Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе - чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов.

http://sedmitza.ru/text/476226.html

Екатерина исполнила повеление, нашла у иконописца образ Одигитрии и после усердной молитвы пред ним получила исцеление. С того времени от иконы сей стали совершаться бесчисленные чудеса. Слух о дивном событии быстро разнёсся по окрестностям; узнал об этом и князь Борис Михайлович Лыков и тогда, собрав многочисленное духовенство, просил совершить пред иконою молебное пение, после чего перенесли икону в село Палицы Нижегородской губернии и поставили в церкви Косьмы и Дамиана. В 1641 году, по воле царя Алексея Михайловича, икона сия перенесена в Москву, и на месте её сретения у Тверских ворот построена церковь , а в 1654 году устроен здесь девичий монастырь, называемый Страстным. Название Страстной икона сия получила оттого, что около лика Богоматери изображаются два ангела с орудиями страстей Господних. Празднество сей иконе совершается ещё и в шестое воскресенье после Пасхи в память чудес, в сей день бывших. 13.08. Страстная – в Липецке Страстная – в Липецке Весьма древняя и благодатная икона Страстной Богоматери находится в Христорождественском соборе г. Липецка. В честь этой иконы устроен в соборе придел. С незапамятных времён люди получали в молитвах пред этою иконою чудесные исцеления и утешения, но впоследствии почти забыли о том. В 1831 году сильная холера свирепствовала в Липецке и его уезде. Тут все вспомнили о чудотворной иконе Божией Матери и со слезами обратились к Царице Небесной, прося о помощи. Как только Страстную икону подняли из церкви, с крестным ходом пронесли по городу и обнесли по домам, смертность уменьшилась, и вскоре холера прекратилась. Благодарные жители сделали на св. икону серебряную ризу с драгоценными камнями. С того времени ежегодно 13 августа совершается крестный ход из собора. 13.08. Страстная – в Зачатиевской церкви В Московской Зачатиевской церкви, что в углу города Китая, находится чудотворная икона Страстной Божией Матери. Икона помещается в иконостасе с левой стороны царских врат. При Иоанне Грозном, 20 февраля 1547 года, случилось два пожара около Зачатиевской церкви, истребивших множество домов, среди которых остался невредим только деревянный дом, где находилась эта икона Страстной Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Владыка почти всегда сначала заходит в монастырскую церковь , а потом едет в кафедральный собор. Но в этот день он не пришел. Поэтому я сказал о. Иринею: «Подождем еще неделю, чтобы рассказать ему об иконе». После этого владыка вскоре узнал о чуде и передал нам, чтобы мы приехали в монастырь. Когда мы приехали в монастырь с иконой, завернутой в кусок материи, которая была вся пропитана миром, то владыка прежде всего взял вату и обтер ею досуха всю икону, сняв таким образом все миро, находившееся на иконе. Затем он взял образ и пошел по всем помещениям трехэтажного монастырского дома. Когда он возвратился в храм, то икона опять была покрыта миром, которое текло по рукам владыки. Он поклонился иконе и сказал, что происходит великое чудо. После этого повезли икону в собор. С этого момента икона никогда не переставала источать миро, кроме одного раза в течение нескольких дней страстной седмицы в этом году. В страстной вторник все миро и все благовоние полностью исчезли, и я подумал, что чудо окончилось. Я вынул икону из киота, потому что моя квартира очень маленькая, а киот очень большой, и повесил ее на стене. Во вторник, в среду, в четверг, в пятницу и утром в субботу икона не источала абсолютно ни капельки мира. Но когда я пошел к послеобеденной службе Великой субботы и вернулся назад, то увидел, что весь стол, который стоял у стены, где висела икона, покрыт был миром золотистого цвета, которое капало на него с иконы. Это единственный раз за 10 месяцев, когда икона была совершенно сухая. – Бывали ли некоторые дни, когда икона источала больше мира, нем в другие? – Да, бывали. Например, в день, когда была хиротония во епископы в Монреале, миро текло на пол. Такой случай я впервые увидел. И еще один раз, когда я был в С.-Петербурге во Флориде. Мы со священником Фомой Маретта видели (он это может подтвердить), что из рук Богоматери и Богомладенца просто поднималось миро, как будто какая-то сила выдавливала его изнутри. – Из каких мест иконы более всего истекает миро? – Всегда, всегда и никогда не меняло место истечение мира; всегда оно истекает из рук Божией Матери и из звезды, которая на левом плече Пресвятой Девы, и только иногда из руки Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Упоминания о ней имеются в клировых ведомостях за 1849 год, хотя построена она была значительно раньше. Сведения, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что она появилась не случайно. Согласно сохранившемуся преданию, около трёх столетий назад жители деревни Артёмово увидели плывущую по реке Сумерь икону. Достав её из воды, они узнали в ней Страстной образ Пресвятой Богородицы. После молебна, совершённого пред новообретённой святыней многие получили благодатную помощь и исцеления. В память об этом чудесном событии недалеко от берега реки была поставлена каменная часовня, в которой и стал пребывать явленный образ. День памяти Страстной иконы 13/26 августа - в деревне Артёмово стали отмечать как престольный праздник. С чтимой иконой из Артёмово совершались крестные ходы в соседние поселения. По воспоминаниям мурановских старожилов, один из таких крестных ходов был совершён в деревню Мураново, когда там свирепствовала эпидемия. После чудесного обнесения святыни вокруг деревни болезнь полностью отступила. В память об этом событии один из престольных праздников в Муранове отмечается в 6-е воскресенье по Пасхе, когда празднуется память Страстной иконы. К большому огорчению местных жителей часовня была разрушена в 1933 году. Чтимая икона бесследно исчезла. В начале 90-х годов ХХ столетия уроженка деревни Артёмово Р. И. Киселёва (в будущем монахиня Феодосия) выйдя на пенсию возгорелась желанием послужить Христовой Церкви. После длительной молитвы об указании ей правильного духовного пути, её посетила мысль о создании в Артёмово православного храма. Получив поддержку благочинного Пушкинского округа протоиерея Иоанна Монаршека (старшего), раба Божия Раиса стала заниматься регистрацией церковной общины. Наконец, в 1996 году было получено благословение правящего архирея Московской Епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на строительство церкви. Назвать храм в честь Страстной иконы сподвигла местных жителей не только память об утраченной святыне, но и одно чудесное событие.

