Чудотворных и древних икон в храме нет. В 1870 г., как значится в монастырских записях, стояла в Соборной церкви несколько дней икона Божией Матери «якобы чудотворная», привлекала массу молящихся, но была у монастыря взята в приход Нажеровский. – В нашем собрании рукописей, между прочим, сохранилось следующее описание явления этой иконы, названной Цареградскою (в монастыре «за ветхостью наименование иконы недознано»): «В 1870 г. пред Пасхой, женщине дер. Новой, бывшей года полтора больною, явилась во сне Божия Матерь и сказала: «возьми меня к себе и ты выздоровеешь; моя икона – на вашей речке, близь вашей деревни». Женщина, проснувшись, не поверила сновидению, считая это за необыкновенный сон. В следующую ночь сновидение повторилось, но женщина опять не поверила. После третьего видения она сказала обо всем мужу, но и он признал его за бред; несмотря на то, женщина почувствовала сильное влечение идти на речку и пошла искать икону; но, долго искавши, не нашла и вернулась уже назад, как вдруг, обернувшись, увидела на речке, на кусте у камня, яркий свет: подошла к нему – это от иконы Богоматери. Обретение было в страстную субботу. Икона в размере обыкновенной комнатной, облупившаяся от времени; самый лик на ней едва рассмотреть можно. Женщина принесла ее домой и тогда же почувствовала себя здоровою; между тем обмыла ее и много раз смачивая водой, эту воду сливала в штоф. Вскоре слух об этом, со слов той женщины, разнесся по всему Ростовскому уезду и достиг до Ярославля. Между тем женщина держала явленную икону у себя дома и к ней повалил народ отовсюду, даже из дальних мест, в том числе множество разного рода больных, особенно кликуш, с припадками и приемами вроде тех, которые описаны в сказании XVII и XVIII вв. об Иисусове Кресте и Николае Чудотворце. Владетельница новоявленного образа допускала к нему всех приходящих и раздавала им в небольших количествах воду, скаченную с иконы, от чего больше получали будто бы исцеление 11 . Затем икона у женщины была взята местным священником; с 3 по 12 июня того 1870 г. находилась в Троицком храме Варницкого монастыря, откуда, по просьбе крестьян, перенесена в церковь села Нажерова, где, как местно считаемая находится и по сие время. О нахождении иконы в обители приведена ниже монастырская запись.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

В декабре 2004 года Ставропольской Епархией была передана в дар храму д. Артемово Свято-Крестовская икона Божией Матери, написанная в память о явлении Царицы Небесной во время захвата заложников в г. Буденовске. http://agios.itkm.ru/24870 В начале 90-х годов XX столетия уроженка д. Артемово Р.И. Киселева (в будущем монахиня Феодосия), выйдя на пенсию, возгорелась желанием послужить Христовой Церкви. После длительной молитвы об указании ей правильного духовного пути, ее посетила мысль о создании в Артемово православного храма. Получив поддержку благочинного Пушкинского округа протоиерея Иоанна Монаршика (старшего), раба Божия Раиса стала заниматься регистрацией церковной общины. В 1996 году было получено благословение правящего архиерея Московской Епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на строительство церкви. С марта 1998 года в храме проходят регулярные богослужения. Храм сгорел с ночь с 7 на 8 декабря 2009 г. от свечи. По некоторым сведениям, во время службы по скончавшейся накануне монахине Феодосии (Р.И. Киселевой). Храм построен в 2010-2011 гг.на месте первого, сгоревшего храма. Второй храм подобен первому. Отличается от первого колокольней, которая обладает очень красивым звоном. http://muranovo.ru/ Первый раз деревня Артёмово упоминается в летописи в 1504 году как одна из вотчин Троице-Сергиевой лавры. Согласно сведениям, приведённым в книге Холмогоровых за деревней находился Рождественский скит, приписанный к Троицкому монастырю. В XVIII веке монастырские земли перешли в разряд экономических и были подарены сподвижникам Петра I дворянам Пальчиковым. В 1723 году именным указом императора Петра Великого Артёмово было пожаловано Филиппу Петровичу Пальчикову, корабельному инженеру, которого император высоко ценил, о чём свидетельствуют письма царя, хранившиеся у потомков Пальчикова. В деревне находилось их родовое поместье, в котором в 40-х годах XIX столетия жил поэт Боратынский Е. А. во время строительства своего усадебного дома в Муранове. В дореволюционный период своего храма в деревне не было, однако, имелась каменная часовня в честь Страстной иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04975

