Известны 2 примера, когда миссионеры открывали школу для детей язычников. К нач. XX в. большинство священников-миссионеров и учителей миссионерских школ А. д. м. были природными алтайцами и шорцами - выпускниками миссионерских школ, они сумели донести евангельскую проповедь до самых отдаленных уголков Горного Алтая и Горной Шории. В 60-80-х гг. XIX в. активно переводились книги на алтайский, шорский и киргиз. языки, создавались оригинальные сочинения миссионеров на этих языках. В 1876 г. под руководством архим. Владимира была создана Алтайская переводческо-цензурная комиссия, в деятельности к-рой принимали участие лучшие воспитанники Бийского миссионерского катехизаторского уч-ща. Наибольший вклад в переводческую деятельность А. д. м. внесли прот. Василий Вербицкий , составивший «Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка» (Каз., 1884) и крестивший за 36 лет служения в А. д. м. 2117 алтайцев, иером., впосл. митр. Московский свт. Макарий (Невский) и прот. Михаил Чевалков. Благодаря трудам миссионеров сформировался алтайский лит. язык, что в свою очередь стало решающим фактором консолидации различных тюркоязычных народностей Алтая в единый алтайский народ. Стихиры Пасхи ( " " Пасха священная " " ) на алтайском языке в цифровой нотации (Стихиры святой Пасхи. Томск, 1900. С. 2) Стихиры Пасхи ( " " Пасха священная " " ) на алтайском языке в цифровой нотации (Стихиры святой Пасхи. Томск, 1900. С. 2) В 1864-1869 гг. алтайские книги печатались в Синодальной типографии в Петербурге. В 70-80-х гг. XIX в. ряд книг на алтайском и шорском языках был опубликован в Казани с помощью переводческой комиссии свт. Гурия Казанского братства при непосредственном участии Н. И. Ильминского - «Грамматика алтайского языка» (1869), «Алтайский букварь» (1882), «Указание пути в Царствие Небесное» (1884), «Шорский букварь» (1885), «Жития святых» (1882-1884. 4 вып.) и др. С кон. 80-х гг. книги на алтайском языке печатались в Томске и Бийске. В 1875 г. на средства прот. Николая Лаврова, пожертвовавшего 1500 р., в Улале была открыта миссионерская больница, при к-рой имелась аптека.

http://pravenc.ru/text/АЛТАЙСКАЯ ...

49 . Галахов Иаков (Яков) Яковлевич//Профессора медицинского факультета Императорского (государственного) Томского университета – Томского медицинского института – Сибирского государственного медицинского университета (1878–2003): биогр. словарь/С.Ф. Фоминых, М.В. Грибовский, Г.И. Мендрина, А.И. Венгеровский, В.В. Новицкий. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Т. 1. 50 . Манилов. В. Женская гимназия О.В. Миркович. Годовой отчет клуба краеведов «Старый Томск», 2002 г. С. 17–18. http://kraeved. lib .tomsk. ru/files2/423 Otchet 2002.pdf. (24.05.2012). 51 . Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в Советский период. Томск; Водолей Publishers, 2004. С. 171. 52 . Галахов Иаков (Яков) Яковлевич//Профессора медицинского факультета императорского (государственного) Томского университета – Томского медицинского института – Сибирского государственно медицинского университета (1878–2003): биогр. словарь/С.Ф. Фоминых, М.В. Грибовский, Г.И. Мендрина, А.И. Венгеровский, В.В. Новицкий. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2004. Т. 1). 53 . Липаков Е.В. Галахов Иаков Иаковлевич.//Православная Энциклопедия. 2005, Т. 10. С. 307–308. 