Будучи духовным писателем, он издавал свои книги в Вятке, Слободском, Москве, Петербурге, Н. Новгороде, Одессе. Множество книг было издано Киево-Печерской лаврой и другими киевскими типографиями. Его книги, написанные глубоко и просто, с опорой на Св. Писание, труды св. отцов и богатый личный духовный опыт привлекли внимание святогорцев. В течение 5 лет он прислал на Афон книг на сумму более 5 тыс. руб. Впоследствии эти книги были объединены в собрание и составили около тысячи страниц 14 . Вскоре Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне сам стал издавать книги о. Стефана, причем некоторые переиздавались многократно: «Кончина мира, Страшный Суд и вечность мук» (1884, 1887, 1892, 1896, 1901, 1906, 1910), «Молва мира сего и безмолвие» (1882, 1886, 1891, 1908), «О Божием мире» (1882, 1886), «О Божием слове» (1886, 1889, 1896, 1906), «О пьянстве и других богопротивных привычках» (1882, 1888, 1891, 1894, 1896, 1901, 1906), «Об ожидании смерти и приготовлении к вечной жизни» (1884, 1890, 1898, 1903, 1912), «Три слова обидимым, обидящим и скорбящим» (1896, 1903). Издавал книги о. Стефана и Андреевский скит Св. Горы Афон, имевший в Одессе свою типографию. Это «Беседы о служении Богу в праздничные дни» (1891), «Кончина мира и Второе Пришествие Христово» (1906), «О Божием слове и Божием мире» (1891), «О пьянстве и других худых привычках» (1884, 1894), «Познание добра и зла, или Ученье как усовершенствоваться в добре и отстать от душевредных желаний и дел» (1895) 15 . Будучи связующим звеном между Вяткой и Афоном, он постарался впитать от святогорцев живой опыт духовной жизни, борьбы со страстями, непрестанной молитвы. Главным делом его жизни стало возрождение в вятских монастырях традиции старчества. Величайший проповедник, он сумел открыть души людей для слышания слова Божия 16 . Старцами, в первую очередь, становились люди подвижнической жизни, духовные руководители, имевшие богатый опыт духовной борьбы, поскольку вести по пути духовного делания мог лишь тот, кто уже сам прошел его. Чтобы руководить человеческими душами, необходим был дар рассудительности и бесстрастия. Старец должен был уметь проникать до самых глубин души приходящего к нему человека, видеть в ней зарождение зла, а также причины этого. Старец призван был быть духовным врачом, устанавливающим диагноз и прописывающим лекарство 17 . Как известно, когда он жил еще в своей пустыньке, к нему приходили множество людей, особенно в дни многолюдного Великорецкого крестного хода. Он всех принимал, вел духовные беседы, дарил свои книжки духовного содержания, написанные простым языком и понятные для народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Господи! Покажи мне путь, которым идти. Подвизайтеся внити сквозь тесная врата ( Лк.13:24 ), – так Господь говорит последователям Своим; Аз есмь дверь; Мною аще кто внидет, спасется; и внидет, и изыдет, и пажить обрящет ( Ин.10:9 ). Некогда сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе ( Быт.12:1 ): и покорный призванию Вышнего пошел, куда – и сам не зная. Вера Божественным словам сделала его в мире бездомным скитальцем, заставила оставить все видимое, чтобы искать невидимого. И ныне всякий из нас, имеяй уши слышати, не слышит ли глас ему глаголющий: всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или села, имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследует ( Мф.19:29 )? Блажен, кто не пренебрегает призванием Господним; хотя и пойдет он в путь узкий и прискорбный, и пойдет долиною плача, но будет в надежде радостной. Господь предвещал и ближайшим ученикам Своим путь нерадостный: в мире скорбни будете, как говорил Он, мир возрадуется, вы же печальны будете ( Ин.16:33, 20 ). И все, от века благоугодившие Богу, которых мир недостоин был называть своими, шли в юдоли сей к вечной радости – лишени, скорбяще, озлоблени ( Евр.11:37 ). Впрочем и не гнались они за мимолетными благами века сего, напротив, всякий из них молился, как и Давид: отврати очи мои, еже не видети суеты, и ожитвори