Мастерская Г. выполнила ряд ответственных заказов: реставрацию икон ТСЛ, Успенского, Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля, кремлевской Мироваренной палаты; росписи соборов в Варшаве, Петергофе, в Саровской и Югской Дорофеевой пустынях, в Новоспасском, Знаменском, Страстном, Перервинском, Гуслицком, Козельщинском и Никольском единоверческом мон-рях; работы за границей - в Андреевском скиту на Афоне, в храмах Токио, Киото, Мацуямы, в Буэнос-Айресе, Берлине, Вене. К прославлению прп. Серафима Саровского в 1903 г. были выполнены иконописные работы для украшения раки святого и сени над его мощами (сохр. фотография крышки раки - РГИА. Ф. 835. Оп. 2. Ед. 200. Л. 17). Известно неск. крупных работ мастерской Г. для столичных храмов (не сохр.). Ок. 1906 г. были написаны образа для иконостаса ц. Иверской иконы Божией Матери при имп. Жен. педагогическом ин-те в С.-Петербурге. В 1910-1911 гг. исполнен иконостас и запрестольный образ для ц. Благовещения Богородицы при гимназии Рус. собрания. В нач. 10-х гг. XX в. вместе с Н. С. Емельяновым, Г. О. Чириковым Г. писал копии древних икон для собора Феодоровской иконы Божией Матери, возведенного в С.-Петербурге в память 300-летия царствования Дома Романовых. Тогда же по древним образцам в мастерской создан 2-ярусный иконостас с.-петербургского храма Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и свт. Николая Чудотворца (Спас на Водах) - памятника погибшим в Цусимском сражении морякам. Икона работы Г. находилась в нижнем пещерном храме во имя прп. Серафима Саровского в государевом Феодоровском соборе в Царском Селе (освящен в 1912). К 1916 г. написаны иконы для домовой ц. Спаса Нерукотворного при Военно-походной канцелярии. В нач. XX в. по заказу Комитета попечительства о рус. иконописи в числе др. мстёрских иконописцев (известны особой склонностью к «подстаринному» письму) Г. выполнял точные копии древних прославленных визант. и рус. икон для издания Лицевого иконописного подлинника ( Кондаков Н. П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. (Лицевой иконописный подлинник; 1)). К этой группе принадлежит 8 икон разных иконографий из собрания ГРМ, скопированных Г. в 1902-1903 гг. с произведений, хранившихся в Никольском единоверческом мон-ре и в старообрядческой молельне на Преображенском кладбище в Москве, «Спас Нерукотворный» 1902 г.- с почитаемого образа из московского Андроникова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/168404.html

Сооружение имеет любопытную строительную историю. Первоначально это был традиционный храм. В 1768 году устроен придел Страстной Богоматери, в 1809 году - придел Димитрия Ростовского, выстроена колокольня. В середине XIX столетия карачевский купец Н. Бочаров возвёл нынешнюю трапезную с приделом Богоматери " Взыскания погибших " , а староста К. Писковитин соорудил придел во имя вмч. Георгия Победоносца. Окружив собор, одинаковые полукруглые приделы придали его плану четырёхлепестковый вид, напоминающий план знаменитой Покровской церкви в Филях в Москве. Капитальный ремонт Михаило-Архангельского храма произведён в 1900 году. Тогда были сооружены новые иконостасы в более древних приделах церкви. Здание получило новую отделку и деревянную звонницу вместо разобранной колокольни. Главная святыня собора Михаила Архангела - икона Божией Матери " Страстная " . Первоначально она находилась в бывшем Карачевском Введенском монастыре, после упразднения которого в XVIII столетии перешла в соборный храм, став его неотъемлемой собственностью. Почитание иконы началось, по преданию, после достопримечательного случая, связанного с именем императрицы Елизаветы Петровны. Во сне её было откровение, что она избавится от болезни глаз тогда, когда помолится пред Страстной иконой Божией Матери, находившейся в Карачевском Введенском монастыре. Исполненная веры императрица послала уполномоченных людей за Страстною иконою в Карачев и по совершении моления получила благодатное исцеление. В 2012 году специалисты Института археологии Российской Академии наук сообщили общественности о научном открытии - обнаружении остатков каменного храма, относящегося к домонгольскому периоду. При проведении ремонта фундамента настоятель отец Александр обратил внимание на то, что с внешней стороны храма просматривается старая кирпичная кладка. Специалисты предположили: кладка состоит не из обычного кирпича, а из плинфы. Это характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжёный кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Трудно поверить, но на месте ныне действующего храма в XII веке стоял киричный! Его стена лежит в земле и в целом хорошо сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=01627

