Св. Савва, арх. Серб., янв. 12, 1237 г. Пр. Роман, ноябр. 24 Арсений серб. 1267 г., окт. 28. Савва 2 арх. авг. 30. Евстафий арх. Янв. 4. Иоанникий чернорецкий, апр. 26. Петр коршишский, июн. 5. К. Стефан Милютин, окт. 29, 1320 г. Пр. Козма, сент. 23, 1323 г. Никодим арх. авг. 30. К. Стефан дечанский, ноябр. 11, 1336 г. Даниил арх. авг. 30. Пр. Филофея, мая 28. Иоанникий арх. авг. 30. Пр. Феодосий, февр. 27, 1362. Ц. Урош, дек. 2, 1367 г. Кн. Лазарь, июн. 15, 1389 г. Спиридон и Ефрем п. авг. 30. Пр. Григорий, дек. 7, 1406 г. Стефан Лазаревич, июл. 19, 1427 г. Пр. Нектарий битольский дек. 5, 1500 г. Иоанн деспот, дек. 10, 1503 г. Георгий муч. февр. 11, 1515 г. Стефан Щилянович, окт. 4, 1515 г. Феофил, июл. 8, 1548 г. Макарий арх., авг. 30, 1570 г. Василий арх. апр. 29. XVII в. Гавриил патр., авг. 30, 1659 г. XVIII в. Никодим, июл. 11, 1722 г. Дамаскин, янв. 16, 1771 г. Иоанн, мар. 4, 1784 г. Анастасий, авг. 29, 1794 г. Злата, окт. 18, 1795 г. Никита, апр. 4, 1808 г. Игнатий, окт. 8, 1814 г. Онуфрий, янв. 4, 1818 г. Этот перечень святых еще неполон. Напр., в службе св. к. Стефану дечанскому (Белград 1850 г.) упоминаются дечанские подвижники Евфимий и Нестор; но о них пока ничего более неизвестно. Сербляк также жалеет, что некоторые святые известны только по именам. Чтобы вписать поименованных святых славян южных сколько-нибудь удовлетворительно, кроме сведений о самих святых, требуются сведения и о гражданской и о церковной жизни южных славян. А как мало еще обработана и гражданская и церковная история южных славян! Потому дозволительно думать, что не будут слишком строги в суде о недостатках предлагаемого описания. Новые открытия и исследования могут быть издаваемы впоследствии в виде дополнения. ЯНВАРЬ – ПРОСИНЕЦ. 4 ч. Преставление СВ. ЕВСТАФИЯ, архиепископа сербского. В месяцеслове евангелия, писанного в 1329 г. показана под 4 января «память св. Евстафия архиепископа сербского»1). Мощи его покоятся под спудом в кафедральном храме печской архиепископии2). Блаженный Евстафий, сын богобоязненных родителей из будимльской жупы, обучавшись в юности книжной мудрости, принял иночество в зетской Михайловской обители от руки епископа Неофита. Пожив здесь в посте, отправился с двумя иноками к св. местам, и возвращаясь оттуда, поступил в афонский Хиландарский монастырь. Здесь за добродетельную жизнь избран был в игумена3), в каковом звании идим его с 1263 г.4). Потом посвящен был в епископа зетского, туда, где принял он монашество5). Последовавшие затем гражданские смуты Сербии имели последствием своим замешательство церковное в Сербии. Когда кор. Урош изгнан был из королевства (1269 г.), блаж. Иоанникий архиепископ, любивший короля своего, последовал за ним и скончался вдали от своей кафедры. Сербская церковь,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Чем дальше на Восток, тем все больше распространен обычай ранних браков. Родители-сербы заботились о том, чтобы сыновья их женились, как только достигнут возраста, предписываемого Православной Церковью . Сентиментальное основание для этого – желание как можно скорее дождаться внучат; моральное – желание уберечь детей от развращенности; и, наконец, практическое – желание побыстрее получить помощь в сельскохозяйственных трудах и ремеслах, исконно двух главных занятиях сербов. Особая причина того, что Неманя и Анна хотели видеть Растко женатым уже в семнадцатилетнем возрасте, заключалась в их преклонных летах. Спустя два года родители пригласили Растко в столицу – город Рас, располагавшийся в узкой, но плодородной долине, окруженной горными склонами. Кстати говоря, из-за названия этого города сербскую землю в то время часто называли Расией (теперь на его месте находится другой город – Нови-Пазар). В