54 . Галахов Иаков (Яков) Яковлевич//Профессора медицинского факультета императорского (государственного) Томского университета – Томского медицинского института – Сибирского государственно медицинского университета (1878–2003): биогр. Словарь/С.Ф. Фоминых, М.В. Грибовский, Г.И. Мендрина, А.И. Венгеровский, В.В. Новицкий. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2004. Т. 1. 55 . Липаков Е.В. Галахов Иаков Иаковлевич.//Православная Энциклопедия. 2005. Т. 10. С. 307–308. 56 . Галахов Иаков (Яков) Яковлевич//Профессора медицинского факультета императорского (государственного) Томского университета – Томского медицинского института – Сибирского государственно медицинского университета (1878–2003): биогр. Словарь/С.Ф. Фоминых, М.В. Грибовский, Г.И. Мендрина, А.И. Венгеровский, В.В. Новицкий. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2004. Т. 1. 57 . Общий Список Членов Священного Собора Православной Российской Церкви. Деяния... Книга 1, выпуск 1: предисловие, документы и материалы к созыву и деятельности Предсоборного Совета и Собора. М. 1918. С. 67. Репринтное издание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для предъявления по месту службы отсутствовавшему в Тобольске долгое время Н.Ш. Ренделю было выдано специальное удостоверение: «Дано сие исполн. обязанности Ревизора лесоустройства при Тобольском Управлении земледелия и государственных имуществ Анатолию Исаевчу Рендель, согласно его личной просьбы в том, что 26 июля минувшего 1919 года была арестована в гор. Тобольске местной контрразведкой жена его зубной врач Мария Лазаревна Рендель. Через несколько дней означенная Рендель в числе других арестованных на барже за пароходом «Проходяшин» была отправлена по направлению в Томск. Впоследствии, т.к. жена его с арестованными в Томск не прибыла, ему удалось собрать сведения, что она в числе других была расстреляна в пути следования на Томск возле деревни Кошелевой Увятской волости Тобольского уезда. Двукратные попытки Ренделя ( 3 сентября и 8 октября) проехать в Тобольск, где у него остался одиннадцатилетний сын, кончилась неудачно и оба раза он, по независящим от него обстоятельствам, был вынужден возвращаться обратно в Томск». Год спустя Н.Ш. Рендель выехал на место казни в деревню Кошелево и с помощью местных жителей нашел и эксгумировал тела своей супруги и еще нескольких расстрелянных. Перед отъездом в Кошелево Рендель получил в Тобольском ревкоме мандат: «МАНДАТ Предъявитель сего тов. Рендель Командируется Тобольским Военно- Революционным комитетом на пароходе «Ласточка» в д. Кошелево Увятской вол. для вырытия тел расстреляных белогвардейцами товарищей и провоза их в Тобольск. Всем Волисполкомам, Сельским Советам и частным лицам предлагается оказывать тов. Рендель полное содействие. Председатель Тобуездвоенревкома (подпись Петров)». Доставленные в Тобольск тела были торжественно похоронены в братской могиле у памятника Ермаку - одном из первых революционных некрополей «нового» Тобольска. А семья Рендель получила в Ревкоме официальное свидетельство о смерти: «УДОСТОВЕРЕНИЕ Настоящее дано гр. Рендель Анатолию Исаевичу в том, что жена его Мария Лазаревна Рендель, по имеющимся в Уревкоме данным действи­тельно 26 июля 1919 года была арестована в гор. Тобольске органами Колчака и увезена из Тобольска по направлению на Томск и по дороге в ночь с 30 на 31 июля вблизи деревни Кошелево Увятской волости была расстреляна, что Тобольский Военно-Революционный комитет и удостоверяет.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/24/pos...

