Знаменательно, что, как минимум, дважды Мурановскую церковь посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, сестра последней императрицы, ныне преподобномученица. Она приезжала сюда в 1909 г. почтить память скончавшегося в этом же году строителя церкви И.Ф. Тютчева, а также на крестины его племянника Николая в 1916г. После революции последнее богослужение в храме совершалось на Пасху в конце 1920-х годов. В 1930-е годы храм был разорен и передан колхозу, который использовал его под свои нужды. В 1950-х годах здание церкви возвращено музею и служило фондохранилищем. В 1998 г. директор музея-усадьбы " Мураново " В.В. Пацюков обратился к митрополиту Московской области с просьбой возобновить богослужения в храме. Распоряжением Владыки храм был сделан приписным к церкви в честь Страстной иконы Божией Матери в деревне Артёмово. С июня 1998 г. перед храмом стали совершаться молебны. Первая Божественная Литургия была совершена в Мурановском храме на престольный Праздник Спаса Нерукотворного 29 августа 1998 г. Сразу же начались ремонтно-восстановительные работы. На сегодняшний день внутренний интерьер церкви почти полностью воссоздан. Проделаны значительные работы по налаживанию гидроизоляции и устройству дренажных систем. К числу храмовых святынь относится чтимая икона «Умиление Пресвятой Богородицы», которая когда-то пребывала в Серафимо-Дивеевской обители - одна из первых копий с чудотворной иконы, перед которой молился старец Серафим. В храме также хранятся частицы мощей многих Святых Угодников. Некоторые иконы, когда-то находившиеся в храме, были возвращены. В частности, краеведческий музей города Пушкино передал образ Спаса Нерукотворного, который ранее пребывал в храме Мурановской усадьбы. Осенью 1999 г. командующий Главным штабом ВВ РФ генерал-полковник Б.Н. Мансин передал в дар храму образ «Спаса Нерукотворного» - икону, которая на протяжении 10-ти лет не раз спасала его во время боевых действий в горячих точках нашей страны и за её пределами. К 2000-летию Рождества Христова в Мурановской усадьбе рядом с храмом была полностью воссоздана утраченная в 1920-е годы колокольня. Осталось только три фотографии старой звонницы, однако стараниями опытных специалистов был создан проект, и колокольня обрела своё второе рождение. Сейчас её украшают девять колоколов, отлитых на Урале. В общине храма есть профессионально обученные дипломированные звонари.

http://sobory.ru/article/?object=00652

Новый, настоящий храм был построен по инициативе астраханского купечества. 15 апреля 1729 года их представитель купец Афанасий Крашенинников обратился к Астраханскому епископу Илариону с просьбою выдать ему храмоздательную грамоту для закладки церкви. К 1739 году строительные работы были закончены, и в этом же году новосооружённый храм был освящён епископом Иларионом. В скором времени Никольская надвратная церковь была передана в военное ведомство и приписана к военному госпиталю, а позже к Кавказскому линейному батальону. В 1843 году, после перевода линейного батальона на Кавказ, храм был снова передан в епархиальное ведомство. Но в 1844 году, вследствие ходатайства 2-го батальонного командира (астраханского гарнизона) майора Роде, он был передан ему во временное заведывание. Позже Никольская церковь была причислена к выстроенному рядом с нею гарнизонному лазарету. В 1890 году, по благословению Астраханского епископа Павла (Вильчинского), Никольский надвратный храм был передан во временное пользование единоверческой общине. В её ведомстве он находился до 1895 года, когда единоверцами был построен собственный храм на Кремлёвском съезде в районе Косы. После этого Никольская церковь снова перешла в полное распоряжение астраханского гарнизонного госпиталя, в ведении которого она находилась вплоть до 1917 года. Храм был построен в древнерусском стиле, без лишних деталей декора, со скатною, покрытою черепицей крышей, имеющей первоначально одну небольшую главку с узорчатым прорезным крестом. Алтарь храма был устроен вровень со стенами, только крыша его была немного ниже церковной. Храм первоначально не имел притвора, роль которого выполняла пристроенная с западной стороны галерея, закрытая с трёх сторон тесницами с семью рамами. Эта галерея была связана с открытою каменною галереей, охватывающей северную и восточную стороны храма. По этой галерее совершались крестные ходы с обхождением вокруг храма в Страстную пятницу с плащаницей и на Пасху. В начале XX века крытая западная галерея была переделана в каменный притвор, сам храм получает некоторое украшение в виде малых боковых главок и кокошников с западной стороны. В это же время с южной стороны притвора пристраивается ажурная колокольня, через которую был устроен вход в церковь. С юго-западной стороны к храму примыкал одним углом военный госпиталь, из которого был сделан ход на площадку парадной лестницы, чтобы больные могли свободно проходить в храм и присутствовать на богослужениях. Чтимый астраханцами образ Святителя Николая, именуемый Можайским, после постройки нового храма был перенесён в часовню, устроенную в Никольских вратах, прямо под алтарём храма. К этой иконе во множестве приходили люди, обращаясь к великому угоднику Божию в своих нуждах и несчастьях, в надежде на его быструю помощь. В часовне находилась также икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», написанная на средства солдат астраханского батальона.

