Это так раздражило Драгутина, что он, с помощию своего тестя, начал войну против отца. Урош должен был бежать от сына в Драчь и там скончался (1272 г.), а Драгутин сделался королем, хотя ненадолго (1272– 1275 г.). Мать его, Елена, и сербский архиепископ Савва II расположили его отказаться от престола. Драгутин, уступив Милутину престол, жил до самой смерти своей в Среме, который вместе с Мачвою получил он от тестя в приданое за женою. Милутин, мудрый политик и храбрый воин, царствовал (1275– 1321 г.) счастливо и возвысил Сербию в политическом и нравственном отношении, хотя сам запятнал жизнь свою тем, что, по политическим рассчетам, он несколько раз вступал в брак, представлявший ему выгоды, и для того по разным причинам разводился с прежними женами 34 . Но этот нравственный недостаток впоследствии он искупил строгою, благочестивою жизнию и делами милосердия. Милутин счастливо воевал с греками, болгарами, татарами, венгерцами и другими народами, и значительно расширил пределы своего государства присоединением к нему завоеванных областей 35 . По смерти Милутина (1320 г.) на престол взошел сын его Стефан Урош III Дечанский, помимо старшего брата Константина Милутиновича и двоюродного брата Владислава Драгутиновича. Опять – семейная вражда. Но Владислав вскоре умер (1324 г.), а Константин был убит на сражении. Дечанский во все время своего царствования (1321 – 1336 г.) шел по следам отца своего, счастливыми войнами еще более расширил пределы Сербии 36 , и на отнятую у врагов добычу построил (1327 – 1335 г.) в Дечанах великолепный храм Вседержителя, от которого и получил прозвание Дечанского. Но, несмотря на заслуги его для государства, против него образовалась сильная партия, во главе которой стоял, сын его Душан Сильный. Дечанский, еще при жизни своей, венчал на царство и сына своего Душана и назвал его младшим королем. Когда же он женился, по смерти болгарской княжны, в другой раз на гречанке Марии, – то Душан, опасаясь, чтоб престол сербский не достался сыну её, возбудил бояр против отца, и они задушили (1336 г.) его 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Святая королева Елена Анжуйская в сонме святых жен. Фреска храма Преображения Господня. Требинье      Святая королева Елена Сербская запомнилась современникам мудрой женой, рассудительной и строгой в речах, доброй сердцем, богобоязненной и безгранично щедрой христианкой. По свидетельству Даниила, она была «остра словом, но добра по природе, непорочна жизнью, в повелениях кротка, дабы обращать благоразумными речами, утешать нелицемерно и беззлобно». Особо отмечается у святой сердечное дерзновение к Богу. Елена обладала даром понимания книжной премудрости и всегда была готова ответить на любой вопрос всякому вопрошающему. «Ее слово было растворено солью, в нем не было места лицемерию, как это бывает у некоторых, кто одних уважает, а других презирает. Великого и малого, богача и нищего, праведника и грешника, больного и здорового – всякого из них она одинаково уважала и всякому должную воздавала честь… Никогда не оставляла милостыни, но всегда имела простертую руку свою для раздачи нищим и малоимущим, хромым и слепым», – пишет блаженный Даниил.      Она постоянно пеклась о нищих, вдовицах и сиротах и «бесчисленное богатство земного царства своего щедро раздавала, так что все дивились такой ее добродетели и боголюбию». В пользу особых христианских добродетелей и душевных качеств святой Елены Анжуйской говорят и особое почитание ее и любовь к ней сербского народа. Некоторые отмечают, что она стала самой любимой и родной для сербов правительницей-иностранкой. Жены из других земель и народов были не редкостью при сербских дворах, но именно Елену сербы особо приняли и почитали как свою покровительницу и королеву. В русском церковном календаре эта святая именуется Еленой Сербской, королевой. Стефан Урош I Великий – король Сербии (1243–1276) из династии Неманичей. Задужбина (или задушбина) – чаще всего храм или монастырь, построенный ктитором в средневековой Сербии во спасение души. Обычно задужбина занимает особо место среди других монастырей и храмов, в строительстве которых принимает участие тот или иной человек. Иногда задужбин может быть несколько. В средневековой Сербии задужбины, как правило, возводили правители, князья, состоятельные вельможи или церковный иерарх.

