Одесса, 1884; Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания/Сост. Г. Барсов. Т. 1. СПб., 1885; Правила о православных церковных братствах и положение о приходских попечительствах при православных церквах. СПб., 1904; Узаконения и распоряжения о школах//Пастырско-миссионерский календарь. СПб., 1908. 10 См.: Сведения об АДМ за шесть лет (с августа 1856 г. по август 1862 г.) начальника миссии, протоиерея Стефана Ландышева. М., 1863. 13 Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. Кн. 2. М., 1872. 15 Отчет об Алтайской и Киргизской Миссиях Томской епархии за 1889 год//Томские епархиальные ведомости. 1890. 7–9. 16 Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1910 год//Томские епархиальные ведомости. 1911. 6–15. 17 Справочная книга по Томской епархии за 1898/99 гг. Томск, 1900; Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 г. Томск, 1903; Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 г. Томск, 1911; Справочная книга по Томской епархии за 1914 год. Томск, 1914. 18 Список населенных мест Сибирского края. Вып. X: Ойротская область. Новосибирск, 1928; Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду за 1911 год. Бийск, 1911. 20 См.: Миссионерские известия и заметки. Известия с Алтая//Томские епархиальные ведомости. 1901. 122. С. 21–22. 21 См.: К открытию на Алтае двухклассной учительской женской школы с учительскими курсами//Православный благовестник. 1913. 1 1. С. 14. 22 См.: Освящение памятника-храма в селе Улале 1912 года августа 5 дня//Православный благовестник. 1912. 1 21. С. 341–345; Павлин Алтайский. Чувства и думы миссионера в алтайском храме-памятнике//Томские епархиальные ведомости. 1913. 1 7. С. 394–398. 23 См.: Душеполезное чтение. 1862–1866 гг.; Извлечения из записок сотрудника Алтайской миссии священника Василия Вербицкого за 1857 год. М., 1859; Записки Улалинского отделения Алтайской Духовной Миссии миссионера Иоанна Смольянникова за 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Но уединения, которого желал, я в Магадане не получил. На огромной территории (равной двум Франциям) было всего несколько недавно рукоположенных священников. Люди жили в этих местах по 20–30 лет; уехав с родных мест на Север молодыми, они отрывались от духовных корней, от тех своих бабушек, которые могли передать им хоть какие-то представления о Боге и начальные навыки церковной жизни. Поэтому жители Магаданской области и Чукотки, с одной стороны, практически ничего не знали о вере, но с другой, испытывали огромную духовную жажду, и, не зная чистой воды Православия, с легкостью откликались на призывы всевозможных экстрасенсов и сектантов, безуспешно пытаясь напоить свои души из этих мутных источников. Нужно было послужить этим людям. Так что наши труды на крайнем Северо-Востоке были в основном миссионерскими, что совсем не легко в 22 года. Приходилось заниматься самой разнообразной деятельностью: совершать богослужения, духовно окормлять людей, которые были старше меня в два, три раза; утешать больных, посещать заключенных в исправительных учреждениях, общаться с журналистами и представителями власти. Это была школа, которая дала мне больше, чем семинария и академия, – практический опыт пастырского служения. Томск В пригороде Магадана мне был поручен приход, где довелось собирать церковную общину и строить храм. Мы даже попытались устроить неподалеку от поселка, где я служил, монастырь. Впоследствии единственный его насельник поступил в братию Томского Богородице-Алексиевского монастыря . В 1999 году я приехал в Томск, вместе с владыкой Ростиславом. С глубокой благодарностью Богу принял монастырь, которым мне поручили заниматься, ибо всегда хотел жить наиболее полной монашеской жизнью, что достижимо лишь в обители. Томск мне понравился сразу: он выглядел очень уютно, тепло. Красивые, в то время еще достаточно многочисленные, деревянные дома, старинные каменные здания, древние храмы все это привносило в образ города особое обаяние. Первые дни мы с наслаждением гуляли по улицам Томска, любуясь его архитектурой. За 14 лет, прошедших с той поры, Томск, к сожалению, несколько порастерял то, что придавало ему неповторимое очарование. Монашество

http://azbyka.ru/way/episkop-siluan-vjur...