http://sobory.ru/article/?object=02863

О былом великолепии монастыря свидетельствуют с трудом различимые остатки росписи. Они, как говорят знающие люди, тоже сделаны мастерами украинской школы. Похожие уникальные церкви в России: соборный храм Московского Страстного монастыря и Преображенский собор Смоленского Авраамиева монастыря. Жители окрестных сел и деревень особо почитали находящиеся в храме иконы Спасителя, Божией Матери Казанскую, Василия Великого, Ильи Пророка, Николая Чудотворца, обрамлённую серебряной чеканной резьбой. Один из иконостасов летом 1768 года в благодарность Богу сделали бывшие местные крестьяне. До сих пор из поколения в поколение передаётся предание о том, сколь велика была слава у Ферапонтовой пустыни, как любили сюда стекаться отовсюду богомольцы, даже когда не стало монастыря. Они притекали сюда не только помолиться, но и набрать воды из святого источника (он сохранён). Приход жил, молился, чтил лучшие церковные традиции до самого страшного дня, когда безбожная власть безжалостно закрыла храм (1935 г.). С 1961 г. в нём располагались зерносклад и сепараторный пункт. Только в 2007 г. церковь Успения была, наконец, передана Калужской епархии. На сегодняшний день в обители создаются условия для проживания братии, которая готова вселиться в возрождаемую обитель. Заказана книга писательнице Надежде Смирновой о Ферапонтовом монастыре. Издан буклет, приуроченный к юбилейным торжествам в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского, учителя и наставника преподобного Ферапонта Боровенского. В данный момент пишется икона преподобного Ферапонта Боровенского. Ввиду преемственности монашеской традиции, святой образ заказан иконописцу Троице-Сергиевой Лавры. По окончании работы предполагается торжественная передача иконы Боровенскому монастырю. (с) Официальный сайт Песоченской епархии http://pesochny-eparhia.cerkov.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=30598

