На хвалитех стихиры воскресны на 4, и Благовещения на 4, с припевы их. Таже оба лика вкупе, припев 1: Да воскреснет Бог: стихиры Пасхи, глас 5, с прочими припевы их. Слава, Благовещения, глас 8: Да веселятся небеса: И ныне, Пасхи: Воскресения день: и целование по обычаю, и поучение Златоустаго. Ектении, и отпуст. Исхождение же вне монастыря не бывает. Часы же поются но уставу Пасхи. На литургии антифоны Пасхи. По входе же глаголем: В церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых, Христос воскресе: трижды. Слава, тропарь: Днесь спасения нашего: И ныне, кондак: Аще и во гроб снизшел еси: Вместо трисвятаго поем: Елицы во Христа крестистеся: Прокимен, апостол, Аллилуиа и Евангелие прежде Пасхи, потом праздника. [Зри] Егда же приспеет на литургии время чести святое Евангелие: И чтет иерей Евангелие Пасхи со диаконом, якоже указася на литургии в неделю. Таже чтет Евангелие Благовещения един диакон по обычаю, якоже и всегда: и к тому евангелию в кандию не ударяют. и по ряду божественная литургиа Златоустаго. За Достойно, ирмос Пасхи. Причастен Пасхи и праздника. [МРК] О томже празднице, аще случится Благовещение Пресвятыя Богородицы в понедельник, во вторник или в среду светлыя недели. Во святую и великую неделю Пасхи, на малей вечерни, по внегда рещи иерею: Христос воскресе: трижды, и стихи обычныя. Слава, и ныне, Христос воскресе: На Господи воззвах, стихиры воскресны, на 4: Слава, и ныне, праздника, глас 2: Еже от века таинство: Таже, Свете тихий: без входа. Прокимен великий: Кто Бог велий: и стих его1. таже , Сподоби Господи: На стиховне стихира воскресна 1. таже стихиры праздника самогласны, 3: глас 4, великия вечерни стиховныя с припевы их. Слава, Благовествует Гавриил: И ныне, Воскресения день: Христос воскресе: трижды. Слава, и ныне, тропарь: Днесь спасения нашего: Ектения малая, и отпуст. На велицей вечерни, по внегда кадити иерею, и рещи ему: Слава, святей и единосущней: поет: Христос воскресе: трижды, и стихи его. Слава, и ныне: Христос воскресе: трижды, таже ектениа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Состав: 1) стихиры на вечерне в Великую субботу и «Свете тихий» двух распевов (1–7); 2) канон в неделю Пасхи (8–31); ирмосы: «Воскресения день» и «Святися, святися» положены на несколько напевов. 1210. Сборник песнопений на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 28 лл., полууставом конца XVIII в., без переплета, разбит,. Первый лист порван с ущербом для текста. Нет листа между 23 и 24 листами. На первом листе заглавие киноварью: «Октай на осмь гласов – творение великаго светилника преподобнаго и богоноснаго отца нашего Иоанна Дамаскина ». Состав: 1) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер», антифоны степенные и стихиры на «хвалитех» на утрене в неделю перваго гласа (1–13); 2) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер» и стихиры «на хвалитех» на утрене в неделю втораго гласа (13–25); 3) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер» третьяго гласа (25–28). 1211. Сборник песнопений из октоиха на линейных нотах , в восьмушку, без начала и конца, 41 л., полууставом XVIII в., без переплета; 41 лист порван с ущербом для текста. Нет нескольких листов между листами: 4 и 5, 33 и 34, 36 и 37. Состав: песнопения: 1) гласа 2-го: богородичен догматик, стихира «на стиховне» с богородичном на великой вечерне «в субботу вечер» и антифоны степенны на утрене в неделю, третий антифон без конца (1–4 об.); 2) гласа 3-го: богородичен догматик и стихира «на стиховне» с богородичном на великой вечерне «в субботу вечер», антифоны степенные на утрене и Блаженны на литургии в неделю (5–9 об.); 3) гласов 4–8-го: стихиры: на «Господи, воззвах» с догматиками и стихиры «на стиховне с богородичнами на великой вечерне», «в субботу вечер», аятифоны степенные на утрене и Блаженны на литургии в неделю (9 об.