Лит.: Сосковец Л. И. Антирелигиозная деятельность партийных организаций Зап. Сибири в 1950-е гг.: АКД. Томск, 1991; она же. Религиозные конфессии Зап. Сибири в 40-60-е гг. ХХ в. Томск, 2003; Иванов К. Ю. К вопросу о вкладе благотворителей в строительство правосл. храмов на территории Кузбасса: (Дорев. период)//Благотворители Зап. Сибири. История и современность: Конкурсные работы студентов и аспирантов кемеровских высш. учеб. заведений. Кемерово, 1997. С. 29-35; он же. Старообрядчество юга Зап. Сибири 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.: АКД. Кемерово, 2001; он же. К вопросу о согласиях и толках старообрядцев на территории Кузбасса (2-я пол. XIX - нач. ХХ в.)//Кузнецкая старина. Новокузнецк, 2003. Вып. 5. C. 167-179; он же. К вопросу о возможности и необходимости комплексного исслед. истории и совр. состояния религии в регионе//Наука и образование: Мат-лы Всерос. науч. конф. (20-21 февр. 2003 г.). Белово, 2003. Ч. 2. С. 139-143; он же. Самосожжения на территории Кузбасса//Наука и образование: Мат-лы V Междунар. науч. конф. (26-27 февр. 2004 г.). Белово, 2004. Ч. 3. С. 418-424; Конев Е. В. Немцы Зап. Сибири в 1940-1990-х гг.: (На мат-лах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей): АКД. Томск, 2002; Горбатов А. В., Чуднов И. А. Гос. контроль финансово-хозяйственной деятельности РПЦ в Сибири в 1950-1960-е гг.//Вестн. Кузбасского гос. техн. ун-та. Кемерово, 2004. 4(41). С. 135-141; Шиллер В. В. Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской обл. в кон. XIX - XX вв.: (Источники и методы изучения): Канд. дис. Кемерово, 2004; Ананина А. В., Иванов К. Ю. Из опыта изучения церковно-гос. отношений на территории Кемеровской обл.//Сб. тр. студентов и молодых ученых Кемеровского гос. ун-та, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кемерово, 2005. Вып. 6: Мат-лы XXXII апрельской конф. Т. 1. С. 60-62; Сибирь на перекрестье мировых религий: Мат-лы 3-й межрегион. науч.-практ. конф. Новосиб., 2006; Русская Правосл. Церковь юга Зап. Сибири (XIX-XX вв.): Ист. очерки. Кемерово, 2007; Горбатов А. В. Государство и религ. организации Сибири в 1940-1960-е гг. Томск, 2008.

http://pravenc.ru/text/1684171.html

В этот же период, 2/15 февраля 1927 года, собравшийся в Барнауле окружной съезд обратился к архп. Димитрию с вопросом, кого он считает заместителем Патриаршего Местоблюстителя – митрополита Сергия или архп. Григория. На этот вопрос архиепископ Димитрий ответил, сам не знает, какая у нас власть. В результате такого ответа общины склонились к признанию ВВЦС, как легальной организации, и оставались в григорианстве до прибытия в Барнаул православного епископа. За свой отказ подчиниться законной власти архиепископ Димитрий, временным Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, архиепископом Угличским Серафимом был запрещён в священнослужении и отстранён от управления епархией. Архп. Димитрий не подчинился ни этому распоряжению, ни возвратившемуся вскоре митр. Сергию и продолжал управлять епархией самостоятельно. Всё это создало благоприятную почву для его соединения с григорианцами. В 1928 году к нему явились делегаты григорианского митрополита Виссариона (Зорина) с предложением войти в состав ВВЦС. Архиепископ Димитрий быстро согласился, оставив у знавших его православных архиереев чувство горького сожаления о падении старца. Григориане возвели его в сан митрополита, а православным Заместителем Патр. Местоблюстителя, он, как уже сказано, был запрещён в священнослужении, «до полного раскаяния и суда над ним православных архиереев». Вскоре он расстался со своей кафедрой и проживал где-то в Сибири, там же, а по другим сведениям, в Омске, он умер в глубокой старости, не принеся покаяния. Место погребения и дата смерти неизвестны, но не позднее 1931 года. Был духовный писатель. Труды «Чудо, как принадлежность откровения» «Христианство у готов» «Прав. Собес.» 1886, январь, стр. 1–36. «Прав. Собес.» 1886, октябрь, стр. 77–108 «Старинные монастыри Томского края» Томск, 1898 «Старинный томский раскол» Исторический очерк 1834–1880 гг. Томск, 1901 «Томские старинные духовные начальники» (Заказчики). Исторический очерк Томск, 1906 «Старинный раскол в пределах Томского края» Томск, 1905