Младшая дочь Троилиных Александра – впоследствии игуменья Антония – родилась 23 мая 1821 года 1 и пользовалась попечением своей матери только в продолжение первых двух лет своей младенческой жизни. На третьем году ее жизни мать ее скончалась. Оставшись сиротою, Александра до 11 лет воспитывалась гувернантками и учителями в родительском доме при внимательном наблюдении горячо любившего ее отца. С одиннадцати же лет она была отдана в известный в то время пансион г-жи Севенар. Одною из симпатичнейших особенностей этого пансиона была та, что в нем, при блестящем внешнем воспитании, обращалось в то же время достаточное внимание на воспитание религиозно-нравственное. Доказательством этого служит, между прочим, то обстоятельство, что в пансион, по рассказам самой матушки Антонии, каждогодно привозима была для молебствий чудотворная Иверская икона Божией Матери. Обладая недюжинными способностями, ученица Александра Троилина быстро преуспевала в занятиях, числясь в числе первых в разрядных списках. С особенной любовью она занималась музыкой и достигала в этих занятиях таких успехов, что на публичных актах играла на фортепиано с целым оркестром. Опережая своих сверстниц успехами в науках и музыке, Александра Троилина выдавалась среди них и своим нравственно-религиозным направлением. Будучи от природы не особенно крепкого телосложения, Александра Троилина не могла привыкнуть к пансионскому режиму, так что в скором времени различные недомогания, вызываемые малокровием, начали проявляться у нее в довольно резкой, угрожающей форме. Из всех подруг своих она особенно близко сдружилась с сестрою бывшего Варшавского президента Любовью Ивановной Старынкевич 2 . Однажды со Л. Старынкевич во время уроков сделалось дурно. Лишь только ее вынесли из классной комнаты, как между пансионерками шепотом передавалось мнение, что Старынкевич умерла. Когда достигло это известие до ушей А. Троилиной, с ней сделался сильнейший обморок. После этого случая Николай Иванович решил взять дочь домой, так что она доканчивала курс пансионского учения уже будучи приходящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Итак, путь ко спасению Мария изначально обретает внутри себя, в покаянии, в самоотверженном стремлении следовать воле Бога. Она встает на путь крестный. И, обретшись на этом пути в своем сердце, она уже не встречает той страшной внешней преграды, разделяющей ее с Древом Жизни: «Достигнув дверей, прежде недоступных для меня, – словно вся сила, раньше возбранявшая мне, теперь расчищала мне путь, – я вошла без труда и, оказавшись внутри святого места, сподобилась воззреть на Животворящий Крест и увидела Тайны Божии, увидела, как принимает покаяние Господь». Обратившись на путь спасения, Мария не сразу стала святой. Ей надлежало пройти еще многие испытания и преодолеть великие соблазны. Рассказ преподобной о своих искушениях в заиорданской пустыне, куда она по повелению свыше удалилась от мира, опять же детален и реалистичен, как и повествование о греховном периоде ее жизни. Подвижница рассказывает, что в течение 17 лет, как она пришла в пустыню, она прожила «среди тысячи опасностей»: ее тянуло к прежнему образу жизни, развлечениям и удовольствиям; блудные помыслы терзали ее, страстный огонь то и дело вспыхивал в ее сердце. Она боролась со страстями как с дикими зверями. Не в человеческих силах устоять перед таким мощным диавольским напором, но Бог, как показывает нам житие, укреплял святую в ее борьбе. Рассказ об искушениях преподобной Марии являет нам действительное соработничество человека и Бога в духовной брани. Тут мы видим и колоссальные усилия воли подвижницы отвергнуть соблазны и порочные страсти, видим и присутствие Божией благодати, озарявшей истощенную отшельницу и дающей ей блаженный покой от искушений. Находим мы и более того: связующим звеном человеческой и Божественной воли нам предстает икона Богородицы в сознании подвижницы: отшельница Мария всем наветам лукавого противопоставляет Марию Деву – тот Образ, к которому она всеми силами стремится, свою Поручительницу, Которой она обещала вести новую жизнь, выполнить вверенное ей задание. Присутствие образа Матери Божией в душе преподобной Марии – это и присутствие Бога в ее жизни, укрепляющее и преображающее ее; это и предельная выраженность всех ее устремлений – соответствовать образцу подлинного Человека, подлинной Марии.

