Глава XXV. Во славу Божию Песни Божьего человека Я глас мой возношу, ко Господу взываю, Я глас мой возношу и Господу молюсь, Моление мое пред Ним я изливаю, Печаль мою Ему я изъяснить стремлюсь. К Тебе взываю я, о Боже милосердый: Помилуй, не оставь, благоволи мне внять. Мне нет приюта. Кто душе моей поможет? Смотрю направо, я, – не узнают меня. К Тебе, Господь, Твой раб прибегнуть токмо может; В земле живых, Ты часть моя! – воскликнул я. Мне сердце говорит: ищи лица Господня, – Я рад искать Его, и буду в век искать К тебе, Господь, мой Бог, глаза я обращаю. О, Боже! не отринь на век души моей. На одного Тебя надежду возлагаю. – Не дай мне в сети пасть, в соблазны злых людей, Чтоб мог хвалить Тебя устами я моими, Чтоб мог себя Твоим спасеньем веселить. Храни меня, Господь как бы зеницу ока; Укрой меня, мой Бог, под кровом крыл Твоих; Укрой от злых людей, нечестия потока, От окружающих меня врагов моих Живых их раздели и отлучи надменных От малого числа угодников Твоих. О, Боже! сохрани от рода нас сего, Подай, чтоб от Тебя не сметь нам отступиться, Чтоб стали призывать Тебя мы день и ночь. Услыши слезное, Господь, мое моленье: Глас вопиющий мой да придет пред Тебя. Внемли в день скорби мне и призри на смиренье, Не отврати лица от Твоего раба. Как призову Тебя я сердцем и душою, Услыши вскорости Ты, Боже, голос мой! Помилуй, Господи, будь мне подпорой верной. Я одинок и нищ; я сильно угнетен. Скорбь сердца моего умножилась безмерно. Подай, чтоб я Тобой из бед был изведен. Уже я утомлен стенаньями моими: Слезами в ночь моя измочена постель, Томится дух во мне: я сердцем унываю; Дни вспомнив древние, делам Твоим дивлюсь; Изведав их, к Тебе я руки простираю: Как без воды земля, алкаю и крушусь. О, Боже! Обратись, потщись меня избавить И мне из милости спасенье ниспослать. Обрадуй Своего раба Ты, Боже, знаешь, Что душу возношу к Тебе я одному, Ты благ и милосерд, Ты милость всем являешь; Внемли мольбе моей и воплю моему; Помилуй, исцели болезнь души моей; Она в великое повержена смятенье,

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

О благодушии «Все, что ни приключится тебе, принимай охотно» ( Сир.2:4 ), – говорит Писание, – ибо «все пути Господни –  милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» ( Пс.24:10 ). «Любящим Бога… все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Иной скажет: как же притеснения, обиды служат во благо? Неужели и их должно считать милостью Божией? Не приличнее ли их назвать гневом Господним. «Не верующий в Сына не увидит жизни, – сказано в Евангелии, – но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Для неверующих не только лишения, но и избытки временных благ служат гневом Божиим, потому что чрез них подается более случаев ко греху. Напротив же, для верующего все служит во благо: милость и истина Господня сретают его во всех путях, при изобилии и лишении временных благ; все ему приносит благо, подает спасение души. И что еще? Для усердно ищущих Божией правды злострадания в мире сем служат наибольшим благом, направляя их на путь истины. «Благо мне, что я пострадал, – взывал пред Богом и пророк Давид, – прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» ( Пс.118:71, 67 ). «Господь гордым противится – сказано в Писании, – а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). Кто почитал себя землею и пеплом ( Быт.18:27 )? Кто говорил: «я же червь, а не человек» ( Пс.21:7 )? Кто взывал в сокрушении: окаянный и нечистый есмь аз ( Ис.6:5 )? Не те ли самые люди, которые приведены были в такое смирение многими злостраданиями и скорбями? И Сам Владыка твари, «приняв образ раба» ( Флп.2:7 ), не для того ли был на земле умаленным паче всех сынов человеческих и потерпел все, что есть в мире уничиженного, чтобы подать нам спасение и вместе пример, как мы можем войти в