В третьем ряду помещаются изображения св. апостолов. В четвертом ряду – св. пророков Божиих, в пятом – св. патриархов. На самом верху иконостаса помещается крест с изображением распятого на нем Господа Иисуса Христа, а по сторонам креста – икона стоящей Божией Матери и Иоанна Богослова. Иконостас с помещенными на нем святыми иконами указывает нам некоторых из тех святых, которые за свою благочестивую жизнь удостоились райской жизни, и побуждает нас уподобляться этим святым людям, чтобы удостоиться, подобно им, райской жизни и получить царство небесное. Крест, помещенный наверху иконостаса, указывает нам, что мы можем получить спасение только через веру в распятого на кресте Господа Иисуса Христа. Во всех храмах есть: Святцы и Плащаница. Святцами называются 12 отдельных икон, по числу месяцев в году. На каждой из них изображены праздники и святые, которым посвящен каждый день какого-либо одного месяца. Плащаница это – изображение на полотне Иисуса Христа, лежащего во гробе; она в пятницу и субботу Страстной недели обносится вокруг храма и ставится посреди его для поклонения. Для беседы с учащимися: Что служит особенным украшением храма? Как относились к кресту в древности? С какого времени крест получил высокое значение? Какой вид имели кресты в древности? Как образовался восьмиконечный крест? Какая икона была первою? Как появился нерукотворенный образ? Кто написал Владимирскую икону Божией Матери? Где она находится? Где помещается большое количество икон? Что изображается на царских вратах? Как изображаются евангелисты? Какие иконы называются местными и храмовыми? Какая икона помещается над царскими вратами? Какие иконы помещаются во втором ряду иконостаса? В третьем ряду? В четвертом ряду? В пятому ряду? Что помещается наверху иконостаса? На что указывает нам иконостас с иконами? Что указывает нам крест, помещенный наверху иконостаса? Что называется святцами? Что называется плащаницею? Читать далее Источник: Издание " Сотрудник школ " А. К. Залесской. Москва, 1917 г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Кромской Успенский собор зданием каменный с таковою же колокольней. Построен собор на Городской площади, вместо бывшего собора на горе, искусственно образованной при защите г. Кром от врагов. Построен собор усердием и средствами прихожан, из которых особенно выделялся своим усердием Кромской купец Пётр Иванович Горбунов, ходивший для сбора пожертвований на храм с Чудотворной иконою «Страстной Божией Матери». В начале XIX столетия начали строить собор и строили его постепенно, в 1822 году он был совершенно окончен. В соборе три престола: в честь Успения Божией Матери, южный тёплый придел в память Покрова Богородицы, освящённый Епископом Никодимом в 1837 году, и северный придел во имя Св. Великом. Параскевы. В первоначальном виде Соборный храм существовал до 1871 года, но так как потребность распространения трапезного храма постоянно ощущалась, особенно зимою и в двунадесятые праздники при многолюдном стечении прихожан и богомольцев из других приходов, то поэтому в упомянутом выше году, по предложению местного протоиерея и стараниям церковного старосты Семёна Иванова, было приступлено к распространению храма с южной стороны; предел этот был освящен 12 мая 1872 года — в память Покрова Богородицы. После этого трапезный храм распространялся с северной стороны. В 1875 году началась работа, а в 1876 году 6-го ноября был освящён во имя Св. Великомученицы Параскевы. Из святых икон Соборного храма особенно почитается Страстная икона Божией Матери, а также чудотворная икона Великом. Параскевы. Церковной земли 143 десятины и 962 сотки. В приходе есть земская школа. Церковный причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Раскольников в приходе 76 муж. и 92 жен. К Кромскому Успенскому Собору приписана в настоящее время Тихвинская кладбищенская церковь. В.И. Агошков. Том 4. Кромская исповедь. Издатель «АВИО», пгт. Кромы Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=44930

