Впрочем, можешь отгонять злые помыслы таким образом: когда враг говорит душе: нет тебе спасения, Христос тебя не спасет, – тогда ты говори: верую, Господи, что Ты воистину Сын Бога Живого, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Когда супостат вооружается на Божию премудрость, сокровенную в Святых таинствах, и говорит душе: не верь, – то ты, отвращая слух от мятежных мыслей, говори: верую и исповедую, яко сие есть в Таинстве причащения – само пречистое Тело Твое. Если дух сопротивный, заметив внимательный твой взгляд на образ, будет нашептывать: не кланяйся доске и краскам; то ты поклонись скорее и скажи: пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже. Если учит унизить или не благословить Матерь Божию, то взывай: Богородице Дево! радуйся, благодатная; благословенна Ты в женах. Если слышится хула на Крест Господень, то произноси: да воскреснет Бог и расточатся врази Его. Или же, вместо всякого оружия, бей супостатов именем Христовым, – ибо «нет, – как говорит Лествичник, – оружия крепче сего». Итак, борись с противными силами, воюющими на душу твою, и Господь, как сказано, даст крепость людям Своим; Господь благословит люди Своя миром. Верь, что Господне есть спасение, и что Он может внезапно обогатить нищего (духом), сотворить с искушением избыток духовной радости. Только потерпи Господа ( Пс.26:14 ), благодушно перенеси все скорби, которые посылаются для твоего смирения, и тогда обновится, яко орля, юность твоя ( Пс.102:5 ). Не огорчайся, что Господь попустил на тебя такую лютую брань; знай, что любящим Бога все поспешествует во благое. При всегдашнем благодушии ты мог бы, как и Давид, сказать: не подвижуся вовек ( Пс.29:7 ); тогда как человецы приятны Богу только в пещи смирения. Потому и сей боговдохновенный муж молился: искуси мя, Господи, и испытай мя ( Пс.25:2 ). Как золото, переплавленное в горниле, делается чище и светлее; так и душа, когда перетерпит искушение, освобождается от высокоумия и светлеется одною правдою Божиею. Потому-то человека, удаляющегося от всякой лукавой мысли, борьба с лукавым духом умудряет, делает его благонадежным и несамодеянным. Но вся противна суть мужеви безумну ( Прит.44:7 ): он и в благоденствии своем надмевается и при борении сопротивной силы весьма изнемогает и отчаивается. Так и Писание говорит: безумный, яко луна изменяется ( Сир.27:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Еще для успокоения Вашей души хорошо Вам накануне воскресных дней и праздников спать по ночам где-нибудь одному и хоть по десяти поклонников творить началом своего спасения; в воскресные же дни и большие праздники непременно быть у Литургии, а то не будете мирны в душе своей. Еще мало свет в вас есть, ходите, И.В., путем правды, ходите, дóндеже свет имате, да тьма вас не имет ( Ин.12:35 ); а то наступит и на Вас та злополучная година и область темная, которая покрывает всю землю. Тогда, – о, не дай того Господи! – тогда Вы всем сердцем опять обратитесь к миру и поработаете ему с любовью; а Бога, спасающего нас, забудете и не вспомянете даже о том, как угодить ему. Тогда – и горе, вечное горе, и стоны, и рыдания, не скончаемые вовеки, ожидать будут Вас. Любил я с Вами и прежде беседовать и ныне с великою охотою, хотя и от конец земли, но еще имею возможность письменно побеседовать с Вами и с великою охотою продолжаю беседу свою. Видите, как люблю я Вас! Не презрите же мою любовь, не отвергните же прошения, но постарайтесь, сколь есть силы, сие исполнить: мир имейте со всеми и уважение оказывайте всякому, а тем более родителю и родительнице; щадите немощь своего подружия и не озлобляйте слабое сердце. Особенно сердце болезненное жалейте и старайтесь успокоить во всем; и при всем этом будьте мудры, яко змии – не человекоугодником делайтесь, но рабом Христовым; старайтесь из всей силы отвергаться ветхого человека (плотоугодия) и для этого подвизайтесь проходить сквозь всякие тесноты, как делают змеи, когда стареет на них кожа, не дающая им свободно ползать, и они сквозь скважины пролазят, чтобы освободиться от ветхости. Советуйте также поступать и своему братану – В.