мя посредством пути Твоего ( Пс.118:37 ). Посмотрим еще, – что это за путь Господень, который оживляет души человеческие? Путь сей есть путь лишений и скорбей ради Господа; он в Писании именуется путем новым и живым ( Евр.10:12 ), ибо доставляет человеку новую жизнь, состоящую в уповании жизни вечной. Все люди мира сего, которых удел в этой жизни ( Пс.16:14 ), и которые не идут сим путем, названы Господом мертвыми: остави мертвыя, – как Он сказал одному последователю Своему, – погребсти своя мертвецы ( Мф.8:22 ), – когда тот хотел идти от Него, чтобы похоронить отца своего. Так и всякому последователю Христову не говорит ли Писание: забуди люди твоя и дом отца твоего ( Пс.44:11 )? Ибо никтоже, как Господь сказал, возложив руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии ( Лк.9:62 ). При сем представляется уму неоспоримая истина: если озирающийся назад не может войти в жизнь вечную; то мертвые духом, никогда не думавшие отрешиться от суеты мира, во зле лежащего, какую могут иметь надежду на жизнь бессмертную? Только тот, кто может пред Господом не солгать – сказать: за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки ( Пс.16:4 ), – может от чистого сердца и сии слова говорить: верую видети благая Господня на земли живых ( Пс.26:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Еще у крестьянина в монастырской слободе двухлетний сын был при смерти; отец, испросив дозволения у строителя (начальника монастыря), принес своего больного к преподобному в келлию и с плачем просил его помочь великому его горю. – «Что ты много думаешь обо мне? – говорил ему преподобный; – я хуже всех, а ты понуждаешь к такому делу; но если уж так веришь, то помолимся вместе». – И вскоре больной оздоровел. Всеобщая молва, а еще более зависть некоторых из братии принудили преподобного уйти из монастыря. Преданный упованию на одного Бога и огражденный от врага, как щитом, постом и молитвой, один в малой лодке плывет преподобный вниз по Каме более ста верст и слезно Бога просит показать ему место, где бы он не в погибель, а во спасение мог пожить как себе, так и ближним. И вот, в одно тихое утро, вдали, – среди дремучего леса, послышался голос внятный: «раб мой, Трифон! здесь вселись». – Преподобный подумал: «кто я, чтобы мог слышать голос Божий?» – Тогда голос тот же еще два раза повторился, и душу преподобного объяла дивная радость. Он поворотил на голос и плыл вверх по реке Муле около пяти верст до места, где две Мулянки соединяются в одну. Здесь показалось очень пустынное место; между речками, на поляне, усеянной цветами, стояли громадные, древние деревья; они высоко поднимались к небу. Поставив вблизи сего места малую хижину, Трифон начал производить безмолвную жизнь со многими слезами; сарана (трава, у которой луковицу едят) служила ему пищей, ибо ее здесь было много. Дивное для души озарение бывает в безмолвной жизни, – там, где нет никаких разговоров, кроме беседы с Богом, и нет иных помышлений, как только о Боге. Но этот свет, просвещающий всякого человека, сидящего во тьме смертной, светится лишь только тому, кто разумно внимает откровениям Вышнего. Преподобный же хотя и творил чудеса, – ибо по вере своей все получал просимое у Бога, – однако не мог еще понимать всех Божественных изречений и потому умыслил сотворить прилежную Богу молитву, да отверзет ум его – " разумети книжное писание». – Часто преклоняя колена, проливал он многие слезы; тужил, когда чего не понимал при чтении Божественного Писания, и взывал, подобно Давиду: «истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время; яви милость рабу Твоему, открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» ( Пс.118:17–20 ). И так как молитва его была усердна, с благоговением, то и был он услышан: с тех пор, всегда пребывая во свете Господнем, он видел свет живота вечного ясно для ума и ощутительно для сердца. Это служило для него бытием бессмертным, начатком вечного блаженства; и за то в радости преподобный благословлял Господа во всякое время, и выну (всегда) хвала Ему была в устах его.