http://sobory.ru/article/?object=04975

Я никогда не забуду дня, когда впервые я имел счастье познакомиться с вами. 15 лет назад, молодой врач, только что окончивший курс университета, вращающийся, среди религиозно-равнодушного и нередко безбожного общества, но с детства воспитанный в строгих правилах Православной церкви, я тщетно искал, среди большого и еще мало знакомого мне города, другого общества, других людей, которые поддержали бы во мне тускло мерцавший огонек веры, часто задуваемый ветром окружающей среды. И вот в один из великих дней Страстной седмицы в Софийском соборе я впервые услышал ваше служение и ваше поучение, простое, но проникнутое таким искренним чувством, такой верой в Бога, таким глубоко-сознательным преклонением пред страдавшим Христом Спасителем, что я тотчас понял, что нашел человека, в котором я так нуждался. Познакомиться с вами, по окончании богослужения, для меня было очень легко, так как оказалось, ваше сердце всегда идет навстречу всем, кто только обращается к вам. С того времени в течение 15 лет я неоднократно пользовался полнотой вашей веры, как при исполнении своих обязанностей православного христианина, так и среди самых разнообразных житейских отношений. В наше холодное, бездушное время можно найти много ученых людей, но гораздо труднее найти человека, в котором научное образование соединяется с глубокой верой в Бога, с столь сильной любовью к людям и с постоянной отзывчивостью на запросы их внутренней жизни. Примите, высокопочитаемый отец Протоиерей, сердечную благодарность за то высокое настроение души, которое все выносят из бесед с вами. Да продлит Господь вашу жизнь и вашу любвеобильную пастырскую деятельность еще на многие годы!» После приветствий юбиляру были поднесены иконы: кафедральным протоиереем А.И. Браиловским, в благословение от Высокопреосвященнейшего Митрополита Иоанникия, икона Христа Спасителя, и от соборян Софийских – икона Божией Матери – Восточная, Протоиереем П.А. Троцким вручены юбиляру: от Киевского духовенства – икона Божией Матери – Владимирская, и от прихожан Сретенского храма – икона св. Николая Чудотворца. Одним из духовный детей о. Николая, Б.А. Броннером, перед литургией поднесена юбиляру икона св. Иоанна Златоуста . На все приветствия о. Николай отвечал глубокою благодарностью и покорнейшей просьбой возносить о нем молитвы ко Господу по его кончине, которая, по его предчувствию, скоро наступит. И предчувствие не обмануло о. Николая. Вскоре после юбилея он начал болеть и видимо слабеть, приготовляясь самым достойным образом к своей кончине, последовавшей 12 июля 1900 г. в 9 ½ часов вечера (от рака в горле). Погребение почившего совершено 14 июля Кафедральным протоиереем А.И. Браиловским, в сослужении многих протоиереев и иереев. Читать далее Источник: Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. 3-й. 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Иконы в иконостасе остались частью прежние, а частью вновь написаны. Из икон трапезы можно указать на икону Божией Матери страстная, икону Нерукотворенного образа малого размера с надписью на серебряном окладе: «Иждивением казанского купца Ивана Жаркова. Написан 1799 г.». В приделе преподоб. Иоанна Дамаскина в числе других икон в киоте икона св. Иннокентия Иркутского, поставленная в церкви сибирскими купцами, чайными торговцами, которые в прежние времена имели свои склады на ограде Успенского собора; перед сею иконою сибиряки