–41 об.), третий антифон 8-го гласа без конца и нет Блаженнов того же гласа. 1212. Сборник песнопений , в восьмушку, 34 л., полууставом XVIII–XIX в.в., в бумажном переплете; 19-й лист чистый. Состав: 1) стихиры воскресныя 1-го гласа с богородичном 1-го гласа и несколько песнопений из пасхальнаго канона, положены на крюковыя ноты (1–18); 2) канон молебен Пасце глас 1-й (20–28); 3) книга Патерик скитский изложение святаго верховнаго апостола Павла покаяние пред образом Божиим кроме иерея како исповедати грехи своя скитским инокам по вся дни (28 об.–34). Начало: «Предано святым апостолом Павлом великому Дионисию Ареопагиту глубина премудростем философу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

471 В первом из них содержатся стихиры: 1) в праздничные дни всех 12-ти месяцев; 2) во св. Четыредесятницу и Страстную седмицу; 3) в неделю ап. Фомы, Мироносиц, Расслабленного, Самаряныни, Слепого, на день Вознесения Господня, в неделю 318-ти Отец Никейских, в Пятидесятницу и неделю Святых; 4) стихиры воскресны Анатолиевы; 5) 24 стихиры воскресны по алфавиту, монаха Иоанна Дамаскина , а в богородичных монаха Иоанна (Евхаитского митрополита); 6) Степенны Феодора Студита : „Внегда скорбети ми...“; 7) воскресные утренние стихиры Льва Деснота: „На гору учеником...“; 8) стихиры, называемые подобны, во св. Четыредесятницу, Феодора Студита , а больше Иосифа Песпописца; 9) богородичны-догматики, Иоанна Дамаскина : „Всемирную славу... Девственно праздненство... Да взыграет вся тварь... Ублажаем Тя роди вси, Дево“; 10) крестобогородичные стихиры Льва Деснота: „На певке и кедре. Предстоя у креста... Тридневное воскресение...“ (всех 30) и др. – Стихирарь монаха Ахриды 1299 г. разделен на три части: в первой из них содержатся стихиры с 1-го сентября по 31-е августа, какие в 13 веке пелись в праздничные дни каждого месяца; во второй – стихиры св. Четыредесятницы и Страстной седмицы; в третьей – стихиры начиная с Пасхи до недели Всех Святых включительно. – См. Архим. Порфирия Успенского „Первое путеш. в Афон. монастыри“, ч. 2, отд. 2, стр. 98. 473 Об этих и других авторах см. „Теория древнего русского пения“, Ю. К. Арнольда. Введение. 1880 г. О западных музыкологах см. Gerberti, Abbatis monasteruu S. Blasiani «Scriptores ecclesiastici de musica sacra». 476 Перечень этих сочинений с некоторыми замечаниями о них и их авторах см. в „Приложениях“ ко 2 отд. 2 части. „Первого путеш. в Афон. монастыри и скиты“, архим. Порфирия Успенского , Москва, 1881 г., стр. 7487. Срв. Крумбахера Geschichte der byzantin. Litteratur“, § 149. Мüпснеп, 1891. 477 Перечень печатных сочинений о греческой церк. музыке глав, обр. извлечен из письма ко мне о. прот. Д. В. Разумовского, от 6 ноября 1887 г. 478 Почти все эти сочинения перечислены у Крумбахера в Geschichte der Byzantin. Litteratur, § 149 (Мüпснеп, 1891 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

На хвалитех стихиры воскресны на 4, и благовещения на 4, с припевы их. Таже оба лика вкупе, припев 1: Да воскреснет бог: стихиры пасхи, глас 5, с прочими припевы их. Слава, благовещения, глас 8: Да веселятся небеса: И ныне, пасхи: воскресния день: и целование по обычаю, и поучение златоустаго. ектении, и отпуст. Исхождение же вне монастыря не бывает. Часы же поются но уставу пасхи. На Литургии антифоны пасхи. По входе же глаголем: В церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых, Христос воскресе: трижды. Слава, тропарь: Днесь спасения нашего: И ныне, кондак: Аще и во гроб снизшел еси: Вместо трисвятаго поем: елицы во Христа крестистеся: Прокимен, апостол, Аллилуиа и евангелие прежде пасхи, потом праздника. На