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И встает он безболезненный, легкий, притом и крылатый; оглядывается и видит землю: ангел несется, и душа за ним. Скоро не видно стало и земли; один только чудный свет окружал их. Но голос с неба остановил молниеносный полет их; «не пришло время принять его сюда; возврати на землю». И ангел принес душу обратно; преподобный пришел в себя. Видение продолжалось с полудня и до вечера; братия были в поле и не видели, как преподобный лежал бездыханен. Пришедши в себя, он посмотрел на иконы и просил пришедшего в тот час Серапиона покадить пред ними; потом опять долго не переставал плакать, прося Матерь Божию, да поможет ему спастись, и Николая Чудотворца, да исцелит его. И вот видит на яву: седовласый и плешивый старец в светлой ризе стоит у изголовья с крестом в руке и говорит: «что, раб Божий, изнемогаешь? – Зело изнемогаю, – отвечал преподобный. – Востани и ходи. – Не могу никак». – И старец, взяв его за руку, поднял, осенил его крестом и сказал: «востани и ходи». Преподобный вдруг почувствовал, что болезнь его оставила, и от удивления спросил «кто же это ты? – Я, Николай, раб Господа нашего; к тебе послан исцелить тебя за то, что имеешь великую веру в Бога и призываешь меня на помощь; ты же трудись во славу Божию, и я тебе буду во всем помогать». – Чудотворец вдруг стал невидим, и Трифон почувствовал в сердце дивную радость. С тех пор чудодействующая вера еще сильнее стала действовать в нем и скоро проявилась в следующих чудесах: некто из зырян близ живущих привел в обитель бесноватую дочерь и, допросившись, кто есть Трифон, стал у преподобного просить ей исцеления (вероятно, понуждаемый силой Божией, бес в ней начал просить). Видя страдающую от беса и веру отца ее, к тому же вспоминая слово апостола: «много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ), преподобный Трифон долгое время не исходил из келлии, постился и все молился со слезами. Потом окропил и напоил больную святой водой, велел приложить к образу Богоматери, и больная с тех пор избавилась от духа мучителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Мы постараемся сохранить в жизнеописании преп. Стефана тот духовный настрой, проникнутый смирением, кротостью, любовью к Богу и людям, которыми была исполнена его многотрудная жизнь. Родиною преп. Стефана стала деревня над речкой Филейкой, в простонародье «Куртеевы», в полуверсте от села Филейки 2 . Родился он 17 июля 1830 года и во святом крещении наречён Симеоном. Отец его Пётр Степанович Куртеев и мать Ирина Трофимовна были крестьянами и занимались земледелием. Петр Степанович отличался неспокойным характером, страдал страстью к винопитию, которой предавался особенно в праздничные дни, тратя на это зачастую последние средства семьи. Поэтому вся тяжесть забот по дому легла на плечи матери. Много горя и тяжких обид пришлось перенести ей от мужа. Мать занималась воспитанием детей. О матери своей старец вспоминал всегда впоследствии с нежностью: «Она... не была грамотна, но много знала молитв наизусть и нараспев произносила их, – за пряжей ли когда сидела, или полола в огороде... Кто при нужде не приходил к ней за пособием! Она даст и бедному соседу коровушку в долг, пособит и девушке-сиротинке выйти замуж...» 3 . Симеон был младшим из троих братьев. Хоть семья не отличалась достатком, однако старший брат Константин получил образование в Казанском университете, где окончил математический факультет. Затем он продолжил обучение в институте, желая стать инженером. Он умер, не прожив и сорока лет, но успел стать начальником отделения в одном из департаментов Петербурга. Средний брат Иван образования никакого не получил, так как ко времени его обучения, старший брат курса университета ещё не окончил и помогать семье материально не мог, а сама семья средств на образование этого сына не имела. Когда Симеону исполнилось 8 лет, мать отдала его учиться грамоте в г. Вятку, так как ни в деревне Куртеевы, ни в селе