http://pravoslavie.ru/92457.html

132-133 133-139 ВОДОАЛЬД (кон. VII - нач. VIII в.), прп., затворник Свессионский (Суасонский) (пам. зап. 4/5 февр., перенесение мощей 25 мая, 26 сент.) 139-140 ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение 140-148 148-149 149-153 153-159 159-160 160-171 171-173 ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Воздвижения Креста Господня Мужской Монастырь - см. Чарторийский в честь Воздвижения Креста ВОЗДЕРЖАНИЕ добродетель тех, кто управляют своими страстными влечениями, пожеланиями, умеряют и ограничивают чувства 173-184 ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией 184-186 ВОЗМИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Возмищский, Возмищенский, Возминский], находился в Ламском стане (совр. Волоколамский р-н Московской обл.) 186-189 189-193 193-197 197-203 203-204 204-205 205-207 207-209 209-210 210-211 211-213 213-214 214-220 ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) 220-221 221-223 223-227 227-231 231-233 ВОЛЖИН Александр Николаевич (1860 - 1933), обер-прокурор Святейшего Синода (30 сент. 1915 - 7 авг. 1916) 233-235 235-239 239-240 240-268 268-270 270-271 ВОЛОГОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Галактионова Знаменская пуст., Спасо-Каменный Свято-Духовский мон-рь], основан между 1627 и 1632 гг. на берегу р. Содемки (ныне Золотуха, в черте Вологды) 271-272 272-273 ВОЛОНЬЧЕВСКИЙ (1799 - 1875), католич. еп. Самогитский (Жямайтский), литов. писатель, просветитель, историк 273-274 274-275 275-278 278-282 283-284 284-286 ВОЛЬНЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ прославилась в ц. во имя Св. Троицы дер. Вольно Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского 286-287 287-288 288-289 ВОЛЬФ Иероним (1516 - 1580), нем. ученый-филолог, издатель античных и средневек. греч. лит. памятников, основатель герм. византиноведения

http://pravenc.ru/vol/ix.html

В 1658 году инок черниговского Ильинского монастыря Геннадий написал новый образ Черниговской, принадлежащий к типу Одигитрии и прославленный многими чудесами. О двух повествуют надписи на его окладе: «Чудодейственное течение слезное на оном честном образе видимо было 1662 год с 16 по 24 число апреля» и «В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему Чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». Празднование этому изводу Черниговской, пребывавшему в Троицком соборе ТроицеИльинского монастыря в Чернигове, совершается трижды в год – в Троицын день, 16 апреля и в день Ильипророка. Еще в 1658 году список с этой иконы был взят в Московский Кремль в патриарший собор Двенадцати Апостолов. ЧерниговскоГефсиманский образ по размерам больше первообраза и написан на полотне. Он был вкладом в «пещерное отделение» (где иноки начали селиться спустя три года после основания самого Гефсиманского скита в 1844 году) девицы Александры Филипповой, сделанным в 1852 году. По толкованию современного богослова о. Александра Мумрикова, на этой иконе Очи Приснодевы, обращенные к Отцу, обращают к Нему же и человеческий разум, и тем самым «здесь, у Палаты Духа Святого, дышит Живоначальная Троица во всей своей полноте». И Пречистая и Младенец, восседающий на Ее левой руке – в царских венцах. В Гефсимании на Святой земле окончился земной путь Пречистой, это место ее славного Успения, слывущего второй Пасхой – этот праздник установлен еще современниками Богородицы, самими апостолами, и продолжается девять дней, с 15 по 23 августа по христианскому летоисчислению. Успенских храмов в православном мире неичислимое множество; Гефсиманий же на русской земле в силу особой святости этого понятия было очень немного. Престольным праздником в них считается не самый день Успения Богородицы (15 августа), а день Ее Вознесения на небо, отмечающийся 17 августа. Только в этот день на территорию Гефсиманского скита допускались женщины; нижняя же подземная церковь была посвящена Гефсиманскому молению Спасителя, и ее храмовым праздником была вся Страстная Седмица.