Предложения от участников совещания: 1. Наркологической службе региона и муниципалитетов, субъектам профилактики девиантного поведения, алкоголизма и наркомании, а также иных правонарушений, службы УФСИН по г. Томск и Томской области, УНК ГУВД по г. Томск и Томской области более активно привлекать к консультационной, профилактической и реабилитационной деятельности (основному ее периоду) сотрудников и волонтеров Центра и Организации, для чего заключить на долговременной основе и выполнять соответствующие договорные обязательства; 2. Аппарату антинаркотической комиссии муниципального образования город Томск и Томской области обеспечить на регулярной основе информационное обеспечение деятельности Центра и Организации путем регулярного информирования населения о проводимых ими совместных с профильными службами профилактических и реабилитационных мероприятиях, форумах, семинарах, иных акциях, а также путем выхода на рекламные агентства, государственные телерадиокомпании и содействию заключения с ними договоров о предоставлении бесплатной 10%-ной социальной рекламы о деятельности данных епархиальных и связанных с ними структур; 3. Аппарату антинаркотической комиссии муниципального образования город Томск и Томской области совместно с министерством здравоохранения Томской области в рамках создания регионального сегмента Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, способствовать во взаимодействии с профильными государственными службами созданию на территории муниципального образования город Томск и крупных населенных пунктов Томской области ряда вспомогательных консультационных пунктов для более эффективной деятельности церковных общин по приему граждан для оказания помощи лицам с зависимым поведением (алко- и наркозависимым: и пр.), освобождающимся из мест заключения, без определенного места жительства и пр., а также консультационные кабинеты первичного приёма, мотивационные центры, «дома на полпути» (социальные гостиницы).

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/03/...

музыки (как и в последующих стихотворениях) исправлена под редакцией г. Малашкина. Томск, Паров. Типо-Литогр. П. И. Макушина. 1896 года 4 стр.). – 11) Песнь о Лазаре убогом. (Томск, 1896 г., 4 стр.). – 12) Песнь о последнем суде Христовом. (Томск. 1896 г., 4 стр.). – 18) Песнь об Алексие, Человеке Божием. (Томск, 1896 г., 4 стр.). – 14) Урал (Томск, 1896 г., 4 стр.). XXXIV Из перечисленных здесь книг, брошюр и листов в книжке об о. Макарии, изданной в 1892 г. СПБ. Епархиальным Комитетом Православного Миссионер. Общества 1) приложен весьма полный библиографический перечень напечатанных до 1892 г. (включительно) „Трудов Архимандрита Макария» и „статей и заметок других лиц об о. Архимандрите Макарии» (всего 89 под заглавием: „Литература об Архимандрите Макарии» (стр. 106–110), каковой перечень весьма полезен для каждого, желающего возможно обстоятельнее изучить замечательную личность приснопамятного о. Макария и познакомить с нею других, во исполнение завета Апостола языков: „Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» ( Ebp. XIII , ч.). XXXV В сборнике: „Хоровые духовно-нравственныя песнопения» 9-й) внимание читателя невольно останавливают следующие строки предисловия: „Предлагаемая книжка содержит 31 избранных духовно-нравственных песнопений 2 ). Большая часть этих песнопепий принадлежит основателю миссии, приснопамятному Архимандриту Макарию. Выход в свет первого из названных сборников отмечен был в нашей духовной печати сочувственными отзывами. „Песнопения эти исполнены глубоких мыслей и творчества и носят на себе отпечаток таланта и высокой духовной мощи, какою отличался их приснопамятный автор» (Библиогр. лист, при „Руков. для сел. паст.» 1890 г.). Одни из собранных Алтайской Миссией песнопений переделаны Архимандритом Макарием из народных псальм с сохранением отчасти и самых напевов, другие – принадлежат творчеству самого автора; в приискании мелодий к этим последним потрудились вместе с ним и лица, знающие музыку, из служивших в Миссии, при чем о.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