славу Царствия Его? «Возьмите иго Мое на себя, – говорит Он, – и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). Кто сделается смиренным или, что то же, сокрушенным в сердце, – войдет в кротость, эту неволнуемую пристань духовную, тот найдет великий покой и мир душе своей: «и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Итак, чтобы удостоиться Божией благодати и быть благодушным, нужно только быть кротким и смиренным. Как нет в мире никого беспокойнее и мятежнее человека гордого, так, напротив, нет спокойнее человека кроткого. Гордого тревожит все, всякое противное ему слово, всякий поступок ему неугодный выводит его из терпения; тогда как смиренный остается спокоен при всех злоключениях. И разные поношения и обиды самые сильные – ничто не выводит его из мирного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Отстранение от мира Кто любит мир, в том нет любви Божией ( 1Ин.2:16 ). Кого ни спроси: любишь ли Бога? – всякий уверяет, что любит. Но Господь сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; не любящий же Меня, не соблюдает слов Моих ( Ин.14:23 ). Не по словам, значит, а по делам узнать можно боголюбивого человека, – сообразны ли они со словом Господним. Если же нет, то наверно в нем нет и любви к Богу; и, по слову Господню: кто не со Мною, тот против Меня ( Лк.11:23 ), – он уже противник и враг Божий. И что же будет с таким? – пророк сказал пред Господом: найдет рука Твоя всех врагов Твоих, десница Твоя найдет всех ненавидящих Тебя; в день гнева Твоего Ты сделаешь их подобно пещи горящей ( Пс.20:8–9 ). А так как любители мира не имеют любви Божией ( 1Ин.2:16 ), как свидетельствует слово истины; то, значит, гнев Господень поглотит их и пожрет их огонь ( Ис.20:10 ). – О, какая страшная участь всех миролюбцев! Любовь к миру сему есть вражда на Бога, – говорит апостол Иаков; и потому кто хочет друг быти миру, враг Божий бывает ( Иак.4:4 ). Сия истина показана в притче званных на вечерю, которая означает вечное блаженство, имеющее быть по кончине дней века сего. Там сказано: и начаша вкупе отрицатися вся ( Лк.14:18 ) – миролюбцы, званные на вечерю; первый, самый богатый, отзывался тем, что имеет поместье, о котором должен заботиться; второй – множество скота, и сего ради молю ти, – говорит звавшему, – имеяй мя отреченна; третий говорил: жену поях, и сего ради не могу прийти. И за то вот никто из них не вошел в радость Господа, как и Господь сказал: яки ни един от мужей тех званых вкусит Моея вечери ( Лк.14:24 ). Не напрасно же нам сказано: не любите мира, ни того, что в мире ( 1Ин.2:15 ). Ибо какая польза человеку, если он и весь мир приобретет, а душу свою отвратит от Бога? – что должно непременно случиться с приобретением благ мира сего; так как двум господам никто не может служить: или одного будет любить, а другого ненавидеть; одному усердствовать, о другом же нерадеть ( Мф.6:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Приложение II. Письма старца иеросхимонаха отца Стефана Письмо 1-е 92 Любезный мой друг И.В.! Получил я Ваше письмо и, хотя четыре тысячи верст разделяет нас, был вновь утешен Вашею ко мне любовью. Но вы знаете слово истины: в нюже меру мерите, возмерится и вам ( Мф.7:2 ); потому и я, призвав благопоспешествующую благодать Божию ко всему благому, предлагаю Вам в возмездие худоумное мое писание, которое может ли Вас порадовать – не знаю; но только написано с тем, чтобы поделиться чувствами моего сердца, всегда любящего Вас как духовного моего брата, как любезного моего друга, как незабвенного благодетеля моего. Любезный мой, дорогой мой друг И.В.! если я и умирать буду, то, кажется, и тогда припомню Ваше добродушие, Вашу милость, Вашу любовь ко мне, недостойному. Верьте мне, что Ваши милостыни или, лучше сказать, Ваше дружеское ко мне расположение останется и по конце моей жизни незабвенным; и я благодарю, сердечно благодарю Вас за все и со слезами прошу у Господа милости как себе, так и Вам. Благодарю еще Я.