В праздник Всех святых, в земле Вятской просиявших, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию в Константино-Еленинском соборе Астаны 21 октября 2023 г. 16:17 21 октября 2023 года, в день памяти преподобного Трифона, архимандрита Вятского, чудотворца, блаженного Прокопия Вятского и всех святых, в земле Вятской просиявших,  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Константино-Еленинском соборе — старейшем храме города Астаны. Его Высокопреосвященству сослужили духовник астанайского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иеромонах Модест (Дроздов), ключарь Успенского кафедрального собора протоиерей Димитрий Байдек, ключарь Константино-Еленинского собора протоиерей Сергий Калиев, иеромонах Силуан (Синегубов), иерей Сергий Лубневский, диакон Илия Саляхов и диакон Иоанн Янчук. За Литургией молились настоятельница монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» игумения Рафаила (Василенко) с насельницами обители, сотрудники епархиального управления. Пел хор Константино-Еленинского собора под управлением Н.В. Мазуриной. После отпуста Литургии архипастырь и священнослужители пропели величание преподобному Трифону и блаженному Прокопию. Митрополит Александр произнес слово о трудах и подвигах святых, просиявших на Вятской земле. Прославление Собора Вятских святых состоялось в связи с празднованием 350-летия Вятской епархии в день памяти преподобного Трифона Вятского, 21 октября 2007 года. Память Собора была установлена на тот же день. Среди прославляемых в нем угодников Божиих также: блаженный Прокопий, преподобные Леонид Устьнедумский и Стефан Филейский, священномученики Николай (Подьяков), Прокопий (Попов), Анатолий (Ивановский), Виктор (Усов), Михаил (Тихоницкий), преподобный Матфей Яранский, священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, мученица Нина (Кузнецова) и преподобноисповедник Александр (Орудов) . Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Прп Стефан Филейский Вятский продолжатель Афонской традиции на Вятской земле - беседа иерея А. Веретельникова клирика храма новомучеников и исповедников Российских в Строгине ч.2 07.12.2021 22:02 Иерей Алексий Веретельников 23 февраля 1877 г. в Слободском Кресто-Воздвиженском монастыре Семен Куртеев был пострижен в монашество с именем Стефан в честь святителя Стефана Великопермского, просветителя вятичей. Спустя несколько дней он был рукоположен в иеродиакона, а потом, практически сразу, в иеромонаха. Однако в Слободском о. Стефан не смог служить по слабости здоровья, и через 7 месяцев его отпустили на покой от службы монастырской. Он вернулся на свою Филейку, продолжая жить в своей пустыньке в лесу. Здесь он занялся написанием новых книг. Книги быстро расходились, в том числе благодаря тому, что через Филейку в то время возвращался Великорецкий крестный ход. Многие богомольцы заходили к о. Стефану, и он продавал им за одну-две копейки свои книги, а то и вовсе дарил. Так разошлись тысячи книг. Кроме того, памятуя долг о. Иерониму, он издает свои сочинения и для Афонского Пантелеимонова монастыря. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/12/07/22-0...

Познание добра и зла, или Учение, как усовершенствоваться в добре и отстать от душевредных желаний и дел Источник Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним ( Пс.33:15 ) Часть первая Составил Иеромонах Стефан. Предисловие Призвав благодать Божию, содействующую всему доброму, хочу изъяснить о высоком достоинстве добродетелей и вреде пороков, которых мы по привычке к ним, и не сознаем такими. Понуждением сему служит не своя воля, которая у всякого человека склонна ко злу, и по которой можно также делать добро, но с желанием показать себя пред людьми, или же имея в виду, что и благочестие служит для прибытка. Таким делателям сказано, что они уже получают награду свою 1 ; а тем, кто взирает на воздаяние вечных благ, заповедано искать пользы ближнего, и ради сего наставлять друг друга каждый день 2 . Блажен, кто сотворит и научит: сей велий наречется в царствии небесном 3 ; но и кто не сотворит, может и тот быть помилован, если исполнит только сей совет Господень: надлежало тебе отдать сребро Мое торгующим 4 . – Посему и блажен, как сказано, поведаяй во уши послушающих 5 ; ибо и слово, могущее