Велицей Вечерни , по внегда кадити иерею, и рещи ему: Слава, святей и единосущней: поет: Христос воскресе: трижды, и стихи его. Слава, и ныне: Христос воскресе: трижды, таже ектениа. На Господи воззвах, стихиры воскресны 3: и анатолиев 1, и праздника 6, Слава, и ныне, праздника: Послан бысть: Вход, Свете тихий: Прокимен, глас 6: Кто Бог велий, яко Бог наш: со стихи его, и чтений праздника 5. [Аще в неделю вечера: посем иерей: И о сподобитися нам: евангелие Иоанна, зачало 65: Сущу позде в день той: Конец: Не иму веры.] таже, ектениа. На литии стихиры самогласны праздника: Слава, и ныне, благовествует гавриил: На стиховне стихира воскресна едина, таже припев: Да воскреснет бог: и поем стихиры пасхи, с припевы их. Слава, праздника: Днесь радость: И ныне, пасхи: воскресния день: и на конец: Христос воскресе: трижды. Тропарь праздника, трижды, и благословение хлебов, и раздаяние, и чтение праздника. На Утрени , по внегда благословити иерею, и рещи: Христос воскресе: трижды, и стихи его, и по скончании, Слава, тропарь праздника: И ныне, тойже. Таже, ектениа великая, и полиелей, и седален, и чтение праздника. Степенна, 1–й антифон 4–го гласа. Прокимен, и евангелие праздника. воскресение христово: трижды. псалом 50 не глаголем, но абие: Слава: молитвами Богородицы: И ныне, тойже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

13 . Памяти Высокопреосвященного Иоанникия, Митрополита Киевского († 7 июня). «Богословский Вестник» 1900 г., том 11, 6, стр. 1–4 в приложении. 14 . Кому принадлежат четвёртая и пятая книги Св. Василия Великого против Евномия? (Библиографическая справка). «Богословский Вестник» 1900 г., том III, 9, 79–106. 15 . Чествование памяти протоиерея Александра Васильевича Горского в МДА 11 и 22 октября 1900 г. «Богословский Вестник» 1900 г., том III, 11, 369–372. 15а. То же. В книге: Протоиерей Александр Васильевич Горский в воспоминаниях о нём МДА в двадцать пятую годовщину со дня его смерти. 11 и 22 октября 1900 года. (С приложением некоторых неизданных бумаг из Архива А.В. Горского). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900, стр. 3–6. 16 . Из Архива А.В. Горского: I. Эпизод из истории описания сла- —98— вянских рукописей Московской Синодальной Библиотеки: 1) Рецензия на «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки». 2) Апология «Описания славянских рукописей Синодальной библиотеки» и Слово обличительное на отца Иоанна (ныне Казанской Духовной Академии ректора). II. Замечания А.В. Горского на богословские сочинения А.С. Хомякова. С предисловием А.А. Спасского. «Богословский Вестник» 1900 г., том III, 11, 475–543. 16а. То же. В книге: Протоиерей Александр Васильевич Горский в воспоминаниях о нём МДА в двадцать пятую годовщину со дня его смерти. 11 и 22 октября 1900 года. (С приложением некоторых неизданных бумаг из Архива А.В. Горского). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900, стр. 109–177. 17 . Предложение в Совет МДА с рекомендацией в качестве кандидата на кафедру греческого языка Д.Г. Коновалова. «Журналы заседаний Совета МДА» за 1901 год. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902, стр. 233–235. 18 . Значение Византии в истории западноевропейской цивилизации. (Fr. Harrison, Byzantine history in the early middle ages. The reed lecture delivered in the senate house. Cambridge, June 12 1900. London, 1900). «Богословский Вестник» 1902 г., том I, 4, 808–836. 18а. То же. Отдельный оттиск. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. Стр. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Служба самаряныне отправляется затем в четверток и пяток и отдается в субботу, так как в понедельник, вторник и среду совершается служба Преполовению. Неделя о Слепом Неделя 6–ая по Пасхе называется Неделею о слепом, так как в нее вспоминается и читается евангельское повествование о том, как Господь чудесно исцелил слепого от рождения. Это чудо озлобило иудеев, будучи совершено в субботу, хотя оно явно свидетельствовало о Божественной силе Христа. Отношение этого чуда к празднику Воскресения Христова Церковь раскрывает, когда поет, что слепый просвещься весь, и Светодавца познавает и Светодетеля, возсиявшаго из гроба тридневно и землю уяснившаго Своим воскресением, из Негоже возсия свет возсоздания во тьме держимым человеком. Служба в честь этого чуда совершается еще в понедельник, вторник и среду, когда бывает уже отдание Пасхи. В неделю 6–ую, и в отдание Пасхи, бывает катавасия Вознесения: « Спасителю Богу». Отдание Пасхи В среду 6–ой седмицы совершается Отдание Пасхи, по подобию отдания двунадесятых праздников. Особенность лишь в том, что вечерню, утреню и литургию священник начинает так, как начинаются эти службы на Светлой седмице, то есть при отверстых царских вратах с крестом и трисвечником в руках, с каждением и пением « Христос воскресе» со стихами: « Да воскреснет Бог». На вечерне после стихиры на стиховне поются стихиры Пасхи: « Пасха священная». Отпуст на вечерне, как и на утрени, воскресный обычный, с поминовением святаго дня, без креста. Отпуст же Пасхи с крестом бывает только по литургии. На утрени поются три канона: Канон Пасхи (без Богородичных), канон слепаго и канон предпразднства Вознесения. После стихир на хвалитех опять поются стихиры Пасхи: « Пасха священная» и затем Великое славословие. Часы поются обыкновенные трехпсалмные. Отдание Пасхи кончается на литургии, конец которой весь бывает таков, как на самую Пасху. После литургии плащаница убирается с престола и полагается в устроенный для нея ковчег или футляр. На 9 часе в этот день указано начинать с Трисвятаго, так как « Христос воскресе» уже не читается, ибо праздник Пасхи отдается с окончанем литургии, а молитва «Царю небесный» не читается до Пятидесятницы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

В Типиконе указано немало случаев, когда совершается память двум святым в один день (2, 3, 4, 22 сентября и др.). При этом чаще всего такие службы не имеют знака, лишь в редких случаях стоит знак шестеричной службы (24 ноября, 15 и 18 января). Также отметим, что последовательность святых (почему именно этот святой выбран первым, а другой – вторым) не связана ни с их статусом (иногда второй святой может быть древнее и выше по статусу, чем первый, например, 4 сентября), ни с удельным весом песнопений каждому из них за богослужением (иногда именно второму святому, а не первому полагаются стихиры на «Слава» и даже прокимен, Апостол и Евангелие на литургии, см. 22 сентября). Устав службы двум святым в седмичный день находится в 10-й уставной главе Общей Минеи и в Месяцеслове Типикона в последованиях служб двум святым без знака (2 сентября, 3 сентября и т.д.). Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры 1-го святого – 3; стихиры 2-го свя­того – 3; «Слава»: стихира 1-го святого (редко – стихира 2-го святого, см. 22 сентября); «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядо­вой Крестобогородичен Минеи. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...») 