Глава XIV. Вот еще что делает дух сопротивный Невидима бо суть борющийся с нами. Богохульные мысли Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом (во Христе или христианином), остается блудником или лихоимцем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таковым даже и не есть вместе ( 1Кор.5:11 ). Какой же бывает вред от сообщества с такими людьми, можно бы рассказать множество случаев, но укажем только на самые бедственные. К одной одинокой вдове дьяконице приходила часто праздношатающаяся другая и та держала ее по неделе, ради скуки, бывшей по недавно умершем своем муже. Эта, зараженная богохульством, в помешательстве ума ругала иконы, священников, хулила Бога и Божию Матерь. Дьяконица уговаривала ее не ругать, но та не слушалась; наконец, что же вышло? И дьяконица стала чувствовать в сердце невольную хулу на Бога, не смела смотреть на изображение распятого Господа; стала таких мыслей пугаться и задумываться, говорила – будто в ней есть нечистая сила, и скоро сошла с ума, была отправлена в дом умалишенных, где и померла без покаяния. Такая же мысленная брань явилась у одной набожной девицы, одиноко живущей вблизи семейства, где был пьяный сквернослов. Подлые слова его обратил дух злобы в мыслях девицы против Бога и всего святого, так что не могла никак унять внутренний свой говор и через то доходила до отчаяния, желала лучше умереть, чем жить такой, как говорила она, окаянной грешнице. А жизни она была честной, потому и посвятила себя на служение Богу в святой обители. Точно такая же мысленная хула на Бога томила много лет богомольную девицу со вдовою, живущих вместе; первая до того изнемогала от скорби, что и ходить не могла и не смотрела на иконы, чтобы не похулить лик святой. Еще в одном купеческом семействе пожилые – брат и две сестры, по причине богохульных мыслей, не стали ходить в церковь , причащаться Святых Таин, даже слышать церковного пения не могли без того, чтобы не похулить. Мысль, что хула на Святого Духа не отпустится, довела первого до отчаяния, от которого он делался как бы не в полном разуме, не мог пить и есть, лишился сна; а дух богохульный не переставал днем и ночью твердить: нет тебе спасения! – и заставлял в уме произносить такие бранные слова, каких и в лексиконах нет, как говорил он.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава XVII. Хранение от преткновения Мняйся стояти блюдется, да не падет. Еда падаяй не восстает? Смотрите, поступайте осторожно ( Еф.5:15 ). Все пути Господни, советы и повеления Его, направляют человека к тому, чтобы отвлечь его от путей сынов человеческих – суетных дел и забот о временной жизни, и с тем вместе внедрить в сердце его упование бессмертия и вечного блаженства. Желает ли кто найти еще в сей жизни блаженный покой в Боге, тот пусть приобретет прежде веру и смирение душе своей. Какую это веру? – доверенность Богу, или вверение всего себя промышлению Божию. «Проси у Бога этой веры, – так учит Исаак Сирин , – испрашивай с великим желанием получить ее; сподобишься же, если прежде отринешь всякое о себе попечение, и всякое охранение себя заменишь Его промышлением». Когда Господь увидит, что надеешься ты на помощь Его более, чем на видимые вещи, на телесную свою крепость и способность ума, тогда вселится в тебя некая чудная сила, и ты почувствуешь, как нечто недоведомое убеждает тебя не обращать внимания на все видимое и стать выше всего земного. Эта невидимая сила есть вера, она состоит в освобождении души от всех помыслов, происходящих от мира сего. Как дети, не имея о себе попечения, предаются вполне заботам своих родителей, так и человек, пока не уподобится им и не сложит с себя всякую заботу на промысел Божий, – не придет в меру совершенного возраста в духовной жизни. Не без причины и Господь сказал Своим ученикам: истинно говорю вам, если не