А. Если можно, то пусть бы он сходил весной поклониться куда-нибудь к мощам святых угодников, и там, в скорби сердечной, с плачем, от всей души, мог бы попросить у Господа себе доброго спутника в жизни. Избирать себе жену надобно не глазами, а слезами; потому что многое у человека зависит от жены, которая может всего лишить своего мужа, как Ева нашего праотца Адама лишила всякого блаженства; потому полагаться на себя или на совесть других в сем случае весьма опасно. Кто прельщает себя одною видимостью, тот не порадуется, а скорее наплачется от своей прелестницы; и хорошо, если только здесь на земле, а то и в вечности будет плакать вместе с нею и злобно скрежетать на нее зубами; потому советуйте В. молиться Богу усерднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И вот тому подобие: город построен, расположен на равнине и наполнен всеми благами; но вход в него тесен и расположен на крутизне так, что по правую сторону огонь, а по левую глубокая вода. Между ними, то есть, между огнем и водою, лежит одна стезя, на которой может поместиться не более, как только ступня человека. Если город этот будет дан в наследство человеку, то как он получит его, если никогда не перейдет лежащей на пути опасности? Такова и доля спасаемых. Для них Господь сотворил век будущий – царство, уготованное им от сотворения мира; но когда Адам нарушил Божественные постановления, то и определено было тому, что есть. И сделались входы в жизнь будущего века тесными, болезненными, утомительными, также – узкими, исполненными бедствий и требующими великого труда. Итак, если входящие, которые на земле живут, не войдут в это место тесное и бедственное, они не могут получить, что уготовано. Погибают же многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе, в котором Бог определил, что делая, они будут живы; а они не послушались, утвердили в себе помышление суетное, не познали путей Его ( 3Езд. 7:6–14,20–23 ). И вот проводят дни свои в счастье, и мгновенно нисходят в преисподнюю ( Иов. 21:13 ). Итак, всякий, любящий душу свою, погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит ее в жизнь вечную ( Ин. 12:25 ). Некто спросил Господа:неужели мало спасающихся? и Господь сказал: подвизайтесь войти сквозь тесные врата; ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут ( Лк. 13:24 ). Но что это за врата? Господь возвещает: Я есмь дверь; кто войдет Мною, тот спасется ( Ин. 10:9 ). Или еще как говорит: кто Мне служит, Мне да последует ( Ин. 12:26 ). Овцы Мои слушаются голоса Моего, и идут за Мною; и Я даю им жизнь вечную ( Ин. 10:27 ). – А от чего делаются врата спасения тесными? – От повелений Господних; ибо мы говорим про другого: он нас стесняет, когда не дает делать, что хотим. Но почему же называет Господь врата спасения тесными, когда о Своих повелениях сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко ( Мф. 11:30 )? – Слова Господни истинны; и чтобы увериться нам в том и другом, посмотрим на своевольных сынов человеческих, сколь стеснительны для них заповеди Господни и, напротив, сколь благотворны они для покорных Господу Богу своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Какой пьяница не злится на кого-нибудь? А иной ненавидит и колотит жену и детей своих; «всяк же ненавидяй брата, – сказано в законе, – человекоубийца есть» ( Ин.3:15 ). Редкий человек не делается от вина злоречивым и ярым, как зверь; а к блуду самым склонным, не знаю, кто и может ли не быть? Блудная похоть – царица всякого пьяницы, да и гнев, как царь, обладает его душой. Кроме того, пьянство делает и честного человека плутом: оно, затмевая у пьяниц рассудок, располагает их к разного рода бесчинствам, грубостям, обманам, а часто и к самым важным преступлениям – грабежу и убийству. И на вид пьяница показывается недобрым человеком: глаза его наливаются кровью и смотрят свирепо. Трудно описать все, что происходит от пьянства; в нем заключается все, или, лучше сказать, нет в нем ничего, кроме