умудрить во спасение, для спасаемых служит паче даяния блага 6 . – Благ мне закон уст Твоих, говорил Давид, паче тысящь злата и сребра; ибо слово Твое оживляет меня 7 . Есть муж, как сказано, искусен в слове и многих учит, а для души своей бесполезен 8 ; но лучше человек, скрывающий свою глупость нежели человек, скрывающий свою мудрость 9 . Чтобы не быть хуже глупого и не уподобиться тому рабу, который талант свой зарыл в землю, приношу вот знание, которое получил из сокровищницы Божией, – Божиего слова, и отдаю сребро торгующим, – приобретающим спасение душ своих. Пусть Господь, мой Дародатель, получит свое с прибылью 10 , – и принявшие от меня учение сие да воздадут Богу должную о мне молитву, чтобы подал мне силу делать то, чему других учу. Ибо устне многоречивых не своя си поведят 11 : глаголю бо и не творю. Иеромонах Стефан Слушание слова Божия …избра благую часть 12

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Воспоминания и чувства христианина В Назарете Молчанье там вполне пристойно, Где во дни оны в тишине, Молчало долго Божье Слово, Где даже говора людского Оно желало избегать. Но как молчать! мне как молчать, Когда восторг противоречит, Когда я в городе святом, Где чувство, полное Христом, Неумолкаемо лепечет: Вот те великие места, О коих с детства сердце знало; Вот град – кормилица Христа, Где Божье детство протекало! Вот здесь, вот здесь, на сих местах, На лоне Матери носимый, Возрос Он, чтимый и любимый, В повиновенье и трудах. На этот дол, на эти горы, На эту местность Он бросал Любовью дышащие взоры; Он этим воздухом дышал, Он здесь таинственно развился На труд призванья Своего, И ночи целые молился Отцу, пославшему Его, Незримый миром, зримый небом, Он в людях плотником прослыл, И заработанным здесь хлебом Он Матерь кроткую кормил. И тридцать лет в смиреньи строгом Он провождал все дни Свои В кругу лишь родственной семьи В вертепе малом и убогом. Вся жизнь святейшего Лица В нужде, в терпеньи пролетела, И нет ни меры, ни предела Его смиренью до конца: В вертепе тайно воплотился, В вертепе чудно Он рожден, В вертепе сорок дней постился. В вертепе тихо погребен. А в жизни благодатной, чудесной Он и вертепа не имел, Лишь сердца нашего хотел Себе в приют Он, Гость небесный! Ах, эти таинства любви Ко грешной плоти и крови Не только выразить не смеешь, Но и понять их не умеешь... Светлы вертепы дорогие. И ряд восторгов нам дарят; На Назарет – вертеп Марии, Отрадой тихою манят; Они семейством дышат нам, Какой-то ласкою чистейшей: Иду – согреться сердцем там И преклониться пред Честнейшей. Иду – и чудится – летит Незримо светлый небожитель, И строго он за мной следит, Как я вступаю в ту обитель. Мне говорят – и тем словам Я внемлю трепетно взирая, «Вот здесь стоял архангел, там – Она, Пречистая, Благая!» Кладу убогую свечу. И на священные ступени Невольно клонятся колени, А сам вздыхаю и молчу ... Еще вот сердце не готово, Не собралося на пути! И что сказать?! Какое слово

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава II. Три слова Обидимым, обидящим и скорбящим. Размышление о молитве и спасении. О благодушии Вся елико аще нанесено ти будет, прими за благо ( Сир.2:3 ), – говорит Писание, – ибо все пути Господни милость и истина взыскающим завета Его и свидания Его ( Пс.24:10 ). Любящим Бога... вся поспешествует во благое ( Рим.8:28 ). Иной скажет: как же притеснения, обиды служат во благо? Неужели и их должно считать милостью Божиею? Не приличнее ли их назвать гневом Господним. Иже не верует в Сына, не узрит живота, – сказано в Евангелии, – но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Для неверующих не только лишения, но и избытки временных благ служат гневом Божиим, потому что через них подается более случаев ко греху. Напротив же, для верующего все служит во благо: милость и истина Господня сретают его во всех путях, при изобилии и лишении временных благ; все ему приносит благо, подает спасение души. И что еще? Для усердно ищущих Божией правды злострадания в мире сем служат наибольшим благом, направляя их на путь истины. Благо мне, что я пострадал, – взывал пред Богом и пророк Давид, – прежде страдания моего я блуждал; а ныне слово Твое храню ( Пс.118:71, 67 ). Господь гордым противится – сказано в Писании – смиренным же дает