Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Преподобный Стефан Филейский, продолжатель афонской традиции на Вятской земле Преподобный Стефан Филейский, продолжатель афонской традиции на Вятской земле Яркой звездой в сонме Вятских святых горит имя преподобного Стефана Филейского. Человека, который оставил не только добрую память на разоренной большевиками Вятке, но и богатое наследие, которое мы уже можем назвать святоотеческим. А в свое время своими духовными дарованиями, духовной мудростью и прозорливостью иеросхимонах Стефан был известен далеко за пределами Вятской губернии. Преподобный Стефан Филейский, Вятский (в миру Куртеев Семен) родился 17 июля 1830 года в семье крестьянина в деревне Молчановской Щербининской волости Вятской губернии близ Вятки (район Северные Ворота г. Киров). В Крещении он был наречен Симеоном, в честь палестинского святого – преподобного Симеона Емесского, Христа ради юродивого (память 21 июля/3 августа). Матери пришлось воспитывать его одной, потому что отец страдал алкоголизмом. Много обид пришлось ей вынести от отца, но она терпела все без ропота. Более того, Ирина Трофимовна, будучи глубоко верующей женщиной, воспитала достойных детей, а за младшего, Семена, она молилась о том, чтобы он посвятил свою жизнь Богу. О матери своей старец вспоминал всегда впоследствии с нежностью: «Она... не была грамотна, но много знала молитв наизусть и нараспев произносила их, – за пряжей ли когда сидела, или полола в огороде... Кто при нужде не приходил к ней за пособием! Она даст и бедному соседу коровушку в долг, пособит и девушке-сиротинке выйти замуж...». «Первое счастье для детей – разумная мать», – писал впоследствии старец Стефан. Семен был тихим и скромным ребёнком, хорошо учился. Среди сверстников Семен выделялся разве что тем, что любил рыть землянки, строить шалаши и читать там, уединившись, книги. Старший брат Константин Петрович получил образование в Казанском университете. Затем он поступил на службу в Петербургский департамент, стал крупным чиновником. Он был старше Семена на 15 лет и ежегодно посылал матери 200 рублей, чтобы брат мог учиться. Мать отдала сына в домашнее училище – частную школу купеческой девицы Александры Алексеевны Суворовой, затем в гимназию.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2816

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Матфей (Швецов). Фотография. Нач. XX в. (Швецов Митрофан Кузьмич; 23.05.1855, Вятка - 29.05. 1927, хутор Ершово Яранского у. Вятской губ. (близ совр. с. Беляева Кикнурского р-на Кировской обл.)), прп. (пам. 16 мая и в Соборе Вятских святых), иером. Из семьи башмачника. В 12 лет лишился отца, начал рано работать - сначала подмастерьем по сапожному делу, затем был в услужении у купца И. В. Столбова, у к-рого прошел путь от посыльного до приказчика, заслужив трудолюбием и достойным поведением уважение хозяина. В 1889 г. при содействии Столбова открыл собственную бакалейную лавку; занимался самообразованием, много внимания уделял чтению духовной лит-ры. Его духовным наставником стал известный старец иеросхим. прп. Стефан (Куртеев ; † 15 авг. 1890), основатель монашеской общины близ с. Филейского (ныне в черте г. Кирова), в 1886-1889 гг. по решению епархиальных властей пребывавший в вятском Трифоновом в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре. М. К. Швецов часто посещал прп. Стефана, к-рый, отлучаясь из обители, говорил: «Меня, верно, уже Митрошенька ждет». Он все более склонялся к тому, чтобы принять монашество, но этому мешала необходимость заботиться о младшей сестре Елизавете. Прп. Стефан советовал не торопиться с решением, а научиться сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией и не принимать свое «я» за призыв Божий. М. К. Швецов следовал советам наставника и старался много времени проводить в молитве. В его лавке были развешаны листочки с Иисусовой молитвой, чтобы всегда помнить о ней. С течением времени он сумел уладить семейные дела, мешавшие ему уйти в монахи. Он отписал бакалейную лавку сестре Елизавете, достигшей совершеннолетия, и положил в банк на ее имя все сбережения, так чтобы она ни в чем не нуждалась и в дальнейшем сама занималась торговлей. 24 июня 1891 г. поступил в братию Филейского во имя благоверного Александра Невского мужского монастыря , учрежденного на месте скита прп. Стефана вскоре после кончины святого. 15 авг. того же года принял монашеский постриг с именем в честь прп. Матфея Киево-Печерского. 17 нояб. был рукоположен во диакона. Благодаря предпринимательскому опыту М. оказался незаменимым помощником в обустройстве Филейского монастыря. Уже в 1892 г. его имя и подпись значатся в финансовых документах обители вместе с именами строителя иером. Августина (Дементьева) и и. д. казначея иером. Никодима. Монастырь стал местом духовного возрастания М.; согласно преданию, уже здесь он стяжал дар прозорливости, и молва о нем распространилась за пределы монастырских стен.