худых дел. О пьянство! не знаю, как вернее описать злые твои свойства и извиличать тебя: растлением ли юности или безобразием старости? Составом ли, приводящим всякого в неистовство, или отравою души и напутием к аду? В тебе соединены все худые качества, все злые наклонности от тебя возникают, и потому там, где ты присутствуешь, каких не производишь непотребств? Ты у преданных тебе отнимаешь стыд и совесть; в царстве твоем теряет человек и самый рассудок, предается всякого рода неистовству. О злопохотливое пьянство! каких ты не совершаешь бесчинств? Писание упоминает, что ты сделало с Лотом, вышедшим из Содома. Ты и разумных людей делаешь хуже скота: твои порождения – песни и пляски, и еще такие дела, о которых срамно есть и глаголати, всякому небесчестному человеку стыдно даже и слушать. Потому и друзья твои – одни только скаредные люди да еще разве – дьявол , который любит делать одно только зло. И ты, проклятое пьянство, делаешь одно только зло всем людям; ты отвращаешь сердца детей от своих родителей; вооружаешь отца на сына и сына на отца и матерь свою; ты искореняешь любовь между родными братьями, возжигаешь ненависть мужа к жене и жены к мужу; ты, всем известно как, расстраиваешь у пьяниц все душевные чувства и, испестрив их всякою греховною нечистотою, отнимаешь у них и само здоровье и преждевременно гонишь их с лица земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Но скажешь: какая беда, если я посмотрю, но не буду увлечен страстью? Так, на первый раз ты беды себе не видишь, и когда однажды, дважды или трижды посмотришь так, как говоришь, то, быть может, еще в состоянии будешь преодолеть страсть; но если станешь часто делать сие, то непременно будешь побежден. Ибо ты не выше пророка Давида, который, известно, каким подвергся опасностям от воззрения на красоту женского пола. Но если в сущности с тобою этого и не случится; однако, когда воспламенишь в себе постыдное желание и в отсутствие виденной тобою ты будешь воображать и даже увлекаться к действию постыдных дел. Потому-то и Златоуст сказал: «кто привык засматриваться на телесную красоту, уловлять прелестные взоры, не сводить глаз с миловидных лиц, и сим зрелищем питать свою душу, тот уже любодействует». Хотя приятно вначале кажется обращение с женами; впоследствии же великое через них озлобление бывает душе. Покуда человек не сделает сближения с ними, то показывается и взор их тих и беседы смиренны, или, как говорится в притчах, из уст их каплет мед: последи же, горче полыни обрящется ласкосердие их (Ср. Прит.5:30 . Приблизившись к огню и обжегшись, скоро отскочишь; а женскою лестью расслабив душу, не скоро отвратишься от нее. Как магнит тянет железо, так и женская любовь привлекает душу, чтобы возжелать ее и быть с нею. Посему еще в Ветхом Завете было сказано: отврати око твое от жены красныя: добротою женскою мнози прельстишася ( Сир.9: 8, 9 ). Прекрасное очертание лица, блеск очей, румянец щек, алый цвет губ – все это радует безрассудную душу; но подумал бы ты, человек, – из чего состоит все это привлекательное для глаз? «Состав телесной красоты, – как говорит Златоуст святый, – не иное что есть, как кровь и желчь – сок принятой пищи; им и глаза, и щеки, и все прочее наполняется. Если размыслишь, что содержится внутри стройного носа и румяных щек, тогда скажешь, что вся красота плоти то же, что приукрашенный гроб, исполненный внутри гнилостью. Если рассмотришь носовой платок, – какое в нем извержение, то и перстом коснуться, и смотреть даже не захочешь: вместилищу ли всего этого удивляешься?» Итак, зачем же любить красоту плоти, которая состоит из ничтожной влаги, и предавать бесценную душу в рабство ей? Не лучше ли встречаясь с тем, что от земли взято, в землю и пойдет, отвращать от всего и, видя, не видеть, взирать без мысли и скорее пресекать опасное видение? Ибо что такое красота плоти? – Это цветок, который утром зазеленеет, а к вечеру засыхает. Что – и самая плоть! Ни что иное есть, как живое и вскоре исчезающее зловоние.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