служили молебны. Из икон холодной церкви обращает внимание чудотворная икона Печерской Божией Матери, оклад на ней серебряный вызолоченный, устроен в 1822 г., а наголовник жемчужный с разными камнями, венцы на Божией Матери и Спасителе стразовые; эта икона поступила в Успенский собор из церкви Печерской Божией Матери. При церкви, на лицевой стороне ограды, имеется каменная часовня, возобновленная после пожара 1859 г. на церковную сумму. При часовне две квартиры – для псаломщика и церковного сторожа. План и фасад Успенского собора с колокольнею имеются и хранятся в ризнице. План составлен архитектором Сокольским. План церковного погоста обозначен на церковном плане, хранящемся в церкви. Земли сенокосной при Волге 15 десятин, из коих удобной только 7 десятин; земля находится во владении причта приходского. На сию землю план и межевая книга, составленные в 1795 г., имеются и хранятся в ризнице. Церковный дом каменный, двухэтажный, рядом с оградою, по лицевой стороне. В нем живут священнослужители. «Историческое описание церквей г. Казани протоиерея Евфимия Малова», выпуск 1, Казань, типография Императорского Университета, 1884 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.

http://sobory.ru/article/?object=32426

Описание владельца: Подскжите что за икона Ответов: 1. Последний ответ: Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. http://pravicon.com/icon-1810 Добавлено на опознание: 2018-07-08 19:18:15 Владелец: Jorik13 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона находится у моей мамы,которая ей досталась от родителей.В родительском доме она появилась около 100 лет назад, с.Макарово,Тяжинский р-он,Кемеров А Ответов: 1. Последний ответ: Обручение св. Екатерины см. житие http://pravicon.com/info-2287 " В ближайшую ночь представилось Екатерине в легком сне, что Небесная Царица, окруженная ангелами, стоит перед ней и держит на руках Отрока, сияющего как солнце. Напрасно старалась Ек [...] Добавлено на опознание: 2018-06-27 22:13:38 Владелец: donacha Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2018-06-27 23:39:18]: Спасибо! Извините за беспокойство. Уже нашла ответ. Эта икона называется Коронование Пресвятой Богородицы. Ответов нет. Добавлено на опознание: 2018-06-25 19:14:56 Владелец: Evgesha Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Откуда взялась не помню,хотелось бы узнать название. [Добавлено 2018-06-27 18:55:38]: Спасибо Ответов: 1. Последний ответ: Это икона Божией матери " Услышетельница " информацию смотрите по этой ссылке http://pravicon.com/icon-333 Добавлено на опознание: 2018-06-25 19:13:42 Владелец: Evgesha Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Подарок от мамы,но не знаем название иконы Ответов: 1. Последний ответ: Это икона Пресвятой Богородицы " Страстная " информацию смотрите на этом сайте http://pravicon.com/icon-310 Добавлено на опознание: 2018-06-23 15:43:06 Владелец: anna192209 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2018-06-23 16:45:09]: Что это означает, недавно купили дом, нашла, предыдущие хозяева, видимо, оставили [Добавлено 2018-06-23 16:45:42]: Что это означает, недавно купили дом, нашла, предыдущие хозяева, видимо, оставили [Добавлено 2018-06-23 16:47:02]: Что это означает, недавно купили дом, нашла, предыдущие хозяева, видимо, оставили [Добавлено 2018-06-23 16:47:04]: Что это означает, недавно купили дом, нашла, предыдущие хозяева, видимо, оставили