Престол и орудия Страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XIV — нач. XV в. Престол и орудия Страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XIV — нач. XV в. Икона была создана как двусторонняя, выносная. В Киеве и, возможно, во Владимире она имела рукоять с трехлопастной вилкой, отпиленную при увеличении полей иконы (боковые части вилки вошли в новое нижнее поле). На обороте иконы изначально было либо Распятие, либо Престол с орудиями Страстей; композиция могла неск. отличаться от сохранившегося изображения кон. XIV - нач. XV в., где представлен престол, покрытый красной тканью с синей каймой и золотым орнаментом. На престол возложены закрытое Евангелие с синим обрезом в золотом окладе, 4 гвоздя Распятия и терновый венец. На Евангелии - символ Св. Духа - белый голубь с золотым нимбом. За престолом водружен 8-конечный Голгофский крест, по его сторонам копие и трость с губкой. Исследователи отметили смысловую связь скорбного образа Богоматери на лицевой стороне с изображением Престола с орудиями Страстей на обороте иконы и отнесли В. и. к Богородичным образам с актуальной для XII в. «страстной тематикой» ( М. Богородица Владимирска//ЗЛУ. 1985. Т. 21. С. 29-50; Сарабьянов В. Д. «Богоматерь Страстная» из Дмитриевского мон-ря в Кашине//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. С. 311-325), с наглядно выраженным «жертвенным символизмом» ( Этингоф. С. 139). Лик Богоматери выполнен по зеленовато-оливковому санкирю прозрачными слоями светлых охр и розово-красной подрумянки. Все красочные слои сплавлены, тональные переходы незаметны. На освещенных частях лежат мазки белил, в тенях и по контурам - красные и коричневые описи. В утонченных чертах лика воедино слились греч. тип образа и вневременной духовный идеал правосл. культуры, выраженные языком визант. художественной традиции кон. XI - нач. XII в. Очертания тонкого, с горбинкой носа переходят в длинные спрямленные линии бровей. На переносице санкирная тень образует скорбную складку, усиленную тенями под бровями и нижними веками миндалевидных глаз с темными, поднятыми кверху зрачками.