Филейском школ тогда не было. В Вятке в конце 40-х годов 19 в. существовала частная начальная школа купеческой девицы Александры Алексеевны Суворовой. Занималась она с детьми сама на дому за определённую плату. В её школе дети учились чтению и письму, изучали Закон Божий по Евангелию, Псалтири, Часослову и другим божественным книгам. Направление обучения детей в школе Суворовой, как видно, было строго религиозное. Этим, вероятно, и объясняется, почему мать о. Стефана, сама женщина глубоко верующая, отдала своего сына обучаться именно в эту школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Не говори, что брат тебя не послушает, потому и вразумлять его ты не хочешь. Если Бог, Которому известно все будущее, часто без всякого успеха возвещал волю Свою, спасительную для человека, и хотя совершенно знал, что Его не послушают, однако не переставал говорить, – то ты, не имея никакого ведения о последствии, почто делаешь себя виновным в своем нерадении? Почто не возвещаешь учение Господне своему брату? Да разве нет у него своего ума? – ты отвечаешь, – почему он сам не старается о своем исправлении? Ах, как ты малосведущ, брат мой! или нисколь не знаешь и не слыхал, что говорит Писание: нечестивый, егда приидет во глубину зол, нерадит об исправлении ( Прит.18:3 ). Он не понимает и того, что погибает; ибо грех доводит грешника до бесчувствия и, просто сказать, до безумия. Примером сего служит Давид, которого известный грех привел в такое состояние, что нужно было послать к нему другого пророка, чтобы вразумить его и обличить в неправде. Если такой пророк, как Давид, который был весьма благоразумен, признавался и говорил: воссмердели раны мои от лица безумия моего ( Пс.37:6 ), и посему имел нужду, чтобы кто другой заботился о его вразумлении, то как же можно думать, что брат твой, стремящийся во глубину зол, сам себя удержит и спасет? Не только исправиться, или, так сказать, направиться к жизни богоугодной, но стоять в добродетели, – подвизаться подвигом добрым, – человеку, особенно малодушному, трудно одному; посему и Писание говорит: брат от брата помогаем, яко град тверд ( Прит.18:20 ). Никто не говори: я не священник, и отвечать Богу не буду за погибель брата, – когда видишь его погибающим, и не хочешь вразумить его и направить к добру. И Финеес был не священник, но когда возревновал о чистоте и целомудрии своих единоплеменников и по ревности убил беззаконника, то был за это произведен, по воле Божией, в сан священства. Так и тому будет воздаяние от Господа, кто словом уст своих убьет зло в душе нечестивого и возвеличит тем Божию правду; сей приимет венец жизни ( Иак.1:12 ), как сказано, – Господь будет венчать его милостью и щедротами и исполнит все благие желания его.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Не напрасно же говорит нам апостол: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего ( Рим.12:2 ). И блажен, кто обновляется, как сказано в Писании, духом ума Христова. Блаженны те, кои могут говорить, как апостолы Христовы: мы имеем ум Христов ( 1Кор.2:16 ), – которые мудрствуют не о земном, а о небесном, умудряются, как достигнуть духовных благ, рассуждают и размышляют только о том, что истинно, как говорит апостол Павел, что свято и богоугодно и за что будет похвала от Бога. Такие люди освобождаются от печали мира сего, выходят из-под власти миродержителя тьмы века сего (Ср. Еф.6:12 ) и дух мира сего уже не царствует в сердцах их; но в замену того они воодушевляются Духом Божиим и получают достояние святых – упование жизни вечной. Так Господь сказал: кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой, текущей в жизнь вечную ( Ин.7:38; 4:14 . Под именем живой воды разумеется Дух животворящий, которым исполняются верующие во Христа. У людей, которые не имеют живой веры в Господа Иисуса Христа, текут из чрева реки воды мертвящей, исходят из сердца, как говорит Господь, помышления злые, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы ( Мф.15:19 ); а, по словам апостола Павла, помышления