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Хандорин Димитрий Федотович, протоиерей Родился примерно в 1880 г. в Томске. Окончил Томскую духовную семинарию и первый курс юридического факультета Томского университета. В 1903 г. рукоположен во иерея. Служил в разных деревнях Томской губ. В 1915 г. переехал в Томск. Служил в Никольской (Христорождественской) церкви. В 1924 г. по приглашению приходского совета прибыл в г. Мариинск Томской губ., оставив на время в Томске семью: жену, Евфалию Васильевну, и пятерых детей. В 1926 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ по Западносибирскому краю приговорило его к 3 годам ссылки в Севкрай, куда он отправился с матушкой и детьми. В ссылке ослеп. Евфалия Васильевна умерла от тифа. В 1935 или 1936 г. о. Димитрий возвратился из ссылки в Томск, жил у сына, преподавал на бухгалтерских курсах. Скончался в 1960 г. Похоронен на кладбище у станции Томск-2 882 . 1. 6 марта 1956 г. г. Томск. Здравствуйте, глубокочтимый Владыко! Поздравляю Вас с прошедшими праздниками и с прошедшим днем Вашего Ангела! Я предполагаю, что в один из дней января или февраля Вы были именинником, поэтому Вас и поздравляю. Возможно, что мое предположение не вполне точно, и если я ошибся, то прошу меня извинить за мою неточность! Вы писали, Владыко, о том, что ездили в Москву к Патриарху. Ответьте мне, Владыко: патриарх был на Соловках или нет? Я считаю, что патриарх Алексий – это и есть тот самый Алексий, епископ Можайский 883 , который одновременно со мною в 1929 году был на Соловках?!.. Если мое предположение по данному вопросу верно, то при личном свидании со Святейшим благоволите от меня передать ему глубокое почтение! Возможно, что он помнит меня как самого высоковозрастного из всех протоиереев, бывших вместе со мною на Соловках. Там меня звали «сибирский протоиерей», «мариинский настоятель». Может быть, Вы каким-нибудь способом узнаете, где в данное время находится епископ Аркадий Астальский 884 – это тот самый, который меня представлял Вам во время Вашей беседы с ним. Эта беседа происходила в то время, когда епископ Аркадий стоял сторожем, окарауливая вверенное его охране складочное помещение, находящееся под алтарем центрального Соловецкого Троицкого собора, вблизи подъезда, в котором отпускался кипяток для обитателей С[оловецкого] Л[агеря]. Не имеете ли Вы, Владыко, сведений о том, где в данное время находится епископ Григорий Козлов 885 , бывший директор 3-ей московской гимназии. Затем во время моего пребывания на Соловках в Кеми в управлении статистики работал Юрий Иванович Петров, если возможно, сообщите мне адреса этих лиц: они имели прежде местожительство вблизи тех мест, где Вы находитесь в настоящее время, – средоточие их деятельности – окрестности города Старой Руссы? Если здоровье и время позволят, ответьте, если затруднительно, не беспокойтесь и с ответом не торопитесь. Мое здоровье неважное – болею очень часто.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Фрагмент выступлении А.А. Шаталова см. по ссылке К сожалению, работа епархиальных служб и идеи о взаимодействии с профильными госструктурами пока так и остались нереализованными. Прошёл год. Проект, предложенный участниками, экспертами семинара-совещания " Развитие епархиального социального служения в сфере профилактики зависимого поведения и оказания помощи лицам с наркотической зависимостью. Современные технологии реабилитации и псевдореабилитации (вербовки) лиц с зависимым поведением " , пока остался лишь на бумаге. Однако же, широта поднятых вопросов и глубина их анализа, реализации эффективных практических наработок к сфере профилактики алкоголизма и наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных, заставляет вновь обратить на него пристальное внимание. Епархиальный реабилитационный центр в Томской области при поддержке ресурсной Автономной некоммерческой организации " Здоровый Томск " продолжает принимать воспитанников. С поддержкой государственных структур или без, совместная работа профессиональной команды продолжается денно и нощно, изо дня в день. Результаты соответствующие. Контакты реабилитационного центра: Стационарная реабилитация. Епархиальный центр реабилитации во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Почтовый адрес: Российская Федерация, 634009, г. Томск, ул. Войкова, д. 16/1 моб.тел.: (Билайн) 8-961-892-76-97 моб.тел.: (МТС) 8-913-885-16-44 E-mail: pomojem.tsentr@gmail.com Сайт: pomojemtsentr.com Амбулаторный прием. Храм в честь иконы Божией Матери Знамение (Абалакская) Почтовый адрес: 634009, Российская Федерация, г. Томск, ул. Войкова, д. 16/1 конт.тел.: 8 (3822) 51-44-92 E-mail: znamenskaya16@mail.ru Сайт: znamenietomsk.prihod.ru Каклюгин Николай Владимирович, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации " Матери против наркотиков " в Краснодарском крае, врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук; член Экспертно-консультативного совета при Управлении аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу 2009-2011 гг.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/20/zdor...