отличие от царской роскоши позднейших времен, жизнь балканских монархов эпохи Немани была скромна. Так было даже при дворе весьма цивилизованной Византии. По историческим сведениям великий жупан Неманя был чрезвычайно богат: имел «семь башен серебра и дукатов», но при этом, будучи христианином и воином, вел чрезвычайно скромную жизнь. Резиденция Немани представляла собою большое четырехугольное пространство, огражденное стеной с наблюдательными вышками на каждом углу. Посреди двора располагался двухэтажный дом великого жупана, с погребом, использовавшимся для хранения продовольствия. Первый этаж был каменный. Трапезную украшал резной деревянный потолок. Верхний этаж был деревянный, отштукатуренный изнутри. Свернутые соломенные тюфяки, подушки и шерстяные покрывала-ковры днем хранились в многочисленных стенных нишах. Спали на деревянном полу. Были и другие комнаты, побольше и поменьше, с крашеными шкафами для одежды и оружия. Стены покрывали висевшие на крюках щиты, сбруя и луки, латы, алебарды и прочее снаряжение. Имелся тут и маленький домовый храм, украшенный драгоценными иконами и подсвечниками. Пред иконою святого первомученика Стефана денно и нощно горела лампада: он был святым покровителем дома Немани. Кстати говоря, по имени своего покровителя (по-сербски – «славы») принцы и короли из династии Неманичей ставили с тех пор перед своим именем и имя Стефан: Стефан Неманя, Стефан Первовенчанный, Стефан Урош, Стефан Драгутин, Стефан Милутин, Стефан Душан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вообще же посещение святых мест сербами так усилилось в XIII столетии, что сербский Краль Стефан Урош II Милутин (1275 – 1321), тесть Византийского Императора Андроника, нашел возможным и необходимым в благодарность за победу, одержанную соединенными войсками, сербским и греческим, над персами (в Анатолии) около 1303 года, создать в самом Иерусалиме монастырь во имя св. Архангела Михаила, покровителя Сербского Царства, с больницею при нем для странноприимства и упокоения в этой обители богомольцев славянского племени. «Стефан Урош, пишет сербский летописец (архиепископ Даниил), повнегда распусти воинство свое в домы их, видев помощь Божию и покров к себе, оттоле на большую любовь и на высший подвиг подвижеся к своему любителю Христу, начать здати множество церквей святых, не токмо в своем отечестве, но и в святом граде Иерусалиме, и во св. Горе Афонстей и в самом Царьграде. Монастырь оный во Иерусалиме от него построенный, сказывается Дуфресне быти св. Архангела Михаила.» 3 Это подтверждают и другие сербские летописцы. Так, например, у одного из них читаем: «Прежде речены Милутин Краль,.. 40 лет царствова и 40 велици монастиры съворы: в Иеросолиме Архистратигом и болницу...» 4 . По договору, учиненному этим Кралем н сыном его, Урошем III Дечанским (1321–1336) с Дубровничанами (Рагузинцами), они обязали их давать ежегодно в Иерусалимский сербский Архангельский монастырь по 1000 перпер (перпер золотая монета ценою в 1/4 марки) за уступку им со стороны сербов города Стона (Stagno). Это условие было подтверждено и Стефаном IV Душаном Сильным, первым царем сербским (1336–1357). Хрисовул сего последнего, писанный в Призрене в 1358 году, показывает нам, в чем именно состояло это условие. «Поскольку изволил (так начинается хрисовул) благой и человеколюбивый Царь славы, Господь наш Иисус Христос , сын Божий, непостижимый, неисповедимый, невысказанный, несочтенный, словами не определённый, неисследимый, Владыка, и Творец, и Создатель всей твари, и умыслил помышлением Своим, как Сам то ведает и иной никто же может уведети.