Уникальность композиции иконы из Соловецкого мон-ря, а также ее художественные достоинства свидетельствуют о мастерстве иконописца, имевшего отношение к ведущим книжным центрам в Москве или в Новгороде. Датировка этого памятника кон. XV - нач. XVI в. позволяет рассматривать «Г. Н.» как один из первых символических Богородичных сюжетов и предположить, что образ Богоматери «Одигитрии» с «облачным» мафорием и символическими изображениями в «Неопалимой Купине» мог возникнуть под воздействием этого сюжета. Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Рубеж XVI и XVII вв. (ПЗИХМЗ) Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Рубеж XVI и XVII вв. (ПЗИХМЗ) Описи XVI в. не содержат названия «Г. Н.»: соловецкая икона этого извода упомянута как «Одигитрия на престоле», а образы сольвычегодского Благовещенского собора - как «Богоматерь на престоле с Младенцем» или «Пречистая Богородица Одигитрия» (Искусство строгановских мастеров. Кат. выст. М., 1991. Примеч. к кат. 9. С. 40). Ни один из образов «Г. Н.» не повторяет другой: допускается введение новых символических элементов и переработка композиции в зависимости от изменения смысловых акцентов. В сер. XVI в. появился усложненный вариант сюжета: так, на иконе «Г. Н.» из московской ц. свт. Николая в Воробине (ГТГ) впервые представлено ставшее почти обязательным для 2-й пол. XVI - сер. XVII в. изображение ангела с орудиями Страстей. Написанные по заказу семьи Строгановых 4 иконы «Г. Н.» кон. XVI - нач. XVII в. представляют извод, в к-ром символические изображения на мафории Богородицы соответствуют уподоблениям, перечисленным в представленном на них тексте. К 3 символам более ранних икон добавлены руно и охваченная пламенем купина, а мафорий не имеет «облачного» рисунка. На строгановских иконах кроме ангела, несущего орудия Крестных Страданий Христа, изображен Господь Ветхий денми (на иконе из Березниковского историко-краеведческого музея назван Иисусом Христом) или Господь Саваоф (на иконе кон. XVI в. из СИХМ). Образ Господа, из уст Которого на Богородицу нисходит в виде голубя Св. Дух, призван подчеркнуть непорочность Матери Божией, а ангел, держащий орудия Страстей, указывает на цель Боговоплощения - искупительные Страдания Христа. Такая композиция могла возникнуть под воздействием сюжетов «Богоматери Страстной» и «Устюжского Благовещения».

http://pravenc.ru/text/166171.html

Центральный неф украшен фресками кон. XV в. Особенностью иконографической программы является изображение Богоматери «Знамение» в центральном куполе, а Пантократора (сильно поврежденное) - в западном. В барабане центрального купола помещены пророки со свитками, содержащими пророчества о Божией Матери, что характерно для композиции «Свыше Тя пророци предвозвестиша», в парусах - евангелисты. Изображения в парусах зап. купола необычны: прор. Моисей, «Жертвоприношение Авраама» и ап. Павел, диктующий послание ап. Луке (изображение в юго-зап. парусе утрачено). «Успение Богородицы» (XII в.) и «Распятие Христово» (XV в.). Роспись ц. св. Параскевы. Фрагмент «Успение Богородицы» (XII в.) и «Распятие Христово» (XV в.). Роспись ц. св. Параскевы. Фрагмент На стенах центрального нефа представлены сцены из двунадесятых праздников и Страстного цикла. В люнетах они расположены в 2 ряда, кроме люнета на сев. стене под центральным куполом, где помещена большая композиция «Распятие», к-рая носит следы зап. влияния: изображение Богоматери, падающей на руки святых жен, фигуры скачущих на конях иудеев, воины в европ. костюмах и доспехах. На стенах арочного проема, ведущего в юж. неф, изображены святители Спиридон и Елевферий; на юж. стене, под сценой «Рождество Богородицы»,- вмч. Георгий Победоносец. Прор. Моисей со свитком помещен под «Распятием» слева; прор. Иезекииль - слева от юж. люнета, в к-ром изображены «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы». В иконостасе сев. нефа помещен чудотворный образ Божией Матери Иерокипиотиссы (Герокипиотиссы). Икона датируется кон. XV в. и является 2-сторонней. На лицевой стороне изображена Богоматерь типа «Одигитрия», на оборотной стороне - «Распятие». Эта икона была обретена в сер. XIX в. Один из жителей деревни, дом к-рого находился на возвышенности, в течение мн. ночей видел свет, появлявшийся на окраине Г. Собрав односельчан, он отправился ночью на это место и обнаружил в густых зарослях икону, перед к-рой горела лампада. По желанию жителей икона была помещена в ц. св. Параскевы.