http://pravoslavie.ru/1924.html

В 1792 году на месте деревянного обветшавшего к тому времени храма, на средства Василия Максимова, крестьянина деревни Степанцево, была построена ныне существующая каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Строил храм московский архитектор Евфимий Фёдоров. По преданию, новую каменную церковь хотели возводить в людном месте, но приготовленные стройматериалы вдруг исчезли. Чудесным образом они оказались на месте бывшего монастыря, их обнаружил пастух, искавший пропавшее стадо. Ещё одним указанием свыше на это место было появление иконы Успения Богородицы на берёзе, растущей на берегу Яузы. В приделе храма и поныне пребывает особо чтимая икона Божией Матери " Успение " на фрагменте берёзового дерева, на котором и было явление этого образа в те далёкие времена. В память о деревянной церкви на том месте был сначала поставлен кирпичный столб, а в 1900 году - часовня. Из старого деревянного в новый каменный храм перенесли особо чтимые иконы: складную, покрытую слюдой, икону Успения Богородицы с образами свт. Николая Чудотворца и св. муч. Антипия на боковых створках, а также иконы Спасителя, Страстной Богоматери и Сошествия Господня в ад. Новопостроенная церковь - это каменная церковь типа " восьмерик на четверике " в стиле позднего барокко. С востока к основному объёму примыкает гранёная апсида. Основной объём с запада связан небольшой бесстолпной трапезной с трёхъярусной шатровой колокольней, верх которой перестроен в 80-е годы XIX века. В 1880-е годы производилась ремонтные работы под надзором московского архитектора Виктора Ивановича Веригина. Кирпичная церковная ограда с трёхпролётными западными воротами была построена во второй половине XIX века. К тому времени относится и стоящая в ограде хозяйственная постройка. За алтарём Успенской церкви сохранилось бронзовое надгробие в память крестьянина деревни Степанцево Петра Матвеевича Ионова, попечителя храма. В 1847 году его стараниями при священнике Дмитрии Лебедеве и церковном старосте Иване Семенове на пожертвования помещика С.

http://sobory.ru/article/?object=08581

В 1862 г. к М. обратились Е. Г. и П. Е. Терещенко (мать и жена благотворителя Н. А. Терещенко), страдавшие различными болезнями, и старец посоветовал им устроить в г. Глухове бесплатную больницу. Лишь только женщины откликнулись на это предложение, сразу выздоровели. Но бесплатная больница во имя св. Евфросинии была построена в Глухове только в 1879 г. Состоятельные миряне в благодарность М. за добрые советы и исцеления передавали богатые подарки, которые преподобный сразу же посылал игумену или раздавал др. посетителям. Из приносимого он оставлял себе только ладан и восковые свечи. После кончины в келье старца была найдена лишь 20-копеечная монета в книге, положенная в качестве закладки. В 1851 г. игум. Евстратий освободил М. от чреды священнослужения. На нек-рое время старец прекратил прием посетителей, как насельников, так паломников. Большую часть времени он проводил в келье, выходил только на богослужения в храм, иногда шел далеко в лес или на кладбище - для уединенной молитвы и богомыслия. В маленькой келье преподобного стекла были заклеены бумагой, имелись икона Божией Матери «Страстная», Распятие, неск. книг, стол, стул, деревянная скамейка со старым зипуном. Однажды инок, осудивший в беседе с братом уход М. в затвор, проходил мимо его кельи. Преподобный, приоткрыв дверь, сказал: «Прости меня, брат... не могущего подвизаться так, как подвизаетесь вы» - и пересказал недавний разговор 2 насельников. Смущенный инок упал в ноги старцу и испросил прощение. Когда М. явился ангел с повелением вновь принимать приходящих, старец рассказал об этом игумену, к-рый благословил его общаться с посетителями. Глинский иером. Тарасий, проживавший в келейном доме по соседству с М., вспоминал, что с утра и до вечера келью старца буквально осаждали толпы паломников, выстраивавшихся в длинную очередь. Лишь только М. приоткрывал дверь, стоявшие впереди богомольцы падали ему в ноги. Но старец часто называл по имени и приглашал кого-либо из стоявших позади, совершенно незнакомых ему мирян, пришедших издалека.

