В Ильинском храме хранятся бесценные святыни, памятники русской культуры и истории. В местном чине иконостаса - " Нерукотворный Спас " и Казанская икона Божией Матери XVII века письма Симона Ушакова, перенесенные еще из деревянного храма. Здесь же у левого клироса находится очень чтимый в Москве чудотворный образ Божией Матери " Нечаянная радость " - главная святыня Ильинского храма. Есть легенда о том, что от иконы " Нечаянная радость " чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен. Эта икона изначально находилась в кремлевской Благовещенской церкви в Тайницком саду, после ее разрушения была передана в церковь св. Власия у Пречистенки, а затем оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда в советские годы передавали все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. В Ильинский храм образ был передан после ликвидации обновленческого раскола в обмен на копию (этот список и хранится сейчас в Петропавловском приделе Сокольнического храма напротив Иверской иконы). А у правого столпа при входе в Ильинский храм находится дивный образ Спасителя, написанный митрополитом Серафимом (Чичаговым). Одна из местных особенностей храма, о которой остались воспоминания его прихожан - на Страстной неделе духовенство служило здесь не в черных ризах, а в темно-лиловых. Храм не закрывался в советское время, хотя вопрос об этом поднимался несколько раз, и по странному совпадению, всегда на Крестопоклонной седмице. И только после возобновления патриаршества в 1943 году попытки закрыть Ильинскую церковь прекратились. Поскольку он был одним из немногих действующих в те тяжелые времена храмов, на Пасху в нем собиралось множество людей. В целях антирелигиозной пропаганды в толпу специально подсылали группу хулиганов, которые свистели в храме и толкали людей, пытаясь помешать богослужению, осквернить чувства верующих, создать сумятицу, панику и давку. И хотя храм чудом уцелел, он все же пострадал в эту черную годину русской истории - на его колокольне выломали часть решетки и через зияющий провал сбрасывали на землю колокола. А во время войны храм повредила бомба, но его быстро восстановили, и богослужения продолжались даже при воздушных тревогах.

http://pravoslavie.ru/24.html

Не только Святогорский монастырь, но и харьковская местная церковная жизнь была для юного Михаила школой благочестия. В кафедральном соборе под влиянием архиепископа Антония (Храповицкого) совершались богослужения по требованиям церковного устава, насколько это было возможно, со строго уставным пением, приближающимся к монастырскому. В Успенском соборе пребывала древняя Елецкая икона Божией Матери, перед которой каждую субботу совершался акафист, на верхней же площадке лестницы, ведшей в придел собора, находился весьма чтимый всеми харьковчанами чудотворный образ святителя Николая Чудотворца. В Покровском монастыре хранилась Озерянская икона Божией Матери, привлекавшая многочисленных почитателей. В этом же монастыре, в особой усыпальнице, почивал праведник чудотворец архиепископ Мелетий (Леонтович). Над самым его гробом владыка Антоний неоднократно лично совершал по нему панихиды и при отпустах на них добавлял: «И нас святыми его молитвами помилует». Будущий архиепископ Иоанн весьма почитал архиепископа Мелетия и, видимо, начал ему подражать. Будучи ректором семинарии, владыка Мелетий (1784—1840) значительно оживил дело преподавания. Прекрасно излагая свой предмет, он сумел заставить учеников заинтересоваться им. Кроме того, по словам святителя Иоанна, «показывая собою образец монашеской жизни и будучи весьма строг к себе, он в то же время относился с большою любовью к ученикам — являлся для них не столько начальником, сколько отцом и пастырем» . В 1826 году он был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. Праведный Мелетий был строгим подвижником. Страстную неделю он проводил почти без пищи, чему окружающие изумлялись. Он был и усердным молитвенником. Неопустительно выслушивая каждую службу, он положил себе определенные часы для келейной молитвы, и молитва Иисусова никогда не сходила с его уст. Во время богослужения, особенно во время Божественной литургии, его благоговение доходило до высшего напряжения, проявляясь в слезах. Его чрезвычайно огорчало малейшее неблагочиние, запинка в богослужении. Часто певчие начинали петь ранее, чем он оканчивал свой возглас, в чем он их упрекал после литургии.