http://pravenc.ru/text/2562636.html

В этом году с именем преподобного отца Матфея Яранского связаны две значимые даты: 29 мая исполняется 90 лет со дня преставления старца, в ноябре — 20 лет со дня его канонизации. О жизни преподобного Матфея можно сказать немного — его жизнь была сокрыта от мирского взгляда, но по плодам их узнаете их (Мф. 7, 20). Спустя 90 лет его молитвенное заступничество чудодейственно, а помощь скора и крепка. Так кем был преподобный Матфей, и почему его имя с каждым годом становится все более известным? Начало пути Иеромонах Матфей Яранский. Портрет работы сотаинника старца игумена Иоасафа (Сычева, 1889-1961). Преподобный старец Матфей (Швецов) родился 23 мая (4 июня) 1855 года в Вятке. Через шесть дней новорожденного крестили в Спасо-Хлыновской церкви и нарекли Митрофаном — в честь святителя Митрофана, патриарха Константинопольского. Отец Митрофана, Кузьма Федорович Швецов, происходил из крестьян. Он работал мастером цеха башмачников. Мать, Надежда Варфоломеевна, была из мещанского сословия. В семье у Швецовых было шестеро детей: четыре мальчика и две девочки. Митрофан был четвертым. Благочестивое семейство каждое воскресенье посещало храм. Мать и отец любили молиться и дома и с раннего возраста приучали к этому детей. Безмятежное детство оборвала внезапная кончина отца. Митрофана отдали обучаться башмачному ремеслу. Надежда Варфоломеевна была знакома с семьей вятского купца Ивана Васильевича Столбова, и это помогло определить Митрофана к нему в услужение. У Столбова молодой человек прошел путь от простого посыльного до приказчика, заслужил своим трудолюбием и кротостью уважение и любовь своего хозяина. Иван Васильевич доверял помощнику ведение важных дел, и впоследствии при его поддержке молодой приказчик завел свое небольшое дело. А сам Митрофан за эти годы научился грамоте и общению с людьми. В дальнейшем все это ему очень пригодится в монашеской жизни. Духовник Преподобный Стефан Филейский В это время в губернской Вятке получил большую популярность преподобный Стефан Филейский.

http://pravoslavie.ru/103850.html

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXVI — Магазин 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. 66-й том открывает статья о деятельности настоятеля Богоявленского Елоховского собора Матфея Стаднюка и завершает материал о Суздальском Александровском мужском монастыре. Во многом том можно считать биографическим. В частности в нем содержатся биографии деятелей церкви и королей с именем Стефан. Том также содержит статью о И. В. Сталине, где подробно излагается история его отношений с иерархами РПЦ. Она несомненно будет полезна для учащихся ВУЗов и школ. В материале о И. Е. Старове, рассказывается о выдающемся представителе русского классицизма, тему русских зодчих продолжают материалы об Осипе Старцеве и Василие Стасове, представителе «александрийского классицизма». Подробная статья о Владимире Стасове позволяет составить представление об этом выдающемся музыкальном критике и знатоке искусства, тему продолжает материал о великом русском композиторе Игоре Стравинском. Фундаментальная статья посвящена теме «Страстей Христовых». В ней подробно анализируются события евангельской истории после Входа Господнего в Иерусалим и установления Тайной вечери, от взятия Спасителя под стражу и до Его крестной смерти. Статья «Страшный Суд» рассказывает о предреченном в Священном Писании событии, ожидаемом в конце времен. «Апостольская» тема представлена материалом об апостоле от 70 Стахии, византийском епископе, друге апостола Павла. Ее продолжает статья об апостоле Стефане. Отдельные разделы посвящены его проповеди, речи перед Синедрионом, мученической кончине, истории изучения источников, образу Стефана в патристической литературе, храмам, освященным в его честь, а также иконографии святого. Статья снабжена впечатляющей библиографией. Том содержит биографии деятелей РПЦ с именем Стефан. Епископ Владимиро-Волынский Стефан известен в основном по «Повести Временных лет» и Житию преп. Феодосия Печерского. Широко почитается 1-й пермский епископ Стефан, первым агиографом которого был Епифаний Премудрый. Далее идут статьи о преподобном Стефане Махрищском, основателе и игумене Стефанова Махрищского во имя Святой Троицы монастыря, преподобном Стефане Комельском, преподобном Стефане Радонежском, старшем брате преподобного Сергия, труднике Стефане, «иже на Осинках у окиана моря беша», преподобном Стефане (Куртееве), основателе Александро-Невского Филейского монастыря.

