По его святым молитвам, да сподобимся и мы, воскреснув от смерти греховной, пожить Богоугодно и в покаянии и потом получить жизнь вечную о Христе Иисусе, Жизнодавце нашем, Ему же слава с Богом Отцом, и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Святой Стефан Урош был сын знаменитого сербского государя Стефана Душана [ 2 ], который, объединивши под своею властью почти все сербские земли и завоевавши несколько областей, принадлежавших греческому царству, провозгласил себя царем Сербов и Греков. Стефан Урош родился [ 3 ] от брака Душана с Еленой, сестрой болгарского царя Александра Асеня. Детство Уроша протекло во время самой кипучей деятельности его отца. Принявший царский титул, в 1346 году Стефан Душан венчался вместе с своею супругою царским венцом, а сына Уроша, которому шел только десятый год, венчал королевским венцом и с титулом краля стал именовать его в граматах. Таким образом с раннего детства Урош стал кралем «младым» — прозвание, оставшееся за ним навсегда. По смерти своего родителя, Стефана Душана, последовавшей в 1355 году, Стефан Урош венчался на царство, будучи восемнадцати лет и должен был принять в свое управление обширное сербское царство. Дело это было весьма трудное. Сам Стефан Душан, чтобы управлять многочисленными областями с разнородным населением (сербским, болгарским, албанским и греческим), отдавал их во власть вельмож, получавших от царя по Греческому обычаю разные титулы — кесаря, деспота и другие. Эти вельможи, пользуясь почти полной самостоятельностью, могли оказывать царю сопротивление, и нужна была твёрдая рука Душана, чтобы содержать их в повиновении. Молодой преемник Душана, Стефан Урош, от природы отличался телесною красотою, душевною кротостью и простотою ума. Править обширным государством ему было трудно. По примеру отца, он должен был управлять при посредстве вельмож, но он не имел твёрдого характера и уменья, чтобы держать их в должном повиновении. Правители разных областей стали руководиться своеволием, а не указаниями царя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Симеон апостол от 70-ти, еп., Иерусалимский, сщмч. 2041. Симеон сродник Господень Симеон Столпник, Антиохийский архимандрит 2035. Симеон Столпник 1107. Симеон Столпник Старший Симон Зилот, Кананит апостол из 12-ти, сщмч. 1110. Апостол Симон 1111. Апостолы Лука и Симон Симон Юрьевецкий Христа ради юродивый 1112. Блаженный Симон Юрьевецкий Симон Воломский, Устюжский сщмч., игумен 2897. Прп. Симон Воломский Симон Зилот, Кананит апостол из 12-ти, сщмч. 2039. Симон Зилот Симон Воломский, Устюжский сщмч., игумен 1108. Симон Устюжский Симон Юрьевецкий Христа ради юродивый 289. Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый Сисой Великий прп. 78. Преподобный Сисой Великий 1113. Святой Сисой Великий Соломон пророк 168. Икона " Богоматерь на престоле с Давидом и Соломоном " 2043. Соломон пророк Софония пророк, из 12 малых пророков 1147. Святой пророк Софония Софроний Иерусалимский патриарх 1146. Святитель Софроний Иерусалимский Софроний Иркутский еп. 1149. Святитель Софроний, епископ Иркутский 372. Святитель Софроний, епископ Иркутский Спевсипп Лангонийский мч. 539. Мученики Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп Спиридон Тримифунтский еп. 1155. Святители Спиридон Тримифунтский и Власий Севастийский 295. Святитель Спиридон Тримифунтский 1154. Святитель Спиридон Тримифунтский 80. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский 2045. Спиридон Тримифунтский 2044. Спиридон Тримифунтский 196. Флор и Лавр с Власием и Спиридоном Стефан апостол от 70-ти, архидиакон, первомученик 1168. Избиение архидиакона Стефана камнями Стефан Урош II Милутин 995. Король сербский Милутин 994. Король Сербский Милутин и император Андроник Стефан Урош III, Дечанский, Сербский вмч. 649. Мученик Стефан Дечанский, король Сербский Стефан апостол от 70-ти, архидиакон, первомученик 2058. Первомученик и архидиакон Стефан 2059. Первомученик и архидиакон Стефан Стефан Печерский, Владимиро-Волынский еп. 1174. Преподобный Стефан игумен Печёрский Стефан Махрищский иеросхимонах 1170. Преподобный Стефан Махрищский 326. Преподобный Стефан Махрищский

http://days.pravoslavie.ru/Images/alln.h...