трижды пасхальный тропарь «Христов воскресе», столь определенно самых уставом полагаемый для замены многих других, пропускаемых в Светлую седмицу, песнопений и молитв. От Фоминой недели до отдания Пасхи вместо «Царю Небесный» — читать «Христос воскресе», затем «Слава в вышних Богу» и «Господи, устне мои отверзеши». Поелику же «Царю Небесный» не полагается употреблять в Церкви и от Вознесения до Троицына дня, то, чтобы не нарушать устава церковного, можно вместо этой молитвы пред началом литургии читать «Святый Боже», которым, по уставу, полагается начинать и все прочия службы в означенное время (Р.д.С.П., 1885 г., Какой отпуст делать от недели св. Пасхи и до отдания ее — пасхальный ли: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый», или дневной: «Христос истинный Бог наш»? Пасхальный отпуст произносится только в Пасхальную седмицу и в самый день отдания св. Пасхи на литургии (см. в Типик. послед. службы в Пасхальную седмицу и в день отдания св. Пасхи). В дни воскресные от недели св. Пасхи до отдания ее должно произносить отпуст воскресный: «Воскресный из мертвых Христос истинный Бог наш». В простые седмичные дни от недели св. Пасхи до отдания ее следует произносить не обычные дневные — седмичные отпусты («Христос истинный Бог наш»… с соответствующими каждому дню седмицы прибавлениями), а отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш»… Что именно этот отпуст должно произносить в дни от недели св. Пасхи до ее отдания, можно видеть из следующего указания Типикона: во вторник вечера отдания св. Пасхи в конце говорится: «ектения — Помилуй нас Боже и обычный отпуст глаголет иерей без креста: воскресый из мертвых. В среду отдания на утрени отпуст без креста. На литургии иерей творит отпуст св. Пасхи со крестом»… Здесь воскресный отпуст называется обычным, и потому предполагается произносимым в предшествовавшие дни до отдания св. Пасхи, а пасхальный, как особенный, положен только на литургии в день отдания св. Пасхи (Р.д.С.П., 1888 г., Так как от Пасхи до Пятидесятницы не полагается преклонять колена за богослужением, то следует ли преклонять колена на молебне 14-го мая (день коронации), если этот день придется до Пятидесятницы? Следует, так как на этом именно молебне положено коленопреклонение, что и должно считать как бы исключением из общего правила (Ц.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мы не будем вдаваться в календарные тонкости и говорить об отличиях западной Пасхалии от восточной, тем более вопрос этот довольно непростой и ему посвящено немало специальных исследований. Отметим только, что в настоящее время дата Пасхи определяется по таблицам, находящимся в Типиконе. Самая ранняя православная Пасха приходится на 22 марта, а самая поздняя – 25 апреля. Храмовая глава 60-я, содержащая Пасхалию, состоит из трех частей: Индиктиона, Пасхалии зрячей и Лунника. Для определения даты Пасхи важны первые две части. Индиктион представляет собой таблицу, состоящую из 532 строк, по числу лет, из которых состоит пасхальный период (то есть через 532 121 года полностью повторяется последовательность дней празднования Пасхи). В изданиях Типикона XIX и XX веков приводится старый, уже прошедший Индиктион (1409–1940), тогда как в современных изданиях – текущий (1941–2472). Индиктион имеет 9 столбцов, из которых для определения даты Пасхи необходимы только 2-й, где указаны сами годы от Рождества Христова, и последний, где приводится соответствующая каждому году буква славянского алфавита, называемая «ключ границ». Зрячая Пасхалия – другое приложение, в котором с каждой буквой славянского алфавита («ключом границ») соотносится определенная