В 19З6 году храм был закрыт. 16 августа 1995 года Воскресенская церковь была вновь освящена и начала свою новую жизнь. Воскресенская церковь каменная, двухэтажная, во имя Воскресения Христова и Успения Божией Матери, построена в 1803 г. Причта по штату: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Содержание причта при готовом помещении: проценты с причтового капитала и доходы от треб. Прихожан муж. пола 963 и жен. пола 975 душ. В том числе раскольников 32 чел. обоего пола. Одноклассная школа открыта в 1896 г., помещается в собственном доме и содержится на средства частью попечителя школы купца 1-й гильдии Иннокентия Евграфовича Кухтерина, частью епархиального училищного совета. Попечитель платит учительнице жалование 300 руб., на свои средства построил и школьное здание, стоящее 6 000 руб. Попечительство открыто в 1892 г. Протоиерей Павел Иванович Добротворский, младший священник К.Е. Кондаков, диакон И.Г. Рождественский, псаломщики С.М. Конусов и Троицкий. Справочная книга по Томской епархии за 1902-1903 год, сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Е. Березова. Томск: Типография Епархиального братства, 1903 г. Томская церковь Воскресения Христова - почти ровесница города. Если Томск был основан в 1604 г., то первый деревянный храм на этом месте появился в 1622-м. Срубленная церковь прослужила томичам до конца следующего столетия, но из-за частых пожаров здание ее находилось в разрушенном состоянии. Она была разобрана черезне сколько дней после освящения нового каменного храма, в 1807 г. Каменная церковь Воскресения Христова выполнена в стиле сибирского барокко XVIII в. В деталях её внешнего и внутреннего убранства читаются и элементы готики. Отношение ширины здания к высоте, удивительные детали оформления - все это устремляет здание ввысь, и кажется, будто она своими сводами касается небес. Однако храм прославила не только красота, но люди, посещавшие его. Именно здесь в октябре 1858 г. венчался известный анархист Михаил Александрович Бакунин. Он был сослан в Томск, где и познакомился со своей будущей женой - дворянкой Антониной Ксаверьевной Квятковской. Посаженым отцом на их свадьбе был сам генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский.

http://sobory.ru/article/?object=03543

В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 19/I-1924 года наречён во еп. Чебоксарского, вик. Чувашской епархии, а 29/II-1924 г. хиротонисан. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10. ФАОС дело 29. Кат-АМ 120. Кат-ЯВ 102. С. 50. Кат-ЕС С. 10, п/п 53. [Кат-ГУБ. С. 970.] ДИМИТРИЙ (Беликов [Дмитрий Никанорович]) Архиепископ Омский и Томский Окончил Петроградскую академию со степенью кандидата богословия. В последующие годы за ряд научных работ был удостоен звания магистра богословия и доктора церковной истории. Рукоположен в сан иерея и возведён в протоиерея. Упоминается как председатель учебного Комитета при Св. Синоде. В 1920 г. хиротонисан во еп. Омского. Был архиеп. Томским. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. По непроверенным данным уклонялся в обновленческий раскол, находился в григорианском расколе, был григорианским митрополитом. Запрещён за григорианский раскол и в глубокой старости умер без покаяния. Духовный писатель. Год смерти неизвестен. ТРУДЫ: Старинные монастыри Томского края. Томск. 1896. Томский раскол (Исторический очерк от 1834–1880 гг.). Томск, 1901. Томские старинные духовные начальники (заказчики). Исторический очерк. Томск, 1906. Старинный раскол в пределах Томского края. Томск, 1905. Ап. Павел в изображении Фаррара. СПБ., 1911. ЛИТЕРАТУРА: Русский паломник. 1913. 52. С. 831–832. ФАМ 1. С. 13, 78. Кат-АМ 121. См. Мануил. 3.29–32. [Кат-ГУБ. С. 908, 970.] [Левитин. 503, 504.] Окончил в 1878 г. Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, в том же году допущен советом академии до чтения лекций по кафедре общей гражданской истории. В 1898 г. назначен профессором богословия в Томский университет. До 1902 г. удостоен степени магистра богословия и доктора церковной истории. В 1906 г. назначен председателем учебного комитета при Св. Синоде. Был в обновленческом расколе до 1924 г. Покаяние принёс до 21/V-1924r. Точного времени пребывания в расколе установить не удалось. Примыкал к григорианскому расколу. Скончался в 1928 г. вне общения с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