В., А.В., их добрых родителей и умных жен, передайте им от меня поклон и благодарность; скажите, что люблю я их и молюсь за них. Я не пишу им особенного письма потому, что все, что относится к Вам, относится и к ним. В моем сердце Вы с ними нераздельны; как от Вас, так и от них я пользовался всегда таким же вниманием и любовью, потому я и за них равно молюсь, как и за Вас. Вы пишите, И.В., что Ваша ладья осталась без весла, и печальный пловец, в отчаянном горе, не знает, что делать; воздержания ни в чем не имеет и молиться не может, на краю погибели – бедняжка!.. Встану я на колени пред Распятым за нас, сладчайшим моим Иисусом и помолюсь за Вас: «Господи! неужели погибнет мой милый брат И.В.?!» И обольюсь я слезами, сто раз я испрошу у Бога милости Вам, – с плачем и рыданием взывая: «Не попусти, Господи, погибнуть моему благодетелю!.. Верьте, И.В., верьте Богу, что вы не погибнете; Иоанн Златоуст говорит: «Милостивого не только помиловании от него, но и непомиловании любят; и аще что люто приключится ему, вси молят за него, глаголя: Боже, сотвори ему милость и мимо веди скорбь его».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

29 августа 1890 года, на 61-м году жизни, старец почил смертью праведника (14 июля 2002 года отец Стефан был причислен к лику местночтимых святых Вятской епархии). Одной из главных святынь его монастыря была Афонская икона Пантелеимона Целителя с частицами мощей святого, которая была келейной иконой старца. Монастырь находился на пути следования многотысячного крестного хода на реку Великую в точке его завершения. Тысячи паломников заходили к преподобному Стефану за благословением, ища его духовного слова. К началу XX века Филейский Александро-Невский монастырь представлял сложившийся архитектурный ансамбль. 30 августа 1904 года началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Возведение нового храма стало главным делом обители. Собор, построенный в русско-византийском стиле, должен был стать главным композиционным центром монастыря и второй после Александро-Невского собора А.Л. Витберга значительной доминантой города Вятки. Место для строительства Троицкого собора было выбрано очень удачно – на самой высокой точке верхнего плато мысового участка в междуречье живительных ручьев. Путь к новому храму лежал от святых ворот (В.М. Дружинина) в юго-западном направлении и проходил мимо главной реликвии монастыря – пещеры Стефана и Успенской церкви с Сенью преподобного Стефана, и храма Александро-Невского. Постепенный мерный подъем (разность отметок около20 м), духовные акценты, смена видовых раскрытий, задуманные автором, открывают в И.А.Чарушине виртуозное владение градостроительной композицией, утонченный вкус. Троицкий собор выполнен в русско-византийском стиле. Этот стиль применялся в церковном строительстве и в крупных официальных государственных зданиях. Силуэт собора удивительно строен и пропорционален. Внушительные габариты здания делают его статным и массивным, в то время как изобилие на стенах кирпичного декора придает зданию легкость и изящность, наличие вытянутых оконных проемов, венчаемых арками, визуально устремляет здание к небу. Отсутствие колокольни усиливает равнофасадность и строгую симметричность его композиции. В экстерьере большую роль играют мощно выступающие рукава креста. Фасад усложнен выделением центральной части и примыкавшими к ней с двух сторон трехгранными выступами под сомкнутыми полукуполами, облегчавшими переход к основной части. Он выделяется сдержанностью форм, ясностью их членений и обилием декора. В 1916 году храм возвели под крышу, но после большевистского переворота об окончании строительства трудно было мечтать.