О страшных днях, кончине света, О тайнах вечности самой... Вот это путь, по коем встарь, Воссев смиренно на жребяти, Он шел торжественно, как царь, В Иерусалим, с толпою братий. Склонив в раздумии главу Он, Кроткий, слушал непрестанно Тысячеустую молву, Ему гремевшую «осанна!» А видел Он, что близки дни – Хвалы народные остынут, Ученики Его покинут, Раздастся крик: «распни! распни!» У Гефсиманского сада С невольным трепетом иду, Земли касаюсь осторожно И в бывшем некогда саду Я озираюся тревожно: Здесь, на страстном Его пути, Боюся я, боюсь найти То место, малое шагами, Но орошенное слезами, И обагренное Его Кровавым потом... Никого Мне не хотелось бы там встретить И ничего бы не заметить. Но только пасть на месте том И, головы не подымая, Рыдать и плакать бы ручьем, Его томленье вспоминая ... О, ночь ужасная, когда Он с воплем крепким, со слезами, Да мимо идет чаша та. Молил покорными словами!.. Он скорбью смертною объят – Но жаль людей, о них Он плачет, За них готов на смерть Он – значит, И за меня с тобой, мой брат! На Голгофе Пред крестом, пред Распятым зримым, Дрожа творю я знаменье креста, И, скованы стыдом неодолимым, Молчат мои бессильные уста. Кто я и где?.. Волненью нет предела... Как в пламени стоишь – где распят Бог! И скорбь души и содроганье тела. И тайный страх, и тяжкий – тяжкий вздох... Мне видятся раскрытые объятья; Мне слышатся удары молотка; Мне чуются мучителей проклятья И Матери сердечная тоска. И больно мне и страшно беспредельно Лице Его и в мысли созерцать – Кровавое поникшее смертельно, Но полное желаньем пострадать. Меня гнетет Его венец терновый, Я чувствую Его великий крест, Где Он простер объятия, готовый Обнять врагов и грешников всех мест. О, кто мне даст, хотя на краткий миг, Разбойника раскаянье и веру, Чтобы воздохнуть о немощах своих И зреть любви Божественныя меру! Где взять мне слез – излить благодаренье, Сокрытое в душевной глубине. За всю любовь, и милость, и спасенье, С креста Его дарованные мне! Пред лицом Распятого Ах сердцу моему какой удар!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Писал еще некто другому: «слышу, что ты, ухватившись за книгу, сидишь с раннего утра и до захождения солнца каким-то неповоротнем. Но не так поступал первоначальник наш Антоний; он, по указанию ангела, то садился за рукоделие, то опять вставал на молитву. И ты, хорошо зная, что не можно из одного камня построить дом, не думай, что нужно заниматься одною добродетелью – чтением Писаний; но при сем необходима и молитва». Молитва Да исправится молитва моя пред лице Твое ( Пс.140:2 ), – взывал пред Богом пророк Давид. Значит, можно и так еще молиться, как бы Бог отвратил или закрыл лице Свое от молящегося. Можно молиться по-иудейски – быть самодовольным и спокойным; такие думают, что они служат Богу, но Господь им говорит: приближаются ко Мне люди сии и устами почитают Меня, но сердце их далеко отстоит от Меня, и они всуе чтут Меня ( Мф.15:9 ). Можно еще молиться и по-самарянски, как Господь сказал самарянке: вы не знаете, чему кланяетесь ( Ин.4:2 ). Много есть поклонников истинного Бога, но немногие умеют Ему поклоняться в духе и истине ( Ин.4:2 ), каких ищет себе Господь. Многие не разумеют, что угодно Богу, но знают одно человеческое, – заботятся о земном, и просят не на добро, а чтобы употребить для своих вожделений. Таким говорит Господь: егда умножите моление, не услышу вас; егда прострете руки ко Мне, отвращусь от вас ( Ис.1:15 ). Все эти поклонники лицемерные и неразумные вменяются за ничто пред Богом, который ищет таких, которые поклоняются Ему в духе и истине, – имеют дух сокрушенный и умоляют от чистого сердца. Сказано нам: смиритесь пред Господом, – сокрушайтесь, плачьте и рыдайте ( Иак.4:8, 10 ). Должно работать Господу со страхом и даже радоваться пред Ним с трепетом; а иначе бывает некрасна и похвала в устах грешника. Фарисей самодовольный восхвалял Бога, но был осужден; тогда как мытарь охаявал себя и просил только милости у Бога, и за смирение свое был услышан. Многие