http://pravenc.ru/text/164877.html

Помню, как преподаватель философии однажды на занятии сказал нам: «А Бога вообще нет! Вы что, с ума сошли? Только сумасшедший верит в Бога!» Этот профессор меня ошеломил. Вся моя жизнь в момент будто обнулилась, показалась абсолютно никчемной. Я подумал: «Если он прав, то я потратил уйму времени на служение непонятно кому, пустому месту?» Я утратил веру и даже стал называть себя атеистом. А вместе с новым мировоззрением пришли и новые желания. Началась веселая студенческая жизнь! Выпускной бакалавров психологии Политехнического Университета Филиппин, 2017 г. Учеба давалась мне легко, я стремился закончить вуз и стать практикующим психологом. А еще я страстно увлекся искусством, ходил в галереи, общался в социальных сетях с такими же ценителями прекрасного. Среди них оказался один англиканский проповедник. Он рассказал мне историю иконы, которую случайно во время ремонта нашли у них в церкви, — она много веков была замурована в стене, и о ней никто не знал. Тот пастор тогда сказал мне: «Бог всегда с нами. Как бы мы от Него ни прятались или даже ни забывали о Нем, Он рядом». И показал икону Спаса Вседержителя. И тут... что-то во мне перевернулось. Я почувствовал: Бог смотрит на меня. Его присутствие стало таким очевидным, что моего атеизма как не бывало. Мне тут же захотелось самому написать лик Божий. Но где научиться? На Филиппинах нет школы иконописи. Я искал, смотрел видеоуроки, много читал. И мне попалась книга Мишеля Кено «Икона — окно в Царство». Там об иконописи говорилось не как о ремесле, а как о ключе к духовности. Я прочитал о богословии иконы, об истории церковного искусства, высказывания святых отцов. Изучая иконопись, я открыл для себя Православие и написал три иконы: Христа, Богородицы и Серафима Саровского, и понес их в православный приход в честь Иверской иконы Божией матери в Маниле. Этот приход открылся в 2017 году, как раз когда я впервые туда пришел. Было воскресенье, и мне пришлось простоять всю службу, чтобы встретиться со священником — отцом Филиппом.

http://foma.ru/ja-pochuvstvoval-bog-smot...

  Еще одна удивительная святыня собора – Крест с вмонтированными частицами: Подлинного Креста Господня; горы Голгофа, на которой совершилась искупительная смерть Христа; Кустодии (печати, которой в Великую Субботу запечатывается Гроб Господень, и эта печать снимается только для того, чтобы туда вошел Иерусалимский патриарх за получением Благодатного огня).     Прекрасная и очень редкая икона Воскресения Христова.   Чтимая икона – Нерукотворенный Лик Господень.   Икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей из келии Псково-Печерского подвижника архимандрита Иоанна (Крестьянкина). После смерти старца икона была передана в наш собор. Прослушайте проповедь: Святитель Николай Чудотворец Проповедь 1.   Икона св. муч. Иоанна Воина из иконостаса придела Иоанна Воина. Прослушайте проповедь: Святой мученик Иоанн Воин.   Икона Божией Матери «Поможение в родах» (Помощница в родах). На иконе видны украшения, пожертвованные женщинами, у которых с беременностью и рождением детей были проблемы. По молитвам к Божией Матери перед этой иконой многие женщины, которые знакомы автору этих слов лично, обрели помощь.   Казанская икона Божией Матери. Прослушайте проповедь: Празднование Казанской иконы Божией Матери.   Образ Пресвятой Богородицы Милующей.   Икона св. блаженной Ксении Петербургской. Прослушайте проповедь: Блаженная Ксения Петербургская. Подвиг юродства.   Икона Божией Матери «Всецарица». С этой иконой связан ряд удивительных исцелений от онкологических болезней.   Страстная седмица. Вечер Великого Четверга. На середину храма переносится Голгофа…   Чин чтения Двенадцати Страстных Евангелий.   Фотография с балюстрады собора.   Богослужение идет несколько часов.   Солнце, идущее на покой, освещает своими лучами храм через окна Западного входа. Мы вспоминаем о страшных событиях Страстей Христовых.   Весенний ледоход. Он начался с этом году накануне Пасхи.   Пасхальное настроение… В руках у маленьких прихожанок искусные писанки – традиционно раскрашенные яйца.   Пасха Христова в соборе! О пасхальном богослужении можно посмотреть фотоальбом: Пасхальное богослужение .