Особенную силу в государстве получили вельможи Марняновичи, братья Волкашин, Углеша и Гойко. Волкашин получил от царя сначала титул кесаря, а потом и сербского краля, так что от своего имени писал и королевские граматы. Действительной власти Стефан Урош не имел, он довольствовался одним титулом царя. Много пришлось ему испытать горя, нужды и унижения, но он всё переносил с кротостью. Честолюбивым вельможам этого было впрочем недостаточно: им хотелось совсем устранить Уроша. Особенно к сему стремился король Волкашин, поддерживаемый своими братьями. Урош, лишенный власти, проживал попеременно в разных сербских городах и областях; одно время он жил у князя Лазаря, правившего подобно Волкашину, особою областью, Подунайскою, но относившегося к Урошу доброжелательно. По внешности и Волкашин обнаруживал доброжелательность к Урошу и старался успокоивать еще остававшуюся в живых мать его Елену, вдову после Стефана Душана, которая боялась за судьбу своего сына. Желая засвидетельствовать свое расположение к Урошу, Волкашин однажды пригласил его вместе с собой на охоту в горную страну близ Косова Поля. Во время этой охоты, Волкашин, улучив возможность, убил предательски Уроша. Тело ночью тайно было положено в готовую гробницу при храме Успения Пресвятой Богородицы близ замка Петрича, служившего нередко местожительством сербских государей [ 4 ]. Волкашин показывал, что Урош где-то отстал на охоте и что он не знает о его местопребывании. Пораженные горем мать Уроша Елена и супруга его Анна [ 5 ] приняли все меры к разысканию пропавшего царя, но напрасно. Однако нет тайны, которая не стала бы явною. Распространились слухи о ночном погребений кого-то в церкви Успения близ Петрича. Когда сняли плиту с гробницы, то увидели тело невинно погибшего страдальца, царя Стефана Уроша. Мать и супруга и все окружающие горько оплакали усопшего и торжественно по царски совершили обряд погребения в той же церкви Успения. Стефан Урош был последним сербским царем, и последним государем из знаменитого рода Неманичей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Когда было нужно, Палеолог не щадил культуры и не гнушался союза с Ногаем; наоборот, сербы оказались для греков недостаточно культурными, хотя их страна была полна западными мастерами и сербские великие жупаны покровительствовали просвещению. Целый ряд великолепных церквей, начиная со Студеницы и Арилья, был выстроен для них в XIII столетии далматинскими и итальянскими архитекторами. При Михаиле царствовал в Сербии Стефан Урош I (1243–1276), женившийся приблизительно около 1250 г. на Елене – может быть, дочери константинопольского императора Балдуина II Куртенэ 59 . Она пользовалась одинаково большим влиянием и среди православного духовенства Сербии, и в латинской Церкви, которой она осталась верной; она достигла глубокой старости (†1314). Целый ряд католических церквей на побережье и по крайней мере один православный монастырь (Градац на р. Ибаре) выстроены Еленой. До 1267 г. политика Уроша была определенно западнической, зависимой от Венгрии; его старший сын Драгутин был женат на дочери венгерского короля Стефана. Сербы служат в венгерских войсках против Оттокара Чешского (1260). Венгерский король Бела IV, отец Стефана, отзывается об Уроше, что он, «обуянный гордыней», «уклонился от нашей власти». В самом деле, Урош тяготился зависимостью от Венгрии и воспользовался удобным случаем, чтобы ее сбросить. Таким случаем была война между отцом и сыном, венгерскими королями Белой и Стефаном (1267). Михаил Палеолог хотел воспользоваться поворотом сербской политики и сватал свою дочь Анну за второго сына Уроша, Драгутина, и даже послал невесту в Сербию. Но в этот момент Уроша постигло несчастье. Он вторгся в Мачву, удел Белы, сына вышеупомянутого князя русского Ростислава, но здесь был разбит подоспевшими венграми и взят в плен (1268). Ему пришлось дать обязательство разделить власть с сыном Драгутином. И в договоре венгерского короля с чешским Урош с сыном упомянуты в числе венгерских вассалов, «родных королевских» наряду со Святославом, «императором болгарским», т. е. князем Яковом Святославом Галицким, владевшим уделом в Западной Болгарии под эгидою венгров. В 1276 г. Урош был свергнут своим сыном и соправителем Драгутином с помощью венгров и умер монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