обманываются молитвою наружною и не умилостивляют, а прогневляют Бога, как и Господь, указывая на таких, сказал: сии, напоказ долго молящиеся, приимут тягчайшее осуждение ( Мк.12:40 ). И молитва его да будет в грех ( Пс.108:3 ), сказано о том, кто зовет: Господи! Господи! и не делает того, что Господь говорит. Если повелел Господь оставить дар, принесенный к алтарю и идти прежде смириться с братом, то, что делаем мы, которые питаемся враждою, как хлебом, всякий день, и молимся еще так: остави нам долги, якоже и мы оставляем ( Мф.6:12 )? Не иное что, как собираем себе гнев на день гнева и праведного суда Божия. Вот и Каин приносил жертву со злобою на брата и услышал от Бога: еда аще право принесл еси, не согрешил ли еси? умолкни ( Быт.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Подумаем, братья, если и сетовать нам грешно, когда кто обидит нас, то, что делаем мы, которые на обидящих гневаемся и злословим их? «Неужели и сетовать на обидчиков грешно?» – скажете вы. Да, это есть признак малодушия и нетерпения; потому и апостол говорит: не воздыхайте друг на друга, братия, да не осуждени будете ( Иак.5:9 ). Пример истинного терпения показал нам Господь наш, Который, будучи приведен на суд за грехи наши и мучен за беззакония наши, когда был злословим, никого не злословил и, страдая, никому не грозил: но предавал то Судии праведному ( 1Пет.2:23 ). Он – Судья вселенной, – будучи приведен на суд беззаконного судьи, хотя безвинно заушаем был дерзким рабом, однако ж не послал его тотчас же во ад, как сделали бы мы, если бы имели такую же власть. Он – Сын всемогущего Бога, – поставленный пред сонмищем тварей Своих грешных, хотя и не таил Божественного Своего величия, однако ж, с величайшим незлобием перенес всякие унижения, заплевания и заушения. Кто представит с таким незлобием человека, с каким Господь наш перенес все нанесенные Ему озлобления? Подумаем, кто Он? От какой славы сошел к нам, сидящим во тьме смертной, и потерпел ради нас не только труды, алчбу и жажду, но и перенес от нас досады, укоризны, поругания, оплевания? Всесвятейший терпит от грешников всякого рода озлобления! Случись же кому из нас быть непричастными к какому беззаконию и терпеть мучение за это, что стал бы говорить? Тогда как величайшему злодею показалось несправедливым бы такое бесчеловечное обращение, какое потерпел Богочеловек. А Он – всесовершенный праведник – с какою кротостью и смирением перенес самые зверские поступки Своих мучителей! Как агнец пред стрегущим его бывает безгласен, так и Он – незлобивый – не отверзал уст Своих, когда Пилат присуждал Его на смерть. Тогда как все вокруг Его волновалось, в сердцах всех дышала непримиримая злоба на Него, и всюду раздавались крики: распни, распни Его, – Он один стоял посреди всех спокойный, неподвижный, с неописанным выражением мира и кротости. И там, где было общее смятение, где на лице у всех выказывалась одна лишь ненависть на Него, там ничто не могло отуманить ясного взора Его. Хотя Он и стоял пред судейским троном, связанный, как злодей, но внутренним взором Он весь был обращен к престолу небесного правосудия. До крайности незлобивый Сын Божий и когда был пригвожден ко Кресту, из рук и ног Его текла неповинная кровь, и тогда даже, в часы лютейших страданий, не мщения искал врагам Своим, не погибели просил, но: Отче! – говорил Он, – отпусти им; ибо не знают, что делают. И вот такому незлобию не удивляться должны мы, но и учиться: научитесь же от Меня, – говорит Господь наш, – яко кроток есмь и смирен сердцем. Помыслите о претерпевшем такое над собою поругание от грешников, – говорит нам и апостол Павел, – чтобы не изнемочь и не ослабеть душам вашим ( Евр.12:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Посему и сказано: прежде, даже не помолишися, уготови себе; и не буди, яко человек, искушаяй Господа ( Сир.18:23 ). Искушает же долготерпение Божие и тот из нас, кто обращается к Богу с меньшим благоговением, чем к знатному человеку, – кто читает молитвы столь поспешно, что ум не может следить