10 нояб. 2006 г. в Новосибирске получила регистрацию община «Ринчин», входящая в Буддийскую традиционную сангху России. В 2015 г. освящен 1-й в Новосибирске деревянный буддийский храм Сахюусан дуган, действует общественная культурная орг-ция «Байкал». С 2015 г. ведется строительство храма Мааниин дуган. Новые религиозные движения В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. в Н. о. появилось большое количество новых религ. движений. Нек-рые из них сохранили свои позиции до наст. времени. Движение «Харе Кришна» распространялось в Н. о. в 90-х гг. XX в. В 1999 г. было зарегистрировано Новосибирское об-во Сознания Кришны, в 2002 г.- Об-во вайшнавов г. Новосибирска Центра обществ Сознания Кришны в России. В 1999 г. в Новосибирске поставлена на учет община последователей веры Бахаи. В Новосибирске действует Сибирское Рериховское об-во (см. Живая этика ), зарегистрированное как общественная орг-ция. В Н. о. действовали ныне запрещенные или упразднившиеся религ. группа «Ашрам Шамбала» (запрещена в 2014), «Церковь саентологии», секта «Сахаджа-йога» и др. На март 2018 г. в реестр Мин-ва юстиции РФ по Н. о. внесена 31 действующая в регионе религ. группа. С. Ф. Ахмадиева, И. В. Октябрьская Арх.: ГА Новосибирской обл. Ф. 4. Оп. 33. Д. 2051; Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 18, 47, 196; Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 5, 35, 63, 67, 98, 100, 149; Ф. П-10. Оп. 1. Д. 175; Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 58 (Справка в облисполком о деятельности религиозных организаций на территории Новосибирской обл. от 11 дек. 1959 г.), 62, 83, 95, 107, 128; ГА Томской обл. Ф. 3. Оп. 4. Д. 2840. Лит.: Отчет о церк.-приходском попечительстве при градо-Каинском Спасском соборе за 1898 г.//Томские ЕВ. 1899. 18. Отд. неофиц. С. 10-16; Беликов Д. Н. Томский раскол: Ист. очерк от 1834 по 1880-е гг. Томск, 1901; он же. Старинный раскол в пределах Томского края. Томск, 1905; Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 год. Томск, 1903; То же за 1909/10 год. Томск, 1911; Война за народную трезвость: Первые полтора года Серафимо-Завьяловского братства воздержания от пьянства и сквернословия//Томские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Тропарь «Христос воскресе...» поется также в начале молебна, панихиды, таинства Крещения, Венчания, Отпевания и других служб. На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами «Да воскреснет Бог» поются только после стиховных (воскресных) стихир великой вечерни, причем порядок пения их таков: первая стихира воскресная, а затем пасхальная. Далее на «Слава» поется стихира снова воскресная, на «И ныне» – пасхальная «Воскресения день и просветимся торжеством...». В конце последней стихиры Пасхи «Христос воскресе...» поется только один раз. На утрени в хвалитных стихирах стихиры Пасхи не поются. В седмичные дни стихиры Пасхи не поются вовсе. На воскресном всенощном бдении, после прочтения Евангелия, «Воскресение Христово видевше...» поется трижды. В седмичные дни «Воскресение Христово видевше...» поется на утрени один раз (после кафизмы). Канон Пасхи с Богородичными поется (в соединении с каноном Цветной Триоди) в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К Богородичным тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе...» (трижды) в конце каждой песни не поется. 9-я песнь поется следующим образом. После 8-й песни – ирмос: «Светися, светися...», припев «Христос воскресе из мертвых...» и тропарь: «О Божественного, о любезного», затем припев и тропарь: «О, Пасха Велия»; после этого Богородичны тропари с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас» и затем читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После канона – светилен Пасхи и Триоди. В седмичные дни канон Пасхи не поется 223 , но и в полиелейные праздники на катавасии поются только ирмосы Пасхи. Указание Типикона относительно пения в седмичные дни (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) «канона праздника» следует понимать в том смысле, что в эти дни поется из Цветной Триоди канон настоящей Недели (Фоминой, жен-мироносиц и т.д.) или Преполовения (от праздника Преполовения до отдания его) 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010