обратитесь, и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное ( Мф.18:3 ). Посему проси Бога при всяких нуждах, чтобы Он удостоил тебя того отеческого попечения, какое имеют родители о своих младенцах; проси Его, как немощствующий младенец; слезами более, а не словами. И если ум твой пребудет отчужденным от всего того, чем увлекаются люди на земле, то скоро в душе появится вера или духовное ведение о Боге – Промыслителе твари: оно подается душе от благодати Божией. Сказано не ложно, что трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие ( Мк.11:23 ), – вечную радость и Божественный покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава XVIII. Помощь в случае падения Мняйся стояти блюдется, да не падет. Еда падаяй не восстает? Уклонися от зла и делай добро, взыщи мира и последуй ему ( Пс.33:15 ). Искушение есть человеку житие сие, – говорит Писание, – и потому много зол праведнику, но от всех их избавляет его Господь ( Пс.33:20 ). Впрочем, какое благо достается нам, когда без труда и усилия приобретаем его от мира сего? Сколько старания прилагаем мы, чтобы избавить себя от бедности? Зачем же суетная надежда обольщает мой разум, заставляя жить сообразно сынам века сего и обещая спасение, не основанное на вере словам Христовым? Прочь от меня сия надежда, – это гибельный яд обольстителя змия, который, желая погубить первого человека, обольстил его надеждою быть богом, и через то склонил к преступлению воли Божией. Это ли спасительное упование на милость Божию, когда мы, поверженные во многие пороки, делаем из него возглавие и лежим, успокаивая душу на нем? Можно ли надеяться на достижение вечных благ нетрудившемуся ради их? Можно ли так унижать их, почитая как бы недостойными каких-либо забот и усилий? Знай же, человек, что и надежда бывает в грех, когда служит успокоением в грехах. Кто оказывается нехолодным и негорячим в служении Богу, того хочет Господь извергнуть из уст Своих ( Откр.3:16 ), изъять имя его из книги жизни. Кто хочет жить для Бога, тот должен бороться со всем, что отклоняет его от Бога. Жизнь наша делается богоугодною только тогда, когда мы совершенно подчиняемся воле Господней. Итак, старайся жить по воле Божией, только одной ей во всем последуй, всегда соображайся, – сообразны ли дела твои с законом Господним. Искушаемый же злыми, держись всегда добрых, и таким образом впоследствии от всякого зла удалишься и достигнешь мира и спокойствия душе своей. Отчего происходят скорби? – Самое начало их показывает, что они бывают тогда, когда человек, последуя своей воле, уклоняется от воли Господней. Так было с первым человеком, как и со всеми нами. Грехопадение и томление души последует от своеволия, которое у всякого человека склонно от юности более ко злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава XX. Свет во тьме сидящему или вразумление умирающему Боязнь смерти нападе на мя и покры мя тьма ( Пс.54:6 ). Хотя я и во мраке, но Господь – свет для меня ( Мих.7:8 ). «Важно последнее поприще земной жизни, где успешным, окончательным подвигом довершаются предыдущие и восполняется недостаток оных; напротив, неувенчанный конец затмевает и все дело. Важны дни последние на земле, последняя борьба тления с нетлением, ветшающего человека с обновленным, где присутствие духа (бодрость и благонадежность) в решительном сражении выигрывает вечную победу, или, напротив, малодушному и безнадежному угрожает невозвратный плен, где немногими остальными шагами человек переступает в рай или оступается в бездну ада. – Иногда упадающие силы телесные засыпают своими развалинами не отрешившуюся от тела душу, и болящий не видит приближающейся смерти, не примечает важности наступающего подвига, не ищет пособий. Приближься к сему колеблющемуся подвижнику свежий запасный воин, напомни ему о приготовлении к решительной битве, поддержи его в