Параскевы Пятницы (северный). Два последних престола были посвящены упраздненным церквам, на месте которых в свое время стоял собор. С западной стороны к церкви примыкала огромная колокольня высотой до 50 м, построенная в 1852–1862 гг. Самый большой ее колокол весил около 200 пудов. Старый же Успенский собор, вероятно, разобрали вскоре после освящения нового храма. В 1871 г. началось расширение Успенского собора, инициаторами которого стали местный протоиерей и церковный староста Семён Иванов, поскольку «потребность распространения трапезного храма постоянно ощущалась, особенно зимой и в двунадесятые праздники при многолюдном стечении прихожан и богомольцев из других приходов». Придел с южной стороны трапезной, куда перенесли Покровский престол, освятили 12 мая 1872 г. В 1875–1876 гг. трапезную расширили с северной стороны, где разместили Пятницкий придел, освященный 6 ноября 1876 г. Наиболее почитаемыми иконами собора считались образ Страстной иконы Божией Матери, а также чудотворная икона Св. великомученицы Параскевы. В состав прихода, кроме горожан, входили крестьяне пригородной Пушкарной слободы, а до 1903 г. – и деревни Закромский Хутор. В приходе имелась земская школа. В качестве приписной к собору была причисле на Тихвинская кладбищенская церковь. В 30-е годы XX в. Успенский собор был закрыт, а в 1940 г. – взорван. В настоящее время на его месте стоит памятник В.И. Ленину. Неделин В.М., Ромашов В.М. Архитектурные древности Орловщины. Стр. 160 Приход состоит, кроме городских жителей, из крестьян пригородной слободы Пушкарной, а до 1903 года и деревни Закромского Хутора. Приход первоначально образован вместе с восстановлением г.Кром в 1594 году. Около половины XVIII ст[олетия] вместе с перенесением храма во имя св. Параскевы из Пушкарной слободы, эта последняя была приписана к Успенскому г.Кром Собору. В настоящее время в приходе значится прихожан 1357 муж. пола и 1438 жен. пола. Большею частью прихожане в городе занимаются торговлею; а в деревне — сельским хозяйством.

http://sobory.ru/article/?object=44930

Синодом этот праздник был установлен и с тех отмечается каждый год, обычно через пять дней после Благовещения, т.е. 30 марта по старому стилю (если Благовещение не приходится на Страстные дни – в этом случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы). Из Миссии в Иерусалиме идет крестный ход с иконой Благовещения в Горнюю, навстречу из Горней выходит свой крестный ход с иконой Целования Божией Матери с праведной Елисаветой. Икона Благовещения в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в Горней до 24 июня по старому стилю – дня Рождества Иоанна Крестителя, когда она снова возвращается в Миссию на Русском Подворье в Иерусалиме. Служба этого праздника Целования также написана самим о. Антонином. Изначально с иконой Благовещения из миссии шли монахини Елеонского Вознесенского монастыря. Встретившись у источника Девы Марии в Эйн-Кареме монахини обеих обителей лобызались. Однако с отходом после 1948 г. Горненского монастыря к РПЦ МП, а Елеонского - к РПЦЗ, этой традиции был нанесен серьезный удар. В 1910 г., при начальнике РДМ о. Леониде (Сенцове) в монастыре был заложен более вместительный храм во имя Троицы Живоначальной. Однако храм не был тогда достроен из-за начавшейся в 1914 г. I Мировой войны, когда сотрудники РДМ был вынуждены покинуть Иерусалим и уехать в Каир. В недостроенном виде собор простоял почти 90 лет. Лишь в 1997 г., когда отмечалось 150-летие РДМ, монастырь посетил патриарх Алексий II, и было получено благословение на достройку храма. К настоящему времени строительные работы практически завершены. Храм был освящен во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. Третья церковь монастыря – пещерная. Была освящена во имя св. Иоанна Предтечи 29 июня 1987 г. Она примыкает к католическому монастырю Посещения и находится на месте, где, по преданию, был дом праведных Захарии и Елисаветы. В настоящее время в монастыре порядка 60 насельниц. Кроме того, здесь принимаются приезжающие поклониться святым местам русские паломники. Источники 1. Иеромонах Марк (Головков). 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В книге «Паломничество во Святую Землю», изд-во «Эком-пресс», М., 1997. 2. И.Торик. Энциклопедический путеводитель по Израилю. Изд-во «ИсраДон», Иерусалим, 2001. 3. З. Вильнаи. Ариэль, краеведческая энциклопедия по Земле Израиля, стр. 5743-5751. Изд-во «Ам Овед», Тель-Авив, 1978. 4. П. Платонов. Горненский монастырь в Иерусалиме: история Обители и ее престольных праздников. http://ric.orthost.ru/russia/9/12/ Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 2004 году в России была выпущена серия почтовых марок, посвященных монастырям Русской православной церкви, на одной из этих марок изображен Горненский женский монастырь. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03446