3) Стефан Первовенчанный, в монашестве Симон. Древнего жития неизвестно; память 24 сентября (в Сербляке служба, акафист и синаксарь; Филар., Март.). 4) Стефан Милутин, Урош 2-й. Память 30 октября (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март.). 5) Стефан Дечанский, Урош 3-й. Житие, написанное Григорием Цамблаком, напечатано в Arkiv’e Сакцинского кн. 4 и в Гласнике кн. XI. Память 11 ноября (в Сербляке служба, акафист и синаксарь; Филар., Март). 6) Урош младый царь, сын Стефана Душана. Житие, написанное патр. Паисием, напечатано в Гласнике кн. XXII. Память 2 декабря (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март.). 7) Лазарь деспот. Краткая повесть о нем неизвестного в Гласнике XXI, 158. Память 15 июня (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март.). 8) Стефан новый или высокий, сын деспота Лазаря. Житие, написанное Константином костенчским, в рукописях. Память 9 октября (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март., – у первого под 19 июля 9) Иоанн деспот, сын деспота Стефана, сына Юрия Бранковича. Память 10 декабря (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март., cfr Сношения с Востоком Муравьева I, 18 и 19). 10) Ангелина деспотица, жена деспота Стефана, сына Юрия Бранковича, и мать предшествующего Иоанна. Память 30 июля (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март., – у первого под 10 декабря). Архиепископы и патриархи: 1) Савва первый архиепископ. Жития – 1) написанное Дометианом. 2) написанное неизвестным, по всей вероятности учеником Дометиана Феодором, напечатаны г. Даничичем. Память 14 января (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март.). 2) Арсений архиепископ. Память 28 октября (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март.). 3) Савва 2-й архиепископ. Память 8 февраля (в Сербляке служба без синаксаря; Филар., Март.). 4) Евстафий архиепископ. Память 4 января (в Сербляке служба без синаксаря; Филар., Март.). 5) Никодим архиепископ. Память 11 мая (в Сербляке служба без синаксаря; Филар.). 6) Даниил 2-й архиепископ. Память 20 декабря (в Сербляке служба без синаксаря; Филар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

44 Из сербских государей Стефан Неманя, первовенчанный Стефан, Владислав, Урош, Драгутин, Мплутпп, Урош и Дечанский назывались королями, а Душан и Урош– царями. Столицею их были города: Десница, около южной Дрины, потом в 2 половине XI в. Скутари, в ХП– ХШ веке Раса (близ нынешнего Пазара), при Дечанском и Душане две столицы: Призрен и Скопия; при Стефане Лазаревиче– Белград, при Бранковиче – Смедерево (на Дунае). – Голуб, стр. 443– 444 46 Гойку он поручил управление Дакиею и Македонией, а Углеше– Яниною и другими областями, завоеванными от Византии. Углеша носил титул: «Благоверный Кесарь Господарь Серблем и Подунавию и всех западных стран». 48 По словам Муравьева, Милица была дочь Юга-Богдана Житие свят. слав, и иверск. июнь, стр. 206. 49 В каких размерах Сербия была при Лазаре, см. у Голуб, стр. 440. – Лазарь титуловался так: «Во Христа Бога благоверный, самодержавный господин Серблем и Подунавию Стефан князь Лазарь», или так: «Князь самодержец всей сербской земли». Ист. серб. яз. Майкова, стр. 267. 50 Коссово поле, между Македонией и Босною, имеющее около 80 верст длины, и 30 в. ширины, пропитано кровью человеческою. Тут лилась кровь в 1073 г., когда оно принадлежало еще болгарам, и когда Сербы сражались здесь с греками и союзниками их, болгарами; лилась в 1170 г., когда Неманя должен был отстаивать самодержавие против братьев своих, и помогавших им греков и франков; лилась в 1389 г., когда сербское государство должно было потерять свою независимость, лилась в 1403 г., когда сербы хотели было возвратить свою независимость, лилась в 1448 г., когда герой Гуниад три дня бился с турками, и проиграл сражение, лилась в 1689 г. во время сражения австрийцев с турками, лилась в 1831 г., когда турки разбили босняков, восставших против янычар. Собр. соч. Гильферд. 231 –233. 52 Милица, по словам других Ангелина, в старости постриглась в монашество с именем Евгении в монастыре Люботинии. ею основанном: здесь она и скончалась 11 ноября 1405 г. – Филар. архиеп. жит. св. июль, стр. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Но Бог помогал благочестивому Стефану в его несчастьях. Возникшия вскоре среди татар междоусобия кончились убийством Ногая. Воспользовавшись сими смутами среди татар, Стефан возвратился на родину. Ради совместной борьбы с Татарами болгарский царь Смилец вступил в союз с сербским кралем Милутином; союз этот сопровождался браком сына Милутинова, Стефана Уроша, с дочерью Болгарского царя Смильца. После своего брака, Стефан Урош получил для самостоятельного управления одну из важных областей, именно Зету, или Диоклею, теперешнюю южную Черногорию. Здесь некоторое время и правил Стефан. Но как нередко прежде, так и теперь возникают в Сербии смуты, сопровождаясь обычными бедствиями и несчастиями. Мачеха Стефана, вторая супруга Милутина, Симонида, дочь Византийского царя Андроника Старшего [ 6 ] и жены его Ирины, возымела желание, чтобы наследником Сербского престола сделался не Стефан Урош, ее пасынок, а родной ее сын, Константин. Подстрекаемая своею матерью Ириной, она стала внушать королю Милутину подозрение к его сыну Стефану и клеветать, будто Стефан хочет отнять престол у отца. В то же время нашлось среди сербских бояр не мало таких, которые предупредили Стефана о грозившей ему опасности, но избавиться от нее советовали посредством восстания против отца и отнятия у него королевской власти. Между тем отца его Милутина злые люди успели убедить, что сын замышляет против него восстание и хочет свергнуть с престола. Тогда Милутин отправляется в область своего сына и посылает схватить его. Посланные заковали Стефана в цепи, посадили в темницу в Скопле [ 7 ] и ослепили. Произошло это в Сербской области, именуемой Овче-поле. Там находился храм во имя святителя и чудотворца Николая. Ослепленный Стефан испытывал страшные муки и подкреплял себя только молитвою. Среди таких тяжких страданий полумертвый мученик в тонком сне видит пред собою величественного святого мужа в святительской одежде с сияющим лицом; муж сей держит на правой длани выколотые очи Стефана и говорить: — Не скорби, Стефане! Вот на длани моей твои очи, — и с этими словами показывает их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святитель Савва Сербский(1169–1237; память 12/25 января) — самый почитаемый в Сербии святой, создатель Сербской Церкви, святой покровитель Сербии, великий светоч, силой духа которого сербский народ укрепляется в течение всей своей истории до наших дней. Родился святой Савва (мирское имя Растко Неманич) в семье святых царей: преподобного Симеона Мироточивого (память 13/26 февраля) и сербской святой Анастасии (Анны); брат святого Саввы, король Стефан Первовенчанный, тоже сияет в лике святых (память в Неделю вторую по Пятидесятнице). Оставив царские палаты, святой Савва в юном возрасте удалился с русскими монахами на Святую Гору Афон. Здесь он со своим святым царственным отцом основал в 1199 году мощный сербский духовный центр — Хиландарский монастырь, никогда не прерывавший связей с родной для его иноков страной и ставший очагом просвещения для всего православного мира. Святой Савва стал в 1219 году первым предстоятелем ставшей самостоятельной Сербской Православной Церкви, он основал ее, укрепил и расширил, устроил сербское монашество по образцу афонского, направил сербское народное самосознание к высоким идеалам преданности святой вере православной до смерти. Монашеская жизнь в Сербии до наших дней определяется Типиком, составленным для нее святым Саввой. Чудотворные мощи святого Саввы были сожжены турецкими поработителями Сербии в 1595 году в отместку за восстание, поднятое сербами против них в 1594 году. Память этого страшного злодеяния до наших дней совершается сербами 27 апреля/10 мая, в храме святителя Саввы на Врачаре в этот день служится литургия архиерейским чином. 32 Династия Неманичей— это святой Симеон Мироточивый и девять его потомков, правившие Сербией примерно с 1170 года по 1371 год. В их правление Сербия была создана как государство, главным принципом которого была верность Православию, и пережила свой золотой век. Семь из десяти царей династии Неманичей сияют в лике святых: Стефан Неманя (преподобный Симеон Мироточивый; память 13/26 февраля), Стефан Первовенчанный (преподобный Симон Монах; память в день собора афонских святых), Владислав Сербский (память 24 сентября/7 октября), Драгутин (в иночестве Феоктист; память 30 октября/12 ноября), Стефан Милутин (память тогда же), мученик Стефан Урош III Дечанский (память 11/24 ноября) и мученик Стефан Урош V (память 2/15 декабря). 33