http://pravenc.ru/shop/2693027/

Преподобный Трифон Среди дремучих лесов Архангельской губернии, вблизи нынешнего города Мезени, селение Малая Немнюжка (ныне село) возрастила в себе сего угодника Божия – первого строителя двух первых монастырей Вятской страны. Отец его, Димитрий, оставил его сиротой в малолетстве, и добродушная мать (имя ей Пелагия) воспитала его в страхе Божием. За то и оставил Трофим – так называли его по крещении – вечную по себе память, о которой в писанин говорится: память праведного с похвалами. Добронравный и тихий отрок чем более возрастал, тем более любил ходить в церковь и слушать слово Господне, – это духовное семя вечной жизни. Наполняя сердце божественным желанием, он стал тяготиться мирской суетой: скоро наскучила ему эта жизнь ради плоти, и он сделался задумчив и молчалив. Наконец только одно у него и было в помышлении, – покинуть свой дом и куда бы скрыться от родных своих. Старшие приметили такое намерение брата и, по простоте ума, присоветовали молодой своей работнице нарядиться и лаской наедине склонить юношу к супружеской жизни. Лесть не удалась, и сердце целомудренного еще сильнее отвратилось от всего, что в мире: испросив у матери благословение как бы на дело, он, уже более в свой дом не возвращался. Далеко от своей страны, близь Устюга (города), в одном селении Трофим зарабатывал в поте лица себе пропитание. И здесь такое же искушение: усердие к труду и тихая покорность полюбились всем и, вот предложена невеста, и готово уже все в венцу. Увидя такое принуждение себе, влекомый всегда одним желанием, – как спасти душу, – Трофим уходит и отсюда тайно. Убегая от прелести мира, Скиталец бедный останавливается в городе Орлове (ныне село Пермской губерния в 10 верстах от Усолья) и здесь проводит плачевное жительство при храме, как неимеющий, где главу приклонить. И вот, по прошествии одного года, постигло его искушение такого рода: тут жил богатый помещик Строганов, и у него было много приказчиков; вышли они прогуливаться по берегу высокому и крутому и встретили на нем пришлеца бедного, изможденного, с печальным взором.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

С. Девятова Скачать epub pdf Преподобный Матфей Яранский (1855–1927) Преподобный старец иеромонах Матвей (Швецов) родился 23 мая/4 июня 1855 года в городе Вятке. Через шесть дней новорожденного крестили в Спасо-Хлыновской церкви и нарекли Митрофаном, в честь святителя Митрофана, Патриарха Константинопольского. Его отец, Косма Феодорович Швецов, происходил из нолинских крестьян. Мать, Надежда Варфоломеевна, была из мещанского сословия. В семье у Швецовых росло шесть детей: четыре мальчика и две девочки. Митрофан был четвертым. Косма Феодорович работал мастером цеха башмачников. Благочестивое семейство каждое воскресенье и в праздничные дни посещало Божий храм. Мать и отец любили подолгу молиться дома, и с раннего возраста приучали к этому детей. Маленький Митрофан часто убегал в церковь , где долго молился  в пустом храме. Родители Митрофана были безграмотны, читать и писать ему пришлось учиться самостоятельно.  После внезапной кончины отца  Митрофана мальчика отдали учиться башмачному ремеслу, позже он поступил приказчиком к известному вятскому купцу Столбову, у которого прожил 18 лет. Митрофан, в поисках духовного окормления, познакомился со старцем иеросхимонахом Стефаном (Куртеевым), который подвизался в 6 верстах от Вятки, близ села Филейки. Скоро Митрофан решил удалиться в монастырь для того, чтобы всецело служить Богу, но отец Стефан сказал: «Научись прежде сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией, не принимай свое «я» за призыв Божий. Молись, смиряйся, и Господь подскажет тебе, как поступать». Митрофан прислушался в совету старца. Летом 1891 года, после блаженной кончины старца,  Митрофан был принят послушником в новый Филейский монастырь.  В годовщину блаженной кончины духовника, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, послушник Митрофан был пострижен в мантию с именем Матфей, в честь преподобного Матфея Прозорливого, Киево-Печерского. 17 ноября 1891 года он был рукоположен в иеродиакона, а 5 апреля 1897 года – в иеромонаха. Наученный еще старцем Стефаном, о. Матфей в совершенстве овладел внутренней сердечной молитвой Иисусовой. Вскоре Господь наделил своего избранника великим даром – прозорливостью.  К подвижнику стали обращаться за советом и утешением страждущие.     