плотские суть смерть души ( Рим.8:6 ); они делают ее отчужденною от жизни Божией, лишают ее мира и радости во Святом Духе. У людей же, исполненных живой веры в Бога Спасителя, всегда бывают помышления благие, и сердца их наполняются миром Божиим и святою любовью ко всем братьям во Христе; потому и говорит апостол: помышления духовные суть жизнь и мир ( Рим.8:6 ). Если спросит кто: как же исполняться Духом Божиим, или, что то же, укрепляться верою в Бога? Вера происходит от слышания ( Рим.10:17 ), – как говорит апостол Павел, – а вера во Христа начинается и укрепляется слышанием слов Божественных; потому и сказано нам: слово Христово да вселяется в вас обильно ( Кол. 3:16 ). Господь Иисус Христос, который возродил нас, как сказано, словом истины ( Иак.1:18 ), сим же словом приводит нас в познание истины и вселяет в нас упование жизни вечной; потому и говорит Он так: слова Мои суть дух и жизнь (ИН.6:63). Таким образом, через постоянное помышление о словах Христовых, через слышание и хранение их в сердце, делаются люди смертные бессмертными, становятся наследниками жизни вечной, и, как сказано у пророка: живы будут сердца их в век века ( Пс.21:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

О, братия мои возлюбленные! убоимся же источника таких мучений, – временных и вечных, убоимся ненасытной страсти сребролюбия и любостяжания. Ибо не возможно, никому не возможно любить деньги и собирать сокровища на земле и с тем вместе возлюбить Бога и спасти свою душу. Не забудем и то, братия, что деньги не иное что, как земля и прах; что они оставят нас при отходе нашем отсюда; случается оставляют иных и прежде отшествия, причиняя им вред и в сей и в будущей жизни. Ибо прежде еще тамошних мук они производят у нас тысячи браней, возбуждают всякого рода несогласия и раздоры, доводят нередко до того, что остается одно только утешение для сребролюбца – лишить себя жизни. Итак, будем же убегать сребролюбия, этого адского змия – друга геенны и источника всех зол. «Я вижу, – говорит Златоуст, – вижу великие бедствия, постигшие нас: мы погибли! Все простирают руки на стяжание земных благ; каждый старается увеличить свое состояние, все боятся одного – как бы не сделаться бедными; а как бы не попасть в геенну, о том никто не беспокоится». – Если блаженны, как сказано, боящиеся Господа ( Пс.127:1 ), а богатым предсказано горе, то, скажи, брат – в числе которых ты хочешь быть? Но ты говоришь, зачем же Бог дает пользоваться земными благами таким людям, которые от того погибают? По собственному их произволению, так же, как ворам и разбойникам. Да они и близки к этим злодеям, особенно, когда захватывает кто чужое; ибо Писание так говорит: убивает ближнего, кто отнимет у него пропитание ( Сир.34:22 ). Таков же и тот, кто, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое; ибо нет в нем любви Божией ( 1Ин.3:17 ), как свидетельствует слово истины. А у кого нет любви к Богу, от которой происходит сожаление к ближним, тот как наследует Царствие Божие, уготованное любящим Бога? И не разумеем мы, бедные умом, что все любостяжательные люди вменяются, по смыслу Божественного Писания, наравне с хищниками и идолослужителями, с какими не велит апостол Павел иметь никакого общения, даже и есть вместе (Ср. 1Кор.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

О, преданные мирской печали, земным попечениям! Приидите в познание Божией правды, послушайте вы слов Господних, которые научат вас иной печали, иному страху, а не тому, который вас тяготит ныне и погубляет навеки, – страху Господню научат, который освободит ваши души от всякого земного страха и подаст вам радость бесконечной жизни. Страх Господень, – сказано, – возвеселит душу и даст ей радость и долгоденствие ( Сир.1:12 ). Кто научится страху Господню, тот не убоится никаких временных бед, ни бедности, ни бесчестия в мире сем, ни самой смерти. Не убоишися, – сказано, – ужасов в ночи, ни стрелы, летящей днем ( Пс.90:5 ). Ничего не боится тот, кого Всевышний ограждает своим страхом. Страх