http://pravoslavie.ru/125540.html

Храм представляет собой однонефное строение. Внутреннее пространство храма разделено колоннами на три травеи. Алтарь ранее был отделён от основного пространства церкви дубовым иконостасом 1840 года работы братьев Фрчковских, но в 2004 году он был сожжён. Перед Косовской войной храм был отремонтирован. Возле храма находился приходской дом и другие церковные помещения. До 2002 года храм был под защитой КФОР. После снятия защиты церковь оставалась последним действующим православным храмом в Приштине. 18 марта 2004 года в ходе массовых беспорядков храм был сожжён вместе с приходским домом. В огне погиб резной дубовый иконостас середины XIX века, десятки икон и весь церковный архив. 20 февраля 2010 года временный администратор Рашско-Призренской епархии Афанасий (Евтич) освятил восстановленный храм. Церковь святителя Николая является памятником культуры Сербии исключительного значения. Адрес: Приштина, Косово. Подробнее... Церковь святителя Николая (Призрен) [ править править код ] Церковь святителя Николая или церковь Тутича — это маленький однонефный храм с восьмигранным куполом, расположенный в центре Призрена. Храм был построен владыкой Драгославом Тутичес (в монашестве – Никола) и его женой Белой. Позже этот Никольский храм стал метохом монастыря Высокие Дечаны. Строительные надписи сохранились лишь частично, однако из сохранившихся летописей известно, что церковь была построена в 1331-1332 годах. В 1348 году царь Стефан Урош II Милютин передал эту церковь вместе с окрестными селами в дар Призренскому епископу. В интерьере церкви сохранились следы старых фресок, предполагается, что они были созданы сразу после постройки храма. Согласно стилистике можно предположить, что они были написаны той же группой художников, которые расписывали церковь Святого Спаса в Призрене и Георгиевскую церковь в Речани близ Сува-Реки (уничтожена в середине 1999 г.). В 1990 году церковь была провозглашена памятником культуры Сербии исключительного значения. Во время беспорядков 2004 года церковь была подвергнута вандализму и серьезно пострадала, как и церковь Богородицы Левишской , и другие сербские церкви в Призрене.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(храмы)

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Указ о возможности священнослужителям давать показания в качестве свидетелей. . . 547 Указ о соборных служениях . . . . . . . . . . . . 548 Указ клиру о поминовении самоубийц . . 549 Указ о невозможности инославным быть восприемниками . . . . . . . . . . . . . . . . 549 Указ о пении псалмов на литургии. . . 549 Указ о пении ирмоса канона Сретения в конце всенощной. . . 550 Указ о выполнении приходского Устава. . 550 Указ о браках с инославными. . . 550 Указ о книгах в церковных киосках. . 551 Указ о веществах для Божественной литургии . . 552 Указ об употреблении слова «народ» на церковнославянском языке. . . 552 Указ о значении утрени Великой Субботы . . 553 Указ о важности совершения сорокоуста о скончавшихся. . 554 Указ о способе тарелочных сборов. . 555 Указ о недопустимости прикладывания к иконам с накрашенными губами. . . . . . . 555 Указ о веществе для Божественной литургии . . 556 Памятка церковного прислужника . . 556 Правила для прислужников, составленные архиепископом Иоанном. . . . . . . . . . . 557 ЧАСТЬ IV ВОСПОМИНАНИЯ О СВЯТИТЕЛЕ ИОАННЕ П.Е. Ковалевский. Пример святости и благочестия . . 561 Архиепископ Никон (Рклицкий). Хиротония архиепископа Иоанна. . 561 Архиепископ Никон (Рклицкий). Несколько слов к 10-й годовщине кончины архиепископа Иоанна. . 564 Николай Зернов. Необычайный студент. . . 567 Иеромонах (ныне епископ Кливлендский) Петр (Лукьянов). Приснопамятный владыка архиепископ Иоанн . . 568 Ю.К. Хрущев. Мои встречи с владыкой Иоанном. . 585 Протоиерей Урош Максимович. Воспоминания об иеромонахе Иоанне (Максимовиче), преподавателе Битольской семинарии. . 588 Архиепископ Антоний (Медведев). Архиепископ Иоанн и Мильковский монастырь. . 593 Протопресвитер М. Зноско-Боровский. Памяти архипастыря-подвижника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 598 Протоиерей Стефан Павленко. Памяти архиепископа Иоанна. . . 602 Протопресвитер Илия Вень. Шанхай — Сан-Франциско. . 605 Протоиерей Георгий Ларин. Шанхайский прислужник. . 608 Протопресвитер Валерий Лукьянов. Праведник XX века. . 614