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Мн. члены династии Н., в т. ч. правители, принимали монашество, а после смерти провозглашались святыми (за исключением Вукана, Радослава, Уроша I и Душана), в основном в лике преподобных. Начало почитания представителей своей династии заложили свт. Савва и Стефан Первовенчанный, написавшие каждый по Житию своего отца, Немани. Ученик Саввы, иером. Доментиан , в 1243 или 1253 г. составил его Житие и в 1264 г.- новое Житие Симеона. Развитие святосаввской агиографии продолжил иером. Феодосий Хиландарец, написавший ок. 1284-1292 гг. новое Житие свт. Саввы, а также Похвалу святым Симеону и Савве. В качестве продолжения этого цикла в нач. XIV в. архиеп. Печский Даниил II составил сб. «Жития королей и архиепископов Сербских», в к-рый включил Жития Стефана Уроша I, Стефана Драгутина, Милутина, кор. Елены Анжуйской и неск. Сербских архиепископов. Этот сборник дополнялся другими авторами до 1376 г. и стал наиболее полным, хотя иногда и субъективным, повествованием по истории Сербии эпохи Н. Н. активно занимались церковным строительством и оказывали особое покровительство мон-рю Хиландар. На фресках возведенных ими мон-рей и храмов сохранились как ктиторские изображения представителей династии, так и сцены процессий из неск. членов семьи (в разном составе), подходящих к восседающему на престоле Христу. Напр., на фреске в Джурджеви Ступови близ г. Нови-Пазар в процессии участвуют Неманя, Стефан Первовенчанный, Урош I с супругой, Драгутин (с моделью храма в руках) вместе с сыном Владиславом и женой Катилиной и правивший тогда Милутин с женой Еленой. В нач. XIV в. по образцу ветхозаветного «Древа Иессеева» сформировалась особая иконография родословного древа Н., т. н. Лоза Неманичей, которая была призвана демонстрировать как непрерывность и преемственность династии, так и святость ее происхождения. Первым изображением «Лозы Неманичей» считается фреска в мон-ре Грачаница (ок. 1320). «Лоза Неманичей» находится (обычно в притворе) в ц. св. Апостолов в Пече (ок. 1330), в мон-ре Матейче (ок.

http://pravenc.ru/text/2564902.html

О, неисповедимы чудеса твои, Христе, Боже наш! ибо которые ни Ангелы предстоящие пресвятому Твоему престолу, Владыка, Божества Твоего и никто не может пересказать: Своими пречистыми руками боголепно взял персть и из персти создал наше бренное тело, и из небытия в бытие привел, и опять же Своим дуновением пресвятого и животворящего Духа дунул и оживил и вложил душу в него, и повелел жить на земле, и снова в землю возвращаться по слову Господню, как и первозданный Адам и все праведные Пророки и Апостолы и Мученики и все Святые, угодившие Христу Богу от века, одни из которых пророчествовали, а другие проповедовали и просвещали язычников и крестили всех живущих на земле; и тебе же, небесных Воинств воевода, Архистратиг, Божий слуга, Аргангел Михаил, небесным силам чиноначальник и предстоятель, все земные припадают и приносят добродетельные дары к святому и божественому храму твоему, цари же и все в Православии живущие на земле. И те, кто, будучи царями, приняли правоверие, и они также получили обетования Божии. Посему и я, раб Твой, Стефан Урош, царь и самодержец сербам и грекам, и с христолюбивой матерью Царства ми 5 , благоверной царицею Кир Еленою, припадая и прося помочь Нам и покрыть кровом крыла Твоего здесь, и в страшное пришествие судища Христова вечные блага получить просим к Тебе припадая. И Царство ми, видев хрисовул, написанный родителем Царства ми треблаженным и приснопоминаемым благоверным царем Кир Стефаном, который приложил и записал церкви Святому Архангелу, что в Иерусалиме, и то все видев и прочитав и еще более подтвердил Царским словом, что дается от доходов Царства ми из Дубровника на Иерусалим каждый год на Велик День, на Воскресение пятьсот перпер Дубровницких и на Дмитров день также вторые пятьсот перпер