Глава XVI. Участь самолюбца и страдальца Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ). Многие из нас самое простое учение слушают без внимания и скоро забывают, – тогда как повесть или рассказ о каком-нибудь событии бывает для них занимателен и долго памятен. Не потому ли и Господь часто поучал простой народ притчами или подобиями, взятыми от действия природы и событиями из нашей жизни? Вам, – говорил Господь ученикам своим, – дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано; потому говорю им притчами, что они слыша не слышат, и не разумеют ( Мф.13:11, 13 ). Кроме того, что притчи выслушиваются со вниманием, они возбуждают еще желание знать, к чему они сказаны и тем направляют ум к рассуждениям. Таким образом они и указывают нам на тайны Царствия Божия, то есть, на Его премудрость, благость и правду, которые Господь проявляет над нами. Будет время, – апостол сказал, – когда люди здравого учения не послушают, от истины слух отвратят и к басням уклонятся ( 2Тим.4:4 ). Когда оно будет, нам не нужно допытываться, ибо видим мы сами, что ныне и начальное учение преподается более по басням. Но пророк говорил: вымыслов человеческих ненавижу ( Пс. 118:113 ). Противны они и Богу; потому и пророк взывал: всех, отступающих от уставов Твоих, Ты отметаешь, как изгарь; ибо ухищрения их – ложь ( Пс.118:113, 118, 19 ). О, если бы нашлись из них благомыслящие, и, вместо басен, обратили бы они внимание свое на притчи Господни! Какие тайны они им открыли бы! Каким истинам они через них бы научились! Притчи Господни чудно нравоучительны! Ибо они не умом человеческим придуманы, но взяты от Источника истины и премудрости. Я говорил не от Себя, – возвещает Богочеловек, – но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать ( Ин.12:49 ). Итак, углубимся же умом в Божественные истины, которые открывает Сам Бог через единородного Сына Своего. Ибо Он хочет всем нам уразуметь истину и спастись. Притча о богатом и нищем Лазаре Вот и сия притча, как она вразумительна! Был некоторый человек богат; превосходя многих своим богатством, он и одеждою отличался от прочих: верхнее одеяние его было блестящее, а нижнее из тонкого полотна. И облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло ( Лк.16:19 ). Да и как не веселиться тому, у кого было всего вдоволь! Превращать все дни в праздники, и ночью делать светло, как днем, свойственно и ныне многим богатым людям. В то время, как богач тот жил и веселился, нищ бе некто, именем Лазарь, иже лежаше пред враты его гноен ( Лк. 16:20 ). Зачем же он тут был, бедняга? – Ожидал кусочков хлеба, кои оставались от трапезы богача и выбрасывались собакам; но вместо того, одни только кровожадные псы приходили к покрытому струпьями и лизали гной его. Боже мой! какая жалкая участь Лазаря!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава XV. Два пути Пути Твои, Господи, скажи мне. Пространный путь Широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут ими. Господь открывает, что в пути, ведущем в погибель, идут многие; а врата и путь, ведущие в жизнь, немногие находят ( Мф.7:14 ). Отчего же это? Оттого, что немногие верят словам Господним. Господи! кто верова слуху нашему? ( Ис.53:1 ) – взывал пророк Исаия. И Господь говорил даже ученикам Своим: о, роде неверный ( Мф.17:17 )! О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки ( Лк.24:25 )! Но отчего мы стали неверны? Посмотрим на прародителей наших: Господь заповедовал им не есть с одного дерева плодов и сказал: в он же день снесте от него, смертию умрете. Но пристал к ним искуситель и сказал напротив: не умрете; когда вкусите, то сделаетесь, как боги, – знать будете добро и зло. И поверили люди не столько Богу, сколько дьяволу. И как от смрадного источника течет вонючая вода, так и от зараженных неверием первых людей происходят все их потомки неверными. Но как противно Богу это неверие? – Это видно из слов Господних: о, роде неверный! – так говорил Он Своим ученикам, когда они не могли, по неверию своему, изгнать из отрока духа глухонемого, – доколе буду с вами? доколе терплю вам ( Мф.17:17 )? Такие слова не иное что показывают, как гнев Господень на неверных; и мы сами можем понимать, – как же не противно Богу, когда тварь Его, одаренная от Него смыслом, не имеет веры словам Его; и притом еще тогда, как мы верим всякому же