http://pravoslavie.ru/4453.html

После второй мировой войны монастырь пришел в запустение и в 1946 г. был заселен женской монашеской общиной во главе с игум. Христонимфой (Карцоной). После этого началось восстановление монастыря, в 1957 г. над главным входом был сооружен парекклисион Всех святых, а в 1962 г. в купольной постройке вост. корпуса - парекклисион Успения Пресв. Богородицы. Благоустроены монастырские подворья с церквами Вознесения Господня (1952) и вмч. Димитрия Солунского. В 1967 г. Л. приобрел еще одно подворье - обитель свт. Николая Чудотворца «Карьяс» (с 1994 муж. мон-рь). В 1955-1965 гг. в Л. действовала ткацкая школа для девочек. Согласно «Кодике» игум. Иосифа (Кораллиса) (после 1851), собор был расписан в 1649 г. Однако граффито с датой «4 ноября 1611 года» указывает на то, что фрески были выполнены в нач. XVII в. Возможно, художниками были Димитрий Какавас и его ученики или Димитрий Мосхос с братом Георгием. Деревянный резной иконостас включает неск. образов высокого художественного качества, к-рые имеют точные даты: «Христос Вседержитель на троне с символами евангелистов», «Вознесение Господне», «Страстная» икона Божией Матери, «Св. Иоанн Предтеча со сценами жития» (все 1639 г.), «Христос на престоле, с предстоящими Богоматерью и вмц. Екатериной» (1641). На проскинитарии помещена икона «Преображение Господне» XVI в. В «Истории монастыря Лукус» (1833) игум. Констанций (Кораллис) пишет, что в 1826 г. сгорели многие хранившиеся в мон-ре редкие рукописи. Визант. реликвии также были утрачены. В мощевике, подаренном имп. Елизаветой Петровной, содержатся частица Честного Креста, камни от Голгофы, Гроба Господня, колонны бичевания и гробницы Божией Матери, частицы мощей святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата и Меркурия, св. Параскевы и мц. Агафии. Другой ковчежец включает частицы мощей великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона, бессребреников Космы и Дамиана, свт. Нектария Эгинского, прп. Ксении и др. святых. В наст. время в Л. подвизается 9 монахинь, игумения - Нектария (Либераки) (Δπτυχα. 2016. Σ. 720). Они занимаются ковроткачеством, вышивкой, иконописанием, изготовлением ладана и свечей, огородничеством.

http://pravenc.ru/text/2110881.html

Со временем церковь ветшала, но в Справочной книге Екатеринославской епархии за 1913 год указано, что храм на тот год, видимо, уже отремонтировали, т.к. он уже стал каменным. Видимо, обновить храм помогли деньги от продажи церковной земли. В электронном каталоге Российской государственной библиотеки в Москве значатся материалы «Объяснительной записки по делу о продаже Екатеринославской духовной консисторией агроному М.Д. Волынскому угольной земли (около 150 дес.), принадлежавшей причту Александро-Свирской церкви Бахмутского уезда Екатеринославской губ.» (1910 год). На тех землях был устроен рудник. Через три года доход от аренды церковной земли составлял 75 тыс. рублей в год. Капитал причта оценивался в 121,3 тыс. рублей. Из других сведений о церкви Александра Свирского имеется информация, что в ней особо чтимой святыней была икона Казанской Божией Матери. При церкви были уже две школы: земская с ремесленным классом и церковно-приходская. Священнослужители — священник, псаломщик-диакон и церковный староста. Поиски места, где находилась церковь Александра Свирского, привели корреспондента «ДН» в Государственный архив Донецкой области. Там находится на хранении «Персональное дело религиозного товарищества церкви Александра Свирского» при административном отделе Сталинского окружисполкома (Ф-Р2, оп. 1, д. 1059, на 47-ми листах), начатое в феврале 1925 года и законченное в сентябре 1928 года. Среди описи церковного имущества (оценено в 48 тыс. рублей) значатся: здание кирпичное в хорошем состоянии, крестов на церкви — 6 штук (железо позолоченное), колокола медные. Особо чтимая святыня храма — икона Казанской Божией Матери. Среди церковной утвари была и серебряная чаша весом полтора пуда. В 1925 году верующие прихода церкви Александра Свирского получили разрешение от властей на проведение бого-служений. Им было разрешено совершать их в обычные дни с 6 часов утра до 8 часов вечера; на Рождество, Крещение и Пасху — с 9 утра до полуночи; в Страстную субботу — всю ночь. Подписывая Устав религиозной общины (в документе имеется 50 подписей с указанием имен и фамилий), прихожане обязались не допускать: «политических собраний во вред Советской власти и ее представителей; раздачи или продажи книг, брошюр, листовок и посланий, направленных против Советской власти; произносить проповеди и речи, враждебные Советской власти». В случае невыполнения таких обязанностей люди знали, что подвергнутся «уголовной ответственности по всей строгости революционных законов».

http://sobory.ru/article/?object=52609

Вот точная копия чудотворной иконы Божией Матери Почаевской, присланная чрез покойного нашего Авву Архиепископа Виталия, как благословение прославленной Почаевской лавры, этого оплота св. Православия на крайнем Западе Русской Земли, всей «Американской Руси». В свое время Почаевская лавра, чрез эту свою великую святыню, отражала «нашествия агарянския» с Востока  и покушения римского папского престола на православный русский народ  с Запада,  ограждая и спасая св. Православие. Рядом – Плачущая икона Божией Матери Страстная, прославившаяся дивным истечением слез за последние восемь лет уже здесь в Америке. О чем это плачет Пречистая Матерь Божия? – Конечно, не просто об обычных человеческих грехах наших, как думают и говорят некоторые. Ведь люди всегда грешили и продолжают грешить, и тогда все иконы Божией Матери, на протяжении почти 2000 лет существования христианства, должны были бы постоянно источать слезы.  Плач этот несомненно знаменует собою что-то особенное, что-то страшное, ожидающее человечество. Если мы хоть сколько-нибудь внимательны ко всему происходящему сейчас в мире и, в частности, в нашей Православно-Христианской Церкви, мы, руководствуясь признаками, указанными в Св. Писании и в творениях древних Отцев Церкви, не можем не придти к заключению, что плачет Пречистая Матерь Божия оттого, что люди, называющие себя «христианами»,  отступают  от Христа-Спасителя и Его Божественного учения, и мало того: многие из них ведут сейчас весьма упорную и напряженную работу для скорейшего воцарения в мире врага Ее Возлюбленного Сына – противника Христова Антихриста. Плачет Она, без сомнения, о том, что это мировое антихристово зло, как никогда прежде, свободно разливается по лицу всей земли и угрожает нам, желающим остаться истинными христианами, буквально  со всех сторон: и слева и справа, и с Востока и с Запада,  часто искусно скрывая свою действительную сатанинскую сущность и обманывая доверие наивных людей. И сколь многие сейчас попадают в сети этого зла, сами того не замечая, и даже негодуя и злобясь на тех людей, которые пытаются открывать им глаза!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Объемно-пространственная композиция храма строится по принципу восьмерик на четверике, с примыкающими к нему трапезной и низкой полукруглой апсидой. Северный и южный фасады храмовой части поделены на три прясла вытянутыми плоскими пилястрами, которые завершаются килевидными закомарами. Восьмигранный высокий подкупольный барабан, где широкие грани чередуются с узкими, прорезан вытянутыми окнами и завершается восьмигранной главкой. Колокольня увенчана высоким восьмигранным шпилем. Ее нижний четырехгранный ярус держит второй, восьмигранный, с гранями разной ширины. Плоскости широких граней прорезаны большими проемами звона. Вытянутые, устремленные вверх формы храма придают его довольно крупному объему легкость и стройность. Здание Христорождественского храма типично для второй половине XIX века, его архитектурный декор выполнен с использованием барочных, классических и древнерусских элементов. Христорождественская соборная церковь города Липецка каменная, теплая, построена 100 лет тому назад на средства прихожан. Престолов пять: в настоящей три - Рождества Христова, Успения Божией Матери и св. Николая Чудотворца и в трапезной два – Воздвижения Креста Господня и Смоленской иконы Божией Матери. Имеется местно-чтимая чудотворная икона Божией Матери «Страстная», с которой ежегодно 28 июля совершается крестный ход вокруг города, в память избавления от холеры. Под левым крестообразием церкви имеется могила чтимого жителя города и уезда протоиерея церкви Липецкого духовного училища Иоанна Рождественского, над которой ежедневно служатся по просьбам его почитателей панихиды. Дворов 483, душ муж. пола 1394, жен. пола 1549, великороссы, торговцы. В приходе - слобода Липецкая, 178 дворов, от церкви в 1 версте, земледельцы и биржевые извозчики, надел у крестьян по 3 десятины на душу, кроме леса. Школа церковно-приходская, есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1780 г. Штат: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. У причта 34 десятины полевой земли в одном месте, от церкви в 6 верстах. Общая доходность причтовой земли 340 руб. в год. Причтового капитала 10000 руб., церковного капитала 3700 руб. Дома у причта собственные, у просфорни - церковный.

http://sobory.ru/article/?object=00983

Находясь на борту корабля, следующего в афонский порт Дафни, Иосиф услышал голос, повелевавший ему отправиться в Иверский монастырь и приложить свою икону к чудотворному образу Божией Матери «Вратарница», небесной Хранительницы и Покровительницы Афона. Врученная ему икона была списана с этого образа. Он исполнил это повеление. Вернувшись в Монреаль, Иосиф поместил икону Вратарницы у себя в комнате и каждую ночь читал перед ней акафист. 24 ноября 1982 года он проснулся около трех часов ночи и ощутил сильное благоухание. Взглянув на образ Пречистой, Иосиф заметил на нем капли влаги и подумал, что это стекает масло из лампады. Но, вытирая их, он с изумлением обнаружил, что благоухание исходит именно от них. Ему стало ясно, что это благовонное миро. С тех пор икона мироточила постоянно, за исключением Страстной седмицы. Через икону милостью Божией совершилось множество чудесных исцелений. Были избавлены от болезни парализованный юноша и человек, страдавший раком позвоночника, ребенок с тяжелым рахитом, от которого отказались врачи, и многие другие. Но Иосиф не раз говорил, что самым великим чудом мироточивой иконы было то, что она подвигала людей к покаянию. Протоиерей Виктор Потапов, настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне, в своей проповеди сказал: «Многострадальные православные народы окружают икону Вратарницы высоким почитанием отчасти потому, что сама она многострадальна. Более тысячи лет назад дерзкий воин ударил мечом по Ее Пречистому лику, и из образовавшейся раны потекла кровь. Это было первое зримое человеческими очами чудо иконы. Второе знамение было духовного свойства: поражённый чудом воин принёс сердечное покаяние, оставил иконоборческую ересь и принял монашество. 24 ноября 1982 года хранимый братом Иосифом список Иверской Афонской иконы явил первое чудо – мироточение. Второе ее знамение выразилось в покаянии множества людей». Хранитель иконы Иосиф верил, что истечение мира было связано с прославлением Русской Зарубежной Церковью новомучеников Российских. Особенно почитал он преподобномученицу Великую княгиню Елисавету Феодоровну. Французский историк Жан Бэс, лично знавший Иосифа, рассказывает: «Однажды, зайдя к нему в мастерскую в обители Богородицы Леснинской (русский монастырь в Нормандии. – В.В .), я ощутил какой-то неизвестный аромат, отличавшийся от благоухания мира. Я сказал об этом Иосифу, а он в ответ указал мне на икону святой Елисаветы Феодоровны с частицей ее мощей. И добавил: „Великая княгиня и мученица была здесь перед самым вашим приходом... Она посещает меня время от времени. Видите, у меня есть ее мощи. Иногда они благоухают после ухода Великой княгини“».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/29/k_...

Благословение на принесение икон в Россию дали чтимые в Сербии духовники – старцы Иоанн (Иеленко) и Серафим (Милькович; † 24.12.2020). Эту миссию осуществила госпожа Биляна Ракович, духовная дочь отца Серафима, горячо любившего Россию и русский народ. Благодать Божия, почивающая на иконах, проявила себя и в аэропорту Белграда. Пока его сотрудник, сначала холодно объявивший себя неверующим, распоряжался перемещением икон к трапу – а они в футлярах были очень велики, что создавало проблемы, – он совершенно переменился, буквально преобразился. В конце бережно положив с другими сотрудниками иконы на движущуюся ленту, он вытянулся в струночку и отдал Русским Царям воинскую честь! Так же поступили и помогавшие ему. Глаза его сияли. А сотрудницы аэропорта, провожая Царей, плакали, одна стала на колени. Иконы прибыли в Россию в начале Страстной седмицы этого года. Образ Царя Лазаря сейчас находится в Ростовской области. Люди также получают через него помощь свыше. Неделю по благословению настоятеля протоиерея Константина Королева и почетного настоятеля схиархимандрита Варсонофия (Кузьмина) пробыла икона Царя страстотерпца Николая в храме Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, Кингисеппа. Затем по благословению архимандрита Нектария (Головкина) более недели образ находился в храме святых Петра и Февронии в Петергофе . Здесь икона, вносимая а храм, заблагоухала. И на днях сербский образ Царя Николая прибыл в главную обитель Санкт-Петербурга – в Александро-Невскую Лавру, где пробудет до 15 июня . Это представляется не случайным, ведь произошло в канун 800-летия со дня рождения святого Благоверного Князя Александра Невского. А также всего за несколько дней до дня рождения самого святого Государя Николая Александровича и в преддверии 300-летия провозглашения Государства Российского Империей, что состоялось в день Казанской иконы Божией Матери. Об этом событии в исторических документах написано: «22 октября (по ст.ст.) 1721 г. в Троицком соборе Санкт-Петербурга была проведена обедня, а затем зачитан текст заключённого со шведами мирного договора. Феофан Прокопович выступил с проповедью, описав все знаменитые дела царя, за которые он достоин называться Отцом Отечества, Императором и Великим. Вслед за этим к царю подошли сенаторы, канцлер граф Г. И. Головкин обратился к Петру с просьбой принять титул Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского. Под залпы сотен орудий Адмиралтейства, Петропавловской крепости и введённых в Неву 125 галер Пётр принял новый титул... Так Россия стала империей».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/14/ko...

Главный престол нового храма освятили во имя Спаса Нерукотворного (праздник 16/29 августа), но в народном восприятии церковь осталась под именем Козьмодемьянской, хотя этим святым в ней был посвящён лишь придел (другой придел – свт. Николая). В приходе очень почиталась икона свв. мучеников-бессребренников, а также икона Божией Матери «Страстная». Почему церковь решили возвести в совершенно нехарактерном для Калуги стиле – неизвестно. Это не просто пятикупольный, а пятибашенный храм. Пять фигурных подкупольных «свеч» как бы с «восковыми натёками» так же купно устремлены ввысь, как у Смольного собора в Петербурге. Церковь похожа именно на собор и даже удивительно, что стоит она на такой небольшой, тихой улочке (ул. Суворова) – и что район этот в XVIII веке был дальней городской окраиной. Необычайная устремлённость ввысь – стремительный взлёт всех спрессованных вертикалей! – делает этот храм одним из лучших образцов «европейского» барокко в России. Он стал высочайшим шедевром позднего барокко – подобно тому как построенный за век до него храм Георгия за Верхом был и остаётся шедевром периода зарождения барочного стиля на Руси, самого перехода от посадского стиля к барокко. Эти две церкви символически отметили собой начало и конец огромной эпохи. Основной объём храма имеет в плане лепестковое основание – единственный пример такого построения из всех калужских церквей. Высоту собора как бы подчёркивают шесть ярусов окон разной формы (а иногда – ниш, заменяющих окна). Здесь почти нет пышных узоров, характерных для барокко – весь орнамент составляют воздушно-ажурные очертания самого церковного силуэта. Стены храма белы, но от красных кровель и чёрных куполов он кажется многоцветным – особенно издали. Целый каскад из ярких кровель, горизонтально разлиновавших стены и башни, смотрится великолепно. Как ни высок сам храм, многоярусная колокольня над его западным крыльцом ещё выше. По вполне «калужской» традиции, она увенчана шпилем. Все калужские шпили – поменьше санкт-петербургских, но являются знамением той же эпохи. Когда-то колокольня стояла отдельно, но встроеннная позже большая трапезная соединила её с храмом. Уникальная красота не спасла храм от советского вандализма.

http://sobory.ru/article/?object=00915

Значительные суммы на возведение каменной церкви пожертвовал местный заводчик Тимофей Простов (очевидно, с его участием и связано посвящение одного из приделов святому мученику Тимофею). Видимо строительство Михаило-Архангелского храма с приделами во имя Страстной иконы Божией Матери и мучеников Тимофея и Мавры, а также колокольни было завершено в 1862 г.. Могилы ктитора храма и его супруги Ксении сохранились на местном кладбище. К западу от церкви на территории кладбища, на месте престола бывшего здесь деревянного храма, поставлена небольшая каменная часовня, сохранившаяся до наших дней. В XIX столетии к Михаило-Архангельской церкви была приписана каменная часовня, находившаяся в сельце Борисовке. В ней была икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая «…по случаю явления Ея почитается местночтимою». Часовня и икона до наших дней не сохранились. 27 января 1938 г. последнюю Божественную литургию в церкви с. Былово совершил протоиерей Николай Поспелов, после чего батюшка был арестован и осужден за контрреволюционную деятельность. 17 февраля того же года отца Николая расстреляли на Бутовском полигоне. В 2000 г. протоиерей Николай Поспелов был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских . В советское время Михаило-Арханегльский храм оставался единственным действующим в округе – от Москвы до села Вороново все церкви были закрыты. Лишь на несколько лет (с конца 1930-х гг. до начала Великой Отечественной войны) в храме села Былово было прервано богослужение. Тем не менее, его не разграбили и не разрушили. За последнее десятилетие храм заметно преобразился: фасады заново оштукатурены и выкрашены, промыта и поновлена настенная живопись интерьера, заново вызолочены все иконостасы, киоты, паникадила и подсвечники, проведена реставрация старинных икон. На территории церкви возведен дом причта. Большой вклад в эти работы внес настоятель храма протоиерей Василий Фесюк (+2009), могила которого находится недалеко от алтаря. 19 сентября 2003 года, в престольный праздник – Божественную Литургию в Михаило-Архангельском храме совершил Управляющий Московской Епархией Высокопреосвященнейший Ювеналий митрополит Крутицкий и Коломенский.

http://sobory.ru/article/?object=06470

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010