Дубровницких, которые составят тысячу перпер Дубровницких, и эту тысячу перпер да будут давать Дубровничане ежегодно храму Нашего Величества во имя Архангела Михаила, что в Иерусалиме до тех пор, пока Дубровник содержит Город Стон и им обладает. И также, говорим, как постановил отец Царства ми преблаженный царь Кир Стефан, так же и Царство ми записал в хрисовулах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  19 ДЕКАБРЯ Житие преподобного отца нашего Даниила, архиепископа Блаженный Даниил, архиепископ всей земли Сербской, был муж высокий по уму и просвещению и выдающийся по строгой жизни и по любви к отчизне. Сын богатых и знатных родителей, остававшийся единственным у них по смерти других детей, он был любимым сыном их. По любви родители не хотели изнурять его учением, но он сам упросил их поручить его хорошему учителю и скоро оказался даровитым и лучшим учеником. Он в скором времени стал помогать в науках тем своим сотоварищам, у которых недавно сам просил пояснений, так что все дивились разуму и дарованиям его. Родители святого весьма скорбели и огорчались о разлуке с любимым своим детищем, но, узнав о такой являемой ему благодати Божией, поручили его воле Господа. Боголюбивый юноша, изучив слово Божие, по примеру великих богоугодных мужей тщательно хранил себя в целомудрии и чистоте, прилежно подвизаясь в посте, бдении и молитвах. При встрече с иноком он непременно приветствовал его с любовью и часто молил Господа о том, чтобы сподобиться послужить Ему в образе монашеском. В это время благочестивый краль сербский Стефан Урош Милютин, узнав о прекрасных качествах и добродетелях святого юноши, вызвал его ко двору своему, вскоре полюбил его, приблизил к себе и отличал своим вниманием. Но почести не увлекали его. Блаженный, считая все сие маловременным и суетным, стремился к жизни монашеской, ожидая удобного случая исполнить свое намерение. Однажды, сопровождая благочестивого краля, посещавшего Сопочанский монастырь, он сблизился с одним богоугодным старцем-иноком и, беседуя о душевном спасении, открыл ему свое стремление к иноческой жизни и просил от него содействия. Поклонившись святыне, краль со своей свитою отправился дальше. Вечером того же дня, по окончании своих обязанностей у краля, святой с прочими отправился для отдыха и, когда все заснули, он в сопровождении одного прислужника скрылся, вверив себя водительству Божию. Пристанищем ему послужил монастырь святителя Николая в местности, называемой Коньчул на берегу реки Ибра.

http://isihazm.ru/?id=1833

апостолов Петра и Павла, куда, уже по смерти Саввы, и перенес кафедру и положил там полученную из Тернова раку с главами св. мучеников Евстратия, Авксентия, Мардария, Евгения и Ореста. Последние три года жизни своей был сильно болен и провел их на покое, посвятив вместо себя (1263) Савву; скончался 28 окт. 1266 года в основанной им обители, где и мощи его. Церковь сербская чтит память св. Арсения 28 октября 4 . 3) Св. Савва 2-й, сын Стефана Первовенчанного и племянник первосвятителя сербского, в мире Предслав, еще в молодости принял монашество, странствовал в Иерусалим и подвизался на Афоне. В сане архиепископа не долго управлял церковью и скончался 12 февр. 1268. Память его чтится 30 августа; мощи в Печской обители 5 . 4) Даниил 1-й, «некоторые ради вины, приключшияся ему, изменен бысть престола святительска; прочее время поживе честно и преставися». Так замечено об нем в «Гласнике» на 1854 г.; управлял он весьма не долго, потому что в 1269 году уже архиепископствовал. 5) Иоанникий, бывший игумен студеницкий, ученик св. Саввы 2-го. Когда Стефан Урош был лишен престола (1270) недовольными вельможами, признавшими сына его Драгутина, и удалился в Захлумье на жительство, то и сей преосвященный, из любви к изгнаннику, оставил престол и пошел с ним вместе; скончался скоро после Уроша в стране Пилотской (1271). 