http://pravenc.ru/text/154962.html

По переписным книгам 1748 г. состоявшее в приходе Покровской церкви села Тешилова сельцо Артёмово принадлежало капитану Ивану и прапорщику Андрею Филипповым Пальчиковым. В конце XVIII в. их наследниками были жена Андрея Филипповича – вдова Анна Петровна с детьми Михаилом, Петром, Николаем и Димитрием Андреевичами, а также дети Ивана Филипповича Пальчикова – надворный советник Яков Иванович, секунд-майор Николай Иванович и обер-провиантмейстер Василий Иванович Пальчиковы. В начале 1840-х годов в деревне Артёмово жил поэт Е.А. Баратынский, когда строил новый дом для своей семьи в усадьбе Мураново. После революции барский дом долго служил школой, потом в нём планировали открыть музей Баратынских. В годы перестройки он был разобран на кирпич, включая и фундамент. Теперь это место отдано под застройку. В клировой ведомости за 1849 г. впервые встречаем упоминание о находившейся при сельце Артемове каменной часовне, построенной Пальчиковыми еще в XVIII в., хотя точной датировки по архивным документам не найдено. Богослужение в часовне совершалось в определенные дни сначала причтом Покровской церкви села Тешилова, а затем Ахтырской церкви села Ахтырки. Народное предание гласит, что по реке Сумерь, которая протекала через деревню Артемово, плыла икона. Крестьяне, трудившиеся на поле, вынули эту икону из воды. В честь этого события на месте обретения Страстной иконы Божией Матери была построена часовня. Часовня простояла долгое время. К сожалению, годы гонений не обошли эту святыню стороной. В 1933 г. великая скорбь постигла жителей деревни, когда они увидели, что по инициативе руководства колхоза «Росхмель» часовня была разрушена. Место их общей молитвы было поругано и разорено. В начале 1990-х годов коренная артемовская жительница преклонных лет, Киселева Раиса Ивановна, возгорелась желанием воздвигнуть в своей родной деревне православный храм. Будучи малограмотной, но имея горячую веру, эта женщина приходила в администрацию района, просила, убеждала, доказывала необходимость постройки храма. Ее настойчивые просьбы, усилия и труды не остались тщетными. При поддержке благочинного Пушкинского округа протоиерея Иоанна Монаршека была зарегистрирована община верующих, получили землеотвод под строительство храма. Благодаря помощи районной администрации и Художественно-производственного предприятия «Софрино» началось возведение храма. Церковь строилась из дерева – в стиле старинных русских северных храмов. Около храма построена символическая часовня-столп с иконой святого великомученика Пантелеимона. В храме пребывает крест с частицами мощей более ста подвижников Православной веры.

http://sobory.ru/article/?object=04975

В основном службы проводятся в новом, Большом соборе Донского монастыря, и теперь попасть внутрь старого собора не так просто – для этого нужно дожидаться больших церковных или храмовых праздников. Собор во имя иконы Божией Матери Донской, названный впоследствии Малым, храм-памятник русскому воинству, стал главной святыней монастыря. Возводил собор, по-видимому, «государев мастер» Федор Конь. Архитектура и внутреннее убранство Малого собора за годы жизни монастыря изменялись. Глава его изначально была шлемовидная, нынешние барабан и глава луковичной формы сооружены в 1748 году. В 1678 году к собору были пристроены приделы прп. Сергия Радонежского и вмч. Феодора Стратилата и трапезная. Через год после этого завершилось строительство шатровой колокольни. Первоначальное внутреннее убранство храма до наших дней не сохранилось. Восстановленные во время реставрационных работ 1946-1949 годов фрагменты живописи относятся уже к концу XVIII века. После закрытия храма в конце 1920-х годов в нем находился музей. Но после войны богослужения в храме возобновились. Здесь была установлена мироварная печь, и в течение десятилетий на Страстной неделе Великого поста совершалось мироварение - св. миро варилось для всех православных приходов. Долгие годы в храме служил протоиерей Николай Александрович Голубцов, автор службы с акафистом Донской иконе Божией Матери. В 1992 году в Малом соборе случился пожар, выгорела почти вся трапезная. Когда храм восстанавливали после пожара, были обретены мощи святителя Тихона, погребенного здесь в 1925 году. Многие верующие считали эти святые мощи утраченными. Чудесное их обретение стало одним из свидетельств возрождения собора. Были заново расписаны стены трапезной части храма, где находится Донская икона Божией Матери, написанная в начале XVIII века; восстановлены иконы, киоты и вся церковная утварь. После пожара были реконструированы и обновлены печь и чаша для мироварения; этот чин совершается Святейшим Патриархом. http://www.vidania.ru/bookdonskoy.html