дата Пасхи (вместе с ней и других подвижных праздников этого года). Буквы расположены в алфавитном порядке, букве «аз» соответствует самая ранняя дата Пасхи (22 марта), а букве «малый юс» – самая поздняя дата (25 апреля). Чтобы определить дату Пасхи на заданный год, необходимо в Индиктионе напротив искомого года найти соответствующую клю­чевую букву. Потом эту букву отыскать в Зрячей Пасхалии, и в ней (примерно в середине статьи) можно увидеть дату Пасхи для искомого года. Все довольно просто. Например, 2009 году соответствует буква «О», а дата Пасхи, соответствующая этой букве, – 6 апреля. Если приходится пользоваться Типиконом старого издания, где приводится предыдущий Индиктион, то следует из числа искомого года вычесть 532 (пасхальный цикл), затем найти дату Пасхи для полученного года. Например, 2010 году соответствует 1478 год (ключ границ – «А», дата Пасхи – 22 марта). §3.3. Значение Типикона

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Итак, говорим, прежде всего ложно в рассматриваемом мнении самое основание его, будто в прочитанных стихах 23-й и 34-й гл. Исхода содержится первоначальный закон о Пасхе и опресноках. Из ложного основания выведены ложные следствия и заключения, именно – будто праздника Пасхи сначала не было, а был только праздник опресноков, потом явились два праздника – Пасхи и опресноков и пр. Почему в рассматриваемых стихах праздник назван не Пасхою, а праздником опресноков – основание до­вольно очевидно: нужно было обозначить не однодневный, а семидневный праздник, а это можно было сделать лишь названием «праздник опресноков». Название – Пасхи в Пятокнижии нигде не встречается в значении всего седмидневного праздника; да и несправедливо было бы такое название. Пасха означает только однодневный праздник ядения Пасхального агнца. Но что существо и значение праздника Пасхи известно было писателю рассматриваемых мест и, следовательно, праздник опресноков – не первоначальный праздник, вместо которого являлись уже в последствии два праздника Пасхи и опресноков, это также ясно из самого контекста речи. Рядом с законом о празднике Пасхи или опресноков в 34-й гл. Исхода изложен закон о посвящении Богу первородных ( Исх.34:19 ); это показывает, что писателю этих стихов было известно истребление Египет­ских первородных в памятную ночь накануне исхода Евреев из Египта. Если же так, то ему известен был и праздник Пасхи, и он не мог смешивать этого праздника с праздником опресноков или заменить первый последним. Если он знает факт, который составляет историческое основание праздника Пасхи; то знает и самый праздник. В 25-м ст. этой главы говорится: да не заколеши с квасом крове жертв Моих и да не прележит до утрия жертва праздника Пасхи. То же самое говорится и в 23-й главе ст. 18. Видимое дело, что праздник Пасхи известен был писателю этих глав. И эти стихи составляют компендиум законов, изложенных в 12-й гл. про­странно. Пасха в обоих этих местах есть праздник Иеговы ατ ξοχν, и – в них означены все три части, которые составляют закон о Пасхе: а) Пасхальный агнец, б) ядение опресноков и, наконец, в) освящение первородных. А тут говорят, что писателю этих мест не известен был праздник Пасхи, и его еще тогда не было. Странно! С этим вместе падают и остальные предположения о взаимном отношении этих праздников в последующее время; отношение между ними было с самого начала вследствие самого установления их и – это отношение соблюдалось всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