http://sobory.ru/article/?object=32815

Историческая наука всегда уделяла большое внимание вопросам развития отечественной культуры. Известно, что на протяжении многих веков решающее воздействие на развитие отечественной культуры оказывала Русская Православная Церковь . Однако это влияние достаточно хорошо изучено только по отношению к средневековью. В 18 веке в России сформировалось по сути две культуры. Так называемая светская культура стремилась развиваться вне церковных традиций. Но в широких слоях народа, особенно в русской провинции, церковная культура по-прежнему занимала видное и часто решающее значение. И связана она была с деятельностью высокоодарённых духовных подвижников. Одним из них является преподобный Стефан (Куртеев). Он оставил память о себе и как духовный писатель, и как строитель Филейского Александро-Невского мужского монастыря, и как носитель духовного опыта, сродного подвижникам русского и афонского монашества всех веков, и как духовный наставник, имевший много духовных чад, один из которых – преподобный Матфей Яранский также был причислен к лику местночтимых святых. В 1890 г. было издано полное собрание сочинений отца Стефана в одном томе. К сожалению, это издание стало сегодня библиографической редкостью. Именно поэтому данный сборник призван вернуть нам работы о. Стефана, плоды его творчества, которому он посвятил всю свою жизнь. Жизнь преп. Стефана (Куртеева) в высшей степени поучительна как свидетельство непрерывающейся святоотеческой традиции, православного Предания, понимаемого как жизнь Святого Духа в Церкви. Каждый подвижник мог сказать вслед за ап. Павлом: – «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). А «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). Каждый, кто будет изучать жизненный путь преп. Стефана, не пройдет мимо первой его биографии, написанной келейником старца М. Оленевым 1 . Ценность этого труда заключается в том, что в основу его были положены «Краткие записки о жизни», составленные самим старцем. Преп. Стефан так объяснял свое побуждение оставить «Записки»: «Так как люди ныне стали любознательны, то мне думается, что после смерти моей кто-либо пожелает что-нибудь возвестить обо мне письменно. Чтобы не преувеличить ничтожные мои труды и чтобы не обольстить других рассказами как о моем житие, так и о жизни и поведении моих родителей, мне придумалось записать все, что было более замечательного. Вот причина моих сих записок, а не мое желание показать себя другим».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Фундаментальная статья посвящена теме «Страстей Христовых». В ней подробно анализируются события евангельской истории после Входа Господнего в Иерусалим и установления Тайной вечери, от взятия Спасителя под стражу и до Его крестной смерти. Статья «Страшный Суд» рассказывает о предреченном в Священном Писании событии, ожидаемом в конце времен. «Апостольская» тема представлена материалом об апостоле от 70-ти Стахии, византийском епископе, друге апостола Павла. Ее продолжает статья об апостоле Стефане. Отдельные разделы посвящены его проповеди, речи перед Синедрионом, мученической кончине, истории изучения источников, образу Стефана в патристической литературе, храмам, освященным в его честь, а также иконографии святого. Статья снабжена впечатляющей библиографией. Том содержит биографии деятелей Русской Православной Церкви с именем Стефан. Епископ Владимиро-Волынский Стефан известен в основном по «Повести временных лет» и житию преподобного Феодосия Печерского. Широко почитается первый пермский епископ Стефан, первым агиографом которого был Епифаний Премудрый. Далее идут статьи о преподобном Стефане Махрищском, основателе и игумене Стефанова Махрищского во имя Святой Троицы монастыря, преподобном Стефане Комельском, преподобном Стефане Радонежском, старшем брате преподобного Сергия, труднике Стефане, «иже на Осинках у окиана моря беша», преподобном Стефане (Куртееве), основателе Александро-Невского Филейского монастыря. Материал о священномученике Стефане Грачеве, расстрелянном в Брянске, Стефане Ермолине, расстрелянном в Сыктывкаре, Стефане Костогрызе, расстрелянном в Караганде, лишь начинают тему массовых убийств русского священства в 30-х гг. Далее продолжаются биографические статьи о новомучениках, позволяющие создать очень определенное впечатление о том, что означала религиозная политика И.В. Сталина на практике и как она отразилась на русском народе в целом и на Церкви в частности. Особо следует выделить материал о Стефане Яворском, президенте Святейшего Правительствующего Синода. Рассказывается о его преподавательской деятельности в Киево-Могилянской коллегии, архиерействе и об обстоятельствах, приведших к занятию Московского Патриаршего престола. Статья необходима для понимания того, в каких обстоятельствах происходила петровская церковная реформа и как вели себя ее участники.