http://sobory.ru/article/?object=03428

Во время Великой Отечественной войны на юге Воронежской области, в местности, известной как Белогорье (от меловых скал на правом берегу Дона близ города Павловска), стояли воевавшие на стороне нацистов итальянские горнострелковые части. Во второй половине декабря 1942 года солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме икону «Умягчение злых сердец», которую они передали своему военному священнику — капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. По словам местных жителей, эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. Итальянцы называли ее «Madonna del Don» («Донская Мадонна»; не следует путать этот образ с Донской Богоматерью). После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года остатки разбитого итальянского корпуса покинули пределы нашей страны. Капеллан Поликарпо взял «Донскую Мадонну» с собой в Италию, где в Местре (материковая часть Венеции) специально для нее была выстроена часовня, до сих пор остающаяся местом массового паломничества родных и близких итальянских солдат, погибших в России. Наконец, еще одна чудотворная икона подобного же типа пребывала в соборе города Жиздра на юго-западе Калужской губернии, близ брянских земель, и была известна как «Страстная» или «И Тебе самой душу пройдет оружие», как значилось в соборной описи. Праздование ей совершалось также 13 августа – в один день с «Семистрельной» и с гораздо более распространенной «Страстной» иконой совсем иного вида (подлинный чудотворный образ находился в московском Страстном монастыре; на нем возле лика «Одигитрии» были изображены два Ангела с орудиями страстей Господних — крестом, губкою и копием). В отличие от таких страстных, на жиздринской иконе Пречистая написана в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, другою же прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей. Тропарь, глас 4 Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающее, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Ты терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.

http://pravoslavie.ru/1915.html

Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая " Трубчевская " , которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе. Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы. В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии. Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей. Этот факт подтверждается и сведениями из " Пензенских епархиальных ведомостей " 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). " ... Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь " . На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-ый ярус - 11-12 град., 2-ой - 8-9 град., 3-ий - 6-7 град. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый. В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей - 670 метров (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров).

http://sobory.ru/article/?object=02766

Сохранилось немало свидетельств того, как, благодаря Озерянской иконе, излечивались физические недуги и даже прекращались эпидемии инфекционных заболеваний. Широко известен случай из биографии родоначальника украинской литературы Григория Квитки-Основьяненко. В детском возрасте он ослеп. Врачи не смогли помочь мальчику. И тогда его мать вместе с сыном отправилась в Куряжский Преображенский монастырь, где в то время находилась Озерянская икона. Она страстно молилась перед чудотворным образом, а потом омыла лицо сына святой водой из Онуфриевского источника. И свершилось великое таинство — Григорий стал прозревать. С глаз мальчика, словно пелена, сползла слепота. Поначалу он различал контуры предметов, а потом увидел мир Божий во всей его красоте. Помня это чудо, Квитка-Основьяненко в молодости намеревался постричься в монахи, был послушником Преображенского монастыря. В книге «Сказание о Святой чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы Озерянской», изданной в Харькове в 1892 году, приводится немало других примеров чудесных исцелений. Исцелился житель Чугуева, имевший усохшую руку, исцеление больной ноги получил крестьянин села Липцы, что под Харьковом, а две сестры епископа Екатеринославского и Таганрогского Серапиона избавились, как и Григорий Квитка, от слепоты. http://kharkov.vbelous.net Храм Озерянской иконы Божьей Матери (Нижняя Озерянка) «Озерянская Богородичная пустынь. Это была в буквальном смысле пустынь. Храм Рождества Богородицы, перестроенный в 1711 году в Озеряной, существовал еще прежде 1671 году, называясь Мерефянским, поблизости к Мерефе. Кроме главного, деревянного, храма в честь Пресвятой Богородицы, в пустыне был храм в честь Рождества Иоанна Предтечи и колокольня с часами. Особенным предметом благоговения для всей окрестности была здесь Озерянская икона Божьей Матери. По закрытии пустыни, последовавшем в 1787 году, главный храм ее Рождества Богоматери перенесен в Мерефу», писал Филарет Гумилевский. Но по ведомости 1832 года есть запись: «построена неизвестно когда и кем, возобновлена в 1830 году».

http://sobory.ru/article/?object=03844

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010