110 . – 1900. Мнения и постановления Константинопольских поместных соборов XI и XII веков о раздаче церковных имуществ (харистикарии). (ИКИ, V, стр. 1–40). Рецензия И. И. Соколова (ВВ, VII, 1900, стр. 494–498). 111 . – 1900. Реферат о раскопках в Абобе на Римском археологическом съезде. 112 . – 1900. Рецензия на книгу Н. Geizer, «Die Genesis der byzant. Themenverfassung», Lpz., 1899. (Lit. Centralblatt, 12, S. 526–528). 113 . – 1900. Военное устройство византийской империи. (ИКИ, V, вып. I, стр. 154–204). Рецензии И. И. Соколова (ВВ, VIII, 1901, стр. 195–204); St. Stanojevic (BZ, X, 1901, стр. 641–642). См. выше 92. 114 . – 1900. Староболгарская надпись Омортага. (ИКИ, V, стр. 217–227). 115 . – 1900. История крестовых походов. СПб. 1900, 170 стр. Рецензии И. И. Соколова (ВВ, VII, 1901, стр. 209–212); Исторический вестник, 1901, стр. 1156–1160). 116–1900. Отчет о деятельности Русск. арх. инст. в Константинополе за 1900 г. (ИКИ, VII, вып. 2–3, стр. 213–224). 117 . – 1901. Рецензия на книгу G. Schidmbergeb, «L’épopée byzantine», И. (ЖМНП, CCCXXXVI, 8, стр. 495–508). 118 . – 1901. Раскопки в Болгарии близ деревни Абобы. (Доклад в Русск. арх. инст. в Константинополе). (ИКИ, VII, стр. 232–241). 119 . – 1901. Отчет о деятельности Русск. арх. инст. в Константинополе за 1901 г. (ИКИ, VIII, стр. 330–341). 120 . – 1902. Археологические памятники Тырнова. (ИКИ, VII, вып. I, стр. 1–24). Рецензия И. И. Соколова (ВВ, IX, 1902, стр. 550– 552). Первоначально-доклад в Русск. археол. обществе в 1901 г. 121 . – 1902. Отчет о деятельности Русск. арх. инст. в Константинополе за 1902 г. (ИКИ, IX, стр. 397–410). 122 . – 1902. Экскурсии в северо-восточную Болгарию (отчет). (Там же, VII, вып. 2, стр. 213–244). 123 . – 1902. Археологические памятники Сирии. (Там же, VII, вып. 2, стр. 94–212). Рецензия И. И. Соколова (ВВ, IX, 1902, стр. 553–554). 124 . – 1902. О греческих рукописях Серальской библиотеки в Константинополе. (Доклад в Русск. арх. инст. в Константинополе и в Русск. археол. обществе в 1903 г.). См. 144, глава V, «Серальская библиотека и сохранившиеся в ней греческие рукописи», стр. 230–251.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Будде, «A. С. Пушкин, в борьбе за право русского гражданина» (Русск. Мысль, 1900 г., 10); Веселовский А-р, «Пушкин национальный поэт», СПб., 1899 г.; Веселовский А-й, «А. С. Пушкин и европейская поэзия» (Сб. журн. «Жизнь»), СПб. 1899 г.; Владимиров П. В., «Пушкин и его предшественники в русской литературе» (Сб. Киевск. У-та), Киев, 1899 г.; его же, «Отношение к Пушкину русской критики с 1820 г». (Сб. Киевск. У-та), Киев, 1899 г.; Гриневич П. Ф. «А. С. Пушкин в сознании русской литературы» («Сборн. Русск. Богатства», СПб. 1899 г.); его же, «Певец гуманной красоты» (там же); Дашкевич Н. П., «Пушкин в ряду великих поэтов нового времени» (Сб. Киевск. У-та), Киев, 1900 г.; Жданов И. Н., «Пушкин о Петре В».. СПб. 1900 г.; его же, «Русалка» и «Das Donauweibchen» Генслера (Сборн. СПб. У-та). СПб. 1900 г.; А. Залдкин, «А. С. Пушкин, как литературный критик», Тифлис, 1899 г.; Казанский Ив., «Отношения А. С. Пушкина в Москве» (Русск. Мысль, 1899 г., 5); его же, «Народоосвободительные взгляды Пушкина» (Книжки «Недели», 1899 г., 11); Каллаш В. В., «Русские поэты о Пушкине», М. 1899 г.; Кирпичников А. И., «Очерки по истории новой русской литературы», СПб. 1896 г.; его же, «Новые материалы для истории Арзамаса» («Русск. Стар». 1899 г., 5); его же, «Об изучении Пушкинского периода русской литературы» (Сборн. Моск. У-та). М. 1900 г.; его же, «Пушкин и Московский университет» (Русск. Вед. 1899 г., 145); Лавров П. А., «Пушкин и Славяне» (Сб. Новор. У-та), Одесса, 1900 г.; Истрин В. М. «Пушкин и русская литература» (Сборн. Новор. У-та), Одесса, 1900 г.; Кадлубовский А. П. «Гуманные мотивы в творчестве Пушкина» (Сборн. Ист.-Фил. И-та кн. Безбородко), Нежин, 1899 г.; Линниченко И. А., «Жизненная драма Пушкина» (Сборн. Новор. У-та), Одесса, 1900 г.; Маркевич A. И., «Пушкин и Новороссийский Край» (Сборн. Новор. У-та), Одесса, 1900 г.; Миллер В. «Катенин и Пушкин» (Сб. Моск. У-та), М. 1900 г.; Миллер Вс. «Пушкин, как поэт-этнограф», М. 1899 г.; Никольский Б. «Поэт и читатель в лирике Пушкина», СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010