6) Св. Евстафий, родом из будимльского округа, в юности пострижен зетским епископом Неофитом в монастыре св. Михаила архистратига, странствовал по св. местам, игуменствовал в Хилендаре и наконец был епискомом зетским; по смерти Иоанникия вызван на архиепископию. Проразумев час отшествия своего, он собрал окрестных епископов и клириков, приобщился св. Таин, отдал всем последнее целование и скончался со словами: «ведый коегождо кончину жития, Боже богов и Господи господей! в руце Твои предаю дх мой». он 4 января 1279, и похоронен, согласно собственному желанию, в Жичипском монастыре. 7) Иаков, седьмой архиепископ, известен только по имени; скончался 3 Февраля в 1285 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

В нач. 1327 г. междоусобная борьба возобновилась. На стороне Андроника III выступил болг. царь Михаил III Шишман, а союзником Андроника II стал сербский кор. Стефан Урош III . В период военных действий мать И. К. вновь руководила двором и обороной Дидимотиха. Вероятно, именно тогда в отношениях между имп. Анной Савойской и Феодорой Кантакузиной возникли трения. Зимой 1327/28 г. жители Фессалоники подняли восстание в поддержку Андроника III; вскоре город перешел под его контроль. Андроник III и И. К. овладели Серрами, после чего сопротивление армии Андроника II было сломлено. 24 мая 1328 г. войска под командованием Феодора Синадина ворвались в К-поль и начали расправу над приверженцами Андроника II. Историк Никифор Григора сообщает, что многое из награбленного солдатами в столице прямо направлялось в казну Андроника III. И. К. был единственным, кто воздержался от поношений старого императора и его сторонников ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 432). Правление Андроника III (1328-1341). В кон. 20-х - 30-х гг. XIV в. на ключевых гос. постах находились люди из окружения И. К. Финансами руководил Алексей Апокавк, занявший пост месадзона ; до 1330 г. эпархом (градоначальником) К-поля был Феодор Синадин, затем этот пост также перешел Апокавку. Позднее Апокавк стал также командующим флотом. Но т. к. Андроник III с И. К. часто отсутствовали в столице, то реальная исполнительная власть оказалась именно в руках Апокавка, к-рый вел текущие дела совместно с имп. Анной и Феодорой Кантакузиной. И. К. сосредоточился на военной и дипломатической деятельности и был первым, хотя и не единственным советником императора. В своей «Истории» И. К. изображает себя главным организатором военно-политических предприятий византийцев этого периода, что, естественно, надо принимать с осторожностью, т. к. у императора были и др. советники. В июне 1329 г. имп. Андроник и И. К. предприняли поход в М. Азию на помощь осажденной османским эмиром Орханом I Никее. Несмотря на ряд побед, поход закончился катастрофой в битве у Филокрине, где Андроник был тяжело ранен, а И. К. едва избежал смерти, отступая с остатками армии. Никея сдалась османам 2 марта 1331 г. Последствия гражданской войны проявились в том, что сторонники Андроника II не привели свои войска на помощь, когда узнали о ранении Андроника III. В кон. 1329 г. византийцы успешно отвоевали у генуэзцев о-в Хиос, генуэзская Фокея признала сюзеренитет К-поля, а Лесбос удалось отстоять от нападения латинян. В 1330 г., после разгрома сербами коалиции монголов и болгар, Андроник III под предлогом мести за изгнание своей сестры Феодоры (жены погибшего болг. царя Михаила III Шишмана) из Тырнова объявил войну Болгарии, захватив болгарские опорные пункты на границе с визант. Фракией, а также порты Анхиал и Месемврию; по мирному договору в Русокастро в 1332 г. захваты были узаконены.