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-v-200...

Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе – чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Екатерина исполнила повеление, нашла у иконописца образ Одигитрии и после усердной молитвы пред ним получила исцеление. С того времени от иконы сей стали совершаться бесчисленные чудеса. Слух о дивном событии быстро разнёсся по окрестностям; узнал об этом и князь Борис Михайлович Лыков и тогда, собрав многочисленное духовенство, просил совершить пред иконою молебное пение, после чего перенесли икону в село Палицы Нижегородской губернии и поставили в церкви Косьмы и Дамиана. В 1641 году, по воле царя Алексея Михайловича, икона сия перенесена в Москву, и на месте её сретения у Тверских ворот построена церковь , а в 1654 году устроен здесь девичий монастырь, называемый Страстным. Название Страстной икона сия получила оттого, что около лика Богоматери изображаются два ангела с орудиями страстей Господних. Празднество сей иконе совершается ещё и в шестое воскресенье после Пасхи в память чудес, в сей день бывших. 13.08. Страстная – в Липецке Страстная – в Липецке Весьма древняя и благодатная икона Страстной Богоматери находится в Христорождественском соборе г. Липецка. В честь этой иконы устроен в соборе придел. С незапамятных времён люди получали в молитвах пред этою иконою чудесные исцеления и утешения, но впоследствии почти забыли о том. В 1831 году сильная холера свирепствовала в Липецке и его уезде. Тут все вспомнили о чудотворной иконе Божией Матери и со слезами обратились к Царице Небесной, прося о помощи. Как только Страстную икону подняли из церкви, с крестным ходом пронесли по городу и обнесли по домам, смертность уменьшилась, и вскоре холера прекратилась. Благодарные жители сделали на св. икону серебряную ризу с драгоценными камнями. С того времени ежегодно 13 августа совершается крестный ход из собора. 13.08. Страстная – в Зачатиевской церкви В Московской Зачатиевской церкви, что в углу города Китая, находится чудотворная икона Страстной Божией Матери. Икона помещается в иконостасе с левой стороны царских врат. При Иоанне Грозном, 20 февраля 1547 года, случилось два пожара около Зачатиевской церкви, истребивших множество домов, среди которых остался невредим только деревянный дом, где находилась эта икона Страстной Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Владыка почти всегда сначала заходит в монастырскую церковь , а потом едет в кафедральный собор. Но в этот день он не пришел. Поэтому я сказал о. Иринею: «Подождем еще неделю, чтобы рассказать ему об иконе». После этого владыка вскоре узнал о чуде и передал нам, чтобы мы приехали в монастырь. Когда мы приехали в монастырь с иконой, завернутой в кусок материи, которая была вся пропитана миром, то владыка прежде всего взял вату и обтер ею досуха всю икону, сняв таким образом все миро, находившееся на иконе. Затем он взял образ и пошел по всем помещениям трехэтажного монастырского дома. Когда он возвратился в храм, то икона опять была покрыта миром, которое текло по рукам владыки. Он поклонился иконе и сказал, что происходит великое чудо. После этого повезли икону в собор. С этого момента икона никогда не переставала источать миро, кроме одного раза в течение нескольких дней страстной седмицы в этом году. В страстной вторник все миро и все благовоние полностью исчезли, и я подумал, что чудо окончилось. Я вынул икону из киота, потому что моя квартира очень маленькая, а киот очень