http://patriarchia.ru/db/text/5960206.ht...

Как писал про о. Стефана духовный ученик, живя на Св. Горе, старец «...продолжал свои занятия духовной литературой, пользуясь советами о. Иеронима – духовника Пантелеимонова монастыря, который любил Симеона Петровича за его доброту душевную и откровенность, потому и благословил ему жить в уединенной келлии Святогорца о. Серафима (Веснина, чьи письма некогда изменили его жизнь. – Е. К.). Но Симеон Петрович жить долго не мог на Афоне, его влекло на родину, и о. Иероним благословил его, сказав: «Такова воля Божия, чтобы ты жил на своей родине, гряди с миром Божиим», и дал ему на дорогу денег; но просил их потом возвратить» 11 . О том, что после отъезда о. Стефана его помнили на Афоне и поддерживали с ним отношения, говорит следующий факт. Вскоре после смерти прп. Стефана схимонах Денасий написал в своих записках: «Неподалеку от этой каливки небольшая келлия в честь Сретения Господа (келья на территории Пантократорского монастыря. – Е. К.), где уже лет 30 подвизались русские – отец с сыном (по плоти); отец, он же старец келлии, – схимонах Кириак (скончался в августе 1891 г.), а сын и ученик его – иеромонах Виктор. В этой келлии прожил целую зиму в бытность свою на Святой Горе известный старец Стефан, ныне уже перешедший в вечность, основатель мужского монастыря по афонскому уставу, что близ Вятки, «на Филейках». Церковица при келлии маленькая, но чистенькая, иконостас русского вкуса и для пустыни чистенький. Кругом келлии небольшая местность усажена виноградными лозами, смоковничными, ореховыми и другими ягодными деревьями, только в малом количестве. Есть и большое шелковичное дерево» 12 . Т. е. на Афоне знали и об основании монастыря на Вятке по Афонскому уставу, быстро дошла весть и о смерти старца. В 1877 г., уже после второго посещения Афона, Симеон Петрович Куртеев, вняв уговорам вятского епископа, принял монашество с именем Стефана в Слободском Крестовоздвиженском монастыре. Менее чем через год ему было позволено жить в его небольшой пещерке, которая располагалась недалеко от слободы Филейка Вятского уезда 13 . Здесь он посвятил себя молитве, чтению и писанию духовных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

От такого образа жизни молодой человек очень похудел. А земляки, изумляясь образу жизни Семена, прозвали его «Сенькой-сумасшедшим». Но надо сказать, что всю свою жизнь Семен был всегда и всем доволен, при недостатках и нуждах спокоен, случавшиеся искушения и скорби переносил мужественно. Так прожил Семен 10 лет, испытывая крайнюю материальную нужду и насмешки окружающих. Избегая соприкосновения с миром, он посещал только родителей, брата и двух своих друзей. Часто читал для матери Ирины Трофимовны акафист Покрову Божьей Матери. Со временем сердце брата Ивана смягчилось, и он решил не обращать больше внимания на странности Семена. Семен начал помогать брату по хозяйству, за что получал муку и картофель. Однажды брат попросил его помочь съездить зимой за сеном, стоявшим в лугах. Во время поездки Семен, как обычно, читал Иисусову молитву и смотрел на небо; брат его правил лошадью. Неожиданно Семен увидел, как по небу ангелы несут инока в мантии. Это так потрясло его, что с тех пор и появилось у него желание построить монастырь на Филейке. Святые отцы увещевают нас относится с осторожностью к видениям и подобным откровениям, но, конечно же, здесь речь идет об особом случае. Вскоре после этого случая умерла мать, самый близкий человек, любовь которой помогала терпеть трудности. Она очень любила акафист Покрову Божией Матери, и в последние минуты жизни Ирины Трофимовны сын читал ей этот акафист. Мать во время чтения