http://pravoslavie.ru/6149.html

37 Стефан Дечанский, мученик († ок. 1336; память 11/24 ноября), король Сербский Стефан Урош III, правивший с 1321 года, правнук короля Стефана Первовенчанного (1195–1224), брата святителя Саввы (см. примечание 1), сын короля Стефана Уроша II Милутина (см. примечание 9), отец короля Сербского Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355). С 1292 года по 1300 был заложником в плену у Крымского хана Ногая (? –1300). Вернувшись в Сербию, вступил в брак с дочерью Болгарского царя Смилеца (1292–1298) и получил в управление область Зету. По наущению мачехи Симониды, желавшей посадить на престол своего сына Константина, Стефан был ослеплен и выслан вместе с двумя малолетними сыновьями в Цареград на заточение. Но явившийся ему святитель Николай утешил его: «Не бойся: вот очи твои, на длани моей, и в свое время верну их тебе». Пять лет святой вел строжайшую подвижническую жизнь в затворе в монастыре Пантократор, терпением и благодушием превосходя других насельников обители. И снова явился ему святитель Николай: «Вот, пришел я исполнить обещание», – и Стефан чудесно прозрел. Всего провел он в ссылке семь лет, после чего ему позволено было вернуться на родину. Он получил в управление Будимлянскую область в Зете, а сына его Стефана оставил при себе король Милутин. Через три года, в 1320, Милутин скончался, и Стефан Урош III вступил на сербский престол. Даром его, принесенным от благодарного сердца Господу, явился монастырь Высокие Дечаны (строительство которого начал он, а закончил его сын – Стефан Урош IV Душан Сильный), прекраснейший памятник византийской архитектуры и ярчайшее свидетельство сербского благочестия. Святой король принял мученическую кончину: был задушен заговорщиками в замке Звечан. Чудотворные и благоуханные мощи его покоятся в монастыре Дечаны. 38 Стефан Урош, Кроткий, мученик († 1367 (или 1371); память 2/15 декабря), король Сербский Стефан Урош V, правивший с 1355 года, сын короля Сербского Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355). Молодой правитель Стефан не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Некоторые из влиятельных сербских вельмож, в том числе Вукашин и Углеше Мрнявчевичи, не желали ему покоряться, и империя Стефана Душана Сильного начала распадаться. Благочестивый и мягкий, Стефан не пожелал укротить враждовавших вельмож силой. Был убит заговорщиками в возрасте тридцати одного года. Чудотворные его мощи были положены в монастыре Язка на Фрушской горе, но в 1942 году были перенесены в Белград, где покоятся в кафедральном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В последние годы жизни Стефан принял монашество и правил вместе со старшим сыном от 1-го брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела Комнина , Стефаном Радославом (1192 - после 1235), к-рый в 1228 г. стал 1-м серб. королем, коронованным своим дядей, архиеп. Сербским Саввой. Будучи сыном гречанки и зятем эпирского императора (в 1224-1230) Феодора Ангела Комнина Дуки , Радослав ориентировался на политику тестя и даже по церковным вопросам обращался к архиеп. Охридскому Димитрию II Хоматиану . После поражения тестя в битве с болгарами при Клокотнице (1230) Радослав утратил поддержку серб. вельмож и в кон. 1233 или нач. 1234 г. был свергнут с престола младшим братом, Стефаном св. Владиславом (ок. 1200 - между 1264 и 1281). Бежав из Сербии, в 1234 г. Радослав вернулся в надежде возвратить престол, но потом принял монашеский постриг с именем Иоанн в мон-ре Студеница , где скончался, так и не оставив потомства. Авторитет Владислава, женившегося на дочери болг. царя Иоанна II Асеня († в 1241), ослаб, вероятно, также по причине утраты поддержки тестя. В результате он был свергнут младшим братом, Стефаном Урошем I (20-е гг. XIII в.