подвиге, подай ему духовные оружия: щит веры и шлем спасения ( Еф.6:16, 17 ); подкрепи его силою Божией благодати; помоги его духу, сквозь развалины плоти, возвыситься к Отцу духов; утешительным Божиим словом и тихим дохновением молитвы, распутай и возвысь крила отлетающей душе. Кто знает? быть может, спокойно совершив свой горний полет, она, по взаимности любви невременной, возвратится некогда к тебе, как голубица к Ною, с неувядающею ветвью мира, когда настанет и твоей душе время выйти из ковчега смертного тела на землю живых бессмертных», – из слов митрополита (Филарета). Кто может спастись Кто мудр, тот познает сие, и уразумеет милость Господню ( Пс.106:43 ). Трудно жить безнадежному, но умирать без надежды на милость Божию еще труднее. Если малодушный должен мужаться, по слову пророка, и укреплять свое сердце надеждою на Бога во всю жизнь, то наиболее он должен так делать при кончине жизни, в скорби и раскаянии о грехах, в страхе и ожидании суда. Известно, что враг нашего спасения всегда внушает мысль малодушному: нет тебе спасения в Боге твоем ( Пс.3:3 ); тем более он старается искоренить в душе веру и надежду на Бога в день переселения ее из мира сего. Если и всегда должны мы быть бодры духом и благонадежны, то особенно в день смертной печали, в день страха и ужаса следует нам, препоясав чресла ума своего, как говорит апостол, то есть подкрепив силу ума словом Господним, совершенно уповать на приносимую нам благодать явлением Иисуса Христа ( 1Пет.1:13 ), Спасителя и Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава X. Как юноше содержать в чистоте путь свой О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй. Достоинство девства ...девственники,сии суть первенцы Богу ( Откр.14:5 ). Первобытное состояние человека, данное ему от Бога, было девственное; и хотя Бог создал и жену и велел плодиться и размножаться, но тогда уже, когда Адам увидел у скотов мужеский и женский пол, и захотел им уподобиться (Ср. Быт.2:20 ). При таком-то вот желании нехорошо быть человеку одному ( Быт.2:18 ), и лучше вступить в брак, нежели разжигаться ( 1Кор.7:9 ). Зато скоро первый человек, будучи еще невинным, в угодность своей жене, сделался непокорен Богу, навлек на себя проклятие и стал доставать себе пропитание в поте лица. Если таково следствие женитьбы, то и оказалось человеку, что лучше не жениться ( Мф.19:10 ). Лучше и потому, что грешный человек и плодит и множит теперь одних грешников, из коих едва кто спасется, тогда как многие пойдут в муку вечную. Лучше и потому еще, что неженатый заботится об одном – как угодить Господу; а женатый более о мирском – как угодить жене ( 1Кор.7:32, 33 ). Попечение же о мирском производит смерть ( 2Кор.7:10 ), как сказано, – отвращает душу от Бога, заставляет забывать Его. А Писание ясно говорит: пойдут в ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ), – ибо помышления плотские суть смерть души ( Рим.8:6 ); и их конец погибель, кои мыслят о земном ( Фил.3:19 ). Впрочем, если и женится человек, не согрешит в этом деле, и если девица выйдет замуж, не согрешит; но таковые будут иметь скорбь по плоти ( 1Кор.8:28 ), да и не в силах будут служить Господу без развлечения. Известно, что плоть желает противного духу ( Гал.5:17 ); но когда похоть плоти умерщвляется, тогда и дух умиротворяется, делается спокойствие в сердце. Удовлетворение же злой похоти помрачает ум, ожесточает сердце, ввергает душу в уныние и делает человека грубым и несмысленным. От исполнения похоти плотской берется у нас начало скорбей, печалей и воздыханий; отсюда истекает источник того зла, в котором лежит весь мир (Ср. 1Ин.5:19 ). Потому блажен, кто возлюбил девственную жизнь: он и на земле увидит благая Господня, в сей юдоли слез обрящет благодать от Бога и человеков. Особенно великим благом девство служит для дев, избавляя их от Божьего