бесчестному человеку, верим даже распискам, особенно засвидетельствованным от начальства. Не видим ли, как и самый последний из нас любит, когда словам его верят? Потому знатные обижаются и малейшим знаком неверия словам их. И при всем этом мы мало верим словам Господним, не вниманием гласу Евангелия, запечатленному Его кровью; и оттого некоторые смеют еще говорить: мало ли чего не написано! О, роде неверный! И не стараемся мы уподобиться апостолам, которые просили: Господи! умножь в нас веру ( Лк.17:5 ), или отцу отрока, молящемуся со слезами: Господи! помоги моему неверию ( Мк.9:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава XXIII. О милости, мире и мудрости духовной О милости духовной ...научитесь, что значит: милости хочу ( Мф.9:13 ). Когда приходим мы в нужде один к другому и говорим: сделай милость, то этим являем, что его уж нечего учить, как делать милость при нужде наружной. Но есть еще милость иного свойства, которую не знают, а потому и не делают многие и из нас, и которой надобно учиться, чтобы ее творить. Были в древности люди, так называемые книжники и законники, которые творили, хотя и напоказ, милостыню бедным и поучались в законе Господнем днем и ночью; однако, как видно, не могли дойти до познания всей правды Божией, ибо не знали еще, как миловать души грешников. Эти невежды в истине презирали великих грешников, осуждали и Того, Кто пришел на землю взыскать и спасти погибших, и потому не отвергал их, ел и пил вместе с ними; и вот таким-то немилосердым людям Господь говорил так: пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы ( Мф.9:13 ). Хотя сии законники и приносили Богу дары свои, так называемые десятины и другие жертвоприношения творили усердно, однако не знали и не делали того, чего именно Господь хотел и чему велел им научиться. Не нужно ли и нам, братия, поучиться тому, чего не знали законники иудейские? Ибо Господь говорит нам через Писание: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников, то вы не войдете в Царство Небесное ( Мф.5:20 ). Многие из нас, по виду даже ученейшие люди, не знают и не делают той милости, которой желает Господь наш и к которой должны мы все приучиться, чтобы войти в Царствие Божие – получить праведность, мир и радость во Святом Духе. А что многие из нас не делают и даже не знают, как делать милость духовную, в этом удостоверяет следующее: вот, видя утопающего в воде, спешим скорее и других зовем на помощь ему, а когда видим, что души многих погибают, иные, предаваясь сребролюбию, другие, погружаясь в пьянство и разные пороки, мы смотрим на сие спокойно, а некоторые еще радуются, оставаясь в ожидании чем-нибудь поживиться от погибших. Также, когда загорается дом соседа, мы толпами бежим сражаться с огнем и всею силою тащим из него головни ни к чему негодные, а когда воспламенятся огнем гнева и злобы сердце человека, – этот дом Бога живого, – тогда многие стараются еще раздуть этот огонь и усилить пламя. Так-то вот несмысленны мы и нерадивы к подвигам богоугодным, к делам милости духовной! А все оттого, что не научились, как миловать свои души и хранить их от погибели. Пусть кто, по своей естественной любви, делает милости другим, как знает и как хочет – отдает им все свое имение, трудится для них всю жизнь свою; но если он не умеет, подобно ангелам, радоваться о кающемся грешнике, или, по примеру Спасителя, искать и спасать заблудших и потерянных, – то сей чужд еще мудрости Божественной, которая быть может только в богомудром сердце, мыслящем не о земном, а о небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава XXIV. Псалмопение и песнопение христианина Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами ( Еф.5:19 ). Буду петь Господу, во всю жизнь мою; буду веселиться о Господе ( Пс.103:33 ). Пою Богу моему ( Пс.103:33 ). Для чего употребляется пение? Бог, видя, что многие тяготятся чтением духовных Писаний, и желая уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами пение, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с усердием занимались изучением Божественных истин. Ибо Бог хочет всем человекам спастись и в разум истины прийти ( 1Тим.2:4 ). Пение же священных песен или псалмов весьма сему способствует, ибо ничто так не окрыляет душу, не отрешает ее от земли и не располагает презирать все житейское, как пение Давидовых