большой, и повесил ее на стене. Во вторник, в среду, в четверг, в пятницу и утром в субботу икона не источала абсолютно ни капельки мира. Но когда я пошел к послеобеденной службе Великой субботы и вернулся назад, то увидел, что весь стол, который стоял у стены, где висела икона, покрыт был миром золотистого цвета, которое капало на него с иконы. Это единственный раз за 10 месяцев, когда икона была совершенно сухая. – Бывали ли некоторые дни, когда икона источала больше мира, нем в другие? – Да, бывали. Например, в день, когда была хиротония во епископы в Монреале, миро текло на пол. Такой случай я впервые увидел. И еще один раз, когда я был в С.-Петербурге во Флориде. Мы со священником Фомой Маретта видели (он это может подтвердить), что из рук Богоматери и Богомладенца просто поднималось миро, как будто какая-то сила выдавливала его изнутри. – Из каких мест иконы более всего истекает миро? – Всегда, всегда и никогда не меняло место истечение мира; всегда оно истекает из рук Божией Матери и из звезды, которая на левом плече Пресвятой Девы, и только иногда из руки Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Во время татарских набегов на Украину один крестьянин из села Озерянки вышел летом косить траву на лугу. Под одним ударом косы послышался человеческий стон. Косец наклонился и увидел свечку, горящую пред иконою Божией Матери. Икона была написана на холсте и от удара косы разрезалась на две половины. Крестьянин взял обе половины и свечку, принёс домой и поставил подле других икон. На другое утро с удивлением увидел он, что разрезанные части соединились, и так плотно, что едва слабый след разреза остался. От иконы стали совершаться многие чудеса. На Украину сия икона принесена из-за Днепра, из Чермной Руси. Она написана на холсте, как это обыкновенно делается на западе, и уже впоследствии наклеена на кипарисовую доску. В Озерянской пустыни пребывала святая икона до уничтожения этой обители, т. е. до конца прошедшего столетия, когда в одной Харьковской епархии было уничтожено до 20 монастырей. Тогда икона перенесена была в Куряжский монастырь, а по закрытии и этого монастыря – в Харьков, в Покровскую церковь . Но когда Куряжский монастырь восстал из развалин в начале XIX века, то по прошению иноков того монастыря чудотворная икона была им возвращена и до сего времени пребывает там. На поклонение сей иконе стекается множество жителей из Харькова и его окрестных селений. Икона поставлена в Преображенской церкви внутри монастыря, стоящего на горе; летом для богомольцев сносят её в церковь св. Онуфрия, стоящую под горою и устроенную на роднике. Родник под самым престолом, и от него проведена чугунная труба вдоль церкви под полом; вода проходит в недалеко устроенные купальни, в которых болящие нередко получают исцеление. Из купален вода течёт в виде ручья вдоль горы под монастырём. 30 октября ежегодно сия икона приносится в Харьков и остаётся там до недели Антипасхи, когда и совершается ей празднество в Фомино воскресенье. Курская-Коренная В пятницу девятой недели по Пасхе бывает празднество чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Курскою-Коренною 138 . Икона сия при многочисленном стечении народа с крестным ходом приносится пред девятою пятницею по Пасхе из Курска в Коренную пустынь на место явления её. Она явилась в 1295 г. одному охотнику в лесу на берегу р. Тускары при корне дерева, где жители Рыльска соорудили часовню и поставили в ней св. икону. Вторичное празднество сей иконе 27 ноября. Страстная