- 1277), сыном Стефана Первовенчанного от 2-го брака с Анной Дандоло, внучкой венецианского дожа Энрико Дандоло. Но Стефан Урош дал Владиславу в удел часть владений в Зете с сохранением королевского титула. Стефан Урош I присоединил обл. Захумье (юж. часть совр. Боснии и Герцеговины), на недолгое время занял города Скопье и Прилеп в обл. Македония . В период его правления ослабло влияние Вукановичей, получили развитие горное дело и торговля, при нем Сербское гос-во окрепло в экономическом и во внешнеполитическом плане. В 1276 г. в результате военного столкновения со старшим сыном, Стефаном Драгутином (нач. 50-х гг. XIII в.- 1316; см. Феоктист , прп.), воспользовавшимся поддержкой тестя, венг. кор. Стефана (Иштвана) Уроша V, Урош I был вынужден отречься от престола и принял монашеский постриг с именем Симон. Драгутин разделил страну на 3 части: одной управлял сам, 2-ю дал в удел матери, св. Елене Анжуйской , 3-ю - младшему брату, блгв. Милутину (ок. 1254-1321). При Драгутине Сербская Церковь отказалась признать Лионскую унию (1274). В 1282 г. Драгутин лишился возможности управлять государством, поэтому Собор передал власть Милутину (коронован как Стефан Урош II), при этом предполагалось, что его наследником станет сын старшего брата, Владислав (ок. 1270 - после 1326).

http://pravenc.ru/text/2564902.html

К счастию Сербии, у них был третий брат, благочестивый инок Савва, впоследствии (с 1221 г.), архиепископ сербский; он поддерживал Стефана, и по его просьбе, для прекращения братской вражды, прибыл из Афона в Сербию (в Студеницкий монастырь) с мощами отца своего, св. Симеона, и именем его убедил Волкана оставить престол сербский и ограничиться только властию над Зетою и Хлумом. Таким образом домашнего врага у Стефана не стало: за то у него были внешние враги, – это болгары, греки и мадьяры, враги сильные, так что Стефан вынужден был искать себе помощи против них в союзе с западными государствами, – и с этою целью женился на внуке венецианского дожа Дондоло, и просил у папы защиты против Венгрии. – Папа обрадовался, услышав просьбу от православного государя, и не только запретил венгерскому королю называться сербским королем, но и прислал Стефану королевский венец. Но, видимо, православному государю была не по голове иноверческая корона: когда Савва возведен был в сан сербского архиепископа, – то снова венчал (1222 г.) брата своего на царство, и Стефан стал носить титул: «Венчанный краль и самодержец всие Србеске земли и поморские» 32 . – По смерти Стефана (1224 г.) опять начались споры между его сыновьями. Их было у него четверо: Стефан – Радослав, Владислав, Урош и Предислав. – Предислав постригся в монашество с именем Саввы, и впоследствии был архиепископом сербским. Из остальных старший, Радослав, взошел на престол и венчан был Саввою в Жиче. Но бояре были им недовольны, и избрали Владислава на царство. Долго братья спорили, наконец, Радослав должен был бежать (1234 г.) в Драчь, потом в Дубровник и умер иноком, а Владислав, венчав Саввою на царство. Между тем и младший сын Первовенчапного Стефана Урош, еще при жизни Владислава, объявлен был королем: он выгнал (1252 г.) Владислава и правил царством до 1272 года 33 ; но за то и сам дорого поплатился. У него было два сына: Драгутин, женатый на дочери венгерского короля Стефана V, Екатерине, и Милутин. Урош обещал передать царскую власть Драгутипу, как старшему сыну, по обещания не исполнил, потому что считал Милутина способнее Драгутина.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