411 . Затем возможны два варианта: – если в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха; – если в Минее содержится стихира «Славы», то порядок исполнения будет следующим: «Слава»: стихира святого (первого или второго); «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы», а накануне среды или пятницы – Крестобогородичен Минеи на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря 2-го святого. Отпуст вседневный. Повечерие Канон Богородице из Октоиха по обычаю. Иногда на повечерие выносится служба третьему святому (если случится память трех святых, например, 22 сентября, 9 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Во время пения Постной Триоди в седмичные дни стихиры на «Господи воззвах» поются – то из Октоиха и из Минеи (в сырную седмицу), то из Триоди Постной и из Минеи (в дни седмичные, кроме суббот, Великой Четыредесятницы), то из Октоиха с Триодью (в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), то из одной Триоди Постной (в Лазареву субботу и страстную седмицу, исключая того, если случится Благовещение). Устав пения стихир различается еще, смотря по тому, отправляется ли вечерня с Литургией Преждеосвященных даров или без литургии. На вечерне пред Литургией Преждеосвященных даров поются стихиры на 10-ть. Прежде всего поется из Триоди самогласен дне дважды; но если два самогласна (как в среду 4-й седмицы великого поста), то каждый самогласен по однажды. Самогласны напечатаны в Триоди – на стиховне (там они поются, если не бывает Литургии Преждеосвященных даров). Засим поется мученичен Триоди. На субботу: 1-й, 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста поются мученичны из Октоиха, рядового гласа, три – из положенных на «Господи воззвах» и одна – из стиховен. На субботы же 5-й и 6-й седмиц Великого поста мученичен поется из Триоди. Но если случится храм святого (Тип., храм. гл. 35-я) или день предпразднства – 24-го марта (что в Типиконе указано под 25-м марта), то не поется мученичен Триоди, а поются стихиры Минеи на 5-ть. За мученичнами поются или: стихиры Триоди «подобны» (три), а в субботу 1-й седмицы – святому Феодору (4-ре), в субботу 5-й седмицы – Богородице (три стихиры поются на семь), в субботу 6-й седмицы – святому Лазарю (пять стихир поются на семь), или, если нет в Триоди «подобных» стихир, как в субботы 2-й. 3-й и 4-й седмиц Великой Четыредесятницы, то поются стихиры святому из Минеи, а в предпразднство Благовещения, случившееся в субботу, – стихиры предпразднства на 4-ре. Наконец, вместе с подобнами Триоди поются стихиры из Минеи на четыре: так указаны в Уставе стихиры из Минеи святому, хотя бы случился и великий святой, например 24-го февраля, или предпразднству Благовещения, 23-е марта (что в Типиконе обозначено под 24-м марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

кондаки: воскресный, храма; «Слава» – кондак святому; " И ныне» – «Предстательство христиан...» Прокимен, Аллилуйя: гласа и святому. Апостол и Евангелие: воскресные и святому. Причастны: «Хвалите Господа с небес...» (воскресный) и святому. Отпуст: дневной, с упоминанием автора Литургии (святого Иоанна Златоустог о). Особенности службы славословному святому в неделю Великая вечерня Стихиры на литии: стихира храма и стихиры святому со стиховни вечерни; «Слава» – стихира святому; «И ныне» – богородичен стиховный из первого приложения по гласу славной стихиры. Утреня Стихиры на «Хвалите»: воскресные – 4, святому – 4; «Слава» – евангельская; " И ныне» – «Преблагословенна еси...» Часы Тропарь воскресный; «Слава» – тропарь святому (на всех часах); кондаки попеременно (на 1-м и 6– м  – кондак воскресный; на 3-м и 9-м – кондак святому). О двух непразднуемых святых, случившихся в неделю Служба одному непразднуемому святому в неделю описана в 2-й главе Типикона и подробно разобрана в 1-й части «Православного богослужения». Поэтому здесь мы рассмотрим объединение службы двум малым святым с воскресной службой. Основанием для нас будет служить 4-я уставная глава Общей Минеи: «О непразднуемом святом или дву, прилучающихся в неделю». Малая вечерня Поются только воскресные песнопения по чину (см. раздел «Малая вечерня» в 1-й части данной книги). Великая вечерня Стихиры на «Господи