приговора – быть в подчинении мужу и в болезни рождать детей (Ср. Быт.3:16 ). Кто ищет блаженной жизни, тому советует апостол Павел хранить свое девство, как лучшую преграду от зол мира сего: хощу, говорит он, вас беспечальных быти, – да вси человецы будут якоже аз ( 1Кор.7:31, 7 ). Блажен, кто не связан узами брака, крепчайшими из всех, какие налагает мир сей на сынов века сего. «Жизнь безбрачная, – по слову Григория Богослова , – есть начаток будущей жизни; в ней человек, не имея нужды в помощнице, склоняющей его к пагубной снеди, посвящает чистые желания свои одному Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Преподобный Трифон Среди дремучих лесов Архангельской губернии, вблизи нынешнего города Мезени, селение Малая Немнюжка (ныне село) возрастила в себе сего угодника Божия – первого строителя двух первых монастырей Вятской страны. Отец его, Димитрий, оставил его сиротой в малолетстве, и добродушная мать (имя ей Пелагия) воспитала его в страхе Божием. За то и оставил Трофим – так называли его по крещении – вечную по себе память, о которой в писанин говорится: память праведного с похвалами. Добронравный и тихий отрок чем более возрастал, тем более любил ходить в церковь и слушать слово Господне, – это духовное семя вечной жизни. Наполняя сердце божественным желанием, он стал тяготиться мирской суетой: скоро наскучила ему эта жизнь ради плоти, и он сделался задумчив и молчалив. Наконец только одно у него и было в помышлении, – покинуть свой дом и куда бы скрыться от родных своих. Старшие приметили такое намерение брата и, по простоте ума, присоветовали молодой своей работнице нарядиться и лаской наедине склонить юношу к супружеской жизни. Лесть не удалась, и сердце целомудренного еще сильнее отвратилось от всего, что в мире: испросив у матери благословение как бы на дело, он, уже более в свой дом не возвращался. Далеко от своей страны, близь Устюга (города), в одном селении Трофим зарабатывал в поте лица себе пропитание. И здесь такое же искушение: усердие к труду и тихая покорность полюбились всем и, вот предложена невеста, и готово уже все в венцу. Увидя такое принуждение себе, влекомый всегда одним желанием, – как спасти душу, – Трофим уходит и отсюда тайно. Убегая от прелести мира, Скиталец бедный останавливается в городе Орлове (ныне село Пермской губерния в 10 верстах от Усолья) и здесь проводит плачевное жительство при храме, как неимеющий, где главу приклонить. И вот, по прошествии одного года, постигло его искушение такого рода: тут жил богатый помещик Строганов, и у него было много приказчиков; вышли они прогуливаться по берегу высокому и крутому и встретили на нем пришлеца бедного, изможденного, с печальным взором.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

С. Девятова Скачать epub pdf Преподобный Матфей Яранский (1855–1927) Преподобный старец иеромонах Матвей (Швецов) родился 23 мая/4 июня 1855 года в городе Вятке. Через шесть дней новорожденного крестили в Спасо-Хлыновской церкви и нарекли Митрофаном, в честь святителя Митрофана, Патриарха Константинопольского. Его отец, Косма Феодорович Швецов, происходил из нолинских крестьян. Мать, Надежда Варфоломеевна, была из мещанского сословия. В семье у Швецовых росло шесть детей: четыре мальчика и две девочки. Митрофан был четвертым. Косма Феодорович работал мастером цеха башмачников. Благочестивое семейство каждое воскресенье и в праздничные дни посещало Божий храм. Мать и отец любили подолгу молиться дома, и с раннего возраста приучали к этому детей. Маленький Митрофан часто убегал в церковь , где долго молился  в пустом храме. Родители Митрофана были безграмотны, читать и писать ему пришлось учиться самостоятельно.  