После своего брака Стефан Урош получил для самостоятельного управления одну из важных областей, именно Зету, или Диоклею, теперешнюю южную Черногорию. Здесь некоторое время и правил Стефан. Но как нередко прежде, так и теперь возникают в Сербии смуты, сопровождаясь обычными бедствиями и несчастиями. Мачеха Стефана, вторая супруга Милутина, Симонида, дочь Византийского царя Андроника Старшего 7292 и жены его Ирины, возымела желание, чтобы наследником Сербского престола сделался не Стефан Урош, ее пасынок, а родной ее сын, Константин. Подстрекаемая своею матерью Ириной, она стала внушать королю Милутину подозрение к его сыну Стефану и клеветать, будто Стефан хочет отнять престол у отца. В то же время нашлось среди сербских бояр немало таких, которые предупредили Стефана о грозившей ему опасности, но избавиться от нее советовали посредством восстания против отца и отнятия у него королевской власти. Между тем отца его Милутина злые люди успели убедить, что сын замышляет против него восстание и хочет свергнуть с престола. Тогда Милутин отправляется в область своего сына и посылает схватить его. Посланные заковали Стефана в цепи, посадили в темницу в Скопле 7293 и ослепили. Произошло это в сербской области, именуемой Овче-поле. Там находился храм во имя святителя и чудотворца Николая. Ослепленный Стефан испытывал страшные муки и подкреплял себя только молитвою. Среди таких тяжких страданий полумертвый мученик в тонком сне видит пред собою величественного святого мужа в святительской одежде с сияющим лицом; муж сей держит на правой длани выколотые очи Стефана и говорить: – Не скорби, Стефане! Вот на длани моей твои очи, – и с этими словами показывает их. Думая, что это привидение, Стефан сказал ему: – Кто ты, господин мой, являющий такое попечение обо мне? Явившийся отвечал: – Я Николай, епископ Мирликийский . Пробудившись от сна, страдалец почувствовал некоторое облегчение от болезни и возблагодарил Бога. Гонение на Стефана сим не кончилось. Желая вполне обезпечить себя от мнимых замыслов сына, король Милутин изгоняет Стефана из отечества, отсылает его в Царьград к тестю своему царю Андронику Старшему под надзор вместе с двумя малолетними внуками, сыновьями Стефана – Душаном и Душицею.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но Милутин преследовал свои национальные задачи, он искал пробиться к южному морю; в дела Палеологов он не вмешивался, и, несмотря на свое греческое родство, он заключил союз с Карлом Неаполитанским, претендентом на наследство латинского императора Балдуина, выговорив себе в случае успеха Южную Македонию. Сильный Милутин прибрал к своим рукам сербскую знать, властелей-баштинников и служилых бояр, привыкших вершить дела в королевском совете и участвовать в кровавых усобицах Неманичей. Милутин не был чужд византийским взглядам на власть монарха. Греческие мастера писали его с Симонидой в византийском облачении. Влияние греческой партии стало велико при его дворе: ею издали руководила царица Ирина, мать Симониды, приславшая в Сербию и своих сыновей. На пути греческой партии стояли наследник престола Стефан и партия сербских властелей. Около 1311 г. Стефан и властель в Зете (Черногории) подняли восстание против Милутина, но отец был сильнее. Сын умолял о пощаде, но был ослеплен, хотя и не вполне, и сослан в Константинополь, в руки Ирины, вместе со своей женою, дочерью Смильцы Болгарского, и с ребенком Душаном. Вернулся Стефан в Сербию лишь после смерти Ирины, и то по ходатайству духовенства. Через два года Милутин умер, и Стефан III Урош (Дечанский) вступил на престол (1320); вместе с ним, по новому в Сербии византийскому обычаю, был венчан на царство его 12-летний сын Стефан Душан. Стефана III Уроша, строителя Дечан 68 , прозванного поэтому Дечанским, прославляют его духовные биографы Даниил и Цамвлак за благочестие и щедроты, приравнивают его к мученикам за ослепление, которое он претерпел по проискам греков, и за кончину от руки бояр; но государь он был слабый, а после брака с гречанкой он вновь наводнил греками сербский двор в Призрене; без пользы для Сербии он вмешивался в греческие междоусобия, защищая Андроника Старшего. К концу его правления «младший краль» Душан руководил сербскими войсками и при вторжении Михаила Болгарского, вступившего в союз с Андроником Младшим, жестоко разбил болгар, влахов и татар у Вельбужда в 1330 г.; убит был и болгарский царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010