псалмов. И природа наша такую имеет наклонность к пению, так услаждается песнями, что и грудные дети, когда неспокойны бывают и плачут, скоро успокаиваются и усыпляются пением. Потому и земледельцы, когда делают что трудное, часто поют; и мореплаватели, работая веслами, делают то же; и женщины, когда прядут, иногда каждая порознь, а иногда вместе поют какую-нибудь песню. Все же они – и женщины, и мореплаватели, и земледельцы, – делают это для того, чтобы пением облегчить свой труд, так как душа при звуках стройной песни легко может переносить и скуку, и трудность работы. Поэтому, когда душа имеет склонность к этому роду наслаждения, и чтобы злые духи не испортили ее привычкою петь развратные песни, Бог установил псалмы, от коих происходят и удовольствие, и польза. От мирских песен бывает вред, погибель души, ибо все, что в них безнравственное, проникает в сердце и развращает его; напротив же, духовные песни доставляют великое назидание и служат к очищению и освящению души. Благодать Святого Духа скоро нисходит в душу, поющую Божественные песни; потому и сказано: исполняйтеся Духом, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви ( Еф.5:18, 19 ). Известно, что пение Давидовых псалмов весьма благотворно действовало на душу царя Саула, когда мучил его злой дух и приводил в уныние и бешенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

О Любостяжании Любостяжание есть идолослужение. ( Кол.3:5 ). Господь говорит нам: не собирайте себе сокровищ на земле ( Мф.6:19 ). Ибо какая будет польза человеку, если соберет он и много земных благ, а душу свою отвратит от Бога, – источника вечного блаженства? Сие же, отвращение ума и сердца от Господа Бога, – непременно должно быть с собирателем земных сокровищ: потому что двум господам, как говорит Господь, никто не может служить. Последуя одному господину, необходимо приводится оставить другого. Слово Божие свидетельствует верно, что служить Богу и мамоне – этому идолу, или богатству, которое боготворят и почитают благом своим все сыны века сего – никому не возможно. Справедливо сказано, что любостяжание есть идолослужение (Кор.3:5); и посему слуга богатства есть идолослужитель, – не раб Христов, а противник и враг Его. Он Закону Божию не покоряется, да и не может; в сердце его сокрыта ненависть к тому, что угодно Богу, внутри его есть тайная вражда на Бога. Душа, преданная любостяжанию, не служит Господу, а делается рабою другого господина, который повелевает ей делать все противное Богу. Кто не видит, какие дела бывают у людей корыстолюбивых? Иногда и жены их и дети – все преданы стяжанию земных сокровищ; и никто из них не думает о вечных благах, а все гоняются за временным. Такие люди, сказать можно, отверглись и от Бога, отвратились от Него умом и сердцем и прилепились к одной суете, как и Господь говорит: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф.6:21 ). В Писании же сказано: проклят человек, аще от Господа отступит сердце его ( Иер.17:5 ). А если так, то всякий рассудит: какое же благо подается душе от благ земных и можно ли называть их даже благами? Чтобы познать истину и различить добро от зла, посмотрим, что делают земные блага с людьми любостяжательными? Они, во-первых, привлекая сердца их к себе, отвлекают и даже совсем отвращают души их от Бога: далее все способности ума употребляют на дела лишь суетные и принуждают презирать дела богоугодные. А что происходит от сего! – Потеря не маловажных, но самых высших благ; ибо человек, занятый приобретением благ земных, не может усвоить себе благ небесных и, заботясь о первых, лишается вторых. Вот что делает любовь к стяжанию! Посему и Златоуст сказал: «ничто столько не вредит душе, как пристрастие к богатству; потому что преданные ему, прилепляясь к настоящему, не заботятся о будущем». Итак, нужно ли удивляться тому, что апостол так определительно говорит: знайте, что никакой любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царстве Христа Бога (Еф.б:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Пути Твои, Господи, скажи мне. Пространный путь Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Господь открывает, что в пути, ведущем в погибель, идут многие; а врата и путь, ведущие в жизнь, немногие находят ( Мф. 7:14 ). Отчего же это? – Оттого, что немногие верят словам Господним. Господи! кто верова слуху нашему? – взывал пророк Исаия ( Ис.53:1 ). И Господь говорил даже ученикам Своим: О, роде неверный ( Мф. 17:17 )! О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки ( Лк. 24:25 )! Но отчего мы стали неверны? Посмотрим на прародителей наших: Господь заповедовал им не есть с одного дерева плодов и сказал: в он же день снесте от него, смертию умрете. Но пристал к ним искуситель и сказал напротив: не умрете; когда вкусите, то сделаетесь, как боги, – знать будете добро и зло. И поверили люди не столько Богу, сколько дьяволу . И как от смрадного источника течет вонючая вода, так и от зараженных неверием первых людей происходят все их потомки неверными. Но как противно Богу это неверие? – Это видно из слов Господних: о, роде неверный! – так говорил Он Своим ученикам, когда они не могли, по неверию своему, изгнать из отрока духа глухонемого, – доколе буду с вами? доколе терплю вас ( Мф. 17:17 )? Такие слова не иное что показывают, как гнев Господень на неверных; и мы сами можем понимать, – как это противно Богу, когда тварь Его, одаренная от Него смыслом, не имеет веры словам Его; и притом еще тогда, как мы верим всякому небесчестному человеку, верим даже распискам, особенно засвидетельствованным от начальства. Ни видим ли, как и самый последний из нас любит, когда словам его верят? Потому знатные обижаются и малейшим знакам неверия словам их. И при всем этом мы мало верим словам Господним, невнимание гласу Евангелия, запечатленному Его кровью; и оттого некоторые смеют еще говорить: мало ли чего не написано! – О, роде неверный! И не стараемся мы уподобиться апостолам, которые просили: «Господи! умножь в нас веру», или отцу отрока, молящемуся со слезами: «Господи! помоги моему неверию».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Вятка (Киров). Надкладезная часовня Стефана Филейского. Надкладезная часовня на источнике преподобного Стефана Филейского Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:не позже 2002. Адрес: г. Киров, Сельский проезд Координаты: 58.649235, 49.609504 Проезд:От площади ХХ партсъезда по ул. Василия Жуковского, по ул. Цветной до Сельского проезда. Часовня находится мправа от дороги в овраге в лесном массиве на ключе преп. Стефана Филейского. Рядом установлен памятный крест. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Надкладезная часовня на святом ключе напоминает о деятельности преподобного Стефана Филейского и об основанном им монастыре в честь св. Александра Невского на Филейке. Филейка - одно из древнейших церковных мест на Вятской земле. В конце XIV-XV вв. вятчане переносят образ св. Николая с Великой реки в Хлынов (Вятку). Жители Хлынова встретили св. образ «не дошед до града Хлынова за 5 поприщ на месте рекомом Филейки». Встретив образ на Филейке, хлыновцы принесли его крестным ходом в свой град «с кадилы, свещами и богодухновенными песньми и «поставили внутри богоспасаемого града Хлынова с подоболепными похвалами». С тех пор 6 столетий вятчане встречают великорецкий образ по возвращении в Вятку именно на Филейке. В 1830 г. в дер. Куртеевы близ с.Филейки родился младенец Симеон, будущий преп. Стефан, Филейский чудотворец. Около 20 лет отроду он начал подвижническую жизнь близ родной деревни, выкопав для молитвы землянку в лесу. В 1862 г. св. Стефан начал жительствовать в деревянной келии. «Этой-то кельей (пишет автор XIX в.) и было положено основание Филейскому монастырю». В 1877 г. Стефан по благословению епископа Аполлоса становится иеромонахом. 1883 г. – строительство в зарождающемся монастыре первого храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. 1889 г. – освящение Успенского храма во обители св. Стефана. Ноябрь 1889 – апрель 1890 гг. - указы св.Синода об учреждении монастыря в честь св. Александра Невского на Филейке. Филейский Александро-Невский монастырь находился на пути следования Великорецкого крестного хода, в точке его завершения. Именно этот монастырь принимал всех крестоходцев, а сам преподобный Стефан благословлял их. Этот монастырь увенчивал знаменитый Всероссийский крестный ход. 29 августа 1890 г. – кончина св. Стефана. Обрел упокоение близ алтаря Успенского храма. Мощи святого пока что еще не обретены, покоятся в земле. Сентябрь 1890 г. – официальное открытие (после 30 лет «неофициальной» истории) Александро-Невского монастыря на Филейке.