http://pravenc.ru/text/2561320.html

В 1940–1950 гг. Ризположенский храм отреставрировали, вернув ему первоначальный облик, убрав поздние наслоения в живописи, восстановив древнюю форму иконостаса. В его пятиярусном иконостасе находится много икон XIV–XVII веков. Иконописные царские врата XVI века перенесены сюда из уничтоженной в 1932 г. кремлевской церкви Спаса на Бору. Справа от врат находится храмовая икона XVII века «Положение ризы и пояса Богоматери». Иконы трех верхних ярусов (пророческий, праздничный и деисусный), а также образа Троицы и Богоматери в нижнем ярусе написаны в 1627 г. известным иконописцем Оружейной палаты Назарием Истоминым. Узким фризом над местным рядом расположены небольшие иконы-пядницы XVI–XVII веков, собранные из разных храмов. Древней является и стенная роспись, выполненная царскими мастерами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым в 1644 г. После реставрации Ризположенской церкви на паперти-галерее была устроена экспозиция русской деревянной скульптуры и мелкой пластики XIV–XVII веков. Здесь собраны памятники из разных храмов Москвы и других городов. Древнейшей деревянной скульптурной иконой является резной образ великомученика Георгия Победоносца (конец XIV – начало XV века). В галерее находится портретная деревянная резная крышка раки основателя церкви митрополита Ионы (XVII век). Резная фигура святителя Николы Можайского (XVII век) находилась в старину в кремлевской церкви Николы Гостунского, разобранной в XIX веке. На выставке экспонируется часть рельефной Страстной иконы Божией Матери XVII века, вывезенной из часовни у Пятницких ворот города Коломны, а также резные деревянные иконы мучеников Параскевы Пятницы и Никиты и «Распятие с разбойниками». Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 1993 году в России выпущена почтовая  почтовая марка , посвященная церкви Ризоположения. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=03411

В сентябре 1823 года на торжественном богослужении в церкви Михаила Архангела на Орлике присутствовал император Александр I, а меньше чем через два с половиной года, 21-22 января 1826 года, в этой церкви покоилось тело императора – на время остановки в Орле, когда его везли из Таганрога в Петербург. Был сооружен балдахин с короной вверху, под сенью которого покоился прах государя (балдахин покрывал главный престол храма до 1918 года). Храм на 800 человек к середине XIX века уже не может вместить всех богомольцев, и в 1858 году по проекту епархиального архитектора Н. Ефимова трапезная расширяется, становится четырехстолпной и объединяется с отдельно стоящей колокольней. Надо отметить, что Н. Ефимов был автором крупнейших культовых сооружений на Орловщине. По его проектам в эклектическом русско-византийском стиле в г. Орле построены Смоленская церковь (1859-1908 гг.), Покровская церковь (1853-1904 гг., не сохранилась), Троицкий собор Успенского мужского монастыря (1860-1879 гг., не сохранился). Трапезная была вновь расписана: на западной стене – библейские сцены, на пилонах арок – евангелисты, над хорами – пророки, на куполе церкви – «Явление Троицы». Расписана церковь была и снаружи: стеновая живопись занимала общую площадь 260 кв. м. В конце XIX века церковь подновлялась по фасадам, в 1905 году вместо деревянного иконостаса устроен мраморный. Самой почитаемой иконой в храме была Страстная икона Божией Матери в золоченой ризе. Церковь владела двумя домами, в одном располагалась церковно­приходская школа для неимущих, в другом доме была богадельня для престарелых. В 1918 году предметы культового обихода, представляющие собой материальную ценность, реквизируются, в 1923 году в церкви устраивается музей религиозных искусств, а трапезная оставляется для богослужения. Перед Великой Отечественной войной церковь закрывается и после войны используется под склад. В 70-х годах «творческий» коллектив орловского проектного института разрабатывает проект приспособления здания под концертный зал, специально созданная комиссия составляет акт о малой художественной ценности сохранившейся настенной живописи XIX века в интерьере церкви. Приспособление предусматривало устройство подвального помещения под гардероб и туалеты. Пробив стену, в церковь въезжает экскаватор и вырывает котлован глубиной 5 метров с выемкой грунта 1400 куб.м. Бетонными перекрытиями второго этажа уничтожается живопись интерьера.Объем здания раскололся на отдельные составляющие части с образованием сквозных раскрывающихся трещин по стенам и просадкой основного объема храма на полметра. К концу 80-х годов сооружение пришло в тяжелое аварийное состояние с угрозой обрушения стен и сводов. Выписка из акта технического состояния здания от 2 июня 1989 года: «Если бы ставилась задача вывести несущие конструкции здания из стабилизированного состояния, то более изощренный способ трудно себе представить, здесь этого добились с максимальной эффективностью...»

http://sobory.ru/article/?object=07376

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010