http://pravicon.com/unknown/16

Жительница города Москвы, раба Божия Валентина, на Рязанском проспекте, где сейчас выстроен храм во имя Сергия Радонежского, на автобусной остановке нашла икону Божией Матери. Не зная, что это за образ, она решила отвезти его в деревню Артёмово, где собирались строить как раз православный храм. Бог привёл эту женщтну в тот момент, когда обсуждалось название храма. Каково же было удивление жителей, увидевших, что привезённая в дар будущему храму икона оказалась именно Божией Матери Страстной. Это окончательно рассеяло все сомнения и в рапорте правящему архирею на строительство храма была изложена просьба, чтобы церковь была названа именно Страстной. Значительные труды по созиданию храма взял на себя благочинный Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек (старший). В феврале 1998 года настоятелем Артёмовской церкви, которая была в завершающейся стадии строительства, стал иеромонах (ныне игумен) Феофан (Замесов). С марта 1998 года и до сего дня в храме проходят регулярные богослужения. Икона, привезённая рабой Божией Валентиной, стала особо чтимой святыней прихода и подаёт многим благодатную помощь. На сегодняшний день в общине храма проживают и трудятся более 70-ти обездоленных людей, а также есть значительное подсобное хозяйство. В дальнейшем предполагается устроить здесь мужской монастырь. Монахиня Феодосия (Киселёва, 1936-2009), положившая начало Артёмовскому приходу, похоронена за алтарём Страстного храма. До пострига она много потрудилась для возведения этого деревянного храма. Женщина занималась и регистрацией общины в 1990-е годы, и сбором средств (ходила по электричкам) для строительства и украшения церкви. Господь и определил ей достойное место упокоения. В 2009 году деревянный храм сгорел, но вскоре был восстановлен. Храм, который мы можем сейчас видеть, освящён Великим чином 20 мая 2018 года правящим архиреем Московской епархии митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, как и рядом находящиеся храмы блаженной Ксении Петербургской и Почаевской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04975