http://sobory.ru/article/?object=32565

Приложение 1. Из автобиографии прп. Стефана Так как ныне люди стали любознательны, то мне думается, что по смерти моей кто-либо пожелает что-нибудь возвестить обо мне письменно. Чтоб не преувеличить ничтожные мои труды и чтоб не обольстить других рассказами как о моем житье, так и о жизни и поведении моих родителей, мне придумалось записать всё, что было замечательное в моей жизни. Вот причина моих сих записок, а не мое желание показать себя другим, так как нет во мне самом ничего порядочного, а если что и могло оказаться через меня полезное другим, то это – Божий дар, Господний талант, данный мне и не зарытый мною в земле. Разумею под сим книжки моего сочинения, распространённые количеством более двухсот тысяч экземпляров. Все, кто будет слушать сие писание, особливо вы, кои более жалостливы ко всем, помолитесь о душе моей, чтобы вчинил её Господь в лике праведных, пришедших в радость вечную от скорби великия. Скажу вам наперёд: нерадостна была жизнь моя, и не порадует она кого-нибудь, а людей кротких скорее заставит печалиться, скорбеть и проливать слезы, – особенно с двадцати лет моего возраста многоболезненно для сердца было время испытания моего, даже до лет четыредесяти. Грусть, тяжёлая грусть давила мое сердце, и я, как грешник, пораженный в псалмах Давидовых, – снедаемый скорбию, всегда ходил с поникшею главою, часто в слезах, в самой унылой тоске: ибо печаль по Боге томила мою душу. И потому, вот как печальное воспоминание о тех событиях, которые случились в моей жизни! Но сперва обращу я взоры на начало дней моих, посмотрю издали ли на мать мою и скажу нелицемерно: о, прекрасная в женах! тебя я встретил началом радования моего и тебе я приношу теперь жертву моей благодарности. Не напрасно же говорят: – «первое счастье для детей – разумная мать». Всегда вспоминаю я с сердечною признательностью мудрое её воспитание детей своих, то счастливое для меня время, которое под её смотрением наслаждался я благами жизни сей. Она постоянно была предана заботе о спасении души – не своей одной, но и детей своих: жила она всегда в страхе Божием, говорила часто о Боге и хотя не была грамотна, но много знала молитв наизусть и нараспев произносила их, – за пряжей-ли когда сидела, или полола в огороде. Это была примерная женщина, добрая, боголюбивая! И кто из близживущих не знал Ирину Трофимовну! Кто при нужде к ней не приходил за пособием! Она даст бедному соседу и коровушку в долг, пособит и девушке-сиротке выйти замуж. Была она настолько жалостлива, сострадательна к сирым и бедным, что всякий, кто знал, помянет её с пожеланием сердечным: «дай ей, Господи, Царство Небесное!»