за словом; и оттого мысль его, как дым Каиновой жертвы, кружится только подле земли. Если Моисею запрещено было приступить к купине, пока не иззует сапоги с ног своих; то ты ли без всякого благоговения, не отрешившись умом своим от земного праха, смеешь вступить в беседу с Богом? Если отец верующих, когда познал, что говорит с Господом, не иначе мог назвать себя, как землею и пеплом, также и пророк Исайя, видя Бога на престоле превознесенного, не решался сказать слово, имый, – как говорил, – нечистые уста ( Ис.6:5 ), то кто другой достоин будет милости Божией, когда будет беседовать с Богом без смирения и страха? Господь, как сказано, волю только боящихся Его творит и молитву их слышит (Ср. Пс.146:19 ); потому и ты, начиная молитву, подумай, кто ты и с Кем смеешь говорить? Подвиг в молитве Нет ничего столь легкого, чего бы леность и нерадение не сделали трудным до невозможности; и, напротив, нет ничего столь трудного, чего бы усердие и подвиг не обратили в благое иго и бремя самое легкое. Человеку, нерадивому о угождении Богу, столь бывает тяжело и противно молиться, что легче ему кажется работать самую тяжкую работу; оттого и случается, что, когда беседуешь о мирском, то готов до полуночи сидеть, а как будешь читать молитву, то, хотя бы сидел и даже лежал, тотчас утруждаешься и спешишь скорее окончить. Почему и говорит Господь, что Царствие Божие, – соединение души с Богом, с усилием достигается, и только усильные искатели входят в него ( Мф.11:12 ). Иначе же, кто не старается приблизиться к Богу, кто удалился от Него умом и сердцем, тот непременно погибнет; ибо сказано: снизойдут во ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ). Посему и учит апостол Павел не заботиться ни о чем земном, но всегда пребывать в молитве, чтобы соблюсти сердца и помышления во Христе Иисусе ( Фил.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Послушайте, чада, – иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает ( Ин.8:47 ), – Господь сказал. Ибо таков есть род Божий ( Деян.17:29 ). Как без веры невозможно угодить Богу ( Евр.11:6 ), а вера не иначе быть может, как от слышания ( Рим.10:17 ), то потому должен всякий из нас со вниманием слушать слова Божественные. Слушание же слов, которые не от Бога, производить может веру только суетную, лукавую; а потому суеверные люди не суть чада Божии, но чада дьявола, который любит и говорит только ложь. Слушание слов Божественной истины рождает в нас веру богоугодную, которая и усваивает нас Богу истинному, иже породи нас словом истины ( Иак.1:18 ). Послушайте... страху Господню научу вас ( Пс.33:12 ). От слушания слов Господних происходит страх в сердце, но не такой, который известен и малым детям, кои страшатся без всякой причины; ибо когда бегут впотьмах, то представляется, что будто за ними кто-то гонится. Такой страх есть естественный; он передан нам от грешных прародителей в самом естестве и природе нашей; и он дан за грехи, а потому и мучителен для души и губителен. Но не таков есть страх Божий, который подается от Бога для спасения души и приемлется в сердце верою словам Господним. Страх естественный у всякого человека есть; страх же Господний не у всякого: ему надобно учиться. Потому и Господь Бог говорит: приидите, страху Господню научу вас ( Пс.33:12 ). Поучимся же спасительному страху, братия мои! В Писании сказано: страх муку имать ( 1Ин.4:18 ); страх не есть радостное чувство, но печальное, приводящее человека в заботу хранить себя от того, что представляется ему страшным. Печаль, происходящая от страха Божия и именуемая печалью по Боге ( 2Кор.7:10 ), производит попечение, как угодить Богу, и служит во спасение души; а мира сего печаль – попечение, как угодить себе, жене, детям – смерть соделывает ( 2Кор.7:10 ), – говорит апостол Павел. Она здесь не дает душе спокойствия, но держит ее в постоянной тревоге и скорби: а там, где вечность, повергает в озеро, как сказано, горящее огнем и жупелом, еже есть смерть вторая ( Откр.21:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010