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вятка (Киров). Надкладезная часовня Стефана Филейского. Надкладезная часовня на источнике преподобного Стефана Филейского Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:не позже 2002. Адрес: г. Киров, Сельский проезд Координаты: 58.649235, 49.609504 Проезд:От площади ХХ партсъезда по ул. Василия Жуковского, по ул. Цветной до Сельского проезда. Часовня находится мправа от дороги в овраге в лесном массиве на ключе преп. Стефана Филейского. Рядом установлен памятный крест. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Надкладезная часовня на святом ключе напоминает о деятельности преподобного Стефана Филейского и об основанном им монастыре в честь св. Александра Невского на Филейке. Филейка - одно из древнейших церковных мест на Вятской земле. В конце XIV-XV вв. вятчане переносят образ св. Николая с Великой реки в Хлынов (Вятку). Жители Хлынова встретили св. образ «не дошед до града Хлынова за 5 поприщ на месте рекомом Филейки». Встретив образ на Филейке, хлыновцы принесли его крестным ходом в свой град «с кадилы, свещами и богодухновенными песньми и «поставили внутри богоспасаемого града Хлынова с подоболепными похвалами». С тех пор 6 столетий вятчане встречают великорецкий образ по возвращении в Вятку именно на Филейке. В 1830 г. в дер. Куртеевы близ с.Филейки родился младенец Симеон, будущий преп. Стефан, Филейский чудотворец. Около 20 лет отроду он начал подвижническую жизнь близ родной деревни, выкопав для молитвы землянку в лесу. В 1862 г. св. Стефан начал жительствовать в деревянной келии. «Этой-то кельей (пишет автор XIX в.) и было положено основание Филейскому монастырю». В 1877 г. Стефан по благословению епископа Аполлоса становится иеромонахом. 1883 г. – строительство в зарождающемся монастыре первого храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. 1889 г. – освящение Успенского храма во обители св. Стефана. Ноябрь 1889 – апрель 1890 гг. - указы св.Синода об учреждении монастыря в честь св. Александра Невского на Филейке. Филейский Александро-Невский монастырь находился на пути следования Великорецкого крестного хода, в точке его завершения. Именно этот монастырь принимал всех крестоходцев, а сам преподобный Стефан благословлял их. Этот монастырь увенчивал знаменитый Всероссийский крестный ход. 29 августа 1890 г. – кончина св. Стефана. Обрел упокоение близ алтаря Успенского храма. Мощи святого пока что еще не обретены, покоятся в земле. Сентябрь 1890 г. – официальное открытие (после 30 лет «неофициальной» истории) Александро-Невского монастыря на Филейке.