Схиархимандрит Илиодор (†1879), еще до принятия великой схимы, удаляясь от мирской суеты, ничего не принимал от мира (327). В своём завещании он так подвёл черту своему служению: «Дабы не было сомнения о моём состоянии, истинно объявляю, что ни капитала, ни вещей каких-либо, ни особой одежды, кроме обыкновенной, которую я изготовил на случай смерти, и в которой ходил, никакой другой у меня нет» (344). А монах Кирилл (†1891), взявший на себя подвиг юродства, всё земное считал сором. «Деньги, приходившие ему от брата, бросал куда попало, и они валялись где-либо на полу или на окне, пока кто-либо из больничных не прибирал их для его же необходимости или не отдавал на общую потребность монастыря» (404). Нестяжательный иеромонах Порфирий (†1868) принимал жертвуемое «только на чай и сахар» для угощения приходящих к нему. «Всё присылаемое отдавал бедным» хотя «сам терпел великую нужду» (303). Благоговейнейший инок Досифей (†1874) носил ветхую одежду и до тех пор, пока она не рассыпалась. Смущавшимся этим он говорил: «Голый родился, голый и умру». В Патерике к сему добавлено: «Так и случилось, он умер богатым полным нестяжанием» (319). Патерик заглядывает и в кельи нестяжателей и видит здесь много поучительного. «Заглянем в келью старца (иеромонаха Макария, †1864. – К.С.), – приглашает читателя Патерик. – Она состояла из одной комнаты. Стёкла в ней были заклеены бумагой, чтобы не развлекаться взором... В келлии была одна икона Страстной Божией Матери, Распятие, несколько книг, стол, стул, простая деревянная скамейка, на ней лежал старый зипун, а на столе одно яблоко. Никаких украшений келлии старец не терпел» (247). А ведь он мог стать богатейшим человеком. Приходившие к нему за добрым советом состоятельные люди готовы были сделать ему многое, но старец всё отклонял. Если же что принимал, то тут же передавал на нужды обители или раздавал паломникам. О его полной нестяжательности свидетельствует и то, что после его кончины нашли единственную двадцатикопеечную монету, да и та была положена в книгу как закладка и забыта (247).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Празднование Собору Липецких святых было установлено 8 июня 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти еп. Липецкого сщмч. Уара (Шмарина) , 10 сент. Написана икона святых Собора (находится в липецком кафедральном Христорождественском соборе), составлена служба, издано 1-е собрание житий святых, включенных в Собор (Собор святых Липецкой земли: Сб. житий Липецких и Елецких святых/Сост.: прот. Н. Стаднюк, А. А. Найдёнов, А. И. Чеснокова. Липецк, 2013). К наиболее почитаемым святыням Л. м. относятся: Липецкая Страстная икона Божией Матери в липецком кафедральном соборе в честь Рождества Христова, Корсунская икона Божией Матери в усманском Богоявленском соборе, Владимирская икона Божией Матери в Троекуровском Иларионовском во имя вмч. Димитрия Солунского женском монастыре , икона Св. Троицы в лебедянском во имя Св. Троицы женском монастыре, Тихвинская икона Божией Матери в Тихвинском соборе г. Данкова, Тихвинская икона Божией Матери в Раненбургской Петропавловской пустыни , список Елецкой иконы Божией Матери в елецком Вознесенском соборе. Во Владимирском соборе задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря находится рака с мощами свт. Тихона Задонского; в Троекуровском монастыре почивают мощи затворника прп. Илариона (Фомина); в Сезёновском в честь Казанской иконы Божией Матери Иоанновском женском монастыре - мощи затворника прп. Иоанна (Быкова; 1791-1839). С памятью свт. Тихона Задонского связаны св. источники близ задонского Рождество-Богородицкого муж. мон-ря, задонского Тюнина (Тюнинского) Богородице-Тихоновского в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» женского монастыря и задонского Тихоновского в честь Преображения Господня женского монастыря . Почитаются верующими св. источники близ Троекуровского Иларионовского мон-ря и Раненбургской Петропавловской пуст., а также у сел: Каменное Грязинского р-на, Дубовое Чаплыгинского р-на, Головинщино Лев-Толстовского р-на, Борисовка Добровского р-на, Перехваль и Головинщино Данковского р-на, Преображенье Измалковского р-на.