После внезапной кончины отца  Митрофана мальчика отдали учиться башмачному ремеслу, позже он поступил приказчиком к известному вятскому купцу Столбову, у которого прожил 18 лет. Митрофан, в поисках духовного окормления, познакомился со старцем иеросхимонахом Стефаном (Куртеевым), который подвизался в 6 верстах от Вятки, близ села Филейки. Скоро Митрофан решил удалиться в монастырь для того, чтобы всецело служить Богу, но отец Стефан сказал: «Научись прежде сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией, не принимай свое «я» за призыв Божий. Молись, смиряйся, и Господь подскажет тебе, как поступать». Митрофан прислушался в совету старца. Летом 1891 года, после блаженной кончины старца,  Митрофан был принят послушником в новый Филейский монастырь.  В годовщину блаженной кончины духовника, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, послушник Митрофан был пострижен в мантию с именем Матфей, в честь преподобного Матфея Прозорливого, Киево-Печерского. 17 ноября 1891 года он был рукоположен в иеродиакона, а 5 апреля 1897 года – в иеромонаха. Наученный еще старцем Стефаном, о. Матфей в совершенстве овладел внутренней сердечной молитвой Иисусовой. Вскоре Господь наделил своего избранника великим даром – прозорливостью.  К подвижнику стали обращаться за советом и утешением страждущие.     

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Содержание Тропарь, глас 4 Молитва Вступительная статья Глава I. О пьянстве Предисловие О буйном веселье на святках и маслянице О суеверии О божбе Указание той добродетели, от которой легко человек делается счастливым Глава II. Три слова О благодушии О гневе и брани О спасительной скорби Стихотворения (Из псалма 4) (Из псалма 17) (Из псалма 85) (Из псалма 101) (Псалом 114) (Из псалмов 140 и 141) (Из псалма 142) Важность молитвы Сила молитвы Учение о молитве Без упования и терпения спасение невозможно Молитвенный взгляд на дела Господни Глава III. Беседы о служении Богу в праздничные дни Предисловие О соблюдении праздников О хождении в церковь О молитве церковной О стоянии в церкви О Божественной литургии О таинстве причащения Заключение Глава IV. Начало премудрости Чего нам должно искать Сыны противления Не враги ли мы Богу Средство примирения с Богом К друзьям и братьям во Христе Глава V. Об ожидании смерти Вместо предисловия Ожидание смерти Надгробные песнопения При исходе души При прощании с умершим Утешение сетующих об умершем Ожидание жизни будущего века Воспоминание жизни вечной Глава VI. Молва мира сего и безмолвие Житейское попечение Безмолвие Прелесть Глава VII. О Божьем слове Побуждение Слово Божие – жизнь души Слово Божие – свет души Из песнопений древнего Сиона Божие слово Глава VIII. О Божьем мире Вступление Первые дни мира Рассматривание Божьих дел Боговидение Заключение Глава IX. Кончина мира Страшный суд Вечность Заключение Глава X. Как юноше содержать в чистоте путь свой Достоинство девства Хранение девства Избавление от зла Заключение Глава XI. Забытая заповедь Отстранение от мира Глава XII. Поучительное размышление Молитвенное воззвание причастника Христовых тайн. Исповедание веры и чувств пред Богом Рассмотрение – есть ли в нас вера и страх Божий Поучение пред принятием Святых тайн Изъявление чувств по причащении Хранение по причащении Глава XIII. Молчать и не осуждать – труда нет, а пользы много О неосуждении О молчании Глава XIV. Вот еще что делает дух сопротивный Богохульные мысли Глава XV.