http://sobory.ru/article/?object=32565

30 августа в Кирове состоится Крестный ход памяти преподобного Стефана Филейского Киров, 27 августа 2018 г. Фото: vyatskaya-eparhia.ru      Крестный ход в честь преподобного Стефана Филейского совершается ежегодно в день его памяти 30 августа. В этот день в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (г. Киров, ул. Луганская, 5) в 8:00 начнется Божественная литургия. Затем, в 9:30 утра, духовенство и паломники пройдут крестным ходом до часовни преподобного на Филейском кладбище. Маршрут крестного хода: Приглашаем всех желающих принять участие в Крестном ходе в честь преподобного Стефана Филейского. О преподобном Стефане Филейском Преподобный Стефан Филейский, в миру Стефан Куртеев, родился 17 июля 1830 года в семье крестьянина деревни Молчановской Вятской губернии. Детство его прошло в родительском доме. В 1850 году вышла в свет книга «Письма святогорца о Святой горе Афонской», после прочтения которой юноша возымел огромное желание посвятить свою жизнь служению Богу. Он оставил учебу в Петербурге, приехал в Вятку и поселился недалеко от села Филейского. Здесь он начал подвижнический подвиг во славу Божию – подвизался в посте и молитве, учил крестьянских детей грамоте и Закону Божию, возрастал в богопознании. В 1864 году Господь сподобил Стефана посетить Святой град Иерусалим и дважды побывать на Афоне. За время этих поездок он научился умной сердечной молитве. В 1877 году его давнее желание исполнилось. 23 февраля, по благословению епископа Вятского и Слободского Аполлоса, он был пострижен в монашество с именем Стефан и был определен в число братии Крестовоздвиженского монастыря г. Слободского. Однако, взыскуя уединения, вскоре он возвратился в свою пустынь у села Филейки. Весть о благодатном старце, о чудесах и исцелениях, происходивших по его молитвам, быстро разнеслась по округе. Многие приходили к нему за благословением, советом и утешением. Большую известность прибрели проповеди и наставления старца Стефана, которые издавались в г. Вятке его усердными почитателями в виде брошюр, доступных по цене и понятных простым людям. Одним из его учеников был прп. Матфей Яранский, который, идя по стопам отца Стефана, принял монашество и посвятил свою жизнь Богу и ближним.

http://pravoslavie.ru/115350.html

В праздник Всех святых, в земле Вятской просиявших, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию в Константино-Еленинском соборе Астаны 21 октября 2023 г. 16:17 21 октября 2023 года, в день памяти преподобного Трифона, архимандрита Вятского, чудотворца, блаженного Прокопия Вятского и всех святых, в земле Вятской просиявших,  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Константино-Еленинском соборе — старейшем храме города Астаны. Его Высокопреосвященству сослужили духовник астанайского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иеромонах Модест (Дроздов), ключарь Успенского кафедрального собора протоиерей Димитрий Байдек, ключарь Константино-Еленинского собора протоиерей Сергий Калиев, иеромонах Силуан (Синегубов), иерей Сергий Лубневский, диакон Илия Саляхов и диакон Иоанн Янчук. За Литургией молились настоятельница монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» игумения Рафаила (Василенко) с насельницами обители, сотрудники епархиального управления. Пел хор Константино-Еленинского собора под управлением Н.В. Мазуриной. После отпуста Литургии архипастырь и священнослужители пропели величание преподобному Трифону и блаженному Прокопию. Митрополит Александр произнес слово о трудах и подвигах святых, просиявших на Вятской земле. Прославление Собора Вятских святых состоялось в связи с празднованием 350-летия Вятской епархии в день памяти преподобного Трифона Вятского, 21 октября 2007 года. Память Собора была установлена на тот же день. Среди прославляемых в нем угодников Божиих также: блаженный Прокопий, преподобные Леонид Устьнедумский и Стефан Филейский, священномученики Николай (Подьяков), Прокопий (Попов), Анатолий (Ивановский), Виктор (Усов), Михаил (Тихоницкий), преподобный Матфей Яранский, священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, мученица Нина (Кузнецова) и преподобноисповедник Александр (Орудов) . Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Прп Стефан Филейский Вятский продолжатель Афонской традиции на Вятской земле - беседа иерея А. Веретельникова клирика храма новомучеников и исповедников Российских в Строгине ч.2 07.12.2021 22:02 Иерей Алексий Веретельников 23 февраля 1877 г. в Слободском Кресто-Воздвиженском монастыре Семен Куртеев был пострижен в монашество с именем Стефан в честь святителя Стефана Великопермского, просветителя вятичей. Спустя несколько дней он был рукоположен в иеродиакона, а потом, практически сразу, в иеромонаха. Однако в Слободском о. Стефан не смог служить по слабости здоровья, и через 7 месяцев его отпустили на покой от службы монастырской. Он вернулся на свою Филейку, продолжая жить в своей пустыньке в лесу. Здесь он занялся написанием новых книг. Книги быстро расходились, в том числе благодаря тому, что через Филейку в то время возвращался Великорецкий крестный ход. Многие богомольцы заходили к о. Стефану, и он продавал им за одну-две копейки свои книги, а то и вовсе дарил. Так разошлись тысячи книг. Кроме того, памятуя долг о. Иерониму, он издает свои сочинения и для Афонского Пантелеимонова монастыря. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/12/07/22-0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010