все слабела-слабела, и, как только Семен закончил читать, отошла к Богу. Оставаться в Филейках, где, вероятно, все напоминало о горячо любимой им матери, Семен больше не мог, и, покинув землянку, в которой прожил десять лет, он вновь отправился странствовать. Около полугода он прожил в Саровской пустыни. Был на послушании в кухне и ходил на клирос, для исполнения обязанностей канонарха, так как обладал звучным, приятным тенором. Потом отправился в Киев, по пути посетил Глинскую пустынь. А от нее добрался до Святой Горы Афон. Зиму он провел в келии Сретения Господня. Впоследствии о его пребывании была напечатана заметка в Афонском «Душеполезном Собеседнике»: «В этой келии прожил целую зиму, в бытность на Афоне, известный старец иеросхимонах Стефан, ныне уже отошедший в вечность, основатель мужского монастыря по Афонскому уставу, что близ города Вятки, на Филейке». После о. Стефана в келии остались сложенная им самим печь и кое-какие другие хозяйственные поделки.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2816

Семен был всегда и всем доволен, случавшиеся искушения переносил мужественно От такого образа жизни молодой человек очень похудел. А земляки, изумляясь образу жизни Семена, прозвали его «Сенькой-сумасшедшим». Но надо сказать, что всю свою жизнь Семен был всегда и всем доволен, при недостатках и нуждах спокоен, случавшиеся искушения и скорби переносил мужественно. Так прожил Семен 10 лет, испытывая крайнюю материальную нужду и насмешки окружающих. Избегая соприкосновения с миром, он посещал только родителей, брата и двух своих друзей. Часто читал для матери Ирины Трофимовны акафист Покрову Божьей Матери. Со временем сердце брата Ивана смягчилось, и он решил не обращать больше внимания на странности Семена. Семен начал помогать брату по хозяйству, за что получал муку и картофель. Однажды брат попросил его помочь съездить зимой за сеном, стоявшим в лугах. Во время поездки Семен, как обычно, читал Иисусову молитву  и смотрел на небо; брат его правил лошадью. Неожиданно Семен увидел, как по небу ангелы несут инока в мантии. Это так потрясло его, что с тех пор и появилось у него желание построить монастырь на Филейке. Святые отцы увещевают нас относится с осторожностью к видениям и подобным откровениям, но, конечно же, здесь речь идет об особом случае. Неожиданно Семен увидел, как по небу ангелы несут инока в мантии Вскоре после этого случая умерла мать, самый близкий человек, любовь которой помогала терпеть трудности. Она очень любила акафист Покрову Божией Матери, и в последние минуты жизни Ирины Трофимовны сын читал ей этот акафист. Мать во время чтения все слабела-слабела, и, как только Семен закончил читать, отошла к Богу. Оставаться в Филейках, где, вероятно, все напоминало о горячо любимой им матери, Семен больше не мог, и, покинув землянку, в которой прожил десять лет, он вновь отправился странствовать. Около полугода он прожил в Саровской пустыни. Был на послушании в кухне и ходил на клирос, для исполнения обязанностей канонарха, так как обладал звучным, приятным тенором. Потом отправился в Киев, по пути посетил Глинскую пустынь. А от нее добрался до Святой Горы Афон. Зиму он провел в келии Сретения Господня. Впоследствии о его пребывании была напечатана заметка в Афонском «Душеполезном Собеседнике»: «В этой келии прожил целую зиму, в бытность на Афоне, известный старец иеросхимонах Стефан, ныне уже отошедший в вечность, основатель мужского монастыря по Афонскому уставу, что близ города Вятки, на Филейке». После о. Стефана в келии остались сложенная им самим печь и кое-какие другие хозяйственные поделки.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010