http://pravenc.ru/text/2110528.html

Церковь Николая Чудотворца - однокупольный храм типа " восьмерик на четверике " с алтарной апсидой, трапезной и трехъярусной колокольней, выполнен мастерами провинциального зодчества в стиле классицизма. Закрыта в 1930-1931 годах при советской власти. Богослужения возобновлены в 1997 году. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Ныне существующая каменная церковь св. Николая уже третья. Первоначально существовавшая церковь во имя св. Николая была деревянная, но когда и кем она была основана, неизвестно. Она сгорела, но во время пожара осталась неповрежденною одна только икона св. Николая, ныне свято чтимая, и в настоящее время эта икона храмовая в главном Никольском иконостасе. По преданию, икона св. Николая принесена была из Новгорода при великом князе Иоанне III двумя братьями, каменщиками по фамилии Оксеновыми (или Романовыми) и ими была пожертвована в Никольскую церковь, в коей они числились прихожанами. После первого, сгоревшего, был построен второй храм во имя св. Николая не на месте прежнего, а ниже по течению р. Тверцы, близ ее порогов, от чего эта церковь получила в народе название «Николая, что на порожках». Этот деревянный храм впоследствии перевезен был на Христорождественское городское кладбище при открытии оного. Существующая на упомянутом кладбище часовня составляет часть алтаря бывшего второго Никольского деревянного храма. Вместо деревянной церкви в 1778 г., по благословению Тверского Преосвященного Арсения III (Верещагина), была построена ныне существующая каменная, с одним приделом в честь св. бессребреников врачей Космы и Дамиана. В 1850 г. Никольская церковь была распространена и в ней было устроено два теплых в трапезной придела: правый в честь Страстной иконы Пресв. Богородицы, левый - в прежнее наименование свв. Космы и Дамиана. В Никольском храме по своей древности замечательны иконы: Божией Матери Тихвинской, которая, по словам местного священника, обращает на себя внимание московских старообрядцев, икона свв. мезмездных врачей Космы и Дамиана и икона Страстной Божией Матери. Икона Божией Матери Споручницы грешных пожертвована в 1851г. 30 ноября проживавшим в Торжке г. Рожновым. Эта икона замечательна тем, что она 2 мая 1853 г. была дана в напутствие и благословение ратникам и была с ними в походах, а в 1856 г. 1 мая была возвращена в Никольскую церковь по прибытии в Торжок 3-й роты, находившейся под командой майора Ивана Павловича Мошнина.