благодать ( Иак. 4:6 ). Кто почитал себя землею и пеплом ( Быт.18: 27 )? Кто говорил: аз есмь червь, а не человек ( Пс.21:7 )? Кто взывал в сокрушении: окаянный и нечистый есмь аз ( Ис.6:5 )? Не те ли самые люди, которые приведены были в такое смирение многими злостраданиями и скорбями? И Сам Владыка твари, зрак раба приим ( Фил. 2:7 ), не для того ли был на земле умаленным паче всех сынов человеческих и потерпел все, что есть в мире уничиженного, чтобы подать нам спасение и вместе пример, как мы можем войти в славу Царствия Его? Возьмите иго Мое на себя, – говорит Он, – и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Кто сделается смиренным или, что то же, сокрушенным в сердце, – войдет в кротость, эту неволнуемую пристань духовную, тот найдет великий покой и мир душе своей: и обрящете покой душам вашим ( Мф.11:29 ). Итак, чтобы удостоиться Божией благодати и быть благодушным, нужно только быть кротким и смиренным. Как нет в мире никого беспокойнее и мятежнее человека гордого, так, напротив, нет спокойнее человека кроткого. Гордого тревожит все, всякое противное ему слово, всякий поступок ему неугодный выводит его из терпения; тогда как смиренный остается спокоен при всех злоключениях. И разные поношения и обиды самые сильные – ничто не выводит его из мирного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава VIII. О Божьем мире Через рассматривание творений Божиих видимы вечная сила Его и Божество ( Рим.1:20 ). Вступление Не раз Господь, указывая в Евангелии то на птичек, то на цветки, говорит: посмотрите, и тех вот питает Бог, которые и не сеют и не жнут, и сих одевает, которые не трудятся, не прядут. Или еще, научая нас любить и добрых и злых, воспоминает нам благость Отца небесного, Который солнцем Своим сияет на злых и благих, и дождит на праведных и на неправедных ( Мф.6–26, 30; 5:45 ). Всем этим показывает Господь, что человек может многому научиться от природы, если он будет внимательно смотреть на все, что в ней творит Бог Своим промыслом. Так поступая, и пророк Давид мог через рассматривание Божиих творений прийти в познание величия Его чудной благости к человеку. Яко узрю, – так говорил он, – когда взираю я на небеса, дела перст Твоих, на луну и звезды, яже Ты основал еси: то рассуждаю, – что есть человек, яко помниши его ( Пс.8:3, 5 )? Как пред тобою мал и ничтожен человек, но Ты, пречудный в благости, ни в чем его не оставляешь! Так и Антоний Великий , пустынный житель, на вопрос, как он, не учившись книгам, был исполнен высоким разумением о Боге, отвечал: великая книга Божиих дел пред всеми открыта, только рассматривай и понимай, что в ней сказано. И действительно, кто смотрит со вниманием на все, что Бог устроил в мире сем, – будь то звездное небо, облака, земля и растения на ней, животные малые и великие, – все показывает Божие могущество, премудрость и благость. Справедливо сказал некто из святых: «сей видимый нами мир для спасения человека сотворен, дабы, видя вся сущая в нем, познал Сотворшаго его». Мир сей есть не иное что, как рассадник или питомник, в коем зарождаются и воспитываются бессмертные наши души, чтобы познать Творца и за то получить от Него вечное блаженство. А потому суетни вси человецы, как говорит Писание, пропащие и погибшие все те, которые не могут от видимых благ уразуметь Сущего, ни делом Его внемлюще, познать Творца ( Прем.13:1 ). Первые дни мира

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава VII. О Божьем слове В том живот бе, и живот бе свет человеком. Побуждение (к слушанию слова Божьего) Востани сияй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос ( Еф.5:14 ). Что это за сон, от которого апостол будит человека и говорит ему: воскресни от мертвых? Какая эта смерть, от которой можно еще возвратиться к жизни, как спящему встать ото сна? Чтобы узнать, какой это мертвец, который может по воле своей ожить, обратим внимание на первого человека, которому Бог сказал, указывая на древо заветное: в он же день снесте от него, смертию умрете ( Быт.2:30 ). Так Господь сказал: в который день вкусите плодов от него, в тот день и умрете, но Адам, как известно, умер не в тот день, а жил еще 930 лет. Как же, по видимости, Божий приговор не исполнялся над ним во всей точности? Неужели же слова Господни могут быть и не