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

преподобный Стефан Филейский, Вятский чудотворец (17.07.1830–15.08.1890) Нравственно-аскетические труды Собрание сочинений преподобный Стефан Филейский, Вятский чудотворец Духовный писатель, педагог. Иеросхимонах, основатель Филейского Александро-Невского монастыря. В миру - Симеон Куртеев, родился 17 июля 1830 года в семье крестьянина в селе Филейки близ Вятки. Детство его прошло в доме благочестивых родителей. С юных лет он имел горячее желание служить Богу, знал наизусть множество молитв, читал священные книги, часто бывал в храме. По окончании гимназии родители отправили Симеона на учебу в Казань, а затем в Санкт-Петербург, но мирская жизнь не привлекала его. В 1850 году вышла в свет книга «Письма святогорца о святой горе Афонской», после прочтения которой юноша возымел огромное желание посвятить свою жизнь служению Богу. Он бросил учебу и решил оставить мир. Жил в Соловецком монастыре, затем много странствовал, бывал в Сарове, в Глинской пустыни, в Крыму, на Святой Земле, дважды посещал Афон. Во время странствий Симеон вел аскетическую жизнь, терпел голод и холод, непрестанно молился. Возвращаясь, он жил в родном селе Филейки. Неподалеку от села, в лесу, он выкопал пещерку, где подвизался в уединении, молитве и чтении духовной литературы. За годы странствий он научился умной сердечной молитве. Сельчане, не понимая высоких устремлений подвижника, считали его душевнобольным, презирали его, издевались над ним. Много скорбей и унижений пришлось вытерпеть Симеону. Между тем Господь по его молитвам совершал чудеса. Так, он молился всю ночь на 4 апреля 1866 года, произнося непрестанно: «Господи, спаси Царя!» После стало известно о покушении в этот день в Петербурге на Государя Александра II и о том, что стоявший рядом с террористом крестьянин оттолкнул стрелявшую руку, и покушение не удалось. В другой раз в селе Филейки случился страшный пожар. Сгорело много домов, и лишь тот дом, где в ту ночь находился Симеон, остался нетронутым огнем. Он ходил по двору среди пламени с иконой Божией Матери, пел акафист, и искры чудесным образом пролетали мимо дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

30 августа в Кирове состоится Крестный ход памяти преподобного Стефана Филейского Киров, 27 августа 2018 г. Фото: vyatskaya-eparhia.ru      Крестный ход в честь преподобного Стефана Филейского совершается ежегодно в день его памяти 30 августа. В этот день в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (г. Киров, ул. Луганская, 5) в 8:00 начнется Божественная литургия. Затем, в 9:30 утра, духовенство и паломники пройдут крестным ходом до часовни преподобного на Филейском кладбище. Маршрут крестного хода: Приглашаем всех желающих принять участие в Крестном ходе в честь преподобного Стефана Филейского. О преподобном Стефане Филейском Преподобный Стефан Филейский, в миру Стефан Куртеев, родился 17 июля 1830 года в семье крестьянина деревни Молчановской Вятской губернии. Детство его прошло в родительском доме. В 1850 году вышла в свет книга «Письма святогорца о Святой горе Афонской», после прочтения которой юноша возымел огромное желание посвятить свою жизнь служению Богу. Он оставил учебу в Петербурге, приехал в Вятку и поселился недалеко от села Филейского. Здесь он начал подвижнический подвиг во славу Божию – подвизался в посте и молитве, учил крестьянских детей грамоте и Закону Божию, возрастал в богопознании. В 1864 году Господь сподобил Стефана посетить Святой град Иерусалим и дважды побывать на Афоне. За время этих поездок он научился умной сердечной молитве. В 1877 году его давнее желание исполнилось. 23 февраля, по благословению епископа Вятского и Слободского Аполлоса, он был пострижен в монашество с именем Стефан и был определен в число братии Крестовоздвиженского монастыря г. Слободского. Однако, взыскуя уединения, вскоре он возвратился в свою пустынь у села Филейки. Весть о благодатном старце, о чудесах и исцелениях, происходивших по его молитвам, быстро разнеслась по округе. Многие приходили к нему за благословением, советом и утешением. Большую известность прибрели проповеди и наставления старца Стефана, которые издавались в г. Вятке его усердными почитателями в виде брошюр, доступных по цене и понятных простым людям. Одним из его учеников был прп. Матфей Яранский, который, идя по стопам отца Стефана, принял монашество и посвятил свою жизнь Богу и ближним.

http://pravoslavie.ru/115350.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010