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Упоминания о ней имеются в клировых ведомостях за 1849 год, хотя построена она была значительно раньше. Сведения, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что она появилась не случайно. Согласно сохранившемуся преданию, около трёх столетий назад жители деревни Артёмово увидели плывущую по реке Сумерь икону. Достав её из воды, они узнали в ней Страстной образ Пресвятой Богородицы. После молебна, совершённого пред новообретённой святыней многие получили благодатную помощь и исцеления. В память об этом чудесном событии недалеко от берега реки была поставлена каменная часовня, в которой и стал пребывать явленный образ. День памяти Страстной иконы 13/26 августа - в деревне Артёмово стали отмечать как престольный праздник. С чтимой иконой из Артёмово совершались крестные ходы в соседние поселения. По воспоминаниям мурановских старожилов, один из таких крестных ходов был совершён в деревню Мураново, когда там свирепствовала эпидемия. После чудесного обнесения святыни вокруг деревни болезнь полностью отступила. В память об этом событии один из престольных праздников в Муранове отмечается в 6-е воскресенье по Пасхе, когда празднуется память Страстной иконы. К большому огорчению местных жителей часовня была разрушена в 1933 году. Чтимая икона бесследно исчезла. В начале 90-х годов ХХ столетия уроженка деревни Артёмово Р. И. Киселёва (в будущем монахиня Феодосия) выйдя на пенсию возгорелась желанием послужить Христовой Церкви. После длительной молитвы об указании ей правильного духовного пути, её посетила мысль о создании в Артёмово православного храма. Получив поддержку благочинного Пушкинского округа протоиерея Иоанна Монаршека (старшего), раба Божия Раиса стала заниматься регистрацией церковной общины. Наконец, в 1996 году было получено благословение правящего архирея Московской Епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на строительство церкви. Назвать храм в честь Страстной иконы сподвигла местных жителей не только память об утраченной святыне, но и одно чудесное событие.

http://sobory.ru/article/?object=04975

Вскоре мироточивая икона была отнесена в храм. С тех пор икона Божией Матери постоянно мироточила на протяжении 15 лет, за исключением Страстных недель. Замечательно, что миро истекало главным образом из рук Богоматери и Христа, а также звезды, находящейся на правом плече Пречистой. В то же время задняя сторона иконы всегда была сухой. Присутствие мироточивой иконы с ее благоухающим миром распространяло особую благодать. Так, парализованный молодой человек из Вашингтона по милости Богоматери был исцелен. В Монреале икона была привезена к тяжело больному человеку, который не мог двигаться. Были отслужены молебен и акафист. Вскоре тот поправился. Чудотворная икона помогла женщине, страдавшей тяжелой формой воспаления легких. Четырнадцатилетняя девочка страдала тяжелой формой лейкоза. Возлагая большие надежды на помощь от чудотворной иконы, она попросила привезти ее к себе. После молитвы и помазания миром состояние здоровья ребенка начало быстро улучшаться, и, к удивлению ее врачей, через некоторое время опухоли исчезли. Чудотворный образ побывал в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Европе. Прежде всего верующих поражало сильное благоухание елея, истекающего из рук Богоматери и Христа, а иногда из звезды, изображенной на правом плече Пречистой. Это отличало ее от других чудотворных икон, где слезы истекают из очей, словно Богородица плачет, тогда как здесь Она кажется преподающей Свое благословение. Миро обычно появлялось во время молитвы или вскоре после нее в количестве, зависящем от события или молитвенного усердия присутствующих. Порою оно было столь обильно, что появлялось сквозь охранительное стекло и заливало опору иконы, стену, стол. Так бывало во дни великих праздников, в частности на Успение Божией Матери. Бывали также случаи, когда после прекращения мироточения оно возобновлялось неожиданным образом. Так, при посещении Бостонского монастыря миро истекало потоками, но затем совершенно иссякло, когда икона была перенесена в ближний приход. По возвращении в монастырь поток возобновился так сильно, что выступил через край. В другом случае после раздачи мира 850 богомольцам икона оказалась сухой, но, прибыв на следующий день в приход, где ее ожидала масса верующих, она чудесным образом восстановила мироточение. Только однажды миро скрылось и не истекало в продолжение относительно долгого времени – на Страстной седмице 1983 года, от Великого Вторника до Великой Субботы.

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very/3

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010