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Вся Болгария была тогда под властию владетеля Сербии; греческие города Македонии, Эпира и Фессалия также были покорены Душаном. Душан, могущественный властитель, просил руки дочери французского короля для сына; но папа настоял, чтобы дочь короля не изменяла латинского исповедания, а Душан не хотел видеть в семье поклонницу папы. Урош, сын Душана, вступил в брак с дочерью Влада, могущественного князя Валахии. Казалось, империя Душана проживе века. Но - Душан сам потряс основания своей империи и приготовил печальную судьбу для сына. Он при жизни своей, надеясь на свою силу, дал много силы шести областным правителям своей империи. Напр. Оливер, " великий начальник " сербский и струмский, чеканил монету с своим именем, как независимый властитель. В Кратовском монастыре на картине представлены областные правители Душана (шесть), а внизу читаются слова, как бы от лица Душана: " отсюду большая вина падения царства моего " 3). Мысль, давно поверенная опытами, но люди не соушают и опыта. - Когда бы южные славяне долгим рядом страданий твердо убедились в том, что политические беды их всегда зависели от их раздробенного правления и не   1) " Житие св. Уроша, м. декем. 2, память св. и блаж. Уроша, младаго мученика, царя сербскаго " , писано при пособии надежных источников, около 1595 г. 2) Майков стр. 240. 3) Изв. акад. VI, 389. 390. кончатся дотоле, доколе не соединятся они под одно твердое правление твердого единовластия. Душин, не безвинный в смерти отца своего, умер среди замыслов о славе, на 45 году жизни, в декаб. 1355 г.4). По смерти отца Урош принял в свое управление Сербию. Он писался: " Стефан Урош, благоверни царь срьблем и грьком " 5). На первое время власти ему пришлось иметь дело с претенденом на царский престол. Синиш, дядя его, правитель Фессалии, поднялся с сильным войском, чтобы согнать племянника с престола Сербии: он занял Зету и осадил Скутарь. Но Сербия поднялась за Уроша и Синиш смирился. Явился другой искатель власти. Никифор Ангел, даже с согласия царицы, матери Урошевой, с мечом в руке занял Фессалию, от того, что с ним обручена была сестра царицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Но справедливо изречение, что горящий светильник не может укрыться под спудом. Ибо кого Господь любит, того и царства земные славят при жизни и по смерти, память такового пребывает с похвалами в род и род. Преподобный Иоанникий, по воле краля Уроша, желавшего воспользоваться его духовной опытностью, был поставлен игуменом лавры Студеницы, созданной преподобным Симеоном Неманей, где и св. мощи его почивают. Вскоре за сим преставился наставник преподобного Иоанникия, преосвященный Савва Второй, архиепископ сербский, по кончине коего возведен был на архиепископскую кафедру Даниил Первый, недолго управлявший сербской Церковью и удалившийся с кафедры по недовольству им правившими тогда Сербией. По удалении его выбор краля Уроша и всего освященного собора пал на преподобного игумена Студеницкой лавры. Таким образом, прияв богодарованную власть святительства, блаженный Иоанникий начал прилагать труды к трудам, исправляя недостатки, вкравшиеся в сербскую Церковь за время управления ей предшественников. Благоверный краль Урош любил очень преосвященного Иоанникия, и Сербия в правление его начала отдыхать было от смут и пользоваться миром, но искони ненавистник рода христианского – диавол – подвиг на зависть на сего благочестивого владетеля сына его Стефана краля, который отнял у отца престол. Последовавшие за тем гражданские смуты Сербии имели последствием своим замешательство и в церковном управлении. Когда краль Урош изгнан был из и удалился в страну Хлумскую, то и блаженный архиепископ Иоанникий, любивший нелицемерно своего краля и обещавшийся не разлучаться с ним до смерти, оставив свой святительский престол, последовал за кралем и там вскоре перешел от временной жизни в жизнь нескончаемую. Сербская Церковь, уважавшая блаженного Иоанникия, не хотела признать никого первосвятителем своим, прежде чем отдана была должная почесть почившему на чужбине первосвятителю. Краль Стефан Урош с матерью своей Еленой исполнили желание Сербии. Через два года и девять месяцев они озаботились перенести св. мощи его в Сербию. Когда открыли гроб блаженного Иоанникия, тело его оказалось нетленным, и его с почестями положили в Сопочанском монастыре, вблизи тела краля Уроша. Тогда уже приступили к избранию нового первосвятителя, и преемником св. Иоанникию был избран блаженный

http://isihazm.ru/?id=1826

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010