совсем справедливы? – Этого быть не может! Ибо верен Господь, – сказано, – во всех словесех Своих ( Пс.144:13 ). Небо и земля прейдут, словеса же Мои, – Господь сказал, – не мимоидут ( Мф.24:35 ). Так не значит ли, что смертью Господь назвал ту самую жизнь, которая осталась у Адама после его грехопадения и должна передаться всем его потомкам? Вероятно, так. Ибо и Господь по пришествии Своем именовал мертвыми всех людей, которые не внимали, или и не слыхали глаголов жизни вечной. Так он сказал одному последователю своему: остави мертвыя погребсти своя мертвецы ( Лк.90:60 ). Но видно ли где, чтобы мертвые мертвых хоронили! Итак, это значит, что все мы, живущие по плоти, пред Господом суть мертвецы. Жизнь по плоти, с – одними плотскими чувствами, – не напрасно в Писании именуется сном смертным, а также тьмою или темницею духовною. Просвети очи мои, – взывал пред Богом пророк Давид, – да не когда усну в смерть; изведи из темницы душу мою ( Пс.12:4; 141:7 ). Все, живущие плотскою жизнью, почитаются отчужденными от жизни Божией (Ср. Еф.4:18 ), сидящими во тьме и сени смертной ( Мф.4:16 ). Живущие по плоти, – замечает апостол Павел, – о плотском помышляют; а помышления плотския суть смерть ( Рим.8:6 ). Все, ходящие в суете ума и помраченные смыслом, помышляют только о земном, и их конец – погибель (Ср. Фил.3:19 ), как сказано в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава VI. Молва мира сего и безмолвие Житейское попечение Печаль мира сего смерть соделывает ( 2Кор.7:10 ). Евангелие повествует, что, когда проповедовал Господь людям спасение Свое, то некоторые, показывающие себя премудрее прочих, смеялись над Его учением. Слышали, – так сказано, – и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним ( Лк.16:14 ). Другие же почитали учение Его не только смешным, но и безумным, так что о Нем говорили: неистов есть ( Мк.3:21 ). Мнози от ученик Его, – еще сказано, – слышавше Его учение, говорили между собою: жестоко есть слово сие; кто может Его послушати? и от сего идоша вспять, и к тому не хождаху с ним ( Ин.6:60, 66 ). Все это и ныне повторяется, хотя и не так явно, и как бы под прикрытием немощи или бессилия человеческого. И ныне ведь тот же мир, во зле лежащий (Ср. Ин.5:19 ), – такие же есть люди, как и прежде, которым учение Господне представляется как бы неосновательным, не вполне благоразумным. И Господь также неизменен, ибо Он вчера и днесь, как сказано, той же и вовеки ( Евр.13:8 ). Он даже до ныне говорит: се стою при дверях и толку, – стоит долготерпеливый при дверях сердца нашего, затворенных для Него невниманием нашим, и ударяет в них гласом Своим, аще кто услышит глас Мой ( Откр. 3, 20 ). Но многие и слушать не хотят, а другие, хотя и слушают, но внимать не хотят или не могут понять, – чего хощет Господь от нас, чего Он от нас требует? Слухом услышите, – так сказано и о нас, – и не имате разумети ( Мф.13:14 ). В одной беседе с такими, как и мы, многопопечительными людьми Господь много раз повторял одно и тоже слово: не пецытеся, – так говорил Он, – душею вашею, что ясте, или что пиете; ни телом вашим, во что облечетеся. Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся? Весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех. Потому не заботьтесь и о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы ( Мф.6:35, 31, 34 ). Не преподается ли и нам сие учение Господне? Не тот же ли глас Его и мы ныне слышим? И не говорят ли также и ныне люди с ожесточенными сердцами: «да разве можно так жить, чтоб не заботиться и о завтрашнем?» – Бедные умом! не разумеют они, что Господь ведь не заповедал делать что-либо невозможное. А если кто так думает, тот должен признаться, что учение Господне почитает безумием. Ибо не безумно ли велеть делать то, чего нельзя сделать? Ты говоришь: «Да кто же может так жить?» Но довольно уже и этих слов к осуждению твоему, если считаешь для себя невозможным исполнение воли Господней. Мудрование плотское есть вражда на Бога, как сказано, ибо закону Божию не покоряется, да и не может. И потому все живущие по разуму естественному, по закону плоти, Богу угодити не могут ( Рим.8:7, 8 ). И все они услышат от Судии праведного глас такой: отыдите от Мене делающие беззаконие ( Мф.7:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава XIX. Познание добра и зла Или учение, как усовершенствоваться и отстать от душевредных желаний и дел Уклоняйся от зла, и делай добро; ищи мира и следуй за ним ( Пс.33:15 ). Призвав благодать Божию, содействующую всему доброму, хочу изъяснить о высоком достоинстве добродетелей и вреде пороков, которых мы, по привычке к ним, и не сознаем такими. Понуждением сему служит не своя воля, которая у всякого человека склонна ко злу, и по которой можно также делать добро, но с желанием показать себя пред людьми, или же имея в виду, что и благочестие служит для прибытка. Таким делателям сказано, что они уже получают награду свою ( Мф.6:2 ); а тем, кто взирает на воздаяние вечных благ, заповедано искать пользы ближнего, и ради сего наставлять друг друга каждый день (Ср. Евр.3:13 ). Блажен, кто сотворит и научит: сей велий наречется в Царствии Небесном ( Мф.5:19 ); но и кто не сотворит, может и тот быть помилован, если исполнит только сей совет Господень: надлежало тебе отдать сребро Мое торгующим ( Мф.25:27 ). Посему и блажен, – как сказано, – поведаяй во уши послушающих ( Сир.25:12 ); ибо и слово могущее умудрить во спасение, для спасаемых служит паче даяния блага ( Сир.18:17 ). Благ мне закон уст Твоих, – говорил Давид, – паче тысящ злата и серебра; ибо слово Твое оживляет меня ( Пс.118:72, 50 ). Есть муж, как сказано, искусен в слове и многих учит, а для души своей бесполезен ( Сир.37:22 ); но лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость ( Сир.20:31 ). Чтобы не быть хуже глупого и не уподобиться тому рабу, который талант свой зарыл в землю, приношу вот знание, которое получил из сокровищницы Божией – Божьего слова, и отдаю сребро торгующим – приобретающим спасение душ своих. Пусть Господь, мой Дародатель, получит Свое с прибылью (см. Мф.25:27 ), и принявшие от меня учение сие да воздадут Богу должную о мне молитву, чтобы подал мне силу делать то, чему других учу. Ибо устне многоречивых не своя си поведят: глаголю бо и не творю ( Сир.21:28 ). Слушание слова Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава XXI. Как удобнее войти в Царствие Божие ... таким образом откроется вам свободный вход в Царство Христа Бога. Как удобнее войти в Царствие Божие Ты хочешь быть служителем Божиим, покорным воле Христа Бога, то и должен знать, что никто не может служить двум господам, противным друг другу в требованиях: или одного будет любить, а другого ненавидеть, одному усердствовать, а о другом не радеть ( Мф. 6:24 ). Потому-то и говорит Господь: не можете работать Богу и мамоне (богатству) – Мф.6:24 . И трудно богатому войти в Царствие Божие ( Мф. 19:23 ), как корабельному канату пройти сквозь игольные уши. Если Царствие Божие, – как сказано, – уготовано любящим Бога (Ср. Мф. 25:34 ), то может ли наследовать это Царство, кто любит богатство и любить Бога не может? Господь, желая освободить нас от печали мира сего, говорит нам: не собирайте себе сокровищ на земле... ибо где сокровище, там будет и сердце ( Мф.6:19–21 ), кто чем будет дорожить, то и любить. Господь повелел не только не собирать себе сокровищ на земле, но и не заботиться даже о том, что пить и есть в завтрашний день; а велел искать одного – Царствия Божия и правды Его ( Мф.6:33 ). Царствие же Божие, по словам апостола Павла, есть праведность, мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Итак, ищи друг мой, утешения душе своей в одном Боге, и если неудобно быть в общении с Богом тому, у кого много земных забот, то не затрудняй себе путь к радости вечной, не будь верблюдом, усиливающимся пройти сквозь игольные уши, но вмени за ничто все земное и беги от суеты мира сего, как серна от тенет. Закон Ветхий определил человеку шесть дней делать дела свои – для плоти и тления, а седьмой проводить в покое ради Бога и упокоения души. Христос же, возлагая легкое бремя свое на раба, обновленного умом, велит ему продать имение и раздать нищим, чтобы без препятствия мог внимать учению Его. И блажен тот человек, который возьмет ярем в юности своей, – как говорит Писание, – сядет наедине и умолкнет (Пл. Иер. 3:27 ). Согласно сему Исаак Сирин советует: «паче всего возлюби безмолвие ума: ум безмолвника постигнет дивное, душа его ощутит неизъяснимую радость».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010