воззвах...»: воскресные – 4, первому святому – 3, второму святому – 3; «Слава» – первому святому; «И ныне» – догматик настоящего гласа. Стихиры на литии: стихира храма; «Слава, и ныне» – – если храм Господский или Богородичный, то поется еще одна стихира храмового праздника; – если храм святого, то поется богородичен стиховный из первого приложения по гласу храмовой стихиры. Стихиры на стиховне: воскресные «Слава» – первому святому; «И ныне» – богородичен стиховный из первого приложения по гласу стихиры «Славы» (Если в Минее нет «Славы», то на «Слава и ныне» поется рядовой бо-городичен Октоиха). По «Ныне отпущаеши...» и Трисвятом: «Богородице Дево...» – трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Выход на литию воскресной вечерни (обычной) совершается при пении «стихиры храма». Пение такой стихиры естественно при торжественном прохождении храма; и естественно вспомнить в течение всего бдения хотя раз святого, в честь которого храм (древние уставы, как увидим, говорят здесь о пении стихиры именно святого храмового), как он вспоминается и на литургийных песнопениях раз (в тропаре по входе), и который мыслится духовно соприсутствующим с верующими и участвующим в их службе, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество» 2324 . Какую из храмовых стихир петь на литии, Типикон не указывает 2325 . В Октоихе, в службе 1-го гласа, замечено: «поем самогласну стихиру Святаго обители, литию творяще в притвор, на нейже поем стихиры Павла Аморрейскаго или что настоятель изволит». Предполагается, что храм, как и бывало почти всегда в древности, в честь святого, и из стихир его указывается для пения самогласная, как наиболее торжественная по напеву, где бы она ни была положена в службе святого; большей частью самогласны положены на Слава и ныне Господи воззвах или стиховных. Что касается стихир Павла Аморрейского, помещаемых в Октоихе на Господи воззвах, Богородичных по содержанию, то Типикон нигде не предполагает их пения на литии, так как в замечаниях относительно воскресной службы в триодные Недели постоянно говорит о пении на литии только одной стихиры храма, не считая славника из Триоди и Богородична 2326 . «По свершении стихир, – продолжает Типикон в настоящем месте, допуская возможность пения на литии и нескольких стихир (что бывает при совпадении с воскресеньем некоторых памятей), – Слава и ныне Богородичен»; какой Богородичен, не указано, но в триодных Неделях здесь указывается всегда Богородичен по гласу последней стихиры (на Слава), и большей частью из воскресных стиховных Богородичнов 2327 . Следовательно, и при пении на литии одной стихиры храма (в обычное воскресенье) Богородичны к ней нужно брать из стиховных воскресных по гласу стихиры. Но если храм Господский и Богородичный, то Богородичным на литии может служить опять только какая-либо из стихир праздника, которому посвящен храм 2328 , потому что тогда литийная стихира храма принадлежит к числу таких, которые вообще никогда не соединяются с обычными Богородичными; может быть, ввиду этого и выражение Типикона о Богородичне на литии такое неопределенное. Древние списки Типикона в этом пункте – о литийных стихирах – были определеннее; в частности, некоторые из них указывают петь на литии стихиру храма по гласу Октоиха, т. е. из храмовых стихир выбирать стихиру того гласа, который приходится на известное воскресенье, чтобы выдержать музыкальное соответствие с другими частями службы (см. ниже). Стихира храма на воскресной литии не поется во все двунадесятые праздники, их попразднства и отдания, предпразднство Рождества Христова, в Неделю ваий, Фомы, мироносиц и 7-ю по Пасхе (см. там). Литийные стихиры по древним уставам

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010