Находясь на борту корабля, следующего в афонский порт Дафни, он услышал голос, повелевавший ему отправиться в Иверский монастырь и приложить свою икону к чудотворному образу Божией Матери «Вратарница», небесной Хранительницы и Покровительницы Афона. Врученная ему икона была списана с этого образа. Он исполнил это повеление. Вернувшись в Монреаль, Иосиф поместил икону Вратарницы у себя в комнате и каждую ночь читал перед ней акафист. 24 ноября 1982 года он проснулся около трех часов ночи и ощутил сильное благоухание. Взглянув на образ Пречистой, он заметил на нем капли влаги и подумал, что это стекает масло из лампады. Но, вытирая их, он с изумлением обнаружил, что благоухание исходит именно от них. Ему стало ясно, что это – благовонное миро. С тех пор икона мироточила постоянно, за исключением Страстной седмицы. Через икону милостью Божией совершилось множество чудесных исцелений: были избавлены от болезни парализованный юноша и человек, страдавший раком позвоночника, ребенок с тяжелым рахитом, от которого отказались врачи, и многие другие. Но Иосиф не раз говорил, что самым великим чудом мироточивой иконы было то, что она подвигала людей к покаянию. Протоиерей Виктор Потапов, настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне, в своей проповеди сказал: «Многострадальные православные народы окружают икону Вратарницы высоким почитанием отчасти потому, что сама она многострадальна. Более тысячи лет назад дерзкий воин ударил мечом по Ее Пречистому лику, и из образовавшейся раны потекла кровь. Это было первое зримое человеческими очами чудо иконы. Второе знамение было духовного свойства: пораженный чудом воин принес сердечное покаяние, оставил иконоборческую ересь и принял монашество. 24 ноября 1982 года хранимый братом Иосифом список Иверской Афонской иконы явил первое чудо – мироточение. Второе ее знамение выразилось в покаянии множества людей». Хранитель иконы Иосиф верил, что истечение мира было связано с прославлением Русской Зарубежной Церковью новомучеников Российских. Особенно почитал он преподобномученицу Великую княгиню Елисавету Феодоровну. Французский историк Жан Бэс, лично знавший Иосифа, рассказывает: «Однажды, зайдя к нему в мастерскую в обители Богородицы Леснинской (русский монастырь в Нормандии. – В.В.), я ощутил какой-то неизвестный аромат, отличавшийся от благоухания мира. Я сказал об этом Иосифу, а он в ответ указал мне на икону святой Елисаветы Феодоровны с частицей ее мощей. И добавил: «Великая княгиня и мученица была здесь перед самым вашим приходом... Она посещает меня время от времени. Видите, у меня есть ее мощи. Иногда они благоухают после ухода Великой княгини " ».

http://elitsy.ru/holy/1568/

В Чебоксарах сохранилась опись имущества собора Рождества Пресвятой Богородицы, датируемая 1853 годом. По ней можно представить, каким был интерьер собора. «Алтарь в церкви весь из липового ипса, жертвенник из того же материала. На горном месте образ Спасителя живописной работы. Алтарь был трехъярусный, с четырьмя колоннами и с таким же количеством пилястр по сторонам, покрашен голубой краской. Сверху царских врат – изображение сияния Духа Святого, в середине образ Благовещения, внизу по сторонам образы четырех евангелистов. По правую сторону царских врат – образ Христа с серебряным венцом, южная дверь с изображением Ветхозаветного Ангела, далее образ Рождества Пресвятой Богородицы с тремя серебряными и позолоченными венцами. С левой стороны царских врат находились: образ Божией Матери с младенцем, на северной двери Новозаветный Ангел, далее образ Святого Митрофана Воронежского – все изображения с серебряными и позолоченными венцами. Над царскими вратами образ Тайной Вечери, по правую сторону образ Преображения Господня, за ним Успения Пресвятой Богородицы и образ Рождества Христова, за ним образ Благословения Господня, далее образ Благовещения Пресвятой Богородицы. В последнем ярусе иконостаса над царскими вратами были: образ Восстания из гроба Христа, наверху - Крест Христа-Спасителя, по правую сторону живописный образ Воскресения Господня, за ним образ Божией Матери Казанской, по левую сторону в киоте резной каменный образ святых мучеников Бориса и Глеба, далее изображение Святых жен-мироносиц, Скорбящей Матери, Святого Николая, Великомучеников Георгия и Дмитрия, за ними - в киоте простой столярной работы образ Усекновения главы Иоанна Предтечи (по преданию икона от царя Иоанна Васильевича). В киоте образ Сошествия в ад и Воскресения Господня, простой иконописной работы. В трапезной по правую сторону арки в киоте помещался иконописный образ Господа Вседержителя, в таком же киоте образ Иерусалимской Божией Матери; по левую сторону в киоте образ Божией Матери Иверской, а также образ Божией Матери Страстной, живописной работы. В центре храма висело трехъярусное посеребряное паникадило с 24 подсвечниками, в трапезной – двухъярусное паникадило с 14 подсвечниками. В алтаре за престолом находился трехсвечный посеребряный подсвечник».

http://sobory.ru/article/?object=04994

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010