Божий сильнее всякого другого страха; он изгоняет из сердца, в которое вселится, всякий естественный страх. Богобоящийся даже и бесов не боится, этих страшилищ духовных, от которых, по словам Серафима Саровского , грешный человек может сойти с ума. Напротив же, кто не научился страху Господню, тот боится всего, кроме Бога, боится и лишения временных благ, боится и унизительного для него слова. Таким людям учиться бы надобно страху Господню, если желают сподобиться милости Божией. Ибо Господь утверждает милость свою только на боящихся Его ( Пс.102:11 ), как сказано. Как же – вы скажете, – мы видим, пользуются милостью Божьею и такие люди, которые забыли и думать о Боге, как упоминаемый в Евангелии судья, который говорил: Бога не боюсь и людей не стыжусь ( Лк.18:4 )? Это сыны века сего, коих удел есть здешняя жизнь (Ср. Пс.16:14 ); они только в сей жизни пользуются долготерпением Божиим и потом лишаются уже всего навеки. О людях сих Господь сказал: мир возрадуется ( Ин.16:20 ); но не такою радостью, которая происходит от временных благ. Господь утверждает на боящихся Его (Ср.102:11): ах, нет! Он часто сию отъемлет от возлюбленных своих: восплачете и возрыдаете ( Ин.16:20 ), – говорил Он ученикам своим, оставляя их в мире сем. Есть еще иная милость Господня, которая пребывает от века и до века на боящихся Его ( Пс.102:17 ). Вот сию-то беспредельную милость и утверждает Господь на людях Своих. О ней говорил Давид: и милость Твоя поженет мя во вся дни живота моего, еже вселитимся в дом Господень в долготу дней ( Пс.22:6 ). В ощущении этой бесконечной милости Ефрем взывал: «кто столько благ, и кто столько милостив, и какой отец любит детей своих, как Владыка наш Христос любит рабов Своих?» И Писание говорит: как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Желания боящихся Его Он исполняет, взывания их слышит и спасает их ( Пс.102:13; 141:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

О пьяницы, невольники дьявола, сообщники сатаны, будущие наследники преисподнего ада! Пьяницы – враги креста Христова, искоренители всякого блага, идущие по широкому пути в погибель! Не пора ли вам вразумиться и познать гибельное своё состояние? Не пора ли оставить пьянство и искать примирения с Богом? Но... едва ли кто вразумит вас бежать от грядущего на вас страшного гнева Божия! Нам пьянство кажется пустяками, за которое будто не будет суда: попить, песен попеть и поплясать или вдаться в пустословие, смехотворство – это вам кажется не бедовое дело. Иной пьяница говорит ещё: «Я люблю только выпить, а больше ни в чём не виноват; но если и пью, то за свои». А того не знает, что с пьянством соединены все главные пороки, все худые желания от него происходят и совершаются пьяницами в их пьяном виде. В отеческих писаниях упоминается об одном подвижнике, которого дьявол склонял на какой-нибудь важный грех и, наконец, сказал ему: «Хотелось мне, чтобы убил ты человека или хотя сделал блуд, но ты противишься этому; исполни же хотя одно моё желание: напейся допьяна, и я тебя оставлю в покое, больше искушать не буду». Тот поддался этому искушению, и что же вышло? Лишь только он напился допьяна, так похоть плоти и восторжествовала над ним: тут, где он запировал, была женщина также в нетрезвом виде, и он с нею впал в блуд. На беду пришёл тут и муж, который решился отомстить за бесчестие жены. Но, когда дело дошло до драки, то блудник схватил что попало в руки, ударил по голове мужа и лишил его жизни. Вот что делает пьянство! Да и дьявол насколько хитр! Он только научает выпить побольше вина, а там уж знает проклятый, что дело его пойдёт своим порядком. Вот и ввергается пьяница во глубину греховную, предаётся волей и неволей всяким богопротивным делам. Не говори при этом никто, что он с чужою нагрешил и кого-то убил. Какой пьяница не злится на кого-нибудь? А иной ненавидит и колотит жену и детей своих; Всякий, ненавидящий брата своего, сказано в законе, есть человекоубийца ( 1Ин.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010