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава III. Беседы о служении Богу в праздничные дни Предисловие Беседы сии, напечатанные отдельными книжками в числе пяти тысяч, разошлись в продолжение года; это заставило повторить и дополнить их изъяснением Литургии как важнейшей части Богослужения. Они вначале говорены были в церкви сельским прихожанам после утрени, чтобы свободное время не терялось в праздных разговорах. Желательно, чтобы назначение их не терялось и при других церквах. Польза от сего и та быть может, что прочитанное пред обедней понудит слушателей во время обедни помышлять более о Боге. Боголюбцы! не упустите случая благоугодить Богу и помочь ближним в деле спасения. Если и чаша холодной воды, по слову Господню, поданная ради имени Его, не останется без награды, то тем более не останется без всякого воздания дело душеспасительное. Здесь не чаша студеной воды, но собрание слов, могущих просветить ум и привести душу к источнику жизни вечной. Братие, – говорит нам апостол, – аще кто от вас заблудит от пути истины; и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покроет множество грехов. И справедливо – если будет от Бога милость тому, кто ради Его насытит алчущего, поможет больному, посетит заключенного в темнице, то не большей ли милости удостоится тот, кто поможет больному душой, возвратит к жизни умершего духом! «Пусть кто раздает тысячи, – говорит Златоуст, – он не столько сделает, сколько тот, кто спасет душу от погибели». Значит, награда будет тому великая, кто поможет другому во спасении, отвратит его от пути зла; и если сам что сделал подобное, получит прощение, – покрыет множество грехов. И даже – что еще? – чего не может сделать пост, молитва, милостыня, ни иное что, то делает спасение заблудшего; это одно может сделать человека чистым от всех грехов, святым, как уста Божии. И это Не другой, кто говорит, а Сам Бог: аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши. Вот как может эта добродетель очистить, освятить возлюбившего ее! О соблюдении праздников

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава XII. Поучительное размышление Перед принятием Христовых тайн Молитвенное воззвание причастника Христовых тайн. Веровах, темже возглаголах. Избравший нас в наследники Своего царства, уготованного от создания мира, Царь и Господь наш, возлюбив Своих сущих в мире, дал в пищу нам Тело и Кровь Свою, да, вкушающе их, имеем жизнь вечную. Столь великое имеяй милосердие, части спасаемых сподоби с верою зовущего: Иисусе, Сыне Бога живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою на веки. Ангела Своего пославший с углем небесного огня к Исаие пророку, когда тот, видев Тебя на престоле превознесенного, сокрушался о нечистоте уст своих: аз же, душу и тело имея оскверненные грехом, как вселю Тебя внутрь себя, аще не Сам Ты благоволишь очистить меня: о, Иисусе! Огнем Божественного естества Твоего коснися сердцу хладному. Иисусе, озари ум мой, помраченный житейским попечением, светом Божественного разумения. Иисусе, очисти мое сердце страхом Твоим от всякого суетного помышления. Иисусе, Создателю мой, дух правый обнови в утробе моей. Иисусе, Искупителю мой, изведи из темницы душу мою. Иисусе, Сыне Бога живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки. Из неопалимой купины воззвал Ты, Господи, избранному в пророки Моисею: «сними сапог с ноги твоей; ибо земля, на которой стоишь, свята есть». Аз же, от земли взятый, зная, что земли и купины той святее хлеб сей и вино, которые благословил Ты и возвестил: сие есть Тело Мое, и сия есть Кровь Моя, как приступлю к Тебе и соединюсь с Тобою? Но верою укрепляемый, зову: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Желанием возжелех сию пасху ясти с вами ( Лк.22:15 ), – сказал Ты ученикам Своим, подавая под видом хлеба и вина Тело и Кровь Свою, – залог высочайшей любви Твоей. Желанием и я объемлюсь соединиться и жить с Тобою, и с пророком взываю: чашу спасения прииму и имя Господне призову ( Пс.115:4 ). Иисусе, сладосте церковная. Иисусе, утешение всех верующих в Тебя. Иисусе, услади мое сердце великою любовью к Тебе. Иисусе, отгони от меня всякое нерадение в благоугождении Тебе. Иисусе, утверди во мне живую веру в Тебя, Бога Спасителя моего. Иисусе, дай мне радость спасения Твоего. Иисусе, Сыне Бога живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010