http://pravenc.ru/text/471274.html

Пол храма выложен мозаикой. Ее общая площадь составляет 1700 м². Собор имеет три продольных нефа, разделенных при помощи колонн. Колонны связывают меж собой арки. Всего, располагая площадью основания 1359 м², церковь способна вместить около 1200 человек. В соборе спроектирован достаточно просторный притвор. На его западной стороне – той, в которой расположен портал, центральное место занимает крупная фреска «Успение Пресвятой Богородицы». На южной и северных стенах написано 260 святых из разных народов – по 130 человек с каждой стороны. В современных храмах СПЦ на фресках нередко можно увидеть не только фигуры святых и события из Нового Завета, которым посвящены церковные праздники, но и изображения людей, не канонизированных церковью. Собор Святого Иоанна Владимира в Баре в этом плане не стал исключением. Изображены в храме и святые Сербской Православной Церкви и местные мученики. Так, здесь можно увидеть монахов из монастыря Святого Архангела Михаила на Михольской Превлаке , отравленных в XV веке. За фигурами монахов изображено старое здание монастыря того периода. На колоннах написаны сербские короли: святой Урош и святой Стефан Первовенчанный . Изображены также и мученики из села Пребиловцы, которое расположено в соседней Боснии и Герцеговине. Перед людьми, одетыми преимущественно в традиционную одежду, можно заметить две ямы. Они изображают воронку, оставшуюся на месте братской могилы мучеников после взрыва 1992 года. Нашлось на стенах собора место и для святых царственных страстотерпцев Романовых , которых в СПЦ любят и почитают. Есть на фресках и еще один русский святой – преподобный Серафим Саровский . С ним соседствует святитель Нектарий Эгинский , который является одним из наиболее почитаемых в Греции святых. Написаны также и главы поместных православных церквей, принимавших участие в освящении собора – их можно узнать по белым одеждам и митрам. В черных одеждах написано 20 епископов – малая часть тех, кто приехал на собор, так как всего от каждой церкви приглашалось по 24 епископа. На соседней стене дополнительно написаны 4 патриарха православных церквей и их владения внизу.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Самым известным является скит Пресвятой Богородицы в месте Белае находящийся в двух часах ходьбы от монастыря, высоко среди скал на левом берегу Бистрицы. Пещера крайне труднодоступна, ее внутреннее пространство было обтесано и приспособлено под часовню, на стенах которой сохранились остатки фресок большой художественной ценности. В прилегающих к часовне кельях переписывались и украшались книги; некоторые из которых хранятся в монастырской ризнице. Посмотреть коллекцию предметов из монастырской ризницы , фрески и совершить виртуальную экскурсию по монастырю часть 1 , часть2 Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Преподобная Елена принадлежала к правящей династии Неманичей. Она была дочерью святого короля сербского Милутина и родной сестрой святого Стефана Дечанского. В миру она носила имя Анна Неда. Ее мощи находятся в соборе Вознесения Господня Дечанского монастыря. Престольные праздники [ править править код ] Стефан Урош III, Дечанский, Сербский, король, мученик - 24 ноября Как добраться [ править править код ] Адрес: Манастирска бб, Дечани, Косово Проезд: Если вы путешествуете на собственном автомобиле, то для автомобилей с сербскими номерами нет необходимости платить пошлину при въезде в Косово и Метохию. При въезде из центральной Сербии лучше всего добираться со стороны Косовской Митровицы (90 минут в пути) или через пограничный переход в Мердаре (120 минут в пути). Со стороны Черногории от пограничного перехода Кула до монастыря дорога займет около 60 минут. Из Белграда отправляются регулярные рейсы до Гораждеваца, недалеко от Печи. Оттуда до монастыря можно доехать на такси за 10 евро. Подробнее на карте Телефон: +381 64 800 3000 , +383 49 776 024 Электронная почта: manastir@decani.org Официальный сайт монастыря Официальная страница в Фейсбук Инстаграм Паломнику [ править править код ] Время посещений: Богослужения: Устав обители включает полный круг дневных богослужений, которые начинаются в шесть часов утра с полунощницы, часов и Литургии, и заканчиваются в конце дня вечерней службой и повечерием. Особенно торжественны всенощные бдения накануне воскресения и великих праздников; они продолжаются по несколько часов, а храм в это время освещен десятками свеч, которые зажигаются на знаменитом дечанском хоросе. Наиболее великолепны праздничные и воскресные Литургии, когда служит игумен монастыря архимандрит Савва в сослужении иеромонахов. Пение братии и церковное благолепие на этих службах производят особенно сильное впечатление.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010