http://sobory.ru/article/?object=06249

К большому огорчению местных жителей часовня была разрушена в 1933 году. Чтимая икона бесследно исчезла. В начале 90-х годов ХХ-ого столетия уроженка д.Артемово Р.И. Киселева (в будущем монахиня Феодосия) выйдя на пенсию возгорелась желанием послужить Христовой Церкви. После длительной молитвы об указании ей правильного духовного пути, ее посетила мысль о создании в Артемово православного храма. Получив поддержку благочинного Пушкинского округа протоиерея Иоанна Монаршика(старшего), раба Божия Раиса стала заниматься регистрацией церковной общины. Наконец в 1996 году было получено благословение правящего архиерея Московской Епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на строительство церкви. Назвать храм в честь Страстной иконы сподвигла местных жителей не только память об утраченной святыне но и одно чудесное событие. Жительница г.Москвы раба Божия Валентина на одной из московских улиц нашла икону Божией Матери. Не зная что это за образ, она решила отвезти его в д.Артемово, где собирались строить как раз православный храм. Бог привел эту женину в том момент, когда обсуждалось название храма. Каково же было удивление жителей, увидевших, что привезенная в дар будущему храму икона оказалась именно Страстным образом. С марта 1998 года и до сего дня в храме проходят регулярные богослужения. Икона, привезенная рабой Божией Валентиной, стала особо чтимой святыней прихода и подает многим благодатную помощь. Современное состояние [ править править код ] На сегодняшний день в общине храма проживают, и трудятся более 70-ти обездоленных людей, а также есть значительное подсобное хозяйство. В дальнейшем предполагается устроить здесь мужской монастырь. Там же в деревне Артемово неподалеку от церкви оборудован комплекс святых источников, на основе которых создан парк погибших моряков. Теперь здесь регулярно проходят мероприятия патриотической направленности, в которых принимают участи военнослужащие, учащиеся школ и ветераны боевых действий. Приходом Храма Страстной иконы Божией Матери в деревне Артемово Окормляются воинские части находящиеся на территории Пушкинского благочиния т.к. игумен Феофан (Замесов) является ответственным за взаимодействии Русской Православной Церкви и войсковых соединений и правоохранительных органов на территории Пушкинского благочиния.

http://azbyka.ru/palomnik/Страстной_храм...

Эта древняя церковь находилась в кремле, на правой стороне Ивановского съезда. В древние времена на этом месте стоял неизвестно кем и когда основанный мужской Симеоновский монастырь. Он упоминается в Сотной грамоте 1621–1622 гг. В монастыре была церковь Симеона Столпника, но в большой пожар 1715 г. монастырь и церковь сгорели. В 1743 г. на этом месте была построена каменная церковь, освященная при епископе Дмитрии (Сеченове). Деньги на восстановление собирали при участии самого губернатора, князя Д.А. Друцкого. С 1769 г. Симеоновская приходская церковь служила храмом Нижегородского гарнизонного батальона. В древней деревянной церкви был придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1821 г. начальник гарнизонного батальона устроил в трапезной правый придел в честь Введения Пресвятой Девы во храм. С 1826 по 1836 г. церковь находилась в военном ведомстве, а далее, повелением Николая I, храм перешел к единоверцам вместо Свято-Духовской церкви при Губернаторском доме. Престолов в храме было три: главный – в честь Страстной иконы Божией Матери, а придельные в трапезной, в память о древнем монастырском храме, были посвящены Введению во храм Пресвятой Богородицы (правый) и преп. Симеону Столпнику (левый). Главной достопримечательностью храма была точная копия древней иконы Страстной Божией Матери, проявившей себя чудотворениями в с. Палец Нижегородского уезда. Копия Палецкой иконы тоже почиталась чудотворной, и по определению Синода от 1839 г., икона эта пребывала по очереди (по 2-3 месяца) в кафедральном соборе, Симеоновской церкви и в Успенском соборе (см. Добровольский М. Указ. соч., с. 69–71). Клир церкви состоял из священника Иоанна Глазкова, диакона Ивана Ястребцова и псаломщика Михаила Веретенникова. Прихожанами Симеоновской церкви на 1914 г. состояли жители 102 домов Н. Новгорода и пригородных деревень и селений, всего 235 мужчин и 305 женщин, в основном крестьяне. После революции, по свидетельству настоятеля Михаило-Архангельского собора о. Алексея Некрасова, кремлевские храмы со 2-й половины августа 1918 г. были закрыты для богослужения. К январю 1924 г. церковь значится среди закрытых, и община названа «ликвидированной». По циркуляру ВЦИКа от 7 января 1924 г. «предметы культа художественно-исторической ценности из закрытой церкви были переданы в ведение Губмузея. Саму церковь Отделу по делам музеев Главнауки Наркомпроса с учета предлагается снять как не представляющую интереса с архитектурной стороны». К 1 июня 1928 г. Симеоновская церковь была разобрана – «чтобы освободить место под новое строительство».

http://sobory.ru/article/?object=35565

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010