 118–131, 162, 212, 307: в Дополн. к иностр. акт. стр. 175–178; у Велички I, 32–43, 75, 80–89. Письма и универсалы 1649–1653 г. – в Киевск. Памятн. I, 377–395, 462; т. II, отд. I, 210–212; отд. III, 9–18, 57–63, 148–162, 211; т. III. 31–35, 53–58; в Дополн. к иностр. акт. 188; у Велички I, 139–143; у Маркевича III, 77–79; В Чт. Общ. ист. 1 8 4 8 , 8; в Акт. зап. Росс. V, 25–35. Письма и универсалы 1654–1657 г. – в Киевск. Пам. III, 116–120, 128–152; в Акт. зап. Росс. V, 36–49; в Дополн. к иностр. акт. 192–195, 198, 201, 203, 205, 206; у Велички 1, 167, 188; у Гребенки 127; у Маркевича III, 92–94, 99–102. Самые замечательные из них: а) письмо, от 29 декабря 1647 г., к Потоцкому, с исчислением обид, нанесенных казакам, особенно по вере (Величко I, 36–69; Киевск. Пам. I, 1–5); б) универсал во всю Украину, от 28 мая 1648 г., где живо изображает он жестокие притеснения поляков казакам в вере, чести, имуществе, самой жизни, и убеждает восстать. для защиты прав своих; это одушевленная и мастерски написанная речь (Акт. зап. Росс. 23; Величко I, 81–89; Маркевич 1, 175–186; III, 36–43); в) письмо к королю, от 2 июля 1648 г., с жалобами на «нестерпимые обиды» и с обещанием загладить вину пред королем услугами, если будет оказана справедливая защита (Киевск. Пам. I, 118–131; Акт. зап. Росс. V, 24); г.) послание к патриарху Никону (27 марта 1657 г.), с просьбою о ходатайстве пред царем, дабы за митрополитом и всем духовенством Малороссии утверждены были древния преимущества их (Акт. зап. Росс. V, 48). Адам Мефодий Кисель , сенатор, воевода Брацлавский и потом Киевский, весьма образованный и благочестивый. Издатель цветной триоди (Львов, 1642 г.), посвящая ему триодь, писал: «Вельможность ваша очень любит читать св. писание и пение церковных гимнов, для чего держите при себе духовных отцов иноков строгих и строите для них удобные монастыри». (Толстого 96). Сенатор-воевода употреблял все для того чтобы поддержать целость королевства, которому служил по присяге, и защитить православие, которому не хотел изменить ни за какие блага земли. «Вам и всему войску хорошо известно, писал он к Хмельницкому, что я один из христиан народа русского служу сенатором в короне Польской, ношу на раменах своих св. церкви и древности наши и ненарушимо сохранил свою веру до седых волос, и, даст Бог, сохраню до самой смерти» (Киевск. Пам. I, 144). Он сохранил св. веру до гроба, тогда как все другие русские магнаты отступили к папизму; но старания его о целости королевства, от действий иезуитов и своекорыстных магнатов, остались бесплодными, чего впрочем не дожил он, скончавшись в 1653 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В заключение представленного нами краткого очерка о состоянии гимназии с 1819 по 1828-й год можно присовокупить то, что в это время учащиеся в гимназии уже вносили плату за свое обучение; но сколько бралось платы с ученика в год, из дел не видно. Известно только, что в 1823 году в гимназии собрано этой платы 50 рублей, в 1824 г. – 242 р. 9 коп., в 1826 г – 206 руб., а в 1827 и 28 гг. по 300 рублей. Замечательно что, при Бартеневе введено было в Костромской гимназии обучение нотному, церковному пению. 1828–1849 гг. В 1828 году гимназии получили коренное преобразование. Важнейшие изменения по этому уставу, как известно, были следующие: гимназия была образована из 7 классов, с семилетним курсом, в первый класс положено было принимать умеющих читать и писать. Курс учения, разделенный прежде между гимназией и уездным училищем, сливался в одной гимназии. Исключены естественные науки, кроме физики усилено изучение Латинского и Немецкого языков введением преподавания их с 1-го класса. Гимназии разделились на гимназии с греческим языком, который должен был преподаваться с IV класса, и на гимназии без греческого языка. Велено было устраивать при гимназиях пансионы на счет пожертвований общественных и преимущественно дворянства. Увеличен служащим оклад жалованья. Устав Высочайше утвержден 8-го декабря, 1828 года. Известно, что по уставу 1828 г. является в Гимназии новое лицо – Инспектор, как непосредственный помощник Директора, который, в случае отсутствия сего последнего, исправляет его должность; притом с утверждением Инспектора усиливался надзор за учащимися. Мы видели уже, что в Костромской гимназии еще в 1825 году усмотрена была необходимость в таком лице и там избирался для надзора за учениками один из старших учителей, с обязанностями Инспектора. Наконец Директор Гимназии как бы предупредил волю и желание Высшего Начальства. Еще в начале 1828 г. он сделал официальное представление о назначении в Костромскую Гимназию Инспектором одного из старших ее учителей Андрея Андреича Горского, который и определен был на эту должность 18 февраля 1828 г.; тогда как устав, как мы видели, утвержден только 8 декабря 1828 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из дошедших до нас писем его (изд. в Киевск. Пам. 1, 27–42, 89–92, 141–148, 190–198, 202–211, 216–225, 239–247), самое замечательное – письмо его к сенатору архиепископу Гнезненскому (1648 г.), где описывает он бедственное положение королевства и изображает подвиги казаков, стараясь образумить обезумевших магнатов и изуверов (Киевск. Пам. I, 27–42). 178. Иосиф Нелюбовичь-Тукальский , с 1661 г. архиепископ Могилевский, с 1663 г. митрополит Киевский, пастырь-страдалец. Избранный духовенством и народом в митрополита, он в 1664 г. схвачен был поляками и заключен в Мариенбург; здесь томился он более двух лет. Освобожденный в 1667 г. Дорошенком, в 1668 г. получил он от патриарха утверждение в сане митрополита с званием экзарха его. Не доверяя ни в чем Польше, с которою тогда мирилась Россия, уступая ей правый берег Днепра, Нелюбовичь оставался в Чигирише при Дорошенке; но строго осуждал и дела благодетеля своего. Ему одолжена была Украйна тем, что в условиях с гетманом Демьяном положено удержать Киев за Россиею: «Киева полякам не отдавать: на сейме они постановили все церкви православные отдати на костелы и мощи хотят по Польше развести» (Маркевичь II, 184). Не могши сделать ничего более для свободы церкви, Нелюбовичь страдал душею за страждущую паству свою, которая высоко чтила его, и скончался (1676 г.) в Чигирине, вдали от кафедры своей. Барановичь почтил память его прекрасною надгробною песнью (Величко II, 384–388; Ист. Русск. ц. IV, 75, 76). В ответ Ордыну-Нащокину писал он (9 августа 1670 г.): «По беззакониям моим, которым нет числа, не признаю я себя душею страждущею за благочестие... В горести душа моя. Как могу назваться пастырем, когда растеряно стадо! О! да соберет его Создавший и Искупивший своею кровию»! (Бант. Каменского II, пр. 193, 195). Два письма его к кн. Юрию Трубецкому, Киевскому воеводе – в Симбирском Сборнике 111, стр. 32, 54). Письмо (1669 г.) которым уступает он подаренное ему Дорошенком местечко Стайки в пользу Киевск. коллегии – в Киевск. Пам. II, 232–237.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010