Однако исполнение соборного решения затянулось почти на два столетия, епископ в Томск назначен не был, а томские приходы продолжали находиться под омофором Тобольских митрополитов. Только в 1834 году в Тоск назначается епископ и Томская епархия начинает своё практическое существование. Первым епископом Томским и Енисейским становится преосвященный Агапит (Вознесенский), человек образованный и благочестивый. Пред назначением в Томск он нес послушание настоятеля Елецкого монастыря в Чернигове и был инспектором Черниговской духовной семинарии. Провожая избранного епископа в далекую Сибирь, Агапиту вручили в Чернигове жезл святителя Феодосия Черниговского. Эта святыня была привезена в Томск, предавалась от одного епископа к другому и являлась символом Томской епархии. С образованием Томской епархии церковная жизнь в этом регионе становится более организованной и глубокой. По всей епархии строились храмы и часовни, открывались церковно-приходские школы, церковь заботилась о бедных и несчастных, противостояла человеческим порокам, боролась с пьянством. Православные миссионеры несли свет евангельской правды коренному населению Алтая и Нарымского края. Если в 1834 году в Томской епархии был 181 храм, то в 1917 году их было уже более 1600. Особого расцвета Томская епархия достигла в годы епископского служения в ней святителя Макария (Невского). Именного его заботами были завершены работы по строительству Троицкого собора, являвшегося уменьшенной копией храма Христа спасителя в г. Москве. В мае 1900 г. в этот собор из Благовещенской церкви была перенесена архиерейская кафедра. Через тяжелые испытания прошла Томская епархия, как и вся русская Православная церковь, после революции 1917 года. Тяжелые гонения и измены раскольников-обновленцев разоряли церковную жизнь. Множество епископов, священников, монахов и мирян за свою верность Богу и Церкви прошли через тюрьмы и ссылки, а многие за Христа отдали свою жизнь. Томская земля была обильно полита кровью христианских мучеников. В её недрах нашли последнее успокоение расстрелянный священномученник Ювеналий Рязанский и многие другие. Напоминанием о тех временах является наклоненный крест на куполе Воскресенской церкви. В 20-х годах власти приняли решение сбросить кресты с этого храма. На один из них была наброшена петля. За трос начали тянуть, крест наклонился, но не упал. Внезапно трос оборвался и один из рабочих погиб. Крест был оставлен на куполе, где и стоит до ныне - наклоненный, но не сломленный.

http://azbyka.ru/palomnik/Томская_област...

По великом входе «Исполним утреннюю». По каноне малый. После литургии благословение яств и первый час. Поздняя литургия с 3-м часом. А 6 и 9 перед вечерней. На поздней все ектении без пропусков. После поздней молебен Пасхи и Тебе Бога. Где поздней нет то в 9 ч. у. 3-й час и молебен. Если Благовещение в понедельник, малой вечерни в день Пасхи не совершаем, а великую, как в уставе великой Церкви и паремий на вечерни не читаем, а Евангелие Сущу позде. Вся служба воскресна. После же стихир Пасхи, выходят на литию, после которой тотчас же Слава Святей и утреня. Тропарь Благовещения после Слава и ныне (Да воскреснет и стихи). После великой, Воскресения день и канон Пасхи. Слава и ныне, тропари из канона Благовещения. После 3-й, Евангелие Благовещения, после 6-й Пасхи. (На утренях пасхальной недели воскресные Евангелия). Воскресение Христово 3-жды. После канона эксапостиларий воскресный. Стихиры Пасхи и отпуст. Паремии же и стихиры Благовещения исполняются в субботу, акафиста, заранее. Опять повторим, что лучше бы службу перенести на понедельник Фоминой. Обычно на святой неделе порядок такой: утром, часов в 6, утреня с Евангелием (понедельник Иоанна, вторник Луки, среда Марка, четверг Иоанна, пятница Иоанна, суббота Матфея.) часы 1-й и 3-й и обедня, по окончании которой крестный ход. В четыре часа 6-й и 9-й часы и вечерня с повечерием. Во вторник Фоминой, крестный ход на кладбище и лития по усопшим. В Преполовение на воду. Три последние дня Пасхи крестные ходы в поле, и вся служба Пасхи, даже часы. Вознесение часы из избранных псалмов, но без чтений Апостола и Евангелия. Весь май месяц, после литургии, молебен Божьей Матери, а вечером, после всенощной, проповедь, осенение и стихиры Божьей Матери. Отдание Вознесения совершаем в четверг. В пяток, а не в субботу, поминаем усопших. В субботу же предпразднество Пятидесятницы, совершаем литургию предпразднества, водоосвящение и крещение оглашенных – где есть, и часы из псалмов избранных. Всенощная по чину. В Пятидесятницу литургию по 3-м часе в 9 часов утра. По Благословенно Царство, поем Царю небесный. По литургии вечерня с коленопреклонением 6 часу вечерней утреня Святому Духу, с чтением Евангелия от Марка: Знамения же…, а в самый день на литургии Апостол: Деяний и Евангелие Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

какую соблюдали и в византийском Херсоне (см.: Антонин. Житие иже во святых отца нашего Симеона Столпника//Сборник палестинской и сирийской агиологии/Изд. А. И. Пападопуло-Керамевс с рус. пер. В. В. Латышева. ППС. – СПб., 1907. – Вып. 57. – Т. 19. – Вып. 3. – Sec. 28, s.84–85; Taft R. Byzantine Liturgical Evidence in the Life of St. Marcian the Oeconomos: Concelebration and the Preanaphoral Rites//Orientalia Christiana Periodica. – Roma, 1982. – T.48. – P. 159–170; Слово Феофана, пресвитера и игумена, об изгнании святого Никифора и о перенесении его мощей//Творения св. отца нашего Никифора архиепископа Константинопольского. – Минск, 2001. – С. 80–81, гл. 16). 1147 ...первыя двери – центральный, главный вход, ведший в средний неф кафоликона, через который пронесли раку с мощами. Обычно верующие входили в храм через двери в боковые нефы, да и то в них открывалась только по одной, правой створке, как это видно на примере стертости мраморных дверных порогов в Западной базилике (Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 году//ИАК. – 1902. – Вып. 4. – С. 56–61). 1151 «Чти его достойно, как подающего верным великую милость». В тексте источника приведена стихира «стиховна», исполняемая в конце утрени как седален 2-го гласа (ср.: Уханова Е. В. Обретение мощей... – С. 123). Стихира (греч. stichera – многосложие) – песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером и большей частью предваряемых стихами из Священного Писания . Название это перенесено с ветхозаветных поэтических писаний (книга Иова, псалмы Давидовы, книга Притчей, Екклезиаст, Песни Песней), которые у древних отцов Церкви называются стихирами и по образцу и для замены которых стали составлять христианские стихиры. По различию стихов Священного Писания, предваряющих стихиры, последние разделяются на три вида: стихиры на «Господи воззвах»; они поются на вечерне после 140-го псалма (Псалом Давида: «Господи, к Тебе взываю»); стихиры «стиховны», имеющие перед собой стихи из разных псалмов и вообще из книг Священного Писания , соответственно воспоминанию дня и тому, к какому лику принадлежит святой (эти стихиры поются в конце вечерни и в конце утрени, когда нет великого праздника); стихиры «на хвалитех – те, которые имеют перед собой стихи из так называемых «хвалитных псалмов» (148-й, 149-й и 150-й), в которых часто встречается слово «хвалите» (поются в конце утрени). Церковным уставом положено петь стихиры по стихам (Стихиры//Христианство. –М., 1995. –Т. 3. –С. 639). Седален (от греч. kathisma – " сидение») –песнопение,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§4.5.1. Особенности воскресной великой вечерни в случае святого без знака Особенности такой службы можно найти во 2-й главе Типикона. «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: стихиры воскресные Октоиха на 7 и святого на 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Стихиры на литии: стихира храма. Стихира храма берется из службы на храмовый праздник, однако Типикон четко не регламентирует, какую конкретно храмовую стихиру следует петь на литии. Есть основания полагать, что если праздник имеет литийные стихиры, то на воскресном всенощном бдении поется любая (чаще первая) литийная стихира. Если же служба Минеи на храмовый праздник не имеет стихир на литии (например, храм освящен в честь святого, не имеющего в Типиконе праздничного знака), то поется любая стихира данного праздника (из стихир на «Господи, воззвах…» или на стиховне). При этом предпочтение следует отдавать более торжественным по напеву самогласным стихирам, положенным на «Слава» на «Господи, воззвах…» или на стиховне. Интересно, что в древних списках Типикона указывается петь на литии стихиру храма по гласу Октоиха, то есть из храмовых стихир выбрать стихиру, глас которой соответствует гласу данного воскресного дня. Это указание преследует цель «выдержать музыкальное соответствие с другими частями службы» 199 . «Слава, и ныне»: – в Господском или Богородичном храме поется другая стихира храма; – в храме святогостиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры храма. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха – 4, с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Если святой не имеет «Славы», то поется «Слава, и ныне»: стиховный Богородичен Октоиха на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (трижды). §4.5.2. Особенности воскресной великой вечерни в случае шестеричного или славословного святого Устав такой службы изложен в 5-й главе Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Далее следует Сугубая ектения, поется (а не читается) молитва: « Сподоби Господи, в вечер сей…» Просительная ектения, Стихира на стиховне, Стихиры Пасхи: « Пасха священная нам днесь показася…» Возглас: « Премудрость» и отпуст, как на утрени с крестом и приветствием пасхальным. Так служится вечерня и во все прочие дни Светлой седмицы, но только настоятель не облачается в полное облачение, как на первый день, вход бывает с кадилом и Евангелие не читается. Каждый день бывает особый великий прокимен. После вечерни поется Пасхальное Повечерие. Молебен на Пасху также служится по особому чину с каноном Пасхи, Панихид служить не полагается, а отпевание усопшего совершается тоже по особому чину и все состоит из радостных пасхальных песнопений, только ектении бывают обычные заупокойные. После первого дня Пасхи вся светлая седмица представляет собой, как бы один сплошной непрерывный праздник. Каждый день после литургии полагается крестный ход с пением пасхального канона и чтением воскресных Евангелий (на практике теперь совершают крестный ход только на второй день Пасхи). Если в дни Пасхальной седмицы случится память великого святого, как например св. великомученика Георгия Победоносца 23 апреля, то с молитвословиями Пасхи соединяются молитвословия святому, то есть стихиры ему, канон, поется тропарь и читаются паремии, на утрени поется и полиелей с величанием, степенны и читается Евангелие. Только Великого славословия не бывает. На литургии также добавляется тропарь, кондак, прокимен, Апостол, Евангелие, и причастен. В Светлый пяток к пасхальной службе присоединяется Служба живоносному источнику Пресвятой Богородицы. Это служба местного характера и в Типиконе она не помещается. Составил эту службу Никита Каллист Ксанфопул, живший в XIV beke в память обновления, то есть освящения храма, именуемого Живоносный Источник. В день Пасхи и прочие дни Светлой седмицы священнослужители славят праздник, обходя дома своих прихожан с крестом и пением пасхальных песнопений. В Светлую Субботу, после Божественной литургии, царские врата, северные и южные двери алтаря закрываются, (есть и такой обычай, что царские двери затворяются в субботу вечером, на великой вечерне, при пении стихиры на «Господи воззвах» — «Дверем заключенным.»..). И так, с 9–го часа начинается уже второй период празднования Пасхи, отличающийся уже меньшей торжественностью, который продолжается в течение следующих четырех седмиц с половиною по Пасхе. Каждая из последующих недель, то есть, каждый воскресный день, после Пасхи носит особое название и посвящен особым воспоминаниям. 2. Особые Воспоминания в Дни Пятидесятницы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Примечание. «Поем же во всякой песни тропарь о слепом по дважды. Слава – Троичен, И ныне – Богородичен... Предпразднства же [Вознесения Господня] канон зде оставляется; и поем его во вторник напреди» (Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу...». По 3-й песни – кондак и икос святых, глас 3-й; ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро...». «Слава» – седален святых, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника Триоди (о слепом), глас 1-й: «Воочил еси, Христе...» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе). По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.) Примечание. К тропарям канонов святых и Триоди (о слепом) «глаголем стихи песней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»). По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Плотию уснув...». «Слава» – светилен святых, «И ныне» – светилен праздника Триоди: «Умныя мои очи...» (см. в Неделю о слепом). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры святых, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава» – святых, глас 6-й: «Просветителей наших...», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» – единожды, как окончание стихиры). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых...». Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь святых. Кондаки Пасхи и святых – попеременно. На Литургии после возгласа «Благословено Царство...» – пасхальное начало (при открытых царских вратах). Великая ектения. Антифоны изобразительны. Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святых, песнь 6-я – 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-24/

По 9-й песни – ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув...». «Слава» – светилен апостола: «Премудрости Небесныя научився...», «И ныне» – ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: воскресные (см. в Триоди), глас 4-й – 3, и апостола, глас 1-й – 3; затем стих: «Да воскреснет Бог...», и стихиры Пасхи, глас 5-й (со своими стихами). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Премудрый ловче...», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» – «Христос воскресе из мертвых...» (единожды, как окончание стихиры). Затем – тропарь «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века...» (но не по гласу «Славы») . (Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста не читается.) После тропарей произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...», затем – просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву...» (с молитвой главопреклонения). По возгласе: «Твое бо есть, еже миловати...», диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен Христос, Бог наш...». Певцы: «Аминь», «Утверди, Боже...». Иерей, держа Крест и, по обычаю, трисвещник, вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» поет вместе с сослужащими: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Предстоятель с Крестом (и, по обычаю, с трисвещником) в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш...» (с упоминанием имени апостола и евангелиста Марка). Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды, быстро), и конечное – «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению». Поются многолетны. Часы Пасхи. На Литургии пасхальное начало (как в первый день Пасхи). Антифоны Пасхи и прочее, как в первый день. Входное Пасхи: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-08/

Слава. Вострубим, празднолюбцы... И ныне, Воскресения день... Христос воскресе... 1и еще Христос воскресе.,. 3. (ср. послед. св. и вел. нед. Пасхи вечера, Тип., л. 354 на об.). На утрени Канон Пасхи: Воскресения день.... с ирмосом на 8, ирмосы по 2, тропари на 6, и канон Богородицы на 6; последний канон – с припевом: Пресвятая Богородице, спаси нас (изд. Киевоп. лавры 1889 г. «Послед. во св. и вел. нед. Пасхи и во всю Светл. седм.», л. 100 на об. Ср. мр. гл. 23 апр., Тип., л. 225). Катавасия – Пасхи (ср. мр. гл. 23 апр.). По 3 песни и ектении – кондак Пасхи: Аще и во гроб... и седален: Приснотекущий источник... По 6 песни и ектении – кондак: От неистощимыя ты, источниче... Икос: Нескверная Богородице... Синаксарь Живоприемного источника. Воскресение Христово видевше... 3. Воскрес Иисус... 3. По 9 песни и ектении – светилен: Плотию уснув... 2 и подобен Источнику: Источник еси воистину... 1. Всякое дыхание..., хвалитные псалмы и хвалитные стихиры воскресны 6 гл. на 4 со стиха: Сотворити в них суд... и Богородицы 2 гл:. со стиха: Хвалите его в тимпане..., последние две – с особыми припевами: Освятил есть... Речная устремления... Затем – стихиры Пасхи с их припевами: Да воскреснет Бог... и т. д. На литургии св. Златоуста Пред апостолом – прокимен: Во всю землю изыде..., стих: Небеса поведают... и Богородицы: Величит душа моя Господа... Апостол – Деяний зач. 7 и Богородицы – к Филипп, зач. 204. Аллилуиарий: Исповедят небеса.. , стих: Бог прославляем..., стих: Слыши, дщи... Евангелие – дне и Богородицы – Лук. зач. 54 Причастен: Тело Христово... и Богородицы: Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Глава 3. О богослужении первого дня Пасхи, если случится праздник Благовещения Пр. Богородицы Благовещение есть единственный праздник, который с первого дня Пасхи не переносится ни на какой другой день. В этом случае ему усвояется наименование «Кириопасха» (Тип., л. 215, мр. гл. 18, марта 26). На вечерни Великой субботы, отправляемой пред литургией Василия В., в стихирах на Господи, воззвах поется 10 стихов: сначала стихиры воскресны Октоиха 1 гл. 3-ды, потом Великой субботы 3-ды и праздника Благовещения 4-ды. Слава, Днешний день тайно... И ныне – праздника: Послан бысть... После входа и Свете тихий – диакон: Премудрость. Чтец: Бытия чтение 839 . Диакон: Вонмем. Чтец – 1 паремию Великой субботы, затем – 5 паремий праздника и, наконец, 14 паремий Великой субботы. Литургия Василия В., совершаемая в этот день, отправляется по уставу Великой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Есть одно исключение – богородичен: «Преблагословенна еси Богородице Дево», употребляемый в качестве заключительной стихиры на хвалитех, и в качестве седальна по 2-й кафизме в неделю, да в праздник иконы Божией Матери, именуемой Всех скорбящих радосте, на молебнах вместо тропаря поется стихира: «Всех скорбящих радосте». Но эти богородичны – оба 2-го гласа, в котором напевы стихирный и тропарный имеют больше сходства, чем в каком-либо другом гласе, чем, в частности, в 3-м, на который положен в службе апостолу Луке седален, переделанный с небольшими редакционными изменениями в стихиру по 50-м псалме с сохранением того же гласа, хотя по 50-м псалме никогда не бывает стихиры 3-го гласа, а всегда 6-го, ибо на 6-й глас поется предшествующий сей стихире псалом 50-й. 9-го октября вновь составленная стихира по 50-м псалме имеет надписание: Подобен: Жены услышите. Но это с точки зрения Церковного Устава совершеннейший абсурд! Жены услышите – это СВЕТИЛЕН недели Мироносиц, а стихиры и светильны – это две совершенно различные вещи и стихира никогда не может исполняться на подобен светильна. В попразднство при святом со славословием на вечерне полагаются стиховны праздника и только Слава святого. Так это, например, 9 августа, где наряду напечатаны стиховные стихиры Преображению. Пополнители апостольских служб забыли это правило и не найдя 30 апреля на вечерне стихир стиховных, которые предполагались из Триоди, чтобы не оставить, как им казалось, пустого места, повторили стихиры хвалитные с той же службы. 9-го августа апостолу Матфею по древним уставам, как отмечено выше, была служба даже без славословия. В теперешней службе на хвалитех положены три стихиры Преображения, подобен: «Доме Евфрафов», затем три стихиры и славник апостолу, все заимствованные из общей минеи, и на и ныне опять Преображенская стихира, тот же подобен: «Доме Евфрафов». Этот последний подобен на основных службах назначается только на стиховных и никогда на хвалитех. Поэтому совершенно очевидно, что первоначально в службе 9 августа на утрени не было стихир на хвалитех, были только одни стихиры Преображения на стиховне.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: стихиры воскресные Октоиха на 6 и святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Стихиры на литии: стихира храма; «Слава, и ныне»: – в Господском или Богородичном храме поется другая стихира храма; – в храме святогостиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры храма. Если святой со славословием, то после стихиры храма поются стиховные стихиры святого. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4, с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (трижды). §4.5.3. Особенности воскресной великой вечерни в случае полиелейного святого Устав этой службы изложен в 4-й главе Типикона. «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: стихиры воскресные на 4 и святого на 6; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихира храма; «Слава»: стихира святого (со стиховни); «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Если святой имеет литийные стихиры (в некоторые полиелейные праздники апостолов в Минее даются стихиры литии), то эти стихиры поются после храмовой стихиры. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4, с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (трижды). §4.5.4. Особенности воскресной великой вечерни в случае бденного святого